«Вечерний Барнаул»: когда «прожгло обшивочку» – премьерой спектакля «Ещё раз про любовь» открылся сезон в Молодёжном театре Алтая
Премьерой спектакля «Еще раз про любовь» открылся 57-й по счету сезон в Молодежном театре Алтая. «Воспоминание о счастье» – так охарактеризовала известную пьесу Эдварда Радзинского режиссер постановки Виктория Михеева.
Действительно, пьеса эта (ее изначальное название «104 страницы про любовь») в театральном мире хорошо известна. Достаточно сказать, что спектакли по произведению Радзинского в то время шли в 120 театрах мира. Но все же фильм, снятый по пьесе в 1968 году Георгием Натансоном, по популярности превзошел все ожидания. После выхода киноленты на экран к снявшимся в главных ролях актерам Татьяне Дорониной и Александру Лазареву пришло настоящее признание. Однако спектакль МТА – совсем другая история, рассказанная с иными интонациями.
Первое, что бросилось в глаза после того, как открыли занавес, – это огромная многоуровневая конструкция (она появилась благодаря художнику-постановщику Алексею Дмитриеву), позволяющая героям свободно перемещаться в пространстве. Стоило ей повернуться одним боком к зрителям, как она превращалась в устремленный ввысь трап, еще поворот – и перед глазами взлетная площадка, а потом и вход в метро, и комната в квартире главного героя, и тихий дворик… Здесь-то, в разных плоскостях этой конструкции, сначала встретились, а потом полюбили друг друга такие разные бортпроводница Наташа Александрова (Юлия Юрьева) и подающий надежды физик Электрон Егоров (Александр Савин). Казалось бы, история их знакомства, начавшаяся за столиком в молодежном кафе, развивалась по особому сценарию, однако создатели спектакля явно решили сделать так, чтобы в робких репликах влюбленных, оборванных жестах, украдкой брошенных взглядах каждый смог узнать себя. Достичь этого эффекта удалось благодаря массовым сценам с участием разнохарактерных пар: так, появившимися из ниоткуда влюбленными тут же тиражировались поцелуи Наташи и Эла, словно эхо, гуляющее от одного к другому, – их первое признание в любви, их первые ссоры… В общем-то все, как у всех… Интересным было и решение режиссера вплести в канву спектакля телефонистку, которая словно подсказывала впервые оставшимся наедине героям, как нужно себя вести во время неловких пауз. В такие напряженные моменты из будки тут же раздавалось: «Алло, говорите!». Эта же телефонистка позже помогла ребятам услышать друг друга во время первой ссоры, когда Наташа не пришла на свидание и, расстроенная, звонила из Ташкента для того, чтобы извиниться. «Не верьте, Наташа, он скучал!», – подсказывал тогда в трубке третий голос.
Лейтмотивом на протяжении спектакля звучала реплика Электрона о нежности (в пьесе Эл ее произнес в конце, посвящая песню «лучшей девушке в СССР»): «Нежность. Ее все время стыдятся. Ее прячут далеко в боковой карман. И вынимают в одиночестве по вечерам. Чтобы посмотреть, как она истрепана за день, наша нежность…». Эти же слова произносил Эл, включая Наташе вплетенную режиссером в контекст спектакля пахмутовскую «Нежность» – песню, прочно встроенную в ассоциативный ряд: «Татьяна Доронина – Наташа Александрова – небо». Что касается актерских работ, то очень колоритно сыграла Юлия Юрьева, представляя совсем иную Наташу, нежели в фильме Натансона. В спектакле МТА Наташа получилась эмоциональная, с подвижным характером, с «прожженной обшивкой». А вот Александр Савин получился скорее интеллигентом, нежели самоуверенным интеллектуалом, нагловатым и самонадеянным (кстати, об этой роли мечтал Владимир Высоцкий). Но и такое прочтение роли привнесло в спектакль свой колорит – актер будто сознательно уступал место главной героине…
Не знаю, как смотрели спектакль зрители, не знакомые с сюжетом пьесы. Но те, кому финал был известен, не могли не заметить, как в спектакле не раз намекалось на то, каким он будет. Как предупреждения о неизбежном. Особенно отчетливо это можно было ощутить во время рассуждений Эла о смерти, в моменты звучания виолончели и скрипки. Казалось, этому были посвящены и пластические зарисовки под строки Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», все более задумчивые паузы в репликах героев.
Вообще, настроение от спектакля, общее впечатление складывалось из каких-то намеков, оборванных музыкальных фраз, уместных жестов. Вот запел Окуджава, а потом и Мирзоян – напоминание о 1960-х. А вот и Мышка, подруга Наташи, уже учит наизусть слова – те, что нужно сказать Элу, чтобы сообщить о трагической гибели «лучшей девушки в СССР». А вот и сам Эл, который впервые пришел на свидание с цветами… Его «видит» Наташа – она стоит на вершине той самой устремленной в небо конструкции, и с ней еще можно поговорить… Несмотря на то, что ей и вправду «прожгло обшивочку».
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»