«Культура Алтайского края»: в Молодёжном дают «Чёртову закуску»

Режиссер Марина Шелевер, которая в настоящее время является заведующей кафедрой сценической речи Новосибирского театрального института, любит работать с прозой. Она глубоко чувствует образную структуру слова, и умеет превращать повествовательные произведения в драматические спектакли. Нашей публике хорошо знакомы ее прежние постановки в МТА по рассказам Надежды Тэффи, Бориса Пильняка и прозе Н.В. Гоголя. Новая сценическая постановка Марины Шелевер с бойким названием «Чёртова закуска» основана на девяти рассказах Надежды Тэффи. Они объединены интригующим жанровым подзаголовком – спиритический сеанс. Вот он-то, по всей видимости, и демонстрируется на малой сцене МТА, погружая нас в давно прошедшее, но не изжитое культурной памятью время.

В центре игрового пространства, организованного по принципу минимализма, находится небольшой пандус с легким светлым занавесом, напоминающий эстрадные павильоны в парках прежних лет. Эта многофункциональная установка замечательно подходит для обыгрывания медитативных путешествий, любовных приключений и трогательных воспоминаний. Место и время действия благодаря актерской игре считываются мгновенно, без труда. А вербальный способ общения становится главным в контакте со зрителем. Собственно говоря, на нем-то все и держится. Слово как образ, как действие, как эмоция выходит на первый план и приобретает драматическую подвижность. Таким образом, Марина Шелевер демонстрирует уникальные возможности поэтического спектакля, где само слово играет. Подобные творческие эксперименты по произведениям русской классической прозы давно занимают значительное место в репертуаре наших театров. Это свидетельствует не столько о дефиците современной драматургии, сколько о потребности взглянуть на действительность по-другому. И, может быть, заодно узнать свое прошлое.

Спектакль начинается с рассказа «Предсказатель», в котором героиня Галины Чумаковой, ироничная «фиолетовая дама», пытается узнать свою судьбу. Режиссер-хиромант Алексей Бурдыко очень похож на телевизионного шоумена. Та же невозмутимая нагловатая физиономия и томные телодвижения. Он даже перчатку с руки снимает с явным интимным подтекстом. Время от времени он потягивает коньяк и медитирует. Несмотря на то, что все его предсказания в итоге потерпели фиаско, Хиромант, нисколько не смущаясь, берет деньги и выдает напоследок сакральную фразу: «Остерегайтесь всяческих несчастий». Определенно персонаж Алексея Бурдыко не был исчадием ада и страшных испытаний никому не посылал. Рассказ воспринимается как иронический пролог к какой-то очень важной встрече. Только вот впереди было еще восемь историй. И, поди угадай, какая из них твоя.

Но ожидаемая встреча все-таки состоялась. Это произошло на представлении рассказа «Фея Карабос». Так бывает, когда актерская игра превращает цепочку событий в художественную реальность, и зритель оказывается в ней совсем не посторонним. Актрисы Наталья Сляднева и Евгения Кобзарь так по-человечески искренно и сострадательно согревали авторский текст теплом своих сердец, что он совершенно естественно стал текстом моей жизни. И еще долго потом, после спектакля, не отпускал от себя. Тревожил, волновал, рождая непрожитые воспоминания. А с чего, спрашивается? Ведь эта история самая что ни на есть обыкновенная. И к тому же чужая! Кондовый муж Станя (Александр Савин) намерен взять для новорожденного ребенка убогую горбатую няньку, чтобы младенец с пеленок научался сопереживать увечным. Жена его Илька (Наталья Сляднева) присмотрела в няньки Сеньку (Евгения Кобзарь), с которой ей было по-женски уютно и спокойно. Из-за решения мужа Илька так страдает, что начинает болеть. И тогда приходит врач – alter ego Сеньки, в зимнем пальто, шапке и валенках. И он так «правильно и жестко» разговаривает с мужем, что Илька, впервые почувствовав мужскую защиту, успокаивается. И вроде бы все заканчивается хорошо, но есть еще post scriptum – неожиданное продолжение этой истории. Актриса Наталья Сляднева будет снова, как бы листая страницы времени, проживать вместе со своей героиней эту единственную и незабываемую встречу с врачом. И вот тогда авторский текст неожиданно приобретет глубокий драматический подтекст, наполнится живым горячим чувством: «Потом, через много лет, ей будет вспоминаться, что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного, нj они не успели, не сумели, не смогли сказать это друг другу. И иногда, в редких снах, он будет приходить к ней светло и нежно, чтобы вместе смеяться и плакать».

Тема воспоминаний объединяет все разыгрываемые истории. Одна из них так и называется «Сладкие воспоминания». В ней Ольга Жучкова и Евгения Кобзарь рассказывают, как готовятся к встрече Рождества в деревне. Актрисы по-театральному заразительно и ярко передают атмосферу наступающего праздника в доме господ, что становится по-настоящему весело. Рождественская история оживает прямо на глазах в монологе веселой, красивой горничной Ольги Жучковой. И все-то в ее игре присутствует: и темперамент, и артистизм, и харизма. Актриса, чутко улавливая интонацию автора, сливаясь с ней, посылает в зал озорной привет: «Весело бывает на Рождестве!». И эта история приобретает расширенный контекст и также становится моим воспоминанием.

Дальше по ходу действия и вовсе можно расслабиться и получать удовольствие. Потому что играет Юлия Юрьева. И ощущение, что играет она джаз. Столько импровизации, свободного ритма в ее заразительной спонтанной игре, что просто диву даешься. А как она танцует и поет! Ну чем ни варьете?! Юрьева – актриса стильная, ломкая, гротесковая. Она может сыграть все. В том числе и вагонное приключение по дороге из Харькова в Москву, и паломничество на могилу Льва Толстого, трижды совершенное ее героиней под собственные вопли о муже Коле, ждущем ее дома. Существование актрисы в этой роли есть блестящее ироническое обыгрывание названия рассказа «Вечная любовь».

На представлении «Банного черта» неожиданно раскрывается боковой занавес, скрывающий зеркальную стену. Получилось эффектно, сценическое пространство сразу преобразилось. Как будто отворили дверь в потусторонний мир, что, несомненно, неспроста. Ведь все разговоры персонажей вертятся вокруг банного черта, на которого так легко списать все свои грехи. Только бы поверили. История, конечно, занятная, но поначалу стоит на месте, утопая в разговорах. Понятно, что режиссер дорожит каждым словом. Темпоритм спектакля затягивается ровно до того момента, когда появляется Папаша Игоря Бочерикова. Вот тогда сразу все вокруг приходит в движение, и рождается интересный актерский дуэт Игоря Бочерикова и Анастасии Лоскутовой, История про гуляку барина и его любовницу по прозвищу Чёртова закуска обретает драматургическую завершенность.

Рассказ «Ведьма», пожалуй, самое грустное и отчасти трагичное повествование о том, как нелепо и впустую проходит жизнь, История оживает в воспоминаниях героини Галины Чумаковой, когда она еще была молодой женой. А ее избран ник в исполнении актера Евгения Любицкого был молодым мужем. Жили они в маленьком степном городке, где «летом пыль, зимой снегу наметет выше уличных фонарей, весной и осенью такая грязь, что на соборной площади тройка чуть не утонула». Развлечений никаких. Общение скудное. Разве что на блины друг к другу хаживать да в карты играть. Тоска такая, что впору и повеситься. И немудрено, что в атмосфере полного «идиотизма деревенской жизни» даже вполне здравомыслящий человек начинает верить во всякую чертовщину. Дотошная, суеверная старая нянька Юлии Юрьевой (еще одна блестяще сыгранная острохарактерная роль) начинает гнать из дома немного странную молодую горничную Ольги Жучковой, называя ее ведьмой. В течение долгого времени вся энергия домочадцев уходит на решение этой, как им кажется, инфернальной проблемы.

По авторской интонации и тональности повествования рассказ «Ведьма» близок чеховской прозе. Впечатление усиливается, благодаря точно найденной интонации воспоминаний героини Галины Чумаковой.

На мой взгляд, спектакль «Чёртова закуска» – удачный творческий эксперимент актеров МТА, им удалась работа над прозой Надежды Тэффи.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети