«Вечерний Барнаул»: энергетический обмен – гран-при Золотухинского фестиваля завоевал новосибирский театр «Старый дом»

В Барнауле завершился Пятый Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. На протяжении недели зрители краевой столицы увидели 13 спектаклей самых разных жанров и направлений. Причем соотношение классики и современной драматургии здесь было примерно одинаковым.

Классика в новом покрое

Классический материал представлен на фестивале такими именам, как Гоголь, Булгаков, Островский, Астафьев. Но всякий раз известный всем сюжет переосмысливался режиссерами так, чтобы максимально приблизить историю к сегодняшним реалиям. К примеру, Лысьвенский театр драмы представил на суд зрителей и фестивального жюри спектакль «Врач» режиссёра Андрея Шляпина (в 2015 году он участвовал в творческой мастерской Алтайского краевого театра драмы «С Пушкиным на дружеской ноге»). Булгаковские «Записки юного врача» он представил как мистическую драму, где на сцене наряду с чертовщиной присутствуют и отсылки к Шерлоку Холмсу, а также к сериалу «Интерны». Поэма Гоголя «Мертвые души» подана Молодёжным театром Алтая как «история грандиозной аферы». Причем в спектакле, предназначенном для зрителей 12+, много поют и танцуют, актёры то и дело ведут прямые трансляции с помощью смартфонов, а на экране при случае появляется расшифровка вышедших из обихода слов. По-новому была скроена и гоголевская «Шинель», представленная новосибирским театром «Глобус» как «чёрный анекдот». В этом спектакле остро звучала тема буллинга, отсутствия эмпатии к ближнему, а личность самого Акакия Башмачкина оказывается максимально приближена к современному зрителю.

Исповедальный театр

Но всё же большая часть фестивальных спектаклей была создана на основе современной драматургии. Это и «Интуиция» Алтайской драмы, рожденная из специально написанной для барнаульского театра пьесы Александра Цыпкина, и постановка Буинского драмтеатра (Татарстан) «Шобага», которая изначально задумывалась как вербатим, но переросла в нечто другое. В любом случае, как считает Ольга Никифорова – театровед, драматург, арт-директор множества фестивалей и член жюри Пятого Золотухинского, современный материал – это чаще всего тот, который «говорит» со зрителем, помогает узнать нечто большее о себе благодаря чужим историям.

«Сегодня театр становится исповедальным, говорящим со зрителем на понятном языке, – рассуждает Ольга Петровна. – Есть мнение, что все хорошие тексты давно написаны. Но современная драматургия всякий раз открывает новые грани. Это всегда про нас, про то, что болит сейчас, и в этой, казалось бы, отстраненной истории узнать себя может каждый».

Так, спектакль Нового молодёжного театра из Нижнего Тагила «Сахарный ребёнок» – это тоже история, касающаяся всех. Хотя в ней рассказывается о пятилетней Эле, жизнь которой меняется после того, как её отца объявляют «врагом народа», и их с матерью отправляют в киргизский спецлагерь. Чтобы сохранить ребёнку детство и не позволить впасть в отчаяние, мать превращает всё обрушившиеся тяготы и лишения в калейдоскоп увлекательных историй. Всё это рассказано языком предметного театра с помощью кукол и 18 чемоданов, в каждом из которых скрыты целые миры.

Спектакль «Петерс» новосибирского театра «Старый дом» – это история о непрожитой жизни, когда в детстве за ребёнка решали все, а потом у него не получилось в этот мир вписаться. В итоге небольшой рассказ Татьяны Толстой о нелепом человеке благодаря режиссёру Андрею Прикотенко превратился в метафору, обрел некий космический смысл.

Вековая история

По традиции одним из важных разделов Золотухинского фестиваля является образовательная программа от Российского академического молодежного театра. На этот раз в неё вошли лекции, мастер-классы, семинары, посвященные драматургии для детей и подростков, методам обсуждения спектаклей, возрастным особенностям восприятия театрального искусства. По словам режиссёра-педагога, руководителя клубных программ РАМТ Аллы Лисициной, если театр для взрослых насчитывает двухтысячную историю, то детскому театру всего лишь около ста лет. Причём благодаря открытиям педагогов и психологов постепенно менялось отношение к подрастающему зрителю, для которых стали создаваться не только игровые, но и абстрактные спектакли, где широко применяются эксперименты с театральной условностью. Подобные обсуждения оказались очень полезными для директоров театра, специалистов по работе со зрителем, театроведов и театральных критиков.

«На целую неделю Барнаул превратился в театральный центр страны, где можно было увидеть спектакли, недоступные для столичной публики, поучаствовать в обсуждении тем, волнующих руководство театров для детей и молодежи, – считает театровед, театральный менеджер, член жюри Пятого Золотухинского Татьяна Цветкова. – Подобные фестивали – это не только возможность понять, как развиваются театры в регионах, но и обмен энергиями, мыслями, творческими замыслами».

Напоминаем, итоги фестиваля:
– Гран-при – «Петерс» Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом»;
– «Лучшая женская роль» – Ольга Червова в роли Бабушки в спектакле «Фотография, на которой меня нет» Кемеровского театра для детей и молодёжи;
– «Лучшая мужская роль» – Михаил Тихомиров в роли Владимира Бомгарда в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы;
– «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Миневцева в роли Завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» Челябинского государственного драматического «Молодежного театра»;
– «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Одинцов за исполнение роли Помещика Плюшкина в спектакле «Мертвые души» Молодёжного театра Алтая;
– «Лучшая работа режиссёра» – Сойжин Жамбалова за постановку спектакля «Звездный час по местному времени» Няганского театра юного зрителя;
– «Лучшая работа художника» – Анастасия Копылова за художественное оформление спектакля «Сахарный ребенок» Нового молодежного театра из Нижнего Тагила;
– «Надежда сцены» – Маруся Киликеева за исполнение роли Анны Николаевны (акушерки) в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы.
– Специальный приз «За важное художественное высказывание» – Новый молодежный театр из Нижнего Тагила за спектакль «Сахарный ребёнок», спектакль «Интуиция» Алтайского краевого театра драмы был отмечен в номинации «Актёрский ансамбль».

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

15.05.2025

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

09.05.2025

МТА поздравляет с Днём Победы

07.05.2025

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

06.05.2025

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

05.05.2025

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

30.04.2025

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

29.04.2025

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

Молодёжный театр Алтая выступит на Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман»

С 1 по 10 июня в Иркутске будет проходить III Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман». Это уникальное культурное мероприятие, объединяющее коллективы национальных театров России и зарубежья.

Особенностью фестиваля стало то, что в афишу «Байкальского талисмана» включают спектакли, созданные на основе национальной литературы, эпоса и фольклора, в этом году будет присутствовать и тема патриотизма. Фестиваль создан по инициативе Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова. Проект поддержали Президентский фонд культурных инициатив, Правительство и Министерством культуры Иркутской области.

В 20 постановках будут задействованы почти 400 представителей театрального сообщества из Армении, Беларуси, Китая, Монголии и городов России. Кроме того, 10 июня, на торжественном закрытии фестиваля театры-участники покажут совместный спектакль «Мы бежали от заката» по ранним рассказам и сценам Александра Вампилова.

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представит в афише фестиваля цирковую фантазию для семейного просмотра «Каштанка» Антона Чехова. Премьера спектакля состоялась ровно года назад, 15 мая 2024 года. Над постановкой работали режиссёр Максим Астафьев, сценограф Кристина Баранова, хореограф Александр Пучков и видеохудожник Александр Секачёв.

Известнейшая история о собаке в воплощении МТА превращается в настоящее цирковое шоу. При этом создатели спектакля выводят на первый план тему любви. Они изучают это явление, обладающее множеством метаморфоз, порой странное, порой парадоксальное, порой даже вопреки. И задаются вопросом, могут ли люди проявлять простые, наивные и открытые подвиги верности, способны ли они на бескорыстную любовь, как дворняжка из рассказа Антона Чехова.

Показ «Каштанки» на III Международном фестивале национальных театров «Байкальский талисман» пройдёт 6 июня.

МТА поздравляет с Днём Победы

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина поздравляет с Днём Победы!

Пусть эта светлая дата напоминает нам о героизме предков, мужестве и стойкости нашего народа. Низкий поклон ветеранам, благодаря которым мы можем жить свободно и достойно. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, благополучия! Пусть наша страна продолжает гордиться славными победами прошлого и уверенно движется вперёд к новым свершениям и достижениям!

С праздником!

Голосуйте за Молодёжный театр Алтая в премии «Звезда Театрала»

До 15 июня проходит приём заявок на соискание лучших кинотеатральных работ в сезоне 2024/2025 Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». По предложениям зрителей будет сформирован лонг-лист (предложения, заявленные наибольшее количество раз), куда попадут 180 претендентов, по 10 в 18 разных категориях.

Организаторы принимают заявки на премьеры, вышедшие с 1 июня 2024 года по 31 мая 2025 года. В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина это «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина, «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной, «Зверский детектив» Анны Старобинец.

Чтоб выразить мнение, нужно зарегистрироваться на сайте премии, указать кандидатов в выбранных номинациях и нажать на кнопку «Оставить голос». Благодаря вам спектакли МТА могут попасть в список победителей!

Сотрудники МТА возложили цветы к памятнику Алексею Скурлатову

6 мая коллектив Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина возложил цветы к памятнику Алексею Скурлатову. Монумент находится на пересечении улиц Калинина и Профинтерна. На лицевой стороне изображён памятник «Алёша», установленный в болгарском городе Пловдиве, а на обратной стороне – объяснение смысла и причина создания памятной скульптуры.

Алексей Иванович Скурлатов родился в алтайском селе Налобиха. Вызвался на фронт добровольцем и успел принять участие в Курской битве. За годы войны его трижды считали погибшим, однако он дошёл до Болгарии и вернулся домой в ноябре 1946 года.

Каждый цветок, возложенный к стеле, стал символом памяти и признательности. Сотрудники театра уверены, что такие мероприятия помогают сохранить историческую память и воспитать в молодом поколении уважение к подвигу наших предков.

смотреть фото

Лонг-лист Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина сформирован

Экспертный совет Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина завершил работу по просмотру присланных театрами страны заявок на участие. Список спектаклей, рекомендованных для включения в афишу фестиваля, составлен.

В этом году в состав Экспертного совета вошли известные театральные деятели. Заявки отсматривали:
Ксения Аитова – театровед, критик, автор журнала «Театр», «Петербургского театрального журнала», газеты «Экран и сцена», интернет-издания Colta, автор лекций о современном театре, эксперт Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска», Независимого фестиваля молодой драматургии «Любимовка», арт-директор Международного конкурса новой драматургии «Ремарка»;
Александр Воронов – театровед, театральный критик, эксперт и член жюри театральных фестивалей, ридер драматургических конкурсов, автор театральных журналов, заместитель директора Ивановского областного драматического театра;
Яна Глембоцкая – преподаватель Новосибирского театрального института, доцент кафедры истории театра, литературы и музыки, кандидат филологических наук;
Алексей Гончаренко – театровед, кандидат искусствоведения, автор театральных журналов, редактор портала про театр для детей «Недоросль», член Ассоциации театральных критиков и Международной ассоциации исследователей театра для детей ITYARN;
Нина Карпова – театровед, театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра сатиры.

При формировании решения о включении спектаклей в афишу Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина эксперты обращали внимание на целостность, новаторство и оригинальность режиссёрского и художественного решений, единство замысла, формы и содержания, соответствие постановки гуманистическим ценностям (добра, справедливости, нравственности, созидания). В итоге в лонг-лист вошло 15 театров. Экспертный совет рекомендовал включить в конкурсную программу фестиваля:
– «Авиатор» Евгения Водолазкина, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, режиссёр – Артём Терёхин;
– «Вадик поёт свою музыку» Полины Коротыч, Архангельский молодёжный театр, режиссёр – Филипп Шкаев;
– «Воспитанный призраками» Светланы Баженовой, Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола, режиссёр – Тимур Кулов;
– «Годовые кольца моих костей» Елены Щетининой, Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова, режиссёр – Константин Рехтин;
– «Деревья растут для всех» Виктора Астафьева, Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр», режиссёр – Иван Пачин;
– «Космос» по рассказам Василия Шукшина, Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Мальчики не плачут» Ирины Мышковой, Театр для детей и молодёжи Кемерово, режиссёр – Ирина Латынникова;
– «Манолито Очкарик» Эльвиры Линдо, Омский областной театр юных зрителей, режиссёр – Анастасия Старцева;
– «Олеся» Александра Куприна, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус», режиссёр – Сергей Захарин;
– «Последний срок» Валентина Распутина, Нижневартовский театр юного зрителя, режиссёр – Георгий Калинин;
– «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, режиссёр – Андрей Шляпин;
– «Слуга двух господ» Карло Гольдони, Приморский краевой драматический театр молодёжи, режиссёр – Павел Макаров;
– «Толстой и Ко» Ирины Сухановой, Губкинский театр для детей и молодёжи, режиссёр – Ирина Суханова;
– «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, режиссёр – Екатерина Корабельник;
– «Ясным ли днём» по мотивам повести Виктора Астафьева, Донецкий республиканский академический молодёжный театр, режиссёр – Марина Брусникина.

Афишу Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина официально представят в июне.

Справка

Шестой Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября при поддержке Правительства Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства культуры России и Союза театральных деятелей РФ.

Режим работы кассы Молодёжного театра Алтая изменится в майские праздники

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание, что в праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

1 и 9 мая будут выходными. 2, 3, 4, 8, 10, 11 касса будет открыта с 10:00 до 18:00. Остальные дни в штатном режиме: с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра, там они доступны всегда.

«Алтапресс»: какое зверское дело раскрывают на сцене Молодёжного театра Алтая

«Сожрали хорошего парня, Зайца» – безапелляционно заявляют нам герои «Зверского детектива» (6+) — нового спектакля Молодежного театра Алтая. За дело берутся опытный следователь Барсук и его напарник Барсукот, эдакие карикатурные Шерлок Холмс и Доктор Ватсон из мира Дальнего Леса. Как разворачивается расследование – смотрите в фоторепортаже altapress.ru.

В Дальний лес в популярных подростковых повестях Анны Старобинец – это некий Зверополис.

Человеческий быт тут забавно вплетается в животный мир в виде корневизора (телевизора-пенька) и бара «Сучок», где герои радостно или задумчиво опрокидывают стаканчик. Режиссер Анна Неупокоева и художник Ольга Смагина поддерживают эти образы, создав на сцене яркий, стильный, напоминающий комикс мир.

Хищничество здесь карается наказанием – из осмысленных существ есть можно максимум жуков. А бедной лисе приходится заказывать овощи, выложенные в форме курицы, либо шантажом выманивать у силовика лицензию на убийство. Этот порядок вещей прерывается: кто-то коварно съедает Зайца.

И тут начинается детектив, построенный на буффонаде. Под подозрением – владелец бара койот Ёт и его друг Волк. Опытный детектив Барсук проверяет каждую улику, взбалмошный максималист Барсукот (кот, выращенный барсуком) видит мотив у всех и во всем.

В расследование то и дело вовлекают зрителей, например, при допросе свидетелей.

В детском детективе поднимают взрослые проблемы – травматичного опыта, квартирного вопроса, вины и предательства. Это не «Даша-путешественница», дело раскрывают без скидок на возраст. Гадать, что на самом деле происходит в этой истории, интересно и детям, и взрослым.

Екатерина Карзова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети