«Вечерний Барнаул»: от классики до театральных экспериментов – Первый Всероссийский молодёжный театральный фестиваль ежедневно радует своей программой поклонников театра
Первый Всероссийский молодежный театральный фестиваль, который на этой неделе проходит в Барнауле, ежедневно радует своей программой поклонников театра. В фестивальной афише – театральные лаборатории, мастер-классы, творческие встречи, разного рода постановки, среди которых есть работы провокационные, дискуссионные.
Языком пластики
Началась фестивальная программа со спектакля «Еще раз про любовь» Молодежного театра Алтая, о котором гостья фестиваля, актриса театра и кино Анна Большова в последствии отозвалась как о постановке очень искренней, захватывающей, «про человеческие отношения». Вообще, творческая лаборатория с участием Анны Большовой больше походила на творческую встречу с актерами барнаульских театров и студентами АлтГАКИ – с неизменными вопросами из зала и ответами, в которых сконцентрирован немалый актерский опыт, впечатления от работы с известными актерами, режиссерами (в частности, Марком Захаровым).
Вторым спектаклем в афише фестиваля стала постановка «Без слов» Новосибирского театра «Красный факел» .Этот спектакль уже знаком барнаульской публике – его «сибирский МХАТ» показывал осенью 2012 года на сцене Краевого театра драмы в рамках гастрольного тура. Бесспорно, спектакль «Без слов» – яркое явление на театральной сцене, и прежде всего потому, что его название следует воспринимать буквально: история, которую видят зрители, играется без слов. И вот что интересно: несмотря на то, что ведущие актеры новосибирской сцены не произносят ни одного слова, постановка побила все рекорды по популярности среди зрителей (именно этот спектакль заставил театр некогда ввести новую услугу «Лист ожидания»). На сцене – четверо мужчин и женщин, четыре истории взаимоотношений – от первых пробуждающихся чувств до угасающих воспоминаний и последней нежности к тому, кто уходит навсегда… Здесь актер словно лишен своего прикрытия – текста, за которым можно спрятать фальшь. Ведь, как убежден автор идеи, режиссер-постановщик спектакля Тимофей Кулябин, тело не лжет, его движения напрямую связаны с психикой. Вот и получилось, что совершенно без слов удалось рассказать о самом интимном, важном, чувственном. О том, о чем никому не станешь говорить.
Кстати, еще этот спектакль можно назвать «Четыре возраста любви». Причем зрители, присутствующие в зале, могли распознать каждый из представленных жизненных этапов, узнать в нем себя. Вот что еще интересно: несколько лет назад этот спектакль стал одним из победителей Международного конкурса пантомимы «Белая маска», посвященного французскому миму Марселю Марсо. Однако его режиссер продолжает настаивать на том, что «Без слов» – это не пантомима.
В поисках лидера
Ярким событием Золотухинского фестиваля стал приезд одного из ведущих театральных критиков, заместителя художественного руководителя Театрального центр им. Вс. Мейерхольда, эксперта и члена жюри Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» Елены Ковальской (Москва), которая, кстати, тоже посещала наш город в 2010 году в рамках творческой лаборатории «Живому театру – живого автора». Помимо всего перечисленного, Елена Ковальская является руководителем «Школы театрального лидера», о которой она и рассказала участникам творческой лаборатории.
– Начну с цифр: всего 4% населения нашей страны посещает театр, но при этом каждый без исключения финансирует его, платя государству налоги, – рассуждает Елена Ковальская. – И, на наш взгляд, это несправедливо. Поэтому несколько лет назад государство вместе с театральными деятелями задумалось над тем, что театр должен быть эффективным. А для того, чтобы он таким стал, в эту сферу необходимо привести поколение, которое, развивая традиции русского репертуарного театра, будет участвовать в его модернизации. При этом мы намеренно привлекаем не только режиссеров, но и продюсеров, театроведов, драматургов, художников, хореографов, которые могли бы возглавить театр.
При этом «школьники» работают в группах, а результатом этой работы должен стать проект театра, его стратегия развития. Кроме того, в рамках работы «Школы театрального лидера» вынесен на обсуждение документ – некий договор между художниками, властью и обществом, необходимость в котором назрела давно. Ведь, по мнению Елены Ковальской, интересы этих сторон практически не пересекаются.
– Художнику от власти нужен ресурс, а власть хочет гордиться художником, фотографироваться с ним, – поясняет она. – То же происходит и по отношению к обществу: если публика, по большому счету, ждет от театра отдохновения, развлечения, то художник не желает развлекать, он хочет поговорить о смысле жизни. Вот и получается, что художник постоянно не оправдывает чьих-то надежд, всем мешает. А хороший художник – мертвый художник. Одним из выпускников «Школы театрального лидера» стал гость фестиваля Алексей Жеребцов, который представил спектакль «Алиса и государство», – номинант на театральную премию «Золотая маска – 2014». В афише он заявлен как «скетчбук с научным комментарием».
И действительно, в этом спектакле немало научного – используемые здесь термины, понятия, формулировки словно цитаты из вузовского учебника по экономике. Однако все это помещено в весьма странный контекст – за основу взята известная сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и ее персонажи.
– Почему именно эта сказка? Потому что она – воплощение полного абсурда, а потому через нее можно наиболее наглядно показать работу мощной системы под названием государство, – говорит Алексей Жеребцов.
По сюжету студентка-отличница Алиса, провалившаяся на экзамене по гражданскому праву, прямиком попадает в российское Зазеркалье, где безуспешно пытается применить знания о государстве в самом государстве. В итоге получается, что современное государство сильно отличается от наших представлений о демократии, ветвях власти и гражданских правах. Для того, чтобы наглядно это продемонстрировать, создатели спектакля сталкивают Алису с активистами, якобы отстаивающими интересы народа, а на самом деле – участниками кэрролловского «безумного чаепития» – Болванчиком, Соней, Мартовским зайцем. А персонажи Траляля и Труляля здесь – придурковатые полицейские, представшие перед публикой на ходулях, отчего итак невысокая Алиса стала совсем малюсенькой. А гусеница из сказки – это депутат, который несет в прямом эфире свои бессмысленные лозунги. Есть здесь и Чёрная Королева, которая из любви к Отечеству и народу рубит головы всем, кто ей не угоден. Кроме того, публика то и дело слышит со сцены разговоры о водосчетчиках, об управляющих компаниях, о платежках – обо всем том, о чем болит голова у среднестатистического россиянина.
– Государство должно быть, как луна – появляться и исчезать, когда ему положено! – говорит Алиса. – Оно должно приходить и уходить по моему запросу.
Фестиваль продолжается. 17 октября барнаульская публика увидит спектакль «Унтиловск» по повести Леонида Леонова, поставленный Новосибирским городским драматическим театром под руководством Сергея Афанасьева.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»