«Вечерний Барнаул»: глоток «Кислорода» – на сцене Молодёжного театра Алтая показали спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева
На сцене Молодежного театра Алтая еще раз показали «Кислород» – спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева, поставленный на экспериментальной площадке «Пятый угол». Режиссером постановки выступила молодая актриса МТА Светлана Сатаева.
Пьеса Ивана Вырыпаева на сцене МТА – событие незаурядное, ведь драматург и режиссер, яркий представитель новой драмы известен как изобретатель собственного театрального метода, основанного на установлении тесного контакта с публикой (кстати, этот же принцип был взят Вырыпаевым за основу при создании фильма «Кислород»). То есть актеры его театра заняты не только своими эмоциями, но и тем, чтобы каждую секунду удерживать внимание зрительного зала, быть с ним, что называется, на одной волне. Вероятно, поэтому, как заверила Светлана Сатаева, каждый раз «Кислород» играется по-новому и, кстати, воспринимается тоже (до этого спектакль показывали в галерее Sol’, в «ТАССе»).
Если взять вырыпаевский текст, то он оставляет довольно гнетущее впечатление. Разделенный на десять композиций, он, словно песня, перемежается куплетами и припевами, в которых неоднократно доносится до читателя одна и та же тема. Но если задуматься, все эти части – попытка переосмыслить десять библейских заповедей, иными словами, заново рассказать о них, пользуясь современным языком и иными выразительными средствами, чем в Книге книг.
Почему главный герой убивает свою жену? Потому что в ней, «девушке с черными волосами и короткими полными пальцами на руках, нет и не может быть кислорода, а в девушке с рыжими волосами, с тонкими пальцами и с мужским именем Саша кислород есть». И еще – вряд ли он убил бы свою жену, если бы на тот момент, когда ему цитировали одну из важнейших библейских заповедей «Не убий!» не был в плеере, он ничего не слышал…
Действительно, текст Вырыпаева – сплошная провокация автора, в которую зрители невольно вовлечены. Словесный поток, льющийся со сцены, выстроен так, что в нем невольно начинаешь улавливать, может, и не мысль, но некий ее посыл, способный лишь позже переродиться во что-то большее. А потому лишь на первый взгляд бредовыми кажутся все произнесенные здесь диалоги. В них словно звучит лексически необработанная, а потому еще совсем сырая, только что рожденная мысль, которой еще не скоро предстоит занять место в иерархии мудростей.
Актерский дуэт был необыкновенно хорош. Александр Савин (парень из провинции по имени Саша) и Светлана Сатаева (та самая рыжеволосая, обладающая кислородом девушка Саша) буквально сводили с ума зрителей своими взрывающими мозг диалогами. Но самое интересное случилось по окончании спектакля, когда некоторые зрители остались в зале, чтобы обсудить работу Светланы Сатаевой. Кого-то она не тронула вообще, а кто-то из зала поднимал вопросы, касающиеся любви, веры, интересовало публику и то, как ребята относятся к таким явлениям, как терроризм, прелюбодеяние, наркомания…
– Я была на встрече с Иваном Вырыпаевым в МТА (творческая встреча с Иваном Вырыпаевым, а также показ его художественного фильма «Танец Дели» состоялись в апреле 2013 года), – делится одна из пожилых зрительниц. – А потому мне кажется, что в своих произведениях автор позволяет быть всему – и добру, и злу, и правде, и лжи… В любом случае выбор остается за людьми, а потому самое главное – постоянно задумываться над жизнью, над тем, куда может привести выбранный нами путь. Бездумно жить нельзя, иначе можно разбудить в душе драконов.
Создавалось ощущение, что Вырыпаев в своей пьесе зацепил некую волну всеобщего подсознания, потому что каждый усмотрел в спектакле что-то свое. Одни увидели в сюжете отсылку на Достоевского, других волновал вопрос о необходимости в жизни правды, третьи искренне сокрушались по поводу того, что люди не ходят в театр.
– Каждый раз этот спектакль воспринимается по-разному, словно мы играем разный материал, – говорит Светлана Сатаева. – Это еще раз доказывает, что театральная система Вырыпаева работает. Ведь мы настраиваемся на волну людей, которые приходят на спектакль, вернее, на их информационное поле. О вопросах, поднятых Вырыпаевым, обязательно нужно.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»