«Вечерний Барнаул»: сквозь призму античности – премьера спектакля «Мария I Стюарт» пройдёт 5 и 6 марта на сцене МТА

В Молодежном театре Алтая началась работа над спектаклем по трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Режиссер постановки – Максим Соколов (Санкт-Петербург), известный барнаульской публике по таким спектаклям МТА как Wonder boy и «Бойцовский клуб». По его словам, пьеса Шиллера, основанная на историческом материале, по своим масштабам сравнима с античной трагедией. Передать этот размах режиссер решил, определяя спектакль как синтез музыки, сценического действия и слова.

На котурнах

– Максим, чем вас заинтересовал этот материал, основанный на реальных событиях?

– Мне нравится работать с документом, подлинностью. Во время подготовки к спектаклю я прочитал много писем, исследований, свидетельств. У Шиллера действие пьесы происходит за три дня до казни Марии Стюарт – трижды королевы, которая вскоре потеряет жизнь. Эту трагедию Фридрих Шиллер написал в 1800 году, разочаровавшись в идеях абсолютизма, «успешных личностях», лицемерах во власти. Сегодня мы тоже задаемся вопросом: чем чревата неограниченная монархия? Кроме того, в этом материале психологически тонко разработаны характеры – читаешь пьесу, словно сценарий сериала «Корона» от Netflix: в нем взаимоотношения людей – клубок личных выгод и государственных интересов. Вместе с тем для меня важно, что мы ставим пьесу немецкого философа, гуманиста, поэта, известного своей деятельною любовью к человеку. Для него все симпатии были, конечно же, на стороне Марии – героини, которая не говорит возвышенных монологов об общественном благе в отличие от Елизаветы, прикрывающей личную месть заботой о народе. Наш спектакль называется «Мария I Стюарт». Тем самым мы хотим подчеркнуть, что говорим об исторической личности, королеве. Такое название – это и дань уважения ее последним годам жизни и трагической смерти.

– Говоря о жанре спектакля, вы определяете его как оперу. Почему?

– Я еще размышляю по поводу этого жанра и, возможно, уточню его. Это не означает, что артисты будут петь оперными голосами, у нас будет sound-звучание. В постановке будет задействовано около тридцати артистов (а это значительная часть труппы), девятнадцать из которых будут представлять собой современный аналог античного хора. Работа у них сложная. И не только потому, что они будут иметь дело с партитурой, но и потому, что существовать в спектакле артисты будут на котурнах – обуви высотой 40 см, в которой выступали в античном театре. Саунд-дизайном занимается Владимир Бочаров (Новосибирск), придумавший ряд экспериментальных решений для звука. Что касается пространства спектакля, то оно напоминает собой галерею современного искусства – огромный золотой павильон с арт-объектами. С художником Анастасией Юдиной мы начали работу еще в августе в пустом Эрмитаже, в который из-за пандемии пускали ограниченными группами.

Перезапуская мифы

– В 2016 году ваш спектакль «Пираньи. Дневник 12-летнего» был показан в рамках II Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Затем на барнаульской сцене вы поставили Wonder boy, после чего о вас заговорили как о режиссере, способном общаться на одном языке с подростками.

– Действительно, мне всегда было интересно это поколение. В нем меня привлекает протестность, критичный взгляд на предыдущий опыт, способность смотреть по-новому на привычные вещи. Причем, ставя спектакли для этой категории зрителей, я вовсе не пытался решить свои подростковые проблемы, скорее, меня интересовала проблема диалога с более старшим поколением, с которым у нас тоже имеется немало расхождений во взглядах. Анализируя подростковые протесты, я словно сам убеждался, что не со всем согласен. И для меня это было важно. Но потом понял – и подростки бывают разные. К примеру, в Екатеринбурге столкнулся с группой ребят, которые считают, что Сталин – это хорошо. После этого я перестал их идеализировать.

– Ваши спектакли – частые участники как конкурсных, так и внеконкурсных программ «Золотой маски». В этом году в фестивальной афише – снова ваша постановка, вербатим под названием «СКТВКР». Что это за работа?

– В прошлом году меня пригласили в Сыктывкар, где открылся новый Молодежный театр. Мне предложили поставить один из первых спектаклей в его истории. И я решил сделать спектакль-вербатим о городе с самым захотел перезапустить городской миф, представление горожан о себе самих. В основу этой постановки легли документальные рассказы, интервью обычных людей. И это был бесценный опыт, ведь мне удалось выслушать множество свидетельств, поездить по окрестностям Сыктывкара и вообще Республики Коми, стать первооткрывателем этих мест для себя, своих знакомых, а теперь и для москвичей.

– Создать что-то подобное в других городах не планировали? «БРНЛ» – тоже интересное название.

– Да, меня многие просят повторить эту идею. Но похожее явно создать не получится. Там я понял, что Республика Коми не раскрыта, что все мы имеем лишь приблизительные представления об этом регионе. Что мы знаем о Сыктывкаре, о Воркуте, куда мало кто стремится? А там – Север, там – хорошо.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

19.05.2022

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

17.05.2022

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

16.05.2022

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

13.05.2022

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

11.05.2022

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

29.04.2022

Режим работы кассы в праздничные дни

25.04.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

Театры-участники «Новосибирского транзита» выступят на сцене МТА

Театр «Красный факел» отметит 85-летие Новосибирской области новым проектом – Фестивалем-туром «Новосибирский транзит». Гастрольный маршрут пройдёт через Барнаул.

Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», который раз в два года организовывает Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», известен всем. Традиционно в нём принимают участие театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Из-за пандемии и ограничительных мероприятий сроки проведения VI «Ново-Сибирского транзита» сдвинулись – вместо 2020-го он состоялся в 2021 году, и провести следующий фестиваль теперь возможно только в 2024-м. Но руководитель «Транзита», директор театра «Красный факел» Александр Кулябин разработал проект, реализация которого даст возможность не пропустить год, который при прежних обстоятельствах был бы фестивальным.

В 2022 году пройдёт Фестиваль-тур «Новосибирский транзит», сохраняющий идею объединения регионов и культурного обмена. Четыре театра – Новосибирский академический драматический театр «Красный факел», Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева и Новосибирский молодёжный драматический «Первый театр» – отправятся на гастроли по городам Сибири. Перемещаясь по кольцу друг за другом, театры посетят Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул.

Фестиваль-тур приурочен к важной дате – 85-летию Новосибирской области, и поддержан Правительством региона. «Мы заявляем о культурных достижениях Новосибирска не только внутри города и области, но выходя за их пределы, поддерживая имидж региона как одного из главных театральных в стране», – говорит Александр Кулябин.

Спектакли новосибирских театров регулярно принимают участие в крупных фестивалях, при этом не так часто проходят гастроли в соседние города, и одна из задач Фестиваля-тура – воскресить эту традицию, преодолеть культурную изоляцию.

Фестиваль-тур стартует 10 июня в Томске, а завершится в Барнауле. 18 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ спектакля «Марьино поле» Новосибирского молодёжного драматического «Первого театра», 19 июня «Генерал и его семья» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 17 июня на сцене Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева представит спектакль «Ханума», 20 июня с постановкой «Дикая утка» выступит Новосибирский академический драматический театр «Красный факел».

«Надеемся, как и при проведении «взрослого» «Ново-Сибирского транзита», его младшему товарищу удастся создать большой театральный праздник, на котором рады каждому гостю», – добавляют организаторы.

Билеты на показы спектаклей новосибирских театров уже в продаже. Их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для справок: 503-503.

В МТА открылась выставка плакатов к премьерной сказке «Три толстяка»

Подготовка к премьере фантастической музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка» выходит на финишную прямую. 1, 8 и 16 июня на большой сцене Молодёжного театра Алтая состоятся первые показы нового спектакля режиссёра Павла Пронина.

16 мая в фойе второго этажа появилась выставка театрального плаката, в которой приняли участие студенты второго курса кафедры дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. Они получили задание и обсудили своё видение афиш с Павлом Прониным и художником Ириной Сид. Постановщики отобрали 10 работ, которые, по их мнению, точнее отражают суть будущего спектакля.

Выставка конкурсная, поэтому зрители могут выбрать из афиш самую понравившуюся. Проголосовать просто – до 15 июня в группе театра во «ВКонтакте» в комментариях под постом можно оставить порядковый номер заинтересовавшей работы. Рассмотреть афиши можно и воочию – приходите на спектакли МТА и оценивайте фантазию студентов.

Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях – автор афиши, победивший в голосовании, 16 июня выйдет на сцену МТА вместе с артистами, занятыми в премьерных показах.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая закроет творческий сезон премьерой спектакля по пьесе уральского драматурга

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». За материал уральского драматурга взялась режиссёр Ирина Астафьева.

«Когда прочла пьесу «Марьино поле», меня очень тронула тема земли. Она представляется как живая субстанция, претерпевающая бесконечные техногенные революции, экологические катастрофы и так далее – в общем, всё то, на что способен человек. К ней возникает сострадание, ведь она дышит, слышит, откликается, а мы на ней просто живём, не задумываясь используем. У Олега Богаева этим убивающим фактором становится война, выжегшая землю. Новая жизнь возникает благодаря женщине, которая верит, любит, идёт до самого конца, она добивается этого перерождения», – говорит режиссёр.

Олег Богаев – современный автор, ученик «уральской школы драматургии», Николая Коляды. В МТА уже шёл спектакль по его пьесе «Русская народная почта» (2018 год, режиссёр – Руслан Гарибов). Теперь зрителям представят ещё одно его произведение. Вместе с Ириной Астафьевой над спектаклем работают сценограф Георгий Пашин и художник по костюмам Мария Рыкова из Санкт-Петербурга, хореограф Александр Пучков и композитор Екатерина Порсева.

Премьера «Марьиного поля» состоится 22 июня, ею в театре закроют творческий сезон. Билеты уже в продаже, телефон кассы: 503-503.

смотреть фото

«Три толстяка»: художник спектакля Ирина Сид

В июне в МТА состоится премьера фантастической музыкальной сказки «Три толстяка» по книге Юрия Олеши. Инсценировку для барнаульского театра писал режиссёр Павел Пронин. Для работы над спектаклем он пригласил художника Ирину Сид.

В 2009 году она окончила Ростовское художественное училище имени М. Грекова по специальности «художник театра», в 2014 году – факультет сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ. С 2017 по 2020 годы была художником Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского.

С 2011 года – участник московских и региональных выставок и коллективных проектов. Выступила куратором выставок театральных художников «Клин» («Боярские палаты» СТД РФ, 2013), фестиваля «Театральное будущее России» (Ярославль, 2015). Автор международного проекта «Book wings. Телемост «Москва-Айова». В 2017 году была автором выставки и мультимедийного проекта «Под небом Парижа», состоявшегося в Посольстве Российской Федерации во Франции. Лауреат фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика в музыкальном спектакле» за оперу «Медея» Луиджи Керубини в Красноярском государственном театре оперы и балета.

Как художник-постановщик оформила более 20 музыкальных и драматических спектаклей в театрах страны. Теперь занимается «Тремя толстяками» Молодёжного театра Алтая.

Премьерные показы пройдут 1, 8 и 16 июня. Телефон кассы театра: 503-503.

«Три толстяка»: режиссёр спектакля Павел Пронин

1, 8 и 16 июня в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы фантастической музыкальной сказки «Три толсятка». Инсценировку знаменитого романа для детей Юрия Олеши специально для МТА создавал режиссёр спектакля Павел Пронин.

Павел Николаевич родился в Москве в 1986 году. Поступил в ГИТИС на актёрский факультет (курс Александра Огарева), затем решил стать режиссёром. В 2017 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Леонида Хейфеца).

За время учёбы участвовал в различных лабораториях, в том числе международных, ставил спектакли проектного характера. В 2017 году, ещё на пятом курсе обучения, поставил в Русском театре Эстонии спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Бёрка. После этого поставил более 15 спектаклей в России и Беларуси, включая мировую премьеру пьесы «Пародист» Евгения Водолазкина, «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, «Комедию ошибок» Уильяма Шекспира и многие другие. Преподаёт режиссуру в Екатеринбургском государственном театральном институте.

Телефон кассы театра: 503-503.

Режим работы кассы в праздничные дни

Дорогие друзья, на майские праздники в Молодёжном театре Алтая меняется режим работы кассы. 30 апреля она будет открыта с 10 до 18 часов. 1 и 2 мая выходные. 3 мая касса будет работать с 10 до 18 часов.

7 и 8 мая касса театра будет работать с 10 до 18 часов. 9 и 10 мая – выходные.

Если вам всё же будет необходимо приобрести билеты именно в эти дни – пожалуйста, воспользуйтесь возможностью покупки онлайн.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в церемонии подписания соглашения о реализации проекта «Культура для школьников»

25 апреля в Барнауле состоялась церемония подписания соглашения о реализации межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Роспись в документе поставили министр культуры Алтайского края Елена Безрукова и заместитель министра образования и науки региона Лариса Терновая.

После официальной части директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец рассказала собравшимся на церемонии педагогам края о том, какие программы реализуют в МТА специально для учеников 1-11 классов. Это образовательный проект «Разборки с автором» с подробным анализом произведений русских классиков, «Театральная педагогика», направленная на воспитание творчески ориентированных детей, увлекательнейшие экскурсии по закулисью. Все они призваны помочь учителям и родителям вырастить ребёнка полноценной, всесторонне развитой, культурной личностью.

«Наш театр выстраивает репертуар, в первую очередь ориентируясь на детей школьного возраста. Это, конечно, даёт свои результаты. Невероятно приятно, когда на вечерние спектакли приходят молодые люди, которые когда-то познакомились с МТА вместе с одноклассниками и учителями. А нередко бывает, что на детский спектакль родители приводят своего малыша и рассказывают, как много лет назад их самих сюда приводили мамы, папы, бабушки и дедушки, и с тех пор они – наши постоянные зрители», – добавила директор.

Более подробную информацию о всех школьных проектах МТА можно узнать по телефонам: 503-526 и 503-536.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети