«Культура Алтайского края»: лабиринты судеб – Иван Стебунов поставил в Молодёжном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии»

Иван Стебунов, известный российский актер, и во втором воплощении – режиссер, поставил в Молодежном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии». Постановщик вслед за драматургом извлек из банального сюжета философский смысл и уверенно провел зрителя от недоумения к катарсису.

Сцена-ребус

Пьеса «Иллюзии» построена на жизненных историях, которые рассказывают четыре пожилых человека – две супружеские пары, дружившие с юности. Герои расположились на трех диванчиках и попеременно повествуют о себе или о ком-то из четверки. Организация игрового пространства и композиционные приемы постановки – живые высказывания героев перемежаются с видеозаписями из семейного архива и рекламой, транслирующимися на экран, – словно под копирку сняты с известного телешоу «Пусть говорят». Первые минуты спектакля зритель испытывает недоумение: сначала по поводу сценографии, затем – монолога Дени (актер Александр Савин). Театральный критик Яна Глембоцкая, слушая речь Дени, и вовсе испугалась: «Все пропало!».

Дени умирает, его последняя речь обращена к жене, с которой они прожили 52 года. Длинный монолог о любви герой произносит ровным речитативом, предельно ясно выговаривая слова, не допустив ни одного эмоционального всплеска, будто тренирует дикцию. Речевую интонацию можно сравнить с чтением инструкции по применению чего бы то ни было, с зазубриванием параграфа из учебника, со спичем менеджеров, приносящих товары в офисы, или с заключительными слоганами телеведущих, которые отрепетированной скороговоркой произносятся в финале программы: берегите себя и своих близких. В такой же малопересеченной, бесстрастной манере дьячок бормочет правило в пустой церкви.

«Я благодарен тебе за то, что ты научила меня любви, – говорит Дени Сандре. – Я ни разу не изменил тебе. Я благодарен тебе, ты объяснила мне, что настоящая любовь это не слова, не романтика, это труд; любовь – это взаимность и ответственность…».

И далее минут пять в этом же духе, и все – на одной ноте.

Зритель теряется в догадках по поводу безэмоциональной оболочки прощального слова, как, впрочем, и по поводу самой возможности столь долгой и столь книжной на смертном одре речи. Дени произносит формулы. Мы слышали их тысячи раз. Они нам знакомы, как, например, знакомы десять библейских заповедей.

«Любовь может быть только взаимной», – повторяет Дени.

«Любовь может быть разной», – включается в мысленный диалог зритель и, заметим, тоже фразой-штампом.

Люди, пришедшие на показ, сомневаются во всем, что происходит на сцене, они испытывают даже некоторое недоверие к режиссеру. У публики много вопросов, и, пожалуй, она готова оспорить постулаты Дени. При этом нетрудно заметить, что на каждое внутреннее вопрошание находится, как минимум, два ответа и оба имеют право на существование. Озадаченный зритель невольно втягивается в историю, собственно, он попадает в ловушки, расставленные режиссером. И сцена а-ля Малахов, и монотонное слово героя – все это западня, которую Стебунов выстраивает намеренно, чтобы заставить зрителя удивляться и даже раздражаться, дабы в итоге овладеть его вниманием. Постановщик прибегает к уловкам, поскольку в пьесе «Иллюзии» слабо выражено действие, зато много текста – спектакль состоит из монологов.

Сценические ходы Иван Стебунов выстраивает от противного. Мы привыкли воспринимать театр как нечто необычное с интересными декорациями, эмоциональными диалогами. И вдруг все наоборот: мгновенно узнаваемый, можно сказать, из вульгарной повседневности игровой помост; очищенная от эмоций, стерилизованная речь. В основе творческого почерка режиссера – поэтикаребус, она призвана задавать зрителю задачи, заставлять думать.

Неслучайно на афише спектакля изображено многоликое яблоко, смачно надкушенное с одного бока. Это за спиной Ивана Стебунова маячит образ художника Рене Магритта, создававшего картины-ребусы и часто вместо лица изображавшего яблоко. Работы Магритта призывают освободиться от банальных смыслов, побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. В «Иллюзиях» замысел срабатывает: слушая банальные истории, зритель погружается в глубокую рефлексию, философские размышления.

О чем пишет и за кем идет Вырыпаев?

Вот вкратце содержание пьесы «Иллюзии». Через год на смертном одре окажется Сандра (актриса Юлия Юрьева), жена Дени. Она позовет Альберта (артист Анатолий Кошкарёв), друга мужа, и признается, что всю жизнь любила только его, на расстоянии, не смея выдать себя. Большое чувство помогало ей жить, безответность научила ее ценить любовь и переносить это великое чувство на других людей. Альберта тут же озаряет, что он всю жизнь любил Сандру, и он признается в этом жене Маргарит (актриса Ирина Клишевич). Та в ответ сообщает, что она и Дени были любовниками. («Выходит, Дени лгал на смертном одре?!» – вычисляет зритель.) Альберт вспоминает: когда-то Дени ему признался, что сходит с ума по его жене, но и не более, приблизиться к ней не посмеет. После раздумий Альберт приходит к выводу: нет, все-таки он всегда любил свою Маргарит, с радостным известием он спешит к ней и находит жену в петле. Женщина оставила записку, в которой известила мужа о том, что всю жизнь любила только его, Альберта, а про Дени сочинила.

Как говорится, простые житейские истории – самое прискорбное, узнаваемые. Бесхитростная, казалось бы, пьеса, построенная на клишированном тексте, превращается в огромных размеров лабиринт с бесконечным количеством ходов – версий человеческих судеб.

«Человек – это игра возможностей», – сказал австрийский писатель-философ Роберт Музиль (1880 – 1942), автор романа «Человек без свойств». Известный швейцарский писатель Макс Фриш (1911 – 1991) развил эту тему в своих пьесах и романе «Назову себя Гантенбайн» (1974). Наш современник Иван Вырыпаев продолжает традиции Музиля и Фриша.

Макс Фриш становится популярным писателем после Второй мировой войны, когда западное общество остро переживает факт разрушения, распада личности. Человек оказался способным истязать, пытать, отправлять в газовые камеры и при этом любить искусство, играть на скрипке, писать картины. Главным в произведениях Фриша становится проблема идентичности, цельности человека. Больная тема тревожит запад (и равно все стороны света) и в ХХI веке. Пьеса «Иллюзии» была заказана Ивану Вырыпаеву немецким театром.

Творческие манеры Фриша и Вырыпаева весьма близки. Пьесы обоих авторов написаны в ключе экспериментального допущения: могло быть так, а могло этак, а еще так, что и вовсе страшно подумать. К примеру, Дени в «Иллюзиях» заводит речь об инцесте, но тут же успокаивает возмущенного зрителя: «Шутка». Человеческое «Я» содержит бесконечное множество вариантов. Однако судьба (биография) имеет единственное воплощение – повторить и переиграть нельзя. Можно только представить, что могло бы быть иначе.

В пьесах того и другого присутствует психологический подтекст, выводящий к мысли: мы меньше всего знаем людей, которых любим. Произведения Фриша и Вырыпаева не оставляют сомнений, что действие, вынесенное на сцену, не вымысел, а подсмотренный кусок жизни. Кроме того, оба наследуют чеховскую традицию, а именно: они строят произведение-айсберг, в котором лишь одна треть (несложная сюжетная канва) над водой и две трети (подспудные смыслы, причины, вопросы) невидимы сразу, но постепенно и неуклонно открываются. (К слову, и Рене Магритт говорит в своих картинах об обманчивости видимого.) Вырыпаев вдобавок определяет «Иллюзии» как комедию. Над чем бы посмеяться в ней? Не найдем, как и у Чехова. Что смешного в ситуациях, когда человек решается свести счеты с жизнью?

Называя героя Альбертом, Вырыпаев намекает на самого известного человека с этим именем – создателя теории относительности. Да, все относительно в этой жизни (кто не знает этой формулы?). Со смертью Альберта (он проживет после Маргарит еще 10 лет), исчезнет и история закадычной четверки, рассеется их боль и горе, будто и не было ничего. Все – иллюзии.

Обращение к современнику

Иван Стебунов присоединяется к замечательной команде писателей и художников, объединенных сквозь время единомыслием, поскольку также проникнут тревогой за человека, за мир.

Что хочет сказать режиссер современнику своими «Иллюзиями»? Мы увидели в спектакле следующее. Человек из огромного числа версий, предлагаемых жизнью, стремится выбирать лучшие, творчески состоятельные. Сложность в том, чтобы при темпераментном движении к лучшему не допустить оскорбления, боли и горя других, принадлежащих к роду человеческому. Постановка Ивана Стебунова заставляет вспомнить, как легко, не думая о последствиях, не специально мы манипулируем сердцем, судьбой, жизнью людей, оказавшихся рядом с нами. Режиссер просит о милосердии, об ответственности за близких, за человека вообще. «Уходя, не гаси свет в чужой душе», – приходят на память слова грустного клоуна Леонида Енгибарова (1935 – 1972).

Современный человек плохо справляется с этой задачей, он расщеплен, расслоен, болезнен, он ранен и сам ранит, ему трудно оставаться цельным. Он часто сам не знает, в какой ситуации он равен себе, где он подлинный. Современник многолик и истерзан. Он странен, поскольку одновременно стремится и оголяться (проведем аналогию со студией «Пусть говорят», процитированной в спектакле Стебунова, где стало нормой открывать самые стыдные истории), и скрываться. С «Иллюзиями» созвучен один факт из биографии художника Магритта, ставшего незримым соавтором постановки Ивана Стебунова. Жена художника, прожившая с ним почти 50 лет, узнала о самоубийстве матери Рене только от его биографа. И в этом современный человек: ему страшно и больно открыть внутреннюю поврежденность, изуродованность (надкушенное яблоко на афише, по сути, изъятое лицо) даже близким людям.

Постановка передает тревожную атмосферу современной действительности – потерянность, непонимание происходящего, размытость основ (хотя мы все знаем про десять заповедей). На сцене жив девиз наших дней: «Верить никому нельзя». Реклама, никак не связанная с основным действием пьесы, отражает саму себя и уподобляется символу ненасытного бездушного Молóха, неподвластного быстрому укрощению даже в дни национального траура (в памяти воскрес самолет, упавший в Черное море в конце 2016 года).

Постановка получилась актуальной, острой. Актеры достоверны, они играли нас, современников, на их лицах были наши маски, наша уверенность и наша беспомощность, – мы узнавали себя.

Пьесу завершает многократно повторенная фраза: «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе?».

Зрители покидали зал молча, сосредоточенно, будто додумывая действие, выискивая другие, более счастливые, варианты для этой истории. Спрятавшись за колонной в фойе, на скамеечке, плакала женщина. Настоящий катарсис! Может ли мечтать режиссер о большем?!

Лариса Вигандт

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

11.07.2025

Молодёжный театр Алтая поборется в пяти номинациях Национальной премии «Музыкальное сердце театра»

01.07.2025

Лаборатория о театре будущего пройдёт в Молодёжном театре Алтая

26.06.2025

«Толк»: в Барнауле пройдёт премьерный показ проекта «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая»

25.06.2025

«Толк»: кто из звёзд приедет на фестиваль Валерия Золотухина в Барнауле

Омский портал «Культура»: спектакли Северной драмы и Омского ТЮЗа увидят на Алтае

«Вести – Алтай»: алтайский спектакль «Яга» номинирован на престижную премию

23.06.2025

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поборется в пяти номинациях Национальной премии «Музыкальное сердце театра»

Организаторы Национальной премии «Музыкальное сердце театра» опубликовали шорт-лист 2025 года. Музыкальный миф «Яга» Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина заявлен в пяти номинациях.

Всего в список включили 14 спектаклей из 111 заявленных театрами со всей страны. Голосование экспертов и зрителей начнётся в сентябре. Мероприятия Премии пройдут в Калининграде и Санкт-Петербурге, завершатся 24 ноября Церемонией вручения премии, на которой огласят лауреатов.

Спектакль МТА претендует на победу в номинациях «Лучшее пластическое решение (хореограф)» (Ксения Малинина), «Лучшая сценография (художник-сценограф)» (Ирина Уколова), «Лучшие костюмы (художник по костюмам)» (Ольга Смагина), «Лучшее световое оформление (художник по свету)» (Алексей Крючков) и «Лучшая исполнительница главной роли» (Елена Логачёва).

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей России и региональных Правительств.

Лаборатория о театре будущего пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Нам очень любопытно, что ждёт нас через 200-300 лет. Станет ли жизнь на земле невообразимо прекрасной? Каким будет театр? Он ещё будет? Придумывать искусство будущего необходимо вместе с «людьми будущего». Поэтому мы приглашаем таких людей к созданию необычного спектакля.

Как опознать «человека будущего» в себе или других:
– это подростки 11-15 лет;
– им нравится что-то придумывать, сочинять;
– их занимают современные технологии (не только как игрушки);
– они готовы узнать кое что новое из мира технологий и искусства;
– готовы посвятить некоторое количество времени этому проекту.

Если это про вас, пожалуйста, заполните заявку и пришлите её нам до 30 июля. Поделитесь этой информацией с теми, кому это может быть интересно.

Итогом лаборатории станет спектакль-инсталляция, который участники создадут совместно с драматургом Екатериной Августеняк и режиссёром Евгением Маленчевым. Зрители смогут увидеть результат такого сотрудничества в сентябре на Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени В.С. Золотухина.

Ждём ваших заявок до 30 июля! Объявим результаты опен-кола после 1 августа.

«Толк»: в Барнауле пройдёт премьерный показ проекта «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая»

8 июня в краеведческом музее пройдет премьерный показ первой серии документального проекта телеканала «Толк» «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Команде фильма пришлось решить немало сложных задач. Главная проблема в том, что ни фотографий, ни кадров кинохроники, конечно, рассказывающих про алтайских курсантов, попросту нет.

Сцены учебы в полевом лагере пришлось воссоздавать. Собрать реквизит помогли реконструкторы. Курсантов сыграли студенты военной кафедры политеха. А оживить воспоминания минометчиков помогли актеры Молодежного театра Алтая.

Проект «Курсанты» построен на историях отдельных людей, вплетенных в историю страны и края. До нас никто не поднимал тему подготовки офицерских кадров на Алтае в годы войны в телевизионном формате. Проект в целом расскажет про учебу пехотинцев, снайперов, летчиков.

В эту субботу мы покажем первую серию про курсантов-минометчиков. Встреча пройдет в стенах краеведческого музея, прийти на нее может каждый желающий. Более того, зрители смогут пообщаться со съемочной группой проекта, задать вопросы историкам и даже получить памятные подарки, которые мы приготовили для самых активных.

Источник: «Толк»

смотреть видео

«Толк»: кто из звёзд приедет на фестиваль Валерия Золотухина в Барнауле

С 15 по 21 сентября в Барнауле в МТА в шестой раз пройдет Всероссийский молодежный фестиваль имени Валерия Золотухина. В 2025 году гостям покажут 14 спектаклей.

Свои постановки представят театры из разных регионов России. Откроет фестиваль спектакль «Космос» Лысьвенского театра драмы. Алтайские театры в ответ покажут три постановки: «Авиатор», «Яга» и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов».

Честь закрыть фестиваль выпала Театру юного зрителя из Санкт-Петербурга. В постановке «Обыкновенное чудо» сыграет заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

Источник: «Толк»

Омский портал «Культура»: спектакли Северной драмы и Омского ТЮЗа увидят на Алтае

Спектакли Северного драматического театра имени М.А. Ульянова «Годовые кольца моих костей» и Омского ТЮЗа «Манолито Очкарик» включены в программу Шестого Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В. С. Золотухина, который пройдет в Барнауле с 15 по 21 сентября. Постановки зрители Алтая увидят 16 сентября и 19 сентября.

Оба театра так или иначе связаны с Алтаем в общем и с Барнаулом в частности: это и родные пенаты, и альма-матер.

«Участие в фестивалях важно для любого театра, – комментирует директор Северной драмы Ольга Соя. – Это и обмен опытом и потенциальные творческие союзы, и большой стимул для творческой команды. Наш спектакль увидят и оценят жюри и зрители – театру всегда важно знать мнение экспертов и зрительской аудитории, что помогает расставить верные акценты в разных плоскостях театральной деятельности».

Фестиваль имени В.С. Золотухина проходит на сцене Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина с 2014 года. Из большого количества заявок, поданных на грядущий фестиваль, экспертный совет отобрал для показа только 15 лучших спектаклей со всей России.

Организаторами выступают Министерство культуры Алтайского края, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит один раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

О спектаклях

«Годовые кольца моих костей»

Чердак многоквартирного дома. Подросток Дима остаётся наедине с самим собой, чтобы подумать о том, что он собирается сделать. Но тут появляется мужчина в синем костюме, который должен найти сильные аргументы для молодого человека не совершать определенные действия, которые повлекут за собой неминуемую беду.

Пьеса Елены Щетининой «Годовые кольца моих костей» впервые была представлена в виде эскиза на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в ноябре 2022 года в Омске, получив награду в номинации «Лучшая режиссерская работа». Автор пьесы Елена Щетинина, редакция, режиссер, художник-постановщик – Константина Рехтина.

В спектакле участвуют Василий Кулыгин и Михаил Кузнецов. Премьера состоялась 26 февраля 2023 года.

«Манолито Очкарик»

Мальчишка Манолито – самый простой парень из обычной школы. Он не обладает никакими уникальными способностями, зато у него есть собственная жизненная философия и живая фантазия. Драка с лучшим другом, поход с дедушкой в магазин, двойка за списанную у отличника контрольную и свидание с одноклассницей – это настоящие приключения для восьмилетнего паренька. И Манолито очень нужно поделиться историями своей жизни со всеми, кто готов (или не очень) слушать!

Спектакль по бестселлеру испанской писательницы Эльвиры Линдо «Манолито Очкарик» покажет зрителю, какой ироничной и совсем несложной может оказаться повседневная жизнь, если о ней расскажет современный ребенок.

Режиссер Анастасия Старцева. В роли Манолито – Кирилл Фриц. Премьера состоялась в 8 февраля 2024 года.

Источник: Омский портал «Культура»

«Вести – Алтай»: алтайский спектакль «Яга» номинирован на престижную премию

Нашумевшая премьера Молодёжного театра Алтая попала в так называемый длинный список Национальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра». На премию в этом году подано 111 заявок из 37 субъектов. В лонг-лист вошло 22 постановки. В том числе и спектакль, который в МТА называют «музыкальным мифом». Интересно, что среди номинантов – много театров, которые специализируются на музыкальных спектаклях.

Наша «Яга» поборется за попадание в короткий список со спектаклями из Донецка и Кемерово, Иркутска и Красноярска, Омска, Перми, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга.

К 10 июля Большой экспертный совет, в составе которого восемь академиков современного музыкального театра, а это известные постановщики и руководители театров, назовёт финалистов. Церемония вручения премии пройдёт осенью в Санкт-Петербурге.

Премией «Музыкальное сердце театра» отмечают достижения музыкального театра во всех жанрах – от оперетты и мюзикла до саунд-драмы и рок-оперы.

Источник: «Вести – Алтай»

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Громкие премьеры и новый главный режиссёр. Каким был этот сезон в Молодёжном театре Алтая? Расскажет директор театра Ирина Лысковец.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети