«Культура Алтайского края»: пластическая драма с многоточием

Появление в афише Молодежного театра Алтая спектакля «Бойцовский клуб» вызвало большой зрительский интерес. Роман американца Чака Паланика, по мотивам которого создавался спектакль, известен читателю с 1990 годов. Кроме того, популярности театральной постановке добавила известная экранизация Дэвида Финчера с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном.

Сценическое воплощение истории Джека и Тайлера, осуществленное командой санкт-петербургских авторов (режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, хореограф Екатерина Культина), имеет собственное дыхание. Постановка отличается и от романапервоисточника, и от киноверсии.

Спектакль позиционирован его создателями как пластическая драма. Жанровое обозначение несколько взволновало зрительскую аудиторию, многие думали, что попадут на балет или сложный театральный эксперимент, где произнесения слов не предусмотрено. Но волнения оказались напрасными. Пластическая доминанта не сделала спектакль «бессловесным», визуальные решения органично сочетались с речевыми. При некотором дефиците слов легче сконцентрироваться на их содержательной наполненности.

Главный герой Джек (Дмитрий Борисов), страдающий бессонницей на почве неприятия окружающей среды, после встречи с Тайлером Дерденом (Александр Савин) создает подпольный бойцовский клуб как смысловую и действенную альтернативу пошлому потребительскому обществу.

В мир, где существуют организаторы и члены клуба, зрителя с первых минут спектакля бегущей строкой вводят видеоплакаты. Пульсирующие, решенные в черно-белой гамме (черно-белые правила), они держат и ведут внимание зрителя, создавая живое впечатление личного присутствия. Эффект сопричастности очень важен: зритель, врастая в спектакль, через собственный опыт ощущает, что тотальное воздействие на других – подлинная цель клуба-альтернативы. Так зритель постигает первое и главное правило – «Никому не рассказывать о бойцовском клубе», – вынесенное, кроме того, и в афишу.

Спектакль делится на условные части: «кризис мужественности», «человек/зверь», «современная культура потребления», «проблема самоидентичности». Границы этих частей-проблем обозначены опять таки видеоплакатами, содержащими актуальные для клуба максимы, разрушающие связи человека с миром.

Начинающиеся одинаково, что создает суггестивный эффект, эти максимы стремятся «вскрыть» сознание человека, от его биологической составляющей до семейных привязанностей и социальных представлений. «Ты не то, что ты ешь», «Ты не то, что твоя семья», «Ты не то, что окружающие» и т.д. Последней стадией «вскрытия мозга» является лишение собственной индивидуальности: «Ты не то, что ты сам».

Цель этой нелегальной организации, весьма похожей на деструктивную тоталитарную секту, – психологическая и физическая подготовка участников проекта «Увечье» как разрушения всего общества.

Отцы – основатели клуба Джек и Дерден предлагают участникам начать разрушение с себя. По их мысли, дойдя до полного падения, до дна, можно почувствовать свободу. В этом процессе желательно изуродовать что нибудь красивое, в идеале Лувр или Мону Лизу. И если Мона Лиза и Лувр оказываются для таких желаний недоступными, то чужая физиономия всегда под рукой, например, красавчика мистера Ангела.

Однако авторы спектакля не задаются целью вести зрителя по «кругам ада». И в этом отношении пластическая составляющая оказывается весьма удачным решением, позволяющим, избегая прямого показа жестокости, укрупнить и обобщить происходящее на сцене, сгустить его до образа Внутреннего животного (актриса Ксения Кепп).

Одним из ключевых является групповой образ участников клуба, из тех, кто прежде был «…ничем не занят. Совершенно ничем. Весь день». Этот образ построен на дисгармоничном сочетании формы сценического пространства и объема тела, когда громоздкие, тяжелые, «накачанные» одинаковые костюмы в сочетании с затяжеленной, раскачивающейся пластикой облаченных в них артистов визуально занимают все место на сцене, создавая подавляющий эффект.

Причем в соотношении «человек (личность) – тело (костюм)» верховенство отдано второму. И когда из костюмов, извиваясь, выползают люди, то без «доспехов» они выглядят беспомощно, как панцирные животные, лишившиеся защиты. Костюмы же в этом контексте принимают на себя роль человека.

Кульминация спектакля – падение с высоты «пустых» костюмов. Эта сцена, символизируя крушение судеб героев, выводит зрителя к высшей ценностной реальности.

Образы не принимающих себя и боящихся смерти Джека и Марлы (Юлия Юрьева) распадаются на основных персонажей и их двойников – Рассказчика (Александр Чумаков) и Рассказчицу (Любовь Хотиева). Рассказчики доносят текст романа и эмоции героев, которые, вопреки собственному поведению и надрывным откровениям о своей ненужности никому – от отцов до Бога, все таки не доходят до полной духовной исчерпанности. Они не утрачивают человечности, в высших точках своего проживания поднимаясь до лиризма. Так, Марла говорит о своей душевной хрупкости и уникальности, держа в руках большую снежинку как символ «поколения снежинок».

Спектакль заканчивается «многоточием». Главный герой (он же – разрушитель Дерден), дойдя, по клубным правилам, до дна, вместо свободы чувствует несогласие с разгромом. Он испытывает сожаление. Сожженная собственными руками квартира была его миром. Постановщики все же оставляют герою «воздух» – обновление возможно.

Пластическая драма, на мой взгляд, – жанр, который возникает в кризисные, переломные периоды жизни общества, когда осознается недостаточная наполненность слова. Пластическая драма не ставит себе задачу жизнеподобия. Она прорывается к высшей реальности, заставляет зрителя испытать потрясение. Это и произошло.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

12.06.2025

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

11.06.2025

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

09.06.2025

Режим работы кассы МТА в июньские праздники изменится

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Региональные театры начали показы своих постановок на открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве. В репертуар вошли разнообразные жанры, в том числе русская классика, сказки, уличные сцены и экспериментальные перфомансы.

Все это можно увидеть на 14 городских площадках. Подробнее – в эфире телеканала «Москва 24».

Источник: «Москва 24»

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

Молодёжный театр Алтая поздравляет с самым главным государственным праздником нашей страны – с Днём России!

Мы отмечаем не просто дату, а дух нашей великой страны – её силу, красоту и многообразие. Пусть Россия всегда будет домом, где сбываются мечты, а сердце бьётся в ритме единства и гордости. Пусть сила духа предков принесет развитие и благополучие, даст силы для великих достижений и веру в прекрасное будущее!

С праздником, Родина! Мира, счастья и процветания!

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

12 июня на фестивале «Театральный бульвар» гостям предложат специальную программу, посвященную русской культуре и ее традициям. Начнется она с детских спектаклей.

В 14.00 на Чистопрудном бульваре Молодежный театр Алтая покажет «Сказку о царе Салтане». Зрителей ждет серия невероятных трансформаций: исполнители главных ролей превращаются и в целый город, и в 33 богатырей, и даже в бочку, в которой Царица и Гвидон приплыли к острову Буяну.

Здесь же, в 17.00 Театр сторителлинга «отправится» в ночное путешествие на лодках вместе с врагами князя Дмитрия Донского и раскроет «Тайну Куликовской битвы».

А в Амфитеатре на Покровском бульваре Андрей Мерзликин сыграет музыкально-драматический моноспектакль, основанный на письмах и дневниках Василия Шукшина, – «Живет такой парень». В показе примет участие рок-фолк группа «После одиннадцати». Начало – в 18:00.

Источник: «Театрал»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

Ровно через неделю в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ монохромного трагифарса «Маскарад». История Михаила Лермонтова о любви, предательстве и мести в постановке главного режиссёра МТА Дарьи Догадовой – исследование истины и лжи в обществе, в котором гостям дозволено всё, кроме правды.

На показ спектакля действует акция «ТЕАТРомания», она приурочена к Параду премьер, который пройдёт в МТА с 17 по 22 июня. Билеты со скидкой в 30% доступны как в кассе театра, так и онлайн на нашем сайте с 26 мая по 18 июня до показа спектакля.

Телефон для справок: 503-503, коллективные заявки: 503-536.

Молодёжный театр Алтая благодарит Акционерное общество «Альфа-Банк» за поддержку в постановке спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.

Режим работы кассы МТА в июньские праздники изменится

В июньские праздники меняется режим работы кассы Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. 12 июня – выходной, 13 июня она работает с 10:00 до 18:00. В остальные дни график привычный: с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра, там они доступны всегда.

Афиша
Новости
Соцсети