«Независимая газета»: что такое молодёжный театр

Каким должен быть театр, адресованный не самым маленьким, но и не взрослым, тем, которым уже +12, но, к примеру, еще не +18? Тинейджерский театр в России, а вернее – театр для тинейджеров? В Барнауле этой осенью впервые прошел Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина. В своей афише он собрал как раз такие спектакли, адресованные молодому зрителю.

Из 12 спектаклей, представленных на фестивале, громче всех выстрелил спектакль Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева – «Унтиловск» по одноименной пьесе легендарного Леонида Леонова. Пьеса, запрещенная советской властью еще в 1920-х годах, как не соответствующая великим идеям соцреализма, обрела вторую жизнь на театральных подмостках лишь в 2013 году. В тяжелейшую антиутопию про маленький сибирский городок Унтиловск (в царское время – место ссылки, мало изменившееся с победой советской власти) режиссер Сергей Афанасьев неожиданно ввел хит Валерия Меладзе «Небеса мои обетованные». Страстная, нежная, но горькая песня, мощнейше исполненная обряженными в тулупы и цветастые косоворотки актерами, стала не просто экзальтированной молитвой проклятых к безмолвствующему небу, но лейтмотивом всей постановки – песней об ускользающей любви, счастье-мираже.

Литературоведам и филологам Афанасьев подал на серебряном блюде леоновские отсылки к Гумилеву, Блоку, Пастернаку, но прежде всего, конечно, к Достоевскому и Чехову. Все это в устах странной и разношерстной компании – здесь расстрига, ссыльные революционер и интеллигент, мелкий купец, пьянствующий церковный служка и поп, подглядывающий в замочные скважины.

Можно ли сделать этим обитателям забытой богом и занесенной снегом унтиловщины еще хуже? Да. Пообещать возможность счастья: Раису – женщину из другого, настоящего, еще живого внешнего мира… Бездумно они летят на ее свет. Впрочем, для Раисы они несущественны – кроме одного – расстриги, пьяницы Петра Буслова — единственного, кого она когда-либо любила. Нина Сидоренко и Николай Соловьев виртуозно разыграли этот жестокий роман. Так, что невольно на ум приходит другой хит Меладзе – «Самба белого мотылька»: но роли здесь непостоянны – и та, что является желанным огнем, сама сгорает от безответности, впрочем, успевая спалить дотла Червакова. Этот персонаж в исполнении Андрея Яковлева, его пластика мелкого беса, живущего задним умом, завоевал безоговорочное признание публики.

Впрочем, успех снискал и сам спектакль — артистов не менее пяти раз вызывали на поклон. Ольга Галахова назвала Театра Афанасьева «одним из самых недооцененных театров России», а актеров не иначе чем «грустными, но добрыми и светлыми эльфами». «Вы рассказали страшную историю, но так по-светлому грустно и красиво, что этих героев невозможно судить. Спасибо вам за эту неокончательность приговора», – отмечали критики на обсуждении спектакля с актерами.

Новосибирск на фестивале был представлен также авторским спектаклем «Без слов», с успехом идущим на подмостках «Красного факела» вот уже пять сезонов кряду. Иркутский ТЮЗ имени Вампилова привез про-пушкинскую «Дуэль». Его горячо принимала публика, несмотря на то, что критики сетовали на энциклопедичность образов и некое подобострастие при изображении гения.

Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима привез в Барнаул «Ромео и Джульетту» с планеты Верона, где знать носит кружевные комби-дрессы и стальные БДСМ-аксессуары. Школьники, занявшие на этой неклассической постановке Шекспира около трети мест в зрительном зале, приветствовали актеров стоя. Успеху не помешало даже то, что спектакль шел на башкирском с параллельным переводом через радионаушники.

Впервые за пределы МКАД, специально на золотухинский фестиваль, выехала «Алиса и государство» – экспериментальная постановка Театрального Центра имени Вс. Мейрхольда и LiquidTheatre Алексея Жеребцова. Авторы этой нетеатрально прямолинейной шоу-лекции, опасаясь реакции публики, сократили ее с 2 часов до 1 час. 25 мин. Напрасно – по окончании этой мастерски исполненной фантасмагории по Льюису Кэроллу отдельные зрители требовали дополнительного показа – из вырезанных кусков спектакля.
При этом арт-директор ЦИМа Елена Ковальская собрала одну из самых больших аудиторий в образовательной части фестиваля. Свыше 70 человек пришли на ее мастер-класс, посвященный привлечению в театр нового поколения зрителя. Вместе с выпускником «Школы театрального лидера» Алексеем Жеребцовым они говорили о театральной педагогике и способах модернизации современного репертуарного театра.

Насыщенная образовательная часть программы фестиваля, с восторгом принятая барнаульской молодежью, состояла из творческих лабораторий, мастер-классов, круглых столов. Дизайнеры, актеры, драматурги, критики… Дизайнер Игорь Гурович рассказывал, какой сегодня цвет и свет будет работать, а какие – нет, о театральном менеджменте рассказал директор Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова Кирилл Крок и т.д. «Если честно, я до сих пор пребываю в состоянии эйфории. Фестиваль стал настоящим праздником, – заверяет актриса МТА, выпускница «Золотухинского курса» АлтГАКИ Татьяна Данильченко. – Мы смотрели спектакли, общались с критиками, коллегами из других городов, режиссерами, упражнялись в жанре вербатим; почти не ели и не спали, потому что не было времени на такую ерунду. Устали, конечно, сильно, но это ужасно приятная усталость, хочется, чтобы она не заканчивалась».

Фестиваль стал живым продолжением того, что делал для Алтайского края Валерий Золотухин – никак не памятником, не формальной данью памяти. Он вышел местами неровный, но живой, кипучий, яркий – как жизнь народного артиста, всенародно любимого Бумбараша.

Айжан Жакипбекова

Источник: «Независимая газета»

Новости

28.03.2024

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

27.03.2024

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

23.03.2024

Отмена спектаклей

Уважаемые зрители

21.03.2024

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

19.03.2024

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

17.03.2024

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

Теперь в Молодёжном театре Алтая можно приобрести мерч. На каждом показе зрители могут купить яркие и стильные футболки, блокноты, ручки, значки, браслеты. На них изображены персонажи из популярных спектаклей.

Первыми приобрести сувенирную продукцию смогут гости театра, пришедшие 27 марта на «Квартирник». Уже в скором времени линейка фирменных товаров расширится.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над новым спектаклем. «Каштанку» Антона Чехова на малой сцене ставит режиссёр Максим Астафьев. Он же выступает и автором инсценировки рассказа. В театре уже состоялся техсовет, на котором были представлены эскизы будущего спектакля сценографа Кристины Барановой, идут репетиции.

Максим Астафьев знаком зрителям Молодёжного, в 2012 году он ставил петербургскую историю «Шинель» Николая Гоголя. А вот с Кристиной Барановой театр работает впервые. Молодой художник из Беларуси, образование получила в Белорусской государственной академии искусств и Британской высшей школе дизайна. Пишет картины, занимается художественной фотографией, увлекается графическим дизайном, часто становится сценографом постановок не только в родной стране, но и в России. Познакомиться с её видением известного произведения русского писателя на театральной сцене можно будет совсем скоро – премьера «Каштанки» запланирована на 15 мая.

смотреть фото

Отмена спектаклей

В Молодёжном театре Алтая отменяются показы спектаклей «Бременские музыканты» и «Ноябрьский зов», которые были запланированы на 24 марта.

Со всеми вопросами о возврате или обмену билетов обращайтесь в кассу театра по телефону 503-503.

Уважаемые зрители

Уважаемые зрители, в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» коллектив Молодёжного театра Алтая выражает соболезнования родственникам, близким и друзьям тех, кто оказался там.

Показы спектакля «Бременские музыканты», намеченные на 24 марта будут перенесены. О новой дате сообщим дополнительно, уже купленные билеты будут действительны. Вы также можете вернуть их. Уточнить, как это сделать, можно по телефону 503-503.

Следите за нашими новостями, возможны ещё изменения в репертуаре на ближайшие дни. Берегите себя.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

21 марта в Барнауле прошло заседание коллегии Министерства культуры Алтайского края. На нём подводили итоги работы в 2023 году, обсуждали задачи на этот. В панельной дискуссии с докладом выступила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Ирина Владимировна рассказала съехавшимся со всего края работникам культуры о том, какие проекты реализует Молодёжный для семейной аудитории, какие идеи воплотит в ближайшем будущем. Это «Театральная педагогика», существующая в Молодёжном с 2015 года, экскурсии по театральному закулисью, совсем недавно открывшийся «Учительский клуб МТА», множество зрительских акций, популяризирующих семейные походы на спектакли, Детская Школа-студия МТА с уже восьмилетней историей и другие интересные замыслы.

Важной частью коллегии стало вручение ведомственных и государственных наград. Молодёжный театр Алтая получил диплом за победу в конкурсе по отбору проектов на получение грантов губернатора региона в сфере культуры, проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» реализуют в июне. А заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абуллаев вручил ведущему мастеру сцены Анатолию Кошкарёву благодарность министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

смотреть фото

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

Главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии «Мир сцены – сцена мира». Она проходит в Красноярске, в зале Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. В экспозицию включили около 250 эскизов декораций, костюмов, плакатов и кукол.

География выставки обширна, она включает в себя не только практически все регионы страны, но и Монголию и Хорватию. Демонстрируя лучшие работы, кураторы проекта открывают перед зрителями полновесную панораму современного театрально-декорационного искусства Урала, Сибири и Дальнего Востока, дают зримое представление об основных направлениях и тенденциях развития. Экспозиция выявляет специфику художественного оформления спектаклей, позволяет увидеть всю цепочку его создания от замысла до воплощения и, таким образом, заглянуть на «кухню» театра – в таинственный мир закулисья.

Наталья Владимировна представила на выставке свои эскизы костюмов к мюзиклу Александра Шевцова «Фауст» и обыкновенной трагедии Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Будете в Красноярске – обязательно заходите. Экспозиция работает до 7 апреля.

смотреть фото

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в романтическую историю «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро на роль Феи.

Желаем нескончаемых оваций зрителей и больше волшебства на каждом показе!

Афиша
Новости
Соцсети