«Вечерний Барнаул»: накануне перемен

В Молодежном театре Алтая состоялась долгожданная премьера спектакля «Вишневый сад». Долгожданной эта постановка стала потому, что над ней работал новый художественный руководитель МТА Сергей Афанасьев, за плечами которого немало удивительных спектаклей, поставленных в разных театрах страны.

Еще накануне премьеры Сергей Афанасьев пояснил, почему за основу своей первой работы он взял именно чеховское произведение. «Потому что каждое прочтение этой пьесы – это новая пьеса», – сообщил тогда он. И еще Сергей Николаевич сказал, что в «Вишневом саде» Чехов словно сопереживает всем, кто живет в эпоху перемен. Вероятно, от этого известного наперед знания я на протяжении всего спектакля испытывала ощущение ужаса и неотвратимости будущего, которое, и вправду, не известно никому.

Начнем с того, что лейтмотивом, или, лучше сказать, музыкальным фоном, задающим настроение той или иной сцене в спектакле, стала композиция Астора Пьяцоллы «Забвение» – мелодия щемящая, уносящая куда-то далеко-далеко… Само же действие оказалось очень динамичным, стремительным, живым. Иногда даже начинало казаться, что на сцене все кружится, куда-то несется и вот-вот что-то произойдет…

Безусловно, публика, с пьесой знакомая, по-особенному воспринимала появление на сцене таких персонажей, как Фирс (когда тот под ноги «барыне своей» намеревался положить подушку, почему-то навернулись слезы), юная Аня – дочь Раневской, да и сама Раневская. Хотелось бы отметить, насколько здорово и уместно смотрелась Галина Чумакова в роли Любовь Андреевны – женщины пусть и взбалмошной, но при этом чувственной, красивой.

Не случайно в афанасьевском прочтении чеховской пьесы между недальновидной Раневской и предприимчивым Лопахиным (Александр Савин) вспыхнули чувства. Если задуматься, то их происхождение вполне объяснимо. Ведь накануне приезда Любовь Андреевны Лопахин с теплотой вспоминает, как та его, еще мальчонку, отвела к рукомойнику вытереть окровавленный от отцовского кулака нос и при этом сказала: «До свадьбы заживет». Вполне возможно, это было единственным проявлением нежности в суровом детстве Ермолая Лопахина, который с тех пор полюбил помещицу «больше, чем родную». Поэтому вовсе не удивительно, когда между двумя совершенно непохожими людьми, выросшими среди вишневого сада, вспыхивает страсть. На сцене наглядно проявлена она в танце – сначала под звуки «Либертанго» того же Астора Пьяцоллы, а потом и в роковом танце Хачатуряна из балета «Маскарад». И, надо сказать, такое прочтение чеховской пьесы отнюдь не ново. К примеру, еще в 2009 году в Ленкоме Марк Захаров поставил «Вишневый сад», в котором Лопахин и Раневская беспрестанно целуются, а старый Фирс погибает под стенами рухнувшего дома… Но вот что интересно – и в том, и в другом случае режиссеры следовали тексту «Вишневого сада», додумывая лишь то, что таилось у автора между строк. Вполне возможно, эта заложенная Чеховым многослойность «Вишневого сада» и является залогом долгой и счастливой жизни пьесы на театральных подмостках не только нашей страны, но и за ее пределами.

Интересно и то, что в «Вишневом саде» Сергея Афанасьева ярко проявил себя буквально каждый актер – чувственная Дуняша (Анастасия Лоскутова), заигрывающая с похотливым лакеем Яшей (Евгений Быков), строгая и разумная Варя – приемная дочь Раневской (Наталья Сляднева), студент Петя Трофимов (Евгений Любицкий), удивительный и трогательный Фирс (Виктор Синицын)… Особенно запоминающимся оказался образ гувернантки Шарлотты Ивановны, воплощенный Светланой Сатаевой. Казалось бы, реплики этой нелепой барышни звучат почти всегда не к месту. Ее часто просят показать фокусы, но она делает вид, словно не слышит этих смешливых просьб. А потом вдруг эта чудачка со сцены заявляет, что намерена показать главный фокус в своей жизни – «спеть песню, которая будет написана только спустя 68 лет» (это, пожалуй, единственная нечеховская реплика в спектакле). И исполняет «песню о счастье» – знаменитую композицию Джона Леннона Imagine, в которой поется о братстве людей, живущих в любви. И тогда начинаешь понимать, что даже произнесенный чуть ранее монолог Шарлотты Ивановны – пронзительная исповедь одинокой женщины, живущей без паспорта, отчего ей все кажется, что она «молоденькая». «Откуда я и кто я – не знаю… Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет».

На протяжении всего спектакля видео, как из влюбленного в Раневскую Ермолая Лопахина формируется делец – человек, который не словом, а делом решил спасти уходящее с молотка имение. И сцена этого перерождения оказалась самой что ни на есть натуралистичной – в итоге Раневская в буквальном смысле рожает молодого помещика: в агонии, в муках. Сцена эта была жуткой, мощной, от которой мороз по коже. Но, как оказалось, в этот премьерный день в зале присутствовали школьники, которые по завершении «родов» принялись хихикать и громко комментировать происходящее на сцене. В этот момент актерам хотелось посочувствовать – по сути, апогей спектакля, после которого жизнь каждого героя в корне изменится, оказался смазан смешками подростков. Тогда, спрашивается, зачем они здесь? Для чего их привели в театр педагоги? Вряд ли страсть, вспыхнувшая между молодым Лопахиным и зрелой Раневской, ими будет правильно понята, как и вплетенные в спектакль «фокусы» Шарлотты Ивановны, и довольно схематичные диалоги героев в конце, когда выясняется, что у сада новый хозяин – Лопахин, который не намерен сохранять вишневые заросли…

Но с уверенностью скажу: ползала, если не больше, долго не решалась покинуть свои места после спектакля. И даже когда актеры удалились за кулисы, были люди, которые не могли отвести глаз от сцены. Там, в лучах прожекторов, стояла закупоренная бутылка, навеки сохранившая цветы, оставшиеся от погубленного вишневого сада.

Кстати

К работе над спектаклем Сергей Афанасьев привлек свою новосибирскую команду. Так, художником по костюмам «Вишневого сада» выступила Ольга Беселия, с которой режиссер работает около 15 лет. Примерно столько же Сергей Николаевич сотрудничает и с балетмейстером спектакля Ольгой Плясулей. А вот художник-постановщик спектакля Любовь Бойкова только три года назад окончила Новосибирское художественное училище.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

08.08.2022

МТА требуется помощник режиссёра

05.08.2022

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

29.07.2022

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

15.07.2022

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

13.07.2022

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

05.07.2022

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

МТА требуется помощник режиссёра

Молодёжный театр Алтая ищет помощника режиссёра. Если вы активны, обладаете хорошими организационными навыками, оперативно реагируете на поставленные задачи, коммуникабельны, устойчивы к стрессу, то это вакансия для вас.

Обязанность помощника режиссёра – участие в организации, планировании и проведении новых и уже представленных спектаклей и творческих проектов. Специалист должен выполнять поручения режиссёра-постановщика, вызывать артистов и технические службы на репетиции, организовывать дисциплину, вести показы спектаклей и так далее.

Опыт работы помощником или ассистентом режиссёра обязателен. Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

Аналитики сервиса «Яндекс. Путешествия» составили рейтинг достопримечательностей, слава которых выходит за пределы городов, где они находятся. Получилось больше двух тысяч объектов. В Алтайском крае больше всего таких достопримечательностей в Барнауле. В топ-10 попал и Молодёжный театр Алтая.

Первый театральный сезон начался в 1958 году со спектакля «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Произошло это в Доме культуры Меланжевого комбината. Его построили в конце 1930-х годов в стиле сталинского классицизма. В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал до 2011 года, пока не вернулся в отреставрированное здание ДК. Фирменное название «Молодёжный театр Алтая» появилось в 2000 году. 10 лет – С 2003 по 2013 годы – художественным руководителем театра был народный артист России Валерий Золотухин, чьё имя театр сейчас и носит.

Осенью театр откроет юбилейный, 65-й творческий сезон. В сентябре взрослым здесь можно посмотреть спектакли «Мой папа – Питер Пэн», «Марьино поле», «Фауст», «Крахмальная, 92», «Свободная пара», «Камедыя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Для детей готовят показы сказок «Три толстяка», «Цветик-семицветик», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане». Подростков приглашают на спектакль «Временно недоступен».

Справка

Для рейтинга исследователи отобрали достопримечательности, которые соответствуют двум критериям. Первый – у объекта есть страница в «Википедии». Второй – пользователи из других городов задали про него не менее 500 запросов с сентября 2020 по август 2021 года. Аналитики вывели главные категории объектов по количеству запросов. Лидируют археологические памятники (61%), за ними театры (16%), парки и сады (11%).

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

Сотрудники Молодёжного театра Алтая вышли из отпуска. Директор МТА Ирина Лысковец провела общее собрание и рассказала, какие планы у театра на юбилейный, 65-й театральный сезон.

По многолетней традиции первые показы состоятся 1 сентября, в День знаний. Малышам, которые этой осенью пойдут в первый класс, представят фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по роману для детей Юрия Олеши.

Премьеры тоже будут. Уже началась работа над спектаклем «Мёртвые души» по известнейшему произведению Николая Гоголя. Постановкой занимается главный режиссёр театра Алексей Серов. Он же является и автором инсценировки.

«Мёртвые души» станут одним из самых масштабных творческих проектов МТА. В репетициях занята почти вся труппа – 33 артиста. К постановке спектакля режиссёр пригласил проверенных профессионалов театрального дела, с которыми Молодёжный уже работал. В Барнаул вернутся сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и хореограф Николай Андросов. Именно эта творческая группа создала мюзикл «Фауст», премьера которого состоялась в театре весной. В этот раз к постановщикам присоединится композитор Лариса Казакова.

Премьерные показы спектакля «Мёртвые души» намечены на 7 и 8 октября.

Параллельно идёт работа над ещё одной частью образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз по программе «Школьные проекты МТА» в театре создадут художественную читку отрывков из исторического романа Алексея Толстого «Пётр I».

«Разборки с автором» – просветительский проект, существующий в театре с 2017 года. Он подразумевает художественное чтение текстов русских классиков по ролям с последующим совместным со зрителями анализом произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены он легко переносится в актовый зал школы или даже учебный класс.

Первыми в проекте «Разборки с автором» прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне школьникам Барнаула подготовили представление по поэзии Александра Твардовского о фронтовиках.

Работа над романом «Пётр I» приурочена к 350-летию со дня рождения императора. Режиссёр Андрей Воробьёв представит зрителям театрализованную читку произведения Алексея Толстого 7 сентября.

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

Молодёжный театр Алтая ищет сотрудников. Открыты три вакансии.

Театру требуется электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования с режимом работы 1/3. Обязательно наличие среднего профессионального образования, допуска по электробезопасности до 1000 Вт и опыта работы не менее года.

МТА ищет инженера по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с высшим техническим образованием. Режим работы – будние дни с 9 до 17 часов.

Третья ставка – водитель. Требований по образованию нет, но у кандидата должны быть права категорий B и D, опыт вождения автобуса не менее года.

Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

Дорогие зрители!

В этом году в учреждениях культуры региона проходит независимая оценка качества условий оказания услуг. Молодёжный театр Алтая не исключение.

Эксперты уже побывали в театре, проверили открытость и доступность информации о МТА, комфортность созданных для зрителей условий, доступность для инвалидов. Ещё одни важный этап – опрос посетителей.

Пожалуйста, уделите две минуты для заполнения формы по ссылке. Всего 12 вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет». Это очень поможет проанализировать работу театра со стороны зрителей и сделать Молодёжный ещё лучше.

В списке проверяемых организаций мы под номером 46.

Пройти опрос

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

Организаторы Международного конкурса театральной фотографии Theatre exposed («Театр в фотообъективе»), в котором принимала участие фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина, подвели итоги. Девушка стала призёром в одной из номинаций.

В этом году в конкурсе приняли участие более 600 человек, они состязались в двух категориях – профессионалы и любители. Свои работы фотографы заявляли в четырёх категориях: «Художественная фотография» (сцены из спектаклей), «Портретная фотография» (портреты артистов в образах и за кулисами, композиторов, режиссёров, костюмеров и так далее), «Движение в искусстве» (активное движение, балет, уличный театр, иммерсивный театр) и «Открытая категория» (театр в период пандемии, экспериментальная фотография).

В лонг-лист конкурса вошло 200 кадров, шесть из которых – авторства Евгении Савиной. В итоге жюри присудило фотографу из Барнаула второе место в номинации «Движение в искусстве» среди профессионалов за снимок, сделанный на показе хореографического факультета Алтайского государственного института культуры.

Поздравляем!

Справка

В Международное жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2022» вошли:

Юрий Мечитов (Тбилиси, Грузия) – легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;
Нина Аловерт (Нью-Джерси, США) – мастер балетной фотографии и театральный критик, автор и дизайнер книг и альбомов, посвящённых балетному искусству и артистам балета;
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза Shiva-club;
Елена Мартынюк (Украина-Россия) – заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников;
Елена Вильт (Таллинн, Эстония) – фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Минск, Беларусь) – фотограф, художник;
Татьяна Липтуга (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Украины;
Вера Солодова (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры Украины;
Макинде Адениран (Абеокут, Нигерия) – драматург, режиссёр, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state);
Ариэль Сесилио Лемус (Гавана, Куба) – фотограф,фотокорреспондент газеты Granma;
Йован Видакович (Требинье, Босния и Герцеговина) – фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов;
Реза Мозафари Манеш (Иран, Тегеран) – фотограф, участник и победитель конкурса.

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

Они познакомились на сцене, влюбились на сцене и там же отмечали свадьбу – играя спектакль. Накануне Дня любви семьи и верности мы рассказываем о парах и их историях любви. Сегодня знакомим вас с актрисой и режиссером Молодежного театра Алтая – Ниной Таякиной и Виктором Захаровым.

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети