«Вечерний Барнаул»: главный по королям – три страсти Игоря Бочерикова

22 мая ушел из жизни артист Молодежного театра Алтая Игорь Бочериков. Алтайской сцене он посвятил более 30 лет своей жизни, оставив в памяти зрителей образ чудака-интеллигента, добряка и жизнелюба.

Перечислять роли хорошего артиста всегда трудно – вдруг пропустишь самую главную, судьбоносную. Лично мне Игорь Бочериков запомнился в спектакле «Обыкновенное чудо», где он сыграл Короля. Ему удалось не просто не повторить интонаций Евгения Леонова, засевших в памяти благодаря фильму Марка Захарова, но и привнести в этот образ много своего. За долгую актерскую биографию Игорь Бочериков сыграл немало королей (пусть и сказочных). Но эта роль все же была особо трогательной, грустно-щемящей.

Хочу в ТЮЗе играть!

Юрий Авдеев, выпускник режиссерского отделения Алтайского института культуры, а ныне режиссер заслуженного коллектива народного творчества РФ Называевского народного театра «Сотоварищи» (Омская область), с Игорем Бочериковым познакомился в 1987 году.

– Тогда я только восстановился в институте после армии, а Игорь учился на четвертом, выпускном режиссерском курсе, – делится он. – И вот мы, студенты-«эртэшники» пришли в Барнаульский ТЮЗ на предпремьерный показ спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Пиранделло. Так вышло, с Игорем сидели рядом, делились восторженными отзывами, словно маститые знатоки-режиссеры, и он время от времени повторял: «Хочу в ТЮЗе играть!». Потом уговорил меня еще несколько раз сходить на «Персонажей». А потом… мечта Игоря сбылась.

В Барнаульский ТЮЗ Игорь Бочериков пришел в 1988-м. Как говорят его коллеги по цеху, всегда с готовностью брался выполнять любые режиссерские задачи, не капризничая, не морщась.

– В конце 1980-х годов я как режиссер ставила спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе», – вспоминает заслуженная артистка РФ, актриса МТА Нина Таякина. – В нем художница Евгения Гура придумала необычное решение: использовать батуты в те моменты, когда герои размышляют о свободе, о полете души. Нужно было ездить на тренировки в батутный комплекс, что было не всем удобно. Так вот от Игоря Бочерикова я не услышала ни одного нарекания или сетования на то, что ему неудобно, он неспортивный, он не может. На тренировки он всегда приезжал с хорошим настроением, с интересными идеями.

С этим артистом Нина Таякина встречалась на сцене часто. Достаточно вспомнить спектакль «Ванька, смотри!», созданный режиссером Виктором Захаровым по шукшинской сказке «До третьих петухов». В нем Игорь Бочериков, так похожий на самого Шукшина, играл главную роль.

– Однажды Барнаул посетила группа московских критиков, которые после этого спектакля советовали своим коллегам, не посмотревшим этот спектакль, – мол, идите, на Бочерикова посмотрите, – продолжает Нина Васильевна. – После этой роли его стали приглашать к себе другие театры. Но он никуда не поехал. И сыграл здесь так много запомнившихся ролей. Одна из них роль Мармеладова в «Преступлении и наказании» режиссера Олега Пермякова. В нем есть такая сцена, от воспоминаний о которой меня пробирает. По замыслу режиссера, в конце спектакля я, игравшая старуху-процентщицу, должна была встретиться после смерти с Мармеладовым. И вот мы сидим с ним за одним столом, смотрим друг на друга и разговариваем…

Чудак-человек

А еще Игорь Бочериков был одержимым книгочеем. Как рассказал его сосед по гримерке Виктор Синицын (а они делили одно помещение на протяжении 28 лет), однажды Игорь Алексеевич где-то прочел про одного чудака, решившего собрать коллекцию всех книг мира. Он не просто его зауважал, а захотел стать на него похожим – и отовсюду приносил книги.

– В итоге у него скопилась просто гигантская коллекция книг, – пояснил Виктор Александрович. – Собирал он все книги, какие только можно. Никогда не отказывал тем, кто избавлялся от старых изданий, – все забирал себе. Книги были везде, даже в душевой нашей гримерки, в комоде, где другие артисты обычно хранят личные вещи. На одной из своих дач (а их у Игоря Бочерикова было две) он даже хотел специально вырыть погреб-землянку и обустроить ее под книгохранилище. Но одно дело собирать книги и совсем другое – их читать. Так вот, читал он постоянно. И хотя из всех направлений выделял фантастику (большую часть его библиотеки составляли собрания сочинений, обширные серии), интересовался всем, даже научной литературой. А однажды предложил установить в гримерке книжные полки, на которых бы хранилась литература, посвященная всем религиям мира. Признаться, от этой идеи я его отговорил, так как мне она показалась не осуществимой в наших стенах.

Как говорит Виктор Синицын, начитанность Бочерикова выражалась во всем. В том числе и на сцене, которая не просто выявляет, а подчеркивает свойства личности. Достаточно вспомнить сыгранных им королей, а по этой части он был настоящим специалистом. И если в том или ином сценарии прописывалась роль короля, то артисты точно знали – кто ее будет играть. И с этой задачей Игорь Алексеевич справлялся мастерски.

Сказочных правителей он сыграл в «Бременских музыкантах», в «Летучем корабле», в «Маленьком принце», в «Обыкновенном чуде» – в целом, как говорят, почти в десятке спектаклей. Но были и другие роли: Бубнов в постановке «На дне», Рагно в «Сирано де Бержераке», Чацкий в «Горе от ума», Добчинский в «Ревизоре», Акакий Акакиевич в «Шинели», Саныч в «Прекрасном далеком», Павел в «Праздниках детства», Аникин в «Еще раз про любовь», Парамон Корзухин в «Беге» и много что еще…

Помимо работы в спектаклях, Игорь Бочериков сам создавал чтецкие программы по произведениям Василия Шукшина и Владимира Набокова. Одна из них, по шукшинскому роману «Любавины», заняла первое место в краевом конкурсе чтецов, организованном Алтайским отделением Союза театральных деятелей.

Еще одним страстным увлечением Игоря Бочерикова был огород. Причем артист был уверен: кроме него, на свете нет другого человека, который бы так же любил полоть, ковыряться в земле (не случайно же он держал две дачи).

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

27.01.2023

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

26.01.2023

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

25.01.2023

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

23.01.2023

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

20.01.2023

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

16.01.2023

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

Поздравляем Виталия Прозорова с вводом на роль Ермолая Алексеевича Лопахина в комедию «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Желаем новых и интересных сценических работ, оглушительных оваций и преданных поклонников!

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

На этой неделе в МТА началась работа над новым спектаклем – 24 февраля в репертуар театра войдёт постановка «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Над материалом для подростков молодого драматурга, уже известного зрителям Молодёжного театра Алтая по спектаклю «Василисса», работает Пётр Норец. Он окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства – ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Ставил спектакли в Новокузнецке, Новороссийске, Березниках, Кемерове, Сарове, Ельце, Казани и других городах. Теперь он приехал в Барнаул.

«Ноябрьский зов» ставят по проекту «Детки и предки. Сибирь». Он подразумевает постановку спектаклей для детей и подростков в трёх городах федерального округа, один из которых – Барнаул. В этом направлении Молодёжный театр Алтая сотрудничает с новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

Министерство культуры России опубликовало список театров, которые попали во Всероссийский гастрольно-концертный план на 2023 год. В программу «Большие гастроли» включили Молодёжный театр Алтая.

На участие в программе подали 477 заявок. По итогам работы экспертной комиссии в 2023 году планируют провести 271 гастрольный тур. «Большие гастроли» состоятся в 79 регионах и 136 городах и населённых пунктах России. В зарубежном направлении примут участие семь стран.

Всего в программе «Большие гастроли» в этом году планируется участие 247 театров. МТА проведёт обменные гастроли с Астраханским театром юного зрителя. На площадке коллег Молодёжный театр Алтая представит четыре спектакля. Гастроли состоятся с 26 июня по 2 июля. Театр из Астрахани выступит в Барнауле на неделю раньше – с 19 по 25 июня. Коллектив тоже привезёт четыре спектакля.

Справка

«Большие гастроли» – крупнейшая общероссийская театральная программа, которую реализует «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Направление для детей и молодёжи появилось в 2017 году. Уже в 2018 году Молодёжный театр Алтая гастролировал на сцене Омского областного театра юных зрителей. В 2019 году труппа МТА побывала по программе «Большие гастроли для детей и молодёжи» в Красноярском театре юного зрителя. В 2020 году из-за коронавирусных ограничений театры участвовали в специальной программе «Большие гастроли – онлайн», тогда МТА представил спектакль «Бег», восемь снов по пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссёра Юрия Ядровского.

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

В труппу Молодёжного театра Алтая приняли нового артиста. Алексей Пахоруков до 18 лет занимался в Шоу-театре песни «Каприз», окончил Барнаульскую музыкальную школу №2 и Театральную школу им. Народного артиста СССР А.А. Гончарова. Получил образование в Алтайском государственном институте культуры по специальностям «руководитель любительским театром» и «артист драматического театра».

Алексей Пахоруков принимал участие в театральных конкурсах. В его коллекции диплом третьей степени чтецкого конкурса «Читаем классику в Третьяковской галерее» (Москва), диплом фестиваля театральных коллективов «Огни рампы» (Новоалтайск) и приз зрительских симпатий конкурса-фестиваля «Моя жизнь – театр» (ЗАТО Сибирский). А за творческие достижения за учебный год 2011-2012 стал стипендиатом главы Барнаула.

Был участником, победителем и призёром многих конкурсов вокального искусства, среди которых Международный конкурс-фестиваль «На берегах Невы» (Санкт-Петербург), телевизионный конкурс «Магия Звука» и фестиваль-конкурс «Пой ласточка, пой» (Екатеринбург), Всероссийский фестиваль-конкурс актёрской и авторской песни «Вера. Надежда. Любовь» им. В.С. Золотухина и Краевой конкурс вокалистов «Золотая нота» (Барнаул).

Сейчас артист активно вводится в репертуар театра. Уже скоро зрители МТА смогут увидеть его на сцене.

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

20 января губернатор Алтайского края Виктор Томенко и министр культуры Елена Безрукова побывали на показе спектакля Молодёжного театра Алтая «Мёртвые души». Во время визита директор МТА Ирина Лысковец рассказала гостям о творческих планах коллектива, успехах и достижениях.

Историю грандиозной аферы по поэме Николая Гоголя поставил главный режиссёр театра Алексей Серов. К произведению, опубликованному в далёком 1842 году, МТА обратился впервые в истории своего существования. Специально для этой постановки театральный композитор Лариса Казакова написала песни, положив на музыку знаменитые лирические отступления автора без перевода в стихотворную форму. Молодёжный стал первым театром, где поют именно прозу Николая Гоголя.

Сценографом выступил номинант театральной премии «Золотая Маска» Илья Кутянский, художником по костюмам – заслуженный художник Хабаровского края, член Союза художников России, номинант «Золотой Маски» и главный художник МТА Наталья Сыздыкова, хореографом – заслуженный деятель искусств России Николай Андросов, художником по свету – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Зименко.

Динамичный спектакль помимо впечатляющих сценографии и костюмов дополняют все возможные современные приёмы театрального искусства – свет, звук и мультимедиа. Следующий показ истории грандиозной аферы «Мёртвые души» состоится 21 января в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

В Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова. Сегодня она в гостях программы «Новое утро» на телеканале «Катунь 24».

Наталья Владимировна приехала в Барнаул из Хабаровска. В эфире она рассказала, чем отличаются сибиряки от жителей Дальнего Востока, можно ли мыслить драматургию колористикой и в чём состоит задача художника сцены.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

В декабре в Москве в дистанционном формате провели IX Международный конкурс монологов. В нем приняли участие 180 детей из России, Франции, Казахстана, Республики Беларусь, Латвии.

Одним из лауреатов стала Серафима Киселёва из младшей возрастной группы Школы-студии МТА. К конкурсу она готовилась под руководством педагога – заслуженной артистки России Галины Чумаковой.

Поздравляем с заслуженной наградой, желаем новых достижений.

Афиша
Новости
Соцсети