«Культура Алтайского края»: «Способный ученик» – неклассический триллер

В рамках Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина Вологодский театр для детей и молодежи представил спектакль «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской. Постановка Василия Лимонова, художественный руководитель Борис Гранатов.

В афише спектакль заявлен как психологический триллер. Уточнение весьма существенное. Обозначение жанра позволяет создателям спектакля свободно экспериментировать с использованием психолого-драматических красок, аллюзий с «театром жестокости» Антонена Арто или включением черного юмора, заставляющих вспомнить Альфреда Хичкока.

Показательно начало спектакля: на фоне совершенно нейтрального сценического пространства как ключ к его освоению появляется Тодд Боуден (Василий Лимонов). Он вводит зрителей в реалии места и времени. Это Америка шестидесятых, предпочитающая не касаться воспоминаний о подробностях войны с фашистами. По крайней мере, несовершеннолетним литературу на такую тему в библиотеке можно взять только для школы.

Состояние Тодда – камертон спектакля. Тодд Боуден – подросток, старшеклассник, мечтающий о профессии следователя. Его интересует тема прошедшей войны, а точнее, факты фашистских зверств. Он прочитал об этом в старых журналах дедушки одноклассника. В журналах Тодд обнаруживает снимок Курта Дюссандера, а вскоре выясняет, проведя собственное расследование, что фашист с этого снимка и живущий по соседству скромный пенсионер – одно лицо.

Потрясенный, Тодд решает вынудить Дюссандера (Игорь Рудинский) рассказать о своей работе в концлагере. Откровенно и подробно. Только ему. Иначе о скрываемом прошлом узнают все. То есть с самого начала будущий следователь входит в диссонанс с сутью выбранной профессии.

Драматургия спектакля построена как система противостояний героев. По возрасту: Тодд – школьник, а Дюссандеру 76 лет. По месту рождения: Тодд – местный житель, американец; Дюссандер – иностранец, депортированный из Германии немец. Главное же противостояние связано с биографией персонажей – чистая у Тодда и отягченная у Дюссандера.

Кроме того, герои неизменно противоположны в своих действиях: Тодд преследует, Дюссандер ускользает, Тодд настаивает, Дюссандер отрицает, Тодд издевается, Дюссандер сопротивляется.

Такие противопоставления, соответствующие друг другу, как ключ замку, чреваты сближением, что также является принципом организации сценического действия.

Во втором акте вектор инициативности героев меняется: Тодд запускает учебу, что грозит отчислением, а Дюссандер заставляет юношу заниматься и даже, выдавая себя за его дедушку, приходит на беседу с учителем. На таких «перевертышах», порой эксцентричных, строится весь спектакль, конфликт-столкновение героев перетекает в своеобразную дружбу. Это не слишком парадоксально, если учесть, что противостояние героев внешнее, а сближение – внутреннее, психологически совпадающее.

Например, в сцене воспоминаний об отборе заключенных Тодд эмоционально присоединяется к рассказу Дюссандера, и оба с воодушевлением «воссоздают» время: они вершат судьбы людей, придумывают для них виды казни. Воображая жестокую действительность, Тодд перевоплощается в человека, увлеченного безнаказанностью, он теряет первоначальное чувство потрясения беззаконием. Дюссандер, проживая свое прошлое, на глазах превращается из немощного старца в бодрого, уверенного в своих действиях фашиста.

Собственно, и расследование Тодд затевает ради превращения. Первый раз оно происходит, когда будущий служитель правопорядка заставляет бывшего сотрудника концлагеря сменить домашний халат на фашистскую форму. Она куплена специально, чтобы подтолкнуть Дюссандера к воспоминаниям. Он должен воспроизвести то, что много лет старался забыть, живя под новой фамилией и с придуманной биографией.

Игорь Рудинский совершает на глазах у зрителя блестящий переход из одной сущности в другую. В процессе переодевания болезненный добродушный старичок превращается в фашиста Дюссандера. У него меняется пластика тела: расправляется спина, разворачиваются плечи, посадка головы становится ровной, а взгляд стальным. В голосе появляются жесткие интонации.

Изменения происходят и с Тоддом. В течение сценического действия он испытывает различные состояния: любопытство, недоумение, азарт, ощущение власти, интерес, отчаяние, растерянность, гнев. Для обозначения внутреннего движения Василий Лимонов использует прием психологического жеста (термин М.П. Чехова о жесте – воплощении состояния персонажа). Он последовательно снимает одежду, надетую слоями, как капуста. Первый слой – толстовка с капюшоном, униформа тинейджеров. Процесс познания Тоддом фашизма отражается в раздевании, изменении внешнего облика. Сначала откидывается капюшон, надетый на голову, затем сбрасывается толстовка. Снимаются поочередно футболки различных цветов (синий, красный, бирюзовый), они имеют отношение к психологическому этапу, переживаемому героем. Далее цвета сводятся к белому и черному вариантам, что отражает суть сформировавшегося отношения к фашизму Тодда и его выбор.

Смысловые слои спектакля, его многозначность позволяет раскрыть режиссерская работа с деталью. Дюссандер на протяжении почти всего действия вяжет шарф, который решает подарить Тодду по случаю благополучного исправления отметок и восстановления статуса способного ученика. Тот подарок не принимает, а целится в друга-учителя из пистолета, подаренного родителями за хорошую учебу. И Дюссандер в шарфе, красном как кровь, становится «к стенке» сам, обнаруживая покорность неизбежному и самоосуждение.

Так предполагаемое убийство оборачивается казнью, которой Дюссандер стремился избежать в ожидании своего восьмидесятилетия, когда по возрасту к подобной мере ответственности перед законом не приговаривают.

Тема способного ученика (то есть того, кто способен перенимать знания у других и учиться самостоятельно) в спектакле существует в двух альтернативных вариантах: способный ученик в школе и у бывшего фашиста. Сложное звучание тема приобретает в финале: застрелив Дюссандера, Тодд не только восстает против учителя-фашиста, разрывая с таким ученичеством, но и демонстрирует результат: способный ученик научился жестокости.

В начале и финале спектакля звучит студенческий гимн «Gaudeamus», а композиция постановки получает зеркальное решение: «чистая» биография Тодда превращается в отягченную, причем тем преступлением, что совершал в свое время Дюссандер, – убийством. Зритель выносит собственную оценку произошедшему. Возможно, это и было целью создателей предельно камерного, сосредоточенного на взаимоотношениях спектакля.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

12.07.2024

Итоги творческого сезона: зрительские проекты

11.07.2024

Итоги творческого сезона: гастроли

10.07.2024

Итоги творческого сезона: Школа-студия при театре

09.07.2024

Туристский информационный центр Алтайского края: на битловском музфесте в предгорьях встретятся три юбиляра и два театра

Итоги творческого сезона: юбилеи

«Вести – Алтай»: 13 июля на «Бирюзовой Катуни» пройдёт главный музыкальный фестиваль Алтайского края

08.07.2024

Итоги творческого сезона: летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена»

Итоги творческого сезона: зрительские проекты

В 66-м творческом сезоне Молодёжный театра Алтая продолжил реализовывать акцию «Папин день». Каждый, кто приобретал два билета на детский спектакль в кассе театра, получал третий, для папы, в подарок. Эта акция проходила раз в месяц, она была направлена на популяризацию совместного отдыха детей с родителями, вовлечение в общую культурную среду. Проект призван посредством совместного посещения театральных представлений помочь детям больше времени проводить со взрослыми.

Перед показами в фойе проходили мастер-классы от педагогов Центра детского творчества Центрального района Барнаула по созданию поделок из бумаги и бисера, малыши делали открытки, закладки. Артисты Молодёжного устраивали и встречу Масленицы, угощая всех блинами и проводя традиционные праздничные игры для зрителей. Ярким проектом стала Театральная ярмарка. У зрителей была возможность попробовать загримироваться как настоящие актёры, создать атрибуты для сценического образа, поучаствовать в лотерее с призами за правильные ответы об истории театра и так далее.

В течение всего года проходили обсуждения спектаклей с педагогом-организатором по воспитательной работе с детьми и подростками. Востребованными оставались и экскурсии по Молодёжному театру Алтая.

В феврале в театре начал действовать «Учительский клуб МТА», куда записались 56 человек. Интерес проявили не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги учебных заведений среднего и высшего звена, представители допобразования из Барнаула, Новоалтайска, Логовского, Павловска, Сросток, Шелаболихи, Рубцовска. Участникам организовали тренинг «Я играю в театр», устроили дебаты по правилам поведения в театре, они обсудили спектакли «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина, «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Василисса» Марии Малухиной, «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Учителя посетили экскурсию по театральному закулисью и производственным цехам, пришли на встречу с писателем и арт-критиком Вадимом Климовым «Достоевский в Барнауле», состоялся мастер-класс по сценической речи от артистки театра Елены Логачёвой.

1 июня началась запись желающих в «Семейный клуб МТА». Этот проект рассчитан на дошкольников и младших школьников от шести до 10 лет и их родителей. Клуб начнет свою работу в сентябре, с началом творческого сезона 2024-2025 годов. Члены клуба побывают на восьми лучших детских спектаклях и совершат экскурсию по зрительской зоне театра. Интерактивные занятия будут проходить после, на них дети и взрослые в игровой форме найдут ответы на вопросы, поставленные создателями спектакля. Встречи клуба будут проходить один раз в месяц.

Итоги творческого сезона: гастроли

В течение всего творческого сезона 2023-2024 годов Молодёжный театр Алтая вёл гастрольную деятельность по региону. 17 октября состоялся выезд в сёла Петропавловское и Быстрый Исток, где показывали спектакли «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и «Письма любви» Альберта Гурнея. 24 октября коллектив выступал в Заринском районе, в сёлах Жуланиха и Верх-Камышенка прошли показы «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина.

14 ноября театр выступал в Залесово, 21 ноября – В Смоленском, 28 ноября – в Павловске. В эти населённые пункты возили «Сказку о царе Салтане».

16 апреля команда Молодёжного театра Алтая побывала в Топчихе, 23 апреля – в Косихе. В районные центры возили спектакли «Сказка о царе Салтане» и «Пой, Вовка…» по литературному наследию Валерия Золотухина.

За год состоялось два выезда в Новосибирск. В октябре на сцене Дворца культуры железнодорожников прошли два показа мюзикла для детей и взрослых «Огниво» Ганса Христиана Андерсена. В мае МТА провёл два показа спектакля «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, Василия Ливанова и Юрия Энтина.

Итоги творческого сезона: Школа-студия при театре

С 2016 года при театре существует Школа-студия МТА. Дети занимаются хореографией, вокалом, актерским мастерством и сценической речью.

В этом учебном году у воспитанников Школы-студии МТА состоялись традиционные показы. 2 марта вторая возрастная группа под кураторством артистки Елены Логачевой представила «Чемодан историй» по произведениям Михаила Зощенко, Надежды Тэффи и Григория Горина. 5 марта третья возрастная группа, с которой занимается артист Владимир Кулигин, представила «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» по одноименному произведению Леонида Филатова. Затем состоялся музыкально-поэтический вечер, в котором принимали участие все дети, занимающиеся в студии при театре.

Позже вторая группа стала участником конкурса-фестиваля театральных коллективов и школьных театров «Театральная карета». Их выступление с постановкой «Чемодан историй» прошла 29 марта. Члены жюри отметили навыки сценической речи каждого студийца, актерские данные. В итоге Серафима Киселева получила диплом I степени в номинации «Художественное слово», Варвара Перегримова – диплом за лучшую женскую роль, Глеб Куранда – за лучшую мужскую роль. Сама же группа завоевала диплом лауреата конкурса-фестиваля.

Со 2 по 4 апреля ученики принимали участие в III Всероссийском фестивале-конкурсе речевого исполнительского искусства «Верба». Глеб Куранда стал лауреатом III степени, Кира Серова и Савелий Захаров – лауреатами II степени, Екатерина Солдатенко – лауреатом I степени. Александре Яковец и Миланае Букасовой вручили дипломы II степени, Серафиме Киселевой – диплом I степени.
Лидия Хабарова ездила в Кемерово, где с 7 по 9 апреля проходил X Открытый региональной фестиваль-конкурс театрального творчества «Театра лики». В номинации «Художественное слово» в возрастной группе 16-18 лет она стала лауреатом II степени.

Ежегодно в конце творческого сезона проходит открытый урок, на котором ученики показывают то, чему научились за год. 2 июня у всех трех групп состоялся показ. Это первый раз, когда при работе над новым материалом привлекли всех учеников одновременно. Родителям и родственникам дети показывали наработки спектакля «Рыжий, честный, влюбленный» Георгия Полонского по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.». Премьера запланирована на следующий театральный сезон.

Также ученик Школы-студии МТА Глеб Куранда принял участие в гастролях Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера в Барнауле. 9 июня он вышел на сцену в спектакле «Софичка» Фазиля Искандера, исполнив эпизодическую роль.

Туристский информационный центр Алтайского края: на битловском музфесте в предгорьях встретятся три юбиляра и два театра

Какое отношение к репертуару «Битлз» имеют вечнозеленый мультик-мюзикл «Бременские музыканты», чьи песни на русском от мала до велика распевают уже 55 лет? Самое непосредственное: всенародно любимые хиты композитор Геннадий Гладков написал с элементами рок-н-ролла, а в одном из интервью признавался, что перед созданием музыки наслушался песен Beatles. Когда Молодежный театр Алтая готовил новогоднюю премьеру по мотивам популярного мультфильма, спектакль делали «в стилистике того времени… – в основу легли истории зарождения рок-культуры и знаменитой Ливерпульской четверки». И вот – тадам! – 13 июля рок-н-ролльную сказку МТА покажут на сцене единственного за Уралом фестиваля, посвященного музыке «Битлз». Этим новшеством ознаменуют 10-летие ритуала собираться в алтайских предгорьях и играть весь день напролет легендарную музыку «шестидесятников», скрещивая западные и русские музыкальные традиции.

Мотивы театрализации юбилейного музыкального фестиваля Because of The Beatles на «Бирюзовой Катуни» этим не исчерпаются. К публике дважды выйдет единственный в России официальный трибьют The Beatles, признанный правообладателями песен. Московское трибьют-шоу The BeatLove в этом году также отмечает 10 лет с момента получения разрешения на исполнение песен The Beatles. Их выступления максимально аутентичны – костюмы, музыкальные инструменты, поведенческая манера и, наконец, поразительное внешнее сходство с «битлами» делают каждый концерт The BeatLove музыкальным театром, ярким шоу. На Because of The Beatles «двойников» Джона, Ринго, Пола и Джорджа встречали овациями семь лет назад. С тех пор слава трибьют-шоу The BeatLove только выросла: год непрерывных зарубежных гастролей, лучшие концертные площадки России, многочисленные ТВ-эфиры и неизменные восторги зала: «копия произвела неизгладимое впечатление!» Почувствовать атмосферу выступлений культовой группы 1960-х 13 июля можно будет в восемь вечера и в финале фестиваля – в 23.00. Если входной билет на концерты The BeatLove обычно стартует с отметки в тысячу рублей, то на «Бирюзовой Катуни» любой может послушать их абсолютно бесплатно!

Открытый спектакль «Бременские музыканты» на фестивале покажут всего спустя час после начала музыкальной программы – в 16.00. «Бродяги» с гитарами и в костюмах эпохи рок-н-ролла исполнят знакомый всем с детства репертуар мультфильма с большим драйвом. И с такими узнаваемыми отсылками к «Желтой подводной лодке», «Земляничной поляне» и другим хитам «Битлов», что увидеть это представление – все равно, что получить еще один новогодний подарок. «Великолепный спектакль! Всем рекомендую!!» «Спектакль супер! Смеялась от души» – комментировали зрители премьеру. На юбилее Because of The Beatles это зрелище доступно каждому и совершенно даром!

Чем еще порадуют устроители десятого музфеста, девизом которого стало название битловской песни, вышедшей за год до «Бременских музыкантов», – Back in the USSR? Конечно, продолжительным концертом: девятичасовым, начиная с озорной «Туевой Хучи» и Александра Волокитина в 15.00. Среди остальных исполнителей – новосибирские «Ракеты» и еще три барнаульских группы ( Redrollers, «Джаз Комфорт Бэнд» и группа Владимира Кислова). Кроме того, советские песни, вдохновленные «Битлз», исполнят лучшие голоса ансамбля песни и танца «Алтай» из краевой столицы.

Справка

Впервые музыканты собрались на «Бирюзовой Катуни» в 2014 году, когда на туркомплексе установили мраморный памятник Джону Леннону. С тех пор фестиваль Because of The Beatles проводят ежегодно. Экспертами Национальной премии Russian Event Awards-2017 фестиваль признан одним из лучших событий, популяризирующих событийный туризм.

Итоги творческого сезона: юбилеи

2 октября артисту Валерию Лагутину исполнилось 65 лет. Заслуженный артист России отметил юбилей на сцене – исполнил роль Золотуева в комедии Александра Вампилова «Прощание в июне».

2 апреля принимала поздравления с днём рождения заслуженная артистка России, ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Нина Таякина. И она отметила юбилей на сцене – сыграла роль Чиновницы Феодулии Ивановны спектакля «Мёртвые души».

В 2023 году 65-летие отмечал и театр. К юбилею в МТА подготовили специальную программу для зрителей. В течение недели проходили творческие вечера («Квартирник» с песнями и воспоминаниями историй из жизни коллектива, поэтический вечер «Души прекрасные порывы» с произведениями Анны Ахматовой, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Бориса Рыжего, Андрея Вознесенского, Осипа Мандельштама и других поэтов), особая квест-экскурсия по театральному закулисью, состоялись марафон спектаклей и церемония награждения лучших сотрудников. Дипломы, Благодарности и Почётные грамоты разных уровней получили более ста сотрудников Молодёжного.

31 декабря исполнилось 10 лет, как театр возглавила Ирина Лысковец. За эти годы сделано многое. В репертуар вошли интересные спектакли, состоялось множество любопытных актëрских и режиссёрских лабораторий, прошли семинары, циклы мастер-классов от профессионалов театрального дела для сотрудников. Среди крупных проектов – Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина (с 2014), Школа-студия МТА (с 2016), масса зрительских проектов.

«Вести – Алтай»: 13 июля на «Бирюзовой Катуни» пройдёт главный музыкальный фестиваль Алтайского края

13 июля на «Бирюзовой Катуни» пройдёт главный музыкальный фестиваль Алтайского края. Гостей ждут девять часов живой музыки под открытым небом.

Фестиваль Because of The Beatles – юбилейный, десятый. Организаторы постараются, чтобы поклонники мероприятия и новые гости остались под впечатлением.

С открытия единственного за Уралом памятника Джонну Леннону в 2014 году начался фестиваль музыки «Битлз». Ничего удивительного, ведь говорят, что скульптура – это застывшая музыка. Хотя, конечно, гости удивлялись и тогда и сейчас спрашивают: «Алтай и «Битлз» – почему?» Нашлись люди, которые этого сильно захотели.

Основателя фестиваля Сергея Орехова уже нет, но его идею продолжают друзья, которые его поддержали. И в этом году уже в 10-й раз на главной сцене «Бирюзовой Катуни» неподалеку от памятника Леннону соберутся поклонники «Битлз» и туристы со всей страны. Юбилейный фестиваль, который проходит под девизом «Снова в СССР», будет удивлять!

Фестиваль стал возможен благодаря поддержке гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры. В этом году на фестивале будет даже театр – спектакль «Бременские музыканты» от МТА. Вход бесплатный!

10 лет назад фестиваль был задуман ещё и для того, чтобы дать площадку алтайской и сибирской рок-тусовке. С тех пор он значительно вырос в масштабах, и количество зрителей стало больше в разы. Но тема местных музыкантов по-прежнему актуальна и любима публикой. Поэтому 13 июля на «Бирюзовой Катуни» выступят Владимир Кислов и Александр Волокитин, группа «Ракеты» из Новосибирска.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Итоги творческого сезона: летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена»

В этом году Молодёжный театр Алтая стал обладателем гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры. На конкурс заявляли проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена». Основная цель проекта – вовлечение в творческую среду одарённых детей 9-10 лет, обладающих артистическими задатками.

Проведение летней смены с дневным пребыванием учеников начальных классов создало уникальную обстановку, дало возможность приобщить участников к театральной культуре, познакомить с этим многогранным миром. Экскурсия, мастер-классы от заведующих бутафорского и парикмахерско-постижерного цехов, подробный рассказ о том, как устроена работа большого коллектива, люди каких профессий встречаются в театре, помогли детям получить полное представление о всех процессах, происходящих при создании спектаклей, от замысла до воплощения.

Помимо этого, проходили занятия и тренинги по актёрскому мастерству, пластике, хореографии и сценической речи. Вместе с наставником группы дети изучили несколько басен, выбрали четыре, которые взяли для финального представления. На пятый день репетиций участники лагеря вышли на сцену и выступили перед своими родственниками.

Таким образом театр поспособствовал развитию творческих способностей участников. Школьники получили шанс продемонстрировать свои артистические задатки, попробовать свои силы в исполнительском искусстве, стать полноценными и полноправными участниками создания представления.

С группой из 15 детей работали артисты Елена Логачёва (актёрское мастерство, куратор группы), Владимир Кулигин (сценическая речь), Роман Чистяков (пластика), репетитор по хореографии Светлана Дешевых, заведующий декорационно-бутафорским цехом Виталий Борисов, заведующий парикмахерско-постижерным цехом Елена Рогозина, педагог-организатор по воспитательной работе с детьми и подростками Ольга Старкова. Занятия и репетиции в «Летнем театральном лагере при МТА «Первая сцена» проходили с 3 по 13 июня, финальный показ состоялся 14 июня.

Проект в большой степени был ориентирован на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, связь поколений, направлен на реализацию просветительской функции, ознакомление подрастающего поколения зрителей с театральным искусством. А участие в проекте педагогов дало новый творческий импульс, создало условия для их профессионального развития.

Молодёжный театр Алтая намерен продолжить работу в этом направлении, организовывать «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» и в следующие года.

Афиша
Новости
Соцсети