«Вечерний Барнаул»: чем ценен «Гамлет» в прозе и почему режиссёра не привлекает политический аспект знаменитой пьесы

В Молодежном театре Алтая репетируют «Гамлета». За самую знаменитую пьесу в мире взялась Татьяна Безменова – московский режиссер, которая в Барнауле больше известна как балетмейстер, автор пластических решений спектаклей краевого театра драмы и музыкального театра, а также режиссер-постановщик комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене МТА.

Замахнулись на святое

– Татьяна Петровна, как это вы вдруг решили замахнуться на Шекспира?

– Конечно же, к «Гамлету» приходят не вдруг, а лишь тогда, когда это необходимо для театра и прежде всего лично для тебя. Потому что эта пьеса – некая точка роста, тот рубеж, за которым следует совершить прыжок. Безусловно, это риск, и всем страшно, так как мы замахнулись на святое, на мировой шедевр. Но только так режиссер и актеры смогут вырасти в своей профессии.

– Почему «Гамлет»?

– Я росла в семье, где библиотека считалась единственным богатством. В ней было два огромных тома Шекспира – издание академическое, с золотым тиснением. Мой «Гамлет» начался с него. Потом, когда я училась в ГИТИСе, мне удалось раз пять посмотреть в «Сатириконе» знаменитую шекспировскую пьесу в постановке Роберта Стуруа. Позже я видела «Гамлета» Юрия Бутусова, посмотрела немало экранизаций. Потом сама прикоснулась к Шекспиру, работая вместе с режиссером Олегом Рыбкиным над «Королем Лиром» в Красноярске, затем с Артёмом Терёхиным я ставила «Сон в летнюю ночь» в Лысьве, с Еленой Невежиной – «Двенадцатую ночь» в Новосибирске. Но о том, что я сама решу взяться за «Гамлета», даже не предполагала, а если и рассматривала шекспировский материал, то, скорее, поздние пьесы автора – такие как «Буря» или «Зимняя сказка».

Впервые мысль о «Гамлете» посетила меня год назад во время работы над «Фигаро» здесь, в Молодежном театре Алтая. Просто я увидела в Андрее Потереба принца датского и интуитивно почувствовала, что актер готов к этому прыжку. Да, «Гамлет» – материал грандиозный. Но если мы будем думать, что не смеем к нему прикоснуться и начнем трепетать перед его непостижимостью, то у нас и вправду ничего не получится. Знаете, на первой читке я сказала: «Я никогда еще не чувствовала себя такой готовой и такой неподготовленной». И это правда. Ты можешь изучить всех шекспироведов, пересмотреть все постановки, создать в голове свой собственный спектакль. Но в любом случае тебе предстоит столкнуться с самим Шекспиром – ему ты будешь задавать вопросы, которые так и останутся неотвеченными. И действовать тебе придется самому, и искать ответы тоже.

Место действия – мышеловка

– Существует около полусотни переводов «Гамлета» на русский язык. Каким вариантом пользуетесь вы?

– Мы взяли очень редкий перевод Михаила Морозова – литературоведа, театроведа и переводчика, посвятившего свою жизнь изучению творчества Шекспира, того самого Мики Морозова, которого изобразил на своем знаменитом полотне Валентин Серов. Он и сделал прозаический перевод «Гамлета», практически подстрочник, претендующий не на художественность, а, скорее, на семантическую точность. Да, существуют прекрасные стихотворные переводы Бориса Пастернака, Михаила Лозинского, великого князя Константина Романова (во время репетиций мы ими тоже пользуемся). Но столкнувшись с текстом Михаила Морозова, мы все же решили предпочесть шекспировскому поэтическому слогу шекспировское слово. Ведь ни для кого не секрет, что при переводах в угоду рифмам порой приходится заменять слова, отчего искажаются первоначальные смыслы. По-моему, до нас с такой трактовкой еще никто на театральной сцене не работал.

– Какие визуальные решения планируете использовать в постановке?

– В этом спектакле я работаю с прекрасным художником и сценографом Алексеем Паненковым, который для нашего спектакля придумал потрясающее пространство. Если не углубляться в детали, то речь идет о гигантской мышеловке (ведь у Шекспира «Мышеловка» не просто пьеса в пьесе, а роковая метафора) – некоей шкатулке с секретами, работающей как раздвижной механизм. К тому же наш принц датский намеренно мальчишка, а вовсе не Гамлет-Высоцкий, Гамлет-Смоктуновский, Гамлет-Мэл Гибсон. Ведь, как мне кажется, этот герой изначально был создан вовсе не для войны, кровавой мести или разрушений, а для чего-то более прекрасного. Поэтому его мир – это бывшая детская, в которой он рос в окружении огромного количества книг, каких-то значимых с детства предметов. И это пространство тоже становится западней, впрочем, как и весь Эльсинор.

– Шекспироведы называют «Гамлета» трагедией мести. А как вы воспринимаете эту пьесу?

– Мне очень близко мнение Белинского, который сказал о «Гамлете»: «Это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас… в высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле». Достаточно взглянуть, что творится с актерами, которые на каждую репетицию приносят с собой ту или иную историю своей жизни. Порой даже останавливать их приходится, внушать: мол, ты это ты, а не Лаэрт, не Гамлет. Так и для меня «Гамлет» – это наша жизнь, это палитра человеческих типов, ситуаций, это вопросы мирового масштаба, которые всегда болезненны.

– Сегодня трагедию о принце датском театры ставят по-разному. Как вы относитесь к таким экспериментам?

– Каждый имеет право на свое прочтение. Мы же стараемся не выискивать в «Гамлете» выгодные для себя смыслы, не смотреть на этот материал исключительно с социальных или политических позиций. Для меня это пьеса масштабных фигур, страстей, чувств, обстоятельств, важнейших вопросов – острых, неразрешимых, которые ставит сама жизнь. И этим она интересна как для шекспироведов, так и для публики. И мы убеждены: зритель не должен быть обманут. Он идет на «Гамлета» и должен «Гамлета» получить. Поэтому наша задача – не запутать зрителя, не переусердствовать с метафорами, не ввести его в заблуждение, быть внятными.

На барнаульской сцене «Гамлет» ставился лишь раз: в 2002 году режиссером Андреем Лапиковым. В «Гамлете» Татьяны Безменовой для некоторых персонажей предусмотрено два состава. К примеру, роль Гертруды будут исполнять Галина Чумакова и Виктория Проскурина, Клавдия – Андрей Воробьёв и Александр Савин, Офелию – Наталья Очаковская и Виолетта Дьякова.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

21.04.2025

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

20.04.2025

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

17.04.2025

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

11.04.2025

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

09.04.2025

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

08.04.2025

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

05.04.2025

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина объявляет новую акцию для владельцев Пушкинской карты. Теперь посещение спектакля вместе с родителями станет не только увлекательным культурным событием, но и выгодным предложением.

Для участия достаточно приобрести билет на любой из трёх спектаклей по Пушкинской карте. Предъявив электронный или бумажный билет в кассе, вы получите дополнительную скидку 10% на билеты своим родственникам на тот же спектакль.

Акция действует на спектакли «Мёртвые души» Николая Гоголя (23 апреля в 18:30), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (21 мая в 18:30) и «Маскарад» Михаила Лермонтова (22 мая в 18:30).

Воспользоваться этим предложением можно исключительно в кассе самого театра. Телефон для справок: 503-503.

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

20 апреля в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоялась творческая встреча артистов и учеников начальных классов барнаульской Гимназии №42. Дети побывали на показе сказки «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

Каждый школьник вручил понравившемуся герою спектакля розу. Некоторые подарили и шоколад. А после показа у детей была уникальная возможность задать вопросы занятым в постановке артистам. Ученики спрашивали, почему они выбрали эту профессию, как не волноваться перед выходом на сцену, как получается не плакать, играя в этом спектакле, и так далее.

смотреть фото

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

17 апреля в барнаульской Библиотеке №18 им. Льва Квина состоялась встреча артисток Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина с учениками Лицея №130. Наталья Очаковская и Наталья Сляднева представили пятиклассникам несколько фрагментов книги Льва Квина «Было – не было».

Сам автор обозначил произведение, как совершенно невероятную историю, происшедшую с двумя закадычными друзьями не в далёкие сказочные времена, а в наши дни, и достоверно записанную с их собственных слов. Школьники внимательно слушали отрывки.

А после собравшихся поделили на две группы. Артистки провели тренинги по актёрскому мастерству. Под их руководством подростки учились существовать в предлагаемых обстоятельствах, быть внимательными, чувствовать партнёров, запоминать большой объём информации.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

11 апреля Министерство культуры Алтайского края опубликовало результаты конкурсного отбора на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина получит поддержку при постановке спектакля «Евгений Онегин» по известнейшему роману Александра Пушкина.

К работе творческая команда приступит уже в июне. В постановочную группу войдёт главный режиссёр МТА Дарья Догадова и приглашённые специалисты: драматург Наталья Макуни, сценограф Ольга Смагина, хореограф Ксения Малинина и художник по свету Дмитрий Зименко. Над созданием спектакля будут трудиться практически все сотрудники театра. Специально для Молодёжного театра Алтая создадут инсценировку, причём работа с текстом произведения пройдёт с бережным отношением к слогу автора и идеям, которые он заложил в роман.

Добавим, в этом году на конкурс грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры поступило более 50 заявок. Эксперты рекомендовали к поддержке 20 творческих проектов, на их реализацию из краевого бюджета выделят 18 млн. рублей.

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

8 апреля состоялись гастроли Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. На сцене Бийского драматического театра коллектив представил два спектакля.

Прошли показы «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина (6+) и «Письма любви» Альберта Гурнея (16+). Зрители тепло встретили оба спектакля, каждый раз провожая артистов долгими аплодисментами.

Благодарим бийских коллег за приём и всестороннюю помощь в организации показов. Уже через неделю МТА снова отправится на гастроли по Алтайскому краю. Творческую команду ждут в Тальменке.

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР родился 21 июня 1941 года в алтайском селе Быстрый Исток.

Благодаря его усилиям у труппы Молодежного театра Алтая, художественным руководителем которого Золотухин был с 2003 года, появилось собственное здание на месте бывшего меланжевого комбината. Площадь увеличилась почти в 2 раза, появились гримерные для артистов, цеха для изготовления и хранения костюмов и декораций, зрительный зал приобрел театральный вид.

Среди артистов порог нового театра переступили и первые «золотухинцы». Так называли студентов Алтайского института культуры, учившихся под кураторством мастера. Уже к 3 курсу вся группа работала в театре и гастролировала.

Несмотря на востребованность в кино и театре, Золотухин часто приезжал в родные места набраться сил и энергии. Больше 20 лет останавливался в доме Виталия и Марии Кирьяновых. Несколько раз в год привозил сюда всю семью и знаменитых коллег.

Вместе с товарищем Валерий Сергеевич с нуля за 14 лет возвели в Быстром Истоке и храм. Собирали с миру по нитке. Уютную церковь Покрова Пресвятой Богородицы открыли в 2003 году. И сразу же храм стал одним из любимых мест быстрян.

Когда на 72-м году жизни народный артист скончался после болезни, осуществилась еще одна его мечта – быть упокоенным на родной земле. В любимом селе. Неподалеку от храма теперь каждый год в день памяти Валерия Золотухина возле него проходит литургия.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

С 22 по 29 мая в Санкт-Петербурге состоится Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева «Молодёжь. Театр. Фест». В списке участников – Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина.

«Трудно выбирать среди хороших спектаклей, которых в этом году было создано огромное количество в театрах нашей бескрайней страны. Тем более, мы ограничены недельным сроком. В итоге к нам приедут коллективы из разных уголков России, а также коллеги из ближнего и дальнего зарубежья: из Венгрии, Туниса, Турции, Абхазии, Беларуси, Узбекистана и Армении. Список театральных коллективов, которые приедут в наш замечательный город, получился очень внушительным. Это работы молодых и уже заявивших о себе режиссёров и, конечно, мэтров театральной сцены», – говорит директор ТЮЗа им. А.А. Брянцева Светлана Лаврецова.

МТА представит концерт для маленькой девочки и большого фортепиано «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» по пьесе Анны Морозовой (12+). Премьера состоялась 11 сентября 2024 года, над спектаклем работали режиссёр Екатерина Корабельник, сценограф Евгения Платонова и художник по свету Екатерина Лабик. Постановка уже завоевала сердца подростков Барнаула. Теперь к ним присоединится и молодёжь Санкт-Петербурга.

Показ состоится 25 мая на малой сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева.

Афиша
Новости
Соцсети