«Культура Алтайского края»: в мышеловке – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера шекспировской трагедии «Гамлет»

Безумец, который считает себя нормальным человеком и разыгрывает безумие, – таким предстает Гамлет в спектакле, поставленном на сцене Алтайского молодежного театра имени В. С. Золотухина. Премьерой шекспировской трагедии, которая должна была состояться еще в апреле, в МТА открыли 63 й творческий сезон.

Режиссер Татьяна Безменова (Москва) и художник-постановщик Алексей Паненков (Тюмень) не ставят себе целью реконструировать Эльсинор таким, каким он мог бы быть в действительности, облачить героев в старинные костюмы. Нет, они помещают шекспировских персонажей в некую универсальную среду, где все сценическое пространство представляет собой огромную библиотеку. Книжные полки, уставленные фолиантами, уходят далеко ввысь, кажется, что им и вовсе нет никакого конца и предела. Из бытовых предметов только десяток стульев, хаотично расставленных, перевернутых ножками вверх, – точно в противовес системно расставленным на полках книжным томам. В одном углу сцены – колыбель с большим плюшевым медвежонком в ней, в противоположном – высокая лестница, на которой и сидит в самом начале спектакля Гамлет (Андрей Потереба).

Именно с него, принца Датского, и начинается действо – спустившись с лестницы, Гамлет методично выстраивает в ряд стулья, точно пытаясь привести в порядок собственные мысли об умершем отце и предательстве матери, так скоро разделившей брачное ложе с другим. Одновременно он организует пространство для следующей мизансцены, где появляются сама Гертруда (Виктория Проскурина, в другом составе – заслуженная артистка РФ Галина Чумакова), Клавдий (Андрей Воробьёв), Полоний (Александр Чумаков), Лаэрт (Роман Чистяков), Офелия (Виолетта Дьякова) и члены совета. Массивные двери библиотеки распахиваются, словно открытые книги, и герои, прошествовав к приготовленным местам, занимают их согласно своему придворному статусу. Только принц Гамлет предпочитает держаться в стороне от недавно обручившейся – судя по белым нарядам – четы и присягнувших новому правителю царедворцев. Кажется, что происходящее выглядит в глазах Гамлета не более чем спектаклем, нелепым, недостойным по отношению к покинувшему этот мир отцу. Поэтому, когда церемония завершается и герой снова остается один, он дает волю гневу и раскидывает стулья, не притронувшись лишь к тому, на котором сидела мать.

Узнав от призрака отца (Анатолий Кошкарёв) всю правду о его смерти, Гамлет решает притвориться умалишенным. Он забирается в колыбель, точно стремясь возвратиться в детство, в ту пору, когда и сам был безгрешен и не ведал о грехах чужих. Однако мало-помалу зритель начинает догадываться, что принц Датский безумен на самом деле, – на это указывает Горацио (Владимир Кулигин). Единственный персонаж, с которым Горацио взаимодействует на протяжении всей постановки, – это Гамлет. Лучший друг оказывается другом воображаемым, вернее, превращается в альтер-эго, и то молчаливо следует по пятам за принцем, то вступает с ним в конфронтацию. Монолог «Быть или не быть?» они произносят вместе, то перебивая, то продолжая мысль друг друга.

Мотив безумия и мотив игры, притворства, переплетаясь, пронизывают всю трагедию Шекспира и весь спектакль. Чувствуя подвох в поведении племянника, Клавдий посылает к нему Розенкранца (Александр Пальшин) и Гильденстерна (Евгений Быков). Западня, которую должен попасться Гамлет, обретает вполне зримые черты – манипуляциями Клавдия вся сцена превращается в гигантскую мышеловку. Однако принц, в свою очередь, чтобы разоблачить дядю, устраивает спектакль с участием прибывшей в замок бродячей труппы – да он и сам лицедействует, нарядившись в сюртук того же яркого бирюзового цвета, что и сценические костюмы актеров. В итоге Клавдий попадает в собственную ловушку. Одна из самых ярких сцен спектакля – его монолог, попытка убежать от самого себя и от содеянного. Лестница, по которой король-убийца безуспешно пытается подняться вверх, превращается в темницу, зажатую между двух механизмов мышеловки. «О, преступление мое гнусно, оно смердит к небу», – произносит Клавдий, сознавая, что из тюрьмы своего греха ему уже никогда не освободиться.

Между тем сумасшествие Гамлета становится все очевиднее. Безумец, играя в безумие, забывает обо всем, в том числе и о завете призрака – ни в коем случае не трогать мать. Оказавшись в покоях Гертруды, принц Датский ведет с себя с ней грубо, даже жестоко, безжалостно. Усадив мать в детскую кроватку, он толкает, швыряет ее по сцене из одного угла в другой. Жажда мести за убийство отца ослепляет Гамлета настолько, что порождает новое, бессмысленное убийство – и вот от той же боли, что и сам принц, сходит с ума Офелия. Смерть становится для нее избавлением от земных мук. Интересно пластическое решение сцены, где Гертруда рассказывает о смерти несчастной девушки: королева как будто купается в зеленоватом, прозрачном освещении (художник по свету – Елена Алексеева из Новосибирска), белый шарф в ее руках скользит, словно подчиняясь невидимому течению.

«Гамлет» в МТА – спектакль, можно сказать, гипертеатральный. Здесь играют не только живые персонажи, но и мертвецы – в сцене на кладбище могильщик, извлекший из-под земли два черепа, разыгрывает между ними сценку, диалог. Последним в череде этих представлений становится поединок между Лаэртом и Гамлетом (постановка боя – Константин Яковлев), исход которого, как известно, был заранее предопределен. На сцене снова появляются актеры бродячей труппы, сообщая дуэли дополнительную театральность. Однако это «шоу, в котором все пошло не так»: погибают все, в том числе и Гамлет. Он умирает на руках Горацио, своего второго «я», со словами: «Остальное – молчание».

На этом спектакль завершается, зритель не увидит появления Фортинбраса под барабанный бой, как не увидел в начале встречи часовых с призраком. Действо начинается непосредственно со слов Гамлета и обрывается с его смертью, что наводит на мысль: не является ли вся эта библиотека метафорой разума главного героя, не в своем ли сознании, как в мышеловке, был заключен все это время принц Датский? Быть может, все персонажи и вовсе субличности одного «я»? Спектакль Молодежного театра Алтая заставляет зрителя думать, осмысливать, интерпретировать увиденное еще долгое время после просмотра.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

28.02.2024

«Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского ставят в Молодёжном театре Алтая

27.02.2024

«Катунь 24»: спектакль «Чучело» ставят в Молодёжном театре Алтая

26.02.2024

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

22.02.2024

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

19.02.2024

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

16.02.2024

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

14.02.2024

Режим работы кассы в праздничный день

«Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского ставят в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новой постановкой. 12 и 14 апреля на малой сцене состоятся премьерные показы спектакля «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Достоевского.

Режиссёр спектакля – Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Выпускница мастерской профессора Андрея Андреева в РГИСИ, окончила Высшие курсы кино и телевидения ВГИК в мастерской заслуженного деятеля искусств России Юрия Кары. В качестве актрисы была занята в спектаклях «Tango 43/Голодное танго» (Theatre Co Berlin/Лаборатория ON.Театр, режиссёр – Ольга Окрепилова) и «В пучине страстей и сомнений» (Учебный театр на Моховой, режиссёр – Андрей Андреев). Как режиссёр работала в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Нальчика, Брянска, Гомеля и других городов. Она – преподаватель актёрского мастерства и основ режиссёрского анализа мастерской заслуженного артиста России Сергея Барковского в РГПУ им. Герцена, режиссёр дипломных студенческих спектаклей.

С Дарьей Камошиной коллектив театра познакомился в прошлом году на режиссёрской лаборатории «Жили-были…» по повестям Петровского времени. Тогда и было принято решение продолжить творческое сотрудничество. Специально для МТА Дарья Камошина написала инсценировку по повести 1859 года. Она же выступает в качестве сценографа спектакля. Костюмами занимается главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Репетиции идут, цеха Молодёжного театра Алтая приступили к работе. Билеты на премьерные показы уже появились в продаже. Телефон кассы: 503-503.

«Катунь 24»: спектакль «Чучело» ставят в Молодёжном театре Алтая

Пронзительная история Ленки Бессольцевой теперь в алтайском театре. МТА одним из немногих в стране, кто решил сделать спектакль по мотивам повести Владимира Железникова «Чучело». Сейчас в театре «зелёная неделя» – все занимаются последними приготовлениями к премьерным показам.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

30 марта – день памяти Валерия Золотухина, художественного руководителя Молодёжного театра Алтая с 2003 по 2013 годы. В этот день состоится экскурсия. На ней можно поближе познакомиться с жизнью народного артиста России, его творчеством, вкладом в развитие МТА.

Экскурсию проведёт Виктор Захаров, артист и режиссёр-постановщик Молодёжного театра Алтая. Он поделится интересными фактами и историями о Валерии Сергеевиче, которые накопились за годы знакомства и работы с ним. Пришедшие узнают, где находилась гримёрка артиста, где расположено любимое место в зрительном зале, увидят личные вещи и памятные предметы Валерия Золотухина.

Погружаемся в прошлое 30 марта в 14:00. Телефон кассы: 503-503.

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

В марте у зрителей Молодёжного театра Алтая будет возможность поделиться впечатлениями и обсудить ключевые моменты из постановок с театральным педагогом. Можно говорить обо всём, что зацепило, впечатлило, вызвало невероятные эмоции. На таких встречах в нашем театре действует только одно правило – неправильных мнений нет.

Задержитесь в зале после показов следующих спектаклей:
3 марта – «Вождь краснокожих»;
8 марта – «Сказка о царе Салтане»;
10 марта – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
17 марта – «Золушка»;
23 марта – «Сказка о царе Салтане»;
26 марта – «Ноябрьский зов»;
27 марта – «Сказка о царе Салтане»;
30 марта – «Цветик-семицветик»;
31 марта – «Огниво».

Телефон кассы театра: 503-503.

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

В Барнауле стартовала ежегодная спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. 19 февраля провели турнир по стрельбе. Честь МТА отстаивали артисты Ирина Клишевич, Светлана Лепихина и Александр Пальшин, заведующий радиоцехом Алексей Немчинов. В стрельбе из положения лёжа в общей сложности они набрали 142 балла.

Через неделю соревнования продолжатся – впереди команды ждут турниры по лыжным гонкам, настольному теннису, плаванию и волейболу.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

Спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая. За основу создатели взяли книгу «Чучело», фильм по которой стал советской классикой.

История о травле в школе в спектакле МТА начнётся с задания учительницы посмотреть советский фильм «Чучело». Ребята скажут, что картина давно устарела и выйдут во двор… Чтобы накинуться на изгоя-одноклассника.

Сюжет повести «Чучело» Владимира Железнякова вписан в ткань спектакля о современных детях. Линия будет прежней – новенькая девочка придёт в класс и столкнётся с жестокой травлей.

Жертвами травли часто становятся дети, которые подвергаются насилию – физическому или эмоциональному в собственной семье. На примере новенькой Лены режиссёр и актёры исследуют тему школьного буллинга, пытаясь заглянуть в суть проблемы: почему группа людей начинает так отчаянно ненавидеть тех, кто слабее, кто оступился или не похож на остальных.

Премьера спектакля «Чучело» состоится 1 марта. Сейчас идут репетиции. Важно найти нужную интонацию, и она не должна быть назидательной. Скорее это разговор со зрителями, с юными и не очень, о том, как вовремя рассмотреть в себе ненависть, как научиться защищать себя и видеть в другом живого человека.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Режим работы кассы в праздничный день

23 февраля касса Молодёжного театра Алтая работать не будет. В другие дни вы можете купить билеты в обычном режиме – с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные. Телефон для справок: 503-503.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Афиша
Новости
Соцсети