«Культура Барнаула»: каждая роль – подарок судьбы

Несмотря на то, что в труппе Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина Анастасия Лоскутова чуть более двух лет, сегодня она задействована в большинстве театральных постановок. Наиболее яркие образы, воплощенные ею на сцене: Принцесса – в спектакле «Обыкновенное чудо», Лика – в драме «Война, беда, места и юность…», поставленной по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», горничная Дуняша – в чеховской комедии «Вишневый сад»… Согласитесь, для начинающей актрисы список весьма убедителен.

Обретая бесценный опыт

Кажется, что легкая, открытая, трепетная Настя просто рождена для того, чтобы быть актрисой. Действительно, как признается она сама, еще в школе города Кемерово ей было трудно найти себя. Пробовала многое: танцы, фортепиано, даже фигурное катание, но все это, увы, оставляло равнодушной, не поглощало. До тех пор, пока в пятом классе в школу не пришли представители театрального отделения одной из кемеровских школ искусств.

– Театр сразу меня захватил, – делится Анастасия. – Причем учили нас серьезно: в расписании значились такие предметы как сценическая речь, актерское мастерство, фехтование… Само обучение было рассчитано на семь лет, но уже к тринадцати годам я точно знала: буду актрисой!

Во время учебы на театральном отделении Настю неоднократно выделяли. Однажды в рамках губернаторской программы по поддержке юных талантов ее даже наградили путевкой в Грецию. Однако, как размышляет она сегодня, решающую роль при выборе будущей профессии сыграло вовсе не это. Просто без театра юная Настя не представляла свою дальнейшую жизнь.

– По окончании школы я, как и многие молодые люди, решившие связать свою жизнь с театром, поехала поступать в Москву, – говорит она. – Я далеко не первая, кому казалось, что там меня ждут, мне будут рады (смеется). Пыталась поступать и во МХАТ на курс Игоря Золотовицкого (здесь я, к сожалению, слетела с третьего тура), и в ГИТИС, и даже знаменитую «Щуку», не осознавая того, что я, будучи от природы травести, совершенно не щукинский типаж. Поэтому Москва стала для меня городом крушения надежд, и вместе с тем – обретения бесценного опыта. Помню, как после провала я проходила мимо какого-то памятника, с приблизительно такой надписью: «Не отчаивайся, это лишь определенный этап, и после плохого обязательно наступит хорошее». Несмотря на мощную поддержку родителей – главных поклонников моего творчества – именно эти слова успокоили меня и помогли идти по жизни дальше.

Вернувшись в Кемерово, Анастасия поняла, что нужно использовать любую возможность для того, чтобы продолжать заниматься театром. Тогда она решила поступать параллельно в два вуза: в Кемеровский институт культуры и Новосибирский государственный театральный институт. Причем из-за того, что экзамены в этих учебных заведениях шли одновременно, ей даже пришлось бросить жребий. В итоге выбор пал на НГТИ, куда она и поступила.

– В новосибирском вузе, в отличие от Москвы, меня приняли очень доброжелательно, чем, наверное, и открыли, – вспоминает актриса. – Правда, поначалу меня, ребенка абсолютно домашнего, немного пугало удаление от родителей. Я словно вышла из зоны комфорта, но постепенно свыклась с этим. Ведь учеба поглотила меня буквально с головой.

В уникальной атмосфере

Действительно, время учебы в вузе Анастасия Лоскутова относит к самому счастливому периоду своей жизни. Ведь именно здесь она открыла для себя таких режиссеров, как Римас Туминас, Юрий Бутусов, спектакли которых участвовали в программе Международного Рождественского фестиваля искусств, ежегодно проходящего в Новосибирске. Под впечатлением начинающая актриса была и от постановок новосибирских театров – таких, как «Красный факел», «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева…

– Вообще, постепенно я поняла: по стилистике мне очень близко советское время, – рассуждает Анастасия. – Потому-то в списке моих кумиров – Рина Зеленая, Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Олег Янковский, каждый из которых – отдельное явление. А когда в институте нам давали задание найти в кинематографе своих прототипов, я с радостью называла такие имена, как Надежда Румянцева, Валентина Спирантова, Евгения Симонова (кстати, только после премьеры «Обыкновенного чуда» поняла, насколько этот выбор был пророческим)…

По окончании института Анастасию Лоскутову пригласил к себе в Ростовский академический молодежный театр Михаил Заец. И она поехала. Правда, актрисе там довелось поработать лишь месяц – по семейным обстоятельствам пришлось перебраться поближе к дому. Идеально подошел Барнаул – город, где Анастасия бывала не раз вместе со своими однокурсниками (два раза они приезжали в качестве участников театрального фестиваля курсовых и дипломных работ «Шаг», который проходит на базе Алтайского краевого театра музыкальной комедии, а однажды – на гастроли в Молодежный театр Алтая).

– В ту пору в МТА уже работали два моих однокурсника: Алексей Бурдыко и Андрей Потереба, – поясняет Анастасия. – Ия решила примкнуть к ним. Таким образом, попала в атмосферу, о которой мечтает, пожалуй, каждый артист. Молодые актеры здесь сплочены, а более старшее поколение не поучает нас, как водится, а поддерживает, время от времени дает дельные советы. И в этом смысле наша труппа просто уникальна.

Так вышло, что Анастасия попала в театр прямо накануне Первого молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. И ее тут же подключили к работе – к репетициям фестивальной программы, а также вербатима, проходящего в рамках Первого Золотухинского.

В актерскую копилку

Как считает сама актриса, с тех пор ей в театре только везло. Достаточно вспомнит роль Принцессы в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», которую она относит к настоящим подаркам судьбы.

– Мне было очень интересно работать над этой ролью, – с теплой улыбкой вспоминает Анастасия. – Причем благодаря Ивану Стебунову, режиссеру постановки, я в ней открыла много нового для себя. Как оказалось, образ Принцессы я изначально воспринимало довольно банально и очень плоско. Однако Иван Сергеевич помог мне не просто понять мою героиню, но и самой стать частью ее. В итоге – я буквально влюбилась в свою роль, в спектакль в целом. Ведь, по сути, Иван Стебунов работает в бутусовском направлении, которое мне очень интересно и близко.

Как рассказывает актриса, в работе над каждой ролью ей очень важно вдохновение, которое она черпает от просмотра хорошего кино, от прочтения интересной книги, от общения с талантливыми людьми.

– Помню, как мы играли спектакль «Война, беда, мечта и юность…», – говорит она. – К этому материалу в принципе страшно прикоснуться, потому что, затрагивая такие темы, как война, блокада, голод, смерть, боишься сфальшивить, наврать. Мне пришлось прочесть массу литературы на эту тему, в том числе и «Блокадный дневник Лены Мухиной».

Вообще, как считает Анастасия Лоскутова, актер должен быть человеком начитанным. Ведь книги помогают понять жизнь, пережить нетипичные ситуации, сформулировать свое отношение к ним. Все это, по ее мнению, складывается в актерскую копилку, от наполнения которой тоже во многом зависит степень мастерства.

– Одним из ярких книжных впечатлений моей жизни оказался роман Достоевского «Братья Карамазовы», после которого я ходила сама не своя, – рассказывает актриса. – Почти таким же по силе воздействия было впечатление от «Войны и мира» Толстого. Теперь же я не успеваю прочитывать то, что рекомендуют мне коллеги, друзья. И всякий раз примеряю на себя того или иного персонажа.

Как и у каждого актера, у Анастасии есть несколько ролей, которые она мечтает сыграть. Это Эльза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, и одна из ролей в «Двойном непостоянстве» Пьера де Мариво…

– Вообще-то каждая роль – это открытие в себе новых граней, новых возможностей, – размышляет актриса. – Поэтому мне интересно все. К примеру, в данный момент я принимаю участие в новогодней постановке – так называемом спиритическом сеансе «Чертова закуска», созданным по рассказам Теффи режиссером Мариной Шелевер. Это очень интересная, захватывающая работа, которая тоже сулит немало открытий и драгоценного опыта, который я только-только начинаю накапливать.

Наталья Радченко

Источник: «Культура Барнаула»

Новости

27.06.2022

Итоги сезона: награды и премии

26.06.2022

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

25.06.2022

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

24.06.2022

Итоги сезона: премьеры

23.06.2022

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

Итоги сезона: награды и премии

В ноябре в МТА состоялась церемония награждения лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В список победителей вошёл артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко. Он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

В ноябре за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почетную грамоту Министерства культуры Алтайского края вручили заместителю директора по развитию Марине Стригуновой.

Под конец 2021 года в театре состоялась еще одна церемония вручения. Администрация Октябрьского района Барнаула отметила инженера-механика Евгения Кобылина. Благодарностью министр культуры Алтайского края Елена Безрукова за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию деятельности театра поощрила заведующую складом Елену Тишину. Почетную грамоту администрации города вручили руководителю литературно-драматургической части Станиславу Хазиеву, главного бухгалтера Елену Анисимову отметили знаком «За вклад в развитие города Барнаула», почётный знак «С благодарностью, Барнаул» вручили заведующему художественно-постановочной частью Павлу Мануйлову.

В марте было ещё одно большое для театра событие. Заведующий художественно-постановочной частью Павел Мануйлов стал победителем губернаторского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник культуры года». Его отметили в номинации «Лучший работник театрального и концертного учреждения».

Павел Николаевич всю свою трудовую деятельность – более 25 лет – посвятил Молодёжному театру Алтая. В 1996 году начинал монтировщиком сцены, затем возглавил работу монтировочного цеха театра, в 2015 году стал заведующим художественно-постановочной частью. Вся машинерия, декорации, бутафория, костюмы, свет, звук каждого спектакля производятся под его контролем и руководством. При этом Павел Николаевич курирует проведение масштабного Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В С. Золотухина: решает все технические вопросы, связанные с доставкой костюмов и декораций, их установкой, зачастую уникальным световым оформлением каждого спектакля, конкурсными показами. Под его руководством ежегодно в МТА подводят итоги благотворительного марафона «Поддержим ребёнка», проходят показы гастролирующих театральных коллективов. Павел Николаевич – важнейший человек и на гастролях Молодёжного театра Алтая, при поездках на фестивали, проходящие по всей стране.

25 марта в Барнаул пришёл важный документ. Благодарность от Министерства культуры России на имя директора Ирины Лысковец подписала Ольга Любимова.

Ирина Владимировна начала работать в отрасли культуры в 1999 году. С 2014 года возглавляет МТА. С того же года руководит Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина. Была инициатором открытия Школы-студии МТА, где дети и подростки познают азы театрального искусства. По её же инициативе проходят творческие лаборатории, семинары, курсы повышения квалификации и акции. Последние годы много времени директор отдаёт поиску и приглашению в Барнаул талантливых постановщиков. Благодаря ей мы познакомились с Максимом Соколовым (Wonder boy, «Бойцовский клуб», «Мария Стюарт»), Бениамином Коцем («Мой папа – Питер Пэн» и «Крахмальная, 92»), Анной Зиновьевой («Временно недоступен» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда»), Татьяной Безменовой («Гамлет» и «Золушка»), Викторией Печерниковой («Василисса») и другими режиссёрами. Директор пригласила в театр Алексея Серова («Наш городок» и «Фауст»), ставшего главным режиссёром МТА.

Алтайское краевое отделение Союза театральных деятелей России подвело итоги творческого сезона 2021-2022 годов. По многолетней традиции члены правления посмотрели все премьерные спектакли, поставленные в театрах региона, и выбрали лучших артистов в нескольких номинациях. Заслуженную награду получила Анастасия Данилова. Её признали победителем в номинации «Лучшая женская роль» за работу в страшной сказке «Василисса» Марии Малухиной, поставленной режиссёром Викторией Печерниковой. Анастасию Милютину за исполнение роли Маргариты в мюзикле Александра Шевцова «Фауст» в постановке главного режиссёра МТА Алексея Серова отметили в номинации «Лучший дебют». На заседании правления определили и работников театров, которые получат особые именные премии. Премия Светланы Талалаевой досталась заслуженной артистке России, ведущему мастеру сцены Молодёжного театра Алтая Нине Таякиной.

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

В этом сезоне двое артистов театра отмечали юбилей творческой жизни.

2 сентября 25-летие на сцене МТА отмечала Юлия Юрьева. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила более 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

3 сентября было 50-летие профессиональной деятельности у ведущего мастера сцены МТА Нины Таякиной. Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актёрская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле. Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра и поставила несколько спектаклей.

К этой дате в театре состоялся творческий вечер Нины Таякиной «50 лет на сцене». Она читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съемок в кино.

Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены останавливаться не стала. Ещё одна веха – педагогическое поприще. Уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит к выходу на большую сцену.

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

Молодёжный театр Алтая стал победителем грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на адаптацию трех постановок для незрячих и слабовидящих, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

Тифлокомментарии (лаконичное речевое описание визуальной составляющей – предмета, пространства или действия – которое непонятно незрячему без специальных словесных пояснений) появятся у глитча Максима Соколова Wonder boy, урока (мне) взрослому Бениамина Коца «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и семейной истории Петры Вюлленвебер «Временно недоступен» в постановке Анны Зиновьевой. Адаптацией спектаклей занимается специалист из Новосибирска Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Она окончила Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Многие годы работает с людьми, у которых есть физические или сенсорные ограничения. Не раз готовила тифлокомментарии к постановкам театров Сибири.

Марина Ивановна уже дважды посетила МТА, познакомилась с руководством и сотрудниками театра, осмотрела большую сцену и зрительный зал, побывала на показах спектаклей-участников проекта Wonder boy и «Крахмальная, 92».

Изначально планировалось, что спектакли для особенных зрителей в Молодёжном театре Алтая будут идти с весны. Но из-за определённых обстоятельств оборудование доехало до Барнаула только в середине июня. Театр встретит людей на показах адаптированных постановок уже в сентябре. Предварительно состоится тестирование полученной техники и специальный инструктаж сотрудников, работающих со зрителями.

Итоги сезона: премьеры

Творческий сезон МТА начал с премьеры спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Главный герой детектива – мальчик-аутист, который ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве. Расследуя убийство соседской собаки, в котором является главным подозреваемым, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. Премьера спектакля Андрея Воробьёва состоялась 8 сентября.

12 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца. Он ставил «Крахмальную, 92» по повести польского просветителя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. И теперь единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад.

23 декабря в репертуар театра вошла страшная сказка «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Над спектаклем работала постановочная группа из Москвы, которую возглавляла режиссёр Виктория Печерникова. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Современная «Василисса» в версии МТА – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

2 января зрителям представили комедию «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Новый спектакль поставил главный режиссёр МТА Алексей Серов. По сюжету муж предлагает жене жить в браке без взаимных обязательств в верности и любви. По его мнению, только так можно сохранить честные и долгие супружеские отношения. Но муж не предполагал, что когда-нибудь и его жена воспользуется заключённым между ними договором и заведёт себе любовника.

Сразу после этого Алексей Серов занялся новым проектом – первым полноценным в истории Молодёжного театра Алтая мюзиклом. Либретто, музыку и стихи к «Фаусту» написал московский композитор Александр Шевцов. В команду постановщиков вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой Маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и консультант по вокалу Александра Чопик. Премьера состоялась 18 марта.

1 июня, в Международный день защиты детей, состоялась премьера музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Специально для барнаульского театра инсценировку по роману для детей создавал режиссёр Павел Пронин. Погружаясь в фантастический водоворот непредсказуемых событий, в борьбе со злом и несправедливостью герои могут рассчитывать только на своих преданных друзей и на собственные силы. А источником этих сил становится внутренняя свобода человека и решимость никогда не предавать свои идеалы.

Закрыл творческий сезон Молодёжный театр Алтая 23 июня премьерой спектакля по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Над ним работала известный в Барнауле режиссёр Ирина Астафьева. Героини, три столетние жительницы вымершей деревни, отправляются встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. На пути женщин встречаются самые неожиданные персонажи, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие. Их появление можно объяснить только фантастическими аномалиями.

Итого за год репертуар МТА пополнился семью спектаклями. На следующий творческий сезон у театра не мене амбициозные планы.

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Марьино поле»

23 июня в Молодёжном театре Алтая состоялся премьерный показ странствия «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Этим спектаклем МТА закрыл творческий сезон.

Над пьесой уральского драматурга работала режиссёр Ирина Астафьева. К постановке она привлекла сценографа Георгия Пашина и художника по костюмам Марию Рыкову из Санкт-Петербурга, музыкальным оформлением занималась Екатерина Порсева, хореографией – Александр Пучков.

Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым.

Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие…

Спектакль «Марьино поле» о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить. Но прежде всего он о женской любви, всеобъемлющей, сильной, красивой, вне времени и вне пространства.

Следующие показы нового спектакля состоятся в Молодёжном театре Алтая уже только осенью.

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая покажут последнюю премьеру сезона

В четверг, 23 июня, в Молодежном театре Алтая состоится показ заключительной премьеры сезона – спектакля «Марьино поле».

– Героини – три одинокие старухи из заброшенной деревни – решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же – молодым и красивым, – рассказывают в театре.

«Марьино поле» – это пьеса Олега Богаева. Действующие лица – три старушки. Каждой из них по 100 лет. Они живут в старой заброшенной деревне, где кажется, кроме них никого и не осталось, ни одной души…

Отправляясь за своими солдатами, верные подруги берут с собой все самое ценное: корову, патефон и фотокарточки своих мужчин. В пути им придется преодолеть топкое болото, дремучий лес, реку с густым обволакивающим туманом, поле… А кроме этого происходят странные вещи: старушки встречают Геббельса, Левитана, Человека-гриба.

Этот спектакль рассказывает о дружбе, вере в мечту и надежде на чудо. Бедные женщины до последнего надеются, что смогут увидеть своих героев. А к некоторым они даже являются. По крайней мере, они так считают. Женская верность и любовь не имеет границ.

Билетов на премьеру, к сожалению, уже не осталось, но посмотреть пьесу можно будет в сентябре. Стоимость – 350 рублей. Спектакль идет на малой сцене.

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая закрывает сезон премьерой

23 июня на малой сцене МТА покажут спектакль «Марьино поле» режиссера Ирины Астафьевой по пьесе уральского драматурга Олега Богаева. Героини – три 100-летние вдовы из обезлюдевшей деревни – решают идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда проводили их на войну. Они верят, что их избранники на самом деле выжили и вернутся к ним такими же молодыми. По дороге через поля и леса они сталкиваются с Геббельсом, Сталиным, Человеком-грибом и другими странными персонажами.

Жанр новой постановки определили как «странствие». В МТА «Марьино поле» называют спектаклем о верной дружбе, надежде на чудо и женской любви вне времени и пространства. В главных ролях – Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина, Юлия Юрьева.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети