Архив новостей
Обратно к архиву
«Вечерний Барнаул»: в МТА полным ходом репетируют спектакль «Обыкновенное чудо»
В Молодежном театре Алтая полным ходом идут репетиции спектакля «Обыкновенное чудо», над которым работает известный актер театра и кино Иван Стебунов. Покинув летом прошлого года театр «Современник», где проработал десять лет, Иван направился в Барнаул – исполнять свою давнюю мечту быть режиссером.
«Возможность оторваться»
Барнаул для Ивана Стебунова – город не чужой. Здесь живет его тетя – родная сестра мамы Ивана Ольги Стебуновой (заслуженной артистки России, в прошлом – ведущей актрисы новосибирского театра «Глобус», а ныне – руководителя одного из московских фестивальных агентств). Да и сам актер родом с Алтая: родился в Павловском районе и после переезда семьи в Новосибирск часто здесь бывал, навещая родных в селе Колыванском.
– Алтай в первую очередь ассоциируется у меня с Василием Шукшиным , – говорит Иван. – Думаю, каждый читающий человек рано или поздно открывает для себя этого писателя. Я впервые познакомился с его творчеством примерно лет в 13-14. Тогда лежал в больнице с переломом позвоночника – и мне принесла книгу мама. Скажу вам, Шукшин здорово меня отвлек, вообще он стал ярким открытием для меня, подростка. Это был том «Любавиных», осилив который, я стал интересоваться другими его произведениями, увлекся рассказами.
Еще в детстве Иван поступил в студию пластики, действующую при новосибирском театре «Глобус», пос- ле чего его стали вместе с другими детьми привлекать в массовки. Но всерьез о театре он не мечтал. Учеба в Новосибирском театральном училище, а потом и в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, как уверяет актер, – решения спонтанные.
– Если бы не театр, я стал бы бандитом – слишком темпераментным был, – рассказывает он. – А потому театр я воспринимал как возможность выразиться, оторваться. Да и театральные учебные заведения были для меня не более чем местом, где можно интересно провести время. Потом же я понял, что хочу заниматься режиссурой. Но дело это откладывал – ждал, когда накопится опыт. Согласитесь, выглядело бы странно, если бы 24-летний парень объяснял артистам, что от них требуется на сцене… Осознанно я стал заниматься режиссурой позже, поступив на высшие курсы сценаристов и режиссеров. Там-то я и понял, что ради этого, собственно, и пришел в театр. Театр настолько прочно вошел в мою жизнь, что порой по окончании репетиций просто не знаю, что дальше делать, чем себя занять. Мне становится скучно, я словно потерян. Ведь вырос в атмосфере кулис, этого магического пространства. Без всего этого мне трудно представить свою жизнь.
Более 40 ролей…
Кинокарьера Ивана складывалась довольно успешно. Так, еще будучи студентом третьего курса Санкт-Петербургской академии театрального искусства (актерско-режиссерский курс Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова), он дебютировал в кино в немецкой картине «Пираты Эдельвейса». С этими съемками связана такая история. Однажды вечером, когда Иван возвращался с очередного кастинга, его избили в одной из питерских подворотен. С разбитым лицом и с синяком под глазом он вернулся в общежитие. Курил на крылечке и сетовал на судьбу… Именно в этот момент случилось странное: прямо к зданию общежития подлетела машина, из которой вышла женщина (как выяснилось позже – ассистент режиссера по актерам) и предложила Ивану попробовать себя на главную роль в фильме немецкого режиссера Нико фон Глазова, который некогда сотрудничал с самим Фасбиндером. Оказалось, что объездив всю Германию в поисках исполнителя главной роли, режиссер так никого и не нашел. На пробах тот произвел на Ивана странное впечатление: удивляло не только его поведение, но и внешний вид – от рождения у того не было рук. Несмотря на всю необычность режиссера, актер ощутил эмоциональный контакт с ним. И не ошибся – Стебунова утвердили на главную роль в фильме, съемки которого проходили в Санкт-Петербурге. Интересно, что в первой сцене герой Ивана Карл появляется с синяком под левым глазом. По удивительному стечению обстоятельств на пробы актер пришел именно с таким синяком…
Фильм «Пираты Эдельвейса» в России в прокат не вышел, однако демонстрировался на Московском кинофестивале и на всех форумах в Европе. Картина стала пропуском для Ивана Стебунова в мир кино: агентства обратили на актера внимание. Его пригласили сниматься в «Курсантах».
После успешного дебюта Иван Стебунов стал сотрудничать с агентством «Макс», благодаря которому получил возможность участвовать в московских кинематографических проектах. Один за другим на экраны стали выходить фильмы с участием молодого актера. Он сыграл главные роли в таких картинах, как «Последний уик-энд» (2005), «Искушение» (2007), «Трое и Снежинка» (2007), а также в сериалах «Курсанты» (2004), «Громовы» (2006), «Тяжелый песок» (2008), «Завещание ночи» (2008), «Небо в огне» (2010).
Несмотря на то что в кино Иван Стебунов сыграл более 40 ролей, к данному виду искусства у него отношение прохладное. В первую очередь потому, что люди, на самом деле создающие кино, по его мнению, незаслуженно отодвинуты на задний план, а заслуги актеров слишком преувеличенны.
– Да, кино – это менее интересно, чем театр, но там хорошие заработки , – делится актер. – Сказать, что мне предлагают что-то интересное, не могу. Хотя Александр Кайдановский в моем возрасте (34 года) Сталкера сыграл… А настоящих потрясений от отечественного кинематографа после Алексея Германа-старшего и Андрея Тарковского я не испытывал.
Рассуждая о театральных режиссерах, чье творчество интересно и близко, Иван упоминает Каму Гинкаса, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова, Кирилла Серебренникова… Кстати, первой работой Ивана на сцене «Современника» стала роль Октавия Цезаря в спектакле Кирилла Серебренникова «Антоний&Клеопатра. Версия», режиссер поверил молодому актеру, помог избавиться от зажатости. Запомнился актеру и спектакль «Горе от ума» – довольно нашумевшая авангардная постановка Камы Гинкаса в «Современнике», где Иван сыграл роль Чацкого…
Как бы там ни было, в прошлом году актер ушел из «Современника», после чего в центральной прессе стали появляться статьи о том, что Иван Стебунов покинул Москву и переехал на Алтай.
– Мысли о сотрудничестве с барнаульским театром появились во время Первого Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени B.C. Золотухина, – говорит он. – После чего эту идею мы обсудили с директором театра, а позже было принято решение ставить пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» (премьера намечена на конец марта). Что будет дальше – пока не знаю. Могу сказать лишь, что в этих краях я надолго…
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»