«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Полутемное безжизненное пространство. Сцену, усыпанную землей, пересекает существо, облаченное в черные одежды, с лицом пугающе бледным. Словно подгоняемая ветром, гремит, катясь по земле, жестяная банка. Пустота. Безвременье. Так открывается спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, который в МТА поставили под занавес 64-го театрального сезона. Режиссером выступила Ирина Астафьева, уже знакомая барнаульскому зрителю по sound-драме «Лёха» в краевом драмтеатре, сценографом – Георгий Пашин (Санкт-Петербург), хореографом – Александр Пучков. Над концептами костюмов работала Мария Рыкова (Санкт-Петербург).

«Странствие» – можно прочесть на афише под названием спектакля. Выбор именно этого слова для обозначения жанра, с одной стороны, обусловлен сюжетом – три старухи, единственные обитательницы заброшенной деревни, отправляются на железнодорожную станцию, чтобы встретить вернувшихся с фронта мужей. Неважно, что каждая из них в свое время получила похоронку, неважно, что со Дня Победы в 1945 году прошло не одно десятилетие. Не то сон, не то видение, посетившее одну из старух, вселяет в одиноких женщин святую веру в то, что их мужья живы, но по какому то недоразумению не могли вернуться домой раньше. С другой стороны, семантика слова «странствие» – более возвышенного, духовного, нежели просто «путешествие», – намекает на то, что путь героинь спектакля лежит не только через пространство, но и через время.

Пьеса Олега Богаева строится по принципу русской волшебной сказки – в ней можно найти большинство атрибутов этого жанра, описанных еще в начале прошлого века фольклористом Владимиром Проппом: недостача (в данном случае – отсутствие мужей), которую герою необходимо восполнить, борьба с вредителями, что встают на пути, и последующая победа (в «Марьином поле», например, старухам удается одолеть Геббельса и Гитлера, которые обрели образы лешего и черта), появление помощника (Левитан, который подсказывает старухам дорогу к озеру с молодильной водой) и т.д. Создатели спектакля в МТА обыгрывают эти фольклорные мотивы богаевской пьесы, добавив персонажей, которые в программке обозначены как «поле». Это девушки, одетые в свободного кроя черные платья, и с кокошниками на головах. Они не раз возникают на сцене во время действа, словно духи, тени тех женщин, которые жили на русской земле до главных героинь.

Эффект путешествия сквозь время достигается и с помощью интермедий с участием танцоров – как указано в программке: «лиц СССР» – в исполнении Дарьи Чиж и Дмитрия Борисова. Белые костюмы и белый же грим, покрывающий не только лицо, но и другие участки тела артистов, делают их похожими на гипсовые парковые скульптуры советского периода. Короткие интермедии воспринимаются как дайджест знаковых событий, произошедших во временном отрезке с 1940 годов и до конца 1990 х. На экране демонстрируются кадры видеохроники – от первого полета человека в космос до чернобыльской катастрофы, фоном звучат песни в исполнении Олега Анофриева, Джо Дассена, группы «Кино».

Спектакль в целом получился музыкально насыщенным – помимо композиций, звучащих в записи, зрители услышали живой вокал артистов МТА. Уже упомянутые выше актрисы, воплощающие собирательный образ «поля», исполняют народные песни, сюжет которых перекликается с сюжетом спектакля, – например, песню «Кумушки», в которой есть такие слова: «Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел. Он сам нейдет, письма не шлет, забыл про меня». В одной из сцен девушки занимаются бытовыми делами – одна шлифует серп, другая затачивает пилу, третья качает деревянную люльку и т.д., и звуки, которые они при этом извлекают: лязг, скрипы, стуки, – тоже сливаются в своеобразную суровую музыку. Лейтмотивом на протяжении всего действа звучит композиция «Жди меня, жди» авторства современного композитора и певца Алексея Вдовина – ее исполняет мужской хор театра. Создатели спектакля выстраивают культурологическую цепочку, протягивают нить между творчеством современника и одним из самых известных стихотворений Великой Отечественной войны, о силе веры, любви и надежды – «Жди меня» Константина Симонова. В спектакле оно не упоминается, но в том числе благодаря созвучию строк и смыслов неизбежно приходит зрителю на ум. Кстати, за музыкальное оформление «Марьиного поля» в МТА отвечала Екатерина Порсева – актриса театра драмы имени В.М. Шукшина.

Нельзя не сказать о трио главных героинь, разных по характеру и в то же время дополняющих друг друга. Удачным получился ансамбль артисток МТА, каждая из которых подарила своему персонажу индивидуальную, неповторимую интонацию. Марья в исполнении Натальи Слядневой воплощает собой архетип русской женщины – мудрой, преданной, бесстрашной. Именно она видит сон о возвращении мужей с войны и подбивает подруг-соседок на странствие. Прасковья (актриса Анастасия Воскобойник) – наивная, мечтательная, в какой то степени даже блаженная. Острой на язык, практичной, деловой предстает Серафима в исполнении Виктории Проскуриной. Также ей принадлежит Корова (актриса Юлия Юрьева), которая, с одной стороны, привносит в постановку юмористическую нотку, с другой – становится воплощением Смерти, той самой хтонической сущности, которая возникла на сцене в начале спектакля.

В финале Смерть приходит к Марье – как оказалось, единственной из трех подруг, кто остался в живых. Тут то и становится понятно, что Марья ждет своего мужа Ивана не одно столетие. «Турецкая, японская, финская, гражданская, первая мировая была, вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?!» – обращается к девушке Смерть. Век за веком Марья просит у нее отсрочку, чтобы уж на этот раз все таки дождаться. И, получив согласие («Ладно, последний раз», – уточняет Смерть), торопится, бежит стремглав, танцует под дождем, словно обновляясь и набираясь сил перед столетним бодрствованием… Спектакль «Марьино поле» в МТА воспринимается как ода женщине, которая упорно, безнадежно, беззаветно ждет.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Новости

08.12.2023

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

07.12.2023

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

05.12.2023

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

03.12.2023

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

25.11.2023

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

22.11.2023

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Молодёжный театр Алтая отметили эксперты Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

Экспертный совет Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2024 года подвёл итоги смотра заявок на участие. В этот раз выбирали из 150 спектаклей 121 театра страны.

В Экспертный совет вошли театральный критик Екатерина Дмитриевская, музыковед Марина Гайкович, театровед Татьяна Джурова, критик Юлия Осеева и театровед Екатерина Рябова. Именно они составляли программу «Арлекина». Но в связи с большим количеством представленных на конкурс спектаклей эксперты сформировали и лонг-лист. По мнению Совета, экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца по пьесе Марии Малухиной следует отметить и включить в список значимых событий театрального сезона 2022-2023 годов.

Добавим, что на крупном театральном санкт-петербургском форуме спектакли Молодёжного театра Алтая замечают практически ежегодно. В 2020 году глитч Максима Соколова Wonder boy стал лауреатом в номинации «Лучшее музыкальное оформление». В 2021 году выделили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн». В 2023 году страшная сказка Марии Малухиной «Василисса» в постановке режиссёра Виктории Печерниковой вошла во внеконкурсную программу «Арлекина».

Молодёжный театр Алтая вошёл в лонг-лист Всероссийского фестиваля «Розовфест»

Организаторы VII Всероссийского театрального фестиваля им. В.С. Розова «Розовфест» подвели итоги конкурсного отбора заявок на участие. Спектакль Молодёжного театра Алтая «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной включили в лонг-лист.

В Экспертный совет вошли критик, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) Екатерина Морозова, актриса театра и кино, режиссёр, педагог, дочь драматурга Виктора Розова Татьяна Розова, драматург и театровед Лена Петухова. Они отсмотрели более ста спектаклей.

В этом году лонг-лист сформировали из-за увеличения количества заявок, в связи со сменой площадки и усложнением художественно-постановочных задач. В ближайшее время технические специалисты организаторов и претендентов на участие согласуют райдеры, после чего опубликуют окончательную афишу «Розовфеста».

Основная программа фестиваля формируется из спектаклей, созданных не только по драматургии Виктора Розова, но и по произведениям его современников и последователей, а также по произведениям современной драматургии, которые отвечают идейной концепции фестиваля.

Молодёжный театр Алтая выступил на Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло»

Четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» прошёл под знаком детского театра. Начался он с образовательной программы – в Доме татарской книги эксперт фестиваля, известный театральный критик Марина Шимадина прочла лекцию «Современный детский театр: новые тексты и новые формы», а вечером на двух площадках состоялись два спектакля для подростков. На сцене Казанского ТЮЗа Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В. Золотухина сыграл спектакль «Ноябрьский зов» режиссёра Петра Нореца, а в татарском ТЮЗе Кариева Атнинский татарский государственный драматический театр им. Г. Тукая познакомил зрителей со своей версией известной драмы Ярославы Пулинович «Наташина мечта» в постановке режиссёра Ичэнь Лю.

Режиссёр Пётр Норец хорошо знаком казанскому зрителю. На сцене русского ТЮЗа не первый год идёт его спектакль «Nедоросль», неизменно вызывающий восторг подростков и праведное возмущение учителей. И немудрено. По сути, это анти-Фонвизин, озорной, провокационный спектакль-перевёртыш классической пьесы, представляющий собой причудливую смесь стимпанка, хип-хопа, анимации и рэпа. Это спектакль не о современниках Фонвизина, а о нынешних подростках, завершающийся залихватским гимном молодости.

«Ноябрьский зов» продолжает тему подростков, но решается она здесь совершенно иначе. Начнём с того, что это постановка по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. Жанр спектакля определён достаточно мудрёно: «Экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов». Загадка разрешается по ходу действия.

Спектакль начинается с приезда в семью Макаровых деда девочки Лили. Это событие становится завязкой сюжета. Лиля, и без того страдающая от своих подростковых проблем, воспринимает в штыки приезд чужого ей человека, которого она и видела-то раза три в жизни. Тем более что общаться им предстоит очень тесно – в школе организуют поход в лес, в котором ученикам предстоит участвовать вместе с родителями или близкими родственниками. Ситуация похода обнажает скрытые проблемы детей и взрослых.

Папа Коли Шестакова, страдая после ухода жены, одержим идеей здорового образа жизни; сам Коля мечется между двумя девочками – Лилей и Ариной; мама Арины Вороновой, страдающая от серости жизни, придумывает себе симулякр – альтернативную жизнь в блоге, фанатично снимая сюжеты для своих подписчиков; Арина безответно влюблена в Колю; Стася Лапина страдает от боли в спине и тирании набожных родителей, грозящих ей карой небесной за непослушание, при этом не брезгующих рукоприкладством; Женя по прозвищу Жаба – жертва равнодушия матери; классная руководительница Анна Павловна не умеет справляться со своими подопечными, а физкультурник Борис Петрович страдает, не смея признаться ей в любви. Разбившись на пары и вооружившись компасами, они отправляются к намеченной цели. В каждой паре происходит выяснение отношений, в ходе которого дети и взрослые впервые отвлекаются от собственной боли и учатся понимать друг друга. Вектор, до сих пор направленный внутрь, разворачивается вовне. В результате ориентирование на местности превращается в раскрытие внутренних миров героев и разрешение назревших конфликтов. Закольцовывается и история взаимоотношений Лили и деда: железобетонный дед с крутым и неудобным характером обнажает перед внучкой свой скелет в шкафу – признаётся в том, что невольно стал причиной гибели человека. Эта откровенность сближает внучку и деда, и общий финальный танец знаменует благополучный хэппи-энд.

Игровая форма спектакля, ирония и юмор позволяют снять остроту и «проговорить» проблемы подростков и взрослых легко и безболезненно. В спектакле много забавных придумок: Зигги – рок-певец и Зигги – Зигмунд Фрейд, собеседники Лили по дневнику, которым она поверяет свои проблемы; Элвис Пресли, заменяющий Стасе сурового Бога; кривляние Виктории Вороновой в тик-токе; натужный «бег за здоровьем» Колиного папы и т.д. Правда, в результате обилия ситуаций, героев и многочисленных поворотов в линии каждого действие порой распадается и создаётся ощущение мельтешения и какого-то хаотичного броуновского движения. Но в финале всё собирается в картинку всеобщего братания.

Дедушка Лили озвучивает метафору, которая легла в основу спектакля: «ноябрьский зов» как «заведомо невыполнимое стремление достичь состояния лёгкости и беззаботности, присущее детскому и отроческому возрасту, сопровождаемое меланхолией и общей потерянностью» (словарь А. Беренгольда, 1902 год). Правда, судя по тому, что мы увидели, героям спектакля достичь этого состояния удалось вполне.

Публика тепло принимала гостей из далёкого Барнаула, и вечер стал для всех теплым и приятным переживанием.

Елена Шевченко, культурный обозреватель фестиваля

Критики Марина Шимадина и Юлия Клейман о спектакле МТА «Ноябрьский зов»

В четвёртый день XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» Молодёжный театр Алтая представил зрителям и экспертам спектакль «Ноябрьский зов». В пьесе говорится о жизни подростка Лили. После показа критики отметили достоинства спектакля.

Марина Шимадина:
– На самом деле, пьеса очень интересная. Каждый герой переживает свою историю, свою инициацию. Лес представлен, как сакральная территория, в которой мы бродим, потеряв себя. И мне понравилось, что берёзки здесь не реалистичные, а выступают неоновыми условными деревцами.

Герои всё время куда-то идут. Они все в движении, и трудно воплотить всё это на сцене. Но тем не менее, мне показалось, что персонажи тут узнаваемые и типажные. Особенно у взрослых: отец, занимающийся ЗОЖем – ирония по-доброму. Это выглядело неуместно и нелепо, невозможно было удержаться от хохота.

Дедушка тоже очень интересный, герой с загадкой, большую часть времени про него ничего непонятно. Забавным был момент с окровавленным дедом. Очень смешно было придумано, жалко, что только один раз это происходит. Думаю, ретроспекции можно было использовать ещё. Мне кажется, это обогащает данную историю.

Юлия Клейман:
– Большая радость, что это современный текст. Как ни странно, даже в театрах юного зрителя их мало. Поэтому, здорово, что здесь – современный важный текст о взаимопонимании. В спектакле так много игры с вопросами возраста, того, что старое, что новое. Отличная актёрская работа: такая эксцентричная, но не пошлая и не вульгарная. Классно и стильно сделано! Мне кажется, очень хорошая работа у Дианы Зяблицкой в роли Лили. Спасибо за материал, за то, что вы делаете.

МТА отправился в Казань на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»

3 декабря команда Молодёжного театра Алтая вылетела в Казань. Уже 4 декабря на XV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло» МТА представит экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Мы снова встретимся с режиссёром Петром Норецом, повидаемся и с драматургом. Билетов на показ, который состоится в Казанском театре юного зрителя, нет! Очень ждём встречи с новыми зрителями – жителями столицы Татарстана. Для «Ноябрьского зова» «Ремесло» – первый фестиваль, так что держите за нас кулачки!

Спектакль в Молодёжном поставили по проекту «Детки и предки. Сибирь» новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», который реализовали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Более ста сотрудников Молодёжного театра Алтая получили Почётные грамоты и Благодарственные письма

В Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лучших сотрудников. Почётные грамоты и Благодарственные письма получили более ста человек.

Вручая награды, министр культуры региона Елена Безрукова сказала, что МТА – современный театр, который следит за тенденциями в искусстве, среди его артистов узнаваемые лица, свой, особый, репертуар: «Молодёжный театр Алтая уникальный. Есть вещи, которые отличают этот театр от других. Например, детская студия и театральная педагогика, постоянно проходят лаборатории, есть даже свой всероссийский театральный фестиваль. У МТА замечательная труппа, блестящий директор, хорошая административная команда. Молодёжный знают, его приглашают, на театральной карте страны он занимает достойное место».

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по спорту, культуре и молодёжной политике Татьяна Ильюченко добавила, что 65-летие для человека возраст пенсионный, а для театра – самый рассвет сил. «У Молодёжного замечательный творческий коллектив. Вам по плечу всероссийские конкурсы и фестивали, работа с детьми, вы смело двигаетесь в различных направлениях, всегда радуете нас своими премьерами. Так же смело смотрите вперёд, творите, продолжайте удивлять зрителей», – сказала она.

«Молодёжный театр Алтая на передовой. Он борется за умы и сердца нашего подрастающего поколения, нашего будущего. А здесь, конечно, обмануть, схалтурить нельзя. Желаю, чтобы и дальше в ваш театр приходило много зрителей, режиссёрам попадались в работу хорошие произведения, а актёрам доставались роли, позволяющие реализовать весь их многогранный талант. Громких аплодисментов, цветов, счастья, света и добра», – пожелал коллективу председатель комитета по культуре Барнаула Валерий Паршков.

Галина Бровко, заместитель главы администрации Октябрьского района города по социальным вопросам, добавила, что у Молодёжного театра Алтая есть всё, чтобы творить, сеять вечное и доброе в умы детей и подростков, а главное, у него есть благодарные зрители: «Мы видим, насколько широко представлена культурная жизнь, насколько она доступна, видим, как вы работаете, чтобы привлечь как можно больше молодёжи в театр. Лично я, как ваш зритель, благодарна за постановки, которые вы выпускаете. Совсем недавно была на показе спектакля «Марьино поле». До сих пор под впечатлением».

Поздравить коллектив пришёл председатель правления Алтайского отделения Союза театральных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ Олег Пермяков. Он сказал: «Счастья всем, кто делает Молодёжный театр Алтая таким, какой он есть. Монтировочному цеху, вахтёрам, словом, всем-всем, кто всегда рядом с труппой. И, конечно, самим актёрам. Вы делаете свою работу прекрасно, вдохновенно. Желаю вам сохранить это отношение на долгие годы. С праздником!».

«Вести – Алтай»: сегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия

Cегодня в Молодёжном театре Алтая начинается праздничная неделя в честь его 65-летия. В ноябре 1958 года состоялось открытие первого творческого сезона.

В честь этой даты запланирована особая программа: квартирник с артистами, где зрители в дружеской обстановке послушают песни, воспоминания и истории из жизни творческого коллектива; квест-экскурсия по закулисью, поэтический вечер. Ну а завершит юбилейную неделю марафон спектаклей. На сцене МТА покажут «Сказку о царе Салтане», «Вождя краснокожих», «Письма любви» и другие театральные постановки.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети