«Культура Алтайского края»: «Способный ученик» – неклассический триллер

В рамках Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина Вологодский театр для детей и молодежи представил спектакль «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской. Постановка Василия Лимонова, художественный руководитель Борис Гранатов.

В афише спектакль заявлен как психологический триллер. Уточнение весьма существенное. Обозначение жанра позволяет создателям спектакля свободно экспериментировать с использованием психолого-драматических красок, аллюзий с «театром жестокости» Антонена Арто или включением черного юмора, заставляющих вспомнить Альфреда Хичкока.

Показательно начало спектакля: на фоне совершенно нейтрального сценического пространства как ключ к его освоению появляется Тодд Боуден (Василий Лимонов). Он вводит зрителей в реалии места и времени. Это Америка шестидесятых, предпочитающая не касаться воспоминаний о подробностях войны с фашистами. По крайней мере, несовершеннолетним литературу на такую тему в библиотеке можно взять только для школы.

Состояние Тодда – камертон спектакля. Тодд Боуден – подросток, старшеклассник, мечтающий о профессии следователя. Его интересует тема прошедшей войны, а точнее, факты фашистских зверств. Он прочитал об этом в старых журналах дедушки одноклассника. В журналах Тодд обнаруживает снимок Курта Дюссандера, а вскоре выясняет, проведя собственное расследование, что фашист с этого снимка и живущий по соседству скромный пенсионер – одно лицо.

Потрясенный, Тодд решает вынудить Дюссандера (Игорь Рудинский) рассказать о своей работе в концлагере. Откровенно и подробно. Только ему. Иначе о скрываемом прошлом узнают все. То есть с самого начала будущий следователь входит в диссонанс с сутью выбранной профессии.

Драматургия спектакля построена как система противостояний героев. По возрасту: Тодд – школьник, а Дюссандеру 76 лет. По месту рождения: Тодд – местный житель, американец; Дюссандер – иностранец, депортированный из Германии немец. Главное же противостояние связано с биографией персонажей – чистая у Тодда и отягченная у Дюссандера.

Кроме того, герои неизменно противоположны в своих действиях: Тодд преследует, Дюссандер ускользает, Тодд настаивает, Дюссандер отрицает, Тодд издевается, Дюссандер сопротивляется.

Такие противопоставления, соответствующие друг другу, как ключ замку, чреваты сближением, что также является принципом организации сценического действия.

Во втором акте вектор инициативности героев меняется: Тодд запускает учебу, что грозит отчислением, а Дюссандер заставляет юношу заниматься и даже, выдавая себя за его дедушку, приходит на беседу с учителем. На таких «перевертышах», порой эксцентричных, строится весь спектакль, конфликт-столкновение героев перетекает в своеобразную дружбу. Это не слишком парадоксально, если учесть, что противостояние героев внешнее, а сближение – внутреннее, психологически совпадающее.

Например, в сцене воспоминаний об отборе заключенных Тодд эмоционально присоединяется к рассказу Дюссандера, и оба с воодушевлением «воссоздают» время: они вершат судьбы людей, придумывают для них виды казни. Воображая жестокую действительность, Тодд перевоплощается в человека, увлеченного безнаказанностью, он теряет первоначальное чувство потрясения беззаконием. Дюссандер, проживая свое прошлое, на глазах превращается из немощного старца в бодрого, уверенного в своих действиях фашиста.

Собственно, и расследование Тодд затевает ради превращения. Первый раз оно происходит, когда будущий служитель правопорядка заставляет бывшего сотрудника концлагеря сменить домашний халат на фашистскую форму. Она куплена специально, чтобы подтолкнуть Дюссандера к воспоминаниям. Он должен воспроизвести то, что много лет старался забыть, живя под новой фамилией и с придуманной биографией.

Игорь Рудинский совершает на глазах у зрителя блестящий переход из одной сущности в другую. В процессе переодевания болезненный добродушный старичок превращается в фашиста Дюссандера. У него меняется пластика тела: расправляется спина, разворачиваются плечи, посадка головы становится ровной, а взгляд стальным. В голосе появляются жесткие интонации.

Изменения происходят и с Тоддом. В течение сценического действия он испытывает различные состояния: любопытство, недоумение, азарт, ощущение власти, интерес, отчаяние, растерянность, гнев. Для обозначения внутреннего движения Василий Лимонов использует прием психологического жеста (термин М.П. Чехова о жесте – воплощении состояния персонажа). Он последовательно снимает одежду, надетую слоями, как капуста. Первый слой – толстовка с капюшоном, униформа тинейджеров. Процесс познания Тоддом фашизма отражается в раздевании, изменении внешнего облика. Сначала откидывается капюшон, надетый на голову, затем сбрасывается толстовка. Снимаются поочередно футболки различных цветов (синий, красный, бирюзовый), они имеют отношение к психологическому этапу, переживаемому героем. Далее цвета сводятся к белому и черному вариантам, что отражает суть сформировавшегося отношения к фашизму Тодда и его выбор.

Смысловые слои спектакля, его многозначность позволяет раскрыть режиссерская работа с деталью. Дюссандер на протяжении почти всего действия вяжет шарф, который решает подарить Тодду по случаю благополучного исправления отметок и восстановления статуса способного ученика. Тот подарок не принимает, а целится в друга-учителя из пистолета, подаренного родителями за хорошую учебу. И Дюссандер в шарфе, красном как кровь, становится «к стенке» сам, обнаруживая покорность неизбежному и самоосуждение.

Так предполагаемое убийство оборачивается казнью, которой Дюссандер стремился избежать в ожидании своего восьмидесятилетия, когда по возрасту к подобной мере ответственности перед законом не приговаривают.

Тема способного ученика (то есть того, кто способен перенимать знания у других и учиться самостоятельно) в спектакле существует в двух альтернативных вариантах: способный ученик в школе и у бывшего фашиста. Сложное звучание тема приобретает в финале: застрелив Дюссандера, Тодд не только восстает против учителя-фашиста, разрывая с таким ученичеством, но и демонстрирует результат: способный ученик научился жестокости.

В начале и финале спектакля звучит студенческий гимн «Gaudeamus», а композиция постановки получает зеркальное решение: «чистая» биография Тодда превращается в отягченную, причем тем преступлением, что совершал в свое время Дюссандер, – убийством. Зритель выносит собственную оценку произошедшему. Возможно, это и было целью создателей предельно камерного, сосредоточенного на взаимоотношениях спектакля.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети