«Культура Барнаула»: талантливый актёр в костюме водяного

Они появились в театр втроем – два жизнерадостных парня и очаровательная девушка: выпускники Новосибирского государственного театрального института. И Молодежный театр Алтая сказал им: «Добро пожаловать». Минуло четыре сезона, пришла пора поговорить с одним из них – артистом Алексеем Бурдыко.

– Леша, легко ли тебе было после института начать работать в нашем театре, настолько хорошая подготовка в вузе дается?

– Если судить по собственным ощущениям, то – легко. Наверное, потому, что у нас были прекрасные педагоги: и по художественному слову, и по сценической речи… А художественным руководителем курса знаете кто был? Анатолий Владимирович Ахреев, который раньше преподавал в ГИТИСе! Он-то и создал замечательную команду преподавателей. Мы у него были – третий набор. Шли, как говорится, уже по протоптанной дороге.

– Была возможность остаться в Новосибирске?

– Да, приглашал «Глобус», например. И в других театрах осесть можно было. Но мы оказались в Барнауле по нескольким причинам: принимали нас сразу троих – меня, Анастасию Лоскутову и Андрея Потеребу. Мы – давние друзья, после института расставаться не захотели, да и дружеская поддержка, согласитесь, очень важна для каждого. А город уже знали – приезжали сюда на студенческие гастроли с дипломными спектаклями: себя показать, на народ посмотреть. Нам понравился театр, сцена, само здание, но главное – атмосфера в коллективе, где собирались работать. Кстати, нас пригласила директор МТА – Ирина Владимировна. При первой встрече я поинтересовался: будет ли у меня возможность что-либо самому поставить? Сейчас понимаю, что с таким вопросом – новичку – тогда стоило повременить, но директор поняла меня правильно, и тут же сообщила, что в театре есть сцена для творческих экспериментов – «Пятый угол». На этой площадке можно будет ставить спектакли. А другой приятной новостью стала информация, что нам предоставят жилье. Нет, другие театры тоже обеспечивают артистов жильем, но не таким комфортным и уютным, да еще – рядом с театром!

– Судя по тому, как для тебя важно было узнать – сможешь ли ты делать постановки, ты стремишься к режиссуре?

– Еще в институте я обнаружил в себе способность организовывать процессы. Так не раз получалось: собираемся, например, разыграть какую-то сцену, и выясняется, что всем хочется только играть. И тогда я почему-то оказываюсь руководителем всего действия… Сейчас, уже имея опыт постановки спектаклей, я понимаю, что тяга к режиссуре шла параллельно с желанием быть артистом. Что окажется на переднем плане – время покажет.

– Но изначально ты хотел стать артистом. Так ведь?

– Наверное. Хотя об этом никогда никому не говорил. Да и понимал ли сам тогда – кем хочу стать? Помню – мы жили в общежитии, где было много детей. И почему-то мы с друзьями решили создать маленький театр. По воскресеньям, когда не надо было никому никуда идти, с утра пораньше развешивали по всему общежитию объявления, в которых сообщали, что на таком-то этаже, в конце коридора будет представление. И указывали стоимость билета. Потом, когда начиналось наше представление, один из нас бежал в соседний магазин, покупал на собранные копейки конфеты, жвачку, всякую мелочь, чтобы зрителям на выходе вручить эти «призы».

– И судьбу, как говорят, не обойдешь.

– Верно. Как-то, уже школьником, я увидел объявление о том, что в Доме культуры «Алтайсельмаш» в Рубцовске идет набор в театральную студию. Из нашего класса пришло сразу тринадцать человек. Задержались, правда, только двое. Помню первый спектакль. Я еще был в младшей группе, когда из старшей, которая подготовила спектакль, выбыл один из главных артистов. Мне предложили его заменить. Я согласился. Не спал ночь, зубрил текст. Играть мне предстояло Кавалера Бамбини. Волновался страшно. Но спектакль прошел с оглушительным успехом. В минуты общей радости мне и сказали тогда, что я находка для студии, что талантливее ребенка еще не было ни в студии, ни в городе Рубцовске. Мне было так приятно, что я еще ночь не спал. От успеха, от того состояния пришло осознание: я хочу стать актером!

– Процитирую Фоменко: «Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал – это необходимая вещь. Без него невозможно». Ты согласен?

– Успех и провал вещи взаимосвязанные. И потом: провал актера – это одно, режиссера – это провал всей команды. Ведь театр – дело коллективное. Для меня хороший спектакль – это когда я не разделяю работу актеров, режиссера, художника, композитора. Я воспринимаю спектакль как законченное произведение искусства. И провал одного звена влечет за собой провал всего целого. На провалах мы, конечно, учимся, но, с другой стороны, зрители-то почему должны в этих случаях страдать?

– Скажи, что тебя больше увлекает – репетиция или игра в уже поставленном спектакле?

– Если я актер, все будет зависеть от того, с каким режиссером ты работаешь. Идеально – получать удовольствие от репетиций и еще большее – от игры в спектакле. А когда я режиссер – бывают мучительные репетиции. Помните слова Юрия Шевчука: «Во зле искусство творить невозможно». Зло не в чистом виде, а как настроение: и твое, и актеров. Продираться сквозь такие настроения сложно, вдохновение – оно редко бывает коллективным. Но уж если снизошло – то просто восторг!

– Леша, у тебя есть постановочный опыт. В репертуаре МТА уже три твоих спектакля: «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина и спектакль «Старший сын» по пьесе Алексея Вампилова. Скажи: после того, как ты выбрал очередную пьесу к постановке, у тебя уже готов в голове спектакль, ты уже все знаешь о своих персонажах перед тем, как собирать актеров на первую читку?

– Скорее, я ощущаю, что я хочу, предчувствую, как оно будет. А встречаясь с артистами, видя перед собой конкретных людей, вдруг понимаю, то, что я придумал для этого персонажа – чепуха. Надо идти от артиста, от его энергетики, тогда персонаж может раскрыться по-другому. Очень важна такая совместная работа. Но в замысле я не уступлю – если я считаю, что пьеса про это, то спектакль будет про это!

– Хорошо. Как режиссер – ты хозяин своей постановки. А актерскими работами – у тебя их шестнадцать сегодня – ты доволен?

– Вот этот вопрос для меня очень сложен. Как любой актер я мечтаю о больших интересных ролях, о работе с интересными режиссерами, но пока у меня либо эпизодические роли, либо персонажи в сказках.

– Тогда уточняющий вопрос: а в сказках не «разгуляться» в образе персонажа?

– Сложно. В постановке таких спектаклей мы скорее идем по канве, по действию, не очень углубляясь в образ персонажа. Многое надиктовано костюмом, общим представлением о твоем герое. Вот, например, есть костюм Водяного в сказке «Летучий корабль». Ты хоть разбейся – под костюмом тебя не видно. А вот другая роль – Утенок Карл в бродячей сказке «Гадкий утенок». Здесь есть возможность действующее лицо всесторонне, но только в рамках поставленного спектакля: у меня был ввод в него, и мне оставалось только выполнить задачу постановщика. Поэтому сказать, что я удовлетворен своей актерской работой – пока не могу, да и удовлетворяться в нашем деле нельзя.

– Ну, так как же тогда складывается твоя жизнь в театре сегодня?

– Сейчас театр подарил мне возможность раскрыться как организатору: я получил должность ассистента режиссера, а с ней – и ответственность за организацию всего творческого процесса в театре. Этот поворот я рассматриваю как новый и очень интересный этап в своей жизни. Надеюсь и здесь получить новый опыт, открыть для себя что-то новое. Возможно, именно мое стремление узнавать и познавать все стороны театра и приводит меня к таким приятным жизненным сюрпризам. Например, мои труды за четыре сезона были поощрены Алтайским отделением Союза театральных деятелей РФ. Мне вручили приглашение на творческую командировку осенью этого года. И в то же время я просто обязан быть в театре, ведь у нас состоится грандиозное событие – III Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина. Нам предстоит встречать гостей, коллег из разных театров и городов России! Поэтому придется перенести командировку с осени на будущее лето. А еще в июне будущего года я хотел бы посетить театральную школу Союза театральных деятелей РФ в Звенигороде.

– Кроме того, недавно вы с коллегой организовали и открыли студию театрального искусства «Старая школа», где идет работа с людьми разных возрастов, и где вы занимаетесь развитием своих студийцев посредством театральной культуры. Значит, Леша, ты сделал правильный выбор профессии. И нам остается ждать твоих новых ролей.

Ольга Старкова

Источник: «Культура Барнаула»

Новости

27.01.2023

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

26.01.2023

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

25.01.2023

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

23.01.2023

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

20.01.2023

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

16.01.2023

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

Поздравляем Виталия Прозорова с вводом на роль Ермолая Алексеевича Лопахина в комедию «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Желаем новых и интересных сценических работ, оглушительных оваций и преданных поклонников!

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

На этой неделе в МТА началась работа над новым спектаклем – 24 февраля в репертуар театра войдёт постановка «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Над материалом для подростков молодого драматурга, уже известного зрителям Молодёжного театра Алтая по спектаклю «Василисса», работает Пётр Норец. Он окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства – ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Ставил спектакли в Новокузнецке, Новороссийске, Березниках, Кемерове, Сарове, Ельце, Казани и других городах. Теперь он приехал в Барнаул.

«Ноябрьский зов» ставят по проекту «Детки и предки. Сибирь». Он подразумевает постановку спектаклей для детей и подростков в трёх городах федерального округа, один из которых – Барнаул. В этом направлении Молодёжный театр Алтая сотрудничает с новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

Министерство культуры России опубликовало список театров, которые попали во Всероссийский гастрольно-концертный план на 2023 год. В программу «Большие гастроли» включили Молодёжный театр Алтая.

На участие в программе подали 477 заявок. По итогам работы экспертной комиссии в 2023 году планируют провести 271 гастрольный тур. «Большие гастроли» состоятся в 79 регионах и 136 городах и населённых пунктах России. В зарубежном направлении примут участие семь стран.

Всего в программе «Большие гастроли» в этом году планируется участие 247 театров. МТА проведёт обменные гастроли с Астраханским театром юного зрителя. На площадке коллег Молодёжный театр Алтая представит четыре спектакля. Гастроли состоятся с 26 июня по 2 июля. Театр из Астрахани выступит в Барнауле на неделю раньше – с 19 по 25 июня. Коллектив тоже привезёт четыре спектакля.

Справка

«Большие гастроли» – крупнейшая общероссийская театральная программа, которую реализует «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Направление для детей и молодёжи появилось в 2017 году. Уже в 2018 году Молодёжный театр Алтая гастролировал на сцене Омского областного театра юных зрителей. В 2019 году труппа МТА побывала по программе «Большие гастроли для детей и молодёжи» в Красноярском театре юного зрителя. В 2020 году из-за коронавирусных ограничений театры участвовали в специальной программе «Большие гастроли – онлайн», тогда МТА представил спектакль «Бег», восемь снов по пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссёра Юрия Ядровского.

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

В труппу Молодёжного театра Алтая приняли нового артиста. Алексей Пахоруков до 18 лет занимался в Шоу-театре песни «Каприз», окончил Барнаульскую музыкальную школу №2 и Театральную школу им. Народного артиста СССР А.А. Гончарова. Получил образование в Алтайском государственном институте культуры по специальностям «руководитель любительским театром» и «артист драматического театра».

Алексей Пахоруков принимал участие в театральных конкурсах. В его коллекции диплом третьей степени чтецкого конкурса «Читаем классику в Третьяковской галерее» (Москва), диплом фестиваля театральных коллективов «Огни рампы» (Новоалтайск) и приз зрительских симпатий конкурса-фестиваля «Моя жизнь – театр» (ЗАТО Сибирский). А за творческие достижения за учебный год 2011-2012 стал стипендиатом главы Барнаула.

Был участником, победителем и призёром многих конкурсов вокального искусства, среди которых Международный конкурс-фестиваль «На берегах Невы» (Санкт-Петербург), телевизионный конкурс «Магия Звука» и фестиваль-конкурс «Пой ласточка, пой» (Екатеринбург), Всероссийский фестиваль-конкурс актёрской и авторской песни «Вера. Надежда. Любовь» им. В.С. Золотухина и Краевой конкурс вокалистов «Золотая нота» (Барнаул).

Сейчас артист активно вводится в репертуар театра. Уже скоро зрители МТА смогут увидеть его на сцене.

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

20 января губернатор Алтайского края Виктор Томенко и министр культуры Елена Безрукова побывали на показе спектакля Молодёжного театра Алтая «Мёртвые души». Во время визита директор МТА Ирина Лысковец рассказала гостям о творческих планах коллектива, успехах и достижениях.

Историю грандиозной аферы по поэме Николая Гоголя поставил главный режиссёр театра Алексей Серов. К произведению, опубликованному в далёком 1842 году, МТА обратился впервые в истории своего существования. Специально для этой постановки театральный композитор Лариса Казакова написала песни, положив на музыку знаменитые лирические отступления автора без перевода в стихотворную форму. Молодёжный стал первым театром, где поют именно прозу Николая Гоголя.

Сценографом выступил номинант театральной премии «Золотая Маска» Илья Кутянский, художником по костюмам – заслуженный художник Хабаровского края, член Союза художников России, номинант «Золотой Маски» и главный художник МТА Наталья Сыздыкова, хореографом – заслуженный деятель искусств России Николай Андросов, художником по свету – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Зименко.

Динамичный спектакль помимо впечатляющих сценографии и костюмов дополняют все возможные современные приёмы театрального искусства – свет, звук и мультимедиа. Следующий показ истории грандиозной аферы «Мёртвые души» состоится 21 января в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

В Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова. Сегодня она в гостях программы «Новое утро» на телеканале «Катунь 24».

Наталья Владимировна приехала в Барнаул из Хабаровска. В эфире она рассказала, чем отличаются сибиряки от жителей Дальнего Востока, можно ли мыслить драматургию колористикой и в чём состоит задача художника сцены.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

В декабре в Москве в дистанционном формате провели IX Международный конкурс монологов. В нем приняли участие 180 детей из России, Франции, Казахстана, Республики Беларусь, Латвии.

Одним из лауреатов стала Серафима Киселёва из младшей возрастной группы Школы-студии МТА. К конкурсу она готовилась под руководством педагога – заслуженной артистки России Галины Чумаковой.

Поздравляем с заслуженной наградой, желаем новых достижений.

Афиша
Новости
Соцсети