«Культура Алтайского края»: пластическая драма с многоточием

Появление в афише Молодежного театра Алтая спектакля «Бойцовский клуб» вызвало большой зрительский интерес. Роман американца Чака Паланика, по мотивам которого создавался спектакль, известен читателю с 1990 годов. Кроме того, популярности театральной постановке добавила известная экранизация Дэвида Финчера с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном.

Сценическое воплощение истории Джека и Тайлера, осуществленное командой санкт-петербургских авторов (режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, хореограф Екатерина Культина), имеет собственное дыхание. Постановка отличается и от романапервоисточника, и от киноверсии.

Спектакль позиционирован его создателями как пластическая драма. Жанровое обозначение несколько взволновало зрительскую аудиторию, многие думали, что попадут на балет или сложный театральный эксперимент, где произнесения слов не предусмотрено. Но волнения оказались напрасными. Пластическая доминанта не сделала спектакль «бессловесным», визуальные решения органично сочетались с речевыми. При некотором дефиците слов легче сконцентрироваться на их содержательной наполненности.

Главный герой Джек (Дмитрий Борисов), страдающий бессонницей на почве неприятия окружающей среды, после встречи с Тайлером Дерденом (Александр Савин) создает подпольный бойцовский клуб как смысловую и действенную альтернативу пошлому потребительскому обществу.

В мир, где существуют организаторы и члены клуба, зрителя с первых минут спектакля бегущей строкой вводят видеоплакаты. Пульсирующие, решенные в черно-белой гамме (черно-белые правила), они держат и ведут внимание зрителя, создавая живое впечатление личного присутствия. Эффект сопричастности очень важен: зритель, врастая в спектакль, через собственный опыт ощущает, что тотальное воздействие на других – подлинная цель клуба-альтернативы. Так зритель постигает первое и главное правило – «Никому не рассказывать о бойцовском клубе», – вынесенное, кроме того, и в афишу.

Спектакль делится на условные части: «кризис мужественности», «человек/зверь», «современная культура потребления», «проблема самоидентичности». Границы этих частей-проблем обозначены опять таки видеоплакатами, содержащими актуальные для клуба максимы, разрушающие связи человека с миром.

Начинающиеся одинаково, что создает суггестивный эффект, эти максимы стремятся «вскрыть» сознание человека, от его биологической составляющей до семейных привязанностей и социальных представлений. «Ты не то, что ты ешь», «Ты не то, что твоя семья», «Ты не то, что окружающие» и т.д. Последней стадией «вскрытия мозга» является лишение собственной индивидуальности: «Ты не то, что ты сам».

Цель этой нелегальной организации, весьма похожей на деструктивную тоталитарную секту, – психологическая и физическая подготовка участников проекта «Увечье» как разрушения всего общества.

Отцы – основатели клуба Джек и Дерден предлагают участникам начать разрушение с себя. По их мысли, дойдя до полного падения, до дна, можно почувствовать свободу. В этом процессе желательно изуродовать что нибудь красивое, в идеале Лувр или Мону Лизу. И если Мона Лиза и Лувр оказываются для таких желаний недоступными, то чужая физиономия всегда под рукой, например, красавчика мистера Ангела.

Однако авторы спектакля не задаются целью вести зрителя по «кругам ада». И в этом отношении пластическая составляющая оказывается весьма удачным решением, позволяющим, избегая прямого показа жестокости, укрупнить и обобщить происходящее на сцене, сгустить его до образа Внутреннего животного (актриса Ксения Кепп).

Одним из ключевых является групповой образ участников клуба, из тех, кто прежде был «…ничем не занят. Совершенно ничем. Весь день». Этот образ построен на дисгармоничном сочетании формы сценического пространства и объема тела, когда громоздкие, тяжелые, «накачанные» одинаковые костюмы в сочетании с затяжеленной, раскачивающейся пластикой облаченных в них артистов визуально занимают все место на сцене, создавая подавляющий эффект.

Причем в соотношении «человек (личность) – тело (костюм)» верховенство отдано второму. И когда из костюмов, извиваясь, выползают люди, то без «доспехов» они выглядят беспомощно, как панцирные животные, лишившиеся защиты. Костюмы же в этом контексте принимают на себя роль человека.

Кульминация спектакля – падение с высоты «пустых» костюмов. Эта сцена, символизируя крушение судеб героев, выводит зрителя к высшей ценностной реальности.

Образы не принимающих себя и боящихся смерти Джека и Марлы (Юлия Юрьева) распадаются на основных персонажей и их двойников – Рассказчика (Александр Чумаков) и Рассказчицу (Любовь Хотиева). Рассказчики доносят текст романа и эмоции героев, которые, вопреки собственному поведению и надрывным откровениям о своей ненужности никому – от отцов до Бога, все таки не доходят до полной духовной исчерпанности. Они не утрачивают человечности, в высших точках своего проживания поднимаясь до лиризма. Так, Марла говорит о своей душевной хрупкости и уникальности, держа в руках большую снежинку как символ «поколения снежинок».

Спектакль заканчивается «многоточием». Главный герой (он же – разрушитель Дерден), дойдя, по клубным правилам, до дна, вместо свободы чувствует несогласие с разгромом. Он испытывает сожаление. Сожженная собственными руками квартира была его миром. Постановщики все же оставляют герою «воздух» – обновление возможно.

Пластическая драма, на мой взгляд, – жанр, который возникает в кризисные, переломные периоды жизни общества, когда осознается недостаточная наполненность слова. Пластическая драма не ставит себе задачу жизнеподобия. Она прорывается к высшей реальности, заставляет зрителя испытать потрясение. Это и произошло.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети