«Вечерний Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая поставили спектакль для подростков

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Чучело» (12+), в основе которого – история, описанная в повести Владимира Железнякова, а затем и в нашумевшем фильме Ролана Быкова. Благодаря этим авторам впервые в Советском Союзе была поднята тема буллинга, которую режиссер постановки Игорь Лебедев решил перенести в современный контекст.

Смещение оптики

Сорок лет назад фильм «Чучело» для многих стал настоящим откровением. Взрослые считали его скандальным, сильно преувеличивающим проблему школьной травли, дети – максимально правдивым. Как бы там ни было, более мощного высказывания на эту тему в отечественном искусстве так и не появилось. А потому сегодня режиссёры разных театров, поднимая тему буллинга, чаще всего берут за основу этот известный сюжет, стараясь его переосмыслить и вписать в нынешние реалии.

– Меня всегда интересовала тема взаимоотношений между подростками, – рассказал Игорь Лебедев. – Этому я посвятил ряд своих спектаклей, среди которых «Всем, кого касается», «Мой папа – Питер Пен», а также постановки, созданные в рамках творческих лабораторий для подростков. Поэтому, когда руководство Молодёжного театра Алтая предложило мне взяться за «Чучело», я тут же согласился. Специально для барнаульской сцены драматург Екатерина Гузёма написала инсценировку, в которой попыталась не только перенести героев истории в наше время, но и переместить акцент с жертвы на преследователя. Как нам показалось, именно такое смещение оптики поможет лучше понять причины травли.

Как рассказал режиссёр, в ходе работы над спектаклем участники постановочной группы то и дело восклицали: «Это про меня!». Но, несмотря на это, Игорь Лебедев старался пресечь попытки актёров сравнивать себя с героями, призывал побольше изучать нынешних подростков. Ведь у каждого поколения – свои ценности, свои привычки. Поэтому здесь восьмиклассники не только сидят в чатах, пишут сочинение по игре «Майнкрафт», хвастаются любовью к фанфикам и корейским сериалам, но и выражают себя с помощью рэпа. Кстати, авторами рифмованных текстов, звучащих в спектакле, выступили актёры МТА.

Обезоруживающая реакция

Для создателей спектакля фильм «Чучело» – не просто отправная точка. Он повод для полемики с героями постановки, даже со зрителями. Неслучайно действие начинается с кадров киноленты, которую только что посмотрели ученики 8 «А» класса. Несмотря на то, что они считают эту тему морально устаревшей, им предстоит написать по итогам просмотра сочинение.

На сцене – всё те же герои: Лена Бессольцева (Дарья Алаева), Дима Сомов (Антон Нечаев), а также Васильев (Владимир Кулигин), Шмакова (Юлия Нагибина), Миронова (Дарья Чиж), Попов (Роман Чистяков), Валька (Роман Чистяков). Однако фокус внимания в спектакле смещён на Васильева – по сути, такого же изгоя. Все называют его «Чуханом», с появлением в классе Лены он заметно приободряется, ведь теперь он не один. Постепенно к своей новой однокласснице Васильев начинает испытывать чувства, но со временем сам провоцирует новую волну травли по отношению к ней. Из страха ли, что сам станет объектом буллинга, из мести ли за то, что Лена предпочла ему благополучного Сомова?

Пытаясь ответить на эти вопросы, создатели спектакля посвящают зрителей в подробности жизни Васильева – рассказывают о его семье, вплетают в канву повествования сцены с участием матери (Ирина Клишевич). Привыкнув к неизменно поверхностным ответам сына на дежурные вопросы типа: «Как дела в школе?», «Ты голодный?», – та совершенно теряется, когда её прежде послушный мальчик вдруг начинает вырываться из её пут (в этом смысле в спектакле символичен образ пряжи, которую сматывают герои), бунтовать, проявлять агрессию.

В отличие от фильма, в постановке важную роль играет классный руководитель Маргарита Ивановна (Ольга Жучкова), которая, понимая, насколько всё далеко зашло, в финале пытается переключить внимание класса на себя: показывает детям, что и она не менее уязвима. По словам режиссёра, этот приём он вместе с драматургом подсмотрел у психологов, которые советуют против буллинга применять приём неожиданной, обезоруживающей реакции.

Параллельные миры

Пространство сцены – это безликий класс, отделённый от внешнего мира огромными стеклянными перегородками. Здесь стул каждого ученика подписан, причём из этих обозначений становится сразу понятно: какую роль тот или иной подросток играет в этом сложившемся сообществе. Однако недопонимание царит не только между детьми, не ладятся отношения учеников и с миром взрослых. В спектакле этот разлад показан наглядно: участники действия то хором говорят каждый о своём, то оказываются на разных уровнях сцены – либо в части зрительного зала, либо на специально устроенном помосте. Режиссёр словно дает понять, что эти миры не пересекаются.

– Большое внимание мы уделили заднику сцены, – признаётся режиссёр. – Меняя его, мы помещаем героев сначала в дом дедушки Лены Бессольцевой, а затем в городские развалины, среди которых происходит самая страшная сцена травли героини. Причём нам было очень важно, чтобы эти городские развалины перекликались с теми, что были показаны в фильме, были узнаваемы. И это далеко не единственный парафраз, отсылающий к известной киноленте.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

24.01.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

23.01.2025

«Вести – Алтай»: два алтайских театра и одна концертная организация отправятся в этом году на большие гастроли

22.01.2025

Перенос спектакля

21.01.2025

Молодёжный театр Алтая поедет во Владивосток на Большие гастроли

17.01.2025

Работа над новым спектаклем началась в Молодёжном театре Алтая

Спектакль Молодёжного театра Алтая претендует войти в «Золотой фонд театральных постановок России»

«Алтайская правда»: спектакль Молодёжного театра Алтая стал одной из самых запоминающихся постановок новогодней кампании

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется монтировщик сцены. В обязанности входит выполнение монтировочных работ по установке декораций и сценического оборудования, выполнение погрузочно-разгрузочных работ на гастролях и выездных спектаклях.

Резюме принимают по почте teatraltai@mail.ru, вопросы по вакансии можно задать по телефону: 503-504.

«Вести – Алтай»: два алтайских театра и одна концертная организация отправятся в этом году на большие гастроли

На «Большие гастроли» в этом году отправятся два алтайских театра и одна концертная организация. Участниками Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации стали Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, Бийский драмтеатр и Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» имени Березикова.

Молодёжный театр Алтая проведёт обменные гастроли с Приморским драмтеатром из Владивостока – алтайские артисты покажут на выезде четыре спектакля. Бийские актёры, в свою очередь, отправятся по обмену в Красноярский край, в город Канск. Артисты ансамбля «Алтай» выступят в шести городах Калининградской области, где покажут балет «Рахманинов» и концертную программу «Я Алтая почувствую душу».

Программу «Большие гастроли», в рамках которой организованы обменные гастроли, реализует Министерство культуры России. Всего в 2025 году участниками проекта станут 265 театров и 65 творческих коллективов страны.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Перенос спектакля

Уважаемые зрители, в репертуаре Молодёжного театра Алтая изменения. Показ спектакля «Брачная лихорадка» Антона Чехова, запланированный на 6 февраля в 18:30, переносится на 21 февраля в 18:30.

Билеты остаются действительными. Приносим свои извинения за неудобства. По всем вопросам обращайтесь в кассу театра по телефону: 503-503.

Молодёжный театр Алтая поедет во Владивосток на Большие гастроли

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина вошёл в список участников программы «Большие гастроли». Результаты отбора во Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации на 2025 год опубликовали 21 января.

В октябре МТА проведёт обменные гастроли с Приморским краевым драматическим театром молодёжи. Во Владивостоке Молодёжный представит четыре своих ярких и очень разноплановых спектакля: «Каштанка» Антона Чехова, «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина, «Марьино поле» Олега Богаева и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой.

Приморский драмтеатр молодёжи тоже готовит интересную программу для поездки на Алтай. На барнаульской сцене коллектив представит постановки «Никита ищет море» Дарьи Варденбург, «Два солнца» по мотивам мифов и легенд Дальнего Востока, посвящение Дню Победы «Голоса памяти» и «Пакетик, который хотел быть нужным» Гули Насыровой.

Таким образом гастроли двух театров, расположенных друг от друга в шести тысячах километров, станут настоящим украшением федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодёжи». Оператором плана выступает ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Работа над новым спектаклем началась в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая приступили к работе над новой постановкой – состоялся техсовет спектакля «Яга», премьера которого состоится уже весной. Авторы музыкальной сказки для взрослых – Андрей Григорьев и Мария Малухина. В постановочную группу вошли главный режиссёр МТА Дарья Догадова, сценограф Ирина Уколова, художник по костюмам Ольга Смагина, художник по свету Алексей Крючков, хореограф Ксения Малинина и музыкальный руководитель Елена Иващенко.

По словам режиссёра, материал очень интересный. В современном мире представление об этом, пожалуй, самом известном славянском фольклорном персонаже, искажено. Изначально же Яга была положительным героем, являла собой силу справедливости, она была на защите детей. Именно с такой точки зрения создатели спектакля приступили к работе.

Поскольку это мифологическая история, есть потребность создания на сцене целого мира. Костюмы, декорации, реквизит, игра света помогут зрителям погрузиться в мистическое пространство, где славянские боги живут наравне с людьми. Мы станем свидетелями становления юной ведьмы.

Спектакль «Яга» выпустят на большой сцене, в масштабном проекте заняты 24 артиста Молодёжного театра Алтая. Премьерные показы пройдут 14 и 15 марта, билеты появятся в продаже в ближайшие дни.

смотреть фото

Спектакль Молодёжного театра Алтая претендует войти в «Золотой фонд театральных постановок России»

Завершился первый этап отбора спектаклей, которые российские профессиональные театры заявили для участия в конкурсе «Золотой фонд театральных постановок России» Союза театральных деятелей РФ. Первый конкурс прошёл спектакль Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина в постановке режиссёра Анны Зуевой.

Члены отборочной комиссии, в состав которой входили эксперты, рекомендованные региональными отделениями СТД РФ, внимательно отсмотрели записи всех спектаклей – более 400 театров предложили на конкурс около тысячи заявок. Союз театральных деятелей России опубликовал список 300 спектаклей, из которых экспертное жюри выберет 100 победителей в фонд «Золотого фонда театральных постановок России».

СТД РФ приурочил создание «Золотого фонда театральных постановок России» к своему 150-летию, которое будет широко отмечаться в 2026 году. В конкурсе приняли участие профессиональные коллективы из всех регионов нашей страны – от Калининграда до Камчатки – со спектаклями разных жанров. По условиям проекта, спектакли должны отражать традиционные духовно-нравственные ценности и формировать общероссийский культурный код.

СТД РФ планирует создать телеверсии спектаклей «Золотого фонда». На съёмку и трансляцию 10 спектаклей уже выделен грант Президентского фонда культурных инициатив. Стратегический партнёр конкурса – «Триколор». Оператор покажет телевизионные версии спектаклей на канале собственного производства «Большой эфир».

«Алтайская правда»: спектакль Молодёжного театра Алтая стал одной из самых запоминающихся постановок новогодней кампании

«Сказка о спящей Царевне» Молодёжного театра Алтая стала одним из самых эффект­ных спектаклей новогодней кампании в Барнауле. Знакомой всем с детства пушкинской истории здесь придали форму почти мистерии, а главным сказочным спецэффектом, поразившим зрителей всех возрастов, стала работа художника-постановщика и художника по свету.

Кажется, эти образы, придуманные Дарьей Здитовецкой из Санкт-Петербурга, должны надолго застревать в памяти: гипертрофированно русские костюмы с огромными кокошниками, решенные исключительно в черном, белом и красном цвете (ближе к концу спектак­ля появляются еще золото и серебро), огромное волшебное зеркало во всю высоту сценической площадки, прекрасная и коварная мачеха с ее змеиной пластикой… Довершает волшебство световое решение Евгения Козина. И невольно завидуешь тем, для кого этот спектакль стал самым первым театральным впечатлением в жизни. Впрочем, если вы не успели увидеть это диво в дни новогодних каникул, расстраиваться не стоит: «Сказка…» вошла в постоянный репертуар МТА.

Вне времени, под Рождество

Даже эстетика праздничной интермедии, которую в Молодёжном разыгрывали не в фойе, а прямо перед сценой, не случайна и готовит зрителей к спектаклю. Ее персонажи одеты в уютное стеганое (и тоже бело-черно-красное), а традиционные русские платки соседствуют с современными белыми ушанками и меховыми наушниками, любимыми подростками. Этот праздный люд разыгрывает представление с Петрушкой, который хочет наняться в помощники к некоему Деду Трескуну, а попутно перебрасывается со зрительным залом маленькими пестрыми подушечками.

Завоевав внимание юной публики, герои интермедии зажигают свечи и исполняют трогательную рождественскую песню, ведь пушкинская Царевна появляется на свет как раз в сочельник, а на следующий день из долгих странствий, наконец, возвращается чернобородый Царь-отец (Евгений Быков). Его образу придали почти библейские черты, при этом сложная многослойная корона напоминает о зубцах крепостной стены (этот мотив квад­ратных зубцов повторяется в колыбели, элементах костюмов и много где еще).

Похоронив свою кроткую Царицу в белоснежном (Юлия Юрьева), спустя год он женится на другой – ее полной противоположности. Молодая супруга в исполнении Елены Логачёвой носит черный кокошник, похожий на гребень какой-нибудь экзотической ящерицы, сверкающее вечернее платье на одно плечо и эффектный грим, излучая одновременно колдовскую обольстительность и угрозу.

Настоящая сказка

Жанр нового спектакля режиссер Ирина Ткаченко определила как «видения в зеркале». Собственно, двустороннее «зеркало» в деревянной раме (то самое говорящее и волшебное, которое Молодой Царице «в приданое дано») стало главной декорацией, а остальные элементы периодически спускаются сверху и потом исчезают. Из мерцаю­щей глади этого зеркала то и дело выходят некие духи – тоже, конечно, в кокошниках и тоже мерцающие (Дарья Алаева, Ярослава Волошина, Юлия Нагибина). Извиваясь, они мучают Молодую Царицу откровенностью: ее повзрослевшая падчерица-царевна теперь всех милее, всех румяней и белее. А еще, конечно, добрее – у актрисы Натальи Очаковской редкостный талант убедительно играть доброту и нравственную чистоту, зрители должны помнить это еще по ее Золушке. Неудивительно, что переживающие за героиню ребятишки кричат ей из зала, чтобы она не ела отравленное яблоко!

«Румяность» Царевны тоже доведена до предела: она вся в алом с головы до пят, алые даже ресницы, а кокошник по форме похож на церковную маковку. Впрочем, здесь вообще все на что-то похоже, о чем-то напоминает, а цепочки ассоциаций уводят порой в не­ожиданные области. И нет ничего случайного, кажется, ни одна бусинка или блестка не пришита просто для красоты, хотя красоты – с избытком.

Вот и Елисей словно сошел с палехской шкатулки (или вышел из раннесоветского фильма-сказки), а играющему его Роману Чистякову для пущей аутентичности пришлось осветлить волосы. Дремучий лес, в который Чернавка уводит по приказу мачехи юную Царевну, – это толстенные и довольно неприятные на вид темные «косы», спускающиеся сверху. А приютившие герои­ню в своем лесном тереме семь богатырей немножко «медведи», сильные и простодушные. Так что слово «видения» из жанрового определения спектакля описывает его идеально: даже взрослому человеку порой не верится в происходящее. Впрочем, разве не такими должны быть сказки?

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети