«Культура Алтайского края»: я просто играю – Галина Чумакова отмечает тридцатилетие служения Молодёжному театру Алтая
Галина Чумакова отмечает в 2016 году тридцатилетие служения Молодежному театру Алтая. Юбилейное событие совпало с присуждением актрисе двух наград. Она удостоена премии Алтайского края в номинации «Театральное искусство» за роль Вероники Валлон в спектакле по пьесе Ясмины Резы «Бог резни» и премии имени народной артистки Светланы Талалаевой, учрежденной Алтайским отделением СТД РФ, за роль Раневской в спектакле по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад».
Галина Дубровина мечтала о театре с детства, хотя была очень застенчивой и боязливой девочкой. Спасало то, что она, посещая драматическую студию, хорошо усвоила, что театр и жизнь не одно и то же, и что на сцене она — играет. «Ведь это же не я! Я просто играю!» — подбадривала себя Галина в критических ситуациях.
После окончания школы Дубровина поступает в Новосибирское театральное училище. По традиции, заложенной в обучении актеров, студенты, начиная с третьего курса, играли свои спектакли в драматических театрах города исключительно по понедельникам. (В этот день все театры отдыхают.) В репертуаре начинающих артистов — русская и зарубежная классика, а также водевили. Надо ли говорить, как это помогало «детям понедельника» в развитии профессиональных навыков! Да и сам город с его укорененными театральными традициями, фестивалями и знаменитыми гастролерами щедро одаривал художественными впечатлениями будущих актеров!
По окончании училища, в 1986 году, Галину Дубровину принимают в труппу Алтайского краевого ТЮЗа. Ее дебютом стала роль Мальчиша-Кибальчиша. Галина репетирует и играет эту роль в паре с актером Александром Чумаковым, ее будущим мужем, в которого она влюбляется с первого взгляда. Может быть, поэтому Галину нисколько не смущает мальчишеская роль. Кроме того, всем театралам доподлинно известно, сколько талантливых актрис начинали свой путь с амплуа травести. Достаточно вспомнить Алису Фрейндлих, Лию Ахеджакову, Ирину Соколову, да и саму Сару Бернар! Таким образом, дебют Галины Дубровиной оказался успешным во всех отношениях.
Помимо сказочного репертуара для младших школьников, обязательного в ТЮЗе, Галина плотно занята в вечерних спектаклях. Ее героини, несмотря на разнохарактерность ролей, всегда харизматичны, обаятельны и умны. Это и Суенита из «14 красных избушек» Андрея Платонова, и Настя из «Игры в фанты» Николая Коляды, а также Бонка из «Четырех близнецов» Панчо Панчева и Эльзивира в «Клопе» Владимира Маяковского. И, конечно, самая любимая роль, Искры Поляковой, из спектакля по актуальному в конце восьмидесятых произведению Бориса Васильева «А завтра была война». И это далеко не полный перечень спектаклей и ролей начинающей актрисы. Хотя, признаться, в начинающих она ходит недолго. Режиссеры, работавшие с Галиной, видят в ней современную героиню, в характере которой превалируют искреннее служение идеи, честность и максимализм по отношению к себе.
Но диапазон актерских возможностей Чумаковой оказался намного шире. Зрители всех возрастов до сих пор помнят пережитые изумление и восторг от инсценировки сказки Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Этот яркий, праздничный спектакль буквально завораживал! У Галины Чумаковой в нем — заглавная роль. Эта работа, по словам режиссера спектакля Нины Таякиной, стала явлением уникальным! Актриса оказалась на редкость пластичной и музыкальной. Она садилась на шпагат, делала сальто на батуте, азартно танцевала и произносила монологи на канатах, которые кружились и раскачивались высоко над сценой, подобно лианам тропического леса. Причем игра актрисы не сводилась к механическому выполнению трюков. Все мизан- сцены, диалоги и события были наполнены внутренним драматизмом. Ведь свободолюбивая Кошка хотела соединить невозможное: право греться у домашнего очага и право гулять самой по себе. Спектакль долго держался в репертуаре, не переставая удивлять и радовать публику всех возрастов.
Природная одаренность и отличная профессиональная выучка Галины Чумаковой довольно быстро определили ей место ведущей молодой героини. Через десять лет успешной, плодотворной работы в театре состоялась первая встреча актрисы Чумаковой с любимым драматургом Антоном Павловичем Чеховым.
В 1996 году главный режиссер театра Виктор Захаров поставил на Малой сцене ТЮЗа искренний, трогательный, я бы сказала, интеллигентный спектакль «Вишневый сад». Роль Вари Галина Чумакова играет во всей полноте проживания судьбы приемной дочери Раневской. Ее героиня, действительно, похожа на монашку, взвалившую на себя все заботы о домочадцах и хозяйстве. Она очень хорошо понимает безысходность своего сердечного влечения к Ермолаю Лопахину и никаких иллюзий по этому поводу не питает. Но и заставить свое сердце замолчать Варя не может. Ведь надежда умирает последней.
Со временем тема женского одиночества станет одной из ведущих в творчестве Галины Чумаковой. В спектакле «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова актриса проживает судьбу Лизы, безнадежно влюбленной в Чацкого, в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького играет Наташу — женщину с незаживающей душевной раной. Иногда героини Галины Чумаковой решались переписать сценарий собственной судьбы, как, например, это сделали чувственная Дона Анна в спектакле «Каменный гость» по пьесе Александра Пушкина или проницательная Лукреция в спектакле «Мандрагора» по пьесе Никколо Макиавелли, или коварная Клариче из спектакля «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Карло Гоцци.
Роли мирового репертуара открывают молодой актрисе понимание тонких нюансов, неожиданных подтекстов сценического материала. Галине Чумаковой удается создать целую галерею запоминающихся женских портретов в спектаклях по произведениям русской и зарубежной классики. Кроме того, актриса достигает успеха в художественном чтении со сцены поэзии и прозы. В 1997 году на II Сибирском фестивале речи Галине Чумаковой присуждают Гран-при за композицию «Мимолетности» по стихам Константина Бальмонта; на Новосибирском театральном фестивале «Своя игра» в 2006 году спектакль «Старосветские помещики» по повести Николая Васильевича Гоголя удостоен диплома «За высокое исполнительское мастерство». Надолго запомнился новосибирцам острохарактерный рисунок роли Ключницы, созданный Галиной Чумаковой. В образе домашней прислужницы неожиданно проявляется нечто странное, пугающее. Ключница не только обирает стариков, рассовывая по многочисленным карманам чужое добро, но и какой-то потусторонней энергией вытягивает из них последние жизненные силы. В этой роли проявляется «особая уникальная актерская самостоятельность» Галины Чумаковой. Ведь работа с прозаическим произведением требует определенного навыка и профессионального чутья.
В премьерном спектакле 57-го театрального сезона (2014 – 2015) «Бог резни», поставленном по пьесе Ясмины Резы, Галина Чумакова играет Веронику Валлон. Ее героиня — узнаваемый современный типаж деловой женщины. Она привлекательна, умна, успешна. И вдруг, буквально из-за пустяка, ее благополучная, размеренная жизнь начинает рушиться прямо на глазах. Всегда уверенная в своей правоте и поступках, героиня Чумаковой не знает, как жить дальше. Горький момент осознания собственной вины прожит актрисой с такой болью, растерянностью и безысходностью, что вызывает чувство сострадания. Хотя, если присмотреться пристальней, в образе Вероники Валлон эскизно проступает характер гоголевской Ключницы.
Спектакль «Вишневый сад» 2015 года заставил многих зрителей взглянуть на хрестоматийную историю по-другому. Режиссер Сергей Афанасьев «повернул глаза зрачками в душу». И этой душой оказалась Любовь Андреевна Раневская (артистка Галина Чумакова). Какая она теперь, в начале третьего тысячелетия? Всматриваюсь в красивую, стройную, нервную женщину. Пышная модная стрижка, большие печальные глаза, чувственные губы. В ней есть что-то притягивающее, манкое. При этом Раневская открыта, контактна, общительна. Так часто ведут себя очень одинокие люди. Чувствуется, что ей страшно оставаться наедине с собой, хотя Любовь Андреевна всеми силами пытается переключиться: устроить вечерок с музыкой и танцами, с гулянием и разговорами о жизни. Но и это не приносит успокоения. Изматывающее чувство вины за несложившуюся личную жизнь, за погибшего ребенка, за все свои ошибки и грехи, которые тяжким грузом висят на ней, не дают забвения. Раневская чувствует потребность в покаянии, и в то же время не может выдержать тяжесть исповеди и переводит все в фарс. Она как никто нуждается в опоре, но так сложилась жизнь, что опоры у нее нет, и никогда не было. Только воспоминания о прекрасном детстве в прекрасном саду. Когда Лопахин излагает план спасения от разорения, Раневская отводит глаза. Есть такие люди, которые не умеют принимать судьбоносные решения. Слишком велика в ней хроническая усталость от жизни, от непредсказуемости трагических событий и невозможности им противостоять. И еще: эти постоянные телеграммы из Парижа, от человека, который обобрал ее и бросил. При этом Любовь Андреевна прекрасно знает, чем закончится их встреча. В сущности, Раневской некуда ехать и некуда возвращаться. Единственное, что ей остается, с какой-то иступленной надеждой вопрошать и вопрошать: «Говорите! Продан вишневый сад? Говорите! Говорите!» …
Этот спектакль о судьбе женщины, которая потеряла все. Этот спектакль об утрате последней опоры в жизни. И еще этот спектакль об исключительной одаренности актрисы Галины Чумаковой, которая проживает не только личную драму своей героини, но и будущую судьбу России с ее вырубленными садами и сожженными усадьбами.
«Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет. / Я не помню из роли ни жеста, ни слова. / Но смеется суфлер, вседержитель судеб: / говори: все я помню, я здесь, / я готова». Белла Ахмадулина.
Елена Кожевникова
Источник: «Культура Алтайского края»