«Культура Алтайского края»: в мышеловке – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера шекспировской трагедии «Гамлет»

Безумец, который считает себя нормальным человеком и разыгрывает безумие, – таким предстает Гамлет в спектакле, поставленном на сцене Алтайского молодежного театра имени В. С. Золотухина. Премьерой шекспировской трагедии, которая должна была состояться еще в апреле, в МТА открыли 63 й творческий сезон.

Режиссер Татьяна Безменова (Москва) и художник-постановщик Алексей Паненков (Тюмень) не ставят себе целью реконструировать Эльсинор таким, каким он мог бы быть в действительности, облачить героев в старинные костюмы. Нет, они помещают шекспировских персонажей в некую универсальную среду, где все сценическое пространство представляет собой огромную библиотеку. Книжные полки, уставленные фолиантами, уходят далеко ввысь, кажется, что им и вовсе нет никакого конца и предела. Из бытовых предметов только десяток стульев, хаотично расставленных, перевернутых ножками вверх, – точно в противовес системно расставленным на полках книжным томам. В одном углу сцены – колыбель с большим плюшевым медвежонком в ней, в противоположном – высокая лестница, на которой и сидит в самом начале спектакля Гамлет (Андрей Потереба).

Именно с него, принца Датского, и начинается действо – спустившись с лестницы, Гамлет методично выстраивает в ряд стулья, точно пытаясь привести в порядок собственные мысли об умершем отце и предательстве матери, так скоро разделившей брачное ложе с другим. Одновременно он организует пространство для следующей мизансцены, где появляются сама Гертруда (Виктория Проскурина, в другом составе – заслуженная артистка РФ Галина Чумакова), Клавдий (Андрей Воробьёв), Полоний (Александр Чумаков), Лаэрт (Роман Чистяков), Офелия (Виолетта Дьякова) и члены совета. Массивные двери библиотеки распахиваются, словно открытые книги, и герои, прошествовав к приготовленным местам, занимают их согласно своему придворному статусу. Только принц Гамлет предпочитает держаться в стороне от недавно обручившейся – судя по белым нарядам – четы и присягнувших новому правителю царедворцев. Кажется, что происходящее выглядит в глазах Гамлета не более чем спектаклем, нелепым, недостойным по отношению к покинувшему этот мир отцу. Поэтому, когда церемония завершается и герой снова остается один, он дает волю гневу и раскидывает стулья, не притронувшись лишь к тому, на котором сидела мать.

Узнав от призрака отца (Анатолий Кошкарёв) всю правду о его смерти, Гамлет решает притвориться умалишенным. Он забирается в колыбель, точно стремясь возвратиться в детство, в ту пору, когда и сам был безгрешен и не ведал о грехах чужих. Однако мало-помалу зритель начинает догадываться, что принц Датский безумен на самом деле, – на это указывает Горацио (Владимир Кулигин). Единственный персонаж, с которым Горацио взаимодействует на протяжении всей постановки, – это Гамлет. Лучший друг оказывается другом воображаемым, вернее, превращается в альтер-эго, и то молчаливо следует по пятам за принцем, то вступает с ним в конфронтацию. Монолог «Быть или не быть?» они произносят вместе, то перебивая, то продолжая мысль друг друга.

Мотив безумия и мотив игры, притворства, переплетаясь, пронизывают всю трагедию Шекспира и весь спектакль. Чувствуя подвох в поведении племянника, Клавдий посылает к нему Розенкранца (Александр Пальшин) и Гильденстерна (Евгений Быков). Западня, которую должен попасться Гамлет, обретает вполне зримые черты – манипуляциями Клавдия вся сцена превращается в гигантскую мышеловку. Однако принц, в свою очередь, чтобы разоблачить дядю, устраивает спектакль с участием прибывшей в замок бродячей труппы – да он и сам лицедействует, нарядившись в сюртук того же яркого бирюзового цвета, что и сценические костюмы актеров. В итоге Клавдий попадает в собственную ловушку. Одна из самых ярких сцен спектакля – его монолог, попытка убежать от самого себя и от содеянного. Лестница, по которой король-убийца безуспешно пытается подняться вверх, превращается в темницу, зажатую между двух механизмов мышеловки. «О, преступление мое гнусно, оно смердит к небу», – произносит Клавдий, сознавая, что из тюрьмы своего греха ему уже никогда не освободиться.

Между тем сумасшествие Гамлета становится все очевиднее. Безумец, играя в безумие, забывает обо всем, в том числе и о завете призрака – ни в коем случае не трогать мать. Оказавшись в покоях Гертруды, принц Датский ведет с себя с ней грубо, даже жестоко, безжалостно. Усадив мать в детскую кроватку, он толкает, швыряет ее по сцене из одного угла в другой. Жажда мести за убийство отца ослепляет Гамлета настолько, что порождает новое, бессмысленное убийство – и вот от той же боли, что и сам принц, сходит с ума Офелия. Смерть становится для нее избавлением от земных мук. Интересно пластическое решение сцены, где Гертруда рассказывает о смерти несчастной девушки: королева как будто купается в зеленоватом, прозрачном освещении (художник по свету – Елена Алексеева из Новосибирска), белый шарф в ее руках скользит, словно подчиняясь невидимому течению.

«Гамлет» в МТА – спектакль, можно сказать, гипертеатральный. Здесь играют не только живые персонажи, но и мертвецы – в сцене на кладбище могильщик, извлекший из-под земли два черепа, разыгрывает между ними сценку, диалог. Последним в череде этих представлений становится поединок между Лаэртом и Гамлетом (постановка боя – Константин Яковлев), исход которого, как известно, был заранее предопределен. На сцене снова появляются актеры бродячей труппы, сообщая дуэли дополнительную театральность. Однако это «шоу, в котором все пошло не так»: погибают все, в том числе и Гамлет. Он умирает на руках Горацио, своего второго «я», со словами: «Остальное – молчание».

На этом спектакль завершается, зритель не увидит появления Фортинбраса под барабанный бой, как не увидел в начале встречи часовых с призраком. Действо начинается непосредственно со слов Гамлета и обрывается с его смертью, что наводит на мысль: не является ли вся эта библиотека метафорой разума главного героя, не в своем ли сознании, как в мышеловке, был заключен все это время принц Датский? Быть может, все персонажи и вовсе субличности одного «я»? Спектакль Молодежного театра Алтая заставляет зрителя думать, осмысливать, интерпретировать увиденное еще долгое время после просмотра.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

06.04.2021

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

05.04.2021

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

01.04.2021

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

31.03.2021

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

30.03.2021

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

29.03.2021

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

27.03.2021

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

Искусствовед, критик и член экспертного совета «Золотой Маски» оценит спектакли МТА

На этой неделе на всех показах спектаклей Молодёжного театра Алтая в зрительном зале будет находиться Ирина Алпатова. Театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музей имени А.А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» посмотрит самые знаковые постановки МТА.

Театр пригласил Ирину Алпатову в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности МТА. С 7 по 10 апреля эксперт посмотрит и даст свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».

На театральной спартакиаде МТА – лучший в настольном теннисе

5 апреля в Барнауле состоялись соревнования по настольному теннису. Этот турнир стал очередным этапом спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края.

Молодёжный театр Алтая выдвинул на состязания лучших из лучших. Руководитель музыкальной частью Евгений Гутчин уже по многолетней традиции занял первое место в личном зачёте, машинист сцены Андрей Шкуро был третьим. В итоге суммарные показатели теннисистов МТА позволили нашей команде выйти в лидеры, оставив соперников позади.

Через неделю, 12 апреля, сотрудники театрально-концертных учреждений региона встретятся снова. На этот раз они будут выявлять сильнейших в плавании.

смотреть фото

МТА открыл продажу билетов на гастроли московского Театра имени Евгения Вахтангова

Сегодня, 1 апреля, Молодёжный театр Алтая открыл продажу билетов на гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В МТА покажут два спектакля.

13 и 14 мая на большой сцене Молодёжного состоится показ спектакля «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке режиссёра Натальи Ковалёвой. Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей – польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса – прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне. Одноклассники будут спасать и предавать друг друга, любить, ревновать, ненавидеть. Начало в 18:30.

15 и 16 мая в МТА выступят народные артисты России Юлия Рутберг и Андрей Ильин. Барнаульцам они представят спектакль «Крик лангусты» Джона Марелла в постановке режиссёра Михаила Цитриняка. Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей ампутировали ногу, но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. Однажды летним днём на берегу Атлантического океана Сара Бернар вновь становится Федрой, Дамой с камелиями, Клеопатрой, Саломеей, Гамлетом… Она диктует своему верному секретарю Жоржу Питу мемуары и разыгрывает с ним по ролям эпизоды из собственной жизни, превращая Жоржа то в жестокого антрепренёра, то в строгую настоятельницу монастыря, то в Оскара Уайльда. Начало в 17:30.

Билеты на эти спектакли уже можно купить в кассе театра (пр. Калинина, 2, телефон: 503-503), на сайтах mta-barnaul.ru и kassy.ru.

Справка

Московские артисты приедут в Барнаул по федеральной программе «Большие гастроли» при поддержке «Росконцерта» и Министерства культуры РФ. Тур посвящён 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Зрители смогут увидеть ещё два спектакля из репертуара московского театра. 13 и 14 мая на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина состоится показ спектакля «Евгений Онегин», 15 и 16 мая – «Царь Эдип».

«Алтапресс»: стало известно, какие звёзды Вахтанговского театра приедут в Барнаул и сколько будут стоить билеты на их спектакли

1 апреля в Барнауле стартуют продажи билетов на спектакли московского театра им. Вахтангова, которые приедут с гастролями в мае. Тур приурочен к 100-летию алтайской драмы.

Когда и сколько

Театр им. Вахтангова привезет четыре спектакля, которые покажут на двух площадках.

Алтайский театр драмы им. Шукшина:
13 и 14 мая – «Евгений Онегин»
15 и 16 мая – «Царь Эдип»
Молодежный театр Алтая:
13 и 14 мая – «Наш класс»
15 и 16 мая – «Крик лангусты»

Билеты на постановки в театре драмы будут стоит от 1000 до 3000 рублей, в МТА – от 500 до 2000 рублей. Приобрести их можно будет на сайте театров и на портале kassy.ru.

Кто приедет

В Барнаул из Москвы приедет звездный состав: Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Леонид Бичевин, Юлия Рутберг, Евгений Князев, Андрей Ильин, Евгения Крегдже, Евгений Князев, Олег Макаров, Василий Симонов.

Также для участия в постановке «Царь Эдип» специально из Греции прилетят 12 греческих актеров, которые исполняют роль хора.

Что известно о постановках

«Евгений Онегин» по произведению Пушкина в постановке режиссера Римаса Туминаса давно стал классикой для театрального сообщества, хотя изначально он вызвал бурю критических эмоций. В частности из-за того, что Онегина играют сразу два актера.

На гастролях в Барнауле старого персонажа исполнит Сергей Маковецкий, молодого – Леонид Бичевин.

«Евгений Онегин» – это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин – «наше всё», но что это означает? Римас Туминас разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально, жёстко и эмоционально», – говорят о спектакле в театре Вахтангова.

Древнегреческая трагедия «Царь Эдип» это совместный проект Вахтанговского театра с Национальным театром Греции.

Артисты, участвующие в спектакле, играют на своих языках: русские – на русском, греки – на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают артисты Национального театра Греции.

Премьера трагедии Софокла прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции – Эпидавре, пишет ТАСС.

В постановке «Крик лангусты» рассказывается о жизни и трагедии великой актрисы Сары Бернар, которая великолепно играла как на сцене, так и вне ее.

«Эта великая женщина заставила меня задуматься о человеческих ценностях и о том, что мощь человека заключается не в его биологическом возрасте, а в жизни человеческого духа», – говорит исполнительница главной роли Юлия Рутберг.

В спектакле «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека расскажут о холокосте периода Второй мировой войны.

В основу пьесы положено реальное событие: в июле 1941 года в оккупированной немцами Польше жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих односельчан-евреев. Палачами и жертвами в этой страшной истории стали 10 одноклассников, у каждого из которых есть реальный прототип.

Камерная история, поставленная режиссером Натальей Ковалевой, идет три с половиной часа.

Напомним, что предстоящие гастроли – обменные, поскольку и театру им. Шукшина, и им. Вахтангова в этом году исполняется 100 лет.

Артисты театра драмы выступят на московской сцене, где представят несколько постановок. В частности, «И разыгрались же кони в поле…» по рассказам Шукшина.

Также в алтайской драме в честь векового юбилея поставят спектакль «Интуиция» под руководством артиста Константина Хабенского. Режиссером выступит Данил Чащин.

Пьесу написал писатель Александр Цыпкин. В центре сюжета – истории людей, которые только что умерли и попали на тот свет.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

Министерство культуры Алтайского края: в регионе завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов»

В Алтайском крае завершился III фестиваль искусств «Здесь край моих отцов». Он проходил 27-28 марта в селе Быстрый Исток, и открыл краевую программу юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Валерия Золотухина.

Инициатором и главным организатором фестиваля выступает Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В первый день фестиваля по уже сложившейся традиции в Мемориальном музее В.С. Золотухина прошла «Литературная гостиная», ведущим которой в этом году стал известный алтайский журналист и писатель, автор книги о Золотухине в серии «Алтай. Судьба. Эпоха» Сергей Тепляков. На сцене Быстроистокского культурно-досугового центра прошли «Театральные подмостки» – ведущие мастера сцены Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина – заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиева показали две программы: художественное чтение произведений детских советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» (читаем Надежду Тэффи), вызвавшие горячие аплодисменты зрителей.

В третий раз состоялось награждение победителей и лауреатов межрайонного детско-юношеского конкурса чтецов «Здесь родины моей начало». В конкурсе приняли участие учащиеся общеобразовательных школ и школ искусств края. География конкурса охватила пять районов края: Быстроистокский, Алтайский, Смоленский, Бийский и Петропавловский. В общей сложности было заявлено 127 участников от семи до 17 лет в номинациях «Проза» и «Поэзия».

28 марта на музейной творческой площадке «Кинопавильон» для участников фестиваля провели квест «С первого дубля: кинороли Валерия Золотухина». Завершилась программа фестиваля концертной программой «Наша родина – Алтай» участников творческого объединения композиторов «Песни Иткульского лета».

Источник: Министерство культуры Алтайского края

смотреть фото

Артисты МТА продолжают соревноваться в театральной спартакиаде

29 марта в Барнауле прошли очередные соревнования спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. В этот раз участники соревновались в боулинге.

Честь Молодёжного театра Алтая отстаивали Дмитрий Борисов, Евгений Быков, Александр Пальшин и Юлия Юрьева. В общекомандном зачёте артисты заняли четвёртое место.

Через неделю соперники встретятся снова, 5 апреля состоятся соревнования по настольному теннису.

Web-театр: какой театральный жанр характеризует вас?

В честь сегодняшнего праздника, Всемирного Дня театра, мы решили проверить, насколько зрители МТА, как и театральные жанры, многолики. Листайте карусель и выбирайте то, что вам подходит больше всего.

смотреть картинки

Афиша
Новости
Соцсети