Архив новостей
Обратно к архиву
«Полуночный театр»: от бутафории до проблем отцов и детей», – журналист Айжан Жакипбекова о прошедшей акции в МТА
Проект «Полуночный театр» прошел в Барнауле впервые и собрал сотни полторы-две любителей театра. С одной стороны немного; с другой – проект, рассчитанный на камерную сцену «Пятого угла» МТА, едва вместил всех желающих. Даже притом, что параллельно шли спектакли, мастер-классы (по бутафории, сценической пластике), лекция по театральному костюму и экскурсии.
В качестве разминки Молодёжка давала русскую классику – гоголевскую «Шинель» в классическом же исполнении (без перфомансов с бритьём наголо и тарантино-режиссерских трактовок). При этом развлекали зрителя представители старшего актерского поколения театра – чудный (и даже немного чудной) дуэт Игоря Бочерикова (Акакий Акакиевич) и Валерия Лагутина (портной Петрович). Они отлично справились и с юмором, и с лирикой, и с гоголевским гротеском.
Много монологов «от рассказчика» вложены в уста Акакия Акакиевича, который то и дело говорит о себе в третьем лице, а также героев Александра Коцубенко, Николая Шабаева и Евгения Нестерова – это несколько сбивает темп спектакля, а действия хочется все же чуть больше. Ребята сыграли отлично – не ангелы, не бесы, а мелкие хулиганистые духи петербуржских канцелярий и чиновничьих мест – вышло и обаятельно, и не скучно. И вот еще музыка. Ее мало, а она вполне могла бы показать с новой стороны такой знакомый сюжет, и, наверное даже, чуточку развеять его грусть.
Впрочем, за музыку (но не за грусть) в этот вечер отвечала галерея Sol’. В фойе первого этажа театра три часа к ряду шло музыкальное шоу – от участников проекта Vena Portae. На фоне красочных визуализаций музыканты играли не только на гитаре в сопровождении электронной музыки – но и на поющих кварцевых чашах. «Я занял удобное местечко, закрыл глаза и очень хорошо так отдохнул – классную музыку делают ребята», – полуночники смаковали музыку во время перерыва одном из коридоров театра.
Двумя этажами выше, Бутафорский цех: «А можно потрогать? Сфотографируй меня с этим автоматом. Ого, вы это сами делаете?!». Маленькая экскурсия в мастерскую Артура Кузнецова, который возглавляет коллектив цеха, превратилась в большой перекрестный допрос: сами делаете люстры? И колпаки, и оружие? а какой клей? а краска? а долго сохнет? а ткань?! Кто-то из-за стеллажа негромко, но отчетливо выговаривает: «Плохо, что зарплата у вас маленькая, – зато вон как интересно», – мастер ловит эту реплику. Он согласно кивает, констатирует спокойно: «Денег тут не заработаешь». А потом, подумав о чем-то своем, с удовольствием в голосе добавляет: «Чтобы работать в театре – надо его любить, по-другому никак».
Буфет, конечно, работал театральный буфет – со всеми этими замечательными бутербродами и чаем-кофеем. Любой, кто хотя раз вбегал в театр во время третьего звонка с работы, понимает, как мало времени в антракте. В эту же ночь дегустация длилась несколько часов – многие этот момент не упустили: пока по-соседству шел мастер-класс по сценической пластике, другие не торопясь лакомились театральными десертами – устроили себе антракт мечты.
Завершал программу «Полуночного театра» вербатим «Родаки: ни мира, ни войны» (документальный спектакль) – люди стояли в проходе, сидели на дополнительных стульях, уплотнялись на скамейках – аншлаг в общем и целом. Это вторая читка пьесы-черновика и первая публичная. Впервые она состоялась в октябре на Первом молодежном для журналистов и участников фестивале Золотухина. Постановка серьезно взбудоражила театральных полуночников – эти семейные истории, рассказанные подростками, а по сути – вечная проблема отцов и детей. Каждый увидел себя – в этих благополучных и не- семьях, порой странных, порой трагикомичных, полных и неполных, каждая из которых взята в момент выбора подростком профессии – момент апофеоза родительской тревоги за будущее ребенка (и отчасти своего). Потом еще около часа проговорили – обсуждали постановку с актерами. На основной вопрос, который волновал золотухинцев: «Важно ли это? Нужны ли зрителю документальные пьесы, правильно ли выбрана проблематика? Ведь об этом столько уже написано и сказано», – зрители ответили однозначно: «Классика – это здорово, но театр должен разговаривать с людьми на одном языке. Тем более Молодежный театр. Нам это надо».
«Ну, неужели у нас что-то начало происходить…», – мы вышли из Молодежного театра Алтая около половины 12. Алена чуть-чуть растягивает слова, будто боится спугнуть это «что-то», которое только «начало происходить». Эмоции зашкаливают и чуть путаются. Мы провели в театре больше пяти часов: посетили два спектакля, читку Достоевского и вербатим, перевернули вверх дном половину бутафорского цеха, пообщались с театральными художниками по костюмам и актерами. И все это удовольствие за 200 рублей.
Ходите в театр, кароч.
- Сцена из спектакля «Шинель»
- Мастер-класс в бутафорском цехе
- Анастасия Лоскутова исполняет отрывок из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”
- Сцена из вебратима “Родоки – ни мира, ни войны”
Фото Айжан Жакипбекова