«Рекламный портал»: Игорь Гурович – дизайн и театр
Сегодня в условиях наших городов театральный плакат на улице – редкость. В лучшем случае попадется афиша с репертуаром, в худшем – баннеры с визуальным трешаком.
Мастер-класс Игоря Гуровича на фестивале в МТА в октябре был посвящен театральному плакату, стратегии театра, национальным графическим школам, дизайнерам и любви.
Свой – чужой
Первое, с чего Игорь начинает встречу – с разговора о стратегии театра, потому что плакат разрабатывается со стратегии. А театр априори сообщает что-то более важное, чем спектакль, который в нём идет.
– Что нужно, чтобы продать билет в театр? – спрашивает Игорь.
– Привлечь человека, который идет по улице, чтобы он обратил внимание, – отвечают из аудитории.
– Хорошо. Обратить внимание – это стратегия. Что больше, чем голая женская грудь может привлечь внимание? Такая стратегия приведет гопника, крестьянина, гангстера и алкоголика. Вам нужен этот зритель?
– Привлечь внимание определенного человека!
– Вот! Привлечь внимание – это заставить человека полюбить. Мы не можем всех заставить полюбить. Поэтому важно обращаться к тем, кто может полюбить. Отсечь чужих, привлечь своих. Это функция графического дизайна: свой-чужой. У своих есть код, поэтому ужасно важно, перед тем как делать театральный плакат, определить этот культурный код.
«Все в ластах, а ты в маленьком платье Шанель»
– В дизайне есть огромное количество инструментов: буквы, метафора, лист, тональность разговора. Тот инструмент, который выбирается главным, зависит от миссии театра.
Важная штука контекст. Есть маленькое черное платье Шанель – вещь объективно красивая. Никто не спорит. Но глупо прийти в нем в бассейн. Все в ластах, а ты – в платье Шанель. Неуместно. То же самое с графическим дизайном. Нет объективно хороших решений. Есть решения, которые подходят или не подходят. Есть русский архитектор Казаков. Посмотришь на его архитектуру и думаешь: «Почему так, что в Италии красиво, а в Москве – не работает?». Потому что надо понимать, что в Италии солнце и от любой балясины есть тень. А в Москве нет солнца, тени нет, и итальянская мишура смотрится фейком.
Поэтому прежде чем делать театральный плакат надо уяснить миссию театра, надо понимать контекст города Барнаула, надо обратиться к реальным людям. Вот как всё сложно!
«Какие бы люди не были, они все-таки ни разу не идиоты…»
– На самом деле, проблема российского театра – российская проблема: театр ни к кому конкретно не обращается. В Европе это решается, потому что они понимают эту проблему. Пример – немецкий театр для среднего класса. Он так и заявляет – мы антибуржуазный театр. Мы хотим левую рабочую молодежь. И они придумали фанерные штуки с изображением своей аудитории и выставляют их на улице. В их районе такая коммуникация наиболее адекватная. Это важно, потому что люди верят правде. И какие бы люди не были, они все-таки ни разу не идиоты. Когда с ними по-честному, они к этому относятся хорошо и лояльно.
Еще один немецкий театр развивает площадь перед своим зданием, используя фасад, оформляя колонны. И за пару лет театр заработал большую лояльную аудиторию, потому что стал дружелюбным к прохожим. Надо помнить, что театральный плакат – это не только напоминалка о спектаклях, в нормальных странах это еще и часть городской среды и общегородской культуры.
В Европе сейчас активно применяют для театральных плакатов типографические клише. И это тоже стратегия. По биеннале графического дизайна «Золотая пчела» хорошо видно, что существуют национальные школы – голландская, французская, польская. И в Москве и в Париже есть много людей, которые работают в этих техниках. Есть масса стратегий, которые может себе выбрать дизайнер для театральных коммуникаций.
У меня по поводу профессии графического дизайнера есть много пафосных текстов. В этой профессии много человеческого. В ней нет гадёнышей. Плохие люди хорошими дизайнерами не бывают, на своём опыте убедился. Все-таки это профессия некой щедрости. И некой любви к людям. Вообще мысль очень простая, она в том, что ты люби других людей, и они будут любить тебя. Мне кажется, в наше время любовь – единственно работающая коммуникация.
Краткая справка
Игорь Гурович – художник-график и дизайнер, академик графического дизайна, член совета при президенте РФ по культуре и искусству. Работал художником в театрах России, Латвии, Франции, главным художником издательства «ИМА-пресс», один из основателей дизайн-бюро Ostengruppe, в 2012 Гурович совместно с Эриком Белоусовым и Натальей Агаповой создал бюро Arbeitskollektiv, где работает в настоящее время. Мастер-класс – «Театральный плакат» прошел в рамках программы Первого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина.
Лада Шевкунова
Источник: «Рекламный портал»