«Вечерний Барнаул»: накануне перемен

В Молодежном театре Алтая состоялась долгожданная премьера спектакля «Вишневый сад». Долгожданной эта постановка стала потому, что над ней работал новый художественный руководитель МТА Сергей Афанасьев, за плечами которого немало удивительных спектаклей, поставленных в разных театрах страны.

Еще накануне премьеры Сергей Афанасьев пояснил, почему за основу своей первой работы он взял именно чеховское произведение. «Потому что каждое прочтение этой пьесы – это новая пьеса», – сообщил тогда он. И еще Сергей Николаевич сказал, что в «Вишневом саде» Чехов словно сопереживает всем, кто живет в эпоху перемен. Вероятно, от этого известного наперед знания я на протяжении всего спектакля испытывала ощущение ужаса и неотвратимости будущего, которое, и вправду, не известно никому.

Начнем с того, что лейтмотивом, или, лучше сказать, музыкальным фоном, задающим настроение той или иной сцене в спектакле, стала композиция Астора Пьяцоллы «Забвение» – мелодия щемящая, уносящая куда-то далеко-далеко… Само же действие оказалось очень динамичным, стремительным, живым. Иногда даже начинало казаться, что на сцене все кружится, куда-то несется и вот-вот что-то произойдет…

Безусловно, публика, с пьесой знакомая, по-особенному воспринимала появление на сцене таких персонажей, как Фирс (когда тот под ноги «барыне своей» намеревался положить подушку, почему-то навернулись слезы), юная Аня – дочь Раневской, да и сама Раневская. Хотелось бы отметить, насколько здорово и уместно смотрелась Галина Чумакова в роли Любовь Андреевны – женщины пусть и взбалмошной, но при этом чувственной, красивой.

Не случайно в афанасьевском прочтении чеховской пьесы между недальновидной Раневской и предприимчивым Лопахиным (Александр Савин) вспыхнули чувства. Если задуматься, то их происхождение вполне объяснимо. Ведь накануне приезда Любовь Андреевны Лопахин с теплотой вспоминает, как та его, еще мальчонку, отвела к рукомойнику вытереть окровавленный от отцовского кулака нос и при этом сказала: «До свадьбы заживет». Вполне возможно, это было единственным проявлением нежности в суровом детстве Ермолая Лопахина, который с тех пор полюбил помещицу «больше, чем родную». Поэтому вовсе не удивительно, когда между двумя совершенно непохожими людьми, выросшими среди вишневого сада, вспыхивает страсть. На сцене наглядно проявлена она в танце – сначала под звуки «Либертанго» того же Астора Пьяцоллы, а потом и в роковом танце Хачатуряна из балета «Маскарад». И, надо сказать, такое прочтение чеховской пьесы отнюдь не ново. К примеру, еще в 2009 году в Ленкоме Марк Захаров поставил «Вишневый сад», в котором Лопахин и Раневская беспрестанно целуются, а старый Фирс погибает под стенами рухнувшего дома… Но вот что интересно – и в том, и в другом случае режиссеры следовали тексту «Вишневого сада», додумывая лишь то, что таилось у автора между строк. Вполне возможно, эта заложенная Чеховым многослойность «Вишневого сада» и является залогом долгой и счастливой жизни пьесы на театральных подмостках не только нашей страны, но и за ее пределами.

Интересно и то, что в «Вишневом саде» Сергея Афанасьева ярко проявил себя буквально каждый актер – чувственная Дуняша (Анастасия Лоскутова), заигрывающая с похотливым лакеем Яшей (Евгений Быков), строгая и разумная Варя – приемная дочь Раневской (Наталья Сляднева), студент Петя Трофимов (Евгений Любицкий), удивительный и трогательный Фирс (Виктор Синицын)… Особенно запоминающимся оказался образ гувернантки Шарлотты Ивановны, воплощенный Светланой Сатаевой. Казалось бы, реплики этой нелепой барышни звучат почти всегда не к месту. Ее часто просят показать фокусы, но она делает вид, словно не слышит этих смешливых просьб. А потом вдруг эта чудачка со сцены заявляет, что намерена показать главный фокус в своей жизни – «спеть песню, которая будет написана только спустя 68 лет» (это, пожалуй, единственная нечеховская реплика в спектакле). И исполняет «песню о счастье» – знаменитую композицию Джона Леннона Imagine, в которой поется о братстве людей, живущих в любви. И тогда начинаешь понимать, что даже произнесенный чуть ранее монолог Шарлотты Ивановны – пронзительная исповедь одинокой женщины, живущей без паспорта, отчего ей все кажется, что она «молоденькая». «Откуда я и кто я – не знаю… Ничего не знаю. Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет».

На протяжении всего спектакля видео, как из влюбленного в Раневскую Ермолая Лопахина формируется делец – человек, который не словом, а делом решил спасти уходящее с молотка имение. И сцена этого перерождения оказалась самой что ни на есть натуралистичной – в итоге Раневская в буквальном смысле рожает молодого помещика: в агонии, в муках. Сцена эта была жуткой, мощной, от которой мороз по коже. Но, как оказалось, в этот премьерный день в зале присутствовали школьники, которые по завершении «родов» принялись хихикать и громко комментировать происходящее на сцене. В этот момент актерам хотелось посочувствовать – по сути, апогей спектакля, после которого жизнь каждого героя в корне изменится, оказался смазан смешками подростков. Тогда, спрашивается, зачем они здесь? Для чего их привели в театр педагоги? Вряд ли страсть, вспыхнувшая между молодым Лопахиным и зрелой Раневской, ими будет правильно понята, как и вплетенные в спектакль «фокусы» Шарлотты Ивановны, и довольно схематичные диалоги героев в конце, когда выясняется, что у сада новый хозяин – Лопахин, который не намерен сохранять вишневые заросли…

Но с уверенностью скажу: ползала, если не больше, долго не решалась покинуть свои места после спектакля. И даже когда актеры удалились за кулисы, были люди, которые не могли отвести глаз от сцены. Там, в лучах прожекторов, стояла закупоренная бутылка, навеки сохранившая цветы, оставшиеся от погубленного вишневого сада.

Кстати

К работе над спектаклем Сергей Афанасьев привлек свою новосибирскую команду. Так, художником по костюмам «Вишневого сада» выступила Ольга Беселия, с которой режиссер работает около 15 лет. Примерно столько же Сергей Николаевич сотрудничает и с балетмейстером спектакля Ольгой Плясулей. А вот художник-постановщик спектакля Любовь Бойкова только три года назад окончила Новосибирское художественное училище.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

28.03.2024

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

27.03.2024

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

23.03.2024

Отмена спектаклей

Уважаемые зрители

21.03.2024

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

19.03.2024

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

17.03.2024

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

У Молодёжного театра Алтая появился мерч

Теперь в Молодёжном театре Алтая можно приобрести мерч. На каждом показе зрители могут купить яркие и стильные футболки, блокноты, ручки, значки, браслеты. На них изображены персонажи из популярных спектаклей.

Первыми приобрести сувенирную продукцию смогут гости театра, пришедшие 27 марта на «Квартирник». Уже в скором времени линейка фирменных товаров расширится.

смотреть фото

В Молодёжном театре Алтая взялись за «Каштанку» Антона Чехова

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над новым спектаклем. «Каштанку» Антона Чехова на малой сцене ставит режиссёр Максим Астафьев. Он же выступает и автором инсценировки рассказа. В театре уже состоялся техсовет, на котором были представлены эскизы будущего спектакля сценографа Кристины Барановой, идут репетиции.

Максим Астафьев знаком зрителям Молодёжного, в 2012 году он ставил петербургскую историю «Шинель» Николая Гоголя. А вот с Кристиной Барановой театр работает впервые. Молодой художник из Беларуси, образование получила в Белорусской государственной академии искусств и Британской высшей школе дизайна. Пишет картины, занимается художественной фотографией, увлекается графическим дизайном, часто становится сценографом постановок не только в родной стране, но и в России. Познакомиться с её видением известного произведения русского писателя на театральной сцене можно будет совсем скоро – премьера «Каштанки» запланирована на 15 мая.

смотреть фото

Отмена спектаклей

В Молодёжном театре Алтая отменяются показы спектаклей «Бременские музыканты» и «Ноябрьский зов», которые были запланированы на 24 марта.

Со всеми вопросами о возврате или обмену билетов обращайтесь в кассу театра по телефону 503-503.

Уважаемые зрители

Уважаемые зрители, в связи с терактом в концертном зале «Крокус Сити Холл» коллектив Молодёжного театра Алтая выражает соболезнования родственникам, близким и друзьям тех, кто оказался там.

Показы спектакля «Бременские музыканты», намеченные на 24 марта будут перенесены. О новой дате сообщим дополнительно, уже купленные билеты будут действительны. Вы также можете вернуть их. Уточнить, как это сделать, можно по телефону 503-503.

Следите за нашими новостями, возможны ещё изменения в репертуаре на ближайшие дни. Берегите себя.

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие в заседании коллегии Минкультуры Алтайского края

21 марта в Барнауле прошло заседание коллегии Министерства культуры Алтайского края. На нём подводили итоги работы в 2023 году, обсуждали задачи на этот. В панельной дискуссии с докладом выступила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Ирина Владимировна рассказала съехавшимся со всего края работникам культуры о том, какие проекты реализует Молодёжный для семейной аудитории, какие идеи воплотит в ближайшем будущем. Это «Театральная педагогика», существующая в Молодёжном с 2015 года, экскурсии по театральному закулисью, совсем недавно открывшийся «Учительский клуб МТА», множество зрительских акций, популяризирующих семейные походы на спектакли, Детская Школа-студия МТА с уже восьмилетней историей и другие интересные замыслы.

Важной частью коллегии стало вручение ведомственных и государственных наград. Молодёжный театр Алтая получил диплом за победу в конкурсе по отбору проектов на получение грантов губернатора региона в сфере культуры, проект «Летний театральный лагерь при МТА «Первая сцена» реализуют в июне. А заместитель председателя Правительства Алтайского края Юрий Абуллаев вручил ведущему мастеру сцены Анатолию Кошкарёву благодарность министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

смотреть фото

Главный художник МТА Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии

Главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова участвует в Межрегиональной выставке сценографии «Мир сцены – сцена мира». Она проходит в Красноярске, в зале Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. В экспозицию включили около 250 эскизов декораций, костюмов, плакатов и кукол.

География выставки обширна, она включает в себя не только практически все регионы страны, но и Монголию и Хорватию. Демонстрируя лучшие работы, кураторы проекта открывают перед зрителями полновесную панораму современного театрально-декорационного искусства Урала, Сибири и Дальнего Востока, дают зримое представление об основных направлениях и тенденциях развития. Экспозиция выявляет специфику художественного оформления спектаклей, позволяет увидеть всю цепочку его создания от замысла до воплощения и, таким образом, заглянуть на «кухню» театра – в таинственный мир закулисья.

Наталья Владимировна представила на выставке свои эскизы костюмов к мюзиклу Александра Шевцова «Фауст» и обыкновенной трагедии Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Будете в Красноярске – обязательно заходите. Экспозиция работает до 7 апреля.

смотреть фото

Поздравляем артистку с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в романтическую историю «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро на роль Феи.

Желаем нескончаемых оваций зрителей и больше волшебства на каждом показе!

Афиша
Новости
Соцсети