«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

12.02.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

06.02.2025

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

04.02.2025

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

01.02.2025

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

30.01.2025

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

29.01.2025

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется секретарь/помощник руководителя. Кандидат должен уметь работать с офисными программами на уровне уверенного пользователя ПК, иметь опыт в делопроизводстве, быть готовым к работе с людьми.

Резюме принимают по почте tyz-22@bk.ru, телефон: 503-501.

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина стартует новый просветительский проект «проТЕКСТ». Первая встреча будет посвящена Уильяму Шекспиру.

«проТЕКСТ» – серия лекториев. Сегодня на Шекспира, завтра на Пушкина, послезавтра на Малухину. Жизнь и творчество авторов, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА, не менее интересны и загадочны, чем биографии их героев. Театральный педагог Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представит биографии известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта будут приглашать особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны.

Лекция о Уильяме Шекспире состоится 26 февраля, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина в очередной раз проводит акцию «ТЕАТРомания». Теперь со скидкой можно приобрести билеты на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

Акция приурочена к 22 февраля, когда во всём мире отмечается День приманивания хорошего настроения. МТА тоже решил его отпраздновать и подарить зрителям скидку 30%. Она действительна до 22 февраля до 17:00 и доступна при покупке как в кассе, так и онлайн на сайте театра.

Телефон кассы театра: 503-503, билеты онлайн – тут.

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина полным ходом идёт работа над новым спектаклем. В марте в репертуар войдёт музыкальный миф «Яга» автора либретто Марии Малухиной и композитора Андрея Григорьева.

Это история становления могущественной колдуньи, полная судьбоносных и знаковых моментов. В спектакле мы посмотрим на известную героиню славянских сказок с другой стороны: не как на искаженный образ истинного зла, а как на девушку, одарённую не только удивительными способностями, но и добрым справедливым сердцем. Режиссёр спектакля – Дарья Догадова.

Премьера постановки состоится 14 и 15 марта. Уже сейчас можно выбрать места онлайн или забронировать в кассе театра по телефону 503-503. Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для коллективных заявок: 503-536.

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

30 января состоялась торжественная церемония закрытия обменных гастролей Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина и Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Барнаульцы показали в соседнем регионе «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, гости отыграли на сцене МТА спектакль «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко.

Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова отметила, что для зрителей обоих городов обменные гастроли стали приятным сюрпризом и отличной возможностью познакомиться ближе с репертуаром соседей – сильных и ярких театральных коллективов.

Директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец подчеркнула, что опыт обменных гастролей важен для любого театра, как «отдушина, которая задаёт вектор развития и вдохновляет на новые свершения».

Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», особо выделила бесценный вклад и поддержку Министерства культуры Алтайского края в реализации проекта обменных гастролей отметила и поблагодарила наш театр и зрителей за душевный приём.

МТА выражает благодарность за плодотворную совместную работу и бесценный опыт обменных гастролей коллегам из «Глобуса». Мы всегда рады новым проектам и способам творческого сотрудничества.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

30 января Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина завершил свою часть обменных гастролей с Новосибирским академическим молодёжным театром «Глобус». Зрителям показали спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

На закрытии обменных гастролей в «Глобусе» к зрителям обратился заместитель директора театра Юрий Яшкин: «На протяжении трёх дней для новосибирского зрителя наши коллеги показывали замечательные спектакли, такие как «Маскарад» и «Фауст». Мы завершаем эту часть гастролей ярким и трогательным спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который никого не оставит равнодушным, и каждый сможет уйти с массой впечатлений после просмотра. Мы очень рады вас видеть сегодня и надеемся, что каждое посещение нашего театра – незабываемое и неповторимое».

На большой сцене «Глобуса» юным зрителям открылась история одного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, которого сделали из тончайшего фарфора и одевали в изысканные шёлковые костюмчики. Но во время морского путешествия со своей хозяйкой Абилин и её родителями кролик упал за борт и оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс жене. Так началось нелегкое приключение Эдварда. Он попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На долю кролика выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его сердце: он учился отвечать любовью на любовь.

Гастроли – важная часть жизни театра. Это новые знакомства и впечатления. Спектакли «Маскарад», «Фауст» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тепло приняли новосибирские зрители. Поздравляем творческие команды с успешными гастролями в Новосибирске и Барнауле, выражаем благодарность Новосибирскому академическому молодёжному театру «Глобус» за плодотворное сотрудничество.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

29 января на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представил мюзикл «Фауст» Александра Шевцова. Показ состоялся в рамках обменных гастролей двух творческих коллективов.

Жители и гости Новосибирска увидели мюзикл, где ученый-чернокнижник заключает сделку с нечистой силой для поиска истины. «Фауст» известного московского композитора Александра Шевцова показывает всю трагедию учёного, договорившегося с дьяволом и продавшем ему душу ради того, чтобы получить все земные наслаждения и знания мира.

В постановке активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и проекции, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами возвышенной. Несмотря на то, что режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, спектакль сопровождают и детали современности, которые удивляют зрителей не меньше средневековых чудес.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети