«Вечерний Барнаул»: четыре премьеры – от спектаклей для тинейджеров до серьёзной мировой драматургии

В Молодежном театре Алтая началась подготовка к новому творческому сезону. Уже предстоящей осенью зрители смогут увидеть четыре премьерных спектакля.

Мелодия жизни

Сегодня над новой пьесой «Временно недоступен» немецкого драматурга Петры Вюлленвебер работает режиссер из Новосибирска Анна Зиновьева. Этот постановщик уже известен барнаульскому зрителю по комедии «Бог резни», которая была поставлена на сцене МТА в 2015 году, а также по сказке для детей от 6 до 100 лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по известной книге Кейт ДиКамилло. Новая постановка рассчитана на подростков – самую сложную и мало охваченную вниманием режиссеров публику. По сюжету пьесы в автомобильной катастрофе погибает мать, в итоге двое детей, их отец и бабушка остаются каждый со своим горем наедине, отдаляясь друг от друга все больше и больше. Слова в телефоне «абонент временно недоступен» звучат все чаще и вполне могут перейти из разряда «временно» в разряд «навсегда». И только когда сын, ищущий выход в различных экстремальных проявлениях, сам оказывается на волосок от гибели, семья понимает, что только вместе они смогут выстоять и стать счастливыми. Как рассказали в театре, новый спектакль войдет в репертуар театра благодаря проекту «Культура малой Родины», направленному на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры страны.

Ждет зрителей еще одна новая работа – артист театра Андрей Воробьёв, который в январе этого года представил зрителям постановку «Камедыя», ставит спектакль по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Этот автор в Барнауле известен – в 2015 году по его произведению «Оскар и Розовая дама» был поставлен Александром Зыковым моноспектакль для актрисы Надежды Царининой, а в 2019 году его пьеса «Дети Ноя» легла в основу удивительно тонкой работы режиссера Марии Любецкой в театре кукол «Сказка» (в рамках творческой лаборатории для молодых режиссеров). «Мсье Ибрагим и цветы Корана» – нежная и многослойная книга Шмитта, в которой под внешне незамысловатый рассказ замаскирована история о брошенном отцом мальчишке, страдающем от одиночества. Он живет в Париже на Голубой улице, которая давно не голубая, покупает на ужин консервы у местного араба, который вовсе не араб. Так что же здесь настоящее? А подлинны в пьесе взросление, дружба, столкновение с миром иной религии, а главное – неповторимая мелодия жизни.

Совсем скоро в МТА прибудет артист новосибирского театра «Глобус» Александр Липовской, поставивший три года назад в барнаульском театре спектакль Cash по собственной пьесе. На сей раз вместе с актерами МТА он будет создавать новый спектакль «Киддо» по произведению собственного сочинения.

Мышеловка как метафора

Еще одной премьерой осени станет трагедия «Гамлет». За самую знаменитую пьесу в мире взялась Татьяна Безменова – московский режиссер, которая в Барнауле больше известна как балетмейстер, автор пластических решений таких спектаклей, как «Я пришел дать вам волю» краевого театра драмы, «Амадей», «Ползунов», «Человек из Ламанчи», «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес», «Шоу начинается!» музыкального театра, а также режиссер-постановщик известной комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене МТА.

– За основу мы взяли очень редкий перевод Михаила Морозова – литературоведа, театроведа и переводчика, посвятившего свою жизнь изучению творчества Шекспира, того самого Мики Морозова, которого изобразил на своем знаменитом полотне Валентин Серов, – пояснила режиссер. – Он и сделал прозаический перевод «Гамлета», практически подстрочник, претендующий не на художественность, а, скорее, на семантическую точность. Да, существуют прекрасные стихотворные переводы Бориса Пастернака, Михаила Лозинского, великого князя Константина Романова (во время репетиций мы ими тоже пользуемся). Но столкнувшись с текстом Михаила Морозова, мы все же решили предпочесть шекспировскому поэтическому слогу шекспировское слово. Ведь ни для кого не секрет, что при переводах в угоду рифмам порой приходится заменять слова, отчего искажаются первоначальные смыслы. По-моему, до нас с такой трактовкой еще никто на театральной сцене не работал.

Этот спектакль режиссер создает совместно с художником и сценографом Алексеем Паненковым, который специально для постановки придумал необычное пространство. Если не углубляться в детали, то речь идет о гигантской мышеловке (ведь у Шекспира «Мышеловка» не просто пьеса в пьесе, а роковая метафора) – некоей шкатулке с секретами, работающей как раздвижной механизм. К тому же принц датский здесь – намеренно мальчишка, а вовсе не Гамлет-Высоцкий, Гамлет-Смоктуновский, Гамлет-Мэл Гибсон. Ведь, по мнению Татьяны Безменовой, этот герой изначально был создан вовсе не для войны, кровавой мести или разрушений, а для чего-то более прекрасного. Поэтому его мир – это бывшая детская, в которой он рос в окружении огромного количества книг, каких-то значимых с детства предметов. И это пространство тоже становится западней, впрочем, как и весь Эльсинор.

Кстати, первые показы «Гамлета» должны были состояться в апреле, но из-за коронавируса премьеру вынужденно перенесли на полгода.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

18.10.2021

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

17.10.2021

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

16.10.2021

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

15.10.2021

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

Артист МТА Александр Коцубенко стал лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

В Алтайском крае стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в соответствии с распоряжением главы региона и на основании решения комиссии премии удостоены: артист-вокалист Алтайского государственного музыкального театра Мария Евтеева, артист Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. B.C. Золотухина Александр Коцубенко, артист (кукловод) театра кукол «Сказка» Александр Сизиков и артист Бийского городского драматического театра Артём Фоменко. По традиции престижную премию присудили трём студентам Алтайского государственного института культуры: Валерии Бородкиной, Юлии Пономаренко и Сергею Мячину.

Александр Коцубенко окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Сейчас артист занял в репетициях спектакля «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Премьерные показы состоятся 12, 13 и 14 ноября. Телефон кассы театра: 503-503.

Справка

Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства учредили в регионе в 2014 году. Это одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов. Ежегодно премию в размере 50 тысяч рублей присуждают четырём молодым театральным деятелям и трём студентам – по 15 тысяч рублей.

«Вечерний Барнаул»: Молодёжный театр Алтая поставит Януша Корчака

В ноябре на камерной сцене Молодёжном театре Алтая представят постановку «Крахмальная, 92» по повести «Когда я снова стану маленьким». Жанр обозначен как «урок (мне) взрослому».

В повести-фантазии Корчак снова оказывается мальчишкой, и благодаря помощи доброго гнома предлагает читателям посмотреть на детскую жизнь взрослыми глазами. Вы просыпаетесь и понимаете, что снова стали ребёнком, не потеряв прежнего опыта и знаний. Но в жизни ребёнка, оказывается, есть не только беззаботное счастье, но и переживания, страхи и тревоги. Осознав, как иногда трудно быть ребёнком, легче понять своих детей.

«Боюсь. Неприятно бояться. Если бы я был взрослый, я бы не боялся. Никто бы примеров у меня не списывал», – писал Януш Корчак.

«У меня уже есть часы, усы, письменный стол с выдвижными ящиками – всё как у взрослых. И я в самом деле учитель. И мне нехорошо… Знал бы, ни за что бы не хотел стать взрослым. Ребёнку во сто раз лучше. Взрослые – несчастные. Неправда, будто они делают что хотят. Нам ещё меньше разрешено, чем детям», – ещё одна говорящая цитата из книги.

Единственный способ хотя бы ненадолго снова стать маленьким – просто вспоминать, что с тобой происходило много лет назад. «Крахмальная, 92» – история о воспоминаниях детства, о большом мире маленьких людей, о первой любви, о детской правде во взрослом мире.

Режиссёр спектакля – Бениамин Коц. Он уже известен зрителям театра по волшебной трагедии по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн», получившей Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Режиссёр продолжает исследовать мир детства глазами взрослого. Билеты на премьеру уже в продаже. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Премьерные показы нового спектакля пройдут 12, 13 и 14 ноября на камерной сцене.

Януш Корчак – врач, писатель, педагог, основатель «Дома сирот», не бросил своих воспитанников даже в газовой камере. Он доказал, что его слова о любви к детям – не пустой звук. Его книги – мудрые, философские, заставляющие родителей задуматься.

Лучшие книги Янушка Корчака

«Как любить ребёнка». Книга пронзительная, философская и сентиментальная. Ребёнок у Корчака не понят, одинок, чужд миру взрослых.

«Несерьёзная педагогика». Книга составлена из цикла одноимённых бесед по польскому радио. В ней можно познакомиться с добрым и мудрым писателем. Он, ироничный и чуткий, будто бы оживает перед глазами, о серьёзном Корчак говорит с мудрой и понимающей улыбкой. В книге вы найдёте живые зарисовки и практические советы.

«Право ребёнка на уважение». Манифест, в котором Корчак призывает уважать личность ребёнка. Он разбирает такие аспекты, как уважение к потребности ребёнка в деньгах, незнание, право на познание.

«Лето в Михалувке». Еврейских мальчишек из бедных кварталов отправляют на лето в деревню с воспитателями из «Общества летних колоний». О жизни лагеря и рассказывает Корчак. Потрясающие зарисовки о детях, впервые в жизни увидевших бабочек и жеребёнка.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Лучшие папы МТА: Валерий Лагутин

Валерий Лагутин – заслуженный артист России. В Молодёжном театре Алтая он проявляет себя как профессионал, серьёзно относящийся к своей работе. Валерий Николаевич – ведущий мастер сцены, чуткий учитель, надёжный партнёр. Если даже неожиданно заглянете в гримёрку, то обязательно обнаружите его с пьесой в руках, работающим над своей ролью. С высочайшей ответственностью артист выходит на сцену как в сказках для детей, так и в спектаклях для взрослых зрителей – исключений нет.

Сын Валерия Лагутина Николай рассказывает, что с самого детства папа давал только дельные советы, начиная с того, как правильно держать в руках молоток, заканчивая тем, что всегда надо быть честным с людьми, ответственным за свои поступки. «Навсегда запомнил, как папа, провожая в армию, объяснял мне, как там всё устроено. Не прислушаться не мог – он единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке. Его советы очень помогли», – говорит Николай.

По словам сына, Валерий Лагутин только кажется чрезмерно серьёзным. На самом деле артист – семейный человек, очень общительный, понимающий. И он с большим удовольствием проводит время в кругу родных.

Лучшие папы МТА: Виктор Синицин

Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Виктор Синицин с женой – артисткой Татьяной Синициной – воспитали двоих сыновей. Папу они характеризуют как заботливого, внимательного, волевого, сильного и вдумчивого человека. «Мы с братом старались все проблемы решать сами, родителей не втягивать. Если вдруг папа узнавал, что у нас что-то не так, – предлагал помощь, принимал участие в их решении. Он всегда для нас был авторитетом, надёжным человеком. За всю жизнь ни разу не было случая, чтобы я с ним поругался. Никогда не было каких-то разногласий или недопонимания», – рассказывает Семён, младший сын.

Дети для Виктора Александровича – главное. Для них он никогда не жалел любви, внимания и заботы. Даже сейчас, когда сыновья выросли, артист занимается воспитанием – на любом семейном празднике он в центре внимания малышей. С удовольствием играет с ними, рассказывает истории, читает. «Воспитание – сильнейшая сторона папы, – добавляет Александр, старший сын. – Хорошо помню случаи из детства, когда психовал, злился, был чем-то недоволен. Он умело подбирал слова, после которых я успокаивался, понимал, что веду себя неправильно, нервничаю из-за пустяка».

Одно из увлечений Виктора Александровича – велосипед, артист признаёт только этот вид транспорта. Он научил кататься на нём и детей. Доброй традицией у Синициных стали поездки на долгие расстояния. «С велосипедом у меня связано очень яркое воспоминание из детства, – говорит Семён. – Было дождливо и холодно. Мы с папой куда-то ехали на одном велосипеде – я был на сиденье, приделанном к раме. Наши руки были на руле, и мы по очереди друг другу их грели».

Лучшие папы МТА: Виталий Прозоров

В труппе МТА есть молодой отец Виталий Прозоров. Его сыну Данилу всего три года, поэтому малыш рассказать о папе пока не может. Зато может жена артиста Алиса.

Она говорит, что муж проявил себя как заботливый папа. С рождения ребёнка Виталий всегда был рядом, переживал из-за коликов, температуры, насморка. Он с удовольствием носит малыша на руках, моет, балует новыми игрушками. Чаще именно папа гуляет с сыном. Алиса в дела мужчин не лезет: «Они на своей волне. В этих развлечениях – побить крапиву палкой, побросать камешки в яму, попрыгать в луже – я не сильна. А кто как не папа должен обучить мальчика этим важным делам?».

С появлением сына Виталий Прозоров изменился – повзрослел, стал более серьёзным, решительным, поменял приоритеты. Всё свободное от работы время он проводит с семьёй. Несвободное – тоже: впервые в Молодёжном театре Алтая Данил побывал, когда ему было всего три месяца.

Лучшие папы МТА: Александр Чумаков

Ещё один гордый отец труппы МТА – Александр Чумаков. Вместе с супругой – артисткой Галиной Чумаковой – они смогли воспитать детей так, что эту семью можно назвать одной из самых дружных.

Дочь Ангелина говорит, что её папа умный, прозорливый и внимательный. «Люблю, когда он танцует. У меня огромное количество видео, где папа балдеет под самую разную музыку. Если настроение совпадает – присоединяюсь. И в такие моменты понимаю, что это самая клёвая тусовка», – рассказывает она.

Артист всегда в хорошем расположении духа. И даже если это не так, он никогда не даст виду, будет по-прежнему шутить, рассказывать невероятные истории, поднимать настроение окружающих.

Ангелина добавляет: «Из детства помню, что папа вставал рано, спускал воду из крана, чтобы мы могли умываться тёплой водой, когда просыпались. Сейчас я выросла, уехала в другой город на учёбу, но до настоящего времени он продолжает опекать меня – звонит и спрашивает: «Ты хорошо ешь?». В общем, папа – невероятно заботливый человек. Это проявляется во всём и ко всем».

Лучшие папы МТА: Анатолий Кошкарёв

17 октября в России впервые будут праздновать День отца. Мы решили пристально посмотреть на артистов Молодёжного театра Алтая, а потом спросить у их детей, как мастерам сцены даётся роль папы.

Анатолий Кошкарёв в труппе театра с 1988 года. За это время перевоплотился, кажется, во всех. А дома он проявляет себя с неожиданной стороны. Сын артиста Данил говорит, что папа – настоящий технарь. Он легко может починить любое оборудование, вышедшее из строя. Эти умения органично уживаются с его творческим отношением к жизни.

Анатолий Иванович всегда много времени проводил на работе, но прикладывал все усилия, чтобы детство Данила было счастливым. «Он, конечно, пользовался служебным положением. Помню, что на День рождения, Новый год и другие праздники всегда приходили его коллеги в костюмах клоунов, зверей, сказочных персонажей, поздравляли меня. А однажды папа устроил сюрприз, который я запомнил навсегда: принёс домой крысу! Это был самый лучший подарок. Правда, мама сначала не оценила», – вспоминает сын.

Годы прошли. Теперь Данил студент, мама вышла на работу, папа по-прежнему много времени проводит в театре. Он стал более спокойным, степенным, не обошлось без появления седины. И семья Кошкарёвых старается как можно больше времени проводить вместе.

Афиша
Новости
Соцсети