«Культура Барнаула»: каждая роль – подарок судьбы
Несмотря на то, что в труппе Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина Анастасия Лоскутова чуть более двух лет, сегодня она задействована в большинстве театральных постановок. Наиболее яркие образы, воплощенные ею на сцене: Принцесса – в спектакле «Обыкновенное чудо», Лика – в драме «Война, беда, места и юность…», поставленной по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», горничная Дуняша – в чеховской комедии «Вишневый сад»… Согласитесь, для начинающей актрисы список весьма убедителен.
Обретая бесценный опыт
Кажется, что легкая, открытая, трепетная Настя просто рождена для того, чтобы быть актрисой. Действительно, как признается она сама, еще в школе города Кемерово ей было трудно найти себя. Пробовала многое: танцы, фортепиано, даже фигурное катание, но все это, увы, оставляло равнодушной, не поглощало. До тех пор, пока в пятом классе в школу не пришли представители театрального отделения одной из кемеровских школ искусств.
– Театр сразу меня захватил, – делится Анастасия. – Причем учили нас серьезно: в расписании значились такие предметы как сценическая речь, актерское мастерство, фехтование… Само обучение было рассчитано на семь лет, но уже к тринадцати годам я точно знала: буду актрисой!
Во время учебы на театральном отделении Настю неоднократно выделяли. Однажды в рамках губернаторской программы по поддержке юных талантов ее даже наградили путевкой в Грецию. Однако, как размышляет она сегодня, решающую роль при выборе будущей профессии сыграло вовсе не это. Просто без театра юная Настя не представляла свою дальнейшую жизнь.
– По окончании школы я, как и многие молодые люди, решившие связать свою жизнь с театром, поехала поступать в Москву, – говорит она. – Я далеко не первая, кому казалось, что там меня ждут, мне будут рады (смеется). Пыталась поступать и во МХАТ на курс Игоря Золотовицкого (здесь я, к сожалению, слетела с третьего тура), и в ГИТИС, и даже знаменитую «Щуку», не осознавая того, что я, будучи от природы травести, совершенно не щукинский типаж. Поэтому Москва стала для меня городом крушения надежд, и вместе с тем – обретения бесценного опыта. Помню, как после провала я проходила мимо какого-то памятника, с приблизительно такой надписью: «Не отчаивайся, это лишь определенный этап, и после плохого обязательно наступит хорошее». Несмотря на мощную поддержку родителей – главных поклонников моего творчества – именно эти слова успокоили меня и помогли идти по жизни дальше.
Вернувшись в Кемерово, Анастасия поняла, что нужно использовать любую возможность для того, чтобы продолжать заниматься театром. Тогда она решила поступать параллельно в два вуза: в Кемеровский институт культуры и Новосибирский государственный театральный институт. Причем из-за того, что экзамены в этих учебных заведениях шли одновременно, ей даже пришлось бросить жребий. В итоге выбор пал на НГТИ, куда она и поступила.
– В новосибирском вузе, в отличие от Москвы, меня приняли очень доброжелательно, чем, наверное, и открыли, – вспоминает актриса. – Правда, поначалу меня, ребенка абсолютно домашнего, немного пугало удаление от родителей. Я словно вышла из зоны комфорта, но постепенно свыклась с этим. Ведь учеба поглотила меня буквально с головой.
В уникальной атмосфере
Действительно, время учебы в вузе Анастасия Лоскутова относит к самому счастливому периоду своей жизни. Ведь именно здесь она открыла для себя таких режиссеров, как Римас Туминас, Юрий Бутусов, спектакли которых участвовали в программе Международного Рождественского фестиваля искусств, ежегодно проходящего в Новосибирске. Под впечатлением начинающая актриса была и от постановок новосибирских театров – таких, как «Красный факел», «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева…
– Вообще, постепенно я поняла: по стилистике мне очень близко советское время, – рассуждает Анастасия. – Потому-то в списке моих кумиров – Рина Зеленая, Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Олег Янковский, каждый из которых – отдельное явление. А когда в институте нам давали задание найти в кинематографе своих прототипов, я с радостью называла такие имена, как Надежда Румянцева, Валентина Спирантова, Евгения Симонова (кстати, только после премьеры «Обыкновенного чуда» поняла, насколько этот выбор был пророческим)…
По окончании института Анастасию Лоскутову пригласил к себе в Ростовский академический молодежный театр Михаил Заец. И она поехала. Правда, актрисе там довелось поработать лишь месяц – по семейным обстоятельствам пришлось перебраться поближе к дому. Идеально подошел Барнаул – город, где Анастасия бывала не раз вместе со своими однокурсниками (два раза они приезжали в качестве участников театрального фестиваля курсовых и дипломных работ «Шаг», который проходит на базе Алтайского краевого театра музыкальной комедии, а однажды – на гастроли в Молодежный театр Алтая).
– В ту пору в МТА уже работали два моих однокурсника: Алексей Бурдыко и Андрей Потереба, – поясняет Анастасия. – Ия решила примкнуть к ним. Таким образом, попала в атмосферу, о которой мечтает, пожалуй, каждый артист. Молодые актеры здесь сплочены, а более старшее поколение не поучает нас, как водится, а поддерживает, время от времени дает дельные советы. И в этом смысле наша труппа просто уникальна.
Так вышло, что Анастасия попала в театр прямо накануне Первого молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. И ее тут же подключили к работе – к репетициям фестивальной программы, а также вербатима, проходящего в рамках Первого Золотухинского.
В актерскую копилку
Как считает сама актриса, с тех пор ей в театре только везло. Достаточно вспомнит роль Принцессы в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», которую она относит к настоящим подаркам судьбы.
– Мне было очень интересно работать над этой ролью, – с теплой улыбкой вспоминает Анастасия. – Причем благодаря Ивану Стебунову, режиссеру постановки, я в ней открыла много нового для себя. Как оказалось, образ Принцессы я изначально воспринимало довольно банально и очень плоско. Однако Иван Сергеевич помог мне не просто понять мою героиню, но и самой стать частью ее. В итоге – я буквально влюбилась в свою роль, в спектакль в целом. Ведь, по сути, Иван Стебунов работает в бутусовском направлении, которое мне очень интересно и близко.
Как рассказывает актриса, в работе над каждой ролью ей очень важно вдохновение, которое она черпает от просмотра хорошего кино, от прочтения интересной книги, от общения с талантливыми людьми.
– Помню, как мы играли спектакль «Война, беда, мечта и юность…», – говорит она. – К этому материалу в принципе страшно прикоснуться, потому что, затрагивая такие темы, как война, блокада, голод, смерть, боишься сфальшивить, наврать. Мне пришлось прочесть массу литературы на эту тему, в том числе и «Блокадный дневник Лены Мухиной».
Вообще, как считает Анастасия Лоскутова, актер должен быть человеком начитанным. Ведь книги помогают понять жизнь, пережить нетипичные ситуации, сформулировать свое отношение к ним. Все это, по ее мнению, складывается в актерскую копилку, от наполнения которой тоже во многом зависит степень мастерства.
– Одним из ярких книжных впечатлений моей жизни оказался роман Достоевского «Братья Карамазовы», после которого я ходила сама не своя, – рассказывает актриса. – Почти таким же по силе воздействия было впечатление от «Войны и мира» Толстого. Теперь же я не успеваю прочитывать то, что рекомендуют мне коллеги, друзья. И всякий раз примеряю на себя того или иного персонажа.
Как и у каждого актера, у Анастасии есть несколько ролей, которые она мечтает сыграть. Это Эльза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, и одна из ролей в «Двойном непостоянстве» Пьера де Мариво…
– Вообще-то каждая роль – это открытие в себе новых граней, новых возможностей, – размышляет актриса. – Поэтому мне интересно все. К примеру, в данный момент я принимаю участие в новогодней постановке – так называемом спиритическом сеансе «Чертова закуска», созданным по рассказам Теффи режиссером Мариной Шелевер. Это очень интересная, захватывающая работа, которая тоже сулит немало открытий и драгоценного опыта, который я только-только начинаю накапливать.
Наталья Радченко
Источник: «Культура Барнаула»