«Культура Алтайского края»: лабиринты судеб – Иван Стебунов поставил в Молодёжном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии»

Иван Стебунов, известный российский актер, и во втором воплощении – режиссер, поставил в Молодежном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии». Постановщик вслед за драматургом извлек из банального сюжета философский смысл и уверенно провел зрителя от недоумения к катарсису.

Сцена-ребус

Пьеса «Иллюзии» построена на жизненных историях, которые рассказывают четыре пожилых человека – две супружеские пары, дружившие с юности. Герои расположились на трех диванчиках и попеременно повествуют о себе или о ком-то из четверки. Организация игрового пространства и композиционные приемы постановки – живые высказывания героев перемежаются с видеозаписями из семейного архива и рекламой, транслирующимися на экран, – словно под копирку сняты с известного телешоу «Пусть говорят». Первые минуты спектакля зритель испытывает недоумение: сначала по поводу сценографии, затем – монолога Дени (актер Александр Савин). Театральный критик Яна Глембоцкая, слушая речь Дени, и вовсе испугалась: «Все пропало!».

Дени умирает, его последняя речь обращена к жене, с которой они прожили 52 года. Длинный монолог о любви герой произносит ровным речитативом, предельно ясно выговаривая слова, не допустив ни одного эмоционального всплеска, будто тренирует дикцию. Речевую интонацию можно сравнить с чтением инструкции по применению чего бы то ни было, с зазубриванием параграфа из учебника, со спичем менеджеров, приносящих товары в офисы, или с заключительными слоганами телеведущих, которые отрепетированной скороговоркой произносятся в финале программы: берегите себя и своих близких. В такой же малопересеченной, бесстрастной манере дьячок бормочет правило в пустой церкви.

«Я благодарен тебе за то, что ты научила меня любви, – говорит Дени Сандре. – Я ни разу не изменил тебе. Я благодарен тебе, ты объяснила мне, что настоящая любовь это не слова, не романтика, это труд; любовь – это взаимность и ответственность…».

И далее минут пять в этом же духе, и все – на одной ноте.

Зритель теряется в догадках по поводу безэмоциональной оболочки прощального слова, как, впрочем, и по поводу самой возможности столь долгой и столь книжной на смертном одре речи. Дени произносит формулы. Мы слышали их тысячи раз. Они нам знакомы, как, например, знакомы десять библейских заповедей.

«Любовь может быть только взаимной», – повторяет Дени.

«Любовь может быть разной», – включается в мысленный диалог зритель и, заметим, тоже фразой-штампом.

Люди, пришедшие на показ, сомневаются во всем, что происходит на сцене, они испытывают даже некоторое недоверие к режиссеру. У публики много вопросов, и, пожалуй, она готова оспорить постулаты Дени. При этом нетрудно заметить, что на каждое внутреннее вопрошание находится, как минимум, два ответа и оба имеют право на существование. Озадаченный зритель невольно втягивается в историю, собственно, он попадает в ловушки, расставленные режиссером. И сцена а-ля Малахов, и монотонное слово героя – все это западня, которую Стебунов выстраивает намеренно, чтобы заставить зрителя удивляться и даже раздражаться, дабы в итоге овладеть его вниманием. Постановщик прибегает к уловкам, поскольку в пьесе «Иллюзии» слабо выражено действие, зато много текста – спектакль состоит из монологов.

Сценические ходы Иван Стебунов выстраивает от противного. Мы привыкли воспринимать театр как нечто необычное с интересными декорациями, эмоциональными диалогами. И вдруг все наоборот: мгновенно узнаваемый, можно сказать, из вульгарной повседневности игровой помост; очищенная от эмоций, стерилизованная речь. В основе творческого почерка режиссера – поэтикаребус, она призвана задавать зрителю задачи, заставлять думать.

Неслучайно на афише спектакля изображено многоликое яблоко, смачно надкушенное с одного бока. Это за спиной Ивана Стебунова маячит образ художника Рене Магритта, создававшего картины-ребусы и часто вместо лица изображавшего яблоко. Работы Магритта призывают освободиться от банальных смыслов, побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. В «Иллюзиях» замысел срабатывает: слушая банальные истории, зритель погружается в глубокую рефлексию, философские размышления.

О чем пишет и за кем идет Вырыпаев?

Вот вкратце содержание пьесы «Иллюзии». Через год на смертном одре окажется Сандра (актриса Юлия Юрьева), жена Дени. Она позовет Альберта (артист Анатолий Кошкарёв), друга мужа, и признается, что всю жизнь любила только его, на расстоянии, не смея выдать себя. Большое чувство помогало ей жить, безответность научила ее ценить любовь и переносить это великое чувство на других людей. Альберта тут же озаряет, что он всю жизнь любил Сандру, и он признается в этом жене Маргарит (актриса Ирина Клишевич). Та в ответ сообщает, что она и Дени были любовниками. («Выходит, Дени лгал на смертном одре?!» – вычисляет зритель.) Альберт вспоминает: когда-то Дени ему признался, что сходит с ума по его жене, но и не более, приблизиться к ней не посмеет. После раздумий Альберт приходит к выводу: нет, все-таки он всегда любил свою Маргарит, с радостным известием он спешит к ней и находит жену в петле. Женщина оставила записку, в которой известила мужа о том, что всю жизнь любила только его, Альберта, а про Дени сочинила.

Как говорится, простые житейские истории – самое прискорбное, узнаваемые. Бесхитростная, казалось бы, пьеса, построенная на клишированном тексте, превращается в огромных размеров лабиринт с бесконечным количеством ходов – версий человеческих судеб.

«Человек – это игра возможностей», – сказал австрийский писатель-философ Роберт Музиль (1880 – 1942), автор романа «Человек без свойств». Известный швейцарский писатель Макс Фриш (1911 – 1991) развил эту тему в своих пьесах и романе «Назову себя Гантенбайн» (1974). Наш современник Иван Вырыпаев продолжает традиции Музиля и Фриша.

Макс Фриш становится популярным писателем после Второй мировой войны, когда западное общество остро переживает факт разрушения, распада личности. Человек оказался способным истязать, пытать, отправлять в газовые камеры и при этом любить искусство, играть на скрипке, писать картины. Главным в произведениях Фриша становится проблема идентичности, цельности человека. Больная тема тревожит запад (и равно все стороны света) и в ХХI веке. Пьеса «Иллюзии» была заказана Ивану Вырыпаеву немецким театром.

Творческие манеры Фриша и Вырыпаева весьма близки. Пьесы обоих авторов написаны в ключе экспериментального допущения: могло быть так, а могло этак, а еще так, что и вовсе страшно подумать. К примеру, Дени в «Иллюзиях» заводит речь об инцесте, но тут же успокаивает возмущенного зрителя: «Шутка». Человеческое «Я» содержит бесконечное множество вариантов. Однако судьба (биография) имеет единственное воплощение – повторить и переиграть нельзя. Можно только представить, что могло бы быть иначе.

В пьесах того и другого присутствует психологический подтекст, выводящий к мысли: мы меньше всего знаем людей, которых любим. Произведения Фриша и Вырыпаева не оставляют сомнений, что действие, вынесенное на сцену, не вымысел, а подсмотренный кусок жизни. Кроме того, оба наследуют чеховскую традицию, а именно: они строят произведение-айсберг, в котором лишь одна треть (несложная сюжетная канва) над водой и две трети (подспудные смыслы, причины, вопросы) невидимы сразу, но постепенно и неуклонно открываются. (К слову, и Рене Магритт говорит в своих картинах об обманчивости видимого.) Вырыпаев вдобавок определяет «Иллюзии» как комедию. Над чем бы посмеяться в ней? Не найдем, как и у Чехова. Что смешного в ситуациях, когда человек решается свести счеты с жизнью?

Называя героя Альбертом, Вырыпаев намекает на самого известного человека с этим именем – создателя теории относительности. Да, все относительно в этой жизни (кто не знает этой формулы?). Со смертью Альберта (он проживет после Маргарит еще 10 лет), исчезнет и история закадычной четверки, рассеется их боль и горе, будто и не было ничего. Все – иллюзии.

Обращение к современнику

Иван Стебунов присоединяется к замечательной команде писателей и художников, объединенных сквозь время единомыслием, поскольку также проникнут тревогой за человека, за мир.

Что хочет сказать режиссер современнику своими «Иллюзиями»? Мы увидели в спектакле следующее. Человек из огромного числа версий, предлагаемых жизнью, стремится выбирать лучшие, творчески состоятельные. Сложность в том, чтобы при темпераментном движении к лучшему не допустить оскорбления, боли и горя других, принадлежащих к роду человеческому. Постановка Ивана Стебунова заставляет вспомнить, как легко, не думая о последствиях, не специально мы манипулируем сердцем, судьбой, жизнью людей, оказавшихся рядом с нами. Режиссер просит о милосердии, об ответственности за близких, за человека вообще. «Уходя, не гаси свет в чужой душе», – приходят на память слова грустного клоуна Леонида Енгибарова (1935 – 1972).

Современный человек плохо справляется с этой задачей, он расщеплен, расслоен, болезнен, он ранен и сам ранит, ему трудно оставаться цельным. Он часто сам не знает, в какой ситуации он равен себе, где он подлинный. Современник многолик и истерзан. Он странен, поскольку одновременно стремится и оголяться (проведем аналогию со студией «Пусть говорят», процитированной в спектакле Стебунова, где стало нормой открывать самые стыдные истории), и скрываться. С «Иллюзиями» созвучен один факт из биографии художника Магритта, ставшего незримым соавтором постановки Ивана Стебунова. Жена художника, прожившая с ним почти 50 лет, узнала о самоубийстве матери Рене только от его биографа. И в этом современный человек: ему страшно и больно открыть внутреннюю поврежденность, изуродованность (надкушенное яблоко на афише, по сути, изъятое лицо) даже близким людям.

Постановка передает тревожную атмосферу современной действительности – потерянность, непонимание происходящего, размытость основ (хотя мы все знаем про десять заповедей). На сцене жив девиз наших дней: «Верить никому нельзя». Реклама, никак не связанная с основным действием пьесы, отражает саму себя и уподобляется символу ненасытного бездушного Молóха, неподвластного быстрому укрощению даже в дни национального траура (в памяти воскрес самолет, упавший в Черное море в конце 2016 года).

Постановка получилась актуальной, острой. Актеры достоверны, они играли нас, современников, на их лицах были наши маски, наша уверенность и наша беспомощность, – мы узнавали себя.

Пьесу завершает многократно повторенная фраза: «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе?».

Зрители покидали зал молча, сосредоточенно, будто додумывая действие, выискивая другие, более счастливые, варианты для этой истории. Спрятавшись за колонной в фойе, на скамеечке, плакала женщина. Настоящий катарсис! Может ли мечтать режиссер о большем?!

Лариса Вигандт

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

03.12.2024

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

02.12.2024

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

28.11.2024

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

27.11.2024

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

26.11.2024

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

25.11.2024

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

22.11.2024

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая состоялась первая тактильная экскурсия. Специальную программу составили для учеников Алтайской общеобразовательной школы №2, где занимаются с частично и полностью утратившими зрение детьми. В подготовке уникального проекта принимала участие тифлокомментатор высшей категории Зарина Идрисова.

На экскурсии школьникам рассказали, как театр выглядит снаружи и изнутри, подробно описали цвета, использованные при реконструкции здания материалы, красоту люстр, зрительских кресел, другие особенности интерьера. Они узнали о знаковых событиях, которые происходили в истории МТА, о народном артисте России Валерии Золотухине, его роли в развитии театра.

Но самым любопытным стало, конечно, тактильное знакомство с Молодёжным. Дети своими руками изучили некоторые экспонаты, расположенные в музее театра, и смогли получить представление об экспозиции. Так они узнали о людях, работающих в МТА: бутафоры, сотрудники пошивочного цеха, костюмеры и так далее. Группе повезло – во время посещения большого зрительного зала на сцене шла подготовка декораций к премьерному спектаклю «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина. Так они познакомились со столярным и монтировочным цехами. А после подробно расспрашивали о звуковом и световом.

смотреть фото

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября 2025 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку санкт-петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимают до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая идёт работа сразу над двумя спектаклями. Уже 14 декабря начнутся премьерные показы «Сказки о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Специально для МТА Илья Губин создал инсценировку повести, бережно отнесясь к оригиналу. Режиссёром и хореографом сказки стала Ирина Ткаченко, хорошо известная театралам Алтайского края. Она принимала участие в постановках Молодёжного «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Сценографию и костюмы разрабатывала Дарья Здитовецкая. Музыку для этой постановки писала композитор Юлия Колченская, также известная любителям театрального искусства. В МТА она была музыкальным руководителем при выпуске спектаклей «Прощание славянки» и «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесе Владимира Синакевича «Дикий». Скоро к команде постановщиков присоединится художник по свету Евгений Козин.

«Сказка о спящей Царевне» в Молодёжном театре Алтая – история о чудесной девочке, пришедшей в мир в рождественскую ночь, и Злой Мачехе, о прекрасном Королевиче Елисеи, наделённым даром возвращать людей из царства тьмы и говорящим с Солнцем, Ветром и Месяцем. О Волшебном Зеркале, отражающем мир и души людей, их свет и тьму. История победы любви и добра над завистью и злобой. Показы премьерного спектакля продлятся до 8 января.

Параллельно идут репетиции вечернего спектакля «Брачная Лихорадка» Антона Чехова. Режиссёр и автор инсценировки – Дарья Камошина, поставившая в МТА «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Визуальным решением занималась главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова, за хореографический рисунок отвечает Ольга Вернигора.

«Брачная лихорадка» – это водевильный вечер, герои которого хотят любить и быть любимыми, стремятся вступить в брак и избежать нежелательных отношений. Кто-то в погоне за счастьем руководствуется чёткими критериями в выборе спутника жизни, кто-то доверяет лишь чувству. Ранние, малоизвестные рассказы и хорошо знакомые шутки-комедии Антона Чехова переплетаются между собой и создают единую причудливую историю о лихорадочном поиске семейного счастья и противоречивости человеческих чувств. Первые показы этого спектакля пройдут со 2 по 8 января.

Билеты на обе премьеры в продаже, их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон кассы театра: 50-35-03.

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

В Молодёжном театре Алтая состоялся последний показ трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Спектакль выпустили 2 апреля 2016 года. За это время его сыграли 45 раз, сценическую версию известной пьесы посмотрели 15,5 тысячи человек.

Режиссёром-постановщиком «Обыкновенного чуда» был Иван Стебунов. Режиссуре и актёрскому мастерству он учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у знаменитых педагогов-режиссёров Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова. Постановка спектакля по пьесе Евгения Шварца в барнаульском театре стала первой режиссёрской работой Ивана. Состоялось несколько показов, в которых он сам вышел на сцену МТА и исполнил роль Медведя.

Вместе с артистами Молодёжного театра Алтая, игравшими в спектакле с самого начала, мы вспомнили, как шёл репетиционный процесс, чем запомнился режиссёр, какие традиции были у участников «Обыкновенного чуда». Предлагаем вместе с нами в последний раз погрузиться в атмосферу добра, света и тепла, которые всегда окутывали эту постановку.

смотреть видео

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

Союз театральных деятелей России провёл конкурс на участие в лаборатории актёрского мастерства под руководством народного артиста России, ректора Театрального института имени Бориса Щукина, секретаря СТД РФ, актёра Государственного академического театра имени им. Е. Вахтангова Евгения Князева. В список включили Антона Нечаева из Молодёжного театра Алтая.

Лаборатория Евгения Князева будет проходить в Москве с 12 по 17 декабря. Отбор прошли всего 20 человек. Антон Нечаев – лауреат Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства (2020). С семи лет занимался в детской театральной студии «Протоки», в составе которой участвовал во всевозможных фестивалях Алтайского государственного института культуры.

В 2021 году, сразу по окончании вуза, Антона Нечаева приняли в труппу Молодёжного театра Алтая. Сейчас в его репертуарном листе около 30 ролей в 25 спектаклях.

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

Экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подвёл итоги работы. В этом году на конкурс поступило 145 спектаклей 117 российских театров. Постановку Молодёжного театра Алтая «Чучело» по повести Владимира Железникова эксперты назвали значимым событием театрального сезона 2023-2024 годов, включил её в лонг-лист.

На «Арлекине» сложилась традиция приглашения в качестве гостя на весь срок фестиваля особо отмеченных экспертами создателей и участников спектаклей, не прошедших в конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году таких всего трое, среди них – артистка МТА Дарья Алаева, исполнившая роль Лены Бессольцевой в «Чучеле».

XXII фестиваль и конкурс на соискание Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2025 года пройдут с 13 по 22 апреля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Поздравляем артистку Ирину Клишевич с вводом в драму «Гроза» Александра Островского на роль Феклуши.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Афиша
Новости
Соцсети