«Культура Алтайского края»: в Молодёжном дают «Чёртову закуску»

Режиссер Марина Шелевер, которая в настоящее время является заведующей кафедрой сценической речи Новосибирского театрального института, любит работать с прозой. Она глубоко чувствует образную структуру слова, и умеет превращать повествовательные произведения в драматические спектакли. Нашей публике хорошо знакомы ее прежние постановки в МТА по рассказам Надежды Тэффи, Бориса Пильняка и прозе Н.В. Гоголя. Новая сценическая постановка Марины Шелевер с бойким названием «Чёртова закуска» основана на девяти рассказах Надежды Тэффи. Они объединены интригующим жанровым подзаголовком – спиритический сеанс. Вот он-то, по всей видимости, и демонстрируется на малой сцене МТА, погружая нас в давно прошедшее, но не изжитое культурной памятью время.

В центре игрового пространства, организованного по принципу минимализма, находится небольшой пандус с легким светлым занавесом, напоминающий эстрадные павильоны в парках прежних лет. Эта многофункциональная установка замечательно подходит для обыгрывания медитативных путешествий, любовных приключений и трогательных воспоминаний. Место и время действия благодаря актерской игре считываются мгновенно, без труда. А вербальный способ общения становится главным в контакте со зрителем. Собственно говоря, на нем-то все и держится. Слово как образ, как действие, как эмоция выходит на первый план и приобретает драматическую подвижность. Таким образом, Марина Шелевер демонстрирует уникальные возможности поэтического спектакля, где само слово играет. Подобные творческие эксперименты по произведениям русской классической прозы давно занимают значительное место в репертуаре наших театров. Это свидетельствует не столько о дефиците современной драматургии, сколько о потребности взглянуть на действительность по-другому. И, может быть, заодно узнать свое прошлое.

Спектакль начинается с рассказа «Предсказатель», в котором героиня Галины Чумаковой, ироничная «фиолетовая дама», пытается узнать свою судьбу. Режиссер-хиромант Алексей Бурдыко очень похож на телевизионного шоумена. Та же невозмутимая нагловатая физиономия и томные телодвижения. Он даже перчатку с руки снимает с явным интимным подтекстом. Время от времени он потягивает коньяк и медитирует. Несмотря на то, что все его предсказания в итоге потерпели фиаско, Хиромант, нисколько не смущаясь, берет деньги и выдает напоследок сакральную фразу: «Остерегайтесь всяческих несчастий». Определенно персонаж Алексея Бурдыко не был исчадием ада и страшных испытаний никому не посылал. Рассказ воспринимается как иронический пролог к какой-то очень важной встрече. Только вот впереди было еще восемь историй. И, поди угадай, какая из них твоя.

Но ожидаемая встреча все-таки состоялась. Это произошло на представлении рассказа «Фея Карабос». Так бывает, когда актерская игра превращает цепочку событий в художественную реальность, и зритель оказывается в ней совсем не посторонним. Актрисы Наталья Сляднева и Евгения Кобзарь так по-человечески искренно и сострадательно согревали авторский текст теплом своих сердец, что он совершенно естественно стал текстом моей жизни. И еще долго потом, после спектакля, не отпускал от себя. Тревожил, волновал, рождая непрожитые воспоминания. А с чего, спрашивается? Ведь эта история самая что ни на есть обыкновенная. И к тому же чужая! Кондовый муж Станя (Александр Савин) намерен взять для новорожденного ребенка убогую горбатую няньку, чтобы младенец с пеленок научался сопереживать увечным. Жена его Илька (Наталья Сляднева) присмотрела в няньки Сеньку (Евгения Кобзарь), с которой ей было по-женски уютно и спокойно. Из-за решения мужа Илька так страдает, что начинает болеть. И тогда приходит врач – alter ego Сеньки, в зимнем пальто, шапке и валенках. И он так «правильно и жестко» разговаривает с мужем, что Илька, впервые почувствовав мужскую защиту, успокаивается. И вроде бы все заканчивается хорошо, но есть еще post scriptum – неожиданное продолжение этой истории. Актриса Наталья Сляднева будет снова, как бы листая страницы времени, проживать вместе со своей героиней эту единственную и незабываемую встречу с врачом. И вот тогда авторский текст неожиданно приобретет глубокий драматический подтекст, наполнится живым горячим чувством: «Потом, через много лет, ей будет вспоминаться, что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного, нj они не успели, не сумели, не смогли сказать это друг другу. И иногда, в редких снах, он будет приходить к ней светло и нежно, чтобы вместе смеяться и плакать».

Тема воспоминаний объединяет все разыгрываемые истории. Одна из них так и называется «Сладкие воспоминания». В ней Ольга Жучкова и Евгения Кобзарь рассказывают, как готовятся к встрече Рождества в деревне. Актрисы по-театральному заразительно и ярко передают атмосферу наступающего праздника в доме господ, что становится по-настоящему весело. Рождественская история оживает прямо на глазах в монологе веселой, красивой горничной Ольги Жучковой. И все-то в ее игре присутствует: и темперамент, и артистизм, и харизма. Актриса, чутко улавливая интонацию автора, сливаясь с ней, посылает в зал озорной привет: «Весело бывает на Рождестве!». И эта история приобретает расширенный контекст и также становится моим воспоминанием.

Дальше по ходу действия и вовсе можно расслабиться и получать удовольствие. Потому что играет Юлия Юрьева. И ощущение, что играет она джаз. Столько импровизации, свободного ритма в ее заразительной спонтанной игре, что просто диву даешься. А как она танцует и поет! Ну чем ни варьете?! Юрьева – актриса стильная, ломкая, гротесковая. Она может сыграть все. В том числе и вагонное приключение по дороге из Харькова в Москву, и паломничество на могилу Льва Толстого, трижды совершенное ее героиней под собственные вопли о муже Коле, ждущем ее дома. Существование актрисы в этой роли есть блестящее ироническое обыгрывание названия рассказа «Вечная любовь».

На представлении «Банного черта» неожиданно раскрывается боковой занавес, скрывающий зеркальную стену. Получилось эффектно, сценическое пространство сразу преобразилось. Как будто отворили дверь в потусторонний мир, что, несомненно, неспроста. Ведь все разговоры персонажей вертятся вокруг банного черта, на которого так легко списать все свои грехи. Только бы поверили. История, конечно, занятная, но поначалу стоит на месте, утопая в разговорах. Понятно, что режиссер дорожит каждым словом. Темпоритм спектакля затягивается ровно до того момента, когда появляется Папаша Игоря Бочерикова. Вот тогда сразу все вокруг приходит в движение, и рождается интересный актерский дуэт Игоря Бочерикова и Анастасии Лоскутовой, История про гуляку барина и его любовницу по прозвищу Чёртова закуска обретает драматургическую завершенность.

Рассказ «Ведьма», пожалуй, самое грустное и отчасти трагичное повествование о том, как нелепо и впустую проходит жизнь, История оживает в воспоминаниях героини Галины Чумаковой, когда она еще была молодой женой. А ее избран ник в исполнении актера Евгения Любицкого был молодым мужем. Жили они в маленьком степном городке, где «летом пыль, зимой снегу наметет выше уличных фонарей, весной и осенью такая грязь, что на соборной площади тройка чуть не утонула». Развлечений никаких. Общение скудное. Разве что на блины друг к другу хаживать да в карты играть. Тоска такая, что впору и повеситься. И немудрено, что в атмосфере полного «идиотизма деревенской жизни» даже вполне здравомыслящий человек начинает верить во всякую чертовщину. Дотошная, суеверная старая нянька Юлии Юрьевой (еще одна блестяще сыгранная острохарактерная роль) начинает гнать из дома немного странную молодую горничную Ольги Жучковой, называя ее ведьмой. В течение долгого времени вся энергия домочадцев уходит на решение этой, как им кажется, инфернальной проблемы.

По авторской интонации и тональности повествования рассказ «Ведьма» близок чеховской прозе. Впечатление усиливается, благодаря точно найденной интонации воспоминаний героини Галины Чумаковой.

На мой взгляд, спектакль «Чёртова закуска» – удачный творческий эксперимент актеров МТА, им удалась работа над прозой Надежды Тэффи.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

17.03.2025

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

16.03.2025

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

14.03.2025

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

13.03.2025

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

12.03.2025

Лекция о творчестве Александра Пушкина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

17 марта в Барнауле провели финальные соревнования ежегодной спартакиады Алтайской краевой организацией Общероссийского профессионального союза работников культуры. Состоялись два турнира.

Честь Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина в плавании отстаивали четверо. Помощник режиссёра Анжелика Шишкина финишировала первой, преодолев дистанцию за 18 секунд, результат артистки Дианы Зяблицкой – 23 секунды. Фотограф Евгения Савина стартовала на мужской дистанции, вдвое больше, её результат – 36 секунд. Монтировщик сцены Василий Бобровских финишировал за минуту и 3 секунды. Театр занял третье общекомандное место.

После провели состязания по волейболу. Сборная МТА, куда вошли артисты Евгений Быков, Анфиса Козырева, Юлия Нагибина, Антон Нечаев, Эльдар Носачёв и Роман Чистяков, провела две встречи, в итоге команда показала пятый результат в турнире. Таким же стал и общий зачёт театра на спартакиаде 2025 года.

смотреть фото

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

В новом спектакле «Яга» (16+) Молодёжного театра Алтая рассказывается история становления главной антагонистки русских сказок. Создатели новой версии – композитор Андрей Григорьев, драматург Мария Малухина, известная барнаульской публике по спектаклю «Василисса», и главный режиссёр театра Дарья Догадова, которая новую постановку жанрово определила как «Музыкальный миф».

Возвращение к истокам

Жанр «Становление злодея» сформировался не так давно. Благодаря «Диснею» были оправданы и перезапущены такие персонажи, как Малефисента, Круэлла, которые, как оказалось, превратились в антагонистов под воздействием психологических травм, вызванных несправедливостью мира. По мнению Дарьи Догадовой, когда на свет родилась история, сочинённая Андреем Григорьевым и Марией Малухиной, стало удивительно: почему до сих пор никто не задумался об истории происхождения такого колоритного персонажа, как Баба Яга.

«Это очень привлекательная история, – рассуждает режиссёр спектакля. – Она о женщине, вернее, о женском архетипе, который не мешало бы в себе отыскать. Кроме того, эта сказка о том, как люди возвращаются к своим истокам, к своей первородности, изначальным программам, чтобы определить: из какого ключа они пьют воду. Для самоанализа и погружения в себя – это очень интересный опыт».

Речь идёт о материале, в котором много музыки, песен, представляющих собой как сольные, так и хоровые партии. Как рассказала Дарья Догадова, этой историей с театром поделилась сама драматург, у неё с Молодёжным театром Алтая завязались давние тёплые отношения.

– В моей жизни часто бывает, что самое лучшее и важное приходит само, – делится Дарья Догадова. – Можно сказать, что и этот материал буквально приплыл к нам в руки. И мы решили рискнуть и прыгнули в этот колодец.

Мюзикл как тренинг

Как считает режиссёр, главная смелость театра была в том, что он, пусть и не впервые, но взялся за музыкальный материал. У артистов есть опыт исполнения вокальных партий, да и зрители успели привыкнуть к новым краскам, которые привносит мюзикл на драматическую сцену.

«То, что драматические театры стали обращаться к музыкальному жанру, для меня понятная история, – отмечает Дарья Догадова. – Дело в том, что сегодня жанровые структуры претерпевают глобальные изменения, а потому идёт размывание их границ, что, на мой взгляд, прекрасно. Ведь мы имеем дело с театром, который всегда представлял собой синтез искусств, в этом пространстве всегда изобретается что-то новое. Имея дело с таким жанром, как мюзикл, драмтеатр обогащается умением работать по другим законам существования. Когда задействованы не только жесты или мимика, а всё тело, нутро, голос и другие средства выразительности. Здесь нужно выкладываться по полной и в пластике, и в вокале, и в проживании роли. На мой взгляд, это хороший тренинг, который делает артиста на голову выше».

Разрушая стереотипы

По сюжету Яга (Елена Логачёва) – это дочь мельника, рождённая на свет с увечьем. Будучи хромой на одну ногу, она с детства была изгоем среди сверстников, не умела за себя постоять. Но однажды, повстречав в лесу Гамаюна (Антон Нечаев) – вещую птицу, проявляет свои лучшие черты, за что тот уговаривает богиню Мару-Морену (Светлана Лепихина) помочь несчастной девушке. В итоге та обретает костяную ногу и становится всесильной. Однако в княжестве, где обитает Яга, новые способности девушки становятся очередной проблемой. Научившись гадать, ведунья предсказывает Забаве (Ольга Жучкова), дочери князя (Анатолий Кошкарёв), вовсе не ту историю любви, о которой она мечтала. А когда гадание исполнилось, то Забава во что бы то ни стало решила отстоять своё счастье. Влюбившись в бога Велеса (Роман Чистяков), избравшего себе в суженые Ягу, дочь князя решила разлучить возлюбленных.

– Эта роль для меня – огромный подарок, – отмечает актриса Елена Логачёва, сыгравшая Ягу. – Мне было интересно погрузиться в мифологию, узнать, какие стереотипы окружают моего персонажа. Оказалось, что это вовсе не злая старуха, которая ест детей, скорее, она ведунья, которая знает о мире больше других, умеет лечить и предсказывать. К примеру, существует представление, что Баба-Яга запекала в печи детей. Однако, если эту тему исследовать, то можно выяснить, что раньше существовали женщины-ведуньи, которые лечили недоношенных детей: закутывали их в тесто и сажали в тёплую печь, чтобы их согреть, спасти. Вообще, этот персонаж много в чём во мне откликается. Неслучайно на моём тексте выведено слово «Справедливость», потому что Яга – это про честность, благородство, милосердие, доброту.

Широкими мазками

На протяжении сказки на сцене царит таинственный мир, населённый фольклорными персонажами, известными всем с детства. Благодаря поворотному кругу герои спектакля оказываются то на мельнице – в доме Яги, то на мосту через реку Смородину, отделяющую мир мёртвых от мира живых, то в княжеских покоях.

«Работая над спектаклем, мы не воссоздавали чисто славянскую историю, – говорит режиссёр. – На сцене не будет кокошников и вышиванок, наоборот, мы стремились от этого уйти и показать более первобытный мир – тёмный и дикий, племенной, наполненный сложными, экспрессивными красками. Перенося сказку на сцену, мы старались использовать широкие мазки и яркие жесты, избегая сентиментального психологизма, который хоть и присутствует, но на другом уровне – низменном, животном. И исследовать это начало тоже было интересно».

Следующие показы спектакля «Яга» состоятся на сцене Молодёжного театра Алтая 3 и 12 апреля.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

История злодейки и ведьмы, которую многие боялись в детстве, заиграет новыми красками. Автор либретто Мария Малухина не претендует на истину, ведь при создании текстов сама опиралась на славянские мифы. Костюмы, декорации, игра света и цвета помогают зрителям погрузиться в мистическое пространство, где славянские боги существуют наравне с людьми. Нас сделают свидетелями становления юной ведьмы. Спектакль «Яга» поставлен в жанре мюзикла. В нём участвуют 24 артиста театра.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

Молодёжный театр Алтая представил очередную премьеру этого года – постановку «Яга» (16+). Яга – это, как правило, злая старуха, известная нам с детства по мифологии и фольклору. Она делают людям плохо, колдует, посылает проклятия и всячески пугает. Но в то же время полно сказок, где она помогает и даже излечивает хворь.

«Что делает ведьму ведьмой? Страх тех, кто не желает услышать её правду, или выбор, который она совершает, когда мир отворачивается? «Яга» – это не сказка о чудовище. Это исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством, светом знания и тьмой отчаяния», – говорят создатели спектакля.

Творческая команда Молодёжного театра Алтая попытается показать Ягу не только плохой и злой старухой. Её история будет рассказана иначе и, возможно, вы пересмотрите своё отношение к ней и перестанете бояться или пугать малышей.

Главную роль в спектакле исполнит выпускница факультета театрального искусства Балтийского института Елена Логачёва. Она поступила на службу в театр в 2022 году. До того, как сыграть злодейку, ей доставались совершенно противоположные роли – Прекрасной принцессы и Фрейлины в легендарной истории «Бременские музыканты», Молодой Царицы в «Сказке о спящей Царевне», Артистки цирка в «Каштанке» и т.п.

Ближайшие показы спектакля «Яга» состоятся 14, 15 марта, 3, 12 апреля. Билеты уже в продаже.

Анна Сёмина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

Композитор Андрей Григорьев и автор либретто, известный современный драматург, Мария Малухина обратились к славянским мифам, чтобы рассказать историю о том, как хромая дочка мельника Яга превратилась во всем известную ведьму. Спектакль предназначен для зрителей 16+.

В театре предупреждали, что «Яга» – не сказка о чудовище, а исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством.

Главный режиссёр МТА Дарья Догадова говорит, что стремилась уйти от русской эстетики с кокошниками в сторону более архаичной и дикой, ещё племенной, где все краски чувств однозначные, яркие и экспрессивные. «Мы работали таким широким мазком без налета сентиментального психологизма», – говорит режиссёр.

Сыгравшая Ягу актриса Елена Логачёва называет эту роль огромным подарком: «Интересно было погрузиться в мифологию, узнать, что это за персонаж, разрушить стереотипы и рассказать, что с ней случилось. Мы как будто попали в сказку, и сейчас очень сложно будет возвращаться обратно в реальность и серые будни».

Премьерные показы 14 и 15 марта. Сморите, каким получился мюзикл «Яга», в репортаже Олега Богданова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

13 марта в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина прошёл генеральный прогон музыкального мифа Андрея Григорьева и Марии Малухиной «Яга». Участники «Учительского клуба МТА» вместе с театральными педагогами Ольгой Старковой и Алексеем Мансковым делились самыми свежими впечатлениями от просмотренного.

Глубокое погружение в атмосферу славянского фольклора, полного контрастов и интересных деталей, породило много мнений. В процессе обсуждения пытались разобраться в символах, используемых в спектакле, значении мельницы, моста и реки. Особое внимание уделили персонажам – самой Яге, Богу Велесу, Княжне Забаве, Птице Гамаюн, Богине Маре и другим.

смотреть фото

Лекция о творчестве Александра Пушкина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

20 марта в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоится лекция проекта «проТЕКСТ». Встреча будет посвящена Александру Пушкину.

Серия лекториев посвящена авторам, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА. Их жизнь и творчество не менее интересны и загадочны, чем биографии героев. Театральный педагог, кандидат филологических наук Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представляет истории известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта приглашают особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны. На этот раз встреча будет посвящена Александру Пушкину. В лектории примет участие заслуженная артистка России, ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Галина Чумакова.

Лекция состоится 20 марта, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Афиша
Новости
Соцсети