«Петербургский театральный журнал»: семейные сценности – о I Фестивале спектаклей для всей семьи «Вместе» в Ульяновске
Об Ульяновской области доподлинно известно, что здешний губернатор Сергей Морозов очень любит театр. Не удивительно, что регион, прежде мерцавший на театральной карте страны неясным тусклым светом, стал в последнее время маячить более яркими вспышками. Одним из протуберанцев стал новый фестиваль «Вместе», придуманный руководством Ульяновского ТЮЗа, или «Небольшого театра», как его принято называть в городе. Фестиваль открывал лично губернатор (даже взяв с собой за компанию японского посла), он же послал благодарственные телеграммы главам всех регионов, чьи коллективы приехали на форум в Ульяновск.
Новые фестивали в Год театра стали зарождаться с некоторым избытком, и вряд ли всем им уготована долгая жизнь. Фестивалю «Вместе» хотелось бы пожелать долголетия сразу по нескольким причинам. Во-первых, это фестиваль спектаклей для семейного просмотра — особенного и важного театрального жанра, в общем синонимичного «хорошему детскому спектаклю». Во-вторых, фестиваль скроен не по расхожему принципу «самолет — гостиница — спектакль — банкет — самолет». Театры в Ульяновске находились действительно вместе в течение всего смотра, могли увидеть работы друг друга, обсуждали, ходили на мастер-классы, встречи с критиками, экскурсии и даже совместно посетили кузнечную мастерскую. Возвращались не только с новыми идеями, но и с новыми приятельскими связями. Кто-то собрался куда-то на гастроли, кого-то позвали на постановку, и все обещали дружить домами.
Есть еще и «в-третьих». Афиша дебютного фестиваля «Вместе», собранная худруком «Небольшого театра» Эдуардом Тереховым, вышла действительно отборной и заставила говорить об ульяновском смотре как о «фестивале фестивалей». Тут были участники различных престижных форумов, лауреаты премии «Арлекин», спектакли, о которых много писали. Оборотной стороной этого успеха оказалась существенная амортизация части названий фестивальной афиши. Некоторые спектакли, сыгранные на «Вместе», идут уже пять-семь лет. Впрочем, Терехов обещает в дальнейшем избегать «поигранных» опусов, а для первого раза качество, по его мнению, важнее свежести.
Однако было несколько спектаклей, о которых автору настоящих строк слышать прежде не приходилось. «Сказку о царе Салтане» в Молодежном театре Алтая поставила молодая новосибирская команда: режиссер Анна Зуева, художник Любовь Бойкова, балетмейстер Ольга Плясуля. Яркий и обаятельный игровой спектакль немного напомнил пермского «Салтана» Ирины Ткаченко. Иронический тон, молниеносные перевоплощения актеров, подробно выстроенные отношения между персонажами. Казалось бы, что можно вытащить из дежурных ролей корабельщиков? Но Дмитрий Борисов и Виталий Прозоров, неистощимые по части озорных кунштюков, едва не стали главными лицами спектакля. Князь Гвидон (Александр Пальшин), превращаясь то в муху, то в комара, находил убедительную пластическую оценку. А став шмелем, расслабился в ноль-позиции — такому серьезному насекомому наигрывать не по чину. Подобных «шуток, свойственных театру» в спектакле предостаточно — они радуют и детей, и взрослых, и театроведов.
Андрей Пронин
Источник: «Петербургский театральный журнал»