«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake

Новости

30.11.2021

В Молодёжном театре Алтая ставят страшную сказку для подростков

«Вечерний Барнаул»: полвека на сцене – в Барнауле прошёл творческий вечер Нины Таякиной

28.11.2021

«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

23.11.2021

Директор МТА Ирина Лысковец участвует во Всероссийском фестивале-лаборатории «Колесо»

22.11.2021

Творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной состоялся в МТА

21.11.2021

«Вечерний Барнаул»: урок (мне) взрослому – спектакль МТА о детстве «Крахмальная, 92» адресован не детям, а родителям

20.11.2021

«Амител»: особенный вечер и Достоевский в Барнауле – куда сходить в выходные?

В Молодёжном театре Алтая ставят страшную сказку для подростков

В Молодёжном театре Алтая готовятся к премьерным показам спектакля «Василисса» по пьесе молодого драматурга Марии Малухиной. Над страшной сказкой для подростков и их родителей работает творческая команда постановщиков из Москвы, которую возглавляет режиссёр Виктория Печерникова.

На окраине леса далеко от людей жила-была семья – мать, отец и дочка их Василисса. Девочка как девочка, росла, горя не знала, только вот по ночам во сне ходила, заговоры древние шептала да тосковала о чём-то… А днём скучала – вокруг на много миль ни души, родители весь день на хозяйстве, а лес так и манит, тянет к себе, будто говорит с ней. Но родители ведь строго-настрого запретили туда ходить – звери дикие разорвут…

Но вот в их дом пришла беда, и Василисса идёт одна в дремучий лес спасать свою семью от Берендея, обложившего их непосильной данью. Ей предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой. Лес таит в себе страшные тайны и загадки, и чем дальше Василисса погружается в его чащу, тем больше понимает, что она не та, кем себя считала всю жизнь.

По словам режиссёра спектакля, сказочный сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком нам с детства. Но современная «Василисса» – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Ведь в жизни каждого ребёнка наступает момент, когда он должен меняться. Эти несколько лет приносят много тревог – и родителям, и самому ребёнку. Подростку важно попробовать что-то новое, необычное, то, что запрещают делать родители. Преодолеть запрет – значит взять ответственность за это на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Подростковый возраст дан ребёнку для опыта, а родителям – для терпения.

Работа над спектаклем «Василисса» в Молодёжном театре Алтая идёт по проекту партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». Он направлен на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры страны. Художник спектакля – Ксения Кочубей, хореограф – Мария Сиукаева, художник по свету – Андрей Абрамов. Премьерные показы состоятся 23, 24 и 29 декабря, 8 и 9 января. Билеты уже в продаже. Телефон кассы: 503-503.

«Вечерний Барнаул»: полвека на сцене – в Барнауле прошёл творческий вечер Нины Таякиной

Ровно полвека своей жизни посвятила барнаульской сцене заслуженная артистка России Нина Таякина. За это время ею были сыграны сотни ролей, среди которых немало тех, что оставили отпечаток, заставили многое переосмыслить, понять. Это и Раневская в «Вишневом саде», и Сострата в «Мандрагоре», и Счастливая в «Даме с комедиями», и Лариса Огудалова в «Бесприданнице», и Понсия в «Доме Бернарды Альбы»…

Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актерская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле.

«В барнаульском ТЮЗе меня сразу взяли в оборот – главный режиссер Владимир Чернин стал вводить меня в мощные спектакли, – вспоминает актриса. – Мой первый выход на сцену состоялся в роли Вероники в «Вечно живых» по Розову. Потом были Рощин, Вампилов. А затем Захар Китай поставил в барнаульском ТЮЗе «Поэму о любви», где я сыграла казахскую Джульетту – одну из моих любимых героинь».

Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссера и поставила несколько спектаклей.

«Учёба в «Щуке» стала незабываемым временем, – продолжает Нина Васильевна. – Я два раза в год по два месяца бывала в Москве, училась, ходила по театрам. Эфрос, Любимов, Гончаров, Высоцкий, Золотухин, Демидова, Тараторкин – эти имена до сих пор вызывают у меня бурю эмоций. А потом была преддипломная практика, которую мне разрешили пройти в Барнауле. И я поставила спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». Сегодня мне очень хотелось бы с моими студентами, которым я преподаю актерское мастерство в АГИК, восстановить эту работу и посвятить ее Евгении Гуре – художнице, придумавшей неординарное решение: использовать батуты в те моменты, когда герои размышляют о свободе».

В 1998 году Нине Таякиной было присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены решила не останавливаться и решила пойти в преподаватели. Вот уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит их к выходу на большую сцену.

«Мне кажется, что мир находится на этапе глобальных перемен, – размышляет актриса. – И явно должен произойти какой-то резкий поворот – в наших душах ли, в технике ли. Я это вижу, когда приходится играть, скажем, для детей, которые технически меня подкованнее, они сызмальства на «ты» со всеми этими гаджетами. В отличие от нашего поколения, которое все еще хочет говорить со зрителями привычным языком. Поэтому я нахожусь в ожидании перемен, появления какого-то другого театра. И мне кажется, это не нужно осуждать – это эволюционный процесс, который поможет прийти всем нам к чему-то новому и, надеюсь, интересному».

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

В мае в Молодёжном театре Алтая на должность главного режиссёра был назначен Алексей Серов, поставивший здесь в 2019 году спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Правда, к своим обязанностям Алексей Эдуардович по-настоящему смог приступить лишь недавно – после того, как в МТА отгремел IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. Валерия Золотухина, а сам режиссёр завершил работу над постановкой в Центральном академическом театре Российской Армии (Москва).

Когда откликается в душе

– Алексей Эдуардович, вы прежде бывали в Барнауле?

– И не раз. В 1990-х годах я работал в соседнем Новосибирске главным режиссером «Красного факела», с которым мы приезжали в Барнаул на гастроли, затем был режиссером Новосибирской филармонии, что тоже помогало быть в курсе театральной жизни сибирских городов. Потом меня на постановку приглашал Сергей Афанасьев – в ту пору художественный руководитель МТА, но что-то тогда не срослось. А в 2018 году на сцене Рубцовского драматического театра я поставил спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Александра Островского. С Барнаулом я знаком давно и знаю, что это город с богатыми театральными традициями. Судить об этом я могу по именам режиссеров, которые здесь работали – а это Михаил Бычков, Владимир Золотарь, Вячеслав Кокорин, Дмитрий Егоров, Роман Феодори, а также по Золотухинскому фестивалю, который год от года только набирает обороты.

– Знаю, что вы приступили к работе главрежа и даже ставите в МТА новогодний спектакль…

– В качестве разминки я работаю над спектаклем «Свободная пара», премьера которого намечена на 2 января. В его основе – пьеса итальянского драматурга Дарио Фо, лауреата Нобелевской премии по литературе, и его жены, замечательной актрисы Франки Раме. Это одновременно очень смешная и умная история про мужа с женой, решивших жить свободным браком. Сразу после этой премьеры я приступаю к работе над мюзиклом Александра Шевцова «Фауст». Это музыкальная версия знаменитой средневековой легенды о докторе-алхимике. Несколько лет назад я услышал песенку Маргариты из этого мюзикла, и с тех пор мечтаю его поставить. Эта песенка откликается в моей душе, тревожит ее. Летом мы провели среди актеров Молодежного театра кастинг и с огромной радостью поняли, что у нас есть поющие артисты на все ключевые роли в мюзикле и вообще выяснилось, что в МТА очень музыкальная труппа. Мне это близко, ведь в прошлом я учился в Ленинградской консерватории.

– Потому-то в вашем кабинете и стоит фортепиано. Вы ведь пианист?

– Да. Как пианист я окончил музыкальное училище, в консерватории уже учился на оперного режиссера, потом решил, что для режиссерской профессии этого мало и окончил еще и Санкт-Петербургский театральный институт по специальности «Режиссер драмы».

Адресная работа

– Задача главного режиссёра – работа с труппой. Постановка «Фауста» – хороший повод для активных тренингов?

– Вообще, вокальные, пластические и речевые тренинги – ежедневная обязанность артиста. Но, к сожалению, русский театр с его стационарными труппами не всегда склонен к постоянному совершенствованию профессиональных навыков, к постоянной работе над собой. В отличие от трупп европейских, бродвейских, где конкуренция гораздо выше. Мы же не можем себе представить Брэда Питта, отрастившего живот? В этом случае он просто останется без работы. Что касается главрежа, то его задача – мотивировать творческий состав, понять и раскрыть природу каждого артиста. В этом плане я могу быть полезным театру. Надеюсь, театру пригодится и мой опыт. МТА – уже достаточно выстроенный театр, где кувалда и лом не нужны, а требуются более изящные медицинские инструменты.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть репертуар Молодёжного театра Алтая?

– Адресным. То есть здесь отношение к возрасту наших зрителей более бережное. Это в драматическом театре вопрос маркировки начинает волновать лишь во время новогодней кампании. В театре, рассчитанном на детей и молодежь, адресность каждой премьеры должна быть тщательно продуманной и выстраданной. Мое ленинградское детство совпало с расцветом ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, когда в среде городской интеллигенции было просто неприличным не ходить на тюзовские спектакли. Детьми мы с братом посещали клуб любителей ТЮЗа, где с нами занимались педагоги, беседовали о театре, привлекали нас к обсуждению спектаклей. Было б хорошо, если бы что-нибудь подобное удалось сделать и здесь. Для этого, вполне возможно, придется привлекать специально обученных людей. Ведь просветительская деятельность – одна из важных составляющих молодежного театра. Не стоит забывать и о том, что ТЮЗ всегда считался площадкой для экспериментов. Мы сейчас смело привлекаем ярких молодых режиссеров, работающих с интересной драматургией. Недавно у нас прошла премьера спектакля «Крахмальная, 92», над которым работала молодая, творчески активная команда из Питера и Москвы. А в декабре МТА выпустит спектакль «Василисса», который тоже посвящен теме взросления личности.

– А музыкальное образование вам в работе помогает?

– Мне кажется, музыкальное образование помогает лучше слышать фальшь, неверные ноты. Не случайно же кто-то сказал: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». А театр и музыка очень близки. В театре, как в хорошем оркестре, должна быть точно выстроенная командная игра.

Справка

Алексей Серов учился в Ленинградской консерватории на отделении оперной режиссуры, закончил ЛГИТМиК. С 1992 по 1997 год был главным режиссером новосибирского театра «Красный факел», руководил Театром юного зрителя, Молодежным театром и «Первым драматическим театром» в Волгограде, работал главрежем Хабаровского краевого музыкального театра. С 12 мая 2021 года – главный режиссер МТА. Серов поставил более 100 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда и других городов. Неоднократно становился лауреатом театральных фестивалей как в России, так и за рубежом.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Директор МТА Ирина Лысковец участвует во Всероссийском фестивале-лаборатории «Колесо»

С 22 по 24 ноября в Москве проходит Всероссийский фестиваль-лаборатория «Колесо». В нём принимает участие директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

«Колесо» – ежегодный фестиваль, который Российский академический Молодёжный театр проводит совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Это профессиональные смотры детского и молодёжного репертуара на площадках разных театров страны. В 2021 году участники фестиваля – представители 18 российских театров.

На фестивале проходит ежегодный Всероссийский семинар по работе со зрителями, на котором руководителям театров представляют лучший отечественный опыт по организации и проведению зрительских проектов. Перед участниками выступают представители Министерства культуры России, Союза театральных деятелей РФ, Президентского фонда культурных инициатив. Они рассказывают о новых проектах грантовой поддержки театральных коллективов.

Центральным событием фестиваля и подведением его итогов 24 ноября станет круглый стол по актуальным проблемам театров для детей и молодёжи – попытка объединиться в формулировании и решении проблем современных ТЮЗов России.

смотреть фото

Творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной состоялся в МТА

21 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялся творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной «50 лет на сцене». Нина Васильевна читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съёмок в кино.

Путь на сцену для артистки, увлечённой театром с самого детства, был долгим. После школы она поступила на педагогический факультет, позже – на юридический. Эти направления не приносили никакого удовольствия – творческая натура девушки требовала другого. Всё свободное время Нина Таякина пропадала в кружках и народных театрах. И однажды приняла решение ехать учиться в Горький. С отличием окончив театральное училище, Нина Васильевна вернулась в Барнаул и устроилась в Алтайский театр юного зрителя.

Выпускницу с красным дипломом сразу ввели в спектакль «Вечно живые», затем Нина Таякина выходила на сцену в детских сказках «Судьба барабанщика», «12 месяцев» и других. Первую главную роль артистка исполнила в спектакле «Козы Корпеш – Баян сулу» о казахских Ромео и Джульетте. После этой работы Нина Васильевна была плотно занята в репертуаре театра. Она играла в «Бесприданнице», «Алисе в стране чудес», «Бумажном патефоне», «Вишнёвом саду», «Преступлении и наказании», «Прощании славянки», «Доме Бернарды Альбы» и многих других спектаклях, ставших важными вехами в истории театра, его визитными карточками.

Несмотря на занятость в репертуаре, артистка окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра. А последние 15 лет Нина Таякина преподаёт актёрское мастерство в институте культуры.

Молодёжный театр Алтая ещё раз поздравляет Нину Васильевну, ангела-хранителя, наставника, надёжного и заботливого партнёра, с 50-летием творческой жизни! Мы знаем, что вы не намерены останавливаться на достигнутом и строите новые планы. Желаем, чтобы всё задуманное получилось!

смотреть фото

«Вечерний Барнаул»: урок (мне) взрослому – спектакль МТА о детстве «Крахмальная, 92» адресован не детям, а родителям

В Молодёжном театре Алтая поставили спектакль, в котором взрослые примеряют на себя жизнь детей и строят на глазах зрителей целый мир детских фантазий, страхов и переживаний. И все для того, чтобы нас растормошить, напомнить о первых впечатлениях от жизни, о болезненных столкновениях с реальностью, посмотреть на себя со стороны.

Побег в детство

Спектакль «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» поставил польский режиссёр Бениамин Коц, знакомый барнаульской публике по работе «Мой папа – Питер Пэн», которая в этом году завоевала Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. «Крахмальная, 92» – это адрес «Дома сирот» для еврейских детей, который в 1911 году Корчак основал в Варшаве. Стены этого дома – и есть главная декорация к спектаклю. Правда, словно сделанные из картона, они напоминают зыбкую, временную конструкцию, готовую рассыпаться в один миг. Первыми в этом пространстве появляются перед зрителями рабочие в оранжевых жилетах. Им и предстоит внести в этот разваливающийся мир коррективы – переделать реальность под детей, которые легко могут украсить обычную стремянку, чтобы получить новогоднюю ёлку, выложить городские улицы из обычных одеял, представить, что утюг – это трамвай, а спичечные коробки – машины.

Эти же рабочие готовы немного подделать и самих себя, примерив на себя кукол, специально созданных по школьным фотографиям артистов. Благодаря этим куклам, озвученным актёрами, мир детей стал выглядеть более трогательным и вместе с тем более бесправным.

По сюжету главный герой спектакля (эту роль исполняет Андрей Воробьёв, внешне напоминающий самого Януша Корчака) мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, она не приносит ему ожидаемого счастья – ведь быть взрослым на деле не так уж приятно. И он решает снова убежать от проблем в детство, где ещё больше ощущает враждебность взрослых. «Встать, когда разговаривает взрослый!», «Молчать!», «Совсем распустились!», «Надо старшим уступать место!» – только и слышно от них. Всё это оборачивается настоящим фонтаном детских слёз, льющимся из спринцовок. Но зато в этом мире можно отчаянно играть в снежки, из сахара-рафинада строить иглу – жилище эскимосов, выкладывать из одеял снежные просторы.

«Нам, взрослым, рассуждающим с высоты наших проблем, только кажется, что детство – беззаботная пора, – считает Бениамин Коц. – И мне хотелось бы напомнить людям, что они зачастую недооценивают детей, считают их мир малозначительным. Но это неправильно».

Специально для МТА инсценировку написал уральский драматург Ринат Ташимов, художественным оформлением занималась Анна Гребенникова (Москва), световую партитуру создавал Эмиль Авраменко (Самара), за постановку кукол и музыкальное оформление отвечали Никита Виноградов и Алексей Востриков (Санкт-Петербург). В ролях – Андрей Воробьёв, Анастасия Воскобойник, Анастасия Данилова, Владимир Кулигин, Александр Коцубенко, Анатолий Медянцев, Андрей Одинцов, Александр Чумаков, Галина Чумакова.

Личная история

«Крахмальная, 92» – интерактивный спектакль, в котором снежки иногда летят прямо в зал, разбаловавшиеся дети могут брызнуть в публику водой, а под каждым зрительским сиденьем спрятано написанное детским почерком письмо. Ведь не случайно режиссёр обозначил в афише, что это «урок (мне) взрослому». Кстати, как оказалось, при работе над спектаклем Бениамин Коц просил актёров поделиться своими воспоминаниями из детства: мечтами, тревогами, счастливыми моментами. В итоге эта работа стала личной для каждого. Привязал режиссёр эту историю и к Барнаулу, рассказав зрителям не только историю самого Януша Корчака, но и о судьбе репрессированного Максима Гольдберга – первого директора Барнаульского меланжевого комбината, в бывшем ДК которого расположен Молодежный театр Алтая. Памятную табличку на доме на ул. Сизова, 26 увидел Бениамин Коц во время своего пребывания в Барнауле и решил вставить этот факт в спектакль. Уникальность этого спектакля ещё и в том, что при переводе повести Корчака «Когда я снова стану маленьким» на русский язык некоторые фрагменты были опущены. Эти утраченные части перевёл сам Бениамин Коц и вставил их в спектакль, чтобы донести зрителям важные размышления автора.

Следующий показ спектакля «Крахмальная, 92» состоится 1 декабря.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Амител»: особенный вечер и Достоевский в Барнауле – куда сходить в выходные?

В морозные ноябрьские выходные не стоит прятаться под одеялом: вас ждут множество развлечений и познавательных событий в Барнауле. Так, музей «Горная аптека» приглашает на мастер-класс по изготовлению мыла (кто знает, может вам так понравится, что на один бизнес-аккаунт в Instagram станет больше?). В кинотеатрах показывают российский мультфильм от создателей «Смешариков», который напоминает «Историю игрушек». А театралов ждут на спектакль «Один день Достоевского в Барнауле». Ещё больше интересных мест, куда сходить на выходных 20-21 ноября, в подборке Марии Лаврищевой.

Особенный вечер в Молодёжном театре

Творческий вечер Нины Таякиной, заслуженной артистки России, пройдёт в Молодёжном театре Алтая уже в это воскресенье. Нина Таякина блистает на сцене Молодёжного уже 50 лет, играет почти в каждом спектакле. А ещё она – режиссёр по профессии, поставила несколько спектаклей. Своё призвание артистка нашла и на педагогическом поприще – преподаёт в Алтайском институте культуры.

Гости узнают о длинном и тернистом пути Нины Таякиной, познакомятся с творчеством заслуженной артистки России.

Стоимость билета на особенный вечер – 200 рублей.

Источник: «Амител»

Афиша
Новости
Соцсети