Архив новостей
Обратно к архиву
«Вечерний Барнаул»: обновлённый спектакль «Преступление и наказание» показали в МТА
В Молодежном театре Алтая обновили спектакль «Преступление и наказание», поставленный на сцене МТА десять лет назад режиссером Олегом Пермяковым.
Это уже третья версия постановки, в разные годы роль Родиона Раскольникова исполняли актеры Антон Кирков, Кирилл Фриц, теперь же это Александр Савин.
Этот, пожалуй, самый популярный роман Достоевского переносился режиссерами на театральную сцену не раз, даже несмотря на то что вместить довольно объемное произведение в рамки спектакля протяженностью в два- три часа – дело явно не из легких. Особенно если потенциальными зрителями будущей постановки становятся старшеклассники – публика специфичная, во многом проблемная. Ведь они могут и не разделять душевных метаний человека, преступившего черту, да и мотив преступления для них весьма непонятен, особенно без перевода на современный язык. Постановка МТА – явно для тех школьников, кто уже прочел «Преступление и наказание». Иначе довольно сложно ориентироваться в череде предстающих перед зрителем героев, выстраивать цепочки взаимоотношений между ними, сопереживать убийце, его сестре Дуне или одинокой запуганной девушке Соне Мармеладовой, в которой Раскольников нашел родственную душу.
Однако если не жевать попкорн (что во время премьерного показа все же делали некоторые школьники) и не отвлекаться на соседа (для того чтобы зрители меньше отвлекались, на каждого актера был надет микрофон, отчего речь персонажей звучала, может, и громче, но менее отчетливо, как-то не по-театральному), то можно уловить немало интересных режиссерских находок. К примеру, большой ящик, присутствующий на сцене на протяжении всего спектакля, символизировал гроб (не случайно герои неоднократно сравнивали с гробом комнату Раскольникова), а потому всяк человек, в него вошедший, впоследствии умирал. С помощью этого ящика была показана и смерть старухи-процентщицы, и ее сестры Лизаветы. После того как они заходили в этот ящик, Раскольников ударял топором по стоящему рядом полену, и те валились на пол. В этом же «гробу» умерли и Мармеладов, и мать Раскольникова, а к концу спектакля в него вошел и главный герой… Интересно и то, что все умершие персонажи со сцены не исчезали – они безмолвно присутствовали, следили за происходящим на сцене, даже переживали за своих живых родных.
Интерес публики обострялся и с появлением на сцене некоторых персонажей. К примеру, очень ярко были представлены образы Свидригайлова (Анатолий Кошкарёв), Лебезятникова (Анатолий Новокрещённых), Порфирия Петровича (Валерий Лагутин), Дуни (Светлана Сатаева). Надеюсь, о глубине этих образов старшеклассникам, не прочитавшим Достоевского, на уроке литературы более подробно расскажут их учителя. Их же задача – растолковать детям особенности той эпохи, нашедшие воплощение в спектакле, а также психологизм некоторых персонажей Достоевского, который в силу формата остался «за кадром».
Актер Александр Савин, исполнивший главную роль, считает, что эта постановка об абстрактном понятии «совесть» и невероятно короткой человеческой жизни.
– Когда человек идет против системы с какой-то своей идеей, против системы, которая состоялась, которая давно стабилизировалась в нашем мире, – рассуждает он, – если он делает ей вызов, либо он будет такой же, как и те люди, кто делает эту систему, либо сам себя замучает и никому не поможет этим.
Справка:
Роман Достоевского «Преступление и наказание» всегда привлекал внимание режиссеров театра и кино. Его сюжет неоднократно брался за основу фильмов, снятых в эпоху немого кинематографа, история студента, преступившего черту, запечатлена в киноработах режиссеров Италии, Германии, США, Бразилии, Англии, Польши, Казахстана… Что касается театральных постановок, то начиная с первой попытки инсценировать роман в 1867 году «Преступление и наказание» претерпело несколько сотен режиссерских прочтений на сценах разных стран.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»