«Культура Алтайского края»: «На что надеяться?» – в Молодёжном театре Алтая поставили «Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху

«Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху – третья режиссерская работа Андрея Воробьёва в Молодежном театре Алтая. Несмотря на жанровую ремарку и специфический ирландский юмор, сложно воспринимать происходящее на сцене исключительно как комедию.

В пьесе всего четыре действующих лица – братья Коулмэн и Вэлин Конноры, только что похоронившие отца, 17 летняя Гэлин Келлехер да местный священник отец Уэлш. Действо разворачивается в ирландской глубинке, в местечке под названием Линейн, где, как узнает зритель в первые же десять минут спектакля, местные жители не слишком то благочестивы – то дочурка кочергой мать пристукнет, то паренек зарубит возлюбленную топором. Даже в школьной футбольной команде, тренером которой стал отец Уэлш (эту роль в разных составах исполняют актеры Владимир Кулигин и Андрей Одинцов), все не слава богу – игроки совершенно не слушаются наставника и зарабатывают в матчах рекордное количество красных карточек. Кажется, что Линейн не принимает молодого священника, отторгает, как нечто чужое, инородное, – практически никто в приходе не может даже как следует запомнить его имя. Неудивительно, что, глядя день за днем на свою паству, Уэлш постепенно теряет веру и в себя как в духовное лицо, и в Господа Бога.

Итак, жители Линейна на своем веку грешили немало, были среди них и убийцы, и самоубийцы, но из всей этой общей картины МакДонах выхватывает крупным планом братьев Коннор. Еще до начала спектакля зритель может в деталях рассмотреть их жилище. Виктория Проскурина, создатель сценографии и костюмов, в точности следует тому описанию комнаты, которое дает в начале пьесы автор. Обшарпанные стены, ветхая мебель им под стать, на самом видном месте – над камином – потемневшее от времени распятие иронично соседствует с ружьем. Едва ли не все предметы в комнате помечены буквами V – маленькими и большими, в дальнейшем зритель увидит их даже на подошвах ботинок. Денно и нощно эти угольно-черные и белые, из клейкой ленты, знаки напоминают Коулмэну Коннору о том, что дом и все в нем, вплоть до последнего пакетика чипсов, принадлежит Вэлину. А еще – о преступлении, из за которого Коулмэн и лишился своей доли наследства.

Как и многие другие местные жители, отец братьев умер не своей смертью. Коулмэн (актер Александр Пальшин, в другом составе – Анатолий Медянцев) застрелил папочку из ружья, когда тот в очередной раз отпустил нелестное замечание в адрес его внешности. Вэлин (актер Иван Протасов, в другом составе – Виталий Прозоров) недалеко ушел от брата-отцеубийцы – быстро сообразил, что может нажиться на случившемся, и забрал часть наследства Коулмэна в обмен на молчание. Кажется, что эта мерзкая тайна связывает братьев сильнее, чем кровное родство, а существование под одной крышей превращается в негласное соревнование «кто кому больше напакостит». И в то время как отец Уэлш пытается воззвать к братским чувствам Вэлина и Коулмэна, два великовозрастных инфантила ссорятся и дерутся из за бутылок виски и дешевых журналов.

За годы жизни бок о бок братья прекрасно изучили слабые места друг друга. Зная, как сильно Вэлин дорожит коллекцией фигурок святых, Коулмэн сварил их в новенькой духовке. Это событие совпало с трагической смертью местного жителя Тома Хэнлона – паренек покончил с собой, утопившись в озере. Но даже гибель Тома не производит на Вэлина такого впечатления, как расплавившиеся в кастрюле пластмассовые фигурки. Он готов расправиться с Коулмэном прямо на глазах у отца Уэлша, застрелить из ружья или, на худой конец, задушить… Не в силах больше выносить эгоизм братьев, их духовную слепоту, а также измученный мыслями о своем бессилии хоть что то изменить священник погружает кисти рук в дымящуюся кастрюлю, и наблюдать за этой сценой больно едва ли не физически. Но и этот жест отчаяния не задевает братьев даже по касательной, они лишь замечают, что Уэлш, видимо, совсем свихнулся, а еще сетуют, что кровь с ошпаренных рук священника будет тяжело оттирать с пола.

Все то же отчаяние приводит Уэлша на берег озера, в водах которого не так давно утопился Том Хэнлон, а до него еще бог знает сколько местных. Священник и сам решается на самоубийство, но с высокой целью – подобно Христу, он умирает за других, а точнее, за братьев Коннор. Находится для него и Магдалина – Гэлин Келлехер, настоящее имя которой как раз Мария (играет ее актриса Анастасия Данилова). Именно она передает братьям письмо от отца Уэлша с заветом жить в мире и согласии. Пока отец Уэлш произносит свой пламенный монолог, Вэлин и Коннор стоят в дверях своих комнат, кивая, точно китайские болванчики. Точно мальчишки, которые с нарочито покаянным видом обещают родителям больше не шалить, но, разумеется, примутся за старое уже на следующий день.

В финале первого акта отец Уэлш замирает на краю сцены, с ног до головы окутанный пленкой, символизирующей озерные воды. Эта пленка испещрена текстом на английском языке – вероятно, цитатами из письма к братьям. Алый цвет букв напоминает об израненных руках священника, о крови, проступающей сквозь бинты. И поначалу может показаться, что жертва отца Уэлша была не напрасной. Узнав о произошедшем, братья вешают письмо на видное место над камином, как раз между распятием и ружьем, и пытаются наладить отношения. Правда, попытки эти больше похожи на игру двух детей, новую, а оттого пока еще увлекательную. Захваченные этим развлечением, Конноры не замечают, как проговариваются о самых страшных тайнах. Вэлин когда то подстроил расставание Коулмэна с Элисон О’Хулиген, а тот, в свою очередь, отрезал уши любимцу брата, псу Лэсси.

Перед началом спектакля Андрей Воробьёв, обращаясь к зрителям, заметил, что эта история о любви. Возможно, не все присутствующие в зале согласились со словами режиссера, ведь событийный ряд пьесы МакДонаха состоит из убийств и самоубийств, драк и бесконечных пререканий. Однако прав был отец Уэлш, сказавший в своем письме: «И все таки я уверен, что в самой глубине души вы любите друг друга». В каждом из братьев есть эта искра божья, есть любовь – ведь привязан же был Вэлин к своей собаке, которая всех вокруг раздражала своим лаем, а Коулмэн видел красоту глаз и волос Элисон О’Хулиген, красоту, которую не видел никто больше. На самом деле братья осиротели задолго до того, как лишились матери, а затем и отца – осиротели в тот день, когда отняли друг у друга эту привязанность и эту красоту. Потеряв самое ценное, что у них было, Конноры погребли способность и желание любить под ворохом ненужного хлама. Вэлин начал коллекционировать фигурки святых – как будто любить то, что не наделено душой, то, что не может умереть, не так больно. Коулмэн спрятался за щитом из циничных шуточек. Финал пьесы и спектакля не дает однозначного ответа, какими будут отношения братьев в будущем, но есть надежда, что состоявшийся откровенный разговор стал первым шагом на пути к примирению.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети