«Культура Алтайского края»: я просто играю – Галина Чумакова отмечает тридцатилетие служения Молодёжному театру Алтая

Галина Чумакова отмечает в 2016 году тридцатилетие служения Молодежному театру Алтая. Юбилейное событие совпало с присуждением актрисе двух наград. Она удостоена премии Алтайского края в номинации «Театральное искусство» за роль Вероники Валлон в спектакле по пьесе Ясмины Резы «Бог резни» и премии имени народной артистки Светланы Талалаевой, учрежденной Алтайским отделением СТД РФ, за роль Раневской в спектакле по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад».

Галина Дубровина мечтала о театре с детства, хотя была очень застенчивой и боязливой девочкой. Спасало то, что она, посещая драматическую студию, хорошо усвоила, что театр и жизнь не одно и то же, и что на сцене она — играет. «Ведь это же не я! Я просто играю!» — подбадривала себя Галина в критических ситуациях.

После окончания школы Дубровина поступает в Новосибирское театральное училище. По традиции, заложенной в обучении актеров, студенты, начиная с третьего курса, играли свои спектакли в драматических театрах города исключительно по понедельникам. (В этот день все театры отдыхают.) В репертуаре начинающих артистов — русская и зарубежная классика, а также водевили. Надо ли говорить, как это помогало «детям понедельника» в развитии профессиональных навыков! Да и сам город с его укорененными театральными традициями, фестивалями и знаменитыми гастролерами щедро одаривал художественными впечатлениями будущих актеров!

По окончании училища, в 1986 году, Галину Дубровину принимают в труппу Алтайского краевого ТЮЗа. Ее дебютом стала роль Мальчиша-Кибальчиша. Галина репетирует и играет эту роль в паре с актером Александром Чумаковым, ее будущим мужем, в которого она влюбляется с первого взгляда. Может быть, поэтому Галину нисколько не смущает мальчишеская роль. Кроме того, всем театралам доподлинно известно, сколько талантливых актрис начинали свой путь с амплуа травести. Достаточно вспомнить Алису Фрейндлих, Лию Ахеджакову, Ирину Соколову, да и саму Сару Бернар! Таким образом, дебют Галины Дубровиной оказался успешным во всех отношениях.

Помимо сказочного репертуара для младших школьников, обязательного в ТЮЗе, Галина плотно занята в вечерних спектаклях. Ее героини, несмотря на разнохарактерность ролей, всегда харизматичны, обаятельны и умны. Это и Суенита из «14 красных избушек» Андрея Платонова, и Настя из «Игры в фанты» Николая Коляды, а также Бонка из «Четырех близнецов» Панчо Панчева и Эльзивира в «Клопе» Владимира Маяковского. И, конечно, самая любимая роль, Искры Поляковой, из спектакля по актуальному в конце восьмидесятых произведению Бориса Васильева «А завтра была война». И это далеко не полный перечень спектаклей и ролей начинающей актрисы. Хотя, признаться, в начинающих она ходит недолго. Режиссеры, работавшие с Галиной, видят в ней современную героиню, в характере которой превалируют искреннее служение идеи, честность и максимализм по отношению к себе.

Но диапазон актерских возможностей Чумаковой оказался намного шире. Зрители всех возрастов до сих пор помнят пережитые изумление и восторг от инсценировки сказки Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Этот яркий, праздничный спектакль буквально завораживал! У Галины Чумаковой в нем — заглавная роль. Эта работа, по словам режиссера спектакля Нины Таякиной, стала явлением уникальным! Актриса оказалась на редкость пластичной и музыкальной. Она садилась на шпагат, делала сальто на батуте, азартно танцевала и произносила монологи на канатах, которые кружились и раскачивались высоко над сценой, подобно лианам тропического леса. Причем игра актрисы не сводилась к механическому выполнению трюков. Все мизан- сцены, диалоги и события были наполнены внутренним драматизмом. Ведь свободолюбивая Кошка хотела соединить невозможное: право греться у домашнего очага и право гулять самой по себе. Спектакль долго держался в репертуаре, не переставая удивлять и радовать публику всех возрастов.

Природная одаренность и отличная профессиональная выучка Галины Чумаковой довольно быстро определили ей место ведущей молодой героини. Через десять лет успешной, плодотворной работы в театре состоялась первая встреча актрисы Чумаковой с любимым драматургом Антоном Павловичем Чеховым.

В 1996 году главный режиссер театра Виктор Захаров поставил на Малой сцене ТЮЗа искренний, трогательный, я бы сказала, интеллигентный спектакль «Вишневый сад». Роль Вари Галина Чумакова играет во всей полноте проживания судьбы приемной дочери Раневской. Ее героиня, действительно, похожа на монашку, взвалившую на себя все заботы о домочадцах и хозяйстве. Она очень хорошо понимает безысходность своего сердечного влечения к Ермолаю Лопахину и никаких иллюзий по этому поводу не питает. Но и заставить свое сердце замолчать Варя не может. Ведь надежда умирает последней.

Со временем тема женского одиночества станет одной из ведущих в творчестве Галины Чумаковой. В спектакле «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова актриса проживает судьбу Лизы, безнадежно влюбленной в Чацкого, в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького играет Наташу — женщину с незаживающей душевной раной. Иногда героини Галины Чумаковой решались переписать сценарий собственной судьбы, как, например, это сделали чувственная Дона Анна в спектакле «Каменный гость» по пьесе Александра Пушкина или проницательная Лукреция в спектакле «Мандрагора» по пьесе Никколо Макиавелли, или коварная Клариче из спектакля «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Карло Гоцци.

Роли мирового репертуара открывают молодой актрисе понимание тонких нюансов, неожиданных подтекстов сценического материала. Галине Чумаковой удается создать целую галерею запоминающихся женских портретов в спектаклях по произведениям русской и зарубежной классики. Кроме того, актриса достигает успеха в художественном чтении со сцены поэзии и прозы. В 1997 году на II Сибирском фестивале речи Галине Чумаковой присуждают Гран-при за композицию «Мимолетности» по стихам Константина Бальмонта; на Новосибирском театральном фестивале «Своя игра» в 2006 году спектакль «Старосветские помещики» по повести Николая Васильевича Гоголя удостоен диплома «За высокое исполнительское мастерство». Надолго запомнился новосибирцам острохарактерный рисунок роли Ключницы, созданный Галиной Чумаковой. В образе домашней прислужницы неожиданно проявляется нечто странное, пугающее. Ключница не только обирает стариков, рассовывая по многочисленным карманам чужое добро, но и какой-то потусторонней энергией вытягивает из них последние жизненные силы. В этой роли проявляется «особая уникальная актерская самостоятельность» Галины Чумаковой. Ведь работа с прозаическим произведением требует определенного навыка и профессионального чутья.

В премьерном спектакле 57-го театрального сезона (2014 – 2015) «Бог резни», поставленном по пьесе Ясмины Резы, Галина Чумакова играет Веронику Валлон. Ее героиня — узнаваемый современный типаж деловой женщины. Она привлекательна, умна, успешна. И вдруг, буквально из-за пустяка, ее благополучная, размеренная жизнь начинает рушиться прямо на глазах. Всегда уверенная в своей правоте и поступках, героиня Чумаковой не знает, как жить дальше. Горький момент осознания собственной вины прожит актрисой с такой болью, растерянностью и безысходностью, что вызывает чувство сострадания. Хотя, если присмотреться пристальней, в образе Вероники Валлон эскизно проступает характер гоголевской Ключницы.

Спектакль «Вишневый сад» 2015 года заставил многих зрителей взглянуть на хрестоматийную историю по-другому. Режиссер Сергей Афанасьев «повернул глаза зрачками в душу». И этой душой оказалась Любовь Андреевна Раневская (артистка Галина Чумакова). Какая она теперь, в начале третьего тысячелетия? Всматриваюсь в красивую, стройную, нервную женщину. Пышная модная стрижка, большие печальные глаза, чувственные губы. В ней есть что-то притягивающее, манкое. При этом Раневская открыта, контактна, общительна. Так часто ведут себя очень одинокие люди. Чувствуется, что ей страшно оставаться наедине с собой, хотя Любовь Андреевна всеми силами пытается переключиться: устроить вечерок с музыкой и танцами, с гулянием и разговорами о жизни. Но и это не приносит успокоения. Изматывающее чувство вины за несложившуюся личную жизнь, за погибшего ребенка, за все свои ошибки и грехи, которые тяжким грузом висят на ней, не дают забвения. Раневская чувствует потребность в покаянии, и в то же время не может выдержать тяжесть исповеди и переводит все в фарс. Она как никто нуждается в опоре, но так сложилась жизнь, что опоры у нее нет, и никогда не было. Только воспоминания о прекрасном детстве в прекрасном саду. Когда Лопахин излагает план спасения от разорения, Раневская отводит глаза. Есть такие люди, которые не умеют принимать судьбоносные решения. Слишком велика в ней хроническая усталость от жизни, от непредсказуемости трагических событий и невозможности им противостоять. И еще: эти постоянные телеграммы из Парижа, от человека, который обобрал ее и бросил. При этом Любовь Андреевна прекрасно знает, чем закончится их встреча. В сущности, Раневской некуда ехать и некуда возвращаться. Единственное, что ей остается, с какой-то иступленной надеждой вопрошать и вопрошать: «Говорите! Продан вишневый сад? Говорите! Говорите!» …

Этот спектакль о судьбе женщины, которая потеряла все. Этот спектакль об утрате последней опоры в жизни. И еще этот спектакль об исключительной одаренности актрисы Галины Чумаковой, которая проживает не только личную драму своей героини, но и будущую судьбу России с ее вырубленными садами и сожженными усадьбами.


«Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет. / Я не помню из роли ни жеста, ни слова. / Но смеется суфлер, вседержитель судеб: / говори: все я помню, я здесь, / я готова». Белла Ахмадулина.

Елена Кожевникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

16.11.2022

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

11.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

10.11.2022

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

Спектакль Молодёжного театра Алтая «Василисса» по пьесе Марии Малухиной вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Организаторы опубликовали решение экспертного совета.

В этом году заявки на участие подали 149 российских театров, они выдвинули на премию 183 спектакля. Экспертный совет отобрал 10 постановок. Учитывая жанровое и стилевое разнообразие представленных на конкурс спектаклей, рекомендовал дирекции фестиваля включить во внеконкурсную программу постановки, не ставшие номинантами, но получившие при голосовании высокие баллы. Среди них – страшная сказка «Василисса» режиссёра Виктории Печерниковой.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2021 года. В постановочную группу вошли художник Ксения Кочубей, хореограф Мария Сиукаева, художник по свету Андрей Абрамов и видеохудожник Александр Секачёв. На XV Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-plays» (Екатеринбург, июнь 2022) страшная сказка Марии Малухиной стала лауреатом в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

XX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» пройдёт в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля. Спектакль «Василисса» стал третьей работой Молодёжного театра Алтая, которую отмечают театроведы. В 2020 году в программу фестиваля включили глитч Максима Соколова Wonder boy, 2021 году отметили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн».

На сцене МТА показ «Василиссы» состоится 19 ноября, начало в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

Фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина получила диплом ежегодной международной премии 35AWARDS. В тематическом конкурсе «Театральная фотография» её работа вошла в топ лучших снимков, заявленных участниками.

Всего в конкурсе приняли участие 1005 человек из 76 стран и 427 городов. В общей сложности они подали 4616 фотографий. По результатам основного голосования работа Евгении Савиниой вошла в 30% лучших.

На одном из снимков, заявленных в конкурсе, – спектакль Молодёжного театра Алтая «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер. Эксперты отметили и кадр, сделанный на показе оперы марионеток «Собака камень» Екатеринбургского театра кукол, который коллектив представил на сцене МТА во время Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье».

Справка

35AWARDS – международный конкурс, который проводят с 2015 года. Инициатором выступило профессиональное сообщество фотографов 35photo.ru. Определение 100 лучших работ года в различных номинациях и выявление победителей по трём лучшим снимкам проходит в три этапа, на каждом из которых ужесточаются критерии отбора. Все фотографии оцениваются анонимно, поэтому прошлые заслуги их авторов не играют никакой роли.

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Поздравляем Дарью Чиж с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше. Желаем расцветать с каждым выходом на сцену!

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Полутемное безжизненное пространство. Сцену, усыпанную землей, пересекает существо, облаченное в черные одежды, с лицом пугающе бледным. Словно подгоняемая ветром, гремит, катясь по земле, жестяная банка. Пустота. Безвременье. Так открывается спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, который в МТА поставили под занавес 64-го театрального сезона. Режиссером выступила Ирина Астафьева, уже знакомая барнаульскому зрителю по sound-драме «Лёха» в краевом драмтеатре, сценографом – Георгий Пашин (Санкт-Петербург), хореографом – Александр Пучков. Над концептами костюмов работала Мария Рыкова (Санкт-Петербург).

«Странствие» – можно прочесть на афише под названием спектакля. Выбор именно этого слова для обозначения жанра, с одной стороны, обусловлен сюжетом – три старухи, единственные обитательницы заброшенной деревни, отправляются на железнодорожную станцию, чтобы встретить вернувшихся с фронта мужей. Неважно, что каждая из них в свое время получила похоронку, неважно, что со Дня Победы в 1945 году прошло не одно десятилетие. Не то сон, не то видение, посетившее одну из старух, вселяет в одиноких женщин святую веру в то, что их мужья живы, но по какому то недоразумению не могли вернуться домой раньше. С другой стороны, семантика слова «странствие» – более возвышенного, духовного, нежели просто «путешествие», – намекает на то, что путь героинь спектакля лежит не только через пространство, но и через время.

Пьеса Олега Богаева строится по принципу русской волшебной сказки – в ней можно найти большинство атрибутов этого жанра, описанных еще в начале прошлого века фольклористом Владимиром Проппом: недостача (в данном случае – отсутствие мужей), которую герою необходимо восполнить, борьба с вредителями, что встают на пути, и последующая победа (в «Марьином поле», например, старухам удается одолеть Геббельса и Гитлера, которые обрели образы лешего и черта), появление помощника (Левитан, который подсказывает старухам дорогу к озеру с молодильной водой) и т.д. Создатели спектакля в МТА обыгрывают эти фольклорные мотивы богаевской пьесы, добавив персонажей, которые в программке обозначены как «поле». Это девушки, одетые в свободного кроя черные платья, и с кокошниками на головах. Они не раз возникают на сцене во время действа, словно духи, тени тех женщин, которые жили на русской земле до главных героинь.

Эффект путешествия сквозь время достигается и с помощью интермедий с участием танцоров – как указано в программке: «лиц СССР» – в исполнении Дарьи Чиж и Дмитрия Борисова. Белые костюмы и белый же грим, покрывающий не только лицо, но и другие участки тела артистов, делают их похожими на гипсовые парковые скульптуры советского периода. Короткие интермедии воспринимаются как дайджест знаковых событий, произошедших во временном отрезке с 1940 годов и до конца 1990 х. На экране демонстрируются кадры видеохроники – от первого полета человека в космос до чернобыльской катастрофы, фоном звучат песни в исполнении Олега Анофриева, Джо Дассена, группы «Кино».

Спектакль в целом получился музыкально насыщенным – помимо композиций, звучащих в записи, зрители услышали живой вокал артистов МТА. Уже упомянутые выше актрисы, воплощающие собирательный образ «поля», исполняют народные песни, сюжет которых перекликается с сюжетом спектакля, – например, песню «Кумушки», в которой есть такие слова: «Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел. Он сам нейдет, письма не шлет, забыл про меня». В одной из сцен девушки занимаются бытовыми делами – одна шлифует серп, другая затачивает пилу, третья качает деревянную люльку и т.д., и звуки, которые они при этом извлекают: лязг, скрипы, стуки, – тоже сливаются в своеобразную суровую музыку. Лейтмотивом на протяжении всего действа звучит композиция «Жди меня, жди» авторства современного композитора и певца Алексея Вдовина – ее исполняет мужской хор театра. Создатели спектакля выстраивают культурологическую цепочку, протягивают нить между творчеством современника и одним из самых известных стихотворений Великой Отечественной войны, о силе веры, любви и надежды – «Жди меня» Константина Симонова. В спектакле оно не упоминается, но в том числе благодаря созвучию строк и смыслов неизбежно приходит зрителю на ум. Кстати, за музыкальное оформление «Марьиного поля» в МТА отвечала Екатерина Порсева – актриса театра драмы имени В.М. Шукшина.

Нельзя не сказать о трио главных героинь, разных по характеру и в то же время дополняющих друг друга. Удачным получился ансамбль артисток МТА, каждая из которых подарила своему персонажу индивидуальную, неповторимую интонацию. Марья в исполнении Натальи Слядневой воплощает собой архетип русской женщины – мудрой, преданной, бесстрашной. Именно она видит сон о возвращении мужей с войны и подбивает подруг-соседок на странствие. Прасковья (актриса Анастасия Воскобойник) – наивная, мечтательная, в какой то степени даже блаженная. Острой на язык, практичной, деловой предстает Серафима в исполнении Виктории Проскуриной. Также ей принадлежит Корова (актриса Юлия Юрьева), которая, с одной стороны, привносит в постановку юмористическую нотку, с другой – становится воплощением Смерти, той самой хтонической сущности, которая возникла на сцене в начале спектакля.

В финале Смерть приходит к Марье – как оказалось, единственной из трех подруг, кто остался в живых. Тут то и становится понятно, что Марья ждет своего мужа Ивана не одно столетие. «Турецкая, японская, финская, гражданская, первая мировая была, вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?!» – обращается к девушке Смерть. Век за веком Марья просит у нее отсрочку, чтобы уж на этот раз все таки дождаться. И, получив согласие («Ладно, последний раз», – уточняет Смерть), торопится, бежит стремглав, танцует под дождем, словно обновляясь и набираясь сил перед столетним бодрствованием… Спектакль «Марьино поле» в МТА воспринимается как ода женщине, которая упорно, безнадежно, беззаветно ждет.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Афиша
Новости
Соцсети