«Культура Алтайского края»: пластическая драма с многоточием

Появление в афише Молодежного театра Алтая спектакля «Бойцовский клуб» вызвало большой зрительский интерес. Роман американца Чака Паланика, по мотивам которого создавался спектакль, известен читателю с 1990 годов. Кроме того, популярности театральной постановке добавила известная экранизация Дэвида Финчера с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном.

Сценическое воплощение истории Джека и Тайлера, осуществленное командой санкт-петербургских авторов (режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, хореограф Екатерина Культина), имеет собственное дыхание. Постановка отличается и от романапервоисточника, и от киноверсии.

Спектакль позиционирован его создателями как пластическая драма. Жанровое обозначение несколько взволновало зрительскую аудиторию, многие думали, что попадут на балет или сложный театральный эксперимент, где произнесения слов не предусмотрено. Но волнения оказались напрасными. Пластическая доминанта не сделала спектакль «бессловесным», визуальные решения органично сочетались с речевыми. При некотором дефиците слов легче сконцентрироваться на их содержательной наполненности.

Главный герой Джек (Дмитрий Борисов), страдающий бессонницей на почве неприятия окружающей среды, после встречи с Тайлером Дерденом (Александр Савин) создает подпольный бойцовский клуб как смысловую и действенную альтернативу пошлому потребительскому обществу.

В мир, где существуют организаторы и члены клуба, зрителя с первых минут спектакля бегущей строкой вводят видеоплакаты. Пульсирующие, решенные в черно-белой гамме (черно-белые правила), они держат и ведут внимание зрителя, создавая живое впечатление личного присутствия. Эффект сопричастности очень важен: зритель, врастая в спектакль, через собственный опыт ощущает, что тотальное воздействие на других – подлинная цель клуба-альтернативы. Так зритель постигает первое и главное правило – «Никому не рассказывать о бойцовском клубе», – вынесенное, кроме того, и в афишу.

Спектакль делится на условные части: «кризис мужественности», «человек/зверь», «современная культура потребления», «проблема самоидентичности». Границы этих частей-проблем обозначены опять таки видеоплакатами, содержащими актуальные для клуба максимы, разрушающие связи человека с миром.

Начинающиеся одинаково, что создает суггестивный эффект, эти максимы стремятся «вскрыть» сознание человека, от его биологической составляющей до семейных привязанностей и социальных представлений. «Ты не то, что ты ешь», «Ты не то, что твоя семья», «Ты не то, что окружающие» и т.д. Последней стадией «вскрытия мозга» является лишение собственной индивидуальности: «Ты не то, что ты сам».

Цель этой нелегальной организации, весьма похожей на деструктивную тоталитарную секту, – психологическая и физическая подготовка участников проекта «Увечье» как разрушения всего общества.

Отцы – основатели клуба Джек и Дерден предлагают участникам начать разрушение с себя. По их мысли, дойдя до полного падения, до дна, можно почувствовать свободу. В этом процессе желательно изуродовать что нибудь красивое, в идеале Лувр или Мону Лизу. И если Мона Лиза и Лувр оказываются для таких желаний недоступными, то чужая физиономия всегда под рукой, например, красавчика мистера Ангела.

Однако авторы спектакля не задаются целью вести зрителя по «кругам ада». И в этом отношении пластическая составляющая оказывается весьма удачным решением, позволяющим, избегая прямого показа жестокости, укрупнить и обобщить происходящее на сцене, сгустить его до образа Внутреннего животного (актриса Ксения Кепп).

Одним из ключевых является групповой образ участников клуба, из тех, кто прежде был «…ничем не занят. Совершенно ничем. Весь день». Этот образ построен на дисгармоничном сочетании формы сценического пространства и объема тела, когда громоздкие, тяжелые, «накачанные» одинаковые костюмы в сочетании с затяжеленной, раскачивающейся пластикой облаченных в них артистов визуально занимают все место на сцене, создавая подавляющий эффект.

Причем в соотношении «человек (личность) – тело (костюм)» верховенство отдано второму. И когда из костюмов, извиваясь, выползают люди, то без «доспехов» они выглядят беспомощно, как панцирные животные, лишившиеся защиты. Костюмы же в этом контексте принимают на себя роль человека.

Кульминация спектакля – падение с высоты «пустых» костюмов. Эта сцена, символизируя крушение судеб героев, выводит зрителя к высшей ценностной реальности.

Образы не принимающих себя и боящихся смерти Джека и Марлы (Юлия Юрьева) распадаются на основных персонажей и их двойников – Рассказчика (Александр Чумаков) и Рассказчицу (Любовь Хотиева). Рассказчики доносят текст романа и эмоции героев, которые, вопреки собственному поведению и надрывным откровениям о своей ненужности никому – от отцов до Бога, все таки не доходят до полной духовной исчерпанности. Они не утрачивают человечности, в высших точках своего проживания поднимаясь до лиризма. Так, Марла говорит о своей душевной хрупкости и уникальности, держа в руках большую снежинку как символ «поколения снежинок».

Спектакль заканчивается «многоточием». Главный герой (он же – разрушитель Дерден), дойдя, по клубным правилам, до дна, вместо свободы чувствует несогласие с разгромом. Он испытывает сожаление. Сожженная собственными руками квартира была его миром. Постановщики все же оставляют герою «воздух» – обновление возможно.

Пластическая драма, на мой взгляд, – жанр, который возникает в кризисные, переломные периоды жизни общества, когда осознается недостаточная наполненность слова. Пластическая драма не ставит себе задачу жизнеподобия. Она прорывается к высшей реальности, заставляет зрителя испытать потрясение. Это и произошло.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

27.05.2024

«Маяк в Барнауле»: Молодёжный театр Алтая проводит летний театральный лагерь

14.05.2024

Театральная ярмарка состоится в МТА

09.05.2024

С праздником!

08.05.2024

Молодёжный театр Алтая присоединился к акции «Посылка солдату»

02.05.2024

Парад премьер с розыгрышем призов состоится в Молодёжном театре Алтая

01.05.2024

Тайский безлимит по промокоду

29.04.2024

Артисты МТА прошли курсы по сценической речи

«Маяк в Барнауле»: Молодёжный театр Алтая проводит летний театральный лагерь

Этим летом Молодёжный театр Алтая имени Золотухина впервые проводит летний театральный лагерь для детей 9-10 лет «Первая сцена». За две недели ученики смогут изучить все театральные профессии и, конечно, заняться театральным мастерством. А в финале занятий они выйдут на свою первую сцену.

Когда начнутся занятия? С 3 по 14 июня по будням с 11:00 до 15:30. Почему выбран возраст именно 9 и 10 лет? Подробности в подкасте!

Гости студии: Елена Логачёва, актриса Молодёжного театра Алтая, педагог Школы-студии МТА, Станислав Хазиев, руководитель литературно-драматургической части.

Источник: «Маяк в Барнауле»

Театральная ярмарка состоится в МТА

В преддверии Международного дня защиты детей в МТА устроят специальный перфоманс в рамках традиционной ежемесячной акции «Папин день». 19 мая в 11:15 перед показом спектакля «Бременские музыканты» мы предложим маленьким и взрослым зрителям посетить шесть творческих локаций.

У зрителей будет возможность пробовать загримироваться как настоящие актёры, создать атрибуты для сценического образа. В Молодёжном театре Алтая проведут лотерею с призами за правильные ответы и организуют несколько фотозон.

Телефон кассы театра: 503-503.

С праздником!

Дорогие коллеги и друзья! 9 мая – памятная дата для нескольких поколений. Год за годом уходит в прошлое одна из кровопролитных страниц истории нашего Отечества, но мы никогда не забудем тех, кто ценой своей жизни подарил нам счастье жить в мире, под чистым лазурным небом.

Поздравляем вас с Днём победы! Пусть мужество и героизм этого великого праздника никогда и никем не забываются. Пусть дух победы воодушевляет сердца и ведёт вперёд – к новым подвигам, успехам и достижениям.

Доброты, здоровья, спокойных дней и безграничной веры в себя и в лучшее в мире!

Молодёжный театр Алтая присоединился к акции «Посылка солдату»

Сотрудники Молодёжного театра Алтая всю неделю собирали гуманитарную помощь алтайским солдатам, которые сейчас находятся на СВО. Цель акции – оказание поддержки и поднятия боевого духа у ребят.

Собрали очень много всего полезного и вкусного. Далее посылки отвезут в Фонд Волонтеров, которые и передадут их нашим военнослужащим.

Благодарим сотрудников МТА за неравнодушие, активное участие и поддержку! Будем и дальше продолжать поддерживать данную акцию. Надеемся, что ребятам всё понравится.

Берегите себя и помните, что дома вас ждут!

Парад премьер с розыгрышем призов состоится в Молодёжном театре Алтая

С 15 по 19 мая Молодёжный театр Алтая организует парад премьер. Зрителям представят все спектакли, пополнившие репертуар в этом творческом сезоне.

Программа:
15 мая в 12:00 и в 14:30 – «Каштанка» Антона Чехова;
15 мая в 18:30 – «Прощание в июне» Александра Вампилова;
16 и 17 мая в 18:30 – «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского;
18 мая в 13:30 и в 17:00 – «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова;
19 мая в 12:00 – «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина;
19 мая в 17:00 – «Моя жена – робот» Игоря Муренко.

Среди зрителей состоится розыгрыш призов. После каждого показа случайным образом будет выбран один счастливчик из зрительного зала. Он получит афишу спектакля с автографами артистов, линейку мерча Молодёжного театра Алтая или абонемент на 10 посещений спектаклей в творческом сезоне 2024-2025 годов. Выбирайте места на сайте или в кассе театра — возможно именно ваше кресло будет самым счастливым!

смотреть видео

Тайский безлимит по промокоду

Тайский безлимит за 2 680 ₽ 45 минут СПА по промокоду ДЗЕН. Вас ждут мастера Бали и Таиланда. Успей записаться с 1 мая по 30 июня 2024 года.

Артисты МТА прошли курсы по сценической речи

С 27 по 29 апреля в Барнауле прошли курсы повышения квалификации по сценической речи для артистов, организованные Высшей школой деятелей сценического искусства «Школа Г.Г. Дадамяна».

Педагогом выступила актриса театра и кино, режиссёр, доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, член Союза театральных деятелей России Елена Ласкавая. Занятия прошли по программе «Культура Алтайского края».

На курсах побывали Ольга Жучкова, Диана Зяблицкая, Антон Нечаев, Александр Пальшин и Наталья Сляднева. Они получили удостоверения «Школы Г.Г. Дадамяна» о повышении квалификации.

Афиша
Новости
Соцсети