«Вечерний Барнаул»: актриса – фаталист – Галине Чумаковой присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ»
Галина Чумакова считает, что актерская судьба к ней благосклонна, ведь она дала возможность поработать с неординарными режиссерами, поразмышлять над интереснейшим материалом, соотнести себя с самыми разными персонажами. Ее роли на сцене МТА всегда яркие и запоминающиеся – будь то Раневская в «Вишневом саде», Жена волшебника в «Обыкновенном чуде», Мать в «Преступлении и наказании» или Любецкая в «Карьере & фортуне».
О Барнауле только и говорили
– Галина Николаевна, поздравляем вас с почетным званием. Получить его было волнительно?
– Помню, когда я впервые узнала, что претендую на это звание (а дело было еще в старом здании барнаульского ТЮЗа), ощутила невероятный подъем и, как человек сомневающийся, некую неловкость. Теперь же, спустя годы, дышу ровнее.
– Помните свои первые актерские опыты?
– Конечно! Я родилась и выросла в Новосибирске, и нам было лет по семь, когда бабушка одной из моих подруг (кстати, по профессии литератор) решила ставить с нами спектакли во время летних каникул прямо во дворе. Моя первая главная роль – Попадья в «Сказке о попе и работнике его Балде». С наступлением холодов мы не хотели бросать наше новое увлечение и репетировали прямо в подъезде, потом же усаживали наших зрителей-соседей прямо на лестничных ступеньках и показывали им «Золушку». Потом мне очень повезло с учителем по литературе, а также с классной руководительницей, которая когда-то мечтала стать артисткой, но пошла в математики. И эти люди заразили нас театром, который мы регулярно посещали организованной группой. Моим любимым местом стал новосибирский ТЮЗ, где я знала практически все спектакли, ходила на определенных артистов. А в седьмом классе стала посещать народный театр, которым руководила Зейнаб Берендеева – в прошлом актриса, эвакуированная во время войны в Новосибирск из Питера вместе с ТЮЗом им. Брянцева. В городе наш коллектив был довольно известен.
– А на актрису тоже учились в Новосибирске?
– Да, причем в театральное училище поступали вместе с сестрой, которая меня на два года старше. К тому времени она уже успела окончить музыкальное училище, освоить вокал. Сегодня она работает в Новосибирском музыкальном театре. Кстати, мы с ней были первыми сестрами в истории училища. Учились на курс младше Владимира Машкова и Елены Шевченко – известной актерской пары, даже играли с ними на одной сцене.
– Как же вы оказались в Барнауле?
– Во-первых, мы посещали этот город классом в рамках трехдневной экскурсии. Барнаул мне показался тихим, очень уютным, чистым, с невероятно вкусными кулинариями. А во-вторых, во время учебы в театральном училище о Барнауле только и говорили. В ту пору активно обсуждались спектакли Евгения Гимельфарба – главрежа местного театра кукол, постановки Василия Богомазова в театре драмы, от своей сокурсницы Елены Половинкиной (известной актрисы алтайской драмы, которая в 2012 году уехала в Красноярск. – Прим. ред.) я слышала об Ирине Свободной и ее знаменитом студенческом театре «Плот». И когда меня по окончании училища пригласили к себе театры Омска и Барнаула, я, не задумываясь, выбрала столицу Алтая и барнаульский ТЮЗ.
Территория театра
– 1980-е годы – время расцвета барнаульского ТЮЗа, театральной жизни вообще…
– На тот момент в ТЮЗе работало невероятное количество талантливой молодежи, прибывшей из разных уголков страны. Всех нас смело можно было брать в спектакль «Завтра была война», отличающийся разнохарактерными ролями. Здесь царила очень творческая атмосфера, и эта территория театра сразу пришлась мне по душе. Хотя, признаться, поначалу думала – мол, поработаю года три и вернусь обратно. Но потом все как-то закрутилось: я вышла замуж (супруг Галины Николаевны – артист МТА Александр Чумаков. – прим. ред.), потом родились дети.
– В одном из интервью вы сказали, что главное счастье актера – подойти к доске распределения ролей и увидеть там свою фамилию. Для вас до сих пор в этом счастье?
– Теперь я всему рада. И даже если меня нет в списках, знаю, что моя роль от меня не уйдет. В этом смысле я фаталист и стараюсь доверять высшему промыслу. Помню, в нашем театре ставил спектакль «На дне» очень талантливый режиссер Алексей Песегов. Я тогда только вышла из декретного отпуска, а потому, когда после кастинга не нашла своего имени на доске распределения, сильно не расстроилась. Но потом все же роль нашла меня. Когда мы играли на сцене «Горе от ума», в антракте ко мне подошел режиссер и предложил в спектакле «На дне» роль Наташи. Потом в этой постановке роль Луки сыграл Валерий Золотухин.
– Сегодня часто приходится слышать, что в театре обязательно должен быть главреж. Но разве не интересней работать с приглашенными, сменяющими друг друга режиссерами?
– Главный режиссер должен следить за развитием труппы, не давать актерам засиживаться, застаиваться их энергии. Но, бывает, на это способны и приглашенные режиссеры. Помню, как в 1990-х годах в нашем театре ставил «Маленькие трагедии» Сергей Красноперец. Так он вдруг разглядел Дон Жуана в Антоне Киркове, который на тот момент в основном был задействован в ролях из разряда «кушать подано» – играл в ту пору Петрушку в «Горе от ума». И попал в точку, раскрыл его.
– А вы сами в режиссеры никогда не метили?
– Никогда. Я все же, как оказалось, по природе больше актриса. Хотя в шкуре режиссера мне довелось побывать во время учебы в Алтайском государственном институте культуры: тогда для того, чтобы преподавать на знаменитом золотухинском курсе, мне понадобилось получить высшее образование. Я поняла, что лично мне тяжело приходится в этом статусе: не спать ночами, постоянно находиться в процессе выдумывания чего-то, выбирать из множества решений одно самое верное. Мне больше нравится расти как актриса, делать все возможное, чтобы в профессии не наступил «потолок».
– Расскажите о вашем опыте в кино. Недавно вышел трейлер к снятому на Алтае фильму «Земля Эльзы», где промелькнуло ваше лицо…
– Если честно, в кино я никогда сниматься не хотела. Вероятно, потому что чувствовала, что камера меня сковывает. Помню, примерно в 1987 году я участвовала в проходивших здесь пробах к фильму «Сто солдат и две девушки», но не прошла. А чуть позже Новосибирская киностудия снимала фильм в Барнауле, но тоже как-то не сложилось. Затем я стала сниматься в рекламе и вроде как научилась работать на камеру. А когда в театре мы ставили спектакль «Праздники детства», понадобились кадры для проекции на экран. Снимались мы вместе с Валерием Золотухиным, который научил меня перед камерой чувствовать себя свободно, забыть о ней. Поэтому на пробы «Земля Эльзы» я пошла уже будучи подготовленной. И это был довольно интересный опыт. Будем ждать фильма.
Справка
Галина Чумакова окончила Новосибирское театральное училище в 1986 году и сразу была зачислена в труппу барнаульского ТЮЗа. В 2010 году защитила диплом по специальности «Режиссер любительского театра и педагог народно-художественного творчества». Сегодня, помимо игры на сцене, Галина Николаевна преподает в школе-студии МТА, занимается с детьми актерским мастерством.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»