Официальный сайт Алтайского края: «Формат читки пьесы расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом» – министр культуры Алтайского края

Во вторник, 18 февраля, два театра в столице Алтайского края пригласили зрителей на встречу в особом формате, ставшем популярным в последние несколько лет. В Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина в рамках проекта «Время Ч» состоялась читка пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Молодежный театр Алтая в образовательном проекте «Разборки с автором» знакомил зрителей с фронтовой поэзией Александра Твардовского. Познакомиться с малоизвестной современному читателю и зрителю лирикой легендарного поэта-фронтовика можно и сегодня, 19 февраля: «Читаем Твардовского» с ведущими мастерами сцены МТА Ириной Клишевич, Любовью Хотиёвой, Галиной Чумаковой и барнаульской школьницей Анастасией Кривощековой начнется на малой сцене театра в 18 часов 30 минут.

Примечательно, что оба театральных проекта вызвали большой интерес – зрителей и в МТА, и в театре драмы было много. Привлекательность относительно нового формата взаимодействия театра со зрителем в антракте «Иранской конференции» объяснила министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. «Формат читки пьесы гармонично вписывается в театральную жизнь. Во-первых, он расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом. Ведь любой театр имеет возможность поставить в течение года совершенно определенное число спектаклей. Выбор спектакля для постановки – это сумма большого количества разных факторов. У режиссера должно появиться желание поставить определенную вещь, при этом театр должен уложиться в бюджет, и это только самые очевидные обстоятельства выбора. Зритель редко задумывается об этой кухне, а постановка спектакля – сложный процесс, на который влияет множество самых разных моментов и событий.

Читка – это облегченный формат, позволяющий обратиться к интересной пьесе, которую в театре может быть и не поставят. Но на читки в театры зрители приходят всегда, им интересно познакомиться с пьесами, обсудить их – формат предоставляет такие возможности. Сегодня театральные дискуссии у нас достаточно большая редкость, этот формат общения не утрачен, но и назвать его обычным и часто повторяющимся тоже нельзя. А людям, на мой взгляд, этого не хватает – у зрителя всегда возникает потребность в чем-то разобраться, уточнить акценты, что-то додумать и обсудить. Во-вторых, формат читки дает редкую возможность поговорить с актерами, которые, готовясь к выходу на сцену, проживают материал, погружаются в пьесу, а значит, узнают ее лучше, чем зрители, которые с произведением еще незнакомы.

Мне кажется, зрителей также привлекает и особая атмосфера читки пьесы с обсуждениями – это не полноразмерный спектакль на хорошо оборудованной сцене с его четким делением на зрительный зал и сценическое пространство, здесь участники действа – зрители и актеры – ближе друг к другу.

Конечно, в зависимости от выбора пьесы на читку могут прийти всего несколько человек, а может собраться и достаточно много, как на читку пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Здесь тоже срабатывает много факторов. В случае с «Иранской конференцией» сработал спектакль, шумно прошедший в Театре наций, он создал некую рекламу. С другой стороны, все, что связано с именем Ивана Вырыпаева, сегодня вызывает большой интерес, как говорят, по определению. Наверное, поэтому на читку собралось много зрителей. Кроме того, мне понравилось, как театр освещал предстоящее событие, приглашал зрителей. Использование некоторых реплик из пьесы во многих из тех, кто не был на спектакле и не потрудился специально к предстоящей читке ознакомиться с текстом произведения, но интересуется темой, только укрепило желание прийти и послушать пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», – отметила Елена Безрукова.

Проект Молодежного театра Алтая «Разборки с автором», так же как и «Время Ч» Алтайского краевого театра драмы, – история, длящаяся не первый год. Интерес к такому формату общения с театром год от года возрастает. По мнению курирующего «Разборки с автором» режиссера Алексея Бурдыко, общение со зрителем Молодежному театру Алтая особенно важно и необходимо. «Нам важно слышать публику, понимать ее, как, может быть, никакому другому театру. Подростки – сложная публика: много скепсиса, свой взгляд на любую жизненную ситуацию, нередко характеризуемый словами «есть две точки зрения – моя и неправильная». Нам важно слышать мнение нашего зрителя, понимать его, причем стараться и чувственно его понимать, быть на одной волне, чувствовать, чего хочет наш собеседник, понимать ход его мыслей. Читка и следующее за ней обсуждение – классная вещь: ребята очень смело высказываются, не скрывают свое мнение о произведении и его авторе. Мы очень ценим такую возможность взаимодействовать с публикой.

Читки много нам дают и в профессиональном плане. Здесь минимум выразительных средств, а это всегда особенное испытание для режиссера и актера. Нет в твоем распоряжении большого объема выразительных средств, нет пластики, хореографии… Самое главное в процессе читки произведения – сохранить авторское слово, его интонации, удержаться от интерпретации, не придать произведению формы, противоречащей автору. Нужно быть чрезвычайно чутким к автору – это сложно, но необыкновенно интересно.

Конечно, мы выбираем для читки произведения, ориентируясь на школьную программу. Это, кстати говоря, задает особый тон общению после читки: автор нашим собеседникам знаком, они читали его произведения, пришли в театр и услышали, как читают актеры. В этом случае поле для разговора становится шире», – отметил Алексей Бурдыко.

Он также подчеркнул, что «Разборки с автором» – это не мушка, застывшая в янтаре, проект меняется год от года. «Чехов, Гоголь, Лермонтов, Твардовский – сам автор, выбранный для читки, диктует определенную форму взаимодействия с ним, тональность чтения, даже произношения слов и подачи текста. Важно почувствовать автора, ощутить, когда и при каких условиях его текст будет звучать убедительно и станет основой дальнейшего диалога с публикой, создать эти условия в нашем зале. Сложная, но очень интересная для профессионала задача. Тем более что нам очень нужно вызвать у собеседника желание высказаться, нам жизненно необходим диалог со зрителем», – подчеркнул куратор и режиссер «Разборок с автором».

Алексей Бурдыко ответил и на вопрос о том, творчество каких литераторов (писателей и поэтов) может стать частью театрального проекта. «Мне кажется, что будет интересно в «Разборки с автором» включить Федора Достоевского и Михаила Булгакова. Нам недавно подсказали вариант, который тоже может быть интересен, – «Страница из книги», то есть обращение к определённому фрагменту текста, к одной сцене. Например, сцена с Воландом в «Мастере и Маргарите» Булгакова может получиться очень яркой и интересной нашему зрителю, даст возможность затем пообсуждать линию этого героя в произведении», – рассказал Алексей Бурдыко.

По его мнению, «Разборки с автором» интересны и зрителям. В том числе возможностью поговорить об увиденном. «В начале обсуждения я говорю собеседникам: «Вы должны понимать, что мы выходим на сцену только ради вас, нам важно вас слушать, слышать и понимать». И это оказывает эффект, который можно назвать магическим – они становятся свободнее, охотно высказываются, много говорят. Я понимаю, как юным зрителям важно почувствовать, что их ждали, ко встрече с ними готовились. У них пропадает отношение к участию в проекте, походу в театр как к формальности: учитель сказал, поэтому мы пришли. Если мы пробиваем эту стенку настороженности и нежелания участвовать, стремления остаться невовлеченным наблюдателем, то получается интересный диалог. Даже отношение к театру у юношей и девушек меняется, в следующий раз они идут к нам осознавая, зачем им это нужно. «Разборки с автором» помогают нам эту стеночку прохладного отношения к театру взламывать», – считает Алексей Бурдыко.

Напомним: сегодня, 19 февраля, в Молодежном театре Алтая проект «Разборки с автором» предлагает знакомство с фронтовой лирикой Александра Твардовского. В Алтайском театре драмы в рамках проекта «Время Ч» зрителям предложат познакомиться с пьесами Алексея Житковского «Горка» (2017 год) и Олега Канина «Метафизики» (2015 год). Завершится сезон читок знаменитой пьесой Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» (1958 год).

Источник: Официальный сайт Алтайского края

Новости

03.12.2024

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

02.12.2024

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

28.11.2024

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

27.11.2024

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

26.11.2024

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

25.11.2024

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

22.11.2024

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая состоялась первая тактильная экскурсия. Специальную программу составили для учеников Алтайской общеобразовательной школы №2, где занимаются с частично и полностью утратившими зрение детьми. В подготовке уникального проекта принимала участие тифлокомментатор высшей категории Зарина Идрисова.

На экскурсии школьникам рассказали, как театр выглядит снаружи и изнутри, подробно описали цвета, использованные при реконструкции здания материалы, красоту люстр, зрительских кресел, другие особенности интерьера. Они узнали о знаковых событиях, которые происходили в истории МТА, о народном артисте России Валерии Золотухине, его роли в развитии театра.

Но самым любопытным стало, конечно, тактильное знакомство с Молодёжным. Дети своими руками изучили некоторые экспонаты, расположенные в музее театра, и смогли получить представление об экспозиции. Так они узнали о людях, работающих в МТА: бутафоры, сотрудники пошивочного цеха, костюмеры и так далее. Группе повезло – во время посещения большого зрительного зала на сцене шла подготовка декораций к премьерному спектаклю «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина. Так они познакомились со столярным и монтировочным цехами. А после подробно расспрашивали о звуковом и световом.

смотреть фото

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября 2025 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку санкт-петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимают до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая идёт работа сразу над двумя спектаклями. Уже 14 декабря начнутся премьерные показы «Сказки о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Специально для МТА Илья Губин создал инсценировку повести, бережно отнесясь к оригиналу. Режиссёром и хореографом сказки стала Ирина Ткаченко, хорошо известная театралам Алтайского края. Она принимала участие в постановках Молодёжного «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Сценографию и костюмы разрабатывала Дарья Здитовецкая. Музыку для этой постановки писала композитор Юлия Колченская, также известная любителям театрального искусства. В МТА она была музыкальным руководителем при выпуске спектаклей «Прощание славянки» и «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесе Владимира Синакевича «Дикий». Скоро к команде постановщиков присоединится художник по свету Евгений Козин.

«Сказка о спящей Царевне» в Молодёжном театре Алтая – история о чудесной девочке, пришедшей в мир в рождественскую ночь, и Злой Мачехе, о прекрасном Королевиче Елисеи, наделённым даром возвращать людей из царства тьмы и говорящим с Солнцем, Ветром и Месяцем. О Волшебном Зеркале, отражающем мир и души людей, их свет и тьму. История победы любви и добра над завистью и злобой. Показы премьерного спектакля продлятся до 8 января.

Параллельно идут репетиции вечернего спектакля «Брачная Лихорадка» Антона Чехова. Режиссёр и автор инсценировки – Дарья Камошина, поставившая в МТА «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Визуальным решением занималась главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова, за хореографический рисунок отвечает Ольга Вернигора.

«Брачная лихорадка» – это водевильный вечер, герои которого хотят любить и быть любимыми, стремятся вступить в брак и избежать нежелательных отношений. Кто-то в погоне за счастьем руководствуется чёткими критериями в выборе спутника жизни, кто-то доверяет лишь чувству. Ранние, малоизвестные рассказы и хорошо знакомые шутки-комедии Антона Чехова переплетаются между собой и создают единую причудливую историю о лихорадочном поиске семейного счастья и противоречивости человеческих чувств. Первые показы этого спектакля пройдут со 2 по 8 января.

Билеты на обе премьеры в продаже, их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон кассы театра: 50-35-03.

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

В Молодёжном театре Алтая состоялся последний показ трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Спектакль выпустили 2 апреля 2016 года. За это время его сыграли 45 раз, сценическую версию известной пьесы посмотрели 15,5 тысячи человек.

Режиссёром-постановщиком «Обыкновенного чуда» был Иван Стебунов. Режиссуре и актёрскому мастерству он учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у знаменитых педагогов-режиссёров Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова. Постановка спектакля по пьесе Евгения Шварца в барнаульском театре стала первой режиссёрской работой Ивана. Состоялось несколько показов, в которых он сам вышел на сцену МТА и исполнил роль Медведя.

Вместе с артистами Молодёжного театра Алтая, игравшими в спектакле с самого начала, мы вспомнили, как шёл репетиционный процесс, чем запомнился режиссёр, какие традиции были у участников «Обыкновенного чуда». Предлагаем вместе с нами в последний раз погрузиться в атмосферу добра, света и тепла, которые всегда окутывали эту постановку.

смотреть видео

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

Союз театральных деятелей России провёл конкурс на участие в лаборатории актёрского мастерства под руководством народного артиста России, ректора Театрального института имени Бориса Щукина, секретаря СТД РФ, актёра Государственного академического театра имени им. Е. Вахтангова Евгения Князева. В список включили Антона Нечаева из Молодёжного театра Алтая.

Лаборатория Евгения Князева будет проходить в Москве с 12 по 17 декабря. Отбор прошли всего 20 человек. Антон Нечаев – лауреат Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства (2020). С семи лет занимался в детской театральной студии «Протоки», в составе которой участвовал во всевозможных фестивалях Алтайского государственного института культуры.

В 2021 году, сразу по окончании вуза, Антона Нечаева приняли в труппу Молодёжного театра Алтая. Сейчас в его репертуарном листе около 30 ролей в 25 спектаклях.

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

Экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подвёл итоги работы. В этом году на конкурс поступило 145 спектаклей 117 российских театров. Постановку Молодёжного театра Алтая «Чучело» по повести Владимира Железникова эксперты назвали значимым событием театрального сезона 2023-2024 годов, включил её в лонг-лист.

На «Арлекине» сложилась традиция приглашения в качестве гостя на весь срок фестиваля особо отмеченных экспертами создателей и участников спектаклей, не прошедших в конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году таких всего трое, среди них – артистка МТА Дарья Алаева, исполнившая роль Лены Бессольцевой в «Чучеле».

XXII фестиваль и конкурс на соискание Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2025 года пройдут с 13 по 22 апреля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Поздравляем артистку Ирину Клишевич с вводом в драму «Гроза» Александра Островского на роль Феклуши.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Афиша
Новости
Соцсети