«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

В мае в Молодёжном театре Алтая на должность главного режиссёра был назначен Алексей Серов, поставивший здесь в 2019 году спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Правда, к своим обязанностям Алексей Эдуардович по-настоящему смог приступить лишь недавно – после того, как в МТА отгремел IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. Валерия Золотухина, а сам режиссёр завершил работу над постановкой в Центральном академическом театре Российской Армии (Москва).

Когда откликается в душе

– Алексей Эдуардович, вы прежде бывали в Барнауле?

– И не раз. В 1990-х годах я работал в соседнем Новосибирске главным режиссером «Красного факела», с которым мы приезжали в Барнаул на гастроли, затем был режиссером Новосибирской филармонии, что тоже помогало быть в курсе театральной жизни сибирских городов. Потом меня на постановку приглашал Сергей Афанасьев – в ту пору художественный руководитель МТА, но что-то тогда не срослось. А в 2018 году на сцене Рубцовского драматического театра я поставил спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Александра Островского. С Барнаулом я знаком давно и знаю, что это город с богатыми театральными традициями. Судить об этом я могу по именам режиссеров, которые здесь работали – а это Михаил Бычков, Владимир Золотарь, Вячеслав Кокорин, Дмитрий Егоров, Роман Феодори, а также по Золотухинскому фестивалю, который год от года только набирает обороты.

– Знаю, что вы приступили к работе главрежа и даже ставите в МТА новогодний спектакль…

– В качестве разминки я работаю над спектаклем «Свободная пара», премьера которого намечена на 2 января. В его основе – пьеса итальянского драматурга Дарио Фо, лауреата Нобелевской премии по литературе, и его жены, замечательной актрисы Франки Раме. Это одновременно очень смешная и умная история про мужа с женой, решивших жить свободным браком. Сразу после этой премьеры я приступаю к работе над мюзиклом Александра Шевцова «Фауст». Это музыкальная версия знаменитой средневековой легенды о докторе-алхимике. Несколько лет назад я услышал песенку Маргариты из этого мюзикла, и с тех пор мечтаю его поставить. Эта песенка откликается в моей душе, тревожит ее. Летом мы провели среди актеров Молодежного театра кастинг и с огромной радостью поняли, что у нас есть поющие артисты на все ключевые роли в мюзикле и вообще выяснилось, что в МТА очень музыкальная труппа. Мне это близко, ведь в прошлом я учился в Ленинградской консерватории.

– Потому-то в вашем кабинете и стоит фортепиано. Вы ведь пианист?

– Да. Как пианист я окончил музыкальное училище, в консерватории уже учился на оперного режиссера, потом решил, что для режиссерской профессии этого мало и окончил еще и Санкт-Петербургский театральный институт по специальности «Режиссер драмы».

Адресная работа

– Задача главного режиссёра – работа с труппой. Постановка «Фауста» – хороший повод для активных тренингов?

– Вообще, вокальные, пластические и речевые тренинги – ежедневная обязанность артиста. Но, к сожалению, русский театр с его стационарными труппами не всегда склонен к постоянному совершенствованию профессиональных навыков, к постоянной работе над собой. В отличие от трупп европейских, бродвейских, где конкуренция гораздо выше. Мы же не можем себе представить Брэда Питта, отрастившего живот? В этом случае он просто останется без работы. Что касается главрежа, то его задача – мотивировать творческий состав, понять и раскрыть природу каждого артиста. В этом плане я могу быть полезным театру. Надеюсь, театру пригодится и мой опыт. МТА – уже достаточно выстроенный театр, где кувалда и лом не нужны, а требуются более изящные медицинские инструменты.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть репертуар Молодёжного театра Алтая?

– Адресным. То есть здесь отношение к возрасту наших зрителей более бережное. Это в драматическом театре вопрос маркировки начинает волновать лишь во время новогодней кампании. В театре, рассчитанном на детей и молодежь, адресность каждой премьеры должна быть тщательно продуманной и выстраданной. Мое ленинградское детство совпало с расцветом ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, когда в среде городской интеллигенции было просто неприличным не ходить на тюзовские спектакли. Детьми мы с братом посещали клуб любителей ТЮЗа, где с нами занимались педагоги, беседовали о театре, привлекали нас к обсуждению спектаклей. Было б хорошо, если бы что-нибудь подобное удалось сделать и здесь. Для этого, вполне возможно, придется привлекать специально обученных людей. Ведь просветительская деятельность – одна из важных составляющих молодежного театра. Не стоит забывать и о том, что ТЮЗ всегда считался площадкой для экспериментов. Мы сейчас смело привлекаем ярких молодых режиссеров, работающих с интересной драматургией. Недавно у нас прошла премьера спектакля «Крахмальная, 92», над которым работала молодая, творчески активная команда из Питера и Москвы. А в декабре МТА выпустит спектакль «Василисса», который тоже посвящен теме взросления личности.

– А музыкальное образование вам в работе помогает?

– Мне кажется, музыкальное образование помогает лучше слышать фальшь, неверные ноты. Не случайно же кто-то сказал: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». А театр и музыка очень близки. В театре, как в хорошем оркестре, должна быть точно выстроенная командная игра.

Справка

Алексей Серов учился в Ленинградской консерватории на отделении оперной режиссуры, закончил ЛГИТМиК. С 1992 по 1997 год был главным режиссером новосибирского театра «Красный факел», руководил Театром юного зрителя, Молодежным театром и «Первым драматическим театром» в Волгограде, работал главрежем Хабаровского краевого музыкального театра. С 12 мая 2021 года – главный режиссер МТА. Серов поставил более 100 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда и других городов. Неоднократно становился лауреатом театральных фестивалей как в России, так и за рубежом.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

16.11.2022

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

11.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

10.11.2022

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

Спектакль Молодёжного театра Алтая «Василисса» по пьесе Марии Малухиной вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Организаторы опубликовали решение экспертного совета.

В этом году заявки на участие подали 149 российских театров, они выдвинули на премию 183 спектакля. Экспертный совет отобрал 10 постановок. Учитывая жанровое и стилевое разнообразие представленных на конкурс спектаклей, рекомендовал дирекции фестиваля включить во внеконкурсную программу постановки, не ставшие номинантами, но получившие при голосовании высокие баллы. Среди них – страшная сказка «Василисса» режиссёра Виктории Печерниковой.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2021 года. В постановочную группу вошли художник Ксения Кочубей, хореограф Мария Сиукаева, художник по свету Андрей Абрамов и видеохудожник Александр Секачёв. На XV Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-plays» (Екатеринбург, июнь 2022) страшная сказка Марии Малухиной стала лауреатом в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

XX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» пройдёт в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля. Спектакль «Василисса» стал третьей работой Молодёжного театра Алтая, которую отмечают театроведы. В 2020 году в программу фестиваля включили глитч Максима Соколова Wonder boy, 2021 году отметили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн».

На сцене МТА показ «Василиссы» состоится 19 ноября, начало в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

Фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина получила диплом ежегодной международной премии 35AWARDS. В тематическом конкурсе «Театральная фотография» её работа вошла в топ лучших снимков, заявленных участниками.

Всего в конкурсе приняли участие 1005 человек из 76 стран и 427 городов. В общей сложности они подали 4616 фотографий. По результатам основного голосования работа Евгении Савиниой вошла в 30% лучших.

На одном из снимков, заявленных в конкурсе, – спектакль Молодёжного театра Алтая «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер. Эксперты отметили и кадр, сделанный на показе оперы марионеток «Собака камень» Екатеринбургского театра кукол, который коллектив представил на сцене МТА во время Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье».

Справка

35AWARDS – международный конкурс, который проводят с 2015 года. Инициатором выступило профессиональное сообщество фотографов 35photo.ru. Определение 100 лучших работ года в различных номинациях и выявление победителей по трём лучшим снимкам проходит в три этапа, на каждом из которых ужесточаются критерии отбора. Все фотографии оцениваются анонимно, поэтому прошлые заслуги их авторов не играют никакой роли.

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Поздравляем Дарью Чиж с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше. Желаем расцветать с каждым выходом на сцену!

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Полутемное безжизненное пространство. Сцену, усыпанную землей, пересекает существо, облаченное в черные одежды, с лицом пугающе бледным. Словно подгоняемая ветром, гремит, катясь по земле, жестяная банка. Пустота. Безвременье. Так открывается спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, который в МТА поставили под занавес 64-го театрального сезона. Режиссером выступила Ирина Астафьева, уже знакомая барнаульскому зрителю по sound-драме «Лёха» в краевом драмтеатре, сценографом – Георгий Пашин (Санкт-Петербург), хореографом – Александр Пучков. Над концептами костюмов работала Мария Рыкова (Санкт-Петербург).

«Странствие» – можно прочесть на афише под названием спектакля. Выбор именно этого слова для обозначения жанра, с одной стороны, обусловлен сюжетом – три старухи, единственные обитательницы заброшенной деревни, отправляются на железнодорожную станцию, чтобы встретить вернувшихся с фронта мужей. Неважно, что каждая из них в свое время получила похоронку, неважно, что со Дня Победы в 1945 году прошло не одно десятилетие. Не то сон, не то видение, посетившее одну из старух, вселяет в одиноких женщин святую веру в то, что их мужья живы, но по какому то недоразумению не могли вернуться домой раньше. С другой стороны, семантика слова «странствие» – более возвышенного, духовного, нежели просто «путешествие», – намекает на то, что путь героинь спектакля лежит не только через пространство, но и через время.

Пьеса Олега Богаева строится по принципу русской волшебной сказки – в ней можно найти большинство атрибутов этого жанра, описанных еще в начале прошлого века фольклористом Владимиром Проппом: недостача (в данном случае – отсутствие мужей), которую герою необходимо восполнить, борьба с вредителями, что встают на пути, и последующая победа (в «Марьином поле», например, старухам удается одолеть Геббельса и Гитлера, которые обрели образы лешего и черта), появление помощника (Левитан, который подсказывает старухам дорогу к озеру с молодильной водой) и т.д. Создатели спектакля в МТА обыгрывают эти фольклорные мотивы богаевской пьесы, добавив персонажей, которые в программке обозначены как «поле». Это девушки, одетые в свободного кроя черные платья, и с кокошниками на головах. Они не раз возникают на сцене во время действа, словно духи, тени тех женщин, которые жили на русской земле до главных героинь.

Эффект путешествия сквозь время достигается и с помощью интермедий с участием танцоров – как указано в программке: «лиц СССР» – в исполнении Дарьи Чиж и Дмитрия Борисова. Белые костюмы и белый же грим, покрывающий не только лицо, но и другие участки тела артистов, делают их похожими на гипсовые парковые скульптуры советского периода. Короткие интермедии воспринимаются как дайджест знаковых событий, произошедших во временном отрезке с 1940 годов и до конца 1990 х. На экране демонстрируются кадры видеохроники – от первого полета человека в космос до чернобыльской катастрофы, фоном звучат песни в исполнении Олега Анофриева, Джо Дассена, группы «Кино».

Спектакль в целом получился музыкально насыщенным – помимо композиций, звучащих в записи, зрители услышали живой вокал артистов МТА. Уже упомянутые выше актрисы, воплощающие собирательный образ «поля», исполняют народные песни, сюжет которых перекликается с сюжетом спектакля, – например, песню «Кумушки», в которой есть такие слова: «Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел. Он сам нейдет, письма не шлет, забыл про меня». В одной из сцен девушки занимаются бытовыми делами – одна шлифует серп, другая затачивает пилу, третья качает деревянную люльку и т.д., и звуки, которые они при этом извлекают: лязг, скрипы, стуки, – тоже сливаются в своеобразную суровую музыку. Лейтмотивом на протяжении всего действа звучит композиция «Жди меня, жди» авторства современного композитора и певца Алексея Вдовина – ее исполняет мужской хор театра. Создатели спектакля выстраивают культурологическую цепочку, протягивают нить между творчеством современника и одним из самых известных стихотворений Великой Отечественной войны, о силе веры, любви и надежды – «Жди меня» Константина Симонова. В спектакле оно не упоминается, но в том числе благодаря созвучию строк и смыслов неизбежно приходит зрителю на ум. Кстати, за музыкальное оформление «Марьиного поля» в МТА отвечала Екатерина Порсева – актриса театра драмы имени В.М. Шукшина.

Нельзя не сказать о трио главных героинь, разных по характеру и в то же время дополняющих друг друга. Удачным получился ансамбль артисток МТА, каждая из которых подарила своему персонажу индивидуальную, неповторимую интонацию. Марья в исполнении Натальи Слядневой воплощает собой архетип русской женщины – мудрой, преданной, бесстрашной. Именно она видит сон о возвращении мужей с войны и подбивает подруг-соседок на странствие. Прасковья (актриса Анастасия Воскобойник) – наивная, мечтательная, в какой то степени даже блаженная. Острой на язык, практичной, деловой предстает Серафима в исполнении Виктории Проскуриной. Также ей принадлежит Корова (актриса Юлия Юрьева), которая, с одной стороны, привносит в постановку юмористическую нотку, с другой – становится воплощением Смерти, той самой хтонической сущности, которая возникла на сцене в начале спектакля.

В финале Смерть приходит к Марье – как оказалось, единственной из трех подруг, кто остался в живых. Тут то и становится понятно, что Марья ждет своего мужа Ивана не одно столетие. «Турецкая, японская, финская, гражданская, первая мировая была, вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?!» – обращается к девушке Смерть. Век за веком Марья просит у нее отсрочку, чтобы уж на этот раз все таки дождаться. И, получив согласие («Ладно, последний раз», – уточняет Смерть), торопится, бежит стремглав, танцует под дождем, словно обновляясь и набираясь сил перед столетним бодрствованием… Спектакль «Марьино поле» в МТА воспринимается как ода женщине, которая упорно, безнадежно, беззаветно ждет.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Афиша
Новости
Соцсети