«Культура Алтайского края»: в Молодёжном дают «Чёртову закуску»

Режиссер Марина Шелевер, которая в настоящее время является заведующей кафедрой сценической речи Новосибирского театрального института, любит работать с прозой. Она глубоко чувствует образную структуру слова, и умеет превращать повествовательные произведения в драматические спектакли. Нашей публике хорошо знакомы ее прежние постановки в МТА по рассказам Надежды Тэффи, Бориса Пильняка и прозе Н.В. Гоголя. Новая сценическая постановка Марины Шелевер с бойким названием «Чёртова закуска» основана на девяти рассказах Надежды Тэффи. Они объединены интригующим жанровым подзаголовком – спиритический сеанс. Вот он-то, по всей видимости, и демонстрируется на малой сцене МТА, погружая нас в давно прошедшее, но не изжитое культурной памятью время.

В центре игрового пространства, организованного по принципу минимализма, находится небольшой пандус с легким светлым занавесом, напоминающий эстрадные павильоны в парках прежних лет. Эта многофункциональная установка замечательно подходит для обыгрывания медитативных путешествий, любовных приключений и трогательных воспоминаний. Место и время действия благодаря актерской игре считываются мгновенно, без труда. А вербальный способ общения становится главным в контакте со зрителем. Собственно говоря, на нем-то все и держится. Слово как образ, как действие, как эмоция выходит на первый план и приобретает драматическую подвижность. Таким образом, Марина Шелевер демонстрирует уникальные возможности поэтического спектакля, где само слово играет. Подобные творческие эксперименты по произведениям русской классической прозы давно занимают значительное место в репертуаре наших театров. Это свидетельствует не столько о дефиците современной драматургии, сколько о потребности взглянуть на действительность по-другому. И, может быть, заодно узнать свое прошлое.

Спектакль начинается с рассказа «Предсказатель», в котором героиня Галины Чумаковой, ироничная «фиолетовая дама», пытается узнать свою судьбу. Режиссер-хиромант Алексей Бурдыко очень похож на телевизионного шоумена. Та же невозмутимая нагловатая физиономия и томные телодвижения. Он даже перчатку с руки снимает с явным интимным подтекстом. Время от времени он потягивает коньяк и медитирует. Несмотря на то, что все его предсказания в итоге потерпели фиаско, Хиромант, нисколько не смущаясь, берет деньги и выдает напоследок сакральную фразу: «Остерегайтесь всяческих несчастий». Определенно персонаж Алексея Бурдыко не был исчадием ада и страшных испытаний никому не посылал. Рассказ воспринимается как иронический пролог к какой-то очень важной встрече. Только вот впереди было еще восемь историй. И, поди угадай, какая из них твоя.

Но ожидаемая встреча все-таки состоялась. Это произошло на представлении рассказа «Фея Карабос». Так бывает, когда актерская игра превращает цепочку событий в художественную реальность, и зритель оказывается в ней совсем не посторонним. Актрисы Наталья Сляднева и Евгения Кобзарь так по-человечески искренно и сострадательно согревали авторский текст теплом своих сердец, что он совершенно естественно стал текстом моей жизни. И еще долго потом, после спектакля, не отпускал от себя. Тревожил, волновал, рождая непрожитые воспоминания. А с чего, спрашивается? Ведь эта история самая что ни на есть обыкновенная. И к тому же чужая! Кондовый муж Станя (Александр Савин) намерен взять для новорожденного ребенка убогую горбатую няньку, чтобы младенец с пеленок научался сопереживать увечным. Жена его Илька (Наталья Сляднева) присмотрела в няньки Сеньку (Евгения Кобзарь), с которой ей было по-женски уютно и спокойно. Из-за решения мужа Илька так страдает, что начинает болеть. И тогда приходит врач – alter ego Сеньки, в зимнем пальто, шапке и валенках. И он так «правильно и жестко» разговаривает с мужем, что Илька, впервые почувствовав мужскую защиту, успокаивается. И вроде бы все заканчивается хорошо, но есть еще post scriptum – неожиданное продолжение этой истории. Актриса Наталья Сляднева будет снова, как бы листая страницы времени, проживать вместе со своей героиней эту единственную и незабываемую встречу с врачом. И вот тогда авторский текст неожиданно приобретет глубокий драматический подтекст, наполнится живым горячим чувством: «Потом, через много лет, ей будет вспоминаться, что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного, нj они не успели, не сумели, не смогли сказать это друг другу. И иногда, в редких снах, он будет приходить к ней светло и нежно, чтобы вместе смеяться и плакать».

Тема воспоминаний объединяет все разыгрываемые истории. Одна из них так и называется «Сладкие воспоминания». В ней Ольга Жучкова и Евгения Кобзарь рассказывают, как готовятся к встрече Рождества в деревне. Актрисы по-театральному заразительно и ярко передают атмосферу наступающего праздника в доме господ, что становится по-настоящему весело. Рождественская история оживает прямо на глазах в монологе веселой, красивой горничной Ольги Жучковой. И все-то в ее игре присутствует: и темперамент, и артистизм, и харизма. Актриса, чутко улавливая интонацию автора, сливаясь с ней, посылает в зал озорной привет: «Весело бывает на Рождестве!». И эта история приобретает расширенный контекст и также становится моим воспоминанием.

Дальше по ходу действия и вовсе можно расслабиться и получать удовольствие. Потому что играет Юлия Юрьева. И ощущение, что играет она джаз. Столько импровизации, свободного ритма в ее заразительной спонтанной игре, что просто диву даешься. А как она танцует и поет! Ну чем ни варьете?! Юрьева – актриса стильная, ломкая, гротесковая. Она может сыграть все. В том числе и вагонное приключение по дороге из Харькова в Москву, и паломничество на могилу Льва Толстого, трижды совершенное ее героиней под собственные вопли о муже Коле, ждущем ее дома. Существование актрисы в этой роли есть блестящее ироническое обыгрывание названия рассказа «Вечная любовь».

На представлении «Банного черта» неожиданно раскрывается боковой занавес, скрывающий зеркальную стену. Получилось эффектно, сценическое пространство сразу преобразилось. Как будто отворили дверь в потусторонний мир, что, несомненно, неспроста. Ведь все разговоры персонажей вертятся вокруг банного черта, на которого так легко списать все свои грехи. Только бы поверили. История, конечно, занятная, но поначалу стоит на месте, утопая в разговорах. Понятно, что режиссер дорожит каждым словом. Темпоритм спектакля затягивается ровно до того момента, когда появляется Папаша Игоря Бочерикова. Вот тогда сразу все вокруг приходит в движение, и рождается интересный актерский дуэт Игоря Бочерикова и Анастасии Лоскутовой, История про гуляку барина и его любовницу по прозвищу Чёртова закуска обретает драматургическую завершенность.

Рассказ «Ведьма», пожалуй, самое грустное и отчасти трагичное повествование о том, как нелепо и впустую проходит жизнь, История оживает в воспоминаниях героини Галины Чумаковой, когда она еще была молодой женой. А ее избран ник в исполнении актера Евгения Любицкого был молодым мужем. Жили они в маленьком степном городке, где «летом пыль, зимой снегу наметет выше уличных фонарей, весной и осенью такая грязь, что на соборной площади тройка чуть не утонула». Развлечений никаких. Общение скудное. Разве что на блины друг к другу хаживать да в карты играть. Тоска такая, что впору и повеситься. И немудрено, что в атмосфере полного «идиотизма деревенской жизни» даже вполне здравомыслящий человек начинает верить во всякую чертовщину. Дотошная, суеверная старая нянька Юлии Юрьевой (еще одна блестяще сыгранная острохарактерная роль) начинает гнать из дома немного странную молодую горничную Ольги Жучковой, называя ее ведьмой. В течение долгого времени вся энергия домочадцев уходит на решение этой, как им кажется, инфернальной проблемы.

По авторской интонации и тональности повествования рассказ «Ведьма» близок чеховской прозе. Впечатление усиливается, благодаря точно найденной интонации воспоминаний героини Галины Чумаковой.

На мой взгляд, спектакль «Чёртова закуска» – удачный творческий эксперимент актеров МТА, им удалась работа над прозой Надежды Тэффи.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

19.05.2022

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

17.05.2022

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

16.05.2022

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

13.05.2022

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

11.05.2022

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

29.04.2022

Режим работы кассы в праздничные дни

25.04.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

Театр «Красный факел» отметит 85-летие Новосибирской области новым проектом – Фестивалем-туром «Новосибирский транзит». Гастрольный маршрут пройдёт через Барнаул.

Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», который раз в два года организовывает Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», известен всем. Традиционно в нём принимают участие театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Из-за пандемии и ограничительных мероприятий сроки проведения VI «Ново-Сибирского транзита» сдвинулись – вместо 2020-го он состоялся в 2021 году, и провести следующий фестиваль теперь возможно только в 2024-м. Но руководитель «Транзита», директор театра «Красный факел» Александр Кулябин разработал проект, реализация которого даст возможность не пропустить год, который при прежних обстоятельствах был бы фестивальным.

В 2022 году пройдёт Фестиваль-тур «Новосибирский транзит», сохраняющий идею объединения регионов и культурного обмена. Четыре театра – Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева и Новосибирский молодёжный драматический «Первый театр» – отправятся на гастроли по городам Сибири. Перемещаясь по кольцу друг за другом, театры посетят Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул.

Фестиваль-тур приурочен к важной дате – 85-летию Новосибирской области, и поддержан Правительством региона. «Мы заявляем о культурных достижениях Новосибирска не только внутри города и области, но выходя за их пределы, поддерживая имидж региона как одного из главных театральных в стране», – говорит Александр Кулябин.

Спектакли новосибирских театров регулярно принимают участие в крупных фестивалях, при этом не так часто проходят гастроли в соседние города, и одна из задач Фестиваля-тура – воскресить эту традицию, преодолеть культурную изоляцию.

Фестиваль-тур стартует 10 июня в Томске, а завершится в Барнауле. 18 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ спектакля «Марьино поле» Новосибирского молодёжного драматического «Первого театра», 19 июня «Генерал и его семья» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 17 июня на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представит спектакль «Ханума», 20 июня с постановкой «Дикая утка» выступит Новосибирский академический драматический театр «Красный факел».

«Надеемся, как и при проведении «взрослого» «Ново-Сибирского транзита», его младшему товарищу удастся создать большой театральный праздник, на котором рады каждому гостю», – добавляют организаторы.

Билеты на показы спектаклей новосибирских театров уже в продаже. Их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для справок: 503-503.

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

Подготовка к премьере фантастической музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка» выходит на финишную прямую. 1, 8 и 16 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая состоятся первые показы нового спектакля режиссёра Павла Пронина.

16 мая в фойе второго этажа появилась выставка театрального плаката, в которой приняли участие студенты второго курса кафедры дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. Они получили задание и обсудили своё видение афиш с Павлом Прониным и художником Ириной Сид. Постановщики отобрали 10 работ, которые, по их мнению, точнее отражают суть будущего спектакля.

Выставка конкурсная, поэтому зрители могут выбрать из афиш самую понравившуюся. Проголосовать просто – до 15 июня в группе театра во «ВКонтакте» в комментариях под постом можно оставить порядковый номер заинтересовавшей работы. Рассмотреть афиши можно и воочию – приходите на спектакли МТА и оценивайте фантазию студентов.

Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях – автор афиши, победивший в голосовании, 16 июня выйдет на сцену МТА вместе с артистами, занятыми в премьерных показах.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». За материал уральского драматурга взялась режиссёр Ирина Астафьева.

«Когда прочла пьесу «Марьино поле», меня очень тронула тема земли. Она представляется как живая субстанция, претерпевающая бесконечные техногенные революции, экологические катастрофы и так далее – в общем, всё то, на что способен человек. К ней возникает сострадание, ведь она дышит, слышит, откликается, а мы на ней просто живём, не задумываясь используем. У Олега Богаева этим убивающим фактором становится война, выжегшая землю. Новая жизнь возникает благодаря женщине, которая верит, любит, идёт до самого конца, она добивается этого перерождения», – говорит режиссёр.

Олег Богаев – современный автор, ученик «уральской школы драматургии», Николая Коляды. В МТА уже шёл спектакль по его пьесе «Русская народная почта» (2018 год, режиссёр – Руслан Гарибов). Теперь зрителям представят ещё одно его произведение. Вместе с Ириной Астафьевой над спектаклем работают сценограф Георгий Пашин и художник по костюмам Мария Рыкова из Санкт-Петербурга, хореограф Александр Пучков и композитор Екатерина Порсева.

Премьера «Марьиного поля» состоится 22 июня, ею в театре закроют творческий сезон. Билеты уже в продаже, телефон кассы: 503-503.

смотреть фото

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

В июне в МТА состоится премьера фантастической музыкальной сказки «Три толстяка» по книге Юрия Олеши. Инсценировку для барнаульского театра писал режиссёр Павел Пронин. Для работы над спектаклем он пригласил художника Ирину Сид.

В 2009 году она окончила Ростовское художественное училище имени М. Грекова по специальности «художник театра», в 2014 году – факультет сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ. С 2017 по 2020 годы была художником Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского.

С 2011 года – участник московских и региональных выставок и коллективных проектов. Выступила куратором выставок театральных художников «Клин» («Боярские палаты» СТД РФ, 2013), фестиваля «Театральное будущее России» (Ярославль, 2015). Автор международного проекта «Book wings. Телемост «Москва-Айова». В 2017 году была автором выставки и мультимедийного проекта «Под небом Парижа», состоявшегося в Посольстве Российской Федерации во Франции. Лауреат фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика в музыкальном спектакле» за оперу «Медея» Луиджи Керубини в Красноярском государственном театре оперы и балета.

Как художник-постановщик оформила более 20 музыкальных и драматических спектаклей в театрах страны. Теперь занимается «Тремя толстяками» Молодёжного театра Алтая.

Премьерные показы пройдут 1, 8 и 16 июня. Телефон кассы театра: 503-503.

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

1, 8 и 16 июня в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы фантастической музыкальной сказки «Три толсятка». Инсценировку знаменитого романа для детей Юрия Олеши специально для МТА создавал режиссёр спектакля Павел Пронин.

Павел Николаевич родился в Москве в 1986 году. Поступил в ГИТИС на актёрский факультет (курс Александра Огарева), затем решил стать режиссёром. В 2017 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца).

За время учёбы участвовал в различных лабораториях, в том числе международных, ставил спектакли проектного характера. В 2017 году, ещё на пятом курсе обучения, поставил в Русском театре Эстонии спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Бёрка. После этого поставил более 15 спектаклей в России и Беларуси, включая мировую премьеру пьесы «Пародист» Евгения Водолазкина, «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, «Комедию ошибок» Уильяма Шекспира и многие другие. Преподаёт режиссуру в Екатеринбургском государственном театральном институте.

Телефон кассы театра: 503-503.

Режим работы кассы в праздничные дни

Дорогие друзья, на майские праздники в Молодёжном театре Алтая меняется режим работы кассы. 30 апреля она будет открыта с 10 до 18 часов. 1 и 2 мая выходные. 3 мая касса будет работать с 10 до 18 часов.

7 и 8 мая касса театра будет работать с 10 до 18 часов. 9 и 10 мая – выходные.

Если вам всё же будет необходимо приобрести билеты именно в эти дни – пожалуйста, воспользуйтесь возможностью покупки онлайн.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

25 апреля в Барнауле состоялась церемония подписания соглашения о реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Роспись в документе поставили министр культуры Алтайского края Елена Безрукова и заместитель министра образования и науки региона Лариса Терновая.

После официальной части директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец рассказала собравшимся на церемонии педагогам края о том, какие программы реализуют в МТА специально для учеников 1-11 классов. Это образовательный проект «Разборки с автором» с подробным анализом произведений русских классиков, «Театральная педагогика», направленная на воспитание творчески ориентированных детей, увлекательнейшие экскурсии по закулисью. Все они призваны помочь учителям и родителям вырастить ребёнка полноценной, всесторонне развитой, культурной личностью.

«Наш театр выстраивает репертуар, в первую очередь ориентируясь на детей школьного возраста. Это, конечно, даёт свои результаты. Невероятно приятно, когда на вечерние спектакли приходят молодые люди, которые когда-то познакомились с МТА вместе с одноклассниками и учителями. А нередко бывает, что на детский спектакль родители приводят своего малыша и рассказывают, как много лет назад их самих сюда приводили мамы, папы, бабушки и дедушки, и с тех пор они – наши постоянные зрители», – добавила директор.

Более подробную информацию о всех школьных проектах МТА можно узнать по телефонам: 503-526 и 503-536.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети