«Культура Алтайского края»: «На что надеяться?» – в Молодёжном театре Алтая поставили «Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху
«Сиротливый запад» по Мартину МакДонаху – третья режиссерская работа Андрея Воробьёва в Молодежном театре Алтая. Несмотря на жанровую ремарку и специфический ирландский юмор, сложно воспринимать происходящее на сцене исключительно как комедию.
В пьесе всего четыре действующих лица – братья Коулмэн и Вэлин Конноры, только что похоронившие отца, 17 летняя Гэлин Келлехер да местный священник отец Уэлш. Действо разворачивается в ирландской глубинке, в местечке под названием Линейн, где, как узнает зритель в первые же десять минут спектакля, местные жители не слишком то благочестивы – то дочурка кочергой мать пристукнет, то паренек зарубит возлюбленную топором. Даже в школьной футбольной команде, тренером которой стал отец Уэлш (эту роль в разных составах исполняют актеры Владимир Кулигин и Андрей Одинцов), все не слава богу – игроки совершенно не слушаются наставника и зарабатывают в матчах рекордное количество красных карточек. Кажется, что Линейн не принимает молодого священника, отторгает, как нечто чужое, инородное, – практически никто в приходе не может даже как следует запомнить его имя. Неудивительно, что, глядя день за днем на свою паству, Уэлш постепенно теряет веру и в себя как в духовное лицо, и в Господа Бога.
Итак, жители Линейна на своем веку грешили немало, были среди них и убийцы, и самоубийцы, но из всей этой общей картины МакДонах выхватывает крупным планом братьев Коннор. Еще до начала спектакля зритель может в деталях рассмотреть их жилище. Виктория Проскурина, создатель сценографии и костюмов, в точности следует тому описанию комнаты, которое дает в начале пьесы автор. Обшарпанные стены, ветхая мебель им под стать, на самом видном месте – над камином – потемневшее от времени распятие иронично соседствует с ружьем. Едва ли не все предметы в комнате помечены буквами V – маленькими и большими, в дальнейшем зритель увидит их даже на подошвах ботинок. Денно и нощно эти угольно-черные и белые, из клейкой ленты, знаки напоминают Коулмэну Коннору о том, что дом и все в нем, вплоть до последнего пакетика чипсов, принадлежит Вэлину. А еще – о преступлении, из за которого Коулмэн и лишился своей доли наследства.
Как и многие другие местные жители, отец братьев умер не своей смертью. Коулмэн (актер Александр Пальшин, в другом составе – Анатолий Медянцев) застрелил папочку из ружья, когда тот в очередной раз отпустил нелестное замечание в адрес его внешности. Вэлин (актер Иван Протасов, в другом составе – Виталий Прозоров) недалеко ушел от брата-отцеубийцы – быстро сообразил, что может нажиться на случившемся, и забрал часть наследства Коулмэна в обмен на молчание. Кажется, что эта мерзкая тайна связывает братьев сильнее, чем кровное родство, а существование под одной крышей превращается в негласное соревнование «кто кому больше напакостит». И в то время как отец Уэлш пытается воззвать к братским чувствам Вэлина и Коулмэна, два великовозрастных инфантила ссорятся и дерутся из за бутылок виски и дешевых журналов.
За годы жизни бок о бок братья прекрасно изучили слабые места друг друга. Зная, как сильно Вэлин дорожит коллекцией фигурок святых, Коулмэн сварил их в новенькой духовке. Это событие совпало с трагической смертью местного жителя Тома Хэнлона – паренек покончил с собой, утопившись в озере. Но даже гибель Тома не производит на Вэлина такого впечатления, как расплавившиеся в кастрюле пластмассовые фигурки. Он готов расправиться с Коулмэном прямо на глазах у отца Уэлша, застрелить из ружья или, на худой конец, задушить… Не в силах больше выносить эгоизм братьев, их духовную слепоту, а также измученный мыслями о своем бессилии хоть что то изменить священник погружает кисти рук в дымящуюся кастрюлю, и наблюдать за этой сценой больно едва ли не физически. Но и этот жест отчаяния не задевает братьев даже по касательной, они лишь замечают, что Уэлш, видимо, совсем свихнулся, а еще сетуют, что кровь с ошпаренных рук священника будет тяжело оттирать с пола.
Все то же отчаяние приводит Уэлша на берег озера, в водах которого не так давно утопился Том Хэнлон, а до него еще бог знает сколько местных. Священник и сам решается на самоубийство, но с высокой целью – подобно Христу, он умирает за других, а точнее, за братьев Коннор. Находится для него и Магдалина – Гэлин Келлехер, настоящее имя которой как раз Мария (играет ее актриса Анастасия Данилова). Именно она передает братьям письмо от отца Уэлша с заветом жить в мире и согласии. Пока отец Уэлш произносит свой пламенный монолог, Вэлин и Коннор стоят в дверях своих комнат, кивая, точно китайские болванчики. Точно мальчишки, которые с нарочито покаянным видом обещают родителям больше не шалить, но, разумеется, примутся за старое уже на следующий день.
В финале первого акта отец Уэлш замирает на краю сцены, с ног до головы окутанный пленкой, символизирующей озерные воды. Эта пленка испещрена текстом на английском языке – вероятно, цитатами из письма к братьям. Алый цвет букв напоминает об израненных руках священника, о крови, проступающей сквозь бинты. И поначалу может показаться, что жертва отца Уэлша была не напрасной. Узнав о произошедшем, братья вешают письмо на видное место над камином, как раз между распятием и ружьем, и пытаются наладить отношения. Правда, попытки эти больше похожи на игру двух детей, новую, а оттого пока еще увлекательную. Захваченные этим развлечением, Конноры не замечают, как проговариваются о самых страшных тайнах. Вэлин когда то подстроил расставание Коулмэна с Элисон О’Хулиген, а тот, в свою очередь, отрезал уши любимцу брата, псу Лэсси.
Перед началом спектакля Андрей Воробьёв, обращаясь к зрителям, заметил, что эта история о любви. Возможно, не все присутствующие в зале согласились со словами режиссера, ведь событийный ряд пьесы МакДонаха состоит из убийств и самоубийств, драк и бесконечных пререканий. Однако прав был отец Уэлш, сказавший в своем письме: «И все таки я уверен, что в самой глубине души вы любите друг друга». В каждом из братьев есть эта искра божья, есть любовь – ведь привязан же был Вэлин к своей собаке, которая всех вокруг раздражала своим лаем, а Коулмэн видел красоту глаз и волос Элисон О’Хулиген, красоту, которую не видел никто больше. На самом деле братья осиротели задолго до того, как лишились матери, а затем и отца – осиротели в тот день, когда отняли друг у друга эту привязанность и эту красоту. Потеряв самое ценное, что у них было, Конноры погребли способность и желание любить под ворохом ненужного хлама. Вэлин начал коллекционировать фигурки святых – как будто любить то, что не наделено душой, то, что не может умереть, не так больно. Коулмэн спрятался за щитом из циничных шуточек. Финал пьесы и спектакля не дает однозначного ответа, какими будут отношения братьев в будущем, но есть надежда, что состоявшийся откровенный разговор стал первым шагом на пути к примирению.
Юлия Плотникова
Источник: «Культура Алтайского края»