«Культура Алтайского края»: «Гроза» в России больше, чем гроза – размышления о спектакле Молодёжного театра Алтая

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского всегда была (и есть!) для русского театра произведением знаковым по непреходящей актуальности. И все потому, что драматический конфликт «Грозы» уходит глубокими корнями в общественную и семейную модель русского патриархального мира. Он вскрывает саму природу коллективного бессознательного, как хранилища наследственной памяти, образов и символов. Где кровная связь людей, скрепленная личной несвободой и страхом перед неизменными многовековыми традициями становится горьким и неизбежным источником драматического конфликта. «Гроза», написанная в 1859 году, как никакая другая пьеса А. Н. Островского, всколыхнула всю пишущую и читающую творческую интеллигенцию России. Литературные и театральные критики в лице Николая Добролюбова, Александра Кугеля, Дмитрия Писарева, подробнейшим образом проанализировали в своих статьях и «темное царство», и «освежающий родник», и «мотивы русской драмы». В ведущих театрах Москвы и Санкт-Петербурга спектакли по пьесе «Гроза» имели шумный успех и общественный резонанс. Странно об этом сейчас писать, но Мейерхольд первым поставил «Грозу» в стилистике модерна в Александринском театре Санкт-Петербурга в 1916 году. Однако Лев Николаевич Толстой написал в это время Афанасию Фету, что «Гроза» Островского есть сочинение «плачевное»… Ну, что тут скажешь? Не довелось Толстому посмотреть спектакль в Молодежном театре Алтая!

Игровое пространство спектакля «Гроза» организовано с учетом принципов конструктивизма (художник-постановщик Любовь Бойкова). Тяжелая металлическая платформа с верхней горизонтальной площадкой и вертикальными лестницами по бокам напоминает железнодорожный виадук. На нем вполне гармонично расположились все участники спектакля. Они громко, складно и напористо поют песню о том, что жизнь проходит просто зря! И звучит это настолько убедительно, что не согласиться с интенцией режиссера-постановщика Анны Зуевой никак невозможно. А то, что это только пролог и ничего существенного пока не произошло, – неважно! Картинка, как говорят сценографы, радует глаз. Да и среда обитания славных жителей города Калинова ничем особо не перегружена, не угнетена. Все очень просто. Только – самое необходимое. Столы, лавки, деревья в кадках. Места много. Есть где разгуляться. Молодежь хороводы водит да песни поет, а кто постарше, как, например, Кабаниха (Любовь Хотиева) и Дикой (Евгений Бакуменко), так те в ручеек играют. Лепота! Впрочем, тут все играют. Принцип постановки такой: игра в игре. Вот и Кудряш (Виталий Полозов) для наглядности повис на перилах виадука вниз головой и при этом текст роли произносит! Правда, мало что понятно из текста, зато – биомеханика. Привет Мейерхольду! А так как Всеволод Эмильевич сам когда-то ставил «Грозу» в Александринке, так привет-то получается в квадрате! Не сравнить, конечно, качка Кудряша с Тихоном, мужем Катерины. В трактовке режиссера, что совсем немаловажно, Тихон Александра Рейна получился фигурой весьма живописной. Мягкий, безвольный, как бы размазанный жизнью провинциальный алкоголик с детской улыбкой на лице. И зачем его женили? Жил бы себе и жил потихонечку. Но тут снова в режиссерском прочтении пьесы возникает какая-то постмодернистская несоразмерность. Очень трудно поверить, чтобы единственному своему наследнику прагматичная Кабаниха приглядела бы такую невнятную жену, как Катерина Ольги Жучковой. Малахольная она, что ли? Ведь еще ничего такого, считай, не произошло, а она уже от страха с ума начинает сходить и бедного Бориса (Александр Савин) до слез доводить. (Хотя слезоточивость актера на сцене никакого отношения к профессиональному мастерству не имеет.) Но, видно, до мастерства еще очень далеко, и потому в спектакле «Гроза» наши молодые актрисы много и упоительно плачут. Принцип организации сценического пространства «Грозы» порой досадно диссонирует с жанровыми особенностями психологической драмы. По ходу развития событий где-то там, под конструкциями, вдруг раздается знакомый вопрос: «Отчего люди не летают?» Так и подмывает ответить: «Оттого, что не хотят». Ну, к кому этот текст приложить-то? Монологи Катерины вялы и аморфны по энергетике. Неорганичны по внутреннему проживанию. К сожалению, почти все актеры уходят в изображение чувств своих персонажей, забыв, что «Гроза» – пьеса глубоко психологическая. И что цена всей этой истории – человеческая жизнь! Возможно, теперь все это уже не так глобально понимается, судя по режиссерской трактовке, но для Островского смысл-то произошедшего был именно в этом! А в чем же еще? Не в песне же Гарика Сукачёва «А за окном был месяц май»?! Панибратское отношение с драматургом, с содержанием пьесы медленно, но верно погружает нас в пространство маскультуры. История Кати Кабановой зависла где-то между Александром Островским и Гариком Сукачёвым. Между драмой и экшеном, в котором тоже все поверхностно, спонтанно и динамично.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

22.03.2023

К весенним школьным каникулам МТА подготовил обширную программу

21.03.2023

Фестиваль искусств, посвящённый памяти Валерия Золотухина, пройдет в Алтайском крае

20.03.2023

«Алтапресс»: посмеяться и подумать – детские спектакли, которые можно посмотреть в Барнауле

Команда Молодёжного театра Алтая стала первой в турнире по настольному теннису межтеатральной спартакиады

19.03.2023

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

18.03.2023

Поздравляем артистов с вводом в мюзикл «Фауст»

15.03.2023

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Мамонтово

К весенним школьным каникулам МТА подготовил обширную программу

С 24 марта по 2 апреля у всех школьников будут весенние каникулы. К этому событию Молодёжный театр Алтая подготовился заранее и составил специальную программу. Она будет интересна не только детям, но и взрослым зрителям.

В программу вошли 16 показов спектаклей, обсуждение их с театральным педагогом МТА, встречи с мастерами аквагрима, фотосессии с героями детских сказок и мастер-классы от педагогов Центра детского творчества Центрального района Барнаула.

К примеру, маленьких зрителей научат создавать открытки, индейские головные уборы и украшения, наносить на лицо боевую раскраску. Будет шанс получить совместное фото с Золушкой и её верными друзьями, Принцессой и Солдатом из «Огнива», другими персонажами из постановок МТА. У каждого будет возможность рассказать о своих ощущениях после просмотра спектаклей «Ноябрьский зов», «Марьино поле», «Сказка о царе Салтане» и Wonder boy.

Телефон кассы театра: 503-503.

Фестиваль искусств, посвящённый памяти Валерия Золотухина, пройдет в Алтайском крае

25 и 26 марта в Быстром Истоке пройдёт Пятый фестиваль искусств «Здесь край моих отцов», посвящённый памяти народного артиста России Валерия Золотухина.

В программе примут участие ведущие мастера сцены Молодёжного театра Алтая заслуженная артистка России Галина Чумакова и лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества Любовь Хотиёва. 25 марта они представят командную театрализованную игру «Со сказкой по жизни. От 7 до 107 лет…».

В «Литературной гостиной» Мемориального музея Валерия Золотухина состоится презентация сборника стихотворений и песен «Единое слово» поэтов Алтайского края и Луганской Народной Республики. Проект представит член Союза писателей России, редактор-составитель сборника Иван Образцов.

Пройдёт награждение победителей и лауреатов межрайонного детско-юношеского конкурса чтецов «Здесь Родины моей начало», в котором в этом году приняли участие 165 школьников из 15 районов и семи городов края. 26 марта программу продолжит мероприятие, посвящённое теме кинематографа.

Идея проведения фестиваля искусств в дни памяти Валерия Золотухина принадлежит Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая. Родилась она благодаря многогранному таланту нашего земляка. Валерий Сергеевич ярко и самобытно заявил о себе как в театре и кинематографе, так и в сфере песенного исполнительства, будучи поющим артистом. Кроме того, он был членом Союза писателей России, автором ряда интересных прозаических произведений. Именно эти обстоятельства и определили жанр памятного мероприятия как фестиваль, и его тематику. Ежегодная программа состоит из четырёх разделов: театр, кинематограф, музыка и литература.

«Алтапресс»: посмеяться и подумать – детские спектакли, которые можно посмотреть в Барнауле

20 марта отмечают Международный день театра для детей и молодежи. Altapress.ru не остался в стороне и вспомнил несколько спектаклей для юных зрителей, которые можно увидеть в Молодежном театре Алтая.

«Летучий корабль»

Царь, узнав, что его казна пуста, решает отдать дочь Забаву замуж за богатого боярина Полкана. Но Забава говорит, что замуж пойдет только по любви. Тогда Царь устраивает «конкурс» – кто из женихов построит летучий корабль, тот Забаву под венец и поведет.

Цена: 200-300 руб.
Когда: 9 апреля в 12:00.

«Ноябрьский зов»

Эта постановка больше подойдет подросткам. Главная героиня пытается выделиться, быть не такой как все. И вот однажды ее дедушка вызывается пойти с ней в школьный поход, который становится своеобразным уроком для обоих.

Цена: 350 руб.
Когда: 26 марта в 17:00.

«Вождь краснокожих»

Двум аферистам не хватает двух тысяч долларов, чтобы провернуть очередное дельце. Они решают похитить сына богатенького Папаши Дорсета и потребовать выкуп. Но 10-летний мальчик возомнил себя Вождем краснокожих и устраивает бандитам «сладкую жизнь».

Цена: 350 руб.
Когда: 25 марта в 11:00 и 13:00.

Источник: «Алтапресс»

Команда Молодёжного театра Алтая стала первой в турнире по настольному теннису межтеатральной спартакиады

20 марта в Барнауле провели турнир по настольному теннису ежегодной спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. Представители Молодёжного театра Алтая и в этом виде спорта одержали победу.

Честь МТА защищали заведующий музыкальной частью Евгений Гутчин, машинист сцены Андрей Шкуро и артист Эльдар Носачёв. Турнир проводили вкруговую – каждый спортсмен сыграл с каждым по одному разу. После группового этапа состоялись встречи за призовые места.

Эльдар Носачёв показал седьмой результат, Андрей Шкуро в личном первенстве занял шестое место, Евгений Гутчин стал третьим. Набранных участниками очков хватило, чтобы команда Молодёжного театра Алтая стала победителем соревнований.

Через неделю состоятся финальные турниры. Проведут состязания по плаванию и волейболу. Победители ежегодной спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края определятся тогда же, после подсчёта результатов соревнований по всем видам спорта.

смотреть фото

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Диану Зяблицкую с вводом на роль Забавы, Елену Логачёву, Наталью Очаковскую и Дарью Чиж – на роли Бабок-ёжек в музыкальный спектакль по мотивам русских народных сказок «Летучий корабль». Зажигайте от души, радуйте зрителей, больших и маленьких, своими новыми ролями!

Поздравляем артистов с вводом в мюзикл «Фауст»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом на роль Маргариты, Виктора Синицина – на роль Монаха, Дарью Алаеву и Алексея Пахорукова – на роли студентов, артистов, тюремщиков и чертей в мюзикл Александра Шевцова «Фауст». Желаем вдохновения и интересных ролей!

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Мамонтово

14 марта Молодёжный театр Алтая ездил в село Мамонтово. На сцене Многофункционального культурного центра состоялись показы спектаклей «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина и «Пой, Вовка…» по литературному наследию народного артиста России Валерия Золотухина.

После показов глава Мамонтовского района Сергей Волчков выразил признательность директору МТА Ирине Лысковец: «Сердечная благодарность за прекрасные театральные встречи! Спектакли «Сказка о царе Салтане» и «Пой, Вовка…» подарили нашим зрителям яркую, талантливую игру актёров, выразительные сценические образы и хорошее настроение, заставили задуматься о смысле жизни! Желаем вам новых ярких находок, успешной гастрольной деятельности, долгих и прекрасных лет творчества, здоровья, счастья и добра!».

В свою очередь Молодёжный театр Алтая выражает благодарность Сергею Волчкову и директору Многофункционального культурного центра Виктору Гореявчеву за неоценимую помощь в организации и проведении гастролей на достойном уровне.

Только недавно МТА возобновил поездки по краю, которые на два года прервал коронавирус. Коллектив уже побывал в ЗАТО Сибирский, дважды выступал в Алейске. Посещение Мамонтово открыло гастроли театра по региону в 2023 году. Уже в следующем месяце творческая команда отправится в Ребриху.

В выездах в отдалённые территории Алтайского края участвуют многие театрально-концертные коллективы региона. По данным Министерства культуры края, в этом году гастрольную карту значительно расширили. Выступления состоятся почти в 80% муниципалитетов. Запланированы гастрольные выезды в более чем 50 территорий.

Афиша
Новости
Соцсети