«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

11.12.2019

Добрых зрителей МТА становится больше!

09.12.2019

«Катунь ФМ»: в Молодёжном театре Алтая готовят новый спектакль по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка»

06.12.2019

Две премьеры готовит Молодёжный театр Алтая к Новому году

03.12.2019

В Молодёжном театре Алтая стартовала благотворительная акция «Добрый зритель»

02.12.2019

Неделя скидок в Молодёжном театре Алтая

29.11.2019

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая готовят новогоднюю премьеру для детей и взрослых

27.11.2019

В Молодёжном театре Алтая состоится церемония закрытия Года театра в России

Добрых зрителей МТА становится больше!

Сегодня, 11 декабря, Молодёжный театр Алтая передал первую часть билетов на сказку «Золушка» в Алтайское отделение Российского детского фонда. Их выкупили и оставили в кассе участники благотворительной акции «Добрый зритель».

Акция стартовала в театре в декабре. Каждый зритель МТА может сделать доброе дело для малышей – подарить билет в сказку для детей, у которых по каким-либо причинам нет возможности попасть на спектакль. Сделать это очень просто: нужно всего лишь прийти в кассу Молодёжного театра Алтая и приобрести билет на спектакль «Золушка» на любую дату. Оставьте его в кассе, с помощью Алтайского отделения Российского детского фонда мы передадим ваши подарки в нужные руки.

Ждём всех, кто решил подарить билет на представление в МТА малышам, оставшимся без попечения родителей, детям с особенностями развития и из семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, по адресу: пр. Калинина, 2. Телефон кассы театра: 503-504.

«Катунь ФМ»: в Молодёжном театре Алтая готовят новый спектакль по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка»

Подготовка к новому году в Барнауле началась не только на площади Сахарова и улице Мало-Тобольской, но и в Молодёжном театре Алтая. Там готовят новый спектакль по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка».

Постановкой занимается режиссёр из Москвы Татьяна Безменова. В прошлом театральном сезоне она поставила в МТА комедию по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». По её словам, новый спектакль будет интересен и детям, и взрослым.

Источник: «Катунь ФМ»

слушать

Две премьеры готовит Молодёжный театр Алтая к Новому году

К новогодним праздникам Молодёжный театр Алтая готовит две премьеры. «Золушка» – спектакль по бессмертной сказке Шарля Перро. Над ним работают хорошо знакомые барнаульскому зрителю постановщики: московский режиссёр и хореограф Татьяна Безменова и художник из Красноярска Елена Турчанинова. Инсценировкой занимался молодой пермский драматург Илья Губин.

«Мы привыкли к истории, которую написал Евгений Шварц. Она прекрасна, идёт во многих театрах, все знают фильм, снятый по его сценарию. Мне хотелось обратиться к первоисточнику, сделать эту историю максимально волшебной», – говорит режиссёр-постановщик Татьяна Безменова.

По её словам, «Золушка» — спектакль для семейного просмотра. «Над сказками я работаю в какой-то степени с большим удовольствием, для меня это редкость. Их ставлю для себя – пытаюсь представить себя ребёнком и сделать так, чтобы было интересно прежде всего мне. Взрослым ни в коем случае нельзя лишать себя возможности, нужно прийти в Молодёжный театр на эту сказку вместе с ребёнком. Родителям тоже будет над чем подумать, чем полюбоваться и о чём помечтать», – добавляет Татьяна Безменова.

Премьерные показы «Золушки» можно увидеть в МТА с 21 декабря по 8 января.

Каждый вечер с 3 по 7 января для зрителей постарше будет представлена новая комедия. Режиссёром спектакля стал Андрей Воробьев, новый артист МТА, который использовал как основу пьесу 1787 года «Камедыя» Каэтана Марашевского – монаха, просветителя, основателя белорусской драматургии.

Сюжет незамысловат. Крестьянин Дёмка, простой и открытый парень, трудится не покладая рук, но его жена, шумная баба Маланья, вечно его пилит. Частенько Дёмка заглядывает в корчму к местному еврею Давиду, чтобы выпить как следует. У выпивохи накопились должки, которые Давид хочет вернуть. Дёмка сгибается от ежедневных трудов и забот и винит во всех своих мучениях Адама, первого человека, за грех которого теперь расплачиваются простые люди. Внезапно появляется Чёрт и предлагает крестьянину деньги, но не просто так, конечно, а за испытание человеческой силы и воли. Выдержит ли Дёмка испытание, выиграет ли пари?..

Спектакль исполняется на интуитивно понятной трасянке – современной смеси русского и белорусского языков. Это дополнительная яркая краска спектакля, подкрепляющая игру молодых артистов Молодёжного театра Алтая.

Приобрести билеты на премьеры можно в кассе МТА, её телефон: 503-504.

В Молодёжном театре Алтая стартовала благотворительная акция «Добрый зритель»

В декабре каждый зритель Молодёжного театра Алтая может сделать доброе дело для малышей – МТА запускает благотворительную акцию, ставшую уже традиционной. Мы предлагаем подарить билет в сказку для детей, у которых по каким-либо причинам нет возможности попасть на спектакль.

В преддверии Нового года, самого волшебного праздника, все мы находимся в предвкушении чуда. И появляется желание не только получать, но и дарить подарки. Не оставайтесь в стороне – подарите билет на представление в МТА малышам, оставшимся без попечения родителей, детям с особенностями развития и из семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации.

Стать супергероем для ребят очень просто: нужно всего лишь прийти в кассу Молодёжного театра Алтая и приобрести билет на спектакль «Золушка» на любую дату. Оставьте его в кассе. С помощью Алтайского отделения Российского детского фонда мы передадим ваши подарки в нужные руки.

Благодаря нашим добрым зрителям в прошлом году более 200 детей смогли окунуться в сказочный мир театра, они побывали на спектакле «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

Ждём всех волшебников по адресу: пр. Калинина, 2. Телефон кассы театра: 503-504.

Неделя скидок в Молодёжном театре Алтая

В этом году Молодёжный театр Алтая присоединился к всемирному дню скидок. Благодаря этому зрители могут приобрести билеты на спектакли на выгодных условиях.

По условиям новой культурной акции «ТЕАТРОмания», на этой неделе у зрителей есть возможность купить в кассе билет на пластическую драму по роману Чака Паланика «Бойцовский клуб» и трагикомедию Торнтона Уайлдера «Наш городок» со скидкой 40%.

Сценическая версия культового романа «Бойцовский клуб» американского писателя Чака Паланика – это не привычный всем психологический театр. Режиссёр Максим Соколов, художник Анастасия Юдина и хореограф Екатерина Культина, принимая и любя природу юмора и самоиронии автора, придумали спектакль в жанре пластической драмы. Постановщики попробовали сплавить физический театр и contamination как направление современного танца. При этом работу над текстом романа осуществили как работу с отдельным персонажем со своей волей, проводником к болевым точкам персонажей.

Спектакль в одном действии, но условно делится на части: «кризис мужественности», «человек/зверь», «современная культура потребления», «проблема самоидентичности» и другие. Важнейшей темой стало желание главного героя создать лучшую версию себя, исправить свою жизнь, перезагрузиться с помощью бойцовского клуба. Показ состоится 5 декабря, начало в 18:30.

«Наш городок» – самая знаменитая пьеса Тортона Уайлдера, написанная в 1938 году и удостоенная Пулитцеровской премии. Сам автор говорил: «Это простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете». «Наш городок» задуман как спектакль в спектакле. Согласно авторской ремарке, её должны исполнять без занавеса и почти без декораций. Действующие лица – население некоего американского городка начала прошлого века. Серию маленьких взаимосвязанных историй непрерывно комментирует Режиссёр, напоминая, что всё это (влюблённости, свадьбы, скандалы и перемирия) – дела давно минувших дней и что все эти люди давным-давно уже умерли.

«Наш городок» исследователи называют одной из сложнейших пьес ХХ века. Возможно ли жить, полноценно ощущая каждое мгновение жизни? Ежедневный быт, как не стать его рабом? Как услышать своё сердце и выбрать единственно правильный путь? Можно ли изменить собственную судьбу? Справедлива ли Смерть? Справедлива ли Жизнь? На эти, казалось бы, простые вопросы ответить оказывается довольно трудно, а иногда и невозможно в череде бесконечных проблем и круговерти, в которой живёт современный человек. Показ состоится 6 декабря, начало в 18:30.

Касса Молодёжного театра Алтая находится на проспекте Калинин, 2. Её телефон: 503-504.

«Вести – Алтай»: в Молодёжном театре Алтая готовят новогоднюю премьеру для детей и взрослых

В Молодёжном театре Алтая готовят новогоднюю премьеру для детей и взрослых. Это будет спектакль по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка». Премьера намечена на 21 декабря.

История о бедной девочке, мечтающей о принце, стара как мир. Теперь сюжет французской сказки получит музыкальное и хореографическое развитие. Постановщик Татьяна Безменова не только режиссёр, но и балетмейстер. Возможно, поэтому в пластике актёров будет много танца. Эскизы костюмов и главного атрибута – хрустальной туфельки – в МТА хранят в секрете. Режиссёр говорит, что не может назвать свой спектакль детским. Скорее это семейная постановка. В своей работе она ориентируется на свои ощущения в первую очередь и делает то, что нравится ей – взрослому человеку. В то же время она уверена, что в каждом зрителе живёт ребёнок.

Татьяна Безменова,
режиссёр спектакля:

Взрослым не нужно лишать себя возможности, нужно прийти вместе с ребёнком, о чём-то помечтать.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

В Молодёжном театре Алтая состоится церемония закрытия Года театра в России

17 декабря в Алтайском крае состоится церемония закрытия Года театра в России. Мероприятие, подводящее итоги масштабного федерального проекта в регионе, пройдёт в Молодёжном театре Алтая.

В этот вечер зрителей в фойе первого этажа будут встречать артисты в образах героев самых разных спектаклей, на втором этаже пройдёт концерт оркестра Алтайского государственного музыкального театра. Затем начнётся официальная часть, почётными гостями которой станут губернатор Алтайского края Виктор Томенко, министр культуры региона Елена Безрукова и председатель Алтайского отделения Союза театральных деятелей России Олег Пермяков.

В церемонии закрытия Года театра на Алтае примут участие все шесть профессиональных театральных коллективов края – артисты Молодёжного театра Алтая имени Валерия Золотухина, Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина, Алтайского государственного музыкального театра, Алтайского государственного театра кукол «Сказка», Рубцовского драматического театра и Бийского драматического театра. Они готовят специальные творческие номера для этого события. А в финале вечера все артисты соберутся на одной сцене – редкое событие для ценителей театрального искусства.

Добавим, что на закрытии Года театра в России вручат губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В этом году лауреатами стали Андрей Потереба из Молодёжного театра Алтая, Анастасия Южакова из Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина, Юлия Башкатова из Алтайского государственного музыкального театра и Анастасия Осинцева из Бийского городского драматического театра. По традиции престижной премии удостоены студенты Алтайского государственного института культуры. На этот раз отметили Кристину Василенко, Антонину Олесик и Александру Стрижову.

Билеты на церемонию уже в продаже. Их можно купить на сайте kassy.ru, либо в кассе театра. Подробная информация о наличии свободных мест – по телефону 503-504.

Афиша
Новости
Соцсети