«Мир 24»: откровения о Высоцком, «проклятая профессия» и строительство храма – каким был Валерий Золотухин?

21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток на Алтае родился Валерий Золотухин – будущая звезда Театра на Таганке. Однако всенародно известным актера сделал кинематограф, прежде всего фильм «Бумбараш», а потом «Единственная…», «Сказа про то, как царь Петр арапа женил», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Ночной дозор», «Мастер и Маргарита»… В день 80-летия со дня рождения Валерия Золотухина вспоминаем несколько фактов из жизни актера.

Алтайская родина

Сельский мальчик из семьи председателя колхоза, Валерий Золотухин в 17 лет с первой попытки смог поступить на отделение музыкальной комедии ГИТИСа, а после окончания вуза получил приглашение в Театр Моссовета. Уже через год – в 1964-м – случилось судьбоносное событие: он оказался в Театре на Таганке, которому посвятил всю дальнейшую жизнь. Талантливый молодой актер быстро стал заметным – пошли роли и в театре, и в кино. Незадолго до смерти он сам возглавил московский Театр на Таганке, но о родных местах Валерий Сергеевич никогда не забывал.

Актер рассказывал, что отдыхать на Алтае – его семейная традиция. Родители Золотухина происходили с Горного Алтая, мать родилась недалеко от Денисовой пещеры, а двоюродная сестра актера по матери работала геологом в районе Белокурихи, когда открывали месторождения радоновых источников. В 2003 году Валерий Сергеевич стал художественным руководителем Государственного молодежного театра Алтая, который находится в Барнауле.

Помимо актерского таланта был у Валерия Золотухина и литературный. Он оставил несколько книг воспоминаний и повесть «На Исток-речушку, к детству моему», в которой рассказывает о многодетной семье председателя укрупненного колхоза Сергея Илларионовича и его скромной жене Матрене Федосеевне, о том, как три года пролежал не вставая в детском костно-туберкулезном санатории и за это время «разучился ходить и стоять»…

«За опаленными и заснеженными полями, за высокими и низкими горами, за ручьями и реками, за миллионными городами и копеечными деревушками, где-то в тридесятом царстве затерялась его родина с чудным названием Быстрый Исток. В этом Быстром Истоке мать и братья с сестрами, тетками, дядьки, дальняя родня и близкая. У каждого человека есть родина, и каждому она пахнет по-своему, но для каждого человека родина пахнет детством. Память – штука удивительная: она погасит в сознании бином Ньютона, но не сотрет, не вытравит временем запахи детства, и опять, наверное, потому, что бином один для всех, а запахи для каждого свои, разные, потому что свои корни у всех».

Дружба с Высоцким

Театр на Таганке свел Валерия Золотухина с Владимиром Высоцким, которого Юрий Любимов принял в труппу в том же 1964 году. Первым спектаклем для обоих стал «Добрый человек из Сезуана». В книге «Секрет Высоцкого» Золотухин опубликовал фрагменты своих дневников, касающихся дружбы и работы со знаменитым бардом, приоткрыл закулисье «Таганки» того периода, когда на ее сцене звучал раскатистый голос Владимира Высоцкого. За эту книгу на Золотухина обрушился шквал критики – уж больно нелицеприятно порой выглядит артист, отказывавшийся принимать свою болезнь (алкогольную зависимость) и многократно подводивший коллектив Театра на Таганке. Смешались в этих воспоминаниях дружба и зависть, интимные разговоры и беспорядочная актерская личная жизнь – к примеру, Золотухин был неравнодушен к Марине Влади, что вызывало приступы ревности у его первой жены Нины Шацкой. В своих дневниках актер был беспощаден не только по отношению к Высоцкому, но и к себе:

«Мы обыватели, мы серость, волей чьей-то оказавшиеся рядом с явлениями. Не то же ли есть и мой друг Высоцкий? Мы греемся около его костра, мы охотно говорим о нем чужим людям, мы даже незаметно для самих себя легенды о нем сочиняем. И тоже ждем – вот случится что-нибудь с другом нашим (не приведи Господь), мы такие воспоминания, такие мемуарные памятники настряпаем – будь здоров, залюбуешься. Такое наковыряем, что сам Высоцкий удивится и не узнает себя в нашем изложении. Мы только случая ждем и не бережем друга, не стараемся вникнуть в мрачный, беспомощный, одинокий, я убежден, мир его. Мы все меряем по себе: если нам хорошо, почему ему должно быть плохо?»

В Театре на Таганке Высоцкий и Золотухин вместе играли в спектаклях «Антимиры», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Вишневый сад». В кино – в фильмах «Интервенция», «Хозяин тайги», «Единственная…», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Маленькие трагедии».

Но дружбе наступил конец – из-за «Гамлета». Спектакль создавался специально под Высоцкого, и артист заявлял Любимову, что не будет играть, если у него появится дублер. Тем временем частые срывы Высоцкого, за которые приходилось извиняться перед публикой, спешно устраивать замены, возвращать билеты, заставляли Юрия Любимова иметь под рукой замену. Многие не поняли того, что Золотухин, которого Высоцкий называл чуть ли не самым близким другом, согласился стать этой заменой.

Проклятая профессия

«Не зря наша профессия была проклята церковью, что-то есть в ней ложное и разрушающее душу: уж больно она из соблазнов и искушений соткана», – размышлял Золотухин.

Существует суеверие, согласно которому с детьми актеров часто случаются несчастья. Так это или нет, неизвестно, но подобный рок постиг и семью Валерия Золотухина. Актер был человеком увлекающимся, имел множество романов, официально был женат дважды, а последние годы прожил в «гражданском браке» с актрисой Ириной Линдт. От каждой из этих трех женщин у него родилось по одному сыну.

Денис, родившийся в браке с Ниной Шацкой, в юности бросил ВГИК, стал священником и до сегодняшнего дня служит в подмосковном приходе. Если отчим, Леонид Филатов, этот выбор не понял, то отец, Золотухин, – благословил. Младший сын Иван, которому было всего восемь лет, когда умер Валерий Сергеевич, еще учится в школе, но собирается пойти по стопам отца. А вот судьба среднего сына, которого родила скрипачка Тамара Гусева, сложилась трагически. Барабанщик рок-группы «Мертвые дельфины» Сергей в 2007 году покончил с собой, ему было 27 лет. Известно, что молодой человек страдал от депрессии, и это была уже не первая его попытка самоубийства.

«Почему-то для всех осталось незамеченным, что Сергей увлекался нумерологией – древней наукой о мистическом смысле чисел, – комментировал трагедию солист «Мертвых дельфинов» Артур Ацаламов. – Помню, однажды Серега пришел такой радостный, сообщил, что рассчитал нумерологические прогнозы жизни для всех участников группы. Мы тогда не придали этому значения. Сейчас я больше чем уверен в том, что он просчитал дату своей смерти. У меня даже были мысли, что он высчитал количество минут, которые должен прожить. Взять хотя бы то, что он совершил самоубийство 02.07.2007, когда ему было 27 лет. Три раза по 27 – это уже, если сплюсовать их попарно, три девятки выходят, а перевернуть их – вот и знакомое всем число дьявола 666. Странное совпадение!»

Строительство храма

Сам Валерий Золотухин был очень верующим человеком. Еще до смерти сына он построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе Быстрый Исток.

«Построил, чтобы восстановить историческую справедливость, – объяснял актер. – В селе когда-то была церковь, но ее разрушили наши отцы, в том числе и мой. Из бревен сложили клуб – в нем я начинал свою артистическую карьеру, его стены благословили меня на Москву. А решение пришло в 1991 году, когда вышла моя книга «Дребезги». Хотелось достойно распорядиться гонораром, и я подумал: надо бы в Быстром Истоке поставить храм».

Одна из местных жительниц сохраняла иконы из разрушенной церкви, она и помогла объединить 200 человек в религиозную общину. Строительство затянулось на 12 лет – инфляция сжирала то, что получалось собрать. Актер говорил, что в другой исторический период на собранные деньги можно было бы построить два храма:

«Ведь что было в 91-м? В апреле, в день рождения Гитлера, у меня угнали автомобиль «Жигули», за который я платил 9 тысяч рублей. Через две недели я купил «Москвич» – уже за 22 тысячи. Летом эта машина стоила 300 тысяч, а в сентябре – больше полумиллиона! Вот финансовые вехи того времени».

Чтобы собрать деньги, актер продавал свои книги в фойе театра перед спектаклем, ездил по России с выступлениями, но все равно не хватало. Завершить строительство удалось после телепередачи «Без протокола», в финале которой Золотухин обратился к зрителям с просьбой собрать 300 тысяч рублей на возведение крыши. На следующий день деньги нашлись, и 13 октября 2003 года деревянный храм освятили.

Потусторонние персонажи

Несмотря на воцерковленность, Золотухин не был суеверным человеком. Молодое поколение знает Валерия Сергеевича, скорее всего, по фильму «Ночной дозор», снятому Тимуром Бекмамбетовым по мотивам романа Сергея Лукьяненко. В нем он сыграл вампира, работающего мясником. Продюсер фильма Алексей Кублицкий рассказывал, что найти актера на эту роль было непросто. Артисты старшего поколения отказывались из суеверных соображений, как отказались Иван Бортник и Александр Трофимов. Золотухин отнесся к роли по-другому:

«Перекрестился – да и с Богом! Попросил благословение у священника – и играй! Ведь я же не становлюсь вампиром! Страх только один – плохо сыграть».

Изначально роль вурдалака-мясника в «Ночном дозоре» была меньше, но после первой же сцены эту линию решили расширить. И не зря – получился один из самых запоминающихся персонажей картины. Вскоре последовала роль председателя жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой Никанора Ивановича Босого в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Последней ролью Золотухина в кино стала роль казака Явтуха в триллере «Вий», снятом по мотивам одноименной повести Гоголя.

Мария Санникова

Источник: «Мир 24»

Новости

19.05.2022

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

17.05.2022

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

16.05.2022

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

13.05.2022

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

11.05.2022

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

29.04.2022

Режим работы кассы в праздничные дни

25.04.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

Театр «Красный факел» отметит 85-летие Новосибирской области новым проектом – Фестивалем-туром «Новосибирский транзит». Гастрольный маршрут пройдёт через Барнаул.

Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», который раз в два года организовывает Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», известен всем. Традиционно в нём принимают участие театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Из-за пандемии и ограничительных мероприятий сроки проведения VI «Ново-Сибирского транзита» сдвинулись – вместо 2020-го он состоялся в 2021 году, и провести следующий фестиваль теперь возможно только в 2024-м. Но руководитель «Транзита», директор театра «Красный факел» Александр Кулябин разработал проект, реализация которого даст возможность не пропустить год, который при прежних обстоятельствах был бы фестивальным.

В 2022 году пройдёт Фестиваль-тур «Новосибирский транзит», сохраняющий идею объединения регионов и культурного обмена. Четыре театра – Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева и Новосибирский молодёжный драматический «Первый театр» – отправятся на гастроли по городам Сибири. Перемещаясь по кольцу друг за другом, театры посетят Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул.

Фестиваль-тур приурочен к важной дате – 85-летию Новосибирской области, и поддержан Правительством региона. «Мы заявляем о культурных достижениях Новосибирска не только внутри города и области, но выходя за их пределы, поддерживая имидж региона как одного из главных театральных в стране», – говорит Александр Кулябин.

Спектакли новосибирских театров регулярно принимают участие в крупных фестивалях, при этом не так часто проходят гастроли в соседние города, и одна из задач Фестиваля-тура – воскресить эту традицию, преодолеть культурную изоляцию.

Фестиваль-тур стартует 10 июня в Томске, а завершится в Барнауле. 18 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ спектакля «Марьино поле» Новосибирского молодёжного драматического «Первого театра», 19 июня «Генерал и его семья» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 17 июня на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представит спектакль «Ханума», 20 июня с постановкой «Дикая утка» выступит Новосибирский академический драматический театр «Красный факел».

«Надеемся, как и при проведении «взрослого» «Ново-Сибирского транзита», его младшему товарищу удастся создать большой театральный праздник, на котором рады каждому гостю», – добавляют организаторы.

Билеты на показы спектаклей новосибирских театров уже в продаже. Их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для справок: 503-503.

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

Подготовка к премьере фантастической музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка» выходит на финишную прямую. 1, 8 и 16 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая состоятся первые показы нового спектакля режиссёра Павла Пронина.

16 мая в фойе второго этажа появилась выставка театрального плаката, в которой приняли участие студенты второго курса кафедры дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. Они получили задание и обсудили своё видение афиш с Павлом Прониным и художником Ириной Сид. Постановщики отобрали 10 работ, которые, по их мнению, точнее отражают суть будущего спектакля.

Выставка конкурсная, поэтому зрители могут выбрать из афиш самую понравившуюся. Проголосовать просто – до 15 июня в группе театра во «ВКонтакте» в комментариях под постом можно оставить порядковый номер заинтересовавшей работы. Рассмотреть афиши можно и воочию – приходите на спектакли МТА и оценивайте фантазию студентов.

Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях – автор афиши, победивший в голосовании, 16 июня выйдет на сцену МТА вместе с артистами, занятыми в премьерных показах.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». За материал уральского драматурга взялась режиссёр Ирина Астафьева.

«Когда прочла пьесу «Марьино поле», меня очень тронула тема земли. Она представляется как живая субстанция, претерпевающая бесконечные техногенные революции, экологические катастрофы и так далее – в общем, всё то, на что способен человек. К ней возникает сострадание, ведь она дышит, слышит, откликается, а мы на ней просто живём, не задумываясь используем. У Олега Богаева этим убивающим фактором становится война, выжегшая землю. Новая жизнь возникает благодаря женщине, которая верит, любит, идёт до самого конца, она добивается этого перерождения», – говорит режиссёр.

Олег Богаев – современный автор, ученик «уральской школы драматургии», Николая Коляды. В МТА уже шёл спектакль по его пьесе «Русская народная почта» (2018 год, режиссёр – Руслан Гарибов). Теперь зрителям представят ещё одно его произведение. Вместе с Ириной Астафьевой над спектаклем работают сценограф Георгий Пашин и художник по костюмам Мария Рыкова из Санкт-Петербурга, хореограф Александр Пучков и композитор Екатерина Порсева.

Премьера «Марьиного поля» состоится 22 июня, ею в театре закроют творческий сезон. Билеты уже в продаже, телефон кассы: 503-503.

смотреть фото

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

В июне в МТА состоится премьера фантастической музыкальной сказки «Три толстяка» по книге Юрия Олеши. Инсценировку для барнаульского театра писал режиссёр Павел Пронин. Для работы над спектаклем он пригласил художника Ирину Сид.

В 2009 году она окончила Ростовское художественное училище имени М. Грекова по специальности «художник театра», в 2014 году – факультет сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ. С 2017 по 2020 годы была художником Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского.

С 2011 года – участник московских и региональных выставок и коллективных проектов. Выступила куратором выставок театральных художников «Клин» («Боярские палаты» СТД РФ, 2013), фестиваля «Театральное будущее России» (Ярославль, 2015). Автор международного проекта «Book wings. Телемост «Москва-Айова». В 2017 году была автором выставки и мультимедийного проекта «Под небом Парижа», состоявшегося в Посольстве Российской Федерации во Франции. Лауреат фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика в музыкальном спектакле» за оперу «Медея» Луиджи Керубини в Красноярском государственном театре оперы и балета.

Как художник-постановщик оформила более 20 музыкальных и драматических спектаклей в театрах страны. Теперь занимается «Тремя толстяками» Молодёжного театра Алтая.

Премьерные показы пройдут 1, 8 и 16 июня. Телефон кассы театра: 503-503.

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

1, 8 и 16 июня в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы фантастической музыкальной сказки «Три толсятка». Инсценировку знаменитого романа для детей Юрия Олеши специально для МТА создавал режиссёр спектакля Павел Пронин.

Павел Николаевич родился в Москве в 1986 году. Поступил в ГИТИС на актёрский факультет (курс Александра Огарева), затем решил стать режиссёром. В 2017 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца).

За время учёбы участвовал в различных лабораториях, в том числе международных, ставил спектакли проектного характера. В 2017 году, ещё на пятом курсе обучения, поставил в Русском театре Эстонии спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Бёрка. После этого поставил более 15 спектаклей в России и Беларуси, включая мировую премьеру пьесы «Пародист» Евгения Водолазкина, «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, «Комедию ошибок» Уильяма Шекспира и многие другие. Преподаёт режиссуру в Екатеринбургском государственном театральном институте.

Телефон кассы театра: 503-503.

Режим работы кассы в праздничные дни

Дорогие друзья, на майские праздники в Молодёжном театре Алтая меняется режим работы кассы. 30 апреля она будет открыта с 10 до 18 часов. 1 и 2 мая выходные. 3 мая касса будет работать с 10 до 18 часов.

7 и 8 мая касса театра будет работать с 10 до 18 часов. 9 и 10 мая – выходные.

Если вам всё же будет необходимо приобрести билеты именно в эти дни – пожалуйста, воспользуйтесь возможностью покупки онлайн.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

25 апреля в Барнауле состоялась церемония подписания соглашения о реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Роспись в документе поставили министр культуры Алтайского края Елена Безрукова и заместитель министра образования и науки региона Лариса Терновая.

После официальной части директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец рассказала собравшимся на церемонии педагогам края о том, какие программы реализуют в МТА специально для учеников 1-11 классов. Это образовательный проект «Разборки с автором» с подробным анализом произведений русских классиков, «Театральная педагогика», направленная на воспитание творчески ориентированных детей, увлекательнейшие экскурсии по закулисью. Все они призваны помочь учителям и родителям вырастить ребёнка полноценной, всесторонне развитой, культурной личностью.

«Наш театр выстраивает репертуар, в первую очередь ориентируясь на детей школьного возраста. Это, конечно, даёт свои результаты. Невероятно приятно, когда на вечерние спектакли приходят молодые люди, которые когда-то познакомились с МТА вместе с одноклассниками и учителями. А нередко бывает, что на детский спектакль родители приводят своего малыша и рассказывают, как много лет назад их самих сюда приводили мамы, папы, бабушки и дедушки, и с тех пор они – наши постоянные зрители», – добавила директор.

Более подробную информацию о всех школьных проектах МТА можно узнать по телефонам: 503-526 и 503-536.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети