«Вечерний Барнаул»: глитч-спектакль для подростков поставили в МТА

В Молодежном театре Алтая открыли новый сезон премьерой Wonder boy – спектаклем жестким, динамичным, стильным и безжалостным. Таким, каким и должно быть высказывание, адресованное подросткам, пожалуй, самой пристрастной и честной публике в театре.

Продвинутая аудитория

Начнем с того, что для режиссера Максима Соколова спектакль на алтайской сцене далеко не первый опыт постановки, предназначенной для тинейджеров. В 2016 году на барнаульской сцене шел его спектакль «Пираньи. Дневник двенадцатилетнего», поставленный в Архангельском молодежном театре имени Виктора Панова (эта работа принимала участие во II Всероссийском молодежном театральном фестивале имени В. Золотухина). Еще одна постановка молодого режиссера «Скеллиг» по одноименному роману британского писателя Дэвида Алмонда была высоко оценена в рамках внеконкурсной программы «Золотой маски – 2018» под названием «Детский Weekend».

Как признается режиссер, подростки не просто целевая аудитория его спектаклей, это прежде всего люди, с которыми Максиму Соколову интересно взаимодействовать, общаться. Не случайно, задумывая тот или иной проект, адресованный для этой возрастной группы, режиссер сначала идет в школы, где на занятиях с удовольствием разговаривает с ребятами.

– Это самая продвинутая аудитория, – уверяет он. – Они знают все. Поэтому для них нужны новые истории, основанные не на нравоучении или морализаторстве, а написанные на их языке.

Однако, как полагает Максим Соколов, спектакли для подрастающего поколения должны посещать и взрослые, которые, кстати, тоже не всегда ведут себя красиво по отношению к тинейджерам. И для того, чтобы родители могли лучше понять своих детей, желательно посещать такие постановки вместе.

Спектакль Wonder boy – прекрасное тому доказательство. В его основе – история одного подростка, родившегося с синдромом Тричера Коллинза, то есть без лица, вернее, с лицом, напоминающим «катастрофу». О таком реально существующем парне Натаниэле Ньюмане когда-то канал «Эй-Би-Си» снял документальный фильм под названием Wonder boy (кстати, режиссер позаимствовал из него не только историю, но и часть текста — реального интервью с подростком). Кроме того, автор спектакля вынес на сцену истории, случившиеся в российских школах, их режиссер собирал для других своих спектаклей, но посчитал нужным включить именно в эту работу.

Пиксель вместо головы

В какие-то моменты начинает казаться, что спектакль – неотъемлемая часть некой компьютерной игры, в которой герои говорят, двигаются, взаимодействуют слишком уж схематично, искусственно, нервно. Сидящие в зале подростки моментально реагируют на знакомые музыкальные заставки, на персонажей из ныне популярных компьютерных игр «Майнкрафт» или «Звездные войны».

Кстати, столь же условно, по-компьютерному образно режиссер вместе с художником Анастасией Юдиной решил проблему лица главного героя – вместо головы у 11-летнего подростка Августа кубик-пиксель, прямо как в игре «Майнкрафт», суть которой в конструировании идеального мира.

Как пояснил режиссер, если бы у героя была уродливая маска, то зрители, скорее всего, испытали бы в его адрес чувство вины, жалости, которые мешают быть с ним на равных, помещают публику над ситуацией, позволяют судить с позиции наблюдателя. Лишь тождественность помогает понять, примерить на себя, проникнуться.

Удивительно и то, что школьная жизнь здесь показана своеобразно, без привычного антуража – классов, парт, развешенных карт и портретов классиков. Наоборот, школа здесь – тусовки, потасовки, вечеринки, собственно, то, что и представляет главную ценность для подростков. В их мире на курсы под названием «Искусство быть первым» записываются только ботаники, а фамилия Попкинс, которую носит директор школы, вызывает истерический смех.

Да, этот мир жесток и циничен. Однако все эти подрастающие зрители, живо реагирующие на неведомые взрослым звуки компьютерных заставок или на шутки, которые кажутся нам плоскими, почему-то все как один подняли руки, услышав прозвучавший со сцены вопрос: «Кто считает, что Август красивый?». Взрослые замешкались.

Общечеловеческие вопросы

Лицо Августа – испытание не только для него самого, но и для родителей, одноклассников, друзей… Все они на протяжении спектакля меняют свое отношение к этой проблеме и в конце концов понимают, что красота – все же не внешняя форма, она внутри. Но на пути к этому пониманию нужно было много чего пережить. И лично мне, как зрителю, пару раз было по-настоящему страшно.

Что говорить, сама стилистика неуравновешенного черно-кислотного мира подростков взрослым не по нутру. Так и хочется пуститься в рассуждения, как добрый и гуманный мистер Попкинс, только вот тебя вряд ли услышат. Увы, язык высоконравственных максим, которые изрекает директор, это пока еще не язык подростков. Совсем скоро они обретут свой опыт и сформируют свой список ценностей. Но уже сейчас поведение одноклассников Августа обнадеживает – да, они совершают ошибки, но, скорее, из-за хрупкости внутреннего мира, его чрезмерной уязвимости. И тогда понимаешь, что Wonder boy – это спектакль не про травлю в школе и не про генетическую болезнь. В нем подняты общечеловеческие вопросы.

– Круто, стильно и про нас! – так высказалась одна из зрительниц, ровесниц главного героя. – Вам, взрослым, не понять всего этого.

От себя лишь добавлю: спектакль действительно получился мощным, стильным, хорошо оформленным музыкально. А в конце так не хочется расставаться со всеми этими странными персонажами, пусть незрелыми и угловатыми, но уже прекрасными.

В спектакле задействованы актеры: Владимир Кулигин (Август), Александр Савин (папа Августа), Светлана Лепихина (мама Августа), Наталья Сляднева (Вия), Андрей Потереба (Джек Тедд), Дмитрий Борисов (Джулиан), Анастасия Воскобойник (Миранда), Виктория Криулина (Шарлотта), Виолетта Дьякова (Джун), Виктор Синицин (мистер Попкинс), Юлия Юрьева (мама Джулиана), Виталий Прозоров (бейсболист).

Источник «Вечерний Барнаул»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети