«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

В мае в Молодёжном театре Алтая на должность главного режиссёра был назначен Алексей Серов, поставивший здесь в 2019 году спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Правда, к своим обязанностям Алексей Эдуардович по-настоящему смог приступить лишь недавно – после того, как в МТА отгремел IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. Валерия Золотухина, а сам режиссёр завершил работу над постановкой в Центральном академическом театре Российской Армии (Москва).

Когда откликается в душе

– Алексей Эдуардович, вы прежде бывали в Барнауле?

– И не раз. В 1990-х годах я работал в соседнем Новосибирске главным режиссером «Красного факела», с которым мы приезжали в Барнаул на гастроли, затем был режиссером Новосибирской филармонии, что тоже помогало быть в курсе театральной жизни сибирских городов. Потом меня на постановку приглашал Сергей Афанасьев – в ту пору художественный руководитель МТА, но что-то тогда не срослось. А в 2018 году на сцене Рубцовского драматического театра я поставил спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Александра Островского. С Барнаулом я знаком давно и знаю, что это город с богатыми театральными традициями. Судить об этом я могу по именам режиссеров, которые здесь работали – а это Михаил Бычков, Владимир Золотарь, Вячеслав Кокорин, Дмитрий Егоров, Роман Феодори, а также по Золотухинскому фестивалю, который год от года только набирает обороты.

– Знаю, что вы приступили к работе главрежа и даже ставите в МТА новогодний спектакль…

– В качестве разминки я работаю над спектаклем «Свободная пара», премьера которого намечена на 2 января. В его основе – пьеса итальянского драматурга Дарио Фо, лауреата Нобелевской премии по литературе, и его жены, замечательной актрисы Франки Раме. Это одновременно очень смешная и умная история про мужа с женой, решивших жить свободным браком. Сразу после этой премьеры я приступаю к работе над мюзиклом Александра Шевцова «Фауст». Это музыкальная версия знаменитой средневековой легенды о докторе-алхимике. Несколько лет назад я услышал песенку Маргариты из этого мюзикла, и с тех пор мечтаю его поставить. Эта песенка откликается в моей душе, тревожит ее. Летом мы провели среди актеров Молодежного театра кастинг и с огромной радостью поняли, что у нас есть поющие артисты на все ключевые роли в мюзикле и вообще выяснилось, что в МТА очень музыкальная труппа. Мне это близко, ведь в прошлом я учился в Ленинградской консерватории.

– Потому-то в вашем кабинете и стоит фортепиано. Вы ведь пианист?

– Да. Как пианист я окончил музыкальное училище, в консерватории уже учился на оперного режиссера, потом решил, что для режиссерской профессии этого мало и окончил еще и Санкт-Петербургский театральный институт по специальности «Режиссер драмы».

Адресная работа

– Задача главного режиссёра – работа с труппой. Постановка «Фауста» – хороший повод для активных тренингов?

– Вообще, вокальные, пластические и речевые тренинги – ежедневная обязанность артиста. Но, к сожалению, русский театр с его стационарными труппами не всегда склонен к постоянному совершенствованию профессиональных навыков, к постоянной работе над собой. В отличие от трупп европейских, бродвейских, где конкуренция гораздо выше. Мы же не можем себе представить Брэда Питта, отрастившего живот? В этом случае он просто останется без работы. Что касается главрежа, то его задача – мотивировать творческий состав, понять и раскрыть природу каждого артиста. В этом плане я могу быть полезным театру. Надеюсь, театру пригодится и мой опыт. МТА – уже достаточно выстроенный театр, где кувалда и лом не нужны, а требуются более изящные медицинские инструменты.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть репертуар Молодёжного театра Алтая?

– Адресным. То есть здесь отношение к возрасту наших зрителей более бережное. Это в драматическом театре вопрос маркировки начинает волновать лишь во время новогодней кампании. В театре, рассчитанном на детей и молодежь, адресность каждой премьеры должна быть тщательно продуманной и выстраданной. Мое ленинградское детство совпало с расцветом ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, когда в среде городской интеллигенции было просто неприличным не ходить на тюзовские спектакли. Детьми мы с братом посещали клуб любителей ТЮЗа, где с нами занимались педагоги, беседовали о театре, привлекали нас к обсуждению спектаклей. Было б хорошо, если бы что-нибудь подобное удалось сделать и здесь. Для этого, вполне возможно, придется привлекать специально обученных людей. Ведь просветительская деятельность – одна из важных составляющих молодежного театра. Не стоит забывать и о том, что ТЮЗ всегда считался площадкой для экспериментов. Мы сейчас смело привлекаем ярких молодых режиссеров, работающих с интересной драматургией. Недавно у нас прошла премьера спектакля «Крахмальная, 92», над которым работала молодая, творчески активная команда из Питера и Москвы. А в декабре МТА выпустит спектакль «Василисса», который тоже посвящен теме взросления личности.

– А музыкальное образование вам в работе помогает?

– Мне кажется, музыкальное образование помогает лучше слышать фальшь, неверные ноты. Не случайно же кто-то сказал: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». А театр и музыка очень близки. В театре, как в хорошем оркестре, должна быть точно выстроенная командная игра.

Справка

Алексей Серов учился в Ленинградской консерватории на отделении оперной режиссуры, закончил ЛГИТМиК. С 1992 по 1997 год был главным режиссером новосибирского театра «Красный факел», руководил Театром юного зрителя, Молодежным театром и «Первым драматическим театром» в Волгограде, работал главрежем Хабаровского краевого музыкального театра. С 12 мая 2021 года – главный режиссер МТА. Серов поставил более 100 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда и других городов. Неоднократно становился лауреатом театральных фестивалей как в России, так и за рубежом.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети