«Культура Алтайского края»: лабиринты судеб – Иван Стебунов поставил в Молодёжном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии»

Иван Стебунов, известный российский актер, и во втором воплощении – режиссер, поставил в Молодежном театре Алтая спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии». Постановщик вслед за драматургом извлек из банального сюжета философский смысл и уверенно провел зрителя от недоумения к катарсису.

Сцена-ребус

Пьеса «Иллюзии» построена на жизненных историях, которые рассказывают четыре пожилых человека – две супружеские пары, дружившие с юности. Герои расположились на трех диванчиках и попеременно повествуют о себе или о ком-то из четверки. Организация игрового пространства и композиционные приемы постановки – живые высказывания героев перемежаются с видеозаписями из семейного архива и рекламой, транслирующимися на экран, – словно под копирку сняты с известного телешоу «Пусть говорят». Первые минуты спектакля зритель испытывает недоумение: сначала по поводу сценографии, затем – монолога Дени (актер Александр Савин). Театральный критик Яна Глембоцкая, слушая речь Дени, и вовсе испугалась: «Все пропало!».

Дени умирает, его последняя речь обращена к жене, с которой они прожили 52 года. Длинный монолог о любви герой произносит ровным речитативом, предельно ясно выговаривая слова, не допустив ни одного эмоционального всплеска, будто тренирует дикцию. Речевую интонацию можно сравнить с чтением инструкции по применению чего бы то ни было, с зазубриванием параграфа из учебника, со спичем менеджеров, приносящих товары в офисы, или с заключительными слоганами телеведущих, которые отрепетированной скороговоркой произносятся в финале программы: берегите себя и своих близких. В такой же малопересеченной, бесстрастной манере дьячок бормочет правило в пустой церкви.

«Я благодарен тебе за то, что ты научила меня любви, – говорит Дени Сандре. – Я ни разу не изменил тебе. Я благодарен тебе, ты объяснила мне, что настоящая любовь это не слова, не романтика, это труд; любовь – это взаимность и ответственность…».

И далее минут пять в этом же духе, и все – на одной ноте.

Зритель теряется в догадках по поводу безэмоциональной оболочки прощального слова, как, впрочем, и по поводу самой возможности столь долгой и столь книжной на смертном одре речи. Дени произносит формулы. Мы слышали их тысячи раз. Они нам знакомы, как, например, знакомы десять библейских заповедей.

«Любовь может быть только взаимной», – повторяет Дени.

«Любовь может быть разной», – включается в мысленный диалог зритель и, заметим, тоже фразой-штампом.

Люди, пришедшие на показ, сомневаются во всем, что происходит на сцене, они испытывают даже некоторое недоверие к режиссеру. У публики много вопросов, и, пожалуй, она готова оспорить постулаты Дени. При этом нетрудно заметить, что на каждое внутреннее вопрошание находится, как минимум, два ответа и оба имеют право на существование. Озадаченный зритель невольно втягивается в историю, собственно, он попадает в ловушки, расставленные режиссером. И сцена а-ля Малахов, и монотонное слово героя – все это западня, которую Стебунов выстраивает намеренно, чтобы заставить зрителя удивляться и даже раздражаться, дабы в итоге овладеть его вниманием. Постановщик прибегает к уловкам, поскольку в пьесе «Иллюзии» слабо выражено действие, зато много текста – спектакль состоит из монологов.

Сценические ходы Иван Стебунов выстраивает от противного. Мы привыкли воспринимать театр как нечто необычное с интересными декорациями, эмоциональными диалогами. И вдруг все наоборот: мгновенно узнаваемый, можно сказать, из вульгарной повседневности игровой помост; очищенная от эмоций, стерилизованная речь. В основе творческого почерка режиссера – поэтикаребус, она призвана задавать зрителю задачи, заставлять думать.

Неслучайно на афише спектакля изображено многоликое яблоко, смачно надкушенное с одного бока. Это за спиной Ивана Стебунова маячит образ художника Рене Магритта, создававшего картины-ребусы и часто вместо лица изображавшего яблоко. Работы Магритта призывают освободиться от банальных смыслов, побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. В «Иллюзиях» замысел срабатывает: слушая банальные истории, зритель погружается в глубокую рефлексию, философские размышления.

О чем пишет и за кем идет Вырыпаев?

Вот вкратце содержание пьесы «Иллюзии». Через год на смертном одре окажется Сандра (актриса Юлия Юрьева), жена Дени. Она позовет Альберта (артист Анатолий Кошкарёв), друга мужа, и признается, что всю жизнь любила только его, на расстоянии, не смея выдать себя. Большое чувство помогало ей жить, безответность научила ее ценить любовь и переносить это великое чувство на других людей. Альберта тут же озаряет, что он всю жизнь любил Сандру, и он признается в этом жене Маргарит (актриса Ирина Клишевич). Та в ответ сообщает, что она и Дени были любовниками. («Выходит, Дени лгал на смертном одре?!» – вычисляет зритель.) Альберт вспоминает: когда-то Дени ему признался, что сходит с ума по его жене, но и не более, приблизиться к ней не посмеет. После раздумий Альберт приходит к выводу: нет, все-таки он всегда любил свою Маргарит, с радостным известием он спешит к ней и находит жену в петле. Женщина оставила записку, в которой известила мужа о том, что всю жизнь любила только его, Альберта, а про Дени сочинила.

Как говорится, простые житейские истории – самое прискорбное, узнаваемые. Бесхитростная, казалось бы, пьеса, построенная на клишированном тексте, превращается в огромных размеров лабиринт с бесконечным количеством ходов – версий человеческих судеб.

«Человек – это игра возможностей», – сказал австрийский писатель-философ Роберт Музиль (1880 – 1942), автор романа «Человек без свойств». Известный швейцарский писатель Макс Фриш (1911 – 1991) развил эту тему в своих пьесах и романе «Назову себя Гантенбайн» (1974). Наш современник Иван Вырыпаев продолжает традиции Музиля и Фриша.

Макс Фриш становится популярным писателем после Второй мировой войны, когда западное общество остро переживает факт разрушения, распада личности. Человек оказался способным истязать, пытать, отправлять в газовые камеры и при этом любить искусство, играть на скрипке, писать картины. Главным в произведениях Фриша становится проблема идентичности, цельности человека. Больная тема тревожит запад (и равно все стороны света) и в ХХI веке. Пьеса «Иллюзии» была заказана Ивану Вырыпаеву немецким театром.

Творческие манеры Фриша и Вырыпаева весьма близки. Пьесы обоих авторов написаны в ключе экспериментального допущения: могло быть так, а могло этак, а еще так, что и вовсе страшно подумать. К примеру, Дени в «Иллюзиях» заводит речь об инцесте, но тут же успокаивает возмущенного зрителя: «Шутка». Человеческое «Я» содержит бесконечное множество вариантов. Однако судьба (биография) имеет единственное воплощение – повторить и переиграть нельзя. Можно только представить, что могло бы быть иначе.

В пьесах того и другого присутствует психологический подтекст, выводящий к мысли: мы меньше всего знаем людей, которых любим. Произведения Фриша и Вырыпаева не оставляют сомнений, что действие, вынесенное на сцену, не вымысел, а подсмотренный кусок жизни. Кроме того, оба наследуют чеховскую традицию, а именно: они строят произведение-айсберг, в котором лишь одна треть (несложная сюжетная канва) над водой и две трети (подспудные смыслы, причины, вопросы) невидимы сразу, но постепенно и неуклонно открываются. (К слову, и Рене Магритт говорит в своих картинах об обманчивости видимого.) Вырыпаев вдобавок определяет «Иллюзии» как комедию. Над чем бы посмеяться в ней? Не найдем, как и у Чехова. Что смешного в ситуациях, когда человек решается свести счеты с жизнью?

Называя героя Альбертом, Вырыпаев намекает на самого известного человека с этим именем – создателя теории относительности. Да, все относительно в этой жизни (кто не знает этой формулы?). Со смертью Альберта (он проживет после Маргарит еще 10 лет), исчезнет и история закадычной четверки, рассеется их боль и горе, будто и не было ничего. Все – иллюзии.

Обращение к современнику

Иван Стебунов присоединяется к замечательной команде писателей и художников, объединенных сквозь время единомыслием, поскольку также проникнут тревогой за человека, за мир.

Что хочет сказать режиссер современнику своими «Иллюзиями»? Мы увидели в спектакле следующее. Человек из огромного числа версий, предлагаемых жизнью, стремится выбирать лучшие, творчески состоятельные. Сложность в том, чтобы при темпераментном движении к лучшему не допустить оскорбления, боли и горя других, принадлежащих к роду человеческому. Постановка Ивана Стебунова заставляет вспомнить, как легко, не думая о последствиях, не специально мы манипулируем сердцем, судьбой, жизнью людей, оказавшихся рядом с нами. Режиссер просит о милосердии, об ответственности за близких, за человека вообще. «Уходя, не гаси свет в чужой душе», – приходят на память слова грустного клоуна Леонида Енгибарова (1935 – 1972).

Современный человек плохо справляется с этой задачей, он расщеплен, расслоен, болезнен, он ранен и сам ранит, ему трудно оставаться цельным. Он часто сам не знает, в какой ситуации он равен себе, где он подлинный. Современник многолик и истерзан. Он странен, поскольку одновременно стремится и оголяться (проведем аналогию со студией «Пусть говорят», процитированной в спектакле Стебунова, где стало нормой открывать самые стыдные истории), и скрываться. С «Иллюзиями» созвучен один факт из биографии художника Магритта, ставшего незримым соавтором постановки Ивана Стебунова. Жена художника, прожившая с ним почти 50 лет, узнала о самоубийстве матери Рене только от его биографа. И в этом современный человек: ему страшно и больно открыть внутреннюю поврежденность, изуродованность (надкушенное яблоко на афише, по сути, изъятое лицо) даже близким людям.

Постановка передает тревожную атмосферу современной действительности – потерянность, непонимание происходящего, размытость основ (хотя мы все знаем про десять заповедей). На сцене жив девиз наших дней: «Верить никому нельзя». Реклама, никак не связанная с основным действием пьесы, отражает саму себя и уподобляется символу ненасытного бездушного Молóха, неподвластного быстрому укрощению даже в дни национального траура (в памяти воскрес самолет, упавший в Черное море в конце 2016 года).

Постановка получилась актуальной, острой. Актеры достоверны, они играли нас, современников, на их лицах были наши маски, наша уверенность и наша беспомощность, – мы узнавали себя.

Пьесу завершает многократно повторенная фраза: «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе?».

Зрители покидали зал молча, сосредоточенно, будто додумывая действие, выискивая другие, более счастливые, варианты для этой истории. Спрятавшись за колонной в фойе, на скамеечке, плакала женщина. Настоящий катарсис! Может ли мечтать режиссер о большем?!

Лариса Вигандт

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети