«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

27.01.2023

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

26.01.2023

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

25.01.2023

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

23.01.2023

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

20.01.2023

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

16.01.2023

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

Поздравляем артиста с вводом в комедию «Вишнёвый сад»

Поздравляем Виталия Прозорова с вводом на роль Ермолая Алексеевича Лопахина в комедию «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Желаем новых и интересных сценических работ, оглушительных оваций и преданных поклонников!

В Молодёжном театре Алтая началась работа над новым спектаклем

На этой неделе в МТА началась работа над новым спектаклем – 24 февраля в репертуар театра войдёт постановка «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

Над материалом для подростков молодого драматурга, уже известного зрителям Молодёжного театра Алтая по спектаклю «Василисса», работает Пётр Норец. Он окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства – ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Ставил спектакли в Новокузнецке, Новороссийске, Березниках, Кемерове, Сарове, Ельце, Казани и других городах. Теперь он приехал в Барнаул.

«Ноябрьский зов» ставят по проекту «Детки и предки. Сибирь». Он подразумевает постановку спектаклей для детей и подростков в трёх городах федерального округа, один из которых – Барнаул. В этом направлении Молодёжный театр Алтая сотрудничает с новосибирской автономной некоммерческой организацией «Центр «Культурный город», проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая и Астраханский театр юного зрителя устроят обменные гастроли

Министерство культуры России опубликовало список театров, которые попали во Всероссийский гастрольно-концертный план на 2023 год. В программу «Большие гастроли» включили Молодёжный театр Алтая.

На участие в программе подали 477 заявок. По итогам работы экспертной комиссии в 2023 году планируют провести 271 гастрольный тур. «Большие гастроли» состоятся в 79 регионах и 136 городах и населённых пунктах России. В зарубежном направлении примут участие семь стран.

Всего в программе «Большие гастроли» в этом году планируется участие 247 театров. МТА проведёт обменные гастроли с Астраханским театром юного зрителя. На площадке коллег Молодёжный театр Алтая представит четыре спектакля. Гастроли состоятся с 26 июня по 2 июля. Театр из Астрахани выступит в Барнауле на неделю раньше – с 19 по 25 июня. Коллектив тоже привезёт четыре спектакля.

Справка

«Большие гастроли» – крупнейшая общероссийская театральная программа, которую реализует «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Направление для детей и молодёжи появилось в 2017 году. Уже в 2018 году Молодёжный театр Алтая гастролировал на сцене Омского областного театра юных зрителей. В 2019 году труппа МТА побывала по программе «Большие гастроли для детей и молодёжи» в Красноярском театре юного зрителя. В 2020 году из-за коронавирусных ограничений театры участвовали в специальной программе «Большие гастроли – онлайн», тогда МТА представил спектакль «Бег», восемь снов по пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссёра Юрия Ядровского.

Труппу Молодёжного театра Алтая пополнил новый артист

В труппу Молодёжного театра Алтая приняли нового артиста. Алексей Пахоруков до 18 лет занимался в Шоу-театре песни «Каприз», окончил Барнаульскую музыкальную школу №2 и Театральную школу им. Народного артиста СССР А.А. Гончарова. Получил образование в Алтайском государственном институте культуры по специальностям «руководитель любительским театром» и «артист драматического театра».

Алексей Пахоруков принимал участие в театральных конкурсах. В его коллекции диплом третьей степени чтецкого конкурса «Читаем классику в Третьяковской галерее» (Москва), диплом фестиваля театральных коллективов «Огни рампы» (Новоалтайск) и приз зрительских симпатий конкурса-фестиваля «Моя жизнь – театр» (ЗАТО Сибирский). А за творческие достижения за учебный год 2011-2012 стал стипендиатом главы Барнаула.

Был участником, победителем и призёром многих конкурсов вокального искусства, среди которых Международный конкурс-фестиваль «На берегах Невы» (Санкт-Петербург), телевизионный конкурс «Магия Звука» и фестиваль-конкурс «Пой ласточка, пой» (Екатеринбург), Всероссийский фестиваль-конкурс актёрской и авторской песни «Вера. Надежда. Любовь» им. В.С. Золотухина и Краевой конкурс вокалистов «Золотая нота» (Барнаул).

Сейчас артист активно вводится в репертуар театра. Уже скоро зрители МТА смогут увидеть его на сцене.

Губернатор Виктор Томенко побывал на спектакле Молодёжного театра Алтая

20 января губернатор Алтайского края Виктор Томенко и министр культуры Елена Безрукова побывали на показе спектакля Молодёжного театра Алтая «Мёртвые души». Во время визита директор МТА Ирина Лысковец рассказала гостям о творческих планах коллектива, успехах и достижениях.

Историю грандиозной аферы по поэме Николая Гоголя поставил главный режиссёр театра Алексей Серов. К произведению, опубликованному в далёком 1842 году, МТА обратился впервые в истории своего существования. Специально для этой постановки театральный композитор Лариса Казакова написала песни, положив на музыку знаменитые лирические отступления автора без перевода в стихотворную форму. Молодёжный стал первым театром, где поют именно прозу Николая Гоголя.

Сценографом выступил номинант театральной премии «Золотая Маска» Илья Кутянский, художником по костюмам – заслуженный художник Хабаровского края, член Союза художников России, номинант «Золотой Маски» и главный художник МТА Наталья Сыздыкова, хореографом – заслуженный деятель искусств России Николай Андросов, художником по свету – лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Зименко.

Динамичный спектакль помимо впечатляющих сценографии и костюмов дополняют все возможные современные приёмы театрального искусства – свет, звук и мультимедиа. Следующий показ истории грандиозной аферы «Мёртвые души» состоится 21 января в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

смотреть фото

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова

В Молодёжном театре Алтая новый главный художник – Наталья Сыздыкова. Сегодня она в гостях программы «Новое утро» на телеканале «Катунь 24».

Наталья Владимировна приехала в Барнаул из Хабаровска. В эфире она рассказала, чем отличаются сибиряки от жителей Дальнего Востока, можно ли мыслить драматургию колористикой и в чём состоит задача художника сцены.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Серафима Киселёва из Школы-студии МТА стала лауреатом Международного конкурса монологов

В декабре в Москве в дистанционном формате провели IX Международный конкурс монологов. В нем приняли участие 180 детей из России, Франции, Казахстана, Республики Беларусь, Латвии.

Одним из лауреатов стала Серафима Киселёва из младшей возрастной группы Школы-студии МТА. К конкурсу она готовилась под руководством педагога – заслуженной артистки России Галины Чумаковой.

Поздравляем с заслуженной наградой, желаем новых достижений.

Афиша
Новости
Соцсети