«Культура Алтайского края»: «Способный ученик» – неклассический триллер

В рамках Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина Вологодский театр для детей и молодежи представил спектакль «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской. Постановка Василия Лимонова, художественный руководитель Борис Гранатов.

В афише спектакль заявлен как психологический триллер. Уточнение весьма существенное. Обозначение жанра позволяет создателям спектакля свободно экспериментировать с использованием психолого-драматических красок, аллюзий с «театром жестокости» Антонена Арто или включением черного юмора, заставляющих вспомнить Альфреда Хичкока.

Показательно начало спектакля: на фоне совершенно нейтрального сценического пространства как ключ к его освоению появляется Тодд Боуден (Василий Лимонов). Он вводит зрителей в реалии места и времени. Это Америка шестидесятых, предпочитающая не касаться воспоминаний о подробностях войны с фашистами. По крайней мере, несовершеннолетним литературу на такую тему в библиотеке можно взять только для школы.

Состояние Тодда – камертон спектакля. Тодд Боуден – подросток, старшеклассник, мечтающий о профессии следователя. Его интересует тема прошедшей войны, а точнее, факты фашистских зверств. Он прочитал об этом в старых журналах дедушки одноклассника. В журналах Тодд обнаруживает снимок Курта Дюссандера, а вскоре выясняет, проведя собственное расследование, что фашист с этого снимка и живущий по соседству скромный пенсионер – одно лицо.

Потрясенный, Тодд решает вынудить Дюссандера (Игорь Рудинский) рассказать о своей работе в концлагере. Откровенно и подробно. Только ему. Иначе о скрываемом прошлом узнают все. То есть с самого начала будущий следователь входит в диссонанс с сутью выбранной профессии.

Драматургия спектакля построена как система противостояний героев. По возрасту: Тодд – школьник, а Дюссандеру 76 лет. По месту рождения: Тодд – местный житель, американец; Дюссандер – иностранец, депортированный из Германии немец. Главное же противостояние связано с биографией персонажей – чистая у Тодда и отягченная у Дюссандера.

Кроме того, герои неизменно противоположны в своих действиях: Тодд преследует, Дюссандер ускользает, Тодд настаивает, Дюссандер отрицает, Тодд издевается, Дюссандер сопротивляется.

Такие противопоставления, соответствующие друг другу, как ключ замку, чреваты сближением, что также является принципом организации сценического действия.

Во втором акте вектор инициативности героев меняется: Тодд запускает учебу, что грозит отчислением, а Дюссандер заставляет юношу заниматься и даже, выдавая себя за его дедушку, приходит на беседу с учителем. На таких «перевертышах», порой эксцентричных, строится весь спектакль, конфликт-столкновение героев перетекает в своеобразную дружбу. Это не слишком парадоксально, если учесть, что противостояние героев внешнее, а сближение – внутреннее, психологически совпадающее.

Например, в сцене воспоминаний об отборе заключенных Тодд эмоционально присоединяется к рассказу Дюссандера, и оба с воодушевлением «воссоздают» время: они вершат судьбы людей, придумывают для них виды казни. Воображая жестокую действительность, Тодд перевоплощается в человека, увлеченного безнаказанностью, он теряет первоначальное чувство потрясения беззаконием. Дюссандер, проживая свое прошлое, на глазах превращается из немощного старца в бодрого, уверенного в своих действиях фашиста.

Собственно, и расследование Тодд затевает ради превращения. Первый раз оно происходит, когда будущий служитель правопорядка заставляет бывшего сотрудника концлагеря сменить домашний халат на фашистскую форму. Она куплена специально, чтобы подтолкнуть Дюссандера к воспоминаниям. Он должен воспроизвести то, что много лет старался забыть, живя под новой фамилией и с придуманной биографией.

Игорь Рудинский совершает на глазах у зрителя блестящий переход из одной сущности в другую. В процессе переодевания болезненный добродушный старичок превращается в фашиста Дюссандера. У него меняется пластика тела: расправляется спина, разворачиваются плечи, посадка головы становится ровной, а взгляд стальным. В голосе появляются жесткие интонации.

Изменения происходят и с Тоддом. В течение сценического действия он испытывает различные состояния: любопытство, недоумение, азарт, ощущение власти, интерес, отчаяние, растерянность, гнев. Для обозначения внутреннего движения Василий Лимонов использует прием психологического жеста (термин М.П. Чехова о жесте – воплощении состояния персонажа). Он последовательно снимает одежду, надетую слоями, как капуста. Первый слой – толстовка с капюшоном, униформа тинейджеров. Процесс познания Тоддом фашизма отражается в раздевании, изменении внешнего облика. Сначала откидывается капюшон, надетый на голову, затем сбрасывается толстовка. Снимаются поочередно футболки различных цветов (синий, красный, бирюзовый), они имеют отношение к психологическому этапу, переживаемому героем. Далее цвета сводятся к белому и черному вариантам, что отражает суть сформировавшегося отношения к фашизму Тодда и его выбор.

Смысловые слои спектакля, его многозначность позволяет раскрыть режиссерская работа с деталью. Дюссандер на протяжении почти всего действия вяжет шарф, который решает подарить Тодду по случаю благополучного исправления отметок и восстановления статуса способного ученика. Тот подарок не принимает, а целится в друга-учителя из пистолета, подаренного родителями за хорошую учебу. И Дюссандер в шарфе, красном как кровь, становится «к стенке» сам, обнаруживая покорность неизбежному и самоосуждение.

Так предполагаемое убийство оборачивается казнью, которой Дюссандер стремился избежать в ожидании своего восьмидесятилетия, когда по возрасту к подобной мере ответственности перед законом не приговаривают.

Тема способного ученика (то есть того, кто способен перенимать знания у других и учиться самостоятельно) в спектакле существует в двух альтернативных вариантах: способный ученик в школе и у бывшего фашиста. Сложное звучание тема приобретает в финале: застрелив Дюссандера, Тодд не только восстает против учителя-фашиста, разрывая с таким ученичеством, но и демонстрирует результат: способный ученик научился жестокости.

В начале и финале спектакля звучит студенческий гимн «Gaudeamus», а композиция постановки получает зеркальное решение: «чистая» биография Тодда превращается в отягченную, причем тем преступлением, что совершал в свое время Дюссандер, – убийством. Зритель выносит собственную оценку произошедшему. Возможно, это и было целью создателей предельно камерного, сосредоточенного на взаимоотношениях спектакля.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

26.06.2022

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

25.06.2022

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

24.06.2022

Итоги сезона: премьеры

23.06.2022

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

22.06.2022

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

В этом сезоне двое артистов театра отмечали юбилей творческой жизни.

2 сентября 25-летие на сцене МТА отмечала Юлия Юрьева. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила более 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

3 сентября было 50-летие профессиональной деятельности у ведущего мастера сцены МТА Нины Таякиной. Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актёрская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле. Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра и поставила несколько спектаклей.

К этой дате в театре состоялся творческий вечер Нины Таякиной «50 лет на сцене». Она читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съемок в кино.

Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены останавливаться не стала. Ещё одна веха – педагогическое поприще. Уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит к выходу на большую сцену.

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

Молодёжный театр Алтая стал победителем грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на адаптацию трех постановок для незрячих и слабовидящих, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

Тифлокомментарии (лаконичное речевое описание визуальной составляющей – предмета, пространства или действия – которое непонятно незрячему без специальных словесных пояснений) появятся у глитча Максима Соколова Wonder boy, урока (мне) взрослому Бениамина Коца «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и семейной истории Петры Вюлленвебер «Временно недоступен» в постановке Анны Зиновьевой. Адаптацией спектаклей занимается специалист из Новосибирска Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Она окончила Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Многие годы работает с людьми, у которых есть физические или сенсорные ограничения. Не раз готовила тифлокомментарии к постановкам театров Сибири.

Марина Ивановна уже дважды посетила МТА, познакомилась с руководством и сотрудниками театра, осмотрела большую сцену и зрительный зал, побывала на показах спектаклей-участников проекта Wonder boy и «Крахмальная, 92».

Изначально планировалось, что спектакли для особенных зрителей в Молодёжном театре Алтая будут идти с весны. Но из-за определённых обстоятельств оборудование доехало до Барнаула только в середине июня. Театр встретит людей на показах адаптированных постановок уже в сентябре. Предварительно состоится тестирование полученной техники и специальный инструктаж сотрудников, работающих со зрителями.

Итоги сезона: премьеры

Творческий сезон МТА начал с премьеры спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Главный герой детектива – мальчик-аутист, который ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве. Расследуя убийство соседской собаки, в котором является главным подозреваемым, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. Премьера спектакля Андрея Воробьёва состоялась 8 сентября.

12 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца. Он ставил «Крахмальную, 92» по повести польского просветителя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. И теперь единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад.

23 декабря в репертуар театра вошла страшная сказка «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Над спектаклем работала постановочная группа из Москвы, которую возглавляла режиссёр Виктория Печерникова. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Современная «Василисса» в версии МТА – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

2 января зрителям представили комедию «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Новый спектакль поставил главный режиссёр МТА Алексей Серов. По сюжету муж предлагает жене жить в браке без взаимных обязательств в верности и любви. По его мнению, только так можно сохранить честные и долгие супружеские отношения. Но муж не предполагал, что когда-нибудь и его жена воспользуется заключённым между ними договором и заведёт себе любовника.

Сразу после этого Алексей Серов занялся новым проектом – первым полноценным в истории Молодёжного театра Алтая мюзиклом. Либретто, музыку и стихи к «Фаусту» написал московский композитор Александр Шевцов. В команду постановщиков вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой Маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и консультант по вокалу Александра Чопик. Премьера состоялась 18 марта.

1 июня, в Международный день защиты детей, состоялась премьера музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Специально для барнаульского театра инсценировку по роману для детей создавал режиссёр Павел Пронин. Погружаясь в фантастический водоворот непредсказуемых событий, в борьбе со злом и несправедливостью герои могут рассчитывать только на своих преданных друзей и на собственные силы. А источником этих сил становится внутренняя свобода человека и решимость никогда не предавать свои идеалы.

Закрыл творческий сезон Молодёжный театр Алтая 23 июня премьерой спектакля по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Над ним работала известный в Барнауле режиссёр Ирина Астафьева. Героини, три столетние жительницы вымершей деревни, отправляются встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. На пути женщин встречаются самые неожиданные персонажи, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие. Их появление можно объяснить только фантастическими аномалиями.

Итого за год репертуар МТА пополнился семью спектаклями. На следующий творческий сезон у театра не мене амбициозные планы.

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

23 июня в Молодёжном театре Алтая состоялся премьерный показ странствия «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Этим спектаклем МТА закрыл творческий сезон.

Над пьесой уральского драматурга работала режиссёр Ирина Астафьева. К постановке она привлекла сценографа Георгия Пашина и художника по костюмам Марию Рыкову из Санкт-Петербурга, музыкальным оформлением занималась Екатерина Порсева, хореографией – Александр Пучков.

Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым.

Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие…

Спектакль «Марьино поле» о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить. Но прежде всего он о женской любви, всеобъемлющей, сильной, красивой, вне времени и вне пространства.

Следующие показы нового спектакля состоятся в Молодёжном театре Алтая уже только осенью.

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

В четверг, 23 июня, в Молодежном театре Алтая состоится показ заключительной премьеры сезона – спектакля «Марьино поле».

– Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым, – рассказывают в театре.

«Марьино поле» – это пьеса Олега Богаева. Действующие лица – три старушки. Каждой из них по 100 лет. Они живут в старой заброшенной деревне, где кажется, кроме них никого и не осталось, ни одной души…

Отправляясь за своими солдатами, верные подруги берут с собой все самое ценное: корову, патефон и фотокарточки своих мужчин. В пути им придется преодолеть топкое болото, дремучий лес, реку с густым обволакивающим туманом, поле… А кроме этого происходят странные вещи: старушки встречают Геббельса, Левитана, Человека-гриба.

Этот спектакль рассказывает о дружбе, вере в мечту и надежде на чудо. Бедные женщины до последнего надеются, что смогут увидеть своих героев. А к некоторым они даже являются. По крайней мере, они так считают. Женская верность и любовь не имеет границ.

Билетов на премьеру, к сожалению, уже не осталось, но посмотреть пьесу можно будет в сентябре. Стоимость – 350 рублей. Спектакль идет на малой сцене.

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

23 июня на малой сцене МТА покажут спектакль «Марьино поле» режиссера Ирины Астафьевой по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Героини – три 100-летние вдовы из обезлюдевшей деревни – решают идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда проводили их на войну. Они верят, что их избранники на самом деле выжили и вернутся к ним такими же молодыми. По дороге через поля и леса они сталкиваются с Геббельсом, Сталиным, Человеком-грибом и другими странными персонажами.

Жанр новой постановки определили как «странствие». В МТА «Марьино поле» называют спектаклем о верной дружбе, надежде на чудо и женской любви вне времени и пространства. В главных ролях – Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина, Юлия Юрьева.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чем запомнился землякам актёр Валерий Золотухин

21 июня – день рождения народного артиста РСФСР Валерия Сергеевича Золотухина. В честь памятной даты мы узнали у жителей Алтайского края, за что они любят и ценят творчество известного актёра. В опросе приняли участие наши земляки в возрасте от 19 до 45 лет.

«Золотухин – очень талантливый человек. Он был одним из тех, кто призывал остановить войну в Чечне, он заслуженный артист РСФСР, у него есть орден за заслуги перед Алтайским краем, медаль за особый вклад в развитие Кузбасса. Мне понравились его роли в фильме «Мастер и Маргарита», в сериале «Не родись красивой», в фильмах «Чёрная молния», «Вий» и «Мёртвые души», – Ольга Иванова, студентка.

«Все его роли буквально пропитаны добротой. Независимо от того, играет он патриарха, вампира, монаха, чудаковатого деревенского старика – все роли лучатся добротой. Каждая роль, даже самая маленькая, проходит красной нитью через всё произведение. Его герои учат зрителя человеколюбию, поиску положительных качеств в абсолютно любом человеке. Каждую роль он проживает вместе со своим персонажем, отдавая ему частичку себя. При всей его, казалось бы, комедийной внешности, его мысли настолько глубоки в каждой работе, что его доброта и мудрость перевешивают внешнюю простоту.

Я люблю историческое кино, поэтому запомнила его по роли в фильме «1614». Там он играет монаха, живущего в Смутное время. Герой уходит в пустошь молиться о спасении Руси. Перед этим он произнёс пламенную речь, в которой призывал стороны конфликта к миру. Он настолько убедительно сыграл процесс молитвы, с отказом от еды, что к этому монаху проникаешься огромным уважением и даже чувствуешь… веру в Бога. Такое ощущение, что в этом человеке была сосредоточена вся вера русского народа, и тяжёлое бремя, которое наложила Смута на весь народ, будто прошла целиком через него. Когда после Земского собора он спустился с горы, на которой молился, в его глазах отражалось такое великое, всеобъемлющее счастье. И не столько за себя, сколько за всю страну, что это трогает до глубины души», – Виктория Комиссарова, жительница Барнаула.

«Насколько я знаю, Золотухин – народный артист СССР. Это звание говорит само за себя. Также, артист родился в Алтайском крае и строительством театра власти поддерживают земляков. Я видела только два фильма с участием Золотухина: «Иван Васильевич меняет профессию» и «Ночной дозор». Как по мне, Золотухин – талантливый актёр», – Анна Мастерских, студентка.

«К концу жизни Золотухин стал значимой фигурой не только в искусстве, но и в политике. Он как актёр пережил упадок отечественного кинематографа, не сдался, не ушёл ни из кадра, ни со сцены. Он проявил силу, старался возродить культуру. И назвать театр в его честь – это правильно. Ведь он пытался донести и до молодёжи в том числе, что русский театр и русское кино — это не проходящее явление. Это актёр, у которого всегда был свой стиль. Стиль в искусстве и стиль политический. Он придерживался всегда своей линии, действовал не в угоду публике и был верен своим убеждениям. Он старался любой острый вопрос решить мирным путём. Прямо как его герой Бумбараш с его знаменитой фразой «Наплевать, наплевать, надоело воевать». И за это его можно уважать не только как актёра, но и как личность», – Ольга Перевалова, жительница Барнаула.

«Меня восхищает огромное количество сыгранных ролей, большой профессионализм. Запомнились фильмы «Черная молния», «Ночной дозор», сериал «Не родись красивой», – Софья Нейштадт, студентка.

«На мой взгляд, Валерий Золотухин – очень колоритный актёр. Любая его роль, даже эпизодическая, всегда запоминается зрителю. Особенно запомнил его по работам в фильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также в сериале «Участок». Кому-то его образы могут показаться чудаковатыми и слишком глупыми, но, мне кажется, в этом и есть его шарм. В его душевной, простой мудрости и тёплых глазах. Даже вампир в его исполнении по-своему очарователен. А уж добродушный старичок Хали-Гали из «Участка» так и вовсе, как по мне, потрясающая работа. И театр в честь Золотухина, конечно, заслуженно назван. Он учит нас сопереживать героям на экране и на сцене, а следом и друг другу. И в этом плане как актёр и общественный деятель Валерий Золотухин – замечательный пример всем нам», – Николай Смирнов, студент.

«Молодёжный театр — потрясающее место! Архитектура здания завораживает, особенно в сумерках города. Театр объединил в себе множество прекрасных фестивалей, таких как «Реальный театр», «Новые пьесы из Европы», «Володинский фестиваль». Теперь перейдем ближе к роли Валерия Сергеевича Золотухина. Очень талантливый актёр! Хочу отметить его роль в обучении актёров. Ведь благодаря Валерию Золотухину был отобран курс актеров, и не один», — Василиса Бирючевская, студентка.

На родине Валерия Золотухина помнят. Это, пожалуй, самое главное. Может быть, день рождения артиста станет для вас поводом пересмотреть любимые картины с его участием?

Софья Комарова

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети