«Вечерний Барнаул»: игра в индейцев – в Молодёжном театре Алтая показали свою версию «Вождя краснокожих»

В МТА очередная премьера, на этот раз – для младших школьников. На сцене – театральная версия забавного рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».

Выбор материала для постановки, как рассказал главный режиссёр театра Алексей Серов, объясняется тем, что этот рассказ постоянно экранизируют, пытаются ставить.

«Это такой ходячий сюжет с мемом «Успею добежать до канадской границы». Эта история интересна и понятна для всех, в любой стране и городе», – поделился режиссёр.

Алексей Серов сделал всё возможное, чтобы происходящее на сцене было интересно юным зрителям, для которых традиционные театральные действа уже скучноваты. Спектакль поставлен в форме детской игры в индейцев, и театральное решение действительно увлекает и детей, и взрослых.

История одного похищения

Действие происходит в одном из городков американского штата Алабама. Двое мошенников, Сэм и Билл Дрисколл, остро нуждаются в деньгах. Для того чтобы раздобыть их, они похищают девятилетнего мальчишку, сына богатого горожанина Эбенезера Дорсета, прячут его в пещере в лесу, а отцу намереваются отправить письмо с требованием выкупа в 2000 долларов. Однако мальчишка, называющий себя вождём краснокожих, принимает всё это за игру, считает, что находится в увлекательном походе, и вовсе не стремится вернуться домой. Более того, он вовлекает Билла и Сэма в свою игру в индейцев, весьма небезопасную для здоровья и нервной системы взрослых. Злодеи оказываются совершенно беспомощными перед детской гиперактивностью и непосредственностью. Злоключения незадачливых похитителей поистине уморительны, как и финал, ставящий крест на их деловом предприятии.

И кино, и театр

Основное действие спектакля происходит в пещере, куда похитители приводят мальчика. На сцене воссозданы каменные своды, полые валуны, в которые при желании можно забираться, чтобы укрыться от праведного гнева. Обо все эти псевдокаменные конструкции бьётся Билл Дрисколл, когда непоседливый Джонни «открывает охоту на бледнолицых». Звуки удара, как в мультфильмах про Тома и Джерри, раздаются на весь зал, заставляя зрителей подпрыгивать на своих местах.

Кстати, для создания пещеры театральные бутафоры вручную вырезали камни из утеплителя. На её обустройство ушло 10 упаковок утеплителя, а также 50 метров ткани и 10 килограммов крафтовой бумаги.

Одна из главных локаций пещеры – это занавес-экран, на котором при необходимости транслируют анимированные картинки, поясняющий текст. Подсвеченный с обратной стороны, он превращается в площадку для теневого театра. На экране параллельно с театральным действием возникает то отдельный фильм про двух сорванцов, играющих в индейцев, то происходящее в городке или параллельное действие. Всё это здорово оживляет спектакль и вызывает неподдельный интерес у зрителей всех возрастов.

Отдельно хочется отметить работу художника-постановщика Натальи Сыздыковой. Она создала максимально контрастные костюмы, подчеркивающие характеры героев. Сэм ходит в костюме и котелке, как настоящий деловой человек. А на Билле – словно карнавальный костюм ковбоя. Художница считает, что раз основное действие – это детская игра, то и одежда должна соответствовать. Так, одежда Билла словно сшита из десятков кусочков, как в технике пэчворк, – на крутом и суровом ковбое это смотрится нелепо и забавно.

Мастер-класс по доведению до отчаяния взрослых

Самой смешной частью рассказа и легендарной экранизации Леонида Гайдая, в которой блестяще сыграли Георгий Вицин и Андрей Смирнов, являются проказы Джонни. Они доводят Билла до отчаяния, несвойственного ему желания отказаться от денег и бежать куда глаза глядят через Центральные, Южные и Среднезападные штаты до канадской границы. В спектакле же интенсивность каверз не столь концентрирована, о них больше разговоров, поэтому у взрослых, закалённых родительством, нет ощущения, что герои изнемогли от затей и фантазий мальчика.

Шутки тоже рассчитаны скорее на детей, из удачных для взрослых можно отметить философское изречение «Дети ныне сильно изменились» и жёлтую уточку, с помощью которой Билл собирается играть с ребёнком.

Двое и один

Актёрские работы в спектакле – достойные. Исполнители взрослых персонажей блестяще справляются со своими ролями, Андрей Потереба и Александр Коцубенко рассказывают эту историю, находясь на одной волне со зрителем. Роль Джонни, вождя краснокожих, исполнила Ксения Кепп. Для маленьких зрителей её герой такой же, как они сами. Однако лично мне показалось, что персонаж походил скорее на Карлсона, чем на Малыша.

Кстати, забавный факт: Леонид Гайдай, приступая к съёмкам по этому же рассказу фильма «Деловые люди», поначалу пригласил на роль Джонни Надежду Румянцеву, знаменитую Тоську из «Девчат». Миниатюрная актриса с детским голосом в театре часто играла мальчиков. Но Румянцевой было уже за 30, и если на театральной сцене она выглядела достоверно, то на киноэкране любой крупный план сразу бы выдал, что перед камерой не хулиганистый парнишка, а взрослая женщина. В итоге роль сыграл московский школьник Серёжа Тихонов.

Возможно, стоило ввести в спектакль ещё один полноценный персонаж – отца мальчика. В фильме Гайдая его сыграл Георгий Милляр. Контраст астеничного и элегантного актёра и энергичного крепкого мальчишки смотрелся уморительно. В спектакле папаша Дорсет присутствует лишь в виде героя теневого театра, и играет его всё та же Ксения Кепп.

В остальных ролях – деревенских жителей, индейцев, оленей, которые проявляются в виде теней на экране, – Дарья Алаева, Наталья Очаковская, Алексей Пахоруков, Дарья Чиж.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что спектакль, нацеленный на подростковую аудиторию, получился вполне удачный. И, кстати, барнаульские зрители это подтверждают. Билеты на него раскуплены на месяц вперёд. Поэтому с апреля с малой сцены, где количество мест небольшое, спектакль перенесут на основную.

Следующие показы «Вождя краснокожих» на сцене Молодёжного театра Алтая состоятся 18, 25, 28, 29 и 31 марта.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети