«Московский комсомолец на Алтае»: известный актёр Иван Стебунов ставит в Барнауле камерный спектакль

Популярный артист представит зрителю «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева. Это уже вторая режиссерская работа актера на Алтайской земле. Премьера состоится на сцене Молодежного театра Алтая 3, 4 и 5 марта. Какой она будет, журналистам рассказал автор постановки.

Вторая премьера

Наверное, редкий человек не знает Ивана Стебунова, и наверняка гораздо меньше тех, кто хоть раз не видел его на экране телевизора. Актер сыграл в десятках самых разных фильмов — от романтичных комедий до военных сериалов. Пожалуй, самыми известными можно назвать его роли в таких кинолентах, как «Громовы», «Застава Жилина», «Котовский», «Дом Солнца», «Однолюбы» и другие.

Иван Стебунов — по–настоящему известный и востребованный актер, настолько, что многие давно считают его москвичом. На самом деле, Иван — наш земляк. Он родился в Павловске, что недалеко от Барнаула, поэтому к Алтайскому краю у него особое, трепетное отношение.

И, когда в 2016 году артиста в качестве гостя пригласили в Барнаул на Всероссийский фестиваль имени Валерия Золотухина, он без колебаний согласился. Позже директор Молодежного театра Алтая Ирина Лысковец предложила ему попробовать себя в роли театрального режиссера и поставить на местной сцене «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца. Стебунов тут же согласился.

На тот момент в его послужном списке уже были серьезные театральные работы — он играл на сцене московского театра «Современник» в спектаклях «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова и других. Как режиссер Иван пробовал себя в короткометражке «Седьмой».

Богатый опыт сделал свое дело, и «Обыкновенное чудо» прошло в Барнауле с аншлагом, а по итогам зрительского голосования даже было признано главным спектаклем 2016 года в МТА. В том же году, во время фестиваля Золотухина, артист признался алтайским журналистам, что режиссура стала ему гораздо более интересна и важна, нежели многочисленные роли. И в Молодежном театре Алтая его слова услышали. Ирина Лысковец, директор МТА, вновь предложила артисту совместную работу. На этот раз Стебунов решил поставить «Иллюзии» по произведению Ивана Вырыпаева. Репетиции идут уже вторую неделю.

В поисках новой формы

«Я, если честно, боялся этого материала, и, когда поступило предложение от театра, буквально «тремоло» было. Не знал, с какой стороны подступиться, потому что тексты у Ивана Вырыпаева очень сложные», — вспоминает Стебунов.

Работа предстоит действительно серьезная. В основе сюжета «Иллюзий» лежит история двух семейных пар, которые более 50 лет любят и дружат вместе. Их истории со временем слились в одну, и они запутались, кто и кому действительно дорог. Никаких лишних героев в пьесе нет, поэтому в спектакле задействованы лишь четыре актера: Анатолий Кошкарев, Ирина Клишевич, Александр Савин и Юлия Юрьева. Им предстоит рассказать зрителю о любви на камерной сцене.

«Произведение сложно тем, что у него необычная конструкция. Оно состоит из четырех монологов, которые произносят четыре героя. Наша задача, конечно, «оживить» их. Нельзя даже сказать, что монологи вообще могут превратиться в сцены, но я постараюсь, — добавил режиссер. — И да, там есть момент, что герои в преклонном возрасте, но я на это не обращаю внимание. Мы не будем играть стариков, мы будем играть пары».

Иван Стебунов добавил еще, что, несмотря на сложный текст и «километры монологов», которые артистам будет откровенно сложно выучить, он не вырежет из оригинала ни строчки. Все, что было создано автором пьесы, по замыслу режиссера, должно остаться в первозданном виде. Есть и еще интересный момент. Вырыпаев в своем произведении почти не обращает внимания на обстановку вокруг героев, а Стебунов подобрал для них характерные внешние обстоятельства. Какие именно — пока большой секрет.

Кроме того, режиссер признался, что в процессе подготовки смотрел авторскую постановку Вырыпаева во МХАТе, а также видел еще немало различных ее вариаций у других российских театров, но ничего «заимствовать» у коллег он не намерен.

«Можно по-разному относиться текстам Ивана Вырыпаева, но для меня это некий вызов. Я, как яркий человек, за игровой и масочный театр. Мне нравится, когда можно много чего придумать, добавить в постановку. Опять же в «Обыкновенном чуде» так было, — поделился актер. — Но вырыпаевская форма побеждает любого режиссера. Он так ее закладывает в произведения, что режиссер чувствует себя немного тесновато, дает направление мысли, и отказаться от него очень сложно, позволить себе пустить в историю свои решения».

Конечно, Ивана спросили о соблазне самому сыграть в такой непростой и многогранной пьесе. На это Стебунов пошутил, что уже не в силах выучить подобное количество текста, а вот роль режиссера ему пришлась по душе. Он рассказал, что испытывает от происходящего особый адреналин и заряжается эмоциями на год вперед. Режиссер возлагает большие надежды на актеров — их всего четыре, у каждого своя главная роль, а значит, и огромная ответственность перед зрителем.

«У артистов есть такое понятие: «Не знаешь, как играть, — играй странно». Я не приемлю этого. И в своей режиссуре этим принципом пользоваться не стану. Не будет такого. Постараюсь сделать эту историю понятной для каждого», — добавил Стебунов.

Надежда Здорнова

Источник: «Московский комсомолец на Алтае»

Новости

18.03.2025

«Радио России – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

17.03.2025

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

16.03.2025

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

14.03.2025

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

13.03.2025

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

«Радио России – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

Баба-яга – это вовсе не лесная нечисть, она справедливая и добрая. Новый уникальный проект представили в Молодёжном театре Алтая – состоялись первые премьерные показы спектакля «Яга». Создали музыкальную сказку для взрослых автор идеи и композитор Андрей Григорьев и драматург Мария Малухина. У нас вторая постановка в России этого материала и собственное его прочтение. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

Представители МТА стали призёрами спартакиады работников театрально-концертных учреждений

17 марта в Барнауле провели финальные соревнования ежегодной спартакиады Алтайской краевой организацией Общероссийского профессионального союза работников культуры. Состоялись два турнира.

Честь Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина в плавании отстаивали четверо. Помощник режиссёра Анжелика Шишкина финишировала первой, преодолев дистанцию за 18 секунд, результат артистки Дианы Зяблицкой – 23 секунды. Фотограф Евгения Савина стартовала на мужской дистанции, вдвое больше, её результат – 36 секунд. Монтировщик сцены Василий Бобровских финишировал за минуту и 3 секунды. Театр занял третье общекомандное место.

После провели состязания по волейболу. Сборная МТА, куда вошли артисты Евгений Быков, Анфиса Козырева, Юлия Нагибина, Антон Нечаев, Эльдар Носачёв и Роман Чистяков, провела две встречи, в итоге команда показала пятый результат в турнире. Таким же стал и общий зачёт театра на спартакиаде 2025 года.

смотреть фото

«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Яга»

В новом спектакле «Яга» (16+) Молодёжного театра Алтая рассказывается история становления главной антагонистки русских сказок. Создатели новой версии – композитор Андрей Григорьев, драматург Мария Малухина, известная барнаульской публике по спектаклю «Василисса», и главный режиссёр театра Дарья Догадова, которая новую постановку жанрово определила как «Музыкальный миф».

Возвращение к истокам

Жанр «Становление злодея» сформировался не так давно. Благодаря «Диснею» были оправданы и перезапущены такие персонажи, как Малефисента, Круэлла, которые, как оказалось, превратились в антагонистов под воздействием психологических травм, вызванных несправедливостью мира. По мнению Дарьи Догадовой, когда на свет родилась история, сочинённая Андреем Григорьевым и Марией Малухиной, стало удивительно: почему до сих пор никто не задумался об истории происхождения такого колоритного персонажа, как Баба Яга.

«Это очень привлекательная история, – рассуждает режиссёр спектакля. – Она о женщине, вернее, о женском архетипе, который не мешало бы в себе отыскать. Кроме того, эта сказка о том, как люди возвращаются к своим истокам, к своей первородности, изначальным программам, чтобы определить: из какого ключа они пьют воду. Для самоанализа и погружения в себя – это очень интересный опыт».

Речь идёт о материале, в котором много музыки, песен, представляющих собой как сольные, так и хоровые партии. Как рассказала Дарья Догадова, этой историей с театром поделилась сама драматург, у неё с Молодёжным театром Алтая завязались давние тёплые отношения.

– В моей жизни часто бывает, что самое лучшее и важное приходит само, – делится Дарья Догадова. – Можно сказать, что и этот материал буквально приплыл к нам в руки. И мы решили рискнуть и прыгнули в этот колодец.

Мюзикл как тренинг

Как считает режиссёр, главная смелость театра была в том, что он, пусть и не впервые, но взялся за музыкальный материал. У артистов есть опыт исполнения вокальных партий, да и зрители успели привыкнуть к новым краскам, которые привносит мюзикл на драматическую сцену.

«То, что драматические театры стали обращаться к музыкальному жанру, для меня понятная история, – отмечает Дарья Догадова. – Дело в том, что сегодня жанровые структуры претерпевают глобальные изменения, а потому идёт размывание их границ, что, на мой взгляд, прекрасно. Ведь мы имеем дело с театром, который всегда представлял собой синтез искусств, в этом пространстве всегда изобретается что-то новое. Имея дело с таким жанром, как мюзикл, драмтеатр обогащается умением работать по другим законам существования. Когда задействованы не только жесты или мимика, а всё тело, нутро, голос и другие средства выразительности. Здесь нужно выкладываться по полной и в пластике, и в вокале, и в проживании роли. На мой взгляд, это хороший тренинг, который делает артиста на голову выше».

Разрушая стереотипы

По сюжету Яга (Елена Логачёва) – это дочь мельника, рождённая на свет с увечьем. Будучи хромой на одну ногу, она с детства была изгоем среди сверстников, не умела за себя постоять. Но однажды, повстречав в лесу Гамаюна (Антон Нечаев) – вещую птицу, проявляет свои лучшие черты, за что тот уговаривает богиню Мару-Морену (Светлана Лепихина) помочь несчастной девушке. В итоге та обретает костяную ногу и становится всесильной. Однако в княжестве, где обитает Яга, новые способности девушки становятся очередной проблемой. Научившись гадать, ведунья предсказывает Забаве (Ольга Жучкова), дочери князя (Анатолий Кошкарёв), вовсе не ту историю любви, о которой она мечтала. А когда гадание исполнилось, то Забава во что бы то ни стало решила отстоять своё счастье. Влюбившись в бога Велеса (Роман Чистяков), избравшего себе в суженые Ягу, дочь князя решила разлучить возлюбленных.

– Эта роль для меня – огромный подарок, – отмечает актриса Елена Логачёва, сыгравшая Ягу. – Мне было интересно погрузиться в мифологию, узнать, какие стереотипы окружают моего персонажа. Оказалось, что это вовсе не злая старуха, которая ест детей, скорее, она ведунья, которая знает о мире больше других, умеет лечить и предсказывать. К примеру, существует представление, что Баба-Яга запекала в печи детей. Однако, если эту тему исследовать, то можно выяснить, что раньше существовали женщины-ведуньи, которые лечили недоношенных детей: закутывали их в тесто и сажали в тёплую печь, чтобы их согреть, спасти. Вообще, этот персонаж много в чём во мне откликается. Неслучайно на моём тексте выведено слово «Справедливость», потому что Яга – это про честность, благородство, милосердие, доброту.

Широкими мазками

На протяжении сказки на сцене царит таинственный мир, населённый фольклорными персонажами, известными всем с детства. Благодаря поворотному кругу герои спектакля оказываются то на мельнице – в доме Яги, то на мосту через реку Смородину, отделяющую мир мёртвых от мира живых, то в княжеских покоях.

«Работая над спектаклем, мы не воссоздавали чисто славянскую историю, – говорит режиссёр. – На сцене не будет кокошников и вышиванок, наоборот, мы стремились от этого уйти и показать более первобытный мир – тёмный и дикий, племенной, наполненный сложными, экспрессивными красками. Перенося сказку на сцену, мы старались использовать широкие мазки и яркие жесты, избегая сентиментального психологизма, который хоть и присутствует, но на другом уровне – низменном, животном. И исследовать это начало тоже было интересно».

Следующие показы спектакля «Яга» состоятся на сцене Молодёжного театра Алтая 3 и 12 апреля.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая сегодня и завтра премьера мифической сказки для взрослых «Яга»

История злодейки и ведьмы, которую многие боялись в детстве, заиграет новыми красками. Автор либретто Мария Малухина не претендует на истину, ведь при создании текстов сама опиралась на славянские мифы. Костюмы, декорации, игра света и цвета помогают зрителям погрузиться в мистическое пространство, где славянские боги существуют наравне с людьми. Нас сделают свидетелями становления юной ведьмы. Спектакль «Яга» поставлен в жанре мюзикла. В нём участвуют 24 артиста театра.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Комсомольская правда – Барнаул»: cпектакль о фольклорной ведьме поставили в Барнауле

Молодёжный театр Алтая представил очередную премьеру этого года – постановку «Яга» (16+). Яга – это, как правило, злая старуха, известная нам с детства по мифологии и фольклору. Она делают людям плохо, колдует, посылает проклятия и всячески пугает. Но в то же время полно сказок, где она помогает и даже излечивает хворь.

«Что делает ведьму ведьмой? Страх тех, кто не желает услышать её правду, или выбор, который она совершает, когда мир отворачивается? «Яга» – это не сказка о чудовище. Это исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством, светом знания и тьмой отчаяния», – говорят создатели спектакля.

Творческая команда Молодёжного театра Алтая попытается показать Ягу не только плохой и злой старухой. Её история будет рассказана иначе и, возможно, вы пересмотрите своё отношение к ней и перестанете бояться или пугать малышей.

Главную роль в спектакле исполнит выпускница факультета театрального искусства Балтийского института Елена Логачёва. Она поступила на службу в театр в 2022 году. До того, как сыграть злодейку, ей доставались совершенно противоположные роли – Прекрасной принцессы и Фрейлины в легендарной истории «Бременские музыканты», Молодой Царицы в «Сказке о спящей Царевне», Артистки цирка в «Каштанке» и т.п.

Ближайшие показы спектакля «Яга» состоятся 14, 15 марта, 3, 12 апреля. Билеты уже в продаже.

Анна Сёмина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Алтайская правда»: чувственный мюзикл о молодости Бабы-яги поставили в Молодёжном театре Алтая

Композитор Андрей Григорьев и автор либретто, известный современный драматург, Мария Малухина обратились к славянским мифам, чтобы рассказать историю о том, как хромая дочка мельника Яга превратилась во всем известную ведьму. Спектакль предназначен для зрителей 16+.

В театре предупреждали, что «Яга» – не сказка о чудовище, а исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством.

Главный режиссёр МТА Дарья Догадова говорит, что стремилась уйти от русской эстетики с кокошниками в сторону более архаичной и дикой, ещё племенной, где все краски чувств однозначные, яркие и экспрессивные. «Мы работали таким широким мазком без налета сентиментального психологизма», – говорит режиссёр.

Сыгравшая Ягу актриса Елена Логачёва называет эту роль огромным подарком: «Интересно было погрузиться в мифологию, узнать, что это за персонаж, разрушить стереотипы и рассказать, что с ней случилось. Мы как будто попали в сказку, и сейчас очень сложно будет возвращаться обратно в реальность и серые будни».

Премьерные показы 14 и 15 марта. Сморите, каким получился мюзикл «Яга», в репортаже Олега Богданова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

Учительский клуб МТА обсудил премьерный спектакль «Яга»

13 марта в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина прошёл генеральный прогон музыкального мифа Андрея Григорьева и Марии Малухиной «Яга». Участники «Учительского клуба МТА» вместе с театральными педагогами Ольгой Старковой и Алексеем Мансковым делились самыми свежими впечатлениями от просмотренного.

Глубокое погружение в атмосферу славянского фольклора, полного контрастов и интересных деталей, породило много мнений. В процессе обсуждения пытались разобраться в символах, используемых в спектакле, значении мельницы, моста и реки. Особое внимание уделили персонажам – самой Яге, Богу Велесу, Княжне Забаве, Птице Гамаюн, Богине Маре и другим.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети