«Культура Алтайского края»: в мышеловке – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера шекспировской трагедии «Гамлет»

Безумец, который считает себя нормальным человеком и разыгрывает безумие, – таким предстает Гамлет в спектакле, поставленном на сцене Алтайского молодежного театра имени В. С. Золотухина. Премьерой шекспировской трагедии, которая должна была состояться еще в апреле, в МТА открыли 63 й творческий сезон.

Режиссер Татьяна Безменова (Москва) и художник-постановщик Алексей Паненков (Тюмень) не ставят себе целью реконструировать Эльсинор таким, каким он мог бы быть в действительности, облачить героев в старинные костюмы. Нет, они помещают шекспировских персонажей в некую универсальную среду, где все сценическое пространство представляет собой огромную библиотеку. Книжные полки, уставленные фолиантами, уходят далеко ввысь, кажется, что им и вовсе нет никакого конца и предела. Из бытовых предметов только десяток стульев, хаотично расставленных, перевернутых ножками вверх, – точно в противовес системно расставленным на полках книжным томам. В одном углу сцены – колыбель с большим плюшевым медвежонком в ней, в противоположном – высокая лестница, на которой и сидит в самом начале спектакля Гамлет (Андрей Потереба).

Именно с него, принца Датского, и начинается действо – спустившись с лестницы, Гамлет методично выстраивает в ряд стулья, точно пытаясь привести в порядок собственные мысли об умершем отце и предательстве матери, так скоро разделившей брачное ложе с другим. Одновременно он организует пространство для следующей мизансцены, где появляются сама Гертруда (Виктория Проскурина, в другом составе – заслуженная артистка РФ Галина Чумакова), Клавдий (Андрей Воробьёв), Полоний (Александр Чумаков), Лаэрт (Роман Чистяков), Офелия (Виолетта Дьякова) и члены совета. Массивные двери библиотеки распахиваются, словно открытые книги, и герои, прошествовав к приготовленным местам, занимают их согласно своему придворному статусу. Только принц Гамлет предпочитает держаться в стороне от недавно обручившейся – судя по белым нарядам – четы и присягнувших новому правителю царедворцев. Кажется, что происходящее выглядит в глазах Гамлета не более чем спектаклем, нелепым, недостойным по отношению к покинувшему этот мир отцу. Поэтому, когда церемония завершается и герой снова остается один, он дает волю гневу и раскидывает стулья, не притронувшись лишь к тому, на котором сидела мать.

Узнав от призрака отца (Анатолий Кошкарёв) всю правду о его смерти, Гамлет решает притвориться умалишенным. Он забирается в колыбель, точно стремясь возвратиться в детство, в ту пору, когда и сам был безгрешен и не ведал о грехах чужих. Однако мало-помалу зритель начинает догадываться, что принц Датский безумен на самом деле, – на это указывает Горацио (Владимир Кулигин). Единственный персонаж, с которым Горацио взаимодействует на протяжении всей постановки, – это Гамлет. Лучший друг оказывается другом воображаемым, вернее, превращается в альтер-эго, и то молчаливо следует по пятам за принцем, то вступает с ним в конфронтацию. Монолог «Быть или не быть?» они произносят вместе, то перебивая, то продолжая мысль друг друга.

Мотив безумия и мотив игры, притворства, переплетаясь, пронизывают всю трагедию Шекспира и весь спектакль. Чувствуя подвох в поведении племянника, Клавдий посылает к нему Розенкранца (Александр Пальшин) и Гильденстерна (Евгений Быков). Западня, которую должен попасться Гамлет, обретает вполне зримые черты – манипуляциями Клавдия вся сцена превращается в гигантскую мышеловку. Однако принц, в свою очередь, чтобы разоблачить дядю, устраивает спектакль с участием прибывшей в замок бродячей труппы – да он и сам лицедействует, нарядившись в сюртук того же яркого бирюзового цвета, что и сценические костюмы актеров. В итоге Клавдий попадает в собственную ловушку. Одна из самых ярких сцен спектакля – его монолог, попытка убежать от самого себя и от содеянного. Лестница, по которой король-убийца безуспешно пытается подняться вверх, превращается в темницу, зажатую между двух механизмов мышеловки. «О, преступление мое гнусно, оно смердит к небу», – произносит Клавдий, сознавая, что из тюрьмы своего греха ему уже никогда не освободиться.

Между тем сумасшествие Гамлета становится все очевиднее. Безумец, играя в безумие, забывает обо всем, в том числе и о завете призрака – ни в коем случае не трогать мать. Оказавшись в покоях Гертруды, принц Датский ведет с себя с ней грубо, даже жестоко, безжалостно. Усадив мать в детскую кроватку, он толкает, швыряет ее по сцене из одного угла в другой. Жажда мести за убийство отца ослепляет Гамлета настолько, что порождает новое, бессмысленное убийство – и вот от той же боли, что и сам принц, сходит с ума Офелия. Смерть становится для нее избавлением от земных мук. Интересно пластическое решение сцены, где Гертруда рассказывает о смерти несчастной девушки: королева как будто купается в зеленоватом, прозрачном освещении (художник по свету – Елена Алексеева из Новосибирска), белый шарф в ее руках скользит, словно подчиняясь невидимому течению.

«Гамлет» в МТА – спектакль, можно сказать, гипертеатральный. Здесь играют не только живые персонажи, но и мертвецы – в сцене на кладбище могильщик, извлекший из-под земли два черепа, разыгрывает между ними сценку, диалог. Последним в череде этих представлений становится поединок между Лаэртом и Гамлетом (постановка боя – Константин Яковлев), исход которого, как известно, был заранее предопределен. На сцене снова появляются актеры бродячей труппы, сообщая дуэли дополнительную театральность. Однако это «шоу, в котором все пошло не так»: погибают все, в том числе и Гамлет. Он умирает на руках Горацио, своего второго «я», со словами: «Остальное – молчание».

На этом спектакль завершается, зритель не увидит появления Фортинбраса под барабанный бой, как не увидел в начале встречи часовых с призраком. Действо начинается непосредственно со слов Гамлета и обрывается с его смертью, что наводит на мысль: не является ли вся эта библиотека метафорой разума главного героя, не в своем ли сознании, как в мышеловке, был заключен все это время принц Датский? Быть может, все персонажи и вовсе субличности одного «я»? Спектакль Молодежного театра Алтая заставляет зрителя думать, осмысливать, интерпретировать увиденное еще долгое время после просмотра.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

14.10.2024

В МТА состоялся показ спектакля «Чучело», адаптированного для незрячих

13.10.2024

Поздравляем артистку с вводом в приключение незадачливых мошенников «Вождь краснокожих»

11.10.2024

Артисту МТА Дмитрию Борисову вручили премию имени Валерия Золотухина

08.10.2024

«Алтапресс»: красиво как во сне – трагифарс «Маскарад» об убивающей ревности поставили в МТА

«Комсомольская правда – Барнаул»: монохромный трагифарс поставили на сцене Молодёжного театра Алтая

07.10.2024

Премьера спектакля «Маскарад» состоялась в Молодёжном театре Алтая

05.10.2024

С Днём учителя

В МТА состоялся показ спектакля «Чучело», адаптированного для незрячих

В Молодёжном театре Алтая состоялся первый в этом творческом сезоне показ одного из адаптированных для незрячих и слабовидящих спектаклей. Подопечные Алтайской краевой организации Всероссийского общества слепых из Барнаула и Новоалтайска побывали на драме «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова.

Режиссёр Игорь Лебедев и драматург Екатерина Гузёма переносли историю жутких издевательств над беззащитной, светлой и честной девочкой Леной Бессольцевой из времён Советского Союза в наши дни. Школьники по заданию учителя должны посмотреть фильм «Чучело» и написать сочинение. Но подростки заявляют педагогу, что лента морально устарела – подобное могло произойти только в прошлом, а сейчас в обществе места буллингу нет. Реальность же оказывается страшнее. Сами того не замечая, герои спектакля проживают аналогичную ситуацию. А главным организатором травли одноклассницы становится тот, кто на самом деле любит девочку-изгоя…

После показа прошла встреча с артисткой Дарьей Алаевой, исполнительницей роли Лены. Незрячие и слабовидящие задавали много вопросов. Например, что было самым сложным при работе над спектаклем, как она сохраняет хорошие отношения с другими артистами, которые обижают её героиню на каждом показе, почему выбрала профессию артиста, кем хотела стать в детстве и так далее.

Спектакль «Чучело» адаптирован по программе поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Показ сопровождается тифлокомментированием. Уже в ноябре незрячим и слабовидящим покажут историю грандиозной аферы Николая Гоголя «Мёртвые души» и важную сказку для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

смотреть фото

Поздравляем артистку с вводом в приключение незадачливых мошенников «Вождь краснокожих»

Поздравляем артистку Ярославу Волошину с вводом в приключение незадачливых мошенников «Вождь краснокожих» на роль Джонни.

Желаем ещё больше ярких ролей и незабываемых образов, творческой энергии и вдохновения в каждом новом спектакле! Пусть любовь и поддержка зрителей крепнет с каждым днём!

Артисту МТА Дмитрию Борисову вручили премию имени Валерия Золотухина

Сегодня в Барнауле состоялась церемония вручения Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. Лауреатов определяют ежегодно, ими становятся лучшие молодые артисты и студенты. В этот раз в список победителей вошёл артист драмы высшей категории Молодёжного театра Алтая Дмитрий Борисов. Награды вручал заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абдуллаев.

Дмитрий Борисов – выпускник Алтайской государственной академии культуры и искусств, это был второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста России Валерия Золотухина. В Молодёжном театре Алтая работает с мая 2015 года. За это время репертуарный лист составили более 40 ролей. Сейчас артист занят в 18 спектаклях идущего репертуара. Поздравить с вручением диплома лауреата Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства Дмитрия Борисова можно уже 13 октября. В этот день он выйдет к зрителям в постановке «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме.

Поздравляем с наградой!

«Алтапресс»: красиво как во сне – трагифарс «Маскарад» об убивающей ревности поставили в МТА

Новый главный режиссер МТА Дарья Догадова заявила о себе премьерой спектакля «Маскарад» по одноименной драме Михаила Лермонтова. Все действие – воспоминание убитого и сходящего с ума от собственной ошибки Евгения Арбенина. Отсюда – неожиданный жанр трагифарс и нестандартные визуальные решения.

Евгений Арбенин – дворянин и бывший игрок в карты, после женитьбы на молодой красавице Нине начинает новую жизнь. Однако стечение обстоятельств приводит к тому, что супруга становится объектом внимания спасенного дворянином князя. Арбенин сходит с ума от ревности и уверенности в измене и решается на ужасное преступление.

На сцене открывается необычное темное и плотное пространство – как уголок сознания, ловушка, небытие, лимб. Подвижные от ветра черные траурные полотна, за которыми неизвестная пропасть. В нее все время, будто в беспокойном сне, бесшумно проваливаются герои.

На этом мрачном фоне ярче и четче вырисовывается портрет и эмоции. В особенности того, кто потерял земной рай, вогнав себя в ловушку недоверия: обманывая всех сам стал ждать только обмана.

Следующий показ состоится 8 ноября. 16+.

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: монохромный трагифарс поставили на сцене Молодёжного театра Алтая

Молодежный театр Алтая представил постановку по пьесе Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад». Пьеса была написана в далеком 1835 году. Тогда в ней было три акта, а заканчивалось произведение смертью главной героини Нины, жены Евгения Александровича Арбенина. Однако цензура тогда не пропустила работу якобы из-за «слишком резких страстей». Пьесу вернули автору на доработку.

«Маскарад» – это история о любви, предательстве и мести. Это социальная драма об обществе Петербурга. Главный герой пьесы Евгений Арбенин – дворянин и бывший игрок в карты. Он женится на молодой красотке Нине и решает, что надо начать жизнь заново, с чистого листа.

Но один из эпизодов возвращает его на землю. Евгений Александрович, кажется, начинает подозревать свою супругу в измене: Нина возвращается с маскарада гораздо позже его и без браслета. А именно его на балу обронила некая дама и отдала князю Звездичу на память, а тот рассказывает обо всем Арбенину. Завязывается интрига! Неужто на маскараде это была Нина?! Да еще в любви признается другому…

«Терзаемый ревностью, уверенный в измене, он клянётся отомстить и решается на убийство», – рассказывают в театре.

Во время очередной встречи уже с открытыми лицами Звездич все больше уверяется, что на маскараде он виделся именно с Ниной, но сейчас она категорически игнорирует его внимание и даже сбегает из гостей у баронессы Штраль. Князь же рассказывает Штраль историю, когда ему в любви признается дева в маске. Он полностью уверен, что это именно жена Арбенина! И этот факт его ничуть не смущает.

Но на самом деле это была баронесса и, пытаясь спасти свою честь, она распускает слух, что незнакомкой была Нина. Она даже не представляет, чем это может закончиться. Когда Евгений Арбенин идет убивать любовника жены, в его доме он сталкивается со Штраль и разговор с ней выводит его из себя. Но планы поквитаться с Звездичем он все же откладывает.

Он отомстит ему чуть позже, за карточной партией, после которой все окружение, весь свет начинает относиться к Звездичу с презрением.

Самое страшное, что Арбенин теперь намерен отомстить и своей молодой супруге. Он хочет ее отравить. На очередном приеме он подсыпает ей в мороженное яд. Уже дома Нине становится все хуже и хуже. Даже врач уже не способен спасти ее. До последних минут своей жизни девушка проклинает Евгения Александровича и называет его злодеем. Это будут ее последние слова.

Конечно, другие персонажи все же раскроют тайну – кем была та незнакомка с маскарада, но будет уже поздно. От горя и от осознания того, что Арбенин натворил, он сходит с ума.

«Маскарад в спектакле – сквозная метафора зависимости общества от притворства, где самая излюбленная маска – маска лжеца. И Арбенин – король этого торжества, его главный мастер. Невозможность снять маску становится трагедией героев, вокруг которых непрерывно и равнодушно вальсирует фарс», – добавляют в МТА.

Следующий показ премьерного спектакля этого года состоится 8 и 28 ноября. Билеты уже в продаже. 16+.

Анна Семина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

Премьера спектакля «Маскарад» состоялась в Молодёжном театре Алтая

4, 5 и 6 октября в Молодёжном театре Алтая состоялись премьерные показы монохромного трагифарса «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.

Поздравляем всех причастных! Желаем спектаклю долгих лет жизни на сцене, бесконечной любви зрителей и бурных оваций. Пусть каждый следующий выход артистов на сцену будет ошеломительным и незабываемым!

В премьерные дни директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец и представители Алтайского отделения Союза театральных деятелей – заместитель председателя Ольга Казаковцева и заслуженная артистка Алтайского края Галина Зорина – поздравили Анатолия Кошкарёва и Галину Чумакову с юбилеями.

Следующие показы пройдут 8 и 28 ноября. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

С Днём учителя

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём учителя!

Многие знания о мире вокруг мы получаем ещё в детстве во многом благодаря учителям. Они помогают нам расширить свой кругозор, учат мыслить взвешенно и осознанно, делятся с нами бесценным опытом.

Мы искренне благодарны за ваш неоценимый труд, за усилия, которые вы прилагаете на благо воспитания нас и наших детей, за ваше безграничное терпение и полную преданность своей профессии. Пусть вам всегда сопутствует удача, пусть будет больше позитивных рабочих дней! Желаем вам больше благодарных учеников и неиссякаемой уверенности в значимости своего дела!

В Молодёжном театре Алтая мы с большим удовольствием реализуем несколько проектов для поддержки и вдохновения учителей на новые свершения – «Учительский клуб», «Пятый угол», «Шаг в искусство». Мы всегда очень рады сотрудничать с вами и видеть счастливые лица ваших учеников на спектаклях МТА.

Афиша
Новости
Соцсети