Официальный сайт Алтайского края: «Формат читки пьесы расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом» – министр культуры Алтайского края

Во вторник, 18 февраля, два театра в столице Алтайского края пригласили зрителей на встречу в особом формате, ставшем популярным в последние несколько лет. В Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина в рамках проекта «Время Ч» состоялась читка пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Молодежный театр Алтая в образовательном проекте «Разборки с автором» знакомил зрителей с фронтовой поэзией Александра Твардовского. Познакомиться с малоизвестной современному читателю и зрителю лирикой легендарного поэта-фронтовика можно и сегодня, 19 февраля: «Читаем Твардовского» с ведущими мастерами сцены МТА Ириной Клишевич, Любовью Хотиёвой, Галиной Чумаковой и барнаульской школьницей Анастасией Кривощековой начнется на малой сцене театра в 18 часов 30 минут.

Примечательно, что оба театральных проекта вызвали большой интерес – зрителей и в МТА, и в театре драмы было много. Привлекательность относительно нового формата взаимодействия театра со зрителем в антракте «Иранской конференции» объяснила министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. «Формат читки пьесы гармонично вписывается в театральную жизнь. Во-первых, он расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом. Ведь любой театр имеет возможность поставить в течение года совершенно определенное число спектаклей. Выбор спектакля для постановки – это сумма большого количества разных факторов. У режиссера должно появиться желание поставить определенную вещь, при этом театр должен уложиться в бюджет, и это только самые очевидные обстоятельства выбора. Зритель редко задумывается об этой кухне, а постановка спектакля – сложный процесс, на который влияет множество самых разных моментов и событий.

Читка – это облегченный формат, позволяющий обратиться к интересной пьесе, которую в театре может быть и не поставят. Но на читки в театры зрители приходят всегда, им интересно познакомиться с пьесами, обсудить их – формат предоставляет такие возможности. Сегодня театральные дискуссии у нас достаточно большая редкость, этот формат общения не утрачен, но и назвать его обычным и часто повторяющимся тоже нельзя. А людям, на мой взгляд, этого не хватает – у зрителя всегда возникает потребность в чем-то разобраться, уточнить акценты, что-то додумать и обсудить. Во-вторых, формат читки дает редкую возможность поговорить с актерами, которые, готовясь к выходу на сцену, проживают материал, погружаются в пьесу, а значит, узнают ее лучше, чем зрители, которые с произведением еще незнакомы.

Мне кажется, зрителей также привлекает и особая атмосфера читки пьесы с обсуждениями – это не полноразмерный спектакль на хорошо оборудованной сцене с его четким делением на зрительный зал и сценическое пространство, здесь участники действа – зрители и актеры – ближе друг к другу.

Конечно, в зависимости от выбора пьесы на читку могут прийти всего несколько человек, а может собраться и достаточно много, как на читку пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Здесь тоже срабатывает много факторов. В случае с «Иранской конференцией» сработал спектакль, шумно прошедший в Театре наций, он создал некую рекламу. С другой стороны, все, что связано с именем Ивана Вырыпаева, сегодня вызывает большой интерес, как говорят, по определению. Наверное, поэтому на читку собралось много зрителей. Кроме того, мне понравилось, как театр освещал предстоящее событие, приглашал зрителей. Использование некоторых реплик из пьесы во многих из тех, кто не был на спектакле и не потрудился специально к предстоящей читке ознакомиться с текстом произведения, но интересуется темой, только укрепило желание прийти и послушать пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», – отметила Елена Безрукова.

Проект Молодежного театра Алтая «Разборки с автором», так же как и «Время Ч» Алтайского краевого театра драмы, – история, длящаяся не первый год. Интерес к такому формату общения с театром год от года возрастает. По мнению курирующего «Разборки с автором» режиссера Алексея Бурдыко, общение со зрителем Молодежному театру Алтая особенно важно и необходимо. «Нам важно слышать публику, понимать ее, как, может быть, никакому другому театру. Подростки – сложная публика: много скепсиса, свой взгляд на любую жизненную ситуацию, нередко характеризуемый словами «есть две точки зрения – моя и неправильная». Нам важно слышать мнение нашего зрителя, понимать его, причем стараться и чувственно его понимать, быть на одной волне, чувствовать, чего хочет наш собеседник, понимать ход его мыслей. Читка и следующее за ней обсуждение – классная вещь: ребята очень смело высказываются, не скрывают свое мнение о произведении и его авторе. Мы очень ценим такую возможность взаимодействовать с публикой.

Читки много нам дают и в профессиональном плане. Здесь минимум выразительных средств, а это всегда особенное испытание для режиссера и актера. Нет в твоем распоряжении большого объема выразительных средств, нет пластики, хореографии… Самое главное в процессе читки произведения – сохранить авторское слово, его интонации, удержаться от интерпретации, не придать произведению формы, противоречащей автору. Нужно быть чрезвычайно чутким к автору – это сложно, но необыкновенно интересно.

Конечно, мы выбираем для читки произведения, ориентируясь на школьную программу. Это, кстати говоря, задает особый тон общению после читки: автор нашим собеседникам знаком, они читали его произведения, пришли в театр и услышали, как читают актеры. В этом случае поле для разговора становится шире», – отметил Алексей Бурдыко.

Он также подчеркнул, что «Разборки с автором» – это не мушка, застывшая в янтаре, проект меняется год от года. «Чехов, Гоголь, Лермонтов, Твардовский – сам автор, выбранный для читки, диктует определенную форму взаимодействия с ним, тональность чтения, даже произношения слов и подачи текста. Важно почувствовать автора, ощутить, когда и при каких условиях его текст будет звучать убедительно и станет основой дальнейшего диалога с публикой, создать эти условия в нашем зале. Сложная, но очень интересная для профессионала задача. Тем более что нам очень нужно вызвать у собеседника желание высказаться, нам жизненно необходим диалог со зрителем», – подчеркнул куратор и режиссер «Разборок с автором».

Алексей Бурдыко ответил и на вопрос о том, творчество каких литераторов (писателей и поэтов) может стать частью театрального проекта. «Мне кажется, что будет интересно в «Разборки с автором» включить Федора Достоевского и Михаила Булгакова. Нам недавно подсказали вариант, который тоже может быть интересен, – «Страница из книги», то есть обращение к определённому фрагменту текста, к одной сцене. Например, сцена с Воландом в «Мастере и Маргарите» Булгакова может получиться очень яркой и интересной нашему зрителю, даст возможность затем пообсуждать линию этого героя в произведении», – рассказал Алексей Бурдыко.

По его мнению, «Разборки с автором» интересны и зрителям. В том числе возможностью поговорить об увиденном. «В начале обсуждения я говорю собеседникам: «Вы должны понимать, что мы выходим на сцену только ради вас, нам важно вас слушать, слышать и понимать». И это оказывает эффект, который можно назвать магическим – они становятся свободнее, охотно высказываются, много говорят. Я понимаю, как юным зрителям важно почувствовать, что их ждали, ко встрече с ними готовились. У них пропадает отношение к участию в проекте, походу в театр как к формальности: учитель сказал, поэтому мы пришли. Если мы пробиваем эту стенку настороженности и нежелания участвовать, стремления остаться невовлеченным наблюдателем, то получается интересный диалог. Даже отношение к театру у юношей и девушек меняется, в следующий раз они идут к нам осознавая, зачем им это нужно. «Разборки с автором» помогают нам эту стеночку прохладного отношения к театру взламывать», – считает Алексей Бурдыко.

Напомним: сегодня, 19 февраля, в Молодежном театре Алтая проект «Разборки с автором» предлагает знакомство с фронтовой лирикой Александра Твардовского. В Алтайском театре драмы в рамках проекта «Время Ч» зрителям предложат познакомиться с пьесами Алексея Житковского «Горка» (2017 год) и Олега Канина «Метафизики» (2015 год). Завершится сезон читок знаменитой пьесой Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» (1958 год).

Источник: Официальный сайт Алтайского края

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети