«Вечерний Барнаул»: накануне перемен

В Молодежном театре Алтая состоялась долгожданная премьера спектакля «Вишневый сад». Долгожданной эта постановка стала потому, что над ней работал новый художественный руководитель МТА Сергей Афанасьев, за плечами которого немало удивительных спектаклей, поставленных в разных театрах страны.

Еще накануне премьеры Сергей Афанасьев пояснил, почему за основу своей первой работы он взял именно чеховское произведение. «Потому что каждое прочтение этой пьесы – это новая пьеса», – сообщил тогда он. И еще Сергей Николаевич сказал, что в «Вишневом саде» Чехов словно сопереживает всем, кто живет в эпоху перемен. Вероятно, от этого известного наперед знания я на протяжении всего спектакля испытывала ощущение ужаса и неотвратимости будущего, которое, и вправду, не известно никому.

Начнем с того, что лейтмотивом, или, лучше сказать, музыкальным фоном, задающим настроение той или иной сцене в спектакле, стала композиция Астора Пьяцоллы «Забвение» – мелодия щемящая, уносящая куда-то далеко-далеко… Само же действие оказалось очень динамичным, стремительным, живым. Иногда даже начинало казаться, что на сцене все кружится, куда-то несется и вот-вот что-то произойдет…

Безусловно, публика, с пьесой знакомая, по-особенному воспринимала появление на сцене таких персонажей, как Фирс (когда тот под ноги «барыне своей» намеревался положить подушку, почему-то навернулись слезы), юная Аня – дочь Раневской, да и сама Раневская. Хотелось бы отметить, насколько здорово и уместно смотрелась Галина Чумакова в роли Любовь Андреевны – женщины пусть и взбалмошной, но при этом чувственной, красивой.

Не случайно в афанасьевском прочтении чеховской пьесы между недальновидной Раневской и предприимчивым Лопахиным (Александр Савин) вспыхнули чувства. Если задуматься, то их происхождение вполне объяснимо. Ведь накануне приезда Любовь Андреевны Лопахин с теплотой вспоминает, как та его, еще мальчонку, отвела к рукомойнику вытереть окровавленный от отцовского кулака нос и при этом сказала: «До свадьбы заживет». Вполне возможно, это было единственным проявлением нежности в суровом детстве Ермолая Лопахина, который с тех пор полюбил помещицу «больше, чем родную». Поэтому вовсе не удивительно, когда между двумя совершенно непохожими людьми, выросшими среди вишневого сада, вспыхивает страсть. На сцене наглядно проявлена она в танце – сначала под звуки «Либертанго» того же Астора Пьяцоллы, а потом и в роковом танце Хачатуряна из балета «Маскарад». И, надо сказать, такое прочтение чеховской пьесы отнюдь не ново. К примеру, еще в 2009 году в Ленкоме Марк Захаров поставил «Вишневый сад», в котором Лопахин и Раневская беспрестанно целуются, а старый Фирс погибает под стенами рухнувшего дома… Но вот что интересно – и в том, и в другом случае режиссеры следовали тексту «Вишневого сада», додумывая лишь то, что таилось у автора между строк. Вполне возможно, эта заложенная Чеховым многослойность «Вишневого сада» и является залогом долгой и счастливой жизни пьесы на театральных подмостках не только нашей страны, но и за ее пределами.

Интересно и то, что в «Вишневом саде» Сергея Афанасьева ярко проявил себя буквально каждый актер – чувственная Дуняша (Анастасия Лоскутова), заигрывающая с похотливым лакеем Яшей (Евгений Быков), строгая и разумная Варя – приемная дочь Раневской (Наталья Сляднева), студент Петя Трофимов (Евгений Любицкий), удивительный и трогательный Фирс (Виктор Синицын)… Особенно запоминающимся оказался образ гувернантки Шарлотты Ивановны, воплощенный Светланой Сатаевой. Казалось бы, реплики этой нелепой барышни звучат почти всегда не к месту. Ее часто просят показать фокусы, но она делает вид, словно не слышит этих смешливых просьб. А потом вдруг эта чудачка со сцены заявляет, что намерена показать главный фокус в своей жизни – «спеть песню, которая будет написана только спустя 68 лет» (это, пожалуй, единственная нечеховская реплика в спектакле). И исполняет «песню о счастье» – знаменитую композицию Джона Леннона Imagine, в которой поется о братстве людей, живущих в любви. И тогда начинаешь понимать, что даже произнесенный чуть ранее монолог Шарлотты Ивановны – пронзительная исповедь одинокой женщины, живущей без паспорта, отчего ей все кажется, что она «молоденькая». «Откуда я и кто я – не знаю… Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет».

На протяжении всего спектакля видео, как из влюбленного в Раневскую Ермолая Лопахина формируется делец – человек, который не словом, а делом решил спасти уходящее с молотка имение. И сцена этого перерождения оказалась самой что ни на есть натуралистичной – в итоге Раневская в буквальном смысле рожает молодого помещика: в агонии, в муках. Сцена эта была жуткой, мощной, от которой мороз по коже. Но, как оказалось, в этот премьерный день в зале присутствовали школьники, которые по завершении «родов» принялись хихикать и громко комментировать происходящее на сцене. В этот момент актерам хотелось посочувствовать – по сути, апогей спектакля, после которого жизнь каждого героя в корне изменится, оказался смазан смешками подростков. Тогда, спрашивается, зачем они здесь? Для чего их привели в театр педагоги? Вряд ли страсть, вспыхнувшая между молодым Лопахиным и зрелой Раневской, ими будет правильно понята, как и вплетенные в спектакль «фокусы» Шарлотты Ивановны, и довольно схематичные диалоги героев в конце, когда выясняется, что у сада новый хозяин – Лопахин, который не намерен сохранять вишневые заросли…

Но с уверенностью скажу: ползала, если не больше, долго не решалась покинуть свои места после спектакля. И даже когда актеры удалились за кулисы, были люди, которые не могли отвести глаз от сцены. Там, в лучах прожекторов, стояла закупоренная бутылка, навеки сохранившая цветы, оставшиеся от погубленного вишневого сада.

Кстати

К работе над спектаклем Сергей Афанасьев привлек свою новосибирскую команду. Так, художником по костюмам «Вишневого сада» выступила Ольга Беселия, с которой режиссер работает около 15 лет. Примерно столько же Сергей Николаевич сотрудничает и с балетмейстером спектакля Ольгой Плясулей. А вот художник-постановщик спектакля Любовь Бойкова только три года назад окончила Новосибирское художественное училище.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake

Новости

21.01.2021

Соберите пазл и узнайте, чем МТА удивит зрителей весной

18.01.2021

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

15.01.2021

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая поставили мрачную комедию об ирландском захолустье

03.01.2021

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера ирландской комедии «Сиротливый Запад»

01.01.2021

Смотрите полную запись «Новогоднего музыкального шоу» от Молодёжного театра Алтая и телеканала «Катунь 24»

31.12.2020

«Алтапресс»: прививка от зла – в Молодёжном театре Алтая поставили чёрную комедию об ужасах проживания в ирландском захолустье

В Молодёжном театре Алтая подвели итоги года

Соберите пазл и узнайте, чем МТА удивит зрителей весной

5 и 6 марта в Молодёжном театре Алтая состоятся премьерные показы спектакля «Мария Стюарт». Трагедию немецкого драматурга Фридриха Шиллера ставит молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов, автор нашумевших не только в Барнауле, но и далеко за его пределами глитча Wonder boy и пластической драмы «Бойцовский клуб».

Все цеха МТА приступили к работе. До большой премьеры полтора месяца. Чтобы скоротать это время, предлагаем зрителям собрать пазл и рассмотреть афишу нового спектакля.

играть

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

В Молодёжном театре Алтая состоялся техсовет по новому спектаклю «Мария Стюарт». К постановке трагедии Фридриха Шиллера приступил режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов. Как и прежде, он работает в тандеме с художником из северной столицы Анастасией Юдиной. К творческой группе присоединился новосибирский композитор Владимир Бочаров.

Режиссёр уже знаком барнаульцам. В 2018 году в репертуар МТА вошла сценическая композиция Максима Соколова Wonder boy, включённая экспертным советом «Золотой Маски» в список 110 самых заметных спектаклей творческого сезона. В 2019 году Максим Соколов поставил в Молодёжном пластическую драму «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика. Теперь он представит зрителям театра классическое произведение.

Режиссёр отмечает, что работа постановщиков над «Марией Стюарт» стартовала ещё в августе – тогда началась проработка костюмов и декораций. Цеха театра уже приступили к созданию спектакля. Премьерные показы состоятся 5 и 6 марта.

смотреть фото

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая поставили мрачную комедию об ирландском захолустье

Молодёжный театр Алтая в новогодние каникулы представил премьеру спектакля «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина Макдонаха. Жанр новой постановки режиссер Андрей Воробьёв обозначил как «ирландская комедия». Для артиста МТА это уже третья режиссерская работа на барнаульской сцене, но на сей раз он взялся, пожалуй, за самый сложный материал. Макдонах – трудный драматург для любого постановщика, даже если непрерывно держать в уме: то, что нас ужасает в его текстах, не более чем мрачный ирландский юмор.

Снова ружьё…

В пьесе на четырех актеров три главных персонажа. Молодые братья Конноры, Вэлин (Иван Протасов) и Коулмен (Анатолий Медянцев) – обитатели захолустного Линейна и, прямо скажем, не столпы местного общества. Они находятся в состоянии перманентной войны: жестоко ссорятся из-за выпивки и чипсов, своего основного рациона, не упускают случая унизить друг друга и делят небогатое наследство недавно погибшего отца. После похорон к ним частенько заглядывает местный католический священник отец Уэлш (Андрей Одинцов), тоже пьяница, про которого все в городке доподлинно знают, что у него очередной кризис веры. Четвертый персонаж – местная старшеклассница Гэлин (Анастасия Данилова), которая и снабжает братьев алкоголем. Весело, не правда ли?

Сцена в точности воспроизводит то, как видел место действия драматург: гостиная старого запущенного фермерского дома с камином, уставленным пластмассовыми статуэтками святых, потрепанная мебель, фотография собаки в рамке. Почти все предметы и поверхности помечены большой буквой V, то есть принадлежат Вэлину. На стене над камином – многозначительное ружье, а над ним кривовато висит католическое распятие.

За кадром этой истории ружье уже сыграло свою роль: из него Коулмен Коннор и застрелил отца – случайно так получилось, вот и Вэлин подтвердил, он – единственный свидетель. Чтобы не видеть сомнительности всего происходящего, нужно крепко зажмуриваться – или очень много пить, чем и занимается несчастный отец Уэлш, у которого в приходе и без того праведников не найти. Но что, если его личностный кризис зайдет слишком далеко и священник решится на крайние меры, чтобы спасти хотя бы две заблудшие души?

Барнаульским зрителям Мартин Макдонах скорее уж известен как киносценарист и режиссер культового фильма «Залечь на дно в Брюгге» и оскароносных «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Если вы их видели, значит, знаете его стиль. А вот с пьесами ирландца барнаульские театралы едва ли знакомы.

До сих пор здесь видели только его «Королеву красоты»: свою кукольную версию привозила на фестиваль «Зазеркалье» новосибирский режиссер и педагог Эльмира Куриленко. А прошлой весной на фестивале самостоятельных работ в том же Молодёжном театре сыграли «Королеву красоты» в постановке Татьяны Тимофеевой с Любовью Хотиёвой и Юлией Юрьевой в главных ролях, и тот спектакль, смешной, пугающий и тонкий, при всей своей эскизной природе с неожиданной легкостью брал зрителя за живое.

А вот для постановщика Андрея Воробьёва Макдонах – не чужой автор. Воспитанник АГИКа несколько лет играл главные роли в известном на всю страну пермском театре «У Моста», который знаменит еще и тем, что первым открыл выдающегося драматурга для российской публики (и даже несколько лет проводит большой «Фестиваль Макдонаха» в Перми).

Две истории

Своих самых первых зрителей режиссер счел нужным предупредить, мол, не пугайтесь, это такая комедия. Это правда, но лишь отчасти: жестокость и чернушность сюжетов у Макдонаха всегда маскирует его странную любовь и сочувствие к людям, надежду на свет, искупление или хотя бы прощение. В новом спектакле вся эта сложнейшая эмоциональная нагрузка возложена исключительно на плечи новичка труппы МТА и еще одного выходца из театра «У Моста» Андрея Одинцова, играющего огненно-рыжего отца Уэлша. Проблема в том, что, когда он не на сцене, спектакль как будто сразу лишается сердца. Возможно, это еще удастся исправить, но пока «Сиротливый Запад» распадается на две неравные истории: священника, тонущего в своем отчаянии, и двух отморозков, не жалеющих друг для друга изощренных издевательств. Но если вы задаетесь вопросом, зачем это смотреть, то для начала это и правда смешно.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера ирландской комедии «Сиротливый Запад»

3 января в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоялась премьера спектакля «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина МакДонаха. Жанр обозначен как «ирландская комедия».

В центре сюжета – братья Вэлин и Коулмэн, только что похоронившие отца. Они ссорятся, делят наследство, постоянно друг друга подкалывают. Оба испытывают симпатию к местной девушке Гэлин, что тоже не добавляет теплоты в отношения героев. Частый гость в доме – Отец Уэлш. Сам испытывающий кризис веры, он делает всё возможное, чтобы помирить родственников. Ради этого он идёт даже на крайние меры.

Молодёжный театр Алтая стал первым в регионе, кто решил представить широкому зрителю творчество Мартина МакДонаха, полное мрачности, жестокости и юмора. Чёрную комедию «Сиротливый Запад» называют театральной сенсацией Европы. Следующие показы спектакля состоятся 4, 5 и 29 января. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

Смотрите полную запись «Новогоднего музыкального шоу» от Молодёжного театра Алтая и телеканала «Катунь 24»

31 декабря в эфир телеканала «Катунь 24» вышло «Новогоднее музыкальное шоу», совместный проект с Молодёжным театром Алтая. В программу вошло около 15 номеров. Самые востребованные в Барнауле музыканты исполнили любимые хиты 90-х.

смотреть видео

«Алтапресс»: прививка от зла – в Молодёжном театре Алтая поставили чёрную комедию об ужасах проживания в ирландском захолустье

В Молодежном театре Алтая показали спектакль «Сиротливый запад» по одноименной пьесе Мартина МакДонаха. Премьера постановки назначена на январь Режиссером стал актер театра Андрей Воробьев.

Где-то на западе Ирландии

Имя Мартина МакДонаха не знакомо барнаульским театралам, хотя его пьесы ставились неоднократно в академических театрах и студиях по всей стране и за рубежом. Гораздо больше этот британо-ирландский драматург известен как кинорежиссер, сценарист и продюсер. И это то, ради чего стоит посмотреть будущую постановку МТА.

МакДонах – постановщик трех полнометражных кинофильмов: «Залечь на дно в Брюгге» (2008), «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017). Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» («Шестизарядник»).

Его пьеса «Сиротливый запад» – часть трилогии об обитателях района Коннемара. В нее также входят пьесы «Королева красоты» и «Череп из Коннемара». Все эти произведения шокируют зрителя описанием ужасных трагедий в городке Линэн.

МакДонах вообще мастер описывать глубинку и ее жителей, которые изрядно истрепаны жизнью и теряют человеческий облик под влиянием скуки и беспросветности. Так что трагедии происходят не только в домах, но и душах его героев.

Чипсы и ружье

Герои «Сиротливого запада» – братья Коулмэн и Вэлин Конноры – переживают трагическую гибель отца: пьют виски, дерутся из-за картофельных чипсов, делят наследство, мечтают о местной красотке Гелин.

Братьев все время пытается вразумить отец Уэлш, местный католический священник. Но у него не получается, поскольку сам он уже начал сомневаться в вере. Чтобы все же примириться, братья начинают рассказывать о том, какие гадости делали друг для друга с самого детства, с целью попросить прощения, но все равно хватаются за оружие.

Сам Мартин МакДонах сказал о произведении так: «Я хочу писать пьесы, которые бы немного встряхнули людей».

Свет в конце

Сюжет «Сиротливого запада» дико жестокий. Те, кто читал пьесу, подтвердят, что закрыв книгу, хочется умереть несколько раз подряд. Но все же в ней есть свет и любовь, уверен режиссер Андрей Воробьев. Это что-то вроде прививки от зла.

«Почти все современные комедии – попсовые, антрепризные, со слабой литературной основой, – говорит Воробьев. – МакДонах в этом смысле исключение. Он очень смешной, хоть и мрачный».

Пермский театр «У моста» – место, где проводится единственный в мире международный фестиваль МакДонаха. Андрей Воробьев долго служил там, был участником двух фестивалей и играл отца Уэлша.

«Руководитель театра Сергей Федотов дал мне два ключа к постановкам по МакДонаху, – говорит режиссер. – Во-первых, надо понимать, что, не смотря на всю собачью жизнь, ссоры и убийства, все персонажи очень любят друг друга. МакДонах – великий гуманист. Во-вторых, не надо навязывать спектаклю режиссерскую интерпретацию, просто идите вслед за автором пьесы, он достаточно подробен в своих ремарках».

МакДонах гипернатуралистичен в описаниях. Довести его психологизм до предела – главная задача режиссера, считает Андрей Воробьев. В идеале зритель будет подхихикивать над сюжетом, но в конце должен покинуть зал со слезами очищения.

«Мы хотим подарить зрителю не только новогоднее настроение, но и встречу с великой драматургией», – подытожил Андрей Воробьев.

Новую постановку можно будет оценить 3, 4 и 5 января 2021 года, начало в 17:00. 16+

Надежда Тиунова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая подвели итоги года

Конец декабря – самое время подводить итоги года. Это и сделали в Молодёжном театре Алтая. Несмотря на непростую ситуацию в мире, для творческого коллектива 2020-й был плодотворным.

Премьеры

За год состоялось девять премьер. В репертуар театра вошли «Камедыя» Каэтана Марашевского, трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет», семейная история «Временно недоступен» Петры Вюлленвебер, драматический экшн Александра Липовского Kiddo, уличная притча Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мсье Ибрагим и цветы Корана» и «Цветик-семицветик» Валентина Катаева, сказка о том, как найти счастье. В феврале состоялась премьера очередного многосерийного образовательного проекта театра «Разборки с автором». На этот раз артисты представили поэзию Александра Твардовского о фронтовиках.

Воспитанники Школы-студии МТА смогли выпустить два полноценных спектакля. Под руководством заслуженного артиста России Владимира Филимонова весной они представили скоморошину по мотивам русских народных сказок «Емеля», в декабре состоялась премьера сказки «Всем на свете нужен дом».

Фестивали

В этом году МТА стал участником нескольких фестивалей. В марте мы показали глитч Максима Соколова Wonder boy в Москве на главном театральном форуме России «Золотая Маска». Также спектакль вошёл в программу XVII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». В Санкт-Петербурге историю о мальчике с нестандартной внешностью представили в сентябре.

Часть культурных форумов по понятным причинам проходила онлайн. МТА показал глитч Wonder boy на Летнем семейном театральном фестивале в Нижневартовске, романтическую историю «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро – на IV Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Сказочное королевство» в Севастополе.

Web-театр

В условиях пандемии театр был вынужден полгода общаться со зрителями только по интернету. На сайте МТА появилась специальная вкладка «Web-театр». В разделе доступны аудиокниги о войне, озвученные ведущими мастерами сцены, записи нескольких произведений алтайских писателей. Здесь же публиковали спектакли с участием Валерия Золотухина: «Ревизор» Николая Гоголя, «На дне» Максима Горького и «Праздники детства» по циклу рассказов Василия Шукшина. Ко Дню Победы разместили видео спектакля «Колокола памяти» и запись показа спектакля «Читаем Твардовского».

МТА стал участником федеральной программы «Большие гастроли – онлайн». Спектакль «Бег», восемь снов по пьесе Михаила Булгакова режиссёра-постановщика Юрия Ядровского, посмотрели более ста тысяч человек со всей страны.

Модернизация

В этом году Молодёжному театру Алтая удалось обновить материально-техническую базу. В кассовом зале по государственной программе «Развитие культуры Алтайского края» появился интерактивный информационный стол. Благодаря участию в проекте партии «Единая Россия» «Культура малой Родины» закупили четыре сабвуфера и 15 динамиков, пять прожекторов, два проекционных экрана.

Совсем недавно на камерной сцене установили новые кресла для зрителей. Мягкие, с удобными спинками, они заменили прежние лавочки, на которых было физически тяжело смотреть длинные спектакли. Ещё одним большим обновлением стала современная входная дверь с бронированным стеклом.

Творческая самореализация

В Молодёжном театре Алтая состоялся мастер-класс московского хореографа Юлии Арсёновой. Она назвала его «Отпускай ненужное». В мастер-классе приняли участие артисты театра всех возрастов и старшеклассники из Школы-студии МТА.

В 2020-м году мы по традиции участвовали в IV Краевом фестивале самостоятельных работ артистов профессиональных театров «Рождение замысла». Победу в номинации «Лучшая режиссёрская работа» присудили Руслану Гарибову, режиссёру театра. На фестивале он представил моноспектакль «Монолог провинциальной актрисы». Любовь Хотиёва за эту работу стала победителем в номинации «Лучшая женская роль».

Ведущий мастер сцены была задействована и в спектакле Татьяны Тимофеевой «Королева красоты» по пьесе драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль назвали одной из самых ярких драматических работ и вручили диплом в номинации «Смелость творческого поиска». Артистку Юлию Юрьеву отметили в номинации «Яркое воплощение замысла», Евгений Быков получил диплом в номинации «Яркий дебют фестиваля».

8 июня президент России Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами. Артистке Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Галине Чумаковой присвоили почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Её отметили за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Большим событием стала Губернаторская премия имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В этом году среди победителей – артистка Молодёжного театра Алтая Наталья Сляднева.

Заслуженная артистка России Нина Таякина стала участником проекта «Раритет», творческом начинании Союза театральных деятелей страны со станциями «Радио Культура» и «Радио России». Нина Васильевна озвучила статью из журнала «Театр», опубликованную в 1958 году. Это текст литературного и театрального критика Наума Берковского о спектакле «Идиот» по роману Фёдора Достоевского в постановке Георгия Товстоногова. С 14 декабря запись звучит в эфире.

Год из-за ситуации с коронавирусом для коллектива Молодёжного театра Алтая выдался непростым. Но даже в таких условиях творческие люди смогли не просто удержать планку профессионализма, а подойти к концу года с впечатляющими результатами. Уверены, в 2021 году событий будет не меньше!

Афиша
Новости
Соцсети