«Культура Алтайского края»: современники – в Молодёжном театре Алтая представили сразу три новые постановки

Поставить спектакль на совершенно новом или неизвестном широкому зрителю материале – вызов для театра ничуть не меньший, чем взяться за легендарную, пережившую множество сценических воплощений пьесу. Вслед за шекспировским «Гамлетом», премьерой которого МТА открыл 63-й творческий сезон, на малой сцене театра представили сразу три новые постановки – в основе каждой из них лежат произведения современных авторов.

Спектакль «Временно недоступен» поставила на сцене МТА Анна Зиновьева (Новосибирск). И если имя режиссера барнаульскому зрителю знакомо благодаря таким ее работам, как «Бог резни» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда», то имя автора пьесы, немецкого драматурга Петры Вюлленвебер, определенно стало открытием. Произведения Вюлленвебер адресованы в первую очередь подросткам, однако спектакль «Временно недоступен» стóит посмотреть зрителям всех возрастов – недаром авторы определяют жанр постановки как семейную историю.

Горе может как сплотить родных людей, так и разобщить их. Жизнь обычной немецкой семьи переворачивается с ног на голову, когда мама попадает в аварию, а спустя какое-то время умирает в больнице от осложнений. Отец (актер Александр Савин), брат и сестра Нико и Венья (актеры Владимир Кулигин и Анастасия Данилова) пытаются приспособиться к этой новой действительности, в которой нет необходимого им человека; однако каждый из них замыкается в собственном горе, а порознь стремительно расползающуюся по швам реальность не спасти. Приехавшая на помощь бабушка (заслуженная артистка РФ Галина Чумакова) не только не облегчает ситуацию, но лишь усугубляет ее: в семье, с которой Гертруда давно не поддерживала связь, она – чужая.

Нарочито скупое, выполненное преимущественно в холодных оттенках сценическое пространство, созданное художником-постановщиком Мариной Ивашковой (Москва), художником-иллюстратором Мариной Веселовой (Новосибирск) и художником по свету Еленой Алексеевой (Новосибирск), подчеркивает дезориентацию героев, пустоту, возникшую после их общей утраты. Один из важнейших элементов сценографии – дверь – символ эмоциональной и физической изоляции героев. Самые младшие члены семьи в горе ищут не друг друга, а отсутствующую мать: Венья зарывается лицом в вещи, которые еще хранят материнский запах; Нико, блуждая по зданию старой фабрики, забирается на самый верхний этаж как можно ближе к небу – и чуть не погибает.

Только оказавшись в паре шагов от нового несчастья, герои спектакля находят в себе силы объединиться. Новая постановка МТА воспринимается как послание – не нужно ждать какого-то особенного момента, чтобы напомнить самым близким о том, насколько они для нас важны, не стыдно искать поддержки, когда самостоятельно пережить и принять сложную ситуацию невозможно.

***

Актер новосибирского театра «Глобус» Александр Липовской, несколько лет назад поставивший на сцене МТА эскиз «Cash», представил драматический экшен «Kiddo». Интересно, что в обоих случаях Александр проявил себя не только как режиссер, но и как автор пьесы.

Герои его новой постановки – стритрейсеры, любители экстрима, принимающие участие в так называемых грязных гонках, – ходят по самому краю между «можно» и «нельзя», между жизнью и смертью. В спектакле показаны два мира – реальный и искусственно созданный, существующий по своим собственным законам. Александр Липовской и художник-постановщик Егор Овечкин (Новосибирск) четко разграничили эти миры. Реальность здесь представлена двумя лаконичными видеороликами, которые демонстрируются в начале и в конце спектакля. В первом из них герои – их будничный внешний вид контрастирует с дерзкими стритрейсерскими образами – отвечают на вопросы следствия, во втором оглашается приговор суда. В промежутке между этими двумя роликами и разворачивается основное действо, нарочито яркое, кинематографичное. Это мир гонщиков, который для главной героини, Ксюши-Киддо (актриса Анастасия Лоскутова), становится куда важнее мира настоящего. И когда это пространство, заменившее ей реальную жизнь, оказывается на грани разрушения, неизбежно случается трагедия.

Основная часть «Kiddo» поставлена в духе кинокартин Квентина Тарантино – еще до начала спектакля на это намекает афиша, цветовая гамма которой (сочетание желтого, темно-красного и черного) отсылает к постеру культового фильма «Убить Билла». Псевдонимы, или, точнее, позывные героев – Беатрикс Киддо, О-Рэн Ишии, Элли Драйвер и др., – также заимствованы из дилогии о Черной Мамбе, а названия команд (например, «Бешеные псы») напрямую указывают на названия других фильмов американского режиссера и сценариста. Во время просмотра спектакля внимательный зритель отметит и характерные для картин Тарантино особенности: это и нелинейность повествования (основное действо разворачивается в прошлом, а обрамляют его упомянутые выше видеоролики, которые отражают положение дел в условном настоящем), и особое внимание к музыкальному сопровождению (на протяжении практически всего спектакля фоном звучат песни Дженис Джоплин, The Shangri-Las, Deep Purple и др.), и приемы вроде «мексиканского тупика» – когда несколько героев одновременно направляют друг на друга оружие… Александр Липовской как будто «играет в Тарантино», в то время как герои его спектакля играют если не в персонажей фильма «Убить Билла», то в кого то похожего на них. Наблюдать за этим по своему любопытно, однако уходя со спектакля, ловишь себя на мысли, что за многочисленными отсылками собственный голос автора несколько потерялся.

***

В основу спектакля «Мсье Ибрагим и цветы Корана» лег одноименный роман французского и бельгийского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта. Перед премьерным показом режиссер-постановщик Андрей Воробьёв признался, что, прочитав это произведение, влюбился в него – и, надо сказать, это вдохновенное, бережное отношение к материалу чувствовалось на протяжении всего просмотра. И в глобальном смысле постановка получилась о любви – к жизни и к людям. Любви трудной, но приносящей мудрость, уязвимой – но вместе с тем несокрушимой.

Еврейский мальчик Моисей, или Момо (актер Андрей Потереба, в другом составе эту роль исполняет Иван Протасов), живет и взрослеет в Париже 1970 годов – дух эпохи ощущается и в стилизованных костюмах, и в музыке Генсбура, Джолли, Манчини, сопровождающей действо. В родном рабочем квартале Момо становится свидетелем съемок фильма с Брижит Бардо, впервые познает женщину, а также встречает настоящего друга в лице местного араба Ибрагима, который на самом деле вовсе не араб (актер Александр Чумаков). В его крохотной, полной всевозможных мелочей лавочке Моисей чувствует себя как дома – в то время как в квартире, которую мальчик делит с отцом-адвокатом (актер Виктор Синицин), нет места уюту и доверительным беседам. Нельзя даже впустить в единственное окно солнце – его свет, по убеждению отца, разъедает переплеты книг. Этот эпизод вспомнится зрителю в дальнейшем – путешествие мсье Ибрагима и Момо, путь к постижению мира и себя начнется с распахнутого окна в номере отеля. Пока отец предается воспоминаниям о прошлом – оно, трагичное, исковерканное войной и концлагерями, в конце концов поглотит его, – мсье Ибрагим ненавязчиво заботится о мальчике, а впоследствии и вовсе становится для него подлинной семьей.

В уличной притче «Мсье Ибрагим и цветы Корана» заняты всего четыре актера. Помимо Андрея Потеребы и Александра Чумакова, которые в этом спектакле невероятно органичны как сольно, так и в дуэте, хочется отметить Виктора Синицина и Викторию Проскурину, создавших на сцене целую галерею запоминающихся, не похожих друг на друга образов. Среди этих персонажей, комедийных и драматических, особенно хочется выделить уморительного консультанта в автосалоне, ведущего на веревочке игрушечный красный «кабриолет» – будущее приобретение мсье Ибрагима и Момо, и мать Моисея, которая спустя много лет находит своего сына. Их неловкая встреча, во время которой оба и притворяются, и чувствуют это притворство, и тянутся друг к другу, – одна из самых пронзительных сцен спектакля.

В спектакле поднимается много сложных, вечных тем: религия, любовь, одиночество и другие – но при всем этом у него, если можно так выразиться, «легкое дыхание». Удивительно светлую, жизнеутверждающую историю рассказали зрителю Андрей Воробьёв и актеры МТА.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

15.05.2025

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

09.05.2025

МТА поздравляет с Днём Победы

07.05.2025

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

06.05.2025

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

05.05.2025

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

30.04.2025

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

29.04.2025

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

С 1 по 10 июня в Иркутске будет проходить III Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман». Это уникальное культурное мероприятие, объединяющее коллективы национальных театров России и зарубежья.

Особенностью фестиваля стало то, что в афишу «Байкальского талисмана» включают спектакли, созданные на основе национальной литературы, эпоса и фольклора, в этом году будет присутствовать и тема патриотизма. Фестиваль создан по инициативе Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Проект поддержали Президентский фонд культурных инициатив, Правительство и Министерством культуры Иркутской области.

В 20 постановках будут задействованы почти 400 представителей театрального сообщества из Армении, Беларуси, Китая, Монголии и городов России. Кроме того, 10 июня, на торжественном закрытии фестиваля театры-участники покажут совместный спектакль «Мы бежали от заката» по ранним рассказам и сценам Александра Вампилова.

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представит в афише фестиваля цирковую фантазию для семейного просмотра «Каштанка» Антона Чехова. Премьера спектакля состоялась ровно года назад, 15 мая 2024 года. Над постановкой работали режиссёр Максим Астафьев, сценограф Кристина Баранова, хореограф Александр Пучков и видеохудожник Александр Секачёв.

Известнейшая история о собаке в воплощении МТА превращается в настоящее цирковое шоу. При этом создатели спектакля выводят на первый план тему любви. Они изучают это явление, обладающее множеством метаморфоз, порой странное, порой парадоксальное, порой даже вопреки. И задаются вопросом, могут ли люди проявлять простые, наивные и открытые подвиги верности, способны ли они на бескорыстную любовь, как дворняжка из рассказа Антона Чехова.

Показ «Каштанки» на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман» пройдёт 6 июня.

МТА поздравляет с Днём Победы

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина поздравляет с Днём Победы!

Пусть эта светлая дата напоминает нам о героизме предков, мужестве и стойкости нашего народа. Низкий поклон ветеранам, благодаря которым мы можем жить свободно и достойно. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, благополучия! Пусть наша страна продолжает гордиться славными победами прошлого и уверенно движется вперёд к новым свершениям и достижениям!

С праздником!

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

До 15 июня проходит приём заявок на соискание лучших кинотеатральных работ в сезоне 2024/2025 Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». По предложениям зрителей будет сформирован лонг-лист (предложения, заявленные наибольшее количество раз), куда попадут 180 претендентов, по 10 в 18 разных категориях.

Организаторы принимают заявки на премьеры, вышедшие с 1 июня 2024 года по 31 мая 2025 года. В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина это «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина, «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной, «Зверский детектив» Анны Старобинец.

Чтоб выразить мнение, нужно зарегистрироваться на сайте премии, указать кандидатов в выбранных номинациях и нажать на кнопку «Оставить голос». Благодаря вам спектакли МТА могут попасть в список победителей!

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

6 мая коллектив Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина возложил цветы к памятнику Алексею Скурлатову. Монумент находится на пересечении улиц Калинина и Профинтерна. На лицевой стороне изображён памятник «Алёша», установленный в болгарском городе Пловдиве, а на обратной стороне – объяснение смысла и причина создания памятной скульптуры.

Алексей Иванович Скурлатов родился в алтайском селе Налобиха. Вызвался на фронт добровольцем и успел принять участие в Курской битве. За годы войны его трижды считали погибшим, однако он дошёл до Болгарии и вернулся домой в ноябре 1946 года.

Каждый цветок, возложенный к стеле, стал символом памяти и признательности. Сотрудники театра уверены, что такие мероприятия помогают сохранить историческую память и воспитать в молодом поколении уважение к подвигу наших предков.

смотреть фото

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

Экспертный совет Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина завершил работу по просмотру присланных театрами страны заявок на участие. Список спектаклей, рекомендованных для включения в афишу фестиваля, составлен.

В этом году в состав Экспертного совета вошли известные театральные деятели. Заявки отсматривали:
Ксения Аитова – театровед, критик, автор журнала «Театр», «Петербургского театрального журнала», газеты «Экран и сцена», интернет-издания Colta, автор лекций о современном театре, эксперт Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Независимого фестиваля молодой драматургии «Любимовка», арт-директор Международного конкурса новой драматургии «Ремарка»;
Александр Воронов – театровед, театральный критик, эксперт и член жюри театральных фестивалей, ридер драматургических конкурсов, автор театральных журналов, заместитель директора Ивановского областного драматического театра;
Яна Глембоцкая – преподаватель Новосибирского театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки, кандидат филологических наук;
Алексей Гончаренко – театровед, кандидат искусствоведения, автор театральных журналов, редактор портала про театр для детей «Недоросль», член Ассоциации театральных критиков и Международной ассоциации исследователей театра для детей ITYARN;
Нина Карпова – театровед, театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра сатиры.

При формировании решения о включении спектаклей в афишу Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина эксперты обращали внимание на целостность, новаторство и оригинальность режиссёрского и художественного решений, единство замысла, формы и содержания, соответствие постановки гуманистическим ценностям (добра, справедливости, нравственности, созидания). В итоге в лонг-лист вошло 15 театров. Экспертный совет рекомендовал включить в конкурсную программу фестиваля:
– «Авиатор» Евгения Водолазкина, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, режиссёр – Артём Терёхин;
– «Вадик поёт свою музыку» Полины Коротыч, Архангельский молодёжный театр, режиссёр – Филипп Шкаев;
– «Воспитанный призраками» Светланы Баженовой, Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола, режиссёр – Тимур Кулов;
– «Годовые кольца моих костей» Елены Щетининой, Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова, режиссёр – Константин Рехтин;
– «Деревья растут для всех» Виктора Астафьева, Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр», режиссёр – Иван Пачин;
– «Космос» по рассказам Василия Шукшина, Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Мальчики не плачут» Ирины Мышковой, Театр для детей и молодёжи Кемерово, режиссёр – Ирина Латынникова;
– «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо, Омский областной театр юных зрителей, режиссёр – Анастасия Старцева;
– «Олеся» Александра Куприна, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», режиссёр – Сергей Захарин;
– «Последний срок» Валентина Распутина, Нижневартовский театр юного зрителя, режиссёр – Георгий Калинин;
– «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Слуга двух господ» Карло Гольдони, Приморский краевой драматический театр молодёжи, режиссёр – Павел Макаров;
– «Толстой и Ко» Ирины Сухановой, Губкинский театр для детей и молодёжи, режиссёр – Ирина Суханова;
– «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, режиссёр – Екатерина Корабельник;
– «Ясным ли днём» по мотивам повести Виктора Астафьева, Донецкий республиканский академический молодёжный театр, режиссёр – Марина Брусникина.

Афишу Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина официально представят в июне.

Справка

Шестой Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября при поддержке Правительства Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства культуры России и Союза театральных деятелей РФ.

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание, что в праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

1 и 9 мая будут выходными. 2, 3, 4, 8, 10, 11 касса будет открыта с 10:00 до 18:00. Остальные дни в штатном режиме: с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра, там они доступны всегда.

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

«Сожрали хорошего парня, Зайца» – безапелляционно заявляют нам герои «Зверского детектива» (6+) — нового спектакля Молодежного театра Алтая. За дело берутся опытный следователь Барсук и его напарник Барсукот, эдакие карикатурные Шерлок Холмс и Доктор Ватсон из мира Дальнего Леса. Как разворачивается расследование – смотрите в фоторепортаже altapress.ru.

В Дальний лес в популярных подростковых повестях Анны Старобинец – это некий Зверополис.

Человеческий быт тут забавно вплетается в животный мир в виде корневизора (телевизора-пенька) и бара «Сучок», где герои радостно или задумчиво опрокидывают стаканчик. Режиссер Анна Неупокоева и художник Ольга Смагина поддерживают эти образы, создав на сцене яркий, стильный, напоминающий комикс мир.

Хищничество здесь карается наказанием – из осмысленных существ есть можно максимум жуков. А бедной лисе приходится заказывать овощи, выложенные в форме курицы, либо шантажом выманивать у силовика лицензию на убийство. Этот порядок вещей прерывается: кто-то коварно съедает Зайца.

И тут начинается детектив, построенный на буффонаде. Под подозрением – владелец бара койот Ёт и его друг Волк. Опытный детектив Барсук проверяет каждую улику, взбалмошный максималист Барсукот (кот, выращенный барсуком) видит мотив у всех и во всем.

В расследование то и дело вовлекают зрителей, например, при допросе свидетелей.

В детском детективе поднимают взрослые проблемы – травматичного опыта, квартирного вопроса, вины и предательства. Это не «Даша-путешественница», дело раскрывают без скидок на возраст. Гадать, что на самом деле происходит в этой истории, интересно и детям, и взрослым.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети