«Культура Барнаула»: талантливый актёр в костюме водяного
Они появились в театр втроем – два жизнерадостных парня и очаровательная девушка: выпускники Новосибирского государственного театрального института. И Молодежный театр Алтая сказал им: «Добро пожаловать». Минуло четыре сезона, пришла пора поговорить с одним из них – артистом Алексеем Бурдыко.
– Леша, легко ли тебе было после института начать работать в нашем театре, настолько хорошая подготовка в вузе дается?
– Если судить по собственным ощущениям, то – легко. Наверное, потому, что у нас были прекрасные педагоги: и по художественному слову, и по сценической речи… А художественным руководителем курса знаете кто был? Анатолий Владимирович Ахреев, который раньше преподавал в ГИТИСе! Он-то и создал замечательную команду преподавателей. Мы у него были – третий набор. Шли, как говорится, уже по протоптанной дороге.
– Была возможность остаться в Новосибирске?
– Да, приглашал «Глобус», например. И в других театрах осесть можно было. Но мы оказались в Барнауле по нескольким причинам: принимали нас сразу троих – меня, Анастасию Лоскутову и Андрея Потеребу. Мы – давние друзья, после института расставаться не захотели, да и дружеская поддержка, согласитесь, очень важна для каждого. А город уже знали – приезжали сюда на студенческие гастроли с дипломными спектаклями: себя показать, на народ посмотреть. Нам понравился театр, сцена, само здание, но главное – атмосфера в коллективе, где собирались работать. Кстати, нас пригласила директор МТА – Ирина Владимировна. При первой встрече я поинтересовался: будет ли у меня возможность что-либо самому поставить? Сейчас понимаю, что с таким вопросом – новичку – тогда стоило повременить, но директор поняла меня правильно, и тут же сообщила, что в театре есть сцена для творческих экспериментов – «Пятый угол». На этой площадке можно будет ставить спектакли. А другой приятной новостью стала информация, что нам предоставят жилье. Нет, другие театры тоже обеспечивают артистов жильем, но не таким комфортным и уютным, да еще – рядом с театром!
– Судя по тому, как для тебя важно было узнать – сможешь ли ты делать постановки, ты стремишься к режиссуре?
– Еще в институте я обнаружил в себе способность организовывать процессы. Так не раз получалось: собираемся, например, разыграть какую-то сцену, и выясняется, что всем хочется только играть. И тогда я почему-то оказываюсь руководителем всего действия… Сейчас, уже имея опыт постановки спектаклей, я понимаю, что тяга к режиссуре шла параллельно с желанием быть артистом. Что окажется на переднем плане – время покажет.
– Но изначально ты хотел стать артистом. Так ведь?
– Наверное. Хотя об этом никогда никому не говорил. Да и понимал ли сам тогда – кем хочу стать? Помню – мы жили в общежитии, где было много детей. И почему-то мы с друзьями решили создать маленький театр. По воскресеньям, когда не надо было никому никуда идти, с утра пораньше развешивали по всему общежитию объявления, в которых сообщали, что на таком-то этаже, в конце коридора будет представление. И указывали стоимость билета. Потом, когда начиналось наше представление, один из нас бежал в соседний магазин, покупал на собранные копейки конфеты, жвачку, всякую мелочь, чтобы зрителям на выходе вручить эти «призы».
– И судьбу, как говорят, не обойдешь.
– Верно. Как-то, уже школьником, я увидел объявление о том, что в Доме культуры «Алтайсельмаш» в Рубцовске идет набор в театральную студию. Из нашего класса пришло сразу тринадцать человек. Задержались, правда, только двое. Помню первый спектакль. Я еще был в младшей группе, когда из старшей, которая подготовила спектакль, выбыл один из главных артистов. Мне предложили его заменить. Я согласился. Не спал ночь, зубрил текст. Играть мне предстояло Кавалера Бамбини. Волновался страшно. Но спектакль прошел с оглушительным успехом. В минуты общей радости мне и сказали тогда, что я находка для студии, что талантливее ребенка еще не было ни в студии, ни в городе Рубцовске. Мне было так приятно, что я еще ночь не спал. От успеха, от того состояния пришло осознание: я хочу стать актером!
– Процитирую Фоменко: «Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал – это необходимая вещь. Без него невозможно». Ты согласен?
– Успех и провал вещи взаимосвязанные. И потом: провал актера – это одно, режиссера – это провал всей команды. Ведь театр – дело коллективное. Для меня хороший спектакль – это когда я не разделяю работу актеров, режиссера, художника, композитора. Я воспринимаю спектакль как законченное произведение искусства. И провал одного звена влечет за собой провал всего целого. На провалах мы, конечно, учимся, но, с другой стороны, зрители-то почему должны в этих случаях страдать?
– Скажи, что тебя больше увлекает – репетиция или игра в уже поставленном спектакле?
– Если я актер, все будет зависеть от того, с каким режиссером ты работаешь. Идеально – получать удовольствие от репетиций и еще большее – от игры в спектакле. А когда я режиссер – бывают мучительные репетиции. Помните слова Юрия Шевчука: «Во зле искусство творить невозможно». Зло не в чистом виде, а как настроение: и твое, и актеров. Продираться сквозь такие настроения сложно, вдохновение – оно редко бывает коллективным. Но уж если снизошло – то просто восторг!
– Леша, у тебя есть постановочный опыт. В репертуаре МТА уже три твоих спектакля: «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина и спектакль «Старший сын» по пьесе Алексея Вампилова. Скажи: после того, как ты выбрал очередную пьесу к постановке, у тебя уже готов в голове спектакль, ты уже все знаешь о своих персонажах перед тем, как собирать актеров на первую читку?
– Скорее, я ощущаю, что я хочу, предчувствую, как оно будет. А встречаясь с артистами, видя перед собой конкретных людей, вдруг понимаю, то, что я придумал для этого персонажа – чепуха. Надо идти от артиста, от его энергетики, тогда персонаж может раскрыться по-другому. Очень важна такая совместная работа. Но в замысле я не уступлю – если я считаю, что пьеса про это, то спектакль будет про это!
– Хорошо. Как режиссер – ты хозяин своей постановки. А актерскими работами – у тебя их шестнадцать сегодня – ты доволен?
– Вот этот вопрос для меня очень сложен. Как любой актер я мечтаю о больших интересных ролях, о работе с интересными режиссерами, но пока у меня либо эпизодические роли, либо персонажи в сказках.
– Тогда уточняющий вопрос: а в сказках не «разгуляться» в образе персонажа?
– Сложно. В постановке таких спектаклей мы скорее идем по канве, по действию, не очень углубляясь в образ персонажа. Многое надиктовано костюмом, общим представлением о твоем герое. Вот, например, есть костюм Водяного в сказке «Летучий корабль». Ты хоть разбейся – под костюмом тебя не видно. А вот другая роль – Утенок Карл в бродячей сказке «Гадкий утенок». Здесь есть возможность действующее лицо всесторонне, но только в рамках поставленного спектакля: у меня был ввод в него, и мне оставалось только выполнить задачу постановщика. Поэтому сказать, что я удовлетворен своей актерской работой – пока не могу, да и удовлетворяться в нашем деле нельзя.
– Ну, так как же тогда складывается твоя жизнь в театре сегодня?
– Сейчас театр подарил мне возможность раскрыться как организатору: я получил должность ассистента режиссера, а с ней – и ответственность за организацию всего творческого процесса в театре. Этот поворот я рассматриваю как новый и очень интересный этап в своей жизни. Надеюсь и здесь получить новый опыт, открыть для себя что-то новое. Возможно, именно мое стремление узнавать и познавать все стороны театра и приводит меня к таким приятным жизненным сюрпризам. Например, мои труды за четыре сезона были поощрены Алтайским отделением Союза театральных деятелей РФ. Мне вручили приглашение на творческую командировку осенью этого года. И в то же время я просто обязан быть в театре, ведь у нас состоится грандиозное событие – III Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина. Нам предстоит встречать гостей, коллег из разных театров и городов России! Поэтому придется перенести командировку с осени на будущее лето. А еще в июне будущего года я хотел бы посетить театральную школу Союза театральных деятелей РФ в Звенигороде.
– Кроме того, недавно вы с коллегой организовали и открыли студию театрального искусства «Старая школа», где идет работа с людьми разных возрастов, и где вы занимаетесь развитием своих студийцев посредством театральной культуры. Значит, Леша, ты сделал правильный выбор профессии. И нам остается ждать твоих новых ролей.
Ольга Старкова
Источник: «Культура Барнаула»