«Вечерний Барнаул»: накануне перемен

В Молодежном театре Алтая состоялась долгожданная премьера спектакля «Вишневый сад». Долгожданной эта постановка стала потому, что над ней работал новый художественный руководитель МТА Сергей Афанасьев, за плечами которого немало удивительных спектаклей, поставленных в разных театрах страны.

Еще накануне премьеры Сергей Афанасьев пояснил, почему за основу своей первой работы он взял именно чеховское произведение. «Потому что каждое прочтение этой пьесы – это новая пьеса», – сообщил тогда он. И еще Сергей Николаевич сказал, что в «Вишневом саде» Чехов словно сопереживает всем, кто живет в эпоху перемен. Вероятно, от этого известного наперед знания я на протяжении всего спектакля испытывала ощущение ужаса и неотвратимости будущего, которое, и вправду, не известно никому.

Начнем с того, что лейтмотивом, или, лучше сказать, музыкальным фоном, задающим настроение той или иной сцене в спектакле, стала композиция Астора Пьяцоллы «Забвение» – мелодия щемящая, уносящая куда-то далеко-далеко… Само же действие оказалось очень динамичным, стремительным, живым. Иногда даже начинало казаться, что на сцене все кружится, куда-то несется и вот-вот что-то произойдет…

Безусловно, публика, с пьесой знакомая, по-особенному воспринимала появление на сцене таких персонажей, как Фирс (когда тот под ноги «барыне своей» намеревался положить подушку, почему-то навернулись слезы), юная Аня – дочь Раневской, да и сама Раневская. Хотелось бы отметить, насколько здорово и уместно смотрелась Галина Чумакова в роли Любовь Андреевны – женщины пусть и взбалмошной, но при этом чувственной, красивой.

Не случайно в афанасьевском прочтении чеховской пьесы между недальновидной Раневской и предприимчивым Лопахиным (Александр Савин) вспыхнули чувства. Если задуматься, то их происхождение вполне объяснимо. Ведь накануне приезда Любовь Андреевны Лопахин с теплотой вспоминает, как та его, еще мальчонку, отвела к рукомойнику вытереть окровавленный от отцовского кулака нос и при этом сказала: «До свадьбы заживет». Вполне возможно, это было единственным проявлением нежности в суровом детстве Ермолая Лопахина, который с тех пор полюбил помещицу «больше, чем родную». Поэтому вовсе не удивительно, когда между двумя совершенно непохожими людьми, выросшими среди вишневого сада, вспыхивает страсть. На сцене наглядно проявлена она в танце – сначала под звуки «Либертанго» того же Астора Пьяцоллы, а потом и в роковом танце Хачатуряна из балета «Маскарад». И, надо сказать, такое прочтение чеховской пьесы отнюдь не ново. К примеру, еще в 2009 году в Ленкоме Марк Захаров поставил «Вишневый сад», в котором Лопахин и Раневская беспрестанно целуются, а старый Фирс погибает под стенами рухнувшего дома… Но вот что интересно – и в том, и в другом случае режиссеры следовали тексту «Вишневого сада», додумывая лишь то, что таилось у автора между строк. Вполне возможно, эта заложенная Чеховым многослойность «Вишневого сада» и является залогом долгой и счастливой жизни пьесы на театральных подмостках не только нашей страны, но и за ее пределами.

Интересно и то, что в «Вишневом саде» Сергея Афанасьева ярко проявил себя буквально каждый актер – чувственная Дуняша (Анастасия Лоскутова), заигрывающая с похотливым лакеем Яшей (Евгений Быков), строгая и разумная Варя – приемная дочь Раневской (Наталья Сляднева), студент Петя Трофимов (Евгений Любицкий), удивительный и трогательный Фирс (Виктор Синицын)… Особенно запоминающимся оказался образ гувернантки Шарлотты Ивановны, воплощенный Светланой Сатаевой. Казалось бы, реплики этой нелепой барышни звучат почти всегда не к месту. Ее часто просят показать фокусы, но она делает вид, словно не слышит этих смешливых просьб. А потом вдруг эта чудачка со сцены заявляет, что намерена показать главный фокус в своей жизни – «спеть песню, которая будет написана только спустя 68 лет» (это, пожалуй, единственная нечеховская реплика в спектакле). И исполняет «песню о счастье» – знаменитую композицию Джона Леннона Imagine, в которой поется о братстве людей, живущих в любви. И тогда начинаешь понимать, что даже произнесенный чуть ранее монолог Шарлотты Ивановны – пронзительная исповедь одинокой женщины, живущей без паспорта, отчего ей все кажется, что она «молоденькая». «Откуда я и кто я – не знаю… Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет».

На протяжении всего спектакля видео, как из влюбленного в Раневскую Ермолая Лопахина формируется делец – человек, который не словом, а делом решил спасти уходящее с молотка имение. И сцена этого перерождения оказалась самой что ни на есть натуралистичной – в итоге Раневская в буквальном смысле рожает молодого помещика: в агонии, в муках. Сцена эта была жуткой, мощной, от которой мороз по коже. Но, как оказалось, в этот премьерный день в зале присутствовали школьники, которые по завершении «родов» принялись хихикать и громко комментировать происходящее на сцене. В этот момент актерам хотелось посочувствовать – по сути, апогей спектакля, после которого жизнь каждого героя в корне изменится, оказался смазан смешками подростков. Тогда, спрашивается, зачем они здесь? Для чего их привели в театр педагоги? Вряд ли страсть, вспыхнувшая между молодым Лопахиным и зрелой Раневской, ими будет правильно понята, как и вплетенные в спектакль «фокусы» Шарлотты Ивановны, и довольно схематичные диалоги героев в конце, когда выясняется, что у сада новый хозяин – Лопахин, который не намерен сохранять вишневые заросли…

Но с уверенностью скажу: ползала, если не больше, долго не решалась покинуть свои места после спектакля. И даже когда актеры удалились за кулисы, были люди, которые не могли отвести глаз от сцены. Там, в лучах прожекторов, стояла закупоренная бутылка, навеки сохранившая цветы, оставшиеся от погубленного вишневого сада.

Кстати

К работе над спектаклем Сергей Афанасьев привлек свою новосибирскую команду. Так, художником по костюмам «Вишневого сада» выступила Ольга Беселия, с которой режиссер работает около 15 лет. Примерно столько же Сергей Николаевич сотрудничает и с балетмейстером спектакля Ольгой Плясулей. А вот художник-постановщик спектакля Любовь Бойкова только три года назад окончила Новосибирское художественное училище.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

20.06.2025

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

12.06.2025

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

11.06.2025

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

Персонажи спектаклей, которых в этом сезоне в Молодёжном театре Алтая показали в последний раз, вновь выступили перед зрителями. Это герои постановок «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коварство и любовь» и «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

«Москва 24»: москвичам и гостям города покажут спектакли региональных театров

Региональные театры начали показы своих постановок на открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве. В репертуар вошли разнообразные жанры, в том числе русская классика, сказки, уличные сцены и экспериментальные перфомансы.

Все это можно увидеть на 14 городских площадках. Подробнее – в эфире телеканала «Москва 24».

Источник: «Москва 24»

смотреть видео

Молодёжный театр Алтая поздравляет Днём России

Молодёжный театр Алтая поздравляет с самым главным государственным праздником нашей страны – с Днём России!

Мы отмечаем не просто дату, а дух нашей великой страны – её силу, красоту и многообразие. Пусть Россия всегда будет домом, где сбываются мечты, а сердце бьётся в ритме единства и гордости. Пусть сила духа предков принесет развитие и благополучие, даст силы для великих достижений и веру в прекрасное будущее!

С праздником, Родина! Мира, счастья и процветания!

«Театрал»: Андрей Мерзликин отметит День России на «Театральном бульваре»

12 июня на фестивале «Театральный бульвар» гостям предложат специальную программу, посвященную русской культуре и ее традициям. Начнется она с детских спектаклей.

В 14.00 на Чистопрудном бульваре Молодежный театр Алтая покажет «Сказку о царе Салтане». Зрителей ждет серия невероятных трансформаций: исполнители главных ролей превращаются и в целый город, и в 33 богатырей, и даже в бочку, в которой Царица и Гвидон приплыли к острову Буяну.

Здесь же, в 17.00 Театр сторителлинга «отправится» в ночное путешествие на лодках вместе с врагами князя Дмитрия Донского и раскроет «Тайну Куликовской битвы».

А в Амфитеатре на Покровском бульваре Андрей Мерзликин сыграет музыкально-драматический моноспектакль, основанный на письмах и дневниках Василия Шукшина, – «Живет такой парень». В показе примет участие рок-фолк группа «После одиннадцати». Начало – в 18:00.

Источник: «Театрал»

В Молодёжном театре Алтая продолжается акция «ТЕАТРомания»

Ровно через неделю в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоится показ монохромного трагифарса «Маскарад». История Михаила Лермонтова о любви, предательстве и мести в постановке главного режиссёра МТА Дарьи Догадовой – исследование истины и лжи в обществе, в котором гостям дозволено всё, кроме правды.

На показ спектакля действует акция «ТЕАТРомания», она приурочена к Параду премьер, который пройдёт в МТА с 17 по 22 июня. Билеты со скидкой в 30% доступны как в кассе театра, так и онлайн на нашем сайте с 26 мая по 18 июня до показа спектакля.

Телефон для справок: 503-503, коллективные заявки: 503-536.

Молодёжный театр Алтая благодарит Акционерное общество «Альфа-Банк» за поддержку в постановке спектакля «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова.

Афиша
Новости
Соцсети