«Вечерний Барнаул»: от классики до театральных экспериментов – Первый Всероссийский молодёжный театральный фестиваль ежедневно радует своей программой поклонников театра

Первый Всероссийский молодежный театральный фестиваль, который на этой неделе проходит в Барнауле, ежедневно радует своей программой поклонников театра. В фестивальной афише – театральные лаборатории, мастер-классы, творческие встречи, разного рода постановки, среди которых есть работы провокационные, дискуссионные.

Языком пластики

Началась фестивальная программа со спектакля «Еще раз про любовь» Молодежного театра Алтая, о котором гостья фестиваля, актриса театра и кино Анна Большова в последствии отозвалась как о постановке очень искренней, захватывающей, «про человеческие отношения». Вообще, творческая лаборатория с участием Анны Большовой больше походила на творческую встречу с актерами барнаульских театров и студентами АлтГАКИ – с неизменными вопросами из зала и ответами, в которых сконцентрирован немалый актерский опыт, впечатления от работы с известными актерами, режиссерами (в частности, Марком Захаровым).

Вторым спектаклем в афише фестиваля стала постановка «Без слов» Новосибирского театра «Красный факел» .Этот спектакль уже знаком барнаульской публике – его «сибирский МХАТ» показывал осенью 2012 года на сцене Краевого театра драмы в рамках гастрольного тура. Бесспорно, спектакль «Без слов» – яркое явление на театральной сцене, и прежде всего потому, что его название следует воспринимать буквально: история, которую видят зрители, играется без слов. И вот что интересно: несмотря на то, что ведущие актеры новосибирской сцены не произносят ни одного слова, постановка побила все рекорды по популярности среди зрителей (именно этот спектакль заставил театр некогда ввести новую услугу «Лист ожидания»). На сцене – четверо мужчин и женщин, четыре истории взаимоотношений – от первых пробуждающихся чувств до угасающих воспоминаний и последней нежности к тому, кто уходит навсегда… Здесь актер словно лишен своего прикрытия – текста, за которым можно спрятать фальшь. Ведь, как убежден автор идеи, режиссер-постановщик спектакля Тимофей Кулябин, тело не лжет, его движения напрямую связаны с психикой. Вот и получилось, что совершенно без слов удалось рассказать о самом интимном, важном, чувственном. О том, о чем никому не станешь говорить.

Кстати, еще этот спектакль можно назвать «Четыре возраста любви». Причем зрители, присутствующие в зале, могли распознать каждый из представленных жизненных этапов, узнать в нем себя. Вот что еще интересно: несколько лет назад этот спектакль стал одним из победителей Международного конкурса пантомимы «Белая маска», посвященного французскому миму Марселю Марсо. Однако его режиссер продолжает настаивать на том, что «Без слов» – это не пантомима.

В поисках лидера

Ярким событием Золотухинского фестиваля стал приезд одного из ведущих театральных критиков, заместителя художественного руководителя Театрального центр им. Вс. Мейерхольда, эксперта и члена жюри Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» Елены Ковальской (Москва), которая, кстати, тоже посещала наш город в 2010 году в рамках творческой лаборатории «Живому театру – живого автора». Помимо всего перечисленного, Елена Ковальская является руководителем «Школы театрального лидера», о которой она и рассказала участникам творческой лаборатории.

– Начну с цифр: всего 4% населения нашей страны посещает театр, но при этом каждый без исключения финансирует его, платя государству налоги, – рассуждает Елена Ковальская. – И, на наш взгляд, это несправедливо. Поэтому несколько лет назад государство вместе с театральными деятелями задумалось над тем, что театр должен быть эффективным. А для того, чтобы он таким стал, в эту сферу необходимо привести поколение, которое, развивая традиции русского репертуарного театра, будет участвовать в его модернизации. При этом мы намеренно привлекаем не только режиссеров, но и продюсеров, театроведов, драматургов, художников, хореографов, которые могли бы возглавить театр.

При этом «школьники» работают в группах, а результатом этой работы должен стать проект театра, его стратегия развития. Кроме того, в рамках работы «Школы театрального лидера» вынесен на обсуждение документ – некий договор между художниками, властью и обществом, необходимость в котором назрела давно. Ведь, по мнению Елены Ковальской, интересы этих сторон практически не пересекаются.

– Художнику от власти нужен ресурс, а власть хочет гордиться художником, фотографироваться с ним, – поясняет она. – То же происходит и по отношению к обществу: если публика, по большому счету, ждет от театра отдохновения, развлечения, то художник не желает развлекать, он хочет поговорить о смысле жизни. Вот и получается, что художник постоянно не оправдывает чьих-то надежд, всем мешает. А хороший художник – мертвый художник. Одним из выпускников «Школы театрального лидера» стал гость фестиваля Алексей Жеребцов, который представил спектакль «Алиса и государство», – номинант на театральную премию «Золотая маска – 2014». В афише он заявлен как «скетчбук с научным комментарием».

И действительно, в этом спектакле немало научного – используемые здесь термины, понятия, формулировки словно цитаты из вузовского учебника по экономике. Однако все это помещено в весьма странный контекст – за основу взята известная сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и ее персонажи.

– Почему именно эта сказка? Потому что она – воплощение полного абсурда, а потому через нее можно наиболее наглядно показать работу мощной системы под названием государство, – говорит Алексей Жеребцов.

По сюжету студентка-отличница Алиса, провалившаяся на экзамене по гражданскому праву, прямиком попадает в российское Зазеркалье, где безуспешно пытается применить знания о государстве в самом государстве. В итоге получается, что современное государство сильно отличается от наших представлений о демократии, ветвях власти и гражданских правах. Для того, чтобы наглядно это продемонстрировать, создатели спектакля сталкивают Алису с активистами, якобы отстаивающими интересы народа, а на самом деле – участниками кэрролловского «безумного чаепития» – Болванчиком, Соней, Мартовским зайцем. А персонажи Траляля и Труляля здесь – придурковатые полицейские, представшие перед публикой на ходулях, отчего итак невысокая Алиса стала совсем малюсенькой. А гусеница из сказки – это депутат, который несет в прямом эфире свои бессмысленные лозунги. Есть здесь и Чёрная Королева, которая из любви к Отечеству и народу рубит головы всем, кто ей не угоден. Кроме того, публика то и дело слышит со сцены разговоры о водосчетчиках, об управляющих компаниях, о платежках – обо всем том, о чем болит голова у среднестатистического россиянина.

– Государство должно быть, как луна – появляться и исчезать, когда ему положено! – говорит Алиса. – Оно должно приходить и уходить по моему запросу.

Фестиваль продолжается. 17 октября барнаульская публика увидит спектакль «Унтиловск» по повести Леонида Леонова, поставленный Новосибирским городским драматическим театром под руководством Сергея Афанасьева.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

29.05.2023

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

27.05.2023

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

25.05.2023

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

23.05.2023

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

17.05.2023

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

15.05.2023

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

Поздравляем артистку с вводом в сказку «Цветик-семицветик»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом на роли Домохозяйки, Девочки во дворе, Мамы и Волшебницы в сказке «Цветик-семицветик» по мотивам произведения Валентина Катаева. Пусть все желания исполняются и счастье почаще заходит в гости!

В Молодёжном театре Алтая работают над последней премьерой творческого сезона

В Молодёжном театре Алтая идёт работа над спектаклем «Письма любви» по пьесе Альберта Гурнея. Это будет последняя премьера творческого сезона 2022-2023 годов.

Мелисса и Энди, познакомившиеся во втором классе. Девочка и мальчик, решившие слать друг другу письма. Их послания откровенны, порой шокирующи. Они доверяют друг другу самые сокровенные мысли, делятся переживаниями, победами и неудачами. Честно признаются в любви, ревности, отчаянии, надеясь на то, что когда-нибудь всё же будут вместе.

С героями спектакля зрители проживут 50 лет, наполненных ворохом самых разных событий, которые каждый проживает отдельно от другого. Но год за годом эти двое продолжают делиться друг с другом новостями, поддерживают в сложные периоды, поздравляют друг друга с Рождеством и Новым годом, повышением в должности, днём свадьбы, рождением детей, а позже и внуков… Друзья, любившие друг друга всю жизнь и сохранившие это чувство несмотря на все обстоятельства.

Режиссёр-постановщик – Алексей Серов, режиссёр – Анатолий Кошкарёв. Над сценографией и костюмами работает главный художник МТА Наталья Сыздыкова, над видео – Александр Секачёв. В спектакле заняты артисты Наталья Сляднева и Дмитрий Борисов. Премьера почти мелодрамы на малой сцене состоится 16 июня, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 50-35-03.

Поздравляем артисток с вводом в странствие «Марьино поле»

Поздравляем Ольгу Жучкову с вводом на роль Серафимы, Елену Логачёву – на роль Прасковьи, Дарью Алаеву и Юлию Нагибину – на роли Поля в странствии «Марьино поле» Олега Богаева. Пусть ваше сценическое странствие будет наполнено любовью и преданностью зрителей!

«Вечерний Барнаул»: трагедия крупным планом – в МТА поставили пьесу классика немецкого романтизма

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь», поставленного по трагедии Фридриха Шиллера режиссером Алексеем Серовым. В ней нашли отражение множество тем: конфликт отцов и детей, противостояние сословий, столкновение человеческих чувств и стремление к обогащению.

Литературный манифест

Пьеса Шиллера, написанная 240 лет назад, в свое время воспринималась как литературный манифест для будущих поколений, художественный протест автора против порядков Германии второй половины XVIII столетия. И, действительно, в ней сконцентрировались практически все проблемы общества – от житейских до политических. В центре повествования – любовь двух молодых людей, представителей разных сословий. Но пылкие чувства сына первого министра Фердинанда к мещанке Луизе не могут получить своего развития. Они грозят разрушить все планы именитого отца, который намерен женить Фердинанда на фаворитке герцога леди Мильфорд. В ход идут самые изощренные интриги: Луизу оклеветали в измене, в которой она должна признаться своему возлюбленному. План первого министра был в том, что Фердинанд отвергнет нечестную невесту. Но молодой человек, не переживший крушение веры в непорочность возлюбленной, предпочел смерть для обоих, восстав тем самым против непреодолимых обстоятельств.

Эта заложенная конфликтность пьесы нашла отражение в сценографическом решении: декорации разместились на поворотном круге, который, вращаясь, демонстрировал зрителям то мир семьи Луизы – дочери музыканта, то антураж залов, где обитает первый министр. Причем если первое жилище выглядит живым, уютным, то второе – каким-то ненастоящим, картонным. Но в середине этого механизма есть укромные места, где любят встречаться Луиза (Диана Зяблицкая) и Фердинанд (Антон Нечаев). Именно здесь они прячутся от глаз общества, клянутся друг другу в любви и верности.

Мультимедийный эффект

Режиссер словно намеренно стер временные рамки действия: наряду с роскошными камзолами и сюртуками здесь в ходу самые невообразимые одежды, как, например, у гофмаршала фон Кальба (Дмитрий Борисов). В коротких юбках и с цветными волосами расхаживает главная героиня, во фривольных нарядах предстает перед публикой и леди Мильфорд (Елена Логачёва). В доме музыканта Миллера (Анатолий Кошкарёв), увешанном портретами известных композиторов, можно увидеть радиолу и даже икеевскую мебель.

Вневременным делает сюжет и использование мультимедийных эффектов: в телевизоре герцогства в режиме нон-стоп безмолвно транслируются «Вюртембергские новости» с прямыми включениями, перерывами на погоду и рекламу. Затем тот же экран становится третьим глазом, будто со стороны наблюдающим за происходящим – по крайней мере, уход из жизни влюбленных подавался максимально крупным планом. Присутствие на сцене ручных камер и сотовых телефонов, на которые велась съемка, можно расценить как режиссерский почерк, который был использован в других постановках Алексея Серова на сцене МТА.

Несколько раз применил режиссер и параллельный монтаж, когда по сюжету герои ведут разговоры в разных местах, при этом на сцене они находятся одновременно, что делает повествование более объемным

Справка

Постановочная группа: режиссер-постановщик – Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров, художник-сценограф – Илья Кутянский, художник по костюмам – Наталья Сыздыкова, хореограф – Мария Коложвари, художник по свету – Митрич (Дмитрий Зименко). В ролях: Александр Чумаков, Антон Нечаев, Дмитрий Борисов, Елена Логачёва, Александр Пальшин, Анатолий Кошкарёв, Татьяна Синицына, Диана Зяблицкая, Наталья Очаковская, Анатолий Новокрещённых, Андрей Одинцов, Александр Коцубенко и другие.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: никаких счастливых концов – как выглядит гротескная трагедия о немецких Ромео и Джульетте в МТА

«Коварство и любовь» – собственно, этим названием о спектакле все сказано: двое влюбленных пытаются прийти к счастью сквозь опасные интриги. Премьеру по одноименной пьесе немецкого классика Фридриха Шиллера представили в постановке Алексея Серова и Виктора Захарова в Молодежном театре Алтая.

Сын первого министра при дворе Вюртембергского герцогства Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза влюблены друг в друга. Однако, чтобы обрести власть, юноша должен жениться на фаворитке герцога леди Мильфорд.

Каждый из них серьезно поборется за свое счастье, но победителей, увы, не будет. На пути влюбленных встали интриги, борьба за влияние и алчность. Подобные истории могут происходить и сегодня.

Современное просачивается на сцену не только с помощью классического и живого текста, но и сквозь декорации, а также внешний вид артистов: голубой экран с его новостными сюжетами, паркики-дреды, кожаные плащи и даже пилон.

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Комсомольская правда – Барнаул»: алтайскую версию «Коварства и любви» представят в Барнауле

Немецкий писатель Фридрих Шиллер написал свою известную пьесу «Коварство и любовь» еще в 1784 году. Спустя несколько столетий история любви двух молодых людей из разных сословий продолжает будоражить любителей лицедейства. 17 и 18 мая в Молодежном театре Алтая состоится предпоследняя премьера этого сезона по легендарному произведению.

Да, в чем-то можно согласиться, что в основу сюжета пьесы «Коварство и любовь» легла достаточно избитая тема: молодые люди до беспамятства влюблены друг в друга, но так как они из разных сословий, то не могут быть вместе.

Спектакль рассказывает об отношениях юного Фердинанда и прекрасной Луизы. Они молоды, влюблены и безумно счастливы. Родители девушки, правда, не в восторге от ситуации, но решают дать шанс детям и их чувствам, ведь они чисты и наивны.

А вот отец юноши, высокопоставленный чиновник, будущему родству не рад. Он допускает мысль, что его сын может некоторое время развлекаться с Луизой, но в вопросах женитьбы категоричен – его отпрыску подойдет только женщина, равная им по титулу. Ведь только так он сможет закрепить свою власть.

В один из дней отец Луизы получает угрозу, что если его дочь выйдет замуж за сына майора Фердинанда, то его посадят в тюрьму, а саму девушку и ее мать опозорят.

Так как ситуация усугубляется и молодые не могут быть вместе, они принимают решение уйти из жизни.

– «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера – классика немецкого романтизма. Спустя 240 лет пьеса все так же актуальна. Люди все те же: по-прежнему деньги и борьба за власть толкают их на интриги, вероломства, преступления. По-прежнему на пути юных влюбленных встают преграды и тяжкие испытания. Ничего не поделаешь, обыкновенная трагедия… – говорят в Молодежном театре.

Режиссер-постановщик пьесы Алексей Серов, режиссер – Виктор Захаров. Постановка длится 2 часа 20 минут (два действия). Билеты от 250 до 600 рублей.

Анна Семина

Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая премьера спектакля «Коварство и любовь»

«Коварство и любовь». Классика немецкой драматургии. История любви между дворянином и мещанкой по Фридриху Шиллеру. Молодёжный театр Алтая покажет свою интерпретацию. Обещают всё, как в оригинале: деньги, борьба за власть и преграды на пути возлюбленных толкают героев на интриги, вероломства и преступления.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети