«Культура Барнаула»: талантливый актёр в костюме водяного

Они появились в театр втроем – два жизнерадостных парня и очаровательная девушка: выпускники Новосибирского государственного театрального института. И Молодежный театр Алтая сказал им: «Добро пожаловать». Минуло четыре сезона, пришла пора поговорить с одним из них – артистом Алексеем Бурдыко.

– Леша, легко ли тебе было после института начать работать в нашем театре, настолько хорошая подготовка в вузе дается?

– Если судить по собственным ощущениям, то – легко. Наверное, потому, что у нас были прекрасные педагоги: и по художественному слову, и по сценической речи… А художественным руководителем курса знаете кто был? Анатолий Владимирович Ахреев, который раньше преподавал в ГИТИСе! Он-то и создал замечательную команду преподавателей. Мы у него были – третий набор. Шли, как говорится, уже по протоптанной дороге.

– Была возможность остаться в Новосибирске?

– Да, приглашал «Глобус», например. И в других театрах осесть можно было. Но мы оказались в Барнауле по нескольким причинам: принимали нас сразу троих – меня, Анастасию Лоскутову и Андрея Потеребу. Мы – давние друзья, после института расставаться не захотели, да и дружеская поддержка, согласитесь, очень важна для каждого. А город уже знали – приезжали сюда на студенческие гастроли с дипломными спектаклями: себя показать, на народ посмотреть. Нам понравился театр, сцена, само здание, но главное – атмосфера в коллективе, где собирались работать. Кстати, нас пригласила директор МТА – Ирина Владимировна. При первой встрече я поинтересовался: будет ли у меня возможность что-либо самому поставить? Сейчас понимаю, что с таким вопросом – новичку – тогда стоило повременить, но директор поняла меня правильно, и тут же сообщила, что в театре есть сцена для творческих экспериментов – «Пятый угол». На этой площадке можно будет ставить спектакли. А другой приятной новостью стала информация, что нам предоставят жилье. Нет, другие театры тоже обеспечивают артистов жильем, но не таким комфортным и уютным, да еще – рядом с театром!

– Судя по тому, как для тебя важно было узнать – сможешь ли ты делать постановки, ты стремишься к режиссуре?

– Еще в институте я обнаружил в себе способность организовывать процессы. Так не раз получалось: собираемся, например, разыграть какую-то сцену, и выясняется, что всем хочется только играть. И тогда я почему-то оказываюсь руководителем всего действия… Сейчас, уже имея опыт постановки спектаклей, я понимаю, что тяга к режиссуре шла параллельно с желанием быть артистом. Что окажется на переднем плане – время покажет.

– Но изначально ты хотел стать артистом. Так ведь?

– Наверное. Хотя об этом никогда никому не говорил. Да и понимал ли сам тогда – кем хочу стать? Помню – мы жили в общежитии, где было много детей. И почему-то мы с друзьями решили создать маленький театр. По воскресеньям, когда не надо было никому никуда идти, с утра пораньше развешивали по всему общежитию объявления, в которых сообщали, что на таком-то этаже, в конце коридора будет представление. И указывали стоимость билета. Потом, когда начиналось наше представление, один из нас бежал в соседний магазин, покупал на собранные копейки конфеты, жвачку, всякую мелочь, чтобы зрителям на выходе вручить эти «призы».

– И судьбу, как говорят, не обойдешь.

– Верно. Как-то, уже школьником, я увидел объявление о том, что в Доме культуры «Алтайсельмаш» в Рубцовске идет набор в театральную студию. Из нашего класса пришло сразу тринадцать человек. Задержались, правда, только двое. Помню первый спектакль. Я еще был в младшей группе, когда из старшей, которая подготовила спектакль, выбыл один из главных артистов. Мне предложили его заменить. Я согласился. Не спал ночь, зубрил текст. Играть мне предстояло Кавалера Бамбини. Волновался страшно. Но спектакль прошел с оглушительным успехом. В минуты общей радости мне и сказали тогда, что я находка для студии, что талантливее ребенка еще не было ни в студии, ни в городе Рубцовске. Мне было так приятно, что я еще ночь не спал. От успеха, от того состояния пришло осознание: я хочу стать актером!

– Процитирую Фоменко: «Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал – это необходимая вещь. Без него невозможно». Ты согласен?

– Успех и провал вещи взаимосвязанные. И потом: провал актера – это одно, режиссера – это провал всей команды. Ведь театр – дело коллективное. Для меня хороший спектакль – это когда я не разделяю работу актеров, режиссера, художника, композитора. Я воспринимаю спектакль как законченное произведение искусства. И провал одного звена влечет за собой провал всего целого. На провалах мы, конечно, учимся, но, с другой стороны, зрители-то почему должны в этих случаях страдать?

– Скажи, что тебя больше увлекает – репетиция или игра в уже поставленном спектакле?

– Если я актер, все будет зависеть от того, с каким режиссером ты работаешь. Идеально – получать удовольствие от репетиций и еще большее – от игры в спектакле. А когда я режиссер – бывают мучительные репетиции. Помните слова Юрия Шевчука: «Во зле искусство творить невозможно». Зло не в чистом виде, а как настроение: и твое, и актеров. Продираться сквозь такие настроения сложно, вдохновение – оно редко бывает коллективным. Но уж если снизошло – то просто восторг!

– Леша, у тебя есть постановочный опыт. В репертуаре МТА уже три твоих спектакля: «Война, беда, мечта и юность…» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина и спектакль «Старший сын» по пьесе Алексея Вампилова. Скажи: после того, как ты выбрал очередную пьесу к постановке, у тебя уже готов в голове спектакль, ты уже все знаешь о своих персонажах перед тем, как собирать актеров на первую читку?

– Скорее, я ощущаю, что я хочу, предчувствую, как оно будет. А встречаясь с артистами, видя перед собой конкретных людей, вдруг понимаю, то, что я придумал для этого персонажа – чепуха. Надо идти от артиста, от его энергетики, тогда персонаж может раскрыться по-другому. Очень важна такая совместная работа. Но в замысле я не уступлю – если я считаю, что пьеса про это, то спектакль будет про это!

– Хорошо. Как режиссер – ты хозяин своей постановки. А актерскими работами – у тебя их шестнадцать сегодня – ты доволен?

– Вот этот вопрос для меня очень сложен. Как любой актер я мечтаю о больших интересных ролях, о работе с интересными режиссерами, но пока у меня либо эпизодические роли, либо персонажи в сказках.

– Тогда уточняющий вопрос: а в сказках не «разгуляться» в образе персонажа?

– Сложно. В постановке таких спектаклей мы скорее идем по канве, по действию, не очень углубляясь в образ персонажа. Многое надиктовано костюмом, общим представлением о твоем герое. Вот, например, есть костюм Водяного в сказке «Летучий корабль». Ты хоть разбейся – под костюмом тебя не видно. А вот другая роль – Утенок Карл в бродячей сказке «Гадкий утенок». Здесь есть возможность действующее лицо всесторонне, но только в рамках поставленного спектакля: у меня был ввод в него, и мне оставалось только выполнить задачу постановщика. Поэтому сказать, что я удовлетворен своей актерской работой – пока не могу, да и удовлетворяться в нашем деле нельзя.

– Ну, так как же тогда складывается твоя жизнь в театре сегодня?

– Сейчас театр подарил мне возможность раскрыться как организатору: я получил должность ассистента режиссера, а с ней – и ответственность за организацию всего творческого процесса в театре. Этот поворот я рассматриваю как новый и очень интересный этап в своей жизни. Надеюсь и здесь получить новый опыт, открыть для себя что-то новое. Возможно, именно мое стремление узнавать и познавать все стороны театра и приводит меня к таким приятным жизненным сюрпризам. Например, мои труды за четыре сезона были поощрены Алтайским отделением Союза театральных деятелей РФ. Мне вручили приглашение на творческую командировку осенью этого года. И в то же время я просто обязан быть в театре, ведь у нас состоится грандиозное событие – III Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина. Нам предстоит встречать гостей, коллег из разных театров и городов России! Поэтому придется перенести командировку с осени на будущее лето. А еще в июне будущего года я хотел бы посетить театральную школу Союза театральных деятелей РФ в Звенигороде.

– Кроме того, недавно вы с коллегой организовали и открыли студию театрального искусства «Старая школа», где идет работа с людьми разных возрастов, и где вы занимаетесь развитием своих студийцев посредством театральной культуры. Значит, Леша, ты сделал правильный выбор профессии. И нам остается ждать твоих новых ролей.

Ольга Старкова

Источник: «Культура Барнаула»

Новости

28.03.2024

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

27.03.2024

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

23.03.2024

Отмена спектаклей

Уважаемые зрители

21.03.2024

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

19.03.2024

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

17.03.2024

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

Теперь в Молодёжном театре Алтая можно приобрести мерч. На каждом показе зрители могут купить яркие и стильные футболки, блокноты, ручки, значки, браслеты. На них изображены персонажи из популярных спектаклей.

Первыми приобрести сувенирную продукцию смогут гости театра, пришедшие 27 марта на «Квартирник». Уже в скором времени линейка фирменных товаров расширится.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над новым спектаклем. «Каштанку» Антона Чехова на малой сцене ставит режиссёр Максим Астафьев. Он же выступает и автором инсценировки рассказа. В театре уже состоялся техсовет, на котором были представлены эскизы будущего спектакля сценографа Кристины Барановой, идут репетиции.

Максим Астафьев знаком зрителям Молодёжного, в 2012 году он ставил петербургскую историю «Шинель» Николая Гоголя. А вот с Кристиной Барановой театр работает впервые. Молодой художник из Беларуси, образование получила в Белорусской государственной академии искусств и Британской высшей школе дизайна. Пишет картины, занимается художественной фотографией, увлекается графическим дизайном, часто становится сценографом постановок не только в родной стране, но и в России. Познакомиться с её видением известного произведения русского писателя на театральной сцене можно будет совсем скоро – премьера «Каштанки» запланирована на 15 мая.

смотреть фото

Отмена спектаклей

В Молодёжном театре Алтая отменяются показы спектаклей «Бременские музыканты» и «Ноябрьский зов», которые были запланированы на 24 марта.

Со всеми вопросами о возврате или обмену билетов обращайтесь в кассу театра по телефону 503-503.

Уважаемые зрители

Уважаемые зрители, в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» коллектив Молодёжного театра Алтая выражает соболезнования родственникам, близким и друзьям тех, кто оказался там.

Показы спектакля «Бременские музыканты», намеченные на 24 марта будут перенесены. О новой дате сообщим дополнительно, уже купленные билеты будут действительны. Вы также можете вернуть их. Уточнить, как это сделать, можно по телефону 503-503.

Следите за нашими новостями, возможны ещё изменения в репертуаре на ближайшие дни. Берегите себя.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

21 марта в Барнауле прошло заседание коллегии Министерства культуры Алтайского края. На нём подводили итоги работы в 2023 году, обсуждали задачи на этот. В панельной дискуссии с докладом выступила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Ирина Владимировна рассказала съехавшимся со всего края работникам культуры о том, какие проекты реализует Молодёжный для семейной аудитории, какие идеи воплотит в ближайшем будущем. Это «Театральная педагогика», существующая в Молодёжном с 2015 года, экскурсии по театральному закулисью, совсем недавно открывшийся «Учительский клуб МТА», множество зрительских акций, популяризирующих семейные походы на спектакли, Детская Школа-студия МТА с уже восьмилетней историей и другие интересные замыслы.

Важной частью коллегии стало вручение ведомственных и государственных наград. Молодёжный театр Алтая получил диплом за победу в конкурсе по отбору проектов на получение грантов губернатора региона в сфере культуры, проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» реализуют в июне. А заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абуллаев вручил ведущему мастеру сцены Анатолию Кошкарёву благодарность министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

смотреть фото

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

Главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии «Мир сцены – сцена мира». Она проходит в Красноярске, в зале Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. В экспозицию включили около 250 эскизов декораций, костюмов, плакатов и кукол.

География выставки обширна, она включает в себя не только практически все регионы страны, но и Монголию и Хорватию. Демонстрируя лучшие работы, кураторы проекта открывают перед зрителями полновесную панораму современного театрально-декорационного искусства Урала, Сибири и Дальнего Востока, дают зримое представление об основных направлениях и тенденциях развития. Экспозиция выявляет специфику художественного оформления спектаклей, позволяет увидеть всю цепочку его создания от замысла до воплощения и, таким образом, заглянуть на «кухню» театра – в таинственный мир закулисья.

Наталья Владимировна представила на выставке свои эскизы костюмов к мюзиклу Александра Шевцова «Фауст» и обыкновенной трагедии Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Будете в Красноярске – обязательно заходите. Экспозиция работает до 7 апреля.

смотреть фото

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в романтическую историю «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро на роль Феи.

Желаем нескончаемых оваций зрителей и больше волшебства на каждом показе!

Афиша
Новости
Соцсети