«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

21.04.2025

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

20.04.2025

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

17.04.2025

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

11.04.2025

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

09.04.2025

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

08.04.2025

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

05.04.2025

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

Акция для обладателей Пушкинской карты проходит в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина объявляет новую акцию для владельцев Пушкинской карты. Теперь посещение спектакля вместе с родителями станет не только увлекательным культурным событием, но и выгодным предложением.

Для участия достаточно приобрести билет на любой из трёх спектаклей по Пушкинской карте. Предъявив электронный или бумажный билет в кассе, вы получите дополнительную скидку 10% на билеты своим родственникам на тот же спектакль.

Акция действует на спектакли «Мёртвые души» Николая Гоголя (23 апреля в 18:30), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (21 мая в 18:30) и «Маскарад» Михаила Лермонтова (22 мая в 18:30).

Воспользоваться этим предложением можно исключительно в кассе самого театра. Телефон для справок: 503-503.

Творческая встреча артистов и школьников состоялась в МТА

20 апреля в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина состоялась творческая встреча артистов и учеников начальных классов барнаульской Гимназии №42. Дети побывали на показе сказки «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

Каждый школьник вручил понравившемуся герою спектакля розу. Некоторые подарили и шоколад. А после показа у детей была уникальная возможность задать вопросы занятым в постановке артистам. Ученики спрашивали, почему они выбрали эту профессию, как не волноваться перед выходом на сцену, как получается не плакать, играя в этом спектакле, и так далее.

смотреть фото

Артистки МТА познакомили школьников с творчеством Льва Квина

17 апреля в барнаульской Библиотеке №18 им. Льва Квина состоялась встреча артисток Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина с учениками Лицея №130. Наталья Очаковская и Наталья Сляднева представили пятиклассникам несколько фрагментов книги Льва Квина «Было – не было».

Сам автор обозначил произведение, как совершенно невероятную историю, происшедшую с двумя закадычными друзьями не в далёкие сказочные времена, а в наши дни, и достоверно записанную с их собственных слов. Школьники внимательно слушали отрывки.

А после собравшихся поделили на две группы. Артистки провели тренинги по актёрскому мастерству. Под их руководством подростки учились существовать в предлагаемых обстоятельствах, быть внимательными, чувствовать партнёров, запоминать большой объём информации.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая получит Грант губернатора на постановку спектакля

11 апреля Министерство культуры Алтайского края опубликовало результаты конкурсного отбора на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры. Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина получит поддержку при постановке спектакля «Евгений Онегин» по известнейшему роману Александра Пушкина.

К работе творческая команда приступит уже в июне. В постановочную группу войдёт главный режиссёр МТА Дарья Догадова и приглашённые специалисты: драматург Наталья Макуни, сценограф Ольга Смагина, хореограф Ксения Малинина и художник по свету Дмитрий Зименко. Над созданием спектакля будут трудиться практически все сотрудники театра. Специально для Молодёжного театра Алтая создадут инсценировку, причём работа с текстом произведения пройдёт с бережным отношением к слогу автора и идеям, которые он заложил в роман.

Добавим, в этом году на конкурс грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры поступило более 50 заявок. Эксперты рекомендовали к поддержке 20 творческих проектов, на их реализацию из краевого бюджета выделят 18 млн. рублей.

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Бийске

8 апреля состоялись гастроли Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. На сцене Бийского драматического театра коллектив представил два спектакля.

Прошли показы «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина (6+) и «Письма любви» Альберта Гурнея (16+). Зрители тепло встретили оба спектакля, каждый раз провожая артистов долгими аплодисментами.

Благодарим бийских коллег за приём и всестороннюю помощь в организации показов. Уже через неделю МТА снова отправится на гастроли по Алтайскому краю. Творческую команду ждут в Тальменке.

«Катунь 24»: на Алтае вспоминают Валерия Золотухина

Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР родился 21 июня 1941 года в алтайском селе Быстрый Исток.

Благодаря его усилиям у труппы Молодежного театра Алтая, художественным руководителем которого Золотухин был с 2003 года, появилось собственное здание на месте бывшего меланжевого комбината. Площадь увеличилась почти в 2 раза, появились гримерные для артистов, цеха для изготовления и хранения костюмов и декораций, зрительный зал приобрел театральный вид.

Среди артистов порог нового театра переступили и первые «золотухинцы». Так называли студентов Алтайского института культуры, учившихся под кураторством мастера. Уже к 3 курсу вся группа работала в театре и гастролировала.

Несмотря на востребованность в кино и театре, Золотухин часто приезжал в родные места набраться сил и энергии. Больше 20 лет останавливался в доме Виталия и Марии Кирьяновых. Несколько раз в год привозил сюда всю семью и знаменитых коллег.

Вместе с товарищем Валерий Сергеевич с нуля за 14 лет возвели в Быстром Истоке и храм. Собирали с миру по нитке. Уютную церковь Покрова Пресвятой Богородицы открыли в 2003 году. И сразу же храм стал одним из любимых мест быстрян.

Когда на 72-м году жизни народный артист скончался после болезни, осуществилась еще одна его мечта – быть упокоенным на родной земле. В любимом селе. Неподалеку от храма теперь каждый год в день памяти Валерия Золотухина возле него проходит литургия.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

МТА выступит на Международном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест»

С 22 по 29 мая в Санкт-Петербурге состоится Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева «Молодёжь. Театр. Фест». В списке участников – Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина.

«Трудно выбирать среди хороших спектаклей, которых в этом году было создано огромное количество в театрах нашей бескрайней страны. Тем более, мы ограничены недельным сроком. В итоге к нам приедут коллективы из разных уголков России, а также коллеги из ближнего и дальнего зарубежья: из Венгрии, Туниса, Турции, Абхазии, Беларуси, Узбекистана и Армении. Список театральных коллективов, которые приедут в наш замечательный город, получился очень внушительным. Это работы молодых и уже заявивших о себе режиссёров и, конечно, мэтров театральной сцены», – говорит директор ТЮЗа им. А.А. Брянцева Светлана Лаврецова.

МТА представит концерт для маленькой девочки и большого фортепиано «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» по пьесе Анны Морозовой (12+). Премьера состоялась 11 сентября 2024 года, над спектаклем работали режиссёр Екатерина Корабельник, сценограф Евгения Платонова и художник по свету Екатерина Лабик. Постановка уже завоевала сердца подростков Барнаула. Теперь к ним присоединится и молодёжь Санкт-Петербурга.

Показ состоится 25 мая на малой сцене Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева.

Афиша
Новости
Соцсети