«Пенсионеры-online»: цветут вишнёвые сады
В начале июня на сцене театра «Красный факел» прошли короткие гастроли Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина.
Алтайцы привезли два спектакля, и оба связаны с Новосибирском. «Вишневый сад» в постановке Сергея Афанасьева и «Обыкновенное чудо» в постановке Ивана Стебунова.
И хотя развернутой рекламной кампании не было, зал оказался заполнен. Дело не только том, что эту пьесу Антона Павловича Чехова можно смотреть бесконечно, и сегодня, спустя столетие, она снова актуальна и современна. И не только в том, что новосибирские зрители всегда с интересом следят за творческой театральной жизнью соседей, и гастроли в Новосибирске обычно успешны у сибирских театров.
В конце сезона Новосибирский городской театр под управлением Сергея Афанасьева анонсировал премьеру «Вишневого сада». И в предвкушении этого события театральная публика заинтересовалась возможностью посмотреть, каким видел мастер «Вишневый сад» в 2015 году.
Минимализм декораций художника-постановщика Любови Бойковой мгновенно и однозначно разрушает любые романтические иллюзии. Обшарпанные стены, панцирные койки, старый казенный шкаф – здесь нечего любить и нечем любоваться, и совсем уж ложью выглядят выспренные монологи Гаева (Евгений Бакуменко) и Раневской (Галина Чумакова), убогими – хлопоты Вари (Наталья Сляднева) по хозяйству. Декорации изначально снижают пафос, снимают все иллюзии.
Впрочем, иллюзий тут немного, подтекст порой вырывается, перекрывая текст – с самого начала герои не просто не слышат друг друга, они друг друга и не замечают. Диалоги Раневской и Лопахина (Александр Савин)- просто классическая иллюстрация существования в разных измерениях. Лишь на одно мгновение, в ярком чувственном танце они совпадут, чтобы вновь потеряться. И сами не знают – был ли это танец или он тоже химера? Да и откуда взяться реальности, если весь мир – театр и разговор за столом вдруг продолжается представлением на почти театральных подмостках, где панцирные койки оборачиваются то диванами в гостиной, то скамеечками на пляже, то подмостками сцены, на которой разыгрывается любительский спектакль по примеру «Чайки», а то и повозкой, в которой уезжают в никуда бывшие хозяева вишневого сада.
Порой кажется, что и сам вишневый сад – тоже иллюзия, сказка, придуманная, чтобы оправдать нелепость своей жизни. Не умеющие ни жить, ни разговаривать, ни понимать друг друга герои драмы придумывают себе все новые и новые оправдания. Нелепый перестарок Петя Трофимов (Евгений Любицкий), читающий стихи о белеющем парусе, мечтающий о несуществующих теткиных миллионах Гаев. Вообразившая себя барыней Дуняша (Анастасия Лоскутова). Хлебнувший Парижа и опьяневший, как от шампанского, лакей Яша (Евгений Быков).
Им все кажется, что главное и лучшее – где-то не здесь, не сейчас. Ну не в этих же, право, декорациях! И пока они мечтают об этом «не здесь», которое обязательно должно упасть в руки, жизнь проходит. Долги растут, вишневый сад продан, счастья не случилось.
И самое удивительное, что тот, кому в руки упало – такой же. Мы привыкли видеть Лопахина взрослым, уверенным в себе хозяином жизни. Лопахин Александра Савина – очень молодой и совсем в себе не уверенный. Он еще не знает толком, чего и кого он хочет. Точно так же не умеет разговаривать и понимать, и, в общем-то, вишневый сад ему в руки упал не потому, что он, Лопахин, такой целеустремленный. Просто – чем ночь темней, тем звезды ярче. Среди тех, кто живет иллюзией, и он – реалист. И оказывается он, Лопахин, хозяином вишневого сада. Сама возможность подобного когда-то голову кружила. А теперь вот сбылась. И что теперь с этим делать, Лопахин еще не знает.
И где оно, счастье? Тоже иллюзия?
Евгения Буторина
Источник: «Пенсионеры-online»