«Культура Алтайского края»: «На что надеяться?» – в Молодёжном театре Алтая поставили «Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху

«Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху – третья режиссерская работа Андрея Воробьёва в Молодежном театре Алтая. Несмотря на жанровую ремарку и специфический ирландский юмор, сложно воспринимать происходящее на сцене исключительно как комедию.

В пьесе всего четыре действующих лица – братья Коулмэн и Вэлин Конноры, только что похоронившие отца, 17 летняя Гэлин Келлехер да местный священник отец Уэлш. Действо разворачивается в ирландской глубинке, в местечке под названием Линейн, где, как узнает зритель в первые же десять минут спектакля, местные жители не слишком то благочестивы – то дочурка кочергой мать пристукнет, то паренек зарубит возлюбленную топором. Даже в школьной футбольной команде, тренером которой стал отец Уэлш (эту роль в разных составах исполняют актеры Владимир Кулигин и Андрей Одинцов), все не слава богу – игроки совершенно не слушаются наставника и зарабатывают в матчах рекордное количество красных карточек. Кажется, что Линейн не принимает молодого священника, отторгает, как нечто чужое, инородное, – практически никто в приходе не может даже как следует запомнить его имя. Неудивительно, что, глядя день за днем на свою паству, Уэлш постепенно теряет веру и в себя как в духовное лицо, и в Господа Бога.

Итак, жители Линейна на своем веку грешили немало, были среди них и убийцы, и самоубийцы, но из всей этой общей картины МакДонах выхватывает крупным планом братьев Коннор. Еще до начала спектакля зритель может в деталях рассмотреть их жилище. Виктория Проскурина, создатель сценографии и костюмов, в точности следует тому описанию комнаты, которое дает в начале пьесы автор. Обшарпанные стены, ветхая мебель им под стать, на самом видном месте – над камином – потемневшее от времени распятие иронично соседствует с ружьем. Едва ли не все предметы в комнате помечены буквами V – маленькими и большими, в дальнейшем зритель увидит их даже на подошвах ботинок. Денно и нощно эти угольно-черные и белые, из клейкой ленты, знаки напоминают Коулмэну Коннору о том, что дом и все в нем, вплоть до последнего пакетика чипсов, принадлежит Вэлину. А еще – о преступлении, из за которого Коулмэн и лишился своей доли наследства.

Как и многие другие местные жители, отец братьев умер не своей смертью. Коулмэн (актер Александр Пальшин, в другом составе – Анатолий Медянцев) застрелил папочку из ружья, когда тот в очередной раз отпустил нелестное замечание в адрес его внешности. Вэлин (актер Иван Протасов, в другом составе – Виталий Прозоров) недалеко ушел от брата-отцеубийцы – быстро сообразил, что может нажиться на случившемся, и забрал часть наследства Коулмэна в обмен на молчание. Кажется, что эта мерзкая тайна связывает братьев сильнее, чем кровное родство, а существование под одной крышей превращается в негласное соревнование «кто кому больше напакостит». И в то время как отец Уэлш пытается воззвать к братским чувствам Вэлина и Коулмэна, два великовозрастных инфантила ссорятся и дерутся из за бутылок виски и дешевых журналов.

За годы жизни бок о бок братья прекрасно изучили слабые места друг друга. Зная, как сильно Вэлин дорожит коллекцией фигурок святых, Коулмэн сварил их в новенькой духовке. Это событие совпало с трагической смертью местного жителя Тома Хэнлона – паренек покончил с собой, утопившись в озере. Но даже гибель Тома не производит на Вэлина такого впечатления, как расплавившиеся в кастрюле пластмассовые фигурки. Он готов расправиться с Коулмэном прямо на глазах у отца Уэлша, застрелить из ружья или, на худой конец, задушить… Не в силах больше выносить эгоизм братьев, их духовную слепоту, а также измученный мыслями о своем бессилии хоть что то изменить священник погружает кисти рук в дымящуюся кастрюлю, и наблюдать за этой сценой больно едва ли не физически. Но и этот жест отчаяния не задевает братьев даже по касательной, они лишь замечают, что Уэлш, видимо, совсем свихнулся, а еще сетуют, что кровь с ошпаренных рук священника будет тяжело оттирать с пола.

Все то же отчаяние приводит Уэлша на берег озера, в водах которого не так давно утопился Том Хэнлон, а до него еще бог знает сколько местных. Священник и сам решается на самоубийство, но с высокой целью – подобно Христу, он умирает за других, а точнее, за братьев Коннор. Находится для него и Магдалина – Гэлин Келлехер, настоящее имя которой как раз Мария (играет ее актриса Анастасия Данилова). Именно она передает братьям письмо от отца Уэлша с заветом жить в мире и согласии. Пока отец Уэлш произносит свой пламенный монолог, Вэлин и Коннор стоят в дверях своих комнат, кивая, точно китайские болванчики. Точно мальчишки, которые с нарочито покаянным видом обещают родителям больше не шалить, но, разумеется, примутся за старое уже на следующий день.

В финале первого акта отец Уэлш замирает на краю сцены, с ног до головы окутанный пленкой, символизирующей озерные воды. Эта пленка испещрена текстом на английском языке – вероятно, цитатами из письма к братьям. Алый цвет букв напоминает об израненных руках священника, о крови, проступающей сквозь бинты. И поначалу может показаться, что жертва отца Уэлша была не напрасной. Узнав о произошедшем, братья вешают письмо на видное место над камином, как раз между распятием и ружьем, и пытаются наладить отношения. Правда, попытки эти больше похожи на игру двух детей, новую, а оттого пока еще увлекательную. Захваченные этим развлечением, Конноры не замечают, как проговариваются о самых страшных тайнах. Вэлин когда то подстроил расставание Коулмэна с Элисон О’Хулиген, а тот, в свою очередь, отрезал уши любимцу брата, псу Лэсси.

Перед началом спектакля Андрей Воробьёв, обращаясь к зрителям, заметил, что эта история о любви. Возможно, не все присутствующие в зале согласились со словами режиссера, ведь событийный ряд пьесы МакДонаха состоит из убийств и самоубийств, драк и бесконечных пререканий. Однако прав был отец Уэлш, сказавший в своем письме: «И все таки я уверен, что в самой глубине души вы любите друг друга». В каждом из братьев есть эта искра божья, есть любовь – ведь привязан же был Вэлин к своей собаке, которая всех вокруг раздражала своим лаем, а Коулмэн видел красоту глаз и волос Элисон О’Хулиген, красоту, которую не видел никто больше. На самом деле братья осиротели задолго до того, как лишились матери, а затем и отца – осиротели в тот день, когда отняли друг у друга эту привязанность и эту красоту. Потеряв самое ценное, что у них было, Конноры погребли способность и желание любить под ворохом ненужного хлама. Вэлин начал коллекционировать фигурки святых – как будто любить то, что не наделено душой, то, что не может умереть, не так больно. Коулмэн спрятался за щитом из циничных шуточек. Финал пьесы и спектакля не дает однозначного ответа, какими будут отношения братьев в будущем, но есть надежда, что состоявшийся откровенный разговор стал первым шагом на пути к примирению.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети