«Вечерний Барнаул»: Первый Золотухинский молодёжный – продолжение следует

В Барнауле завершился I Всероссийский молодежный театральный фестиваль – восьмидневный форум, ставший настоящим событием в театральной жизни не только нашего региона, но и страны. 12 театров, 450 гостей, 6000 зрителей – вот итоги фестиваля в цифрах. Что касается содержательного наполнения, то, по мнению участников Первого молодежного, круги от этого мощного культурного всплеска будут расходиться еще долго.

Новые пространства

Начнем с того, что изначально молодежный театральный фестиваль был задуман не только для зрителей, но и для профессионалов в театральной сфере – режиссеров, драматургов, художников, актеров, руководства театров… Именно поэтому довольно весомой и насыщенной выглядела просветительская часть фестивальной программы, включающая в себя мастер-классы, театральные лаборатории, круглые столы, творческие встречи. Это и лаборатория артистки Театра «Ленком» Анны Большовой, посвященная театральному мастерству, и приезд представителей «Школы театрального лидера» – одного из ведущих театральных критиков страны Елены Ковальской, а также Алексея Жеребцова – лидера Liquid Theatre, осваивающего новые нетеатральные пространства.

В рамках фестиваля работала и лаборатория «Театральный плакат», вести которую сначала был приглашен известный художник-график Андрей Логвин. Но, увы, он не смог приехать. Вместо него взялся за проведение лаборатории не менее именитый художник, академик графического дизайна Игорь Гурович, который вместе с участниками лаборатории работал над созданием афиши к будущему спектаклю Молодежного театра Алтая «Над пропастью во ржи».

Полезной с точки зрения театрального маркетинга стала серия круглых столов, посвященных теме эффективного управления театром, особенностям оформления театральных документов, продажи билетов. Их ведущим стал директор Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок – один из самых успешных театральных руководителей, сумевших сделать свой театр востребованным (посещаемость в нем составляет практически 100%). По его мнению, любой фестиваль – возможность получить новые знания, обменяться опытом, вырасти профессионально. Но этого мало – всю эту информацию важно не растерять, а применить с пользой, по-своему.

Человеческий план

О том, что волновало журналистов, говорил в рамках круглого стола «Полоса культуры в современных СМИ» Григорий Заславский, ставший впоследствии свидетелем появления буквально на глазах вербатима – спектакля, сюжет которого рождался на улицах нашего города.

Как признаются актеры, работающие с барнаульцами по специальным опросникам, поначалу название вербатима «Родоки: ни мира, ни войны» настраивало всех на мрачные мысли: дескать, рассуждения людей на тему отцов и детей не могут привести ни к чему хорошему. Однако после того, как собранный материал попал в руки драматурга из Горно-Алтайска Сергея Решетнева, который его и упорядочил, представленный эскиз будущего спектакля получился светлым, обнадеживающим. По сути, собранный материал – это обрывки диалогов между детьми и родителями, демонстрирующие взаимное непонимание, отсутствие желания друг друга услышать. Усугубляли это отчуждение специально подобранные отбивки – разделяющие реплики персонажей стишки-страшилки про «маленького мальчика»… Как призналась одна из участниц вербатима, актриса МТА Светлана Сатаева, этот опыт стал полезен не только в творческом плане, но и в человеческом.

– Лично я намеренно подыскивала людей из благополучных семей, чтобы те рассказали о своем безоблачном детстве, – говорит Светлана после показа. – Но каково же было мое удивление, когда эти люди, на мой взгляд, очень гармоничные и благополучные, вдруг начали рассказывать мне о своих нешуточных проблемах с родителями, о бедном на хорошие эмоции детстве… Я была в шоке! И поняла, что зачастую, работая над ролью, мы подходим очень поверхностно, плохо разбираемся в психологии людей. Получается, в каждом человеке есть свет, который в любой момент может прорваться наружу.

Произвел впечатление созданный в стенах МТА спектакль и на известного драматурга, сценариста, поэта Ольгу Михайлову, которая тоже ожидала увидеть во взаимоотношениях между детьми и родителями только конфликт.

– В итоге мы узнали, что дети любят своих родителей несмотря на то, что «родоки» как раз делают все возможное, чтобы любить их было трудно, практически невозможно, – делится она. – Вообще, в этой постановке можно разглядеть массу психотерапевтических моментов. Уникально и то, что на сцену наконец-то вышел подросток со всеми своими проблемами, ищущий ответы на вопросы.

Добрый зритель

Кстати, за время фестиваля в Барнаул приезжало немало именитых гостей – это и Роман Виктюк, и Ирина Линдт, и Иван Стебунов. Побывала в театре и вдова Валерия Золотухина Тамара Владимировна, которая поблагодарила регион за этот фестиваль, за память об ушедшем муже. Задолго до начала Первого молодежного обсуждалось, что к нам приедет автор пьесы, взятой за основу премьерного спектакля Молодежного театра Алтая «Еще раз про любовь», Эдвард Радзинский. Однако известный драматург приехать не смог, но он прислал в адрес МТА телеграмму. «Надеюсь, эта грустная пьеса станет радостной победой вашего театра, – говорилось в ней. – Удачи вам, счастья и, конечно, любви».

Что касается спектаклей, показанных в рамках фестиваля, то это были разные постановки – от самых ярких до самых спорных. Хотя заявленный дискуссионным спектакль Центра им. Всеволода Мейерхольда «Алиса и государство» барнаульская публика приняла на ура. Столь же горячо была встречена постановка Новосибирского городского драматического театра «Унтиловск» – одного из победителей «Ново-Сибирского транзита – 2014», ставшая ярким событием и в рамках Первого молодежного. Вообще, как не раз отмечали гости фестиваля, Барнаул всех покорил своей публикой, которая с готовностью воспринимала все театральные эксперименты, горячо встречала, не менее горячо провожала. Как потом выразилась Ольга Галахова, у этой публики есть чему поучиться весьма циничному московскому зрителю.

– Поразило и то, как встречали барнаульцы спектакль «Ромео и Джульетта» Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. Мустая Каримова, – рассказала она. – Он шел без перевода, что воспринимать довольно непросто. Помню, в Москве во время аналогичного спектакля зал покинуло 50% публики. Здесь же контакт со зрителем сохранился до самого конца. Более того, после того как актеры вышли на поклон, никто не побежал в гардероб за одеждой, зал долго рукоплескал актерам.
Неизменно полные залы были во время показов спектаклей «Дуэль» Иркутского областного ТЮЗа им. А. Вампилова, «Письма Печорину» Челябинского молодежного театра, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Бийского драмтеатра. Выпрашивали лишний билетик и на крыльце Алтайской драмы перед показом «Пленных духов».

На международный уровень

Логично, что завершился фестиваль спектаклем Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана», который и по сей день не утратил своей актуальности. Этим спектаклем, поставленным Юрием Любимовым по пьесе Бертольта Брехта, полвека назад открылся легендарный театр, в нем же одну из главных ролей (Водоноса) долгое время играл Валерий Золотухин.

– Уже будучи главой региона, я часто общался с Валерием Сергеевичем, – выступил перед публикой на церемонии закрытия Губернатор Алтайского края Александр Карлин. – Но никогда, даже во время самых мрачных раздумий, я не мог помыслить о том, что буду причастен к организации мероприятий по увековечению памяти нашего земляка. Идея проведения молодежного театрального фестиваля – это своего рода поклон Валерию Сергеевичу, который не раз бывал и на новой площадке Молодежного театра Алтая. Кроме того, я полностью поддерживаю идею организаторов фестиваля об отказе от конкурсной составляющей. Ведь главная цель Первого молодежного – дать возможность высказаться молодым людям, привлечь внимание того поколения, которое выбрало совсем другие средства общения с миром. Но не стоит забывать – это наши дети, наши внуки, в которых нам очень хотелось бы видеть свое продолжение. Итак, уже решено, что в этом формате мы будем собираться каждые два года. И что-то мне подсказывает, в будущем этот фестиваль должен стать международным. Пусть так и будет!

Кстати, подводя итоги Первого молодежного, начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова сообщила, что в театральной среде точно приживутся три темы, поднятые в рамках фестиваля. Речь идет не только о создании спектакля на основе эскиза «Родоки: ни мира, ни войны», но и о внедрении принципов театральной педагогики (о них во время лаборатории говорила Елена Ковальская) в рамках краевой программы «Эстетическое воспитание детей и молодежи», а также о продолжении сотрудничества с ведущими театрами страны в плане профессионального роста театральных работников.

Итак, Первый молодежный фестиваль завершен. Впереди – множество идей, которые, даст Бог, уже в ближайшее время воплотятся в театральном пространстве края.

Сказано на фестивале

Игорь Гурович,
художник-плакатист, академик графического дизайна:

Все люди – от гопника до гастарбайтера – имеют право на театр. Более того, каждый из них хочет, чтобы театр обращался только к нему, а не ко всем подряд. Поэтому главное в нашей работе – полюбить всех, кому адресовано театральное искусство, нашу целевую аудиторию.


Кирилл Крок,
директор Театра им. Евгения Вахтангова:

Изначально все театры между собой конкуренты. Однако у всех нас одна задача – привести в театр зрителя, воспитать его. Поэтому очень важно, чтобы все службы в театре работали в тандеме и делали все возможное, чтобы театр был интересен. Только в этом случае может произойти невозможное. Однако если за театр болеет один худрук, а все его замы непонятно чем занимаются, то эта схема не работает.

Григорий Заславский,
редактор отдела культуры «Независимой газеты»:

Вербатим, созданный в рамках фестиваля, замечателен тем, что с самого начала ты не знаешь, что в итоге получится из всей этой истории. Радует и то, что этот проект не стал депрессивным. В нем много оптимистичного, и это хороший знак для Алтайского края. Здесь не выглядывают из разных углов алкоголики и наркоманы, здесь прозвучала приятная правда. И эти истории внушают надежду на будущее.

Елена Исаева,
драматург и поэт:

Главное впечатление от фестиваля – это счастье взаимодействия. Мы вместе работали над созданием вербатима. В итоге получилась история, которую легко можно наполнить другими, небарнаульскими реалиями, все равно получится история про нас, про меня. Уверена, эта пьеса с успехом будет идти в Уфе, Новосибирске, Иркутске…

Владимир Флейшер,
директор Театра на Таганке:

Мы привезли спектакль, о котором говорят вот уже полвека. Символично, что именно им будет закрыт фестиваль, собравший вокруг себя столько известных имен, столько интересных постановок. Помните, что театр, носящий имя Валерия Золотухина, – уникальный. В нем построено жилье для сотрудников, а значит, уже в ближайшее время сюда направятся интересные режиссеры, актеры высокого уровня.

Ирина Лысковец,
директор МТА:

С одной стороны – я счастлива, с другой – мне очень грустно, что эта замечательная история так быстро подошла к концу. Казалось, что нам катастрофически не хватает времени везде успеть, со всеми пообщаться, все обсудить…

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

30.09.2023

Молодёжный театр Алтая представит «Василиссу» на Всероссийском фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!»

29.09.2023

На спектакли октября за полцены

28.09.2023

Газета «Культура»: театральный праздник на Алтае – в Барнауле выбрали лучшие молодёжные спектакли

27.09.2023

«Вести – Алтай»: в Барнауле определили лауреатов Пятого Всероссийского театрального фестиваля им. Валерия Золотухина

25.09.2023

«Вечерний Барнаул»: энергетический обмен – гран-при Золотухинского фестиваля завоевал новосибирский театр «Старый дом»

Министерство культуры Алтайского края: в Алтайском крае назвали лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

«Вечерний Барнаул»: работы алтайских театров отметили на Пятом Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Золотухина

Молодёжный театр Алтая представит «Василиссу» на Всероссийском фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!»

Уже в эти выходные Молодёжный театр Алтая станет участником Всероссийского фестиваля-конкурса «Кузбасс-fest: театр здесь!». В афишу включили страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной в постановке режиссёра Виктории Печерниковой.

Программа фестиваля состоит из нескольких этапов: мастер-классы, просмотры спектаклей и режиссёрская лаборатория «Немаленькие герои нашего времени». В этом году «Кузбасс-fest» посвящён Году педагога и наставника, а его тема: «Дети и взрослые: из прошлого в будущее!»

МТА принимает участие в фестивале в формате онлайн. Трансляция спектакля «Василисса» состоится в группе фестиваля-конкурса 1 октября, начало в 16:00. Вживую увидеть страшную сказку можно 21 октября. Билеты в продаже, телефон кассы театра: 503-503.

На спектакли октября за полцены

В октябре Молодежный театр Алтая по многолетней традиции запускает специальную акцию для пенсионеров. В преддверии месячника пожилого человека МТА приготовил подарок для зрителей почтенного возраста – билеты на спектакли со скидкой 50% от стоимости.

У пенсионеров есть возможность побывать на самых популярных и совсем новых спектаклях театра:
– «Бойцовский клуб» Чака Паланика (5 октября);
– «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (7 октября);
– «Марьино поле» Олега Богаева (8 октября);
– «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (12 октября);
– «Прощание в июне» Александра Вампилова (13 октября);
– «Фауст» Александра Шевцова (19 октября);
– «Гроза» Александра Островского (20 октября);
– «Василисса» Марии Малухиной (21 октября).

Билет по льготной цене можно купить в кассе театра, её телефон – 503-503. Единственное условие участия в акции – предъявление пенсионного удостоверения при приобретении билета.

Газета «Культура»: театральный праздник на Алтае – в Барнауле выбрали лучшие молодёжные спектакли

Победителей Пятого всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина определило жюри под председательством режиссера и театрального педагога Адольфа Шапиро.

В конкурсную программу фестиваля вошли 12 спектаклей, привезенных из разных городов России. С 18 по 24 сентября театральные залы столицы Алтайского края были полны, а разнообразие зрительских реакций, как водится, удивляло. В общем-то, это нормально, когда одна и та же постановка имеет оценки и «ничего особенного», и «отлично, восхитительно». Печальнее, когда зритель спрашивает: «А где шинель-то, не поняла. И кто эта женщина в белом возле Башмачкина?» В общем, и это не новость, далеко не все читают театральную метафору, понимают иносказательный язык. Будем надеяться, это дело поправимое, тем более что барнаульский фестиваль молодой – и по зрительской аудитории, и по времени существования в российском театральном пространстве.

Успех театральной постановки складывается из многих составляющих. Имеют значение и качество литературного материала (сценарная основа), и мастерство режиссера, и актерская игра. Но бывает так, что литературный материал откровенно слаб, в нем попросту стерт язык (этим грешат многие современные пьесы), но при этом актеры демонстрируют хорошую игру. «В этом спектакле диплом можно давать каждому артисту, каждому из пятнадцати, – сказала на встрече, посвященной подведению итогов фестиваля, член жюри театровед Ольга Никифорова. – Поэтому спектакль «Интуиция» Алтайского драматического театра имени В.М. Шукшина стал победителем в номинации «Актерский ансамбль».

Бывает наоборот. Отличная литературная основа – рассказы Виктора Астафьева, к тому же и выбор редкий: не так часто прозу Астафьева ставят на сцене. Но спектакль «Фотография, на которой меня нет» Кемеровского театра для детей и молодежи выдающимся театральным событием не стал. Вероятно, зрителей в зале (никто не ушел тем не менее) удержал сам Виктор Петрович – энергетикой текста, щедрым народным языком, а также исполнительница роли бабушки актриса Ольга Червова. Ей и был вручен диплом «За лучшую женскую роль».

В номинации «За лучшую женскую роль второго плана» отмечена Юлия Миневцева, создавшая острохарактерный «с профессиональной деформацией» образ завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» Челябинского государственного драматического «Молодежного театра». Актер Молодежного театра Алтая Андрей Одинцов получил диплом «За лучшую мужскую роль второго плана», а это – Плюшкин в «Мертвых душах».

Две награды – «Лучшая работа художника» и «За важное художественное высказывание» – у спектакля «Сахарный ребенок» Нового молодежного театра из Нижнего Тагила. «Мир, который придумала художник-постановщик Анастасия Копылова, захватывает эмоционально, он уютен и притягателен», – отметила театровед и член жюри Татьяна Цветкова. При этом тема спектакля непростая: пятилетняя Эля и ее мама из доброго прекрасного мира попадают в заключение, в лагерь, их папа и муж признан врагом народа. Мама, чтобы сохранить дочери детство, превращает все тяготы жизни в калейдоскоп неожиданных историй из мирового искусства – мифологии, литературы, музыки. Зритель внимает рассказу о силе человеческого духа, о внутренней свободе, и подан он столь доступно и красочно, что на постановку допускаются дети с 6 лет. Этот спектакль, единственный из двенадцати, адресован младшей возрастной категории.

«Лучшую режиссерскую работу» жюри увидело в спектакле «Звездный час по местному времени» Няганского театра юного зрителя, режиссер Сойжин Жамбалова. Это как раз та постановка, которая получила полярные зрительские оценки. Вот комментарий «Культуре» по поводу этого спектакля от режиссера Виктора Захарова: «Я дал бы няганскому спектаклю самый высший приз, безоговорочно. Может быть, этот материал не выходит на какие-то высокие ранги с точки зрения эстетики театра, но в нем режиссер вместе со своим коллективом сыграли гибель поэта. Это спектакль о человеке, покидающем свою Родину. Это тонкая и многослойная работа. В других спектаклях можно увидеть общие места, нечто одинаковое, а в этом – я не заметил заимствований с других театральных площадок».

Барнаульские театралы, обсуждая спектакли, делали ставки на Гран-при. Ставили на «Врача» по прозе Михаила Булгакова в постановке Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина и «Петерса» по рассказу Татьяны Толстой, представленного Новосибирским государственным драматическим театром «Старый дом». По мнению барнаульского театрального критика Елизаветы Гундариной, открытием фестиваля все же стал «восхитительный «Врач» режиссера Андрея Шляпина». Хотя бы потому, что спектакль молодой и не успел «засветиться» в списках известных театральных премий, как «Петерс». «Врач» победил в двух номинациях – «Лучшая мужская роль» и «Надежда сцены». Обладателями дипломов стали исполнитель главной роли – врача Бомгарда – Михаил Тихомиров и молодая актриса Маруся Киликеева, играющая роль акушерки Анны Николаевны. Уточним, «Надежда сцены» присуждается актерам до 25 лет.

Гран-при взяла трагикомедия «Петерс». Все сошлось в этой работе. Хлесткий, все еще новый язык Толстой (хотя рассказ появился на свет около 40 лет назад). Редкий почерк режиссера Андрея Прикотенко, сочетающего в постановке сентиментальность и шарж, психологический надрыв и сатиру, а финал приправляющего едва уловимой «моралью». Блистательная работа актеров – Анатолия Григорьева, исполнителя роли Петерса, и Тимофея Мамлина, рассказчика. И если Анатолий «играет» пластикой, движением, мимикой, физической формой и выносливостью, то Тимофей (актер с прекрасной дикцией; отмечаем, ибо редкость) говорит все два часа, что длится спектакль, и находит оригинальные образы и интонации для всех героев, включая автора. Отдельную партию ведет костюм толстяка, надетый на спортивное тело Анатолия Григорьева (художник – Ольга Шаишмелашвили).

«Золотухинский фестиваль важен тем, что ориентирован на молодежь. Он соскребает со всех российских афиш спектакли для молодежи, и здесь отстаиваются предпочтения для молодежной и подростковой части зрителей. Важен он и именем Валерия Сергеевича Золотухина. Основа фестиваля – Золотухин. Он является одним из основателей московского Театра на Таганке, и мы знаем, что благодаря ему было воссоздано здание для Молодежного театра Алтая. А теперь в этом храме искусства проводится фестиваль имени Золотухина», – поделился с «Культурой» театральный режиссер из Барнаула Виктор Захаров.

Лариса Вигандт

Источник: газета «Культура»

«Вести – Алтай»: в Барнауле определили лауреатов Пятого Всероссийского театрального фестиваля им. Валерия Золотухина

12 трупп молодёжных театров со всей страны приехали на Алтай, чтобы показать свои постановки. Гран-при фестиваля присудили спектаклю «Петерс» новосибирского театра «Старый дом». Награда за лучшую женскую роль уехала в Кемерово, за лучшую мужскую – в Лысьву, а за лучшую работу режиссера – в Няганский ТЮЗ. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победил актёр Молодежного театра Алтая Андрей Одинцов за образ помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души». Следующий театральный фестиваль имени Валерия Золотухина пройдёт на Алтае через два года.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Вечерний Барнаул»: энергетический обмен – гран-при Золотухинского фестиваля завоевал новосибирский театр «Старый дом»

В Барнауле завершился Пятый Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. На протяжении недели зрители краевой столицы увидели 13 спектаклей самых разных жанров и направлений. Причем соотношение классики и современной драматургии здесь было примерно одинаковым.

Классика в новом покрое

Классический материал представлен на фестивале такими именам, как Гоголь, Булгаков, Островский, Астафьев. Но всякий раз известный всем сюжет переосмысливался режиссерами так, чтобы максимально приблизить историю к сегодняшним реалиям. К примеру, Лысьвенский театр драмы представил на суд зрителей и фестивального жюри спектакль «Врач» режиссёра Андрея Шляпина (в 2015 году он участвовал в творческой мастерской Алтайского краевого театра драмы «С Пушкиным на дружеской ноге»). Булгаковские «Записки юного врача» он представил как мистическую драму, где на сцене наряду с чертовщиной присутствуют и отсылки к Шерлоку Холмсу, а также к сериалу «Интерны». Поэма Гоголя «Мертвые души» подана Молодёжным театром Алтая как «история грандиозной аферы». Причем в спектакле, предназначенном для зрителей 12+, много поют и танцуют, актёры то и дело ведут прямые трансляции с помощью смартфонов, а на экране при случае появляется расшифровка вышедших из обихода слов. По-новому была скроена и гоголевская «Шинель», представленная новосибирским театром «Глобус» как «чёрный анекдот». В этом спектакле остро звучала тема буллинга, отсутствия эмпатии к ближнему, а личность самого Акакия Башмачкина оказывается максимально приближена к современному зрителю.

Исповедальный театр

Но всё же большая часть фестивальных спектаклей была создана на основе современной драматургии. Это и «Интуиция» Алтайской драмы, рожденная из специально написанной для барнаульского театра пьесы Александра Цыпкина, и постановка Буинского драмтеатра (Татарстан) «Шобага», которая изначально задумывалась как вербатим, но переросла в нечто другое. В любом случае, как считает Ольга Никифорова – театровед, драматург, арт-директор множества фестивалей и член жюри Пятого Золотухинского, современный материал – это чаще всего тот, который «говорит» со зрителем, помогает узнать нечто большее о себе благодаря чужим историям.

«Сегодня театр становится исповедальным, говорящим со зрителем на понятном языке, – рассуждает Ольга Петровна. – Есть мнение, что все хорошие тексты давно написаны. Но современная драматургия всякий раз открывает новые грани. Это всегда про нас, про то, что болит сейчас, и в этой, казалось бы, отстраненной истории узнать себя может каждый».

Так, спектакль Нового молодёжного театра из Нижнего Тагила «Сахарный ребёнок» – это тоже история, касающаяся всех. Хотя в ней рассказывается о пятилетней Эле, жизнь которой меняется после того, как её отца объявляют «врагом народа», и их с матерью отправляют в киргизский спецлагерь. Чтобы сохранить ребёнку детство и не позволить впасть в отчаяние, мать превращает всё обрушившиеся тяготы и лишения в калейдоскоп увлекательных историй. Всё это рассказано языком предметного театра с помощью кукол и 18 чемоданов, в каждом из которых скрыты целые миры.

Спектакль «Петерс» новосибирского театра «Старый дом» – это история о непрожитой жизни, когда в детстве за ребёнка решали все, а потом у него не получилось в этот мир вписаться. В итоге небольшой рассказ Татьяны Толстой о нелепом человеке благодаря режиссёру Андрею Прикотенко превратился в метафору, обрел некий космический смысл.

Вековая история

По традиции одним из важных разделов Золотухинского фестиваля является образовательная программа от Российского академического молодежного театра. На этот раз в неё вошли лекции, мастер-классы, семинары, посвященные драматургии для детей и подростков, методам обсуждения спектаклей, возрастным особенностям восприятия театрального искусства. По словам режиссёра-педагога, руководителя клубных программ РАМТ Аллы Лисициной, если театр для взрослых насчитывает двухтысячную историю, то детскому театру всего лишь около ста лет. Причём благодаря открытиям педагогов и психологов постепенно менялось отношение к подрастающему зрителю, для которых стали создаваться не только игровые, но и абстрактные спектакли, где широко применяются эксперименты с театральной условностью. Подобные обсуждения оказались очень полезными для директоров театра, специалистов по работе со зрителем, театроведов и театральных критиков.

«На целую неделю Барнаул превратился в театральный центр страны, где можно было увидеть спектакли, недоступные для столичной публики, поучаствовать в обсуждении тем, волнующих руководство театров для детей и молодежи, – считает театровед, театральный менеджер, член жюри Пятого Золотухинского Татьяна Цветкова. – Подобные фестивали – это не только возможность понять, как развиваются театры в регионах, но и обмен энергиями, мыслями, творческими замыслами».

Напоминаем, итоги фестиваля:
– Гран-при – «Петерс» Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом»;
– «Лучшая женская роль» – Ольга Червова в роли Бабушки в спектакле «Фотография, на которой меня нет» Кемеровского театра для детей и молодёжи;
– «Лучшая мужская роль» – Михаил Тихомиров в роли Владимира Бомгарда в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы;
– «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Миневцева в роли Завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» Челябинского государственного драматического «Молодежного театра»;
– «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Одинцов за исполнение роли Помещика Плюшкина в спектакле «Мертвые души» Молодёжного театра Алтая;
– «Лучшая работа режиссёра» – Сойжин Жамбалова за постановку спектакля «Звездный час по местному времени» Няганского театра юного зрителя;
– «Лучшая работа художника» – Анастасия Копылова за художественное оформление спектакля «Сахарный ребенок» Нового молодежного театра из Нижнего Тагила;
– «Надежда сцены» – Маруся Киликеева за исполнение роли Анны Николаевны (акушерки) в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы.
– Специальный приз «За важное художественное высказывание» – Новый молодежный театр из Нижнего Тагила за спектакль «Сахарный ребёнок», спектакль «Интуиция» Алтайского краевого театра драмы был отмечен в номинации «Актёрский ансамбль».

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Министерство культуры Алтайского края: в Алтайском крае назвали лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

24 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. За неделю свои спектакли представили 12 творческих коллективов со всей страны. Каждый претендовал на победу в одной из номинаций фестиваля.

В состав жюри в этом году вошли известные деятели театрального дела Ксения Аитова, Ольга Никифорова, Татьяна Цветкова и Марина Шимадина, председателем жюри выступил легендарный Адольф Шапиро. Их обсуждение было долгим и жарким, в некоторых номинациях решение было принято сразу и единогласно, в других мнения экспертов разошлись и каждый доказывал право на победу своего кандидата.

В итоге в список лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина вошли:

в номинации «Лучшая женская роль» – Ольга Червова за исполнение роли Бабушки в спектакле «Фотография, на которой меня нет» по мотивам рассказов В. Астафьева Кемеровского театра для детей и молодёжи;

в номинации «Лучшая мужская роль» – Михаил Тихомиров за исполнение роли Владимира Михайловича Бомгарда в спектакле «Врач» по мотивам произведений М. Булгакова Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина;

в номинации «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Миневцева за исполнение роли Завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» по киносценарию Н. Рязанцевой Челябинского государственного драматического «Молодёжного театра»;

в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Одинцов за исполнение роли Помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души» Н. Гоголя Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина;

в номинации «Лучшая работа режиссёра» – Сойжин Жамбалова за постановку спектакля «Звёздный час по местному времени» Г. Николаева Няганского театра юного зрителя;

в номинации «Лучшая работа художника» – Анастасия Копылова за художественное оформление спектакля «Сахарный ребёнок» по повести О. Громовой Нового молодёжного театра, Нижний Тагил;

в номинации «Надежда сцены» – Маруся Киликеева за исполнение роли Анны Николаевны (акушерки) в спектакле «Врач» по мотивам произведений М. Булгакова Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина.

Некоторые спектакли жюри фестиваля не могло обойти стороной. Специальный приз «За важное художественное высказывание» получил Новый молодёжный театр из Нижнего Тагила за спектакль ««Сахарный ребёнок» по повести О. Громовой. Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина за спектакль «Интуиция» А. Цыпкина отметили в номинации «Актёрский ансамбль».

«Гран-при» фестиваля в 2023 году присудили спектаклю «Петерс» по рассказу Т. Толстой Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом».

Завершился Пятый Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина показом спектакля Российского академического Молодёжного театра. Коллектив из Москвы показал в Барнауле комедию Александра Островского «Свои люди – сочтёмся» в постановке режиссёра Егора Равинского.

Источник: Министерство культуры Алтайского края

«Вечерний Барнаул»: работы алтайских театров отметили на Пятом Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Золотухина

24 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лауреатов V Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. За неделю свои спектакли представили 12 творческих коллективов со всей страны. Каждый претендовал на победу в одной из номинаций.

Работы алтайских театров не остались без внимания строгого жюри.

В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» был отмечен актёр Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина Андрей Одинцов за исполнение роли помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души». Хотя сам спектакль на обсуждении подвергся критике жюри, актёрская работа понравилась.

В номинации «Актёрский ансамбль» отметили работу Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина – спектакль «Интуиция».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Афиша
Новости
Соцсети