Архив новостей

Обратно к архиву
«Страстной бульвар, 10»: театральному празднику в Барнауле – быть!

С 23 по 27 сентября в Барнауле прошел Второй Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. В нем приняли участие 11 профессиональных драматических театров России из Архангельска, Москвы, Тюмени, Магнитогорска, Новосибирска, Кемерово, Альметьевска, Барнаула и Бийска со спектаклями, адресованными преимущественно молодежной аудитории.

Три года назад, в 2013 году, после ухода из жизни народного артиста РСФСР, на его родине указом губернатора Алтайского края учредили Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. Идею проведения такого мероприятия вынашивали долго. С 2003 года артист был художественным руководителем Молодежного театра Алтая. В него он вкладывал много сил и энергии. И надеялся, что в этот театр придут молодые талантливые люди, которые сумеют увлечь искусством театра новое поколение зрителей. Когда артиста не стало, театр получил его имя. А уже через год на Алтае состоялся Первый Всероссийский молодежный театральный фестиваль его имени. «Нам хотелось найти такой формат, который бы соответствовал исключительной жизнерадостности, всепобеждающему оптимизму, силе воли и целеустремленности, присущим личности и творчеству Валерия Сергеевича», – такими словами тогда приветствовал зрителей Первого фестиваля губернатор Александр Карлин.

К 75-летнему юбилею артиста в Алтайском крае издали книгу о жизни и творчестве Валерия Золотухина, в селе Быстрый Исток, где он родился, построили мемориальный музей и культурно-досуговый центр. На здании Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина появилась мемориальная доска. Второй молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина стал долгожданным и, конечно, заметным событием в культурной жизни Алтая. По сути, у жителей региона это единственная возможность увидеть за неделю сразу несколько современных разножанровых и разноформатных спектаклей театров, приехавших из разных уголков страны.

Отличительной чертой Второго фестиваля стала конкурсная основа его проведения. Если два года назад это был театральный форум, то на этот раз спектакли участников, прошедших экспертный отбор, оценивало компетентное жюри. И это, по словам народного артиста России, председателя Союза театральных деятелей страны Александра Калягина, означает, что фестиваль набирает авторитет и серьезный статус. В состав жюри вошли театральный критик, доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Валентина Головчинер (Томск); ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая (Новосибирск); театровед, сотрудник Центрального аппарата Союза театральных деятелей России, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров страны, Комиссии по драматическим театрам и Комиссии по национальным театрам СТД РФ Марина Корчак (Москва); литературный и театральный критик, руководитель Центра наследования русской культуры Института наследия Министерства культуры РФ, эксперт Российской национальной театральной премии «Золотая Маска», доктор филологических наук Капитолина Кокшенёва (Москва); театровед, театральный критик, доцент Алтайского государственного института культуры Елена Кожевникова (Барнаул); главный режиссер Театра драмы имени Веры Комиссаржевской Уссурийского городского округа Денис Малютин (Уссурийск); артист театра и кино, режиссер Иван Стебунов (Москва). Возглавила жюри народная артистка России Ольга Дроздова.

После каждого показа члены жюри проводили встречи с режиссерами, артистами и постановочными группами. Это был ценный для профессионалов разговор о выборе драматургического материала, о режиссерских трактовках пьес, о выразительности сценографии, о нюансах работы артистов. «Общение с критиками – одна из главных задач на фестивале. Она дает нам понимание, в какую сторону идти. Ведь театральные критики – это своеобразные утвердители моды, они формируют тенденции», – отметил артист Новосибирского городского драматического театра Алексей Казаков.

Капитолина Кокшенёва подчеркнула, что программа фестиваля разнообразна: «С одной стороны, мы видим зарубежную классику, с другой – попытки ответить на культурные вызовы времени. Есть в афише спектакли, рассчитанные на 12+. Очень правильно, что при составлении программы молодежного фестиваля не забыли этого потенциального зрителя. Кроме того, очень важно, что в афише есть Владимир Гуркин, качество драматургии которого выдержало испытание временем. Вообще я заметила тенденцию этого года – возвращение к Виктору Розову, Алексею Арбузову, к качественной советской драматургии, что естественно демонстрирует определенный голод. Фестивальная афиша отражает эту тенденцию и коррелирует с общероссийским театральным пространством».

Первым зрители увидели спектакль «Ревизор» Н.В. Гоголя в исполнении Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. В этой постановке персонажи в прямом смысле демонстрируют разложение личности и общества – чиновники выходят на сцену в образах, напоминающих зомби. У кого-то отваливается ухо, кому-то отрывают нос, на лицах характерные пятна и болтающиеся куски омертвевшей кожи. Цветные линзы в глазах артистов дополняют общую картину. Признаки тления проходят только в процессе общения с Иваном Хлестаковым. Постановку можно считать эталонной работой режиссера Сергея Афанасьева, который мастерски сплетает культурные явления разных эпох. В этом случае он снова тонко смешивает историю, написанную в XIX веке, с современными реалиями. Каждый с удовольствием дает чиновнику из Петербурга взаймы, причем протягивают рубли, доллары, евро, гривны и другие банкноты. А в финале петербургский гость и вовсе покидает уездный город на вертолете.

Второй день фестиваля открыл московский театр «КомедиантЪ», созданный в конце 1999 года при Международном благотворительном фонде поддержки творчества имени Валерия Золотухина. В Барнаул привезли публицистическую монодраму о Марине Цветаевой «Душа, родившаяся где-то…» Алены Чубаровой и Ирины Егоровой. Примечательно, что этот образовательный проект собрал, пожалуй, самое большое количество зрителей школьного возраста.

Вечером на площадках фестиваля состоялись показы трех полярных спектаклей на любой вкус. Было из чего выбрать: «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, которую молодой, но уже известный режиссер Алексей Логачёв поставил в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина; «Допрос» по Захару Прилепину режиссера Олега Хапова в исполнении Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина; представление-притча «Добрый человек из Сычуани» Бертольта Брехта, его Искандер Сакаев поставил в Альметьевском татарском государственном драматическом театре.

Последний спектакль шел на татарском языке, но это не вызывало какого-либо неудобства. Как и на первом фестивале, когда Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима показывал свою версию «Ромео и Джульетты» на башкирском языке, зрителям выдавали наушники, чтобы слушать синхронный перевод на русский. Более того, многие не стали их брать, отмечая, что и при незнании сюжета театральный язык понятен. «Добрый человек из Сычуани» – пластический спектакль. А декорации и костюмы артистов, как будто выполненные из мятой плотной крафт-бумаги, только добавляют этому действу какую-то волшебную атмосферу. Полное ощущение другой реальности, другого мира, но при этом невероятной современности, «попадания» в нас и наше время.

Члены жюри фестиваля оценили и необычную трактовку пьесы «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Они отметили оформление сцены огромным видеоэкраном, костюмы героев и игру актеров. Капитолина Кокшенёва сказала: «Мне важно, что мы видим, когда открывают занавес. Этот спектакль представляет красивое театральное пространство. Оно дышит. Благодаря видеопроекции облаков возникало ощущение полета, пространства, легкости». Подчеркнули, что артисты на протяжении всего действия держат темпоритм, работают в ансамбле, ведут себя по отношению к коллегам деликатно, что, безусловно, важно в каждом театре. Особо выделили исполнителей главных ролей Катарины и Петруччо Елену Адушеву и Константина Кольцова, их взаимодействие на сцене. «Оба персонажа заиграны и клишированы, потому в этом спектакле можно брать только личностью самого артиста. И им это удается», – добавила председатель жюри Ольга Дроздова.

Ярким событием фестиваля стал спектакль Тюменского драматического театра «Ромео & Джульетта» по Уильяму Шекспиру в постановке Максима Кальсина. Сложно себе представить смесь этой истории с рэпом и джинсами на низкой посадке. Но режиссеру это удалось. Оригинальное прочтение произведения знаменитого драматурга вызвало массу откликов у подростков, пришедших на показ. Знакомый всем текст Максим Кальсин перенес в современную реальность и сделал актуальным для молодежи. Герои постоянно делают сэлфи на телефоны, пьют нечто из алюминиевых баночек и используют яркий готический макияж. Когда Меркуцио погибает от рук Тибальта, снимают тело на мобильники. Танцы в удивительных костюмах, как и большая часть спектакля, идут под льющейся на сцену водой. Все это дополнено двухэтажными декорациями с большими оконными проемами и статуями, игрой с подсветкой. Визуально спектакль невероятно красив.

В афишу фестиваля вошел спектакль «Папа» Кемеровского театра для детей и молодежи . Постановка по сути – теплые детские и подростковые воспоминания артистов о своих отцах: совместное катание на лыжах, попытка собрать робота, новогодние сладости, которые папа принес домой… Постановщики рассказали, что, когда начинали работать над спектаклем, появилось много негативных историй, слышать которые было страшно. В итоге, труппа приняла решение взять только светлые воспоминания. Они буквально заставляют зрителя после просмотра набрать папин телефонный номер и сказать очень простое, но такое редкое: «Я тебя люблю». Спектакль, безусловно, трогает каждого – в зале постоянно слышались всхлипывания.

Еще одним открытием фестиваля стал спектакль «Пираньи. Дневник 12-летнего». Его молодой режиссер Максим Соколов поставил в Архангельском молодежном театре. К зрителю выходят шесть человек, из реквизита – мусорный бак, парта, стул и тетрадка, куда главный герой Андрей записывает свои по-детски искренние и чистые мысли. Артисты вживаются в свои роли и ведут себя так, как свойственно детям этого возраста, от чего приходишь в удивление.

Настоящий восторг вызвал у членов жюри спектакль «Вишневый сад» А.П. Чехова, поставленный Сергеем Афанасьевым в Молодежном театре Алтая им. В.С. Золотухина. На обсуждении с артистами Валентина Головчинер отметила: «Каждый персонаж в этом спектакле интересен, нов, необычен, хотя я посмотрела множество «Вишневых садов». Мне было интересно наблюдать за отношениями, за связями персонажей. Мой поклон Сергею Афанасьеву. Он замечательно работает с актерами. Спектакль сделан с огромным вниманием к артистам, с пониманием». Капитолина Кокшенёва добавила, что такой трактовки «Вишневого сада» не встречала. «Здесь все актерские работы великолепны. Все видны, все читаемы, все друг с другом связаны», – сказала она. И заметила, что не встречала концепции, где так полно были бы прочерчены отношения Любови Раневской и Ермолая Лопахина. «И как все тонко! Галина Чумакова и Александр Савин играют страсть не пошло, а изысканно и глубоко. Поэтому Лопахин вызывает симпатию, хотя всегда его играют оппозиционером по отношению к красоте, которую он губит. Ни в одной постановке пьесы Чехова я не видела слуг, которые играют такие важные роли наравне с главными героями. Ольга Жучкова – Дуняша и Евгений Быков – Яша создали удивительные образы слуг. Спектакль сделан очень талантливо, органично», – сказала она.

В последний день фестиваля, перед вручением наград, состоялся показ спектакля «Леля и Минька» по Михаилу Зощенко в исполнении Российского академического молодежного театра. Шесть историй о страшных детских «грехах» – поедании конфет с новогодней елки, нежелании делиться с сестрой подарками, об искушении мороженым, о том, что, оказывается, можно скрыть от папы единицу в дневнике, и том, как после этого бывает стыдно, – артисты разыгрывали при переаншлаге. Зрители стояли вдоль стен зала, сидели на полу в проходах. Постановки, которыми открывали и закрывали Второй Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина, задали высокую художественную планку. И члены жюри отметили, что многие участники были на достойном уровне.

Изначально на фестивале планировали вручить семь основных наград и две дополнительные. Итоговый список значительно расширили. По решению жюри, постановка «Доброго человека из Сычуани» Альметьевского татарского драматического театра стала лауреатом в номинации «За творческий ансамбль»; «Допрос» Магниторгорского драматического театра им. А.С. Пушкина отметили дипломом «За обращение к актуальным проблемам современности»; победителем в номинации «Лучшее исполнение роли подростка» стал Антон Чистяков, исполнивший роль Андрея Руденко в спектакле «Пираньи. Дневник 12-летнего» Архангельского молодежного театра; Григория Забавина, который выходит на сцену в спектакле «Папа» Кемеровского театра для детей и молодежи в роли самого себя, отметили в номинации «Лучшая мужская эпизодическая роль»; лауреатом в номинации «Лучшая женская роль второго плана» стала Наталия Казанцева, сыгравшая Софью в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» Бийского городского драматического театра.

Спектакль «Ромео & Джульетта» Тюменского драматического театра стал лауреатом в нескольких номинациях: «За пластическое решение спектакля» (Мария Большакова), «Лучшая работа художника по костюмам» (Алексей Вотяков и Гульнур Хибатуллина), «Надежда сцены» (исполнительницы роли Джульетты Софья Илюшина и Екатерина Подлесная) и «Лучшая мужская роль второго плана» (заслуженный артист Грузинской ССР Владимир Обрезков за роль сеньора Капулетти).

«Укрощение строптивой» Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина отметили в номинациях «Лучшая работа художника-сценографа» (Евгений Лемешонок), «Лучшая женская эпизодическая роль» (Ольга Любицкая за роль Знатока), «Главная женская роль» (исполнительница роли Катарины Елена Адушева) и «Главная мужская роль» (Константин Кольцов за роль Петруччо). Алексей Логачёв стал лауреатом фестиваля в номинации «За мастерство в молодой режиссуре».

«Вишневый сад» Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина также собрал несколько лауреатских дипломов: «Лучший актерский дуэт второго плана» (Ольга Жучкова и Евгений Быков за роли Дуняши и Яши), «Главная женская роль» (Галина Чумакова за исполнение роли Любови Раневской) и «Главная мужская роль» (Александр Савин за роль Ермолая Лопахина). Заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев, работавший над спектаклем, стал лауреатом в номинации «Лучший режиссер». Сама постановка получила Гран-при Второго Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина.

Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина провели при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей страны второй раз. Несмотря на большие финансовые сложности, творческие коллективы из разных уголков страны приехали в Барнаул. И, по их словам, не пожалели: фестиваль на Алтае позволил познакомиться творческим коллективам, увидеть, как работают коллеги из других городов, наладить новые профессиональные связи и даже обсудить возможные обменные гастроли. Очередной – третий – фестиваль состоится в 2018 году.

Источник: «Страстной бульвар, 10»

Справка:
«Журнал «Страстной бульвар, 10» учрежден Союзом театральных деятелей России в 1997 году. Ежегодно выходят 10 номеров, в последние годы журнал выходит на 144 полосах. Профессиональный журнал содержит наиболее полную и подробную информацию о российском театральном процессе. За годы своего существования издание приобрело широкую популярность в России: «Страстной бульвар, 10» регулярно читают не только во всех без исключения театрах России, но и пишут в него авторы из самых отдаленных регионов».

Новости

29.06.2022

Итоги сезона: творческие проекты

28.06.2022

Итоги сезона: федеральная поддержка

27.06.2022

«Алтапресс»: в Барнауле поставили необычный спектакль о вдовах воинов Великой Отечественной

Итоги сезона: награды и премии

26.06.2022

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

25.06.2022

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

24.06.2022

Итоги сезона: премьеры

Итоги сезона: творческие проекты

В этом году театр присоединился к Всероссийскому экскурсионному флешмобу. Акция всегда проходит в последнюю субботу августа, она направлена на то, чтобы участники как можно больше узнали об истории, культуре и людях своих городов. В МТА группу встречал артист и режиссёр Виктор Захаров. Он провёл гостей театра по фойе, показал музей, бутафорский, декорационный, пошивочный и другие цеха. У каждого участника была возможность выйти на сцену и почувствовать себя артистом. Прогулку по театру Виктор Степанович дополнил рассказами о спектаклях, над которыми работал в разные годы, поведал интересные случаи из истории театра и своей профессиональной деятельности.

Экскурсия по театру оказалась настолько востребованной среди участников флешмоба, что квоту в 20 мест закрыли в первые полтора часа со старта регистрации желающих. Поэтому было принято решение провести трансляцию экскурсии в формате онлайн. Ее посмотрели более 600 человек.

15 декабря артисты театра приняли участие в форуме «Классика в диалоге с современностью» об Антоне Чехове. Он проходил в новоалтайской Центральной городской библиотеке им. Л.С. Мерзликина. Дмитрий Борисов, Александр Коцубенко, Анастасия Милютина и Роман Чистяков выступили перед учениками восьмого и одиннадцатого классов с программой «Читаем Чехова» образовательного проекта «Разборки с автором». Они представили рассказы «Толстый и тонкий», «Загадочная натура», «Стража под стражей» и «Бумажник». На встрече было около 50 человек.

В марте театр презентовал проекты для школьников – выпустил специальный буклет, в котором представлены специальные образовательные программы и перечень спектаклей для младших, средних и старших классов. В буклете есть информация о «Пушкинской карте», подробная инструкция, как ее получить и воспользоваться при покупке билета.

Молодёжный театр Алтая – первый и единственный театр в Барнауле, в котором реализуют проект «Театральная педагогика», направленный на воспитание творчески ориентированных детей. МТА предлагает обсуждение спектакля со зрителями сразу после его просмотра. Под руководством опытного театрального педагога школьники учатся свободно делиться с окружающими своими мыслями, впечатлениями, эмоциями, творчески мыслить, анализировать увиденное на сцене.

В этом году ко Дню театра МТА подготовился заранее. В фойе и музее выставили уникальные предметы, «работающие» в спектаклях. Все они изготовлены специалистами цехов театра. Внимательно рассмотреть их со сцены бывает непросто. У зрителей появилась редчайшая возможность детально изучить игрушки Абилин из «Удивительного путешествия кролика Эдварда», печку из спектакля «Гуси-лебеди», детскую кроватку с плюшевым медведем главного героя «Гамлета», поролоновых людей из «Бойцовского клуба» и так далее. Особый интерес вызвали Череп Черепович из «Василиссы» и голова шотландской королевы из «Марии Стюарт».

30 марта в театре прошёл День памяти народного артиста России Валерия Золотухина, так много сделавшего для развития МТА. Его талант, безграничное обаяние, энергия, мастерство позволили создать запоминающиеся, известные практически каждому жителю страны образы и в театре, и в кино. Валерий Золотухин – человек, который по-настоящему, искренне любил Алтай, свою малую родину. И не просто любил, а доказывал это делами.

В этот день состоялся показ спектакля Анатолия Кошкарёва «Пой, Вовка…» по произведениям Валерия Золотухина. В него вошли рассказ «Старики», отрывки из повестей «Дребезги» и «На Исток-речушку, к детству моему». Эта постановка – дань благодарности бывшему художественному руководителю театра от актёров, выходивших с Мастером на одну сцену более 10 лет.

Перед началом показа на экранах в фойе первого этажа зрители могли посмотреть сцены из спектаклей Молодёжного театра Алтая с участием Валерия Сергеевича: «На дне» Максима Горького (2003 год, Лука), «Ревизор» Николая Гоголя (2007 год, Городничий) и «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина (2009 год, Дед). В фойе второго этажа демонстрировали отрывки из знаменитых на всю страну фильмов с участием Валерия Золотухина: «Пакет», «Хозяин тайги», «Бумбараш», «Единственная», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Маленькие трагедии», «Чародеи» и «Человек с аккордеоном».

В мае стартовал театральный семейный проект «Детки и предки. Сибирь». В планах – детская образовательная программа в Новосибирске и постановка спектаклей для детей и подростков в трёх городах федерального округа. Один из них создадут в Молодёжном театре Алтая.

Проект появился в 2018 году по инициативе Центра «Культурный город». Его реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В течении трёх лет программа предусматривала работу только в Новосибирске, теперь проект расширил свои границы. Первые два года организаторы ориентировались на современную переводную литературу, в третьем – на классику советской литературы. В сезоне 2022-2023 годов режиссёрам предложат для постановки произведения современных детских писателей России.

Итоги сезона: федеральная поддержка

Театр ежегодно подаёт заявку на участие в проекте «Культура малой Родины». В 2021 году МТА обновил материально-техническую базу. Благодаря участию в федеральном проекте для радиоцеха приобрели аудиоинтерфейсы RME Fireface UFX II, RME Fireface UC, ESI Gigaport eX, системный блок HP 800 G6 TWR с монитором LG 32GN500-B, системный блок HP GT11-0007ur с монитором LG 24EA430V-B, ноутбук MSI, 20 минимикрофонов с оголовьем Sennheiser HSP 4-ew-3 телесного цвета, планшет Apple iPad 2020. Пять световых приборов Robe Robin 300X LEDWash, два светодиодных прожектора ETC ColorSource PAR, семь театральных прожекторов, два цифровых силовых блока Протон 11Д12-25 DMX-512 Фаворит, четыре светодиодных прожектора RGB DMX-512 со звуковой активацией закупили для осветительного цеха.

В 2021 году на федеральные средства в театре поставили спектакли «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и «Василисса» Марии Малухиной.

В январе стало известно, что в этом году на поддержку творческой деятельности и оснащение муниципальных, детских и кукольных театров Алтайского края из федерального бюджета выделили более 20 млн. рублей. Часть денег снова получил Молодёжный театр Алтая. 1 июня выпустили сказку «Три толстяка» по повести Юрия Олеши. А осенью состоится ещё одна премьера. Над спектаклем «Мёртвые души» по роману Николая Гоголя будет работать главный режиссёр театра Алексей Серов. До конца года театр докупит звуковое и мультимедийное оборудование.

«Алтапресс»: в Барнауле поставили необычный спектакль о вдовах воинов Великой Отечественной

23 июня Молодёжный театр Алтая закрыл театральный сезон новой постановкой «Марьино поле» по пьесе современного драматурга Олега Богаева. Режиссёр – Ирина Астафьева.

Главные героини спектакля – три одинокие старухи из заброшенной деревни. 60 лет назад, в 1941 году, они проводили своих мужей на фронт.

Но однажды им начинает казаться, что их избранники живы и скоро они прибудут на поезде на заброшенную станцию – туда и отправляются женщины.

«Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и другие», – рассказали в театре.

В Молодёжном театре говорят, что «Марьино поле» – это спектакль о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить, и, конечно, о женской любви, которая преодолеет любые испытания.

Увидеть спектакль можно будет в следующем сезоне, в сентябре.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Итоги сезона: награды и премии

В ноябре в МТА состоялась церемония награждения лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В список победителей вошёл артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко. Он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

В ноябре за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почетную грамоту Министерства культуры Алтайского края вручили заместителю директора по развитию Марине Стригуновой.

Под конец 2021 года в театре состоялась еще одна церемония вручения. Администрация Октябрьского района Барнаула отметила инженера-механика Евгения Кобылина. Благодарностью министр культуры Алтайского края Елена Безрукова за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию деятельности театра поощрила заведующую складом Елену Тишину. Почетную грамоту администрации города вручили руководителю литературно-драматургической части Станиславу Хазиеву, главного бухгалтера Елену Анисимову отметили знаком «За вклад в развитие города Барнаула», почётный знак «С благодарностью, Барнаул» вручили заведующему художественно-постановочной частью Павлу Мануйлову.

В марте было ещё одно большое для театра событие. Заведующий художественно-постановочной частью Павел Мануйлов стал победителем губернаторского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник культуры года». Его отметили в номинации «Лучший работник театрального и концертного учреждения».

Павел Николаевич всю свою трудовую деятельность – более 25 лет – посвятил Молодёжному театру Алтая. В 1996 году начинал монтировщиком сцены, затем возглавил работу монтировочного цеха театра, в 2015 году стал заведующим художественно-постановочной частью. Вся машинерия, декорации, бутафория, костюмы, свет, звук каждого спектакля производятся под его контролем и руководством. При этом Павел Николаевич курирует проведение масштабного Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В С. Золотухина: решает все технические вопросы, связанные с доставкой костюмов и декораций, их установкой, зачастую уникальным световым оформлением каждого спектакля, конкурсными показами. Под его руководством ежегодно в МТА подводят итоги благотворительного марафона «Поддержим ребёнка», проходят показы гастролирующих театральных коллективов. Павел Николаевич – важнейший человек и на гастролях Молодёжного театра Алтая, при поездках на фестивали, проходящие по всей стране.

25 марта в Барнаул пришёл важный документ. Благодарность от Министерства культуры России на имя директора Ирины Лысковец подписала Ольга Любимова.

Ирина Владимировна начала работать в отрасли культуры в 1999 году. С 2014 года возглавляет МТА. С того же года руководит Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина. Была инициатором открытия Школы-студии МТА, где дети и подростки познают азы театрального искусства. По её же инициативе проходят творческие лаборатории, семинары, курсы повышения квалификации и акции. Последние годы много времени директор отдаёт поиску и приглашению в Барнаул талантливых постановщиков. Благодаря ей мы познакомились с Максимом Соколовым (Wonder boy, «Бойцовский клуб», «Мария Стюарт»), Бениамином Коцем («Мой папа – Питер Пэн» и «Крахмальная, 92»), Анной Зиновьевой («Временно недоступен» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда»), Татьяной Безменовой («Гамлет» и «Золушка»), Викторией Печерниковой («Василисса») и другими режиссёрами. Директор пригласила в театр Алексея Серова («Наш городок» и «Фауст»), ставшего главным режиссёром МТА.

Алтайское краевое отделение Союза театральных деятелей России подвело итоги творческого сезона 2021-2022 годов. По многолетней традиции члены правления посмотрели все премьерные спектакли, поставленные в театрах региона, и выбрали лучших артистов в нескольких номинациях. Заслуженную награду получила Анастасия Данилова. Её признали победителем в номинации «Лучшая женская роль» за работу в страшной сказке «Василисса» Марии Малухиной, поставленной режиссёром Викторией Печерниковой. Анастасию Милютину за исполнение роли Маргариты в мюзикле Александра Шевцова «Фауст» в постановке главного режиссёра МТА Алексея Серова отметили в номинации «Лучший дебют». На заседании правления определили и работников театров, которые получат особые именные премии. Премия Светланы Талалаевой досталась заслуженной артистке России, ведущему мастеру сцены Молодёжного театра Алтая Нине Таякиной.

Итоги сезона: юбилеи на сцене МТА

В этом сезоне двое артистов театра отмечали юбилей творческой жизни.

2 сентября 25-летие на сцене МТА отмечала Юлия Юрьева. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила более 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

3 сентября было 50-летие профессиональной деятельности у ведущего мастера сцены МТА Нины Таякиной. Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актёрская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле. Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра и поставила несколько спектаклей.

К этой дате в театре состоялся творческий вечер Нины Таякиной «50 лет на сцене». Она читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съемок в кино.

Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены останавливаться не стала. Ещё одна веха – педагогическое поприще. Уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит к выходу на большую сцену.

Итоги сезона: адаптация спектаклей для незрячих и слабовидящих

Молодёжный театр Алтая стал победителем грантового конкурса программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд выделил средства на адаптацию трех постановок для незрячих и слабовидящих, направил в театр специальное оборудование – мобильный передатчик и 20 аудиоприемников.

Тифлокомментарии (лаконичное речевое описание визуальной составляющей – предмета, пространства или действия – которое непонятно незрячему без специальных словесных пояснений) появятся у глитча Максима Соколова Wonder boy, урока (мне) взрослому Бениамина Коца «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и семейной истории Петры Вюлленвебер «Временно недоступен» в постановке Анны Зиновьевой. Адаптацией спектаклей занимается специалист из Новосибирска Марина Копысова, заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Она окончила Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». Многие годы работает с людьми, у которых есть физические или сенсорные ограничения. Не раз готовила тифлокомментарии к постановкам театров Сибири.

Марина Ивановна уже дважды посетила МТА, познакомилась с руководством и сотрудниками театра, осмотрела большую сцену и зрительный зал, побывала на показах спектаклей-участников проекта Wonder boy и «Крахмальная, 92».

Изначально планировалось, что спектакли для особенных зрителей в Молодёжном театре Алтая будут идти с весны. Но из-за определённых обстоятельств оборудование доехало до Барнаула только в середине июня. Театр встретит людей на показах адаптированных постановок уже в сентябре. Предварительно состоится тестирование полученной техники и специальный инструктаж сотрудников, работающих со зрителями.

Итоги сезона: премьеры

Творческий сезон МТА начал с премьеры спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса. Главный герой детектива – мальчик-аутист, который ненавидит прикосновения и не касается никого даже взглядом. Он любит находиться в одиночестве. Расследуя убийство соседской собаки, в котором является главным подозреваемым, случайно открывает и разгадывает собственную семейную тайну. Премьера спектакля Андрея Воробьёва состоялась 8 сентября.

12 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца. Он ставил «Крахмальную, 92» по повести польского просветителя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. И теперь единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад.

23 декабря в репертуар театра вошла страшная сказка «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Над спектаклем работала постановочная группа из Москвы, которую возглавляла режиссёр Виктория Печерникова. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Современная «Василисса» в версии МТА – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

2 января зрителям представили комедию «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Новый спектакль поставил главный режиссёр МТА Алексей Серов. По сюжету муж предлагает жене жить в браке без взаимных обязательств в верности и любви. По его мнению, только так можно сохранить честные и долгие супружеские отношения. Но муж не предполагал, что когда-нибудь и его жена воспользуется заключённым между ними договором и заведёт себе любовника.

Сразу после этого Алексей Серов занялся новым проектом – первым полноценным в истории Молодёжного театра Алтая мюзиклом. Либретто, музыку и стихи к «Фаусту» написал московский композитор Александр Шевцов. В команду постановщиков вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой Маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и консультант по вокалу Александра Чопик. Премьера состоялась 18 марта.

1 июня, в Международный день защиты детей, состоялась премьера музыкальной сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Специально для барнаульского театра инсценировку по роману для детей создавал режиссёр Павел Пронин. Погружаясь в фантастический водоворот непредсказуемых событий, в борьбе со злом и несправедливостью герои могут рассчитывать только на своих преданных друзей и на собственные силы. А источником этих сил становится внутренняя свобода человека и решимость никогда не предавать свои идеалы.

Закрыл творческий сезон Молодёжный театр Алтая 23 июня премьерой спектакля по пьесе Олега Богаева «Марьино поле». Над ним работала известный в Барнауле режиссёр Ирина Астафьева. Героини, три столетние жительницы вымершей деревни, отправляются встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. На пути женщин встречаются самые неожиданные персонажи, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие. Их появление можно объяснить только фантастическими аномалиями.

Итого за год репертуар МТА пополнился семью спектаклями. На следующий творческий сезон у театра не мене амбициозные планы.

Афиша
Новости
Соцсети