Официальный сайт Алтайского края: «Формат читки пьесы расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом» – министр культуры Алтайского края

Во вторник, 18 февраля, два театра в столице Алтайского края пригласили зрителей на встречу в особом формате, ставшем популярным в последние несколько лет. В Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина в рамках проекта «Время Ч» состоялась читка пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Молодежный театр Алтая в образовательном проекте «Разборки с автором» знакомил зрителей с фронтовой поэзией Александра Твардовского. Познакомиться с малоизвестной современному читателю и зрителю лирикой легендарного поэта-фронтовика можно и сегодня, 19 февраля: «Читаем Твардовского» с ведущими мастерами сцены МТА Ириной Клишевич, Любовью Хотиёвой, Галиной Чумаковой и барнаульской школьницей Анастасией Кривощековой начнется на малой сцене театра в 18 часов 30 минут.

Примечательно, что оба театральных проекта вызвали большой интерес – зрителей и в МТА, и в театре драмы было много. Привлекательность относительно нового формата взаимодействия театра со зрителем в антракте «Иранской конференции» объяснила министр культуры Алтайского края Елена Безрукова. «Формат читки пьесы гармонично вписывается в театральную жизнь. Во-первых, он расширяет возможности зрителя познакомиться с разным драматургическим материалом. Ведь любой театр имеет возможность поставить в течение года совершенно определенное число спектаклей. Выбор спектакля для постановки – это сумма большого количества разных факторов. У режиссера должно появиться желание поставить определенную вещь, при этом театр должен уложиться в бюджет, и это только самые очевидные обстоятельства выбора. Зритель редко задумывается об этой кухне, а постановка спектакля – сложный процесс, на который влияет множество самых разных моментов и событий.

Читка – это облегченный формат, позволяющий обратиться к интересной пьесе, которую в театре может быть и не поставят. Но на читки в театры зрители приходят всегда, им интересно познакомиться с пьесами, обсудить их – формат предоставляет такие возможности. Сегодня театральные дискуссии у нас достаточно большая редкость, этот формат общения не утрачен, но и назвать его обычным и часто повторяющимся тоже нельзя. А людям, на мой взгляд, этого не хватает – у зрителя всегда возникает потребность в чем-то разобраться, уточнить акценты, что-то додумать и обсудить. Во-вторых, формат читки дает редкую возможность поговорить с актерами, которые, готовясь к выходу на сцену, проживают материал, погружаются в пьесу, а значит, узнают ее лучше, чем зрители, которые с произведением еще незнакомы.

Мне кажется, зрителей также привлекает и особая атмосфера читки пьесы с обсуждениями – это не полноразмерный спектакль на хорошо оборудованной сцене с его четким делением на зрительный зал и сценическое пространство, здесь участники действа – зрители и актеры – ближе друг к другу.

Конечно, в зависимости от выбора пьесы на читку могут прийти всего несколько человек, а может собраться и достаточно много, как на читку пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция». Здесь тоже срабатывает много факторов. В случае с «Иранской конференцией» сработал спектакль, шумно прошедший в Театре наций, он создал некую рекламу. С другой стороны, все, что связано с именем Ивана Вырыпаева, сегодня вызывает большой интерес, как говорят, по определению. Наверное, поэтому на читку собралось много зрителей. Кроме того, мне понравилось, как театр освещал предстоящее событие, приглашал зрителей. Использование некоторых реплик из пьесы во многих из тех, кто не был на спектакле и не потрудился специально к предстоящей читке ознакомиться с текстом произведения, но интересуется темой, только укрепило желание прийти и послушать пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», – отметила Елена Безрукова.

Проект Молодежного театра Алтая «Разборки с автором», так же как и «Время Ч» Алтайского краевого театра драмы, – история, длящаяся не первый год. Интерес к такому формату общения с театром год от года возрастает. По мнению курирующего «Разборки с автором» режиссера Алексея Бурдыко, общение со зрителем Молодежному театру Алтая особенно важно и необходимо. «Нам важно слышать публику, понимать ее, как, может быть, никакому другому театру. Подростки – сложная публика: много скепсиса, свой взгляд на любую жизненную ситуацию, нередко характеризуемый словами «есть две точки зрения – моя и неправильная». Нам важно слышать мнение нашего зрителя, понимать его, причем стараться и чувственно его понимать, быть на одной волне, чувствовать, чего хочет наш собеседник, понимать ход его мыслей. Читка и следующее за ней обсуждение – классная вещь: ребята очень смело высказываются, не скрывают свое мнение о произведении и его авторе. Мы очень ценим такую возможность взаимодействовать с публикой.

Читки много нам дают и в профессиональном плане. Здесь минимум выразительных средств, а это всегда особенное испытание для режиссера и актера. Нет в твоем распоряжении большого объема выразительных средств, нет пластики, хореографии… Самое главное в процессе читки произведения – сохранить авторское слово, его интонации, удержаться от интерпретации, не придать произведению формы, противоречащей автору. Нужно быть чрезвычайно чутким к автору – это сложно, но необыкновенно интересно.

Конечно, мы выбираем для читки произведения, ориентируясь на школьную программу. Это, кстати говоря, задает особый тон общению после читки: автор нашим собеседникам знаком, они читали его произведения, пришли в театр и услышали, как читают актеры. В этом случае поле для разговора становится шире», – отметил Алексей Бурдыко.

Он также подчеркнул, что «Разборки с автором» – это не мушка, застывшая в янтаре, проект меняется год от года. «Чехов, Гоголь, Лермонтов, Твардовский – сам автор, выбранный для читки, диктует определенную форму взаимодействия с ним, тональность чтения, даже произношения слов и подачи текста. Важно почувствовать автора, ощутить, когда и при каких условиях его текст будет звучать убедительно и станет основой дальнейшего диалога с публикой, создать эти условия в нашем зале. Сложная, но очень интересная для профессионала задача. Тем более что нам очень нужно вызвать у собеседника желание высказаться, нам жизненно необходим диалог со зрителем», – подчеркнул куратор и режиссер «Разборок с автором».

Алексей Бурдыко ответил и на вопрос о том, творчество каких литераторов (писателей и поэтов) может стать частью театрального проекта. «Мне кажется, что будет интересно в «Разборки с автором» включить Федора Достоевского и Михаила Булгакова. Нам недавно подсказали вариант, который тоже может быть интересен, – «Страница из книги», то есть обращение к определённому фрагменту текста, к одной сцене. Например, сцена с Воландом в «Мастере и Маргарите» Булгакова может получиться очень яркой и интересной нашему зрителю, даст возможность затем пообсуждать линию этого героя в произведении», – рассказал Алексей Бурдыко.

По его мнению, «Разборки с автором» интересны и зрителям. В том числе возможностью поговорить об увиденном. «В начале обсуждения я говорю собеседникам: «Вы должны понимать, что мы выходим на сцену только ради вас, нам важно вас слушать, слышать и понимать». И это оказывает эффект, который можно назвать магическим – они становятся свободнее, охотно высказываются, много говорят. Я понимаю, как юным зрителям важно почувствовать, что их ждали, ко встрече с ними готовились. У них пропадает отношение к участию в проекте, походу в театр как к формальности: учитель сказал, поэтому мы пришли. Если мы пробиваем эту стенку настороженности и нежелания участвовать, стремления остаться невовлеченным наблюдателем, то получается интересный диалог. Даже отношение к театру у юношей и девушек меняется, в следующий раз они идут к нам осознавая, зачем им это нужно. «Разборки с автором» помогают нам эту стеночку прохладного отношения к театру взламывать», – считает Алексей Бурдыко.

Напомним: сегодня, 19 февраля, в Молодежном театре Алтая проект «Разборки с автором» предлагает знакомство с фронтовой лирикой Александра Твардовского. В Алтайском театре драмы в рамках проекта «Время Ч» зрителям предложат познакомиться с пьесами Алексея Житковского «Горка» (2017 год) и Олега Канина «Метафизики» (2015 год). Завершится сезон читок знаменитой пьесой Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке» (1958 год).

Источник: Официальный сайт Алтайского края

Новости

27.03.2020

«Маяк в Барнауле»: во Всемирный день театра в гостях у «Первых на Маяке» – творческая семья

25.03.2020

Вы не можете прийти в Молодёжный театр Алтая, поэтому мы придём к вам

24.03.2020

Любимые зрители!

20.03.2020

С Международным днём театра для детей и молодёжи

Отмена спектаклей для детей и подростков

19.03.2020

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на всероссийском фестивале «Золотая Маска»

16.03.2020

Команда Молодёжного театра Алтая приняла участие в турнире по боулингу межтеатральной спартакиады

«Маяк в Барнауле»: во Всемирный день театра в гостях у «Первых на Маяке» – творческая семья

Во Всемирный день театра в гостях у «Первых на Маяке» – творческая семья. Гости студии: Владимир Филимонов, режиссер, заслуженный артист Российской Федерации, его супруга, Любовь Августовская, актриса, заслуженная артистка Российской Федерации, и их дочь, Ирина Лысковец, директор Молодежного театра Алтая.

Родители пришли в профессию «за мечтой». Их дочь, Ирина, была «театральным» ребёнком, и тоже с детства мечтала стать актрисой. Но судьба распорядилась по-другому. Да и родители отсоветовали. Дома в этой семье – мир. Встречаются они часто – родители Ирины преподают теперь детям в Молодежном театре Алтая. Владимир Николаевич – художественный руководитель школы-студии МТА, а Любовь Васильевна передаёт актёрское мастерство малышам.

Добрый рассказ о творческой семье и актёрских судьбах.

Источник: «Маяк в Барнауле»

слушать

Вы не можете прийти в Молодёжный театр Алтая, поэтому мы придём к вам

МТА всегда славился своим активным присутствием в интернете. Во времена, когда в регионе действует ограничение на посещение культурных мероприятий зрителями, наше освоение сети станет ещё мощнее. Ну что, карантин, ты сам этого хотел! Мы запускаем проект «Web-театр».

Да, мы обязательно предложим нашим зрителям онлайн-просмотры спектаклей. Это будут архивные записи постановок. Причём уникальные ленты, в которых на сцену МТА вместе c артистами труппы выходит народный артист России Валерий Золотухин. 27 марта, Международный День театра, предлагаем отметить совместным просмотром архивной записи спектакля «Ревизор» Николая Гоголя. Комедию в двух частях поставил режиссёр из Санкт-Петербурга Андрей Черпин. Премьера состоялась 10 апреля 2007 года. Валерий Золотухин исполнял в этом спектакле роль Городничего.

Началась работа над несколькими видео- и аудиопроектами, которые Молодёжный театр Алтая представит на официальном сайте и в группах МТА в соцсетях. Как и вся предыдущая работа театра, контент будет разным: часть роликов создают для малышей, часть – для взрослых зрителей.

Следите за новостями. Нам есть, чем удивить зрителей. Остаёмся на связи!

Любимые зрители!

С 24 марта по 9 апреля в Молодёжном театре Алтая отменяются все спектакли. Это вынужденная мера, направленная на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Соответствующий приказ издало Министерство культуры Алтайского края 23 марта. Ограничения на посещение коснулись всех учреждений культуры региона: музеев, кинотеатров, концертных площадок, библиотек и так далее.

Наш театр приостанавливает работу со зрителями, но продолжает свою деятельность. По-прежнему идут репетиции трагедии «Гамлет», премьера которой намечена на середину апреля. Цеха работают в штатном режиме. Мы очень надеемся, что за эти три недели ситуация изменится и показы знаменитой пьесы Уильяма Шекспира состоятся на нашей сцене в задуманные даты.

Происходящее, конечно, расстроило всех работников МТА. Мы с сочувствием следили, как эпидемия вносила коррективы в работу театров всей страны. С болью в сердце мы отменяли более 20 показов своих спектаклей для детей и взрослых. Очень жаль, что запланированные встречи со зрителями не состоятся. Мы до последнего надеялись, но увы…

Что касается билетов на отменённые показы. Если вы купили их через «Городские зрелищные кассы» (kassy.ru) и с вами ещё не связались, позвоните в службу поддержки билетного оператора по телефону 72-00-00. Если билеты вы покупали в кассе театра, наберите 503-504: вам расскажут, как их вернуть или использовать в другой день.

Молодёжный театр Алтая сохраняет оптимизм и верит в скорую встречу со своими зрителями.

С Международным днём театра для детей и молодёжи

Друзья, коллеги, зрители! Несмотря на общемировую ситуацию, мы держим нос кверху и не отчаиваемся. Со всем оптимизмом поздравляем вас с нашим общим профессиональным праздником, Международным днём театра для детей и молодёжи.

К сожалению, обстоятельства сложились так, что в этот счастливый момент мы остались без нашего самого любимого зрителя – детей. Мы не увидимся целых три недели. Но помните, малыши, что мы вас очень любим и всегда с нетерпением ждём на своих спектаклях. Благодаря вам мы, взрослые, сохраняем наивность, азарт и позитив, свойственные именно молодому поколению. Вы держите нас в тонусе, заставляете по-прежнему верить в добро и чудеса. Мы благодарны вам за блеск в глазах, за безоговорочное доверие, за любовь к нашему театру.

Коллегам со всей страны, тоже оказавшимся заложниками ограничений на встречу с детьми, мы желаем ни в коем случае не унывать. Да, невозможно представить театр юного зрителя пустым во времена весенних каникул. Но мы верим, что всё обязательно изменится. Грусть прочь! Надеемся, что скоро наши залы снова заполнят звонкий смех и лучезарные улыбки, иногда без нескольких молочных зубов. Тогда-то жизнь и вернётся в привычное русло. Нужно лишь набраться терпения, не опускать руки и просто немного подождать.

А со взрослыми зрителями мы не прощаемся. Поверьте, именно сейчас нам нужна ваша поддержка, и мы по-прежнему рады видеть вас в зрительном зале. Вечерним спектаклям быть!

Отмена спектаклей для детей и подростков

Дорогие зрители, в расписании Молодёжного театра Алтая произошли изменения. Связаны они, конечно, с ограничительными мерами из-за коронавируса. Премьера спектакля «Емеля» 22 марта состоится, как и планировалось, но показы других детских и подростковых спектаклей до конца школьных каникул мы вынуждены отменить.

Если вы уже купили билеты на постановки «Гуси-лебеди» (24 и 28 марта), «Четыре веера из шкатулки» (25 марта), «Сказка о царе Салтане» (26 марта), «Емеля» (27 марта, 4 апреля), Wonder boy (28 марта), «Летучий корабль» (5 апреля), «Собаки тоже плачут» (11 апреля) и «Шёл трамвай» (12 апреля), их можно вернуть. В случае, если билеты приобретали через «Городские зрелищные кассы» (kassy.ru), позвоните в службу поддержки билетного оператора по телефону 72-00-00. Если билеты вы покупали в кассе театра, наберите 503-504: вам расскажут, как их вернуть или использовать в другой день.

Показы спектаклей «Охота жить» (24 марта), «Наш городок» (26 марта), «Вишнёвый сад» (27 марта) и «Война, беда, мечта и юность…» (29 марта) остаются в силе. Мы соблюдаем все меры предосторожности: ежедневно проверяем состояние здоровья сотрудников театра, дезинфицируем и проветриваем помещения МТА, обрабатываем перила, поручни и дверные ручки специальным дезинфицирующим раствором, используем антисептики, не выключаем систему вентиляции. В сложившихся условиях зрители тоже должны проявить ответственность. Если вы бодры и здоровы – будем рады встрече.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на всероссийском фестивале «Золотая Маска»

Творческая группа Молодёжного театра Алтая представила глитч Wonder boy в Москве. Спектакль молодого режиссёра из Санкт-Петербурга Максима Соколова вошёл во внеконкурсную программу «Детский Weekend» главного театрального фестиваля страны «Золотая Маска».

Wonder boy вызвал в столице ажиотаж – свободных мест в зале Московского театра юного зрителя не было. И МТА оправдал ожидания любителей театра, показав качественный спектакль европейского уровня. К тому же постановка адресована подросткам, а ведь именно они всё ещё остаются обделёнными хорошей драматургией и добротным её сценическим воплощением.

«Нам повезло, мы успели представить свою работу до введения на территории Москвы ограничительных мер для защиты от коронавирусной инфекции. Выступление Молодёжного театра Алтая стало последним большим культурным событием – уже с 17 марта в городе запретили все массовые мероприятия вплоть до 10 апреля. Мы сопереживаем как организаторам фестиваля «Золотая Маска», так и участникам, которые оказались заложниками этой непростой ситуации», – говорит директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

«Детский Weekend» проводят на фестивале «Золотая Маска» с 2014 года. В афишу включают спектакли самых разных жанров для детей всех возрастов. Отобранные кураторами постановки – это новый взгляд на детский театр, расширяющий представление о его возможностях. Это театр, стремящийся говорить с детьми и подростками на адекватном и современном им языке.

В 2020 году в программу вошёл спектакль Молодёжного театра Алтая Wonder boy. На межрегиональном конкурсе-фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!» (Кемерово, октябрь 2019) сценическая композиция Максима Соколова стала лауреатом в номинации «Лучшая режиссура» и получила специальный приз «За современность и актуальность сценического языка». Глитч Wonder boy – участник первого в России Форума-фестиваля социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» (Москва, октябрь 2019). Экспертный совет «Золотой Маски» включил постановку Wonder boy в лонг-лист – список, состоящий из 110 самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 годов. Осенью 2020 года Молодёжный театр Алтая представит глитч в Санкт-Петербурге на XVII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин».

Молодёжный театр Алтая благодарит Министерство культуры Алтайского края и лично губернатора региона Виктора Томенко за поддержку и помощь в организации поездки в Москву для участия в программе «Золотой Маски».

Команда Молодёжного театра Алтая приняла участие в турнире по боулингу межтеатральной спартакиады

Сегодня, 16 марта, состоялись очередные соревнования ежегодной Межтеатральной спартакиады. Артисты Барнаула состязались в боулинге.

Честь Молодёжного театра Алтая отстаивали артисты Андрей Воробьёв, Александр Пальшин, Иван Протасов, Виктория Проскурина, администратор Ангелина Козлова.

В следующий раз работники театров встретятся 30 марта. В этот день состоятся соревнования по плаванию и волейболу.

Афиша
Новости
Соцсети