Режиссёр Виктория Печерникова о «Василиссе», команде постановщиков и проблемах современных подростков
В Молодёжном театре Алтая полным ходом идёт работа над страшной сказкой «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Премьерные показы состоятся 23, 24 и 29 декабря. Режиссёр спектакля – Виктория Печерникова. Она окончила оперное отделение школы «Галина Вишневская», училась на актёрском факультете Института современного искусства, образование режиссёра получила в Российском университете театрального искусства – ГИТИСе.
В пьесу «Василисса» драматурга Марии Малухиной режиссёр влюбилась сразу. «С Машей мы знакомы давно. Несколько лет назад мне поступило предложение поучаствовать в лаборатории «Театр и современная драматургия для подростков» «Детского Weekend`а» «Золотой Маски», и я остановила выбор на её пьесе «Замыкание». Решила познакомиться с автором лично и полетела в Софию. Три вечера подряд мы работали над материалом, были в диалоге, и я увидела, какой она неравнодушный и творческий человек. После этого у меня было несколько постановок мюзиклов, и Маша создала либретто к ним. Она не тот человек, который отдаёт материал и пропадает, перестает следить за постановкой. Нет, это полноценный участник процесса, который шаг за шагом проходит с нами все этапы создания спектакля от замысла до премьеры: вносит правки в пьесу, сокращает, предлагает идеи, всегда переживает за спектакль и радуется премьерам», – говорит Виктория Печерникова.
О «Василиссе» режиссёр узнала, когда увидела эскиз спектакля Филиппа Гуревича на мастерской детской драмы РАМТа «10 минус», а позже прочла пьесу как ридер конкурса новой драматургии «Маленькая ремарка». Виктория рассказывает: «Материал мне очень понравился. Связалась с Машей, чтобы поделиться своими впечатлениями. Она сказала, что права на постановку «Василиссы» приобрёл Молодёжный театр Алтая. Спрашиваю, кто будет режиссёром? Отвечает, что вроде как ещё ищут, я попросила порекомендовать меня. И всё, на следующее утро мы уже переговорили с директором театра Ириной Лысковец. Тогда же выяснилось, что накануне на эту постановку меня уже порекомендовал главный специалист кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Алексей Гончаренко. Так мы с разных сторон с Молодёжным и сошлись».
Команду постановщиков режиссёр собирает каждый раз индивидуально, ориентируясь на пьесу и учитывая особенности театра, в который едет работать. Художником «Василиссы» в МТА стала Ксения Кочубей. «Мы познакомились в 2018 году, когда вместе работали над «Квадратурой круга» Валентина Катаева в Московском театре юного зрителя, – вспоминает Виктория Печерникова. – Надо заметить, что режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская были восхищены её сценографией и костюмами к спектаклю. Ксюша – настоящий профессионал, талантливый и ответственный художник. Обычно мы работаем так: я рассказываю ей свои мысли и ощущения от материала и оставляю в покое. Недели две она думает, переваривает, прикидывает. И в итоге выдаёт такие решения, которые попадают в точку. В последний год мы, к сожалению, не часто работали вместе, были заняты в разных проектах. И вот на «Василиссе» снова объединились».
В спектакле многое зависит от хореографа Марии Сиукаевой. С ней Виктория случайно познакомилась в Вильнюсе, когда режиссёр Юлиана Лайкова пригласила ее в Русский драматический театр Литвы на сдачу своего спектакля «Путешествие кролика Эдвард», над которым в качестве хореографа работала Мария. «На сегодняшний день я видела уже спектаклей шесть, которые создавала Маша. И каждый раз я в восторге. Последние года четыре мы часто пересекаемся, но я не решалась пригласить её поработать вместе. Время пришло. Связалась с ней, и Маша согласилась присоединиться к команде и заняться «Василиссой», – говорит режиссёр.
Ещё один важнейший человек на площадке – художник по свету Андрей Абрамов. Его режиссёр приглашает на свои спектакли не впервые: «Говорят, что свет – это главный волшебник в театре. Мне нравится, как Андрей работает с осветительным цехом, как заражает процессом людей. Он – творец, который точно знает, как подчеркнуть замысел спектакля и помочь создать на сцене точную атмосферу с помощью света».
«Все, кто работает над «Василиссой», увлечены материалом, – рассказывает Виктория Печерникова. – Мы понимаем, что трудимся для сложной аудитории – они уже не малыши, но еще и не совсем взрослые. В театрах сейчас много спектаклей для детей и старшеклассников, а постановок для подростков не хватает».
«Спектакль «Василисса» – страшилка, а подростки любят этот жанр. Но мы стремимся создать спектакль для семейного просмотра, поднимаем темы, важные как для юного человека, так и для его родителей, – рассказывает режиссёр. – Будет здорово, если взрослые придут на него вместе со своими детьми, а после спектакля задумаются о том, как непросто подростку взрослеть в сегодняшних реалиях, как трудно понять и узнать себя, и как ему нужны поддержка и приятие от самых близких своих людей, от семьи».