«Культура Алтайского края»: «Способный ученик» – неклассический триллер

В рамках Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина Вологодский театр для детей и молодежи представил спектакль «Способный ученик» по пьесе Ирины Васьковской. Постановка Василия Лимонова, художественный руководитель Борис Гранатов.

В афише спектакль заявлен как психологический триллер. Уточнение весьма существенное. Обозначение жанра позволяет создателям спектакля свободно экспериментировать с использованием психолого-драматических красок, аллюзий с «театром жестокости» Антонена Арто или включением черного юмора, заставляющих вспомнить Альфреда Хичкока.

Показательно начало спектакля: на фоне совершенно нейтрального сценического пространства как ключ к его освоению появляется Тодд Боуден (Василий Лимонов). Он вводит зрителей в реалии места и времени. Это Америка шестидесятых, предпочитающая не касаться воспоминаний о подробностях войны с фашистами. По крайней мере, несовершеннолетним литературу на такую тему в библиотеке можно взять только для школы.

Состояние Тодда – камертон спектакля. Тодд Боуден – подросток, старшеклассник, мечтающий о профессии следователя. Его интересует тема прошедшей войны, а точнее, факты фашистских зверств. Он прочитал об этом в старых журналах дедушки одноклассника. В журналах Тодд обнаруживает снимок Курта Дюссандера, а вскоре выясняет, проведя собственное расследование, что фашист с этого снимка и живущий по соседству скромный пенсионер – одно лицо.

Потрясенный, Тодд решает вынудить Дюссандера (Игорь Рудинский) рассказать о своей работе в концлагере. Откровенно и подробно. Только ему. Иначе о скрываемом прошлом узнают все. То есть с самого начала будущий следователь входит в диссонанс с сутью выбранной профессии.

Драматургия спектакля построена как система противостояний героев. По возрасту: Тодд – школьник, а Дюссандеру 76 лет. По месту рождения: Тодд – местный житель, американец; Дюссандер – иностранец, депортированный из Германии немец. Главное же противостояние связано с биографией персонажей – чистая у Тодда и отягченная у Дюссандера.

Кроме того, герои неизменно противоположны в своих действиях: Тодд преследует, Дюссандер ускользает, Тодд настаивает, Дюссандер отрицает, Тодд издевается, Дюссандер сопротивляется.

Такие противопоставления, соответствующие друг другу, как ключ замку, чреваты сближением, что также является принципом организации сценического действия.

Во втором акте вектор инициативности героев меняется: Тодд запускает учебу, что грозит отчислением, а Дюссандер заставляет юношу заниматься и даже, выдавая себя за его дедушку, приходит на беседу с учителем. На таких «перевертышах», порой эксцентричных, строится весь спектакль, конфликт-столкновение героев перетекает в своеобразную дружбу. Это не слишком парадоксально, если учесть, что противостояние героев внешнее, а сближение – внутреннее, психологически совпадающее.

Например, в сцене воспоминаний об отборе заключенных Тодд эмоционально присоединяется к рассказу Дюссандера, и оба с воодушевлением «воссоздают» время: они вершат судьбы людей, придумывают для них виды казни. Воображая жестокую действительность, Тодд перевоплощается в человека, увлеченного безнаказанностью, он теряет первоначальное чувство потрясения беззаконием. Дюссандер, проживая свое прошлое, на глазах превращается из немощного старца в бодрого, уверенного в своих действиях фашиста.

Собственно, и расследование Тодд затевает ради превращения. Первый раз оно происходит, когда будущий служитель правопорядка заставляет бывшего сотрудника концлагеря сменить домашний халат на фашистскую форму. Она куплена специально, чтобы подтолкнуть Дюссандера к воспоминаниям. Он должен воспроизвести то, что много лет старался забыть, живя под новой фамилией и с придуманной биографией.

Игорь Рудинский совершает на глазах у зрителя блестящий переход из одной сущности в другую. В процессе переодевания болезненный добродушный старичок превращается в фашиста Дюссандера. У него меняется пластика тела: расправляется спина, разворачиваются плечи, посадка головы становится ровной, а взгляд стальным. В голосе появляются жесткие интонации.

Изменения происходят и с Тоддом. В течение сценического действия он испытывает различные состояния: любопытство, недоумение, азарт, ощущение власти, интерес, отчаяние, растерянность, гнев. Для обозначения внутреннего движения Василий Лимонов использует прием психологического жеста (термин М.П. Чехова о жесте – воплощении состояния персонажа). Он последовательно снимает одежду, надетую слоями, как капуста. Первый слой – толстовка с капюшоном, униформа тинейджеров. Процесс познания Тоддом фашизма отражается в раздевании, изменении внешнего облика. Сначала откидывается капюшон, надетый на голову, затем сбрасывается толстовка. Снимаются поочередно футболки различных цветов (синий, красный, бирюзовый), они имеют отношение к психологическому этапу, переживаемому героем. Далее цвета сводятся к белому и черному вариантам, что отражает суть сформировавшегося отношения к фашизму Тодда и его выбор.

Смысловые слои спектакля, его многозначность позволяет раскрыть режиссерская работа с деталью. Дюссандер на протяжении почти всего действия вяжет шарф, который решает подарить Тодду по случаю благополучного исправления отметок и восстановления статуса способного ученика. Тот подарок не принимает, а целится в друга-учителя из пистолета, подаренного родителями за хорошую учебу. И Дюссандер в шарфе, красном как кровь, становится «к стенке» сам, обнаруживая покорность неизбежному и самоосуждение.

Так предполагаемое убийство оборачивается казнью, которой Дюссандер стремился избежать в ожидании своего восьмидесятилетия, когда по возрасту к подобной мере ответственности перед законом не приговаривают.

Тема способного ученика (то есть того, кто способен перенимать знания у других и учиться самостоятельно) в спектакле существует в двух альтернативных вариантах: способный ученик в школе и у бывшего фашиста. Сложное звучание тема приобретает в финале: застрелив Дюссандера, Тодд не только восстает против учителя-фашиста, разрывая с таким ученичеством, но и демонстрирует результат: способный ученик научился жестокости.

В начале и финале спектакля звучит студенческий гимн «Gaudeamus», а композиция постановки получает зеркальное решение: «чистая» биография Тодда превращается в отягченную, причем тем преступлением, что совершал в свое время Дюссандер, – убийством. Зритель выносит собственную оценку произошедшему. Возможно, это и было целью создателей предельно камерного, сосредоточенного на взаимоотношениях спектакля.

Ольга Исупова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

12.02.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

06.02.2025

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

04.02.2025

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

01.02.2025

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

30.01.2025

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

29.01.2025

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется секретарь/помощник руководителя. Кандидат должен уметь работать с офисными программами на уровне уверенного пользователя ПК, иметь опыт в делопроизводстве, быть готовым к работе с людьми.

Резюме принимают по почте tyz-22@bk.ru, телефон: 503-501.

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина стартует новый просветительский проект «проТЕКСТ». Первая встреча будет посвящена Уильяму Шекспиру.

«проТЕКСТ» – серия лекториев. Сегодня на Шекспира, завтра на Пушкина, послезавтра на Малухину. Жизнь и творчество авторов, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА, не менее интересны и загадочны, чем биографии их героев. Театральный педагог Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представит биографии известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта будут приглашать особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны.

Лекция о Уильяме Шекспире состоится 26 февраля, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина в очередной раз проводит акцию «ТЕАТРомания». Теперь со скидкой можно приобрести билеты на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

Акция приурочена к 22 февраля, когда во всём мире отмечается День приманивания хорошего настроения. МТА тоже решил его отпраздновать и подарить зрителям скидку 30%. Она действительна до 22 февраля до 17:00 и доступна при покупке как в кассе, так и онлайн на сайте театра.

Телефон кассы театра: 503-503, билеты онлайн – тут.

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина полным ходом идёт работа над новым спектаклем. В марте в репертуар войдёт музыкальный миф «Яга» автора либретто Марии Малухиной и композитора Андрея Григорьева.

Это история становления могущественной колдуньи, полная судьбоносных и знаковых моментов. В спектакле мы посмотрим на известную героиню славянских сказок с другой стороны: не как на искаженный образ истинного зла, а как на девушку, одарённую не только удивительными способностями, но и добрым справедливым сердцем. Режиссёр спектакля – Дарья Догадова.

Премьера постановки состоится 14 и 15 марта. Уже сейчас можно выбрать места онлайн или забронировать в кассе театра по телефону 503-503. Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для коллективных заявок: 503-536.

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

30 января состоялась торжественная церемония закрытия обменных гастролей Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина и Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Барнаульцы показали в соседнем регионе «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, гости отыграли на сцене МТА спектакль «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко.

Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова отметила, что для зрителей обоих городов обменные гастроли стали приятным сюрпризом и отличной возможностью познакомиться ближе с репертуаром соседей – сильных и ярких театральных коллективов.

Директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец подчеркнула, что опыт обменных гастролей важен для любого театра, как «отдушина, которая задаёт вектор развития и вдохновляет на новые свершения».

Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», особо выделила бесценный вклад и поддержку Министерства культуры Алтайского края в реализации проекта обменных гастролей отметила и поблагодарила наш театр и зрителей за душевный приём.

МТА выражает благодарность за плодотворную совместную работу и бесценный опыт обменных гастролей коллегам из «Глобуса». Мы всегда рады новым проектам и способам творческого сотрудничества.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

30 января Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина завершил свою часть обменных гастролей с Новосибирским академическим молодёжным театром «Глобус». Зрителям показали спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

На закрытии обменных гастролей в «Глобусе» к зрителям обратился заместитель директора театра Юрий Яшкин: «На протяжении трёх дней для новосибирского зрителя наши коллеги показывали замечательные спектакли, такие как «Маскарад» и «Фауст». Мы завершаем эту часть гастролей ярким и трогательным спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который никого не оставит равнодушным, и каждый сможет уйти с массой впечатлений после просмотра. Мы очень рады вас видеть сегодня и надеемся, что каждое посещение нашего театра – незабываемое и неповторимое».

На большой сцене «Глобуса» юным зрителям открылась история одного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, которого сделали из тончайшего фарфора и одевали в изысканные шёлковые костюмчики. Но во время морского путешествия со своей хозяйкой Абилин и её родителями кролик упал за борт и оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс жене. Так началось нелегкое приключение Эдварда. Он попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На долю кролика выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его сердце: он учился отвечать любовью на любовь.

Гастроли – важная часть жизни театра. Это новые знакомства и впечатления. Спектакли «Маскарад», «Фауст» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тепло приняли новосибирские зрители. Поздравляем творческие команды с успешными гастролями в Новосибирске и Барнауле, выражаем благодарность Новосибирскому академическому молодёжному театру «Глобус» за плодотворное сотрудничество.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

29 января на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представил мюзикл «Фауст» Александра Шевцова. Показ состоялся в рамках обменных гастролей двух творческих коллективов.

Жители и гости Новосибирска увидели мюзикл, где ученый-чернокнижник заключает сделку с нечистой силой для поиска истины. «Фауст» известного московского композитора Александра Шевцова показывает всю трагедию учёного, договорившегося с дьяволом и продавшем ему душу ради того, чтобы получить все земные наслаждения и знания мира.

В постановке активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и проекции, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами возвышенной. Несмотря на то, что режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, спектакль сопровождают и детали современности, которые удивляют зрителей не меньше средневековых чудес.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети