«Вечерний Барнаул»: глитч-спектакль для подростков поставили в МТА

В Молодежном театре Алтая открыли новый сезон премьерой Wonder boy – спектаклем жестким, динамичным, стильным и безжалостным. Таким, каким и должно быть высказывание, адресованное подросткам, пожалуй, самой пристрастной и честной публике в театре.

Продвинутая аудитория

Начнем с того, что для режиссера Максима Соколова спектакль на алтайской сцене далеко не первый опыт постановки, предназначенной для тинейджеров. В 2016 году на барнаульской сцене шел его спектакль «Пираньи. Дневник двенадцатилетнего», поставленный в Архангельском молодежном театре имени Виктора Панова (эта работа принимала участие во II Всероссийском молодежном театральном фестивале имени В. Золотухина). Еще одна постановка молодого режиссера «Скеллиг» по одноименному роману британского писателя Дэвида Алмонда была высоко оценена в рамках внеконкурсной программы «Золотой маски – 2018» под названием «Детский Weekend».

Как признается режиссер, подростки не просто целевая аудитория его спектаклей, это прежде всего люди, с которыми Максиму Соколову интересно взаимодействовать, общаться. Не случайно, задумывая тот или иной проект, адресованный для этой возрастной группы, режиссер сначала идет в школы, где на занятиях с удовольствием разговаривает с ребятами.

– Это самая продвинутая аудитория, – уверяет он. – Они знают все. Поэтому для них нужны новые истории, основанные не на нравоучении или морализаторстве, а написанные на их языке.

Однако, как полагает Максим Соколов, спектакли для подрастающего поколения должны посещать и взрослые, которые, кстати, тоже не всегда ведут себя красиво по отношению к тинейджерам. И для того, чтобы родители могли лучше понять своих детей, желательно посещать такие постановки вместе.

Спектакль Wonder boy – прекрасное тому доказательство. В его основе – история одного подростка, родившегося с синдромом Тричера Коллинза, то есть без лица, вернее, с лицом, напоминающим «катастрофу». О таком реально существующем парне Натаниэле Ньюмане когда-то канал «Эй-Би-Си» снял документальный фильм под названием Wonder boy (кстати, режиссер позаимствовал из него не только историю, но и часть текста — реального интервью с подростком). Кроме того, автор спектакля вынес на сцену истории, случившиеся в российских школах, их режиссер собирал для других своих спектаклей, но посчитал нужным включить именно в эту работу.

Пиксель вместо головы

В какие-то моменты начинает казаться, что спектакль – неотъемлемая часть некой компьютерной игры, в которой герои говорят, двигаются, взаимодействуют слишком уж схематично, искусственно, нервно. Сидящие в зале подростки моментально реагируют на знакомые музыкальные заставки, на персонажей из ныне популярных компьютерных игр «Майнкрафт» или «Звездные войны».

Кстати, столь же условно, по-компьютерному образно режиссер вместе с художником Анастасией Юдиной решил проблему лица главного героя – вместо головы у 11-летнего подростка Августа кубик-пиксель, прямо как в игре «Майнкрафт», суть которой в конструировании идеального мира.

Как пояснил режиссер, если бы у героя была уродливая маска, то зрители, скорее всего, испытали бы в его адрес чувство вины, жалости, которые мешают быть с ним на равных, помещают публику над ситуацией, позволяют судить с позиции наблюдателя. Лишь тождественность помогает понять, примерить на себя, проникнуться.

Удивительно и то, что школьная жизнь здесь показана своеобразно, без привычного антуража – классов, парт, развешенных карт и портретов классиков. Наоборот, школа здесь – тусовки, потасовки, вечеринки, собственно, то, что и представляет главную ценность для подростков. В их мире на курсы под названием «Искусство быть первым» записываются только ботаники, а фамилия Попкинс, которую носит директор школы, вызывает истерический смех.

Да, этот мир жесток и циничен. Однако все эти подрастающие зрители, живо реагирующие на неведомые взрослым звуки компьютерных заставок или на шутки, которые кажутся нам плоскими, почему-то все как один подняли руки, услышав прозвучавший со сцены вопрос: «Кто считает, что Август красивый?». Взрослые замешкались.

Общечеловеческие вопросы

Лицо Августа – испытание не только для него самого, но и для родителей, одноклассников, друзей… Все они на протяжении спектакля меняют свое отношение к этой проблеме и в конце концов понимают, что красота – все же не внешняя форма, она внутри. Но на пути к этому пониманию нужно было много чего пережить. И лично мне, как зрителю, пару раз было по-настоящему страшно.

Что говорить, сама стилистика неуравновешенного черно-кислотного мира подростков взрослым не по нутру. Так и хочется пуститься в рассуждения, как добрый и гуманный мистер Попкинс, только вот тебя вряд ли услышат. Увы, язык высоконравственных максим, которые изрекает директор, это пока еще не язык подростков. Совсем скоро они обретут свой опыт и сформируют свой список ценностей. Но уже сейчас поведение одноклассников Августа обнадеживает – да, они совершают ошибки, но, скорее, из-за хрупкости внутреннего мира, его чрезмерной уязвимости. И тогда понимаешь, что Wonder boy – это спектакль не про травлю в школе и не про генетическую болезнь. В нем подняты общечеловеческие вопросы.

– Круто, стильно и про нас! – так высказалась одна из зрительниц, ровесниц главного героя. – Вам, взрослым, не понять всего этого.

От себя лишь добавлю: спектакль действительно получился мощным, стильным, хорошо оформленным музыкально. А в конце так не хочется расставаться со всеми этими странными персонажами, пусть незрелыми и угловатыми, но уже прекрасными.

В спектакле задействованы актеры: Владимир Кулигин (Август), Александр Савин (папа Августа), Светлана Лепихина (мама Августа), Наталья Сляднева (Вия), Андрей Потереба (Джек Тедд), Дмитрий Борисов (Джулиан), Анастасия Воскобойник (Миранда), Виктория Криулина (Шарлотта), Виолетта Дьякова (Джун), Виктор Синицин (мистер Попкинс), Юлия Юрьева (мама Джулиана), Виталий Прозоров (бейсболист).

Источник «Вечерний Барнаул»

Новости

08.08.2022

МТА требуется помощник режиссёра

05.08.2022

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

29.07.2022

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

15.07.2022

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

13.07.2022

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

05.07.2022

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

МТА требуется помощник режиссёра

Молодёжный театр Алтая ищет помощника режиссёра. Если вы активны, обладаете хорошими организационными навыками, оперативно реагируете на поставленные задачи, коммуникабельны, устойчивы к стрессу, то это вакансия для вас.

Обязанность помощника режиссёра – участие в организации, планировании и проведении новых и уже представленных спектаклей и творческих проектов. Специалист должен выполнять поручения режиссёра-постановщика, вызывать артистов и технические службы на репетиции, организовывать дисциплину, вести показы спектаклей и так далее.

Опыт работы помощником или ассистентом режиссёра обязателен. Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

Аналитики сервиса «Яндекс. Путешествия» составили рейтинг достопримечательностей, слава которых выходит за пределы городов, где они находятся. Получилось больше двух тысяч объектов. В Алтайском крае больше всего таких достопримечательностей в Барнауле. В топ-10 попал и Молодёжный театр Алтая.

Первый театральный сезон начался в 1958 году со спектакля «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Произошло это в Доме культуры Меланжевого комбината. Его построили в конце 1930-х годов в стиле сталинского классицизма. В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал до 2011 года, пока не вернулся в отреставрированное здание ДК. Фирменное название «Молодёжный театр Алтая» появилось в 2000 году. 10 лет – С 2003 по 2013 годы – художественным руководителем театра был народный артист России Валерий Золотухин, чьё имя театр сейчас и носит.

Осенью театр откроет юбилейный, 65-й творческий сезон. В сентябре взрослым здесь можно посмотреть спектакли «Мой папа – Питер Пэн», «Марьино поле», «Фауст», «Крахмальная, 92», «Свободная пара», «Камедыя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Для детей готовят показы сказок «Три толстяка», «Цветик-семицветик», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане». Подростков приглашают на спектакль «Временно недоступен».

Справка

Для рейтинга исследователи отобрали достопримечательности, которые соответствуют двум критериям. Первый – у объекта есть страница в «Википедии». Второй – пользователи из других городов задали про него не менее 500 запросов с сентября 2020 по август 2021 года. Аналитики вывели главные категории объектов по количеству запросов. Лидируют археологические памятники (61%), за ними театры (16%), парки и сады (11%).

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

Сотрудники Молодёжного театра Алтая вышли из отпуска. Директор МТА Ирина Лысковец провела общее собрание и рассказала, какие планы у театра на юбилейный, 65-й театральный сезон.

По многолетней традиции первые показы состоятся 1 сентября, в День знаний. Малышам, которые этой осенью пойдут в первый класс, представят фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по роману для детей Юрия Олеши.

Премьеры тоже будут. Уже началась работа над спектаклем «Мёртвые души» по известнейшему произведению Николая Гоголя. Постановкой занимается главный режиссёр театра Алексей Серов. Он же является и автором инсценировки.

«Мёртвые души» станут одним из самых масштабных творческих проектов МТА. В репетициях занята почти вся труппа – 33 артиста. К постановке спектакля режиссёр пригласил проверенных профессионалов театрального дела, с которыми Молодёжный уже работал. В Барнаул вернутся сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и хореограф Николай Андросов. Именно эта творческая группа создала мюзикл «Фауст», премьера которого состоялась в театре весной. В этот раз к постановщикам присоединится композитор Лариса Казакова.

Премьерные показы спектакля «Мёртвые души» намечены на 7 и 8 октября.

Параллельно идёт работа над ещё одной частью образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз по программе «Школьные проекты МТА» в театре создадут художественную читку отрывков из исторического романа Алексея Толстого «Пётр I».

«Разборки с автором» – просветительский проект, существующий в театре с 2017 года. Он подразумевает художественное чтение текстов русских классиков по ролям с последующим совместным со зрителями анализом произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены он легко переносится в актовый зал школы или даже учебный класс.

Первыми в проекте «Разборки с автором» прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне школьникам Барнаула подготовили представление по поэзии Александра Твардовского о фронтовиках.

Работа над романом «Пётр I» приурочена к 350-летию со дня рождения императора. Режиссёр Андрей Воробьёв представит зрителям театрализованную читку произведения Алексея Толстого 7 сентября.

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

Молодёжный театр Алтая ищет сотрудников. Открыты три вакансии.

Театру требуется электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования с режимом работы 1/3. Обязательно наличие среднего профессионального образования, допуска по электробезопасности до 1000 Вт и опыта работы не менее года.

МТА ищет инженера по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с высшим техническим образованием. Режим работы – будние дни с 9 до 17 часов.

Третья ставка – водитель. Требований по образованию нет, но у кандидата должны быть права категорий B и D, опыт вождения автобуса не менее года.

Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

Дорогие зрители!

В этом году в учреждениях культуры региона проходит независимая оценка качества условий оказания услуг. Молодёжный театр Алтая не исключение.

Эксперты уже побывали в театре, проверили открытость и доступность информации о МТА, комфортность созданных для зрителей условий, доступность для инвалидов. Ещё одни важный этап – опрос посетителей.

Пожалуйста, уделите две минуты для заполнения формы по ссылке. Всего 12 вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет». Это очень поможет проанализировать работу театра со стороны зрителей и сделать Молодёжный ещё лучше.

В списке проверяемых организаций мы под номером 46.

Пройти опрос

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

Организаторы Международного конкурса театральной фотографии Theatre exposed («Театр в фотообъективе»), в котором принимала участие фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина, подвели итоги. Девушка стала призёром в одной из номинаций.

В этом году в конкурсе приняли участие более 600 человек, они состязались в двух категориях – профессионалы и любители. Свои работы фотографы заявляли в четырёх категориях: «Художественная фотография» (сцены из спектаклей), «Портретная фотография» (портреты артистов в образах и за кулисами, композиторов, режиссёров, костюмеров и так далее), «Движение в искусстве» (активное движение, балет, уличный театр, иммерсивный театр) и «Открытая категория» (театр в период пандемии, экспериментальная фотография).

В лонг-лист конкурса вошло 200 кадров, шесть из которых – авторства Евгении Савиной. В итоге жюри присудило фотографу из Барнаула второе место в номинации «Движение в искусстве» среди профессионалов за снимок, сделанный на показе хореографического факультета Алтайского государственного института культуры.

Поздравляем!

Справка

В Международное жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2022» вошли:

Юрий Мечитов (Тбилиси, Грузия) – легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;
Нина Аловерт (Нью-Джерси, США) – мастер балетной фотографии и театральный критик, автор и дизайнер книг и альбомов, посвящённых балетному искусству и артистам балета;
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза Shiva-club;
Елена Мартынюк (Украина-Россия) – заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников;
Елена Вильт (Таллинн, Эстония) – фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Минск, Беларусь) – фотограф, художник;
Татьяна Липтуга (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Украины;
Вера Солодова (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры Украины;
Макинде Адениран (Абеокут, Нигерия) – драматург, режиссёр, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state);
Ариэль Сесилио Лемус (Гавана, Куба) – фотограф,фотокорреспондент газеты Granma;
Йован Видакович (Требинье, Босния и Герцеговина) – фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов;
Реза Мозафари Манеш (Иран, Тегеран) – фотограф, участник и победитель конкурса.

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

Они познакомились на сцене, влюбились на сцене и там же отмечали свадьбу – играя спектакль. Накануне Дня любви семьи и верности мы рассказываем о парах и их историях любви. Сегодня знакомим вас с актрисой и режиссером Молодежного театра Алтая – Ниной Таякиной и Виктором Захаровым.

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети