«Вечерний Барнаул»: победителем III Золотухинского фестиваля стала постановка Няганского ТЮЗа «Наш класс»

Прошлая неделя в Барнауле для любителей театра стала настоящим праздником. На протяжении шести дней в рамках III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина шли показы спектаклей, привезенных из самых разных уголков нашей страны. 50 заявок поступило на Золотухинский фестиваль, из которых было отобрано 12 лучших спектаклей.

Программа фестиваля включала не только яркие постановки, но и обучающие мастер-классы, открытые обсуждения спектаклей. Бывало, что одновременно на разных площадках проходило сразу по три-четыре фестивальных события. И те, кто был в них заинтересован, как-то умудрялись везде успевать.

Словно звезды сошлись

Судя по наполненности залов (а фестивальные показы проходили сразу на трех театральных площадках нашего города), барнаульцы – большие театралы. Сказать, что каждый фестиваль проходил с аншлагом, – ничего не сказать. Люди сидели на приставных стульях, на ступеньках, а кто-то героически смотрел спектакли стоя, понимая, что следующий театральный праздник случится еще не скоро, как минимум, через год. Эту барнаульскую особенность сразу же отметили критики, прибывшие на фестиваль. Практически каждый из них во время обсуждения спектаклей говорил про чутких и благодарных зрителей, а кто-то даже назвал Барнаул городом высокой театральной культуры.

За шесть фестивальных дней зрители смогли увидеть 14 спектаклей (из них два вне конкурса) – очень разных, но, безусловно, достойных, сильных, явно демонстрирующих театральные настроения в стране. С этой точки зрения фестиваль стал полезен не только зрителям, но и самим участникам, для которых одинаково важно было, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. К примеру, Казанский театр юного зрителя привез спектакль, поставленный по гоголевскому «Носу» (режиссер Туфан Имамутдинов), – произведению, с одной стороны, не нуждающемуся в осовременивании, но все же сложному для восприятия подрастающей публикой. Уместив действие в полтора часа, артисты ждали, как отреагирует на него барнаульский зритель. В итоге публика приняла спектакль еще теплее, чем на родной сцене. А Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра (с его творчеством наш зритель уже знаком по прошлому фестивалю), убеждена, что их спектакль «Лекарь поневоле» состоялся только в Барнауле – до сих пор он шел как-то не по-мольеровски тяжело, неповоротливо.

На фестивальной сцене словно сошлись звезды, и неизбежное волнение пошло артистам только на пользу. Это подтвердило и жюри, высоко оценившее работу режиссера Елены Кузиной. Рискованным, на взгляд директора Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск) Александра Побережного-Береговского, был показ на сцене Молодежного театра Алтая постановки «Васса». И не только потому, что за день до этого в рамках открытия фестиваля была показана еще одна, пусть и внеконкурсная «Васса» Новосибирского городского драматического театра. А, скорее, потому, что театр в Петрозаводске находится в ожидании реконструкции и репетировать спектакль приходилось в несколько стесненных условиях. К тому же зал «Творческой мастерской» рассчитан лишь на 100 мест, и с приездом на фестиваль театру потребовалось менять масштабы. Но вот что интересно: несмотря на все постановочные трудности, спектакль в этом году вошел в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля «Золотая маска» (то есть в число отобранных, но не номинированных на премию спектаклей).

Спектакль как поступок

Весомую долю фестивальной жизни занимали обсуждения спектаклей. И было бы справедливо, если б на эту часть программы тоже продавали билеты – случалось, что эти закулисные диалоги были интереснее самих театральных работ (достаточно отметить яркие выступления доктора филологических наук, заведующего кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства Андрея Ястребова). По крайней мере, людям, причастным к постановке того или иного спектакля, было важно услышать мнение компетентного жюри, ведь многие, собственно, затем в Барнаул и приехали. Правда, во время обсуждения нередко казалось, что речь идет не об одном спектакле, а, как минимум, о четырех – порой настолько разными были оценки. К примеру, в постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», представленной Мирнинским театром (Якутия), мнения экспертов разделились. Театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения и автор ряда книг Елена Стрельцова (Москва) полагает, что с грандиозной задачей, обозначенной в названии, режиссер Александр Свечников не справился. А театровед Елена Кожевникова (Барнаул), наоборот, уловила режиссерский посыл и ту самую метафизику спектакля, которая и является самой большой ценностью.

Разные мнения экспертов прозвучали и по поводу «Зойкиной квартиры» Алтайского краевого театра драмы (режиссер Алексей Логачёв), и по поводу «Женщины в песках» Прокопьевского драматического театра (режиссер Олег Степанов). Однако каждый из членов жюри одинаково высоко оценил работу Няганского театра юного зрителя «Наш класс» (режиссер Александр Баргман). Эта пьеса написана польским драматургом Тадеушем Слободзянеком на основе реальных событий, произошедших в оккупированной немцами Польше в 1941 году. Именно тогда местные жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли 1600 соседей-евреев. Эта история рассказана на примере одного класса, в котором учились и поляки, и евреи. Попав в чудовищную ситуацию, они сами становятся чудовищами, теряющими на глазах у зрителей человеческий облик. Не случайно сам спектакль начинается с загадки – демонстрации красивых кинокадров о животных. Лишь потом стало понятно, что в самом начале режиссер показал финал: оказалось, что одна из уцелевших героинь после всего пережитого ничего больше смотреть не может – только передачи о животных. По мнению Елены Стрельцовой, это довольно мощный режиссерский ход, заставляющий публику, не зная самой истории, уже с самого начала задуматься. Как считает ректор Новосибирского государственного театрального института, доцент кафедры НГТИ, кандидат филологических наук Яна Глембоцкая, в этом спектакле наиболее ценен актерский ансамбль, каждый из участников которого был полностью включен в действие. И еще – в наше время поставить спектакль на столь острую тему, который заведомо не будет аншлаговым, приносящим кассу, это режиссерский поступок.

Фестивальный продукт

Как считает директор Московского академического театра им. В.В. Маяковского Леонид Ошарин, ведущий мастер-классов для директоров театров, несмотря на то, что по стране проходит множество театральных фестивалей различных масштабов и форматов, Золотухинский оказался интересен прежде всего своей афишей: в нем действительно заявлены яркие постановки, которые демонстрируют, чем живут театры страны, какие темы их волнуют. Кстати, сам Леонид Вячеславович узнал об этом фестивале от своего коллеги – директора Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилла Крока, который был участником I Золотухинского фестиваля. И подобные обмены опытом между директорами театров Леонид Ошарин считает делом очень нужным.

Кстати, под впечатлением от рассказов своей супруги, актрисы театра и кино, режиссера, народной артистки России Ольги Дроздовой, которая, кстати, возглавляла жюри прошлого фестиваля, впервые прибыл на Алтай и известный актер – народный артист России Дмитрий Певцов.

– Помню, Ольга тогда сказала, мол, ты не поверишь, на Алтае живет настоящий театр, – поделился Дмитрий Анатольевич с журналистами. – Хотя принято считать, что интересные театры могут существовать только в крупных городах. Ваш фестиваль – один из разрушивших это представление.

Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова привезли в Барнаул премьеру мастерской «ПевцовъТеатр» – спектакль «Мамаша Кураж», который был показан на закрытии фестиваля в рамках внеконкурсной программы. По мнению Дмитрия Певцова, это абсолютно фестивальный проект, предназначенный для публики подготовленной, знающей пьесу. Сам актер на сцене не появляется – главную роль играет его жена. Он же является продюсером.

– Этот спектакль очень мощный, энергетический, местами больной, – пояснил он. – Да, в нем очень мало юмора. Именно поэтому он дорог нам, и мы держим его как фестивальный продукт, а потому довольно нечасто его играем.

Четыре победы

Итоги фестиваля впечатлили всех. Достаточно сказать, что сразу четыре барнаульских участника стали победителями в различных фестивальных номинациях: актеры МТА Любовь Хотиёва, Анатолий Кошкарёв и Александр Савин, а также актер Краевого театра драмы, заслуженный артист РФ Эдуард Тимошенко.

Победителем фестиваля стал спектакль «Наш класс», по поводу которого у жюри не было практически никаких споров.

Марина Корчак, заведующая Кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, театровед, председатель жюри III Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина: «Это был яркий фестиваль, от которого лично у меня останется приятное послевкусие. В каждой фестивальной постановке можно выделить какой-нибудь интересный режиссерский ход, талантливую игру того или иного актера. Поэтому решение о победителях принималось непросто – финальное обсуждение длилось четыре часа. Здорово, что нам довелось увидеть интересные работы и из удаленных театров. К примеру, о существовании театра, прибывшего к нам из Нягани, я не знала вообще».

Итоги фестиваля

– «Лучшая женская роль» – Наталья Ущеко из Кемеровского театра для детей и молодежи за исполнение роли Электры в спектакле «Электра».

– «Лучшая мужская роль» – Анатолий Григорьев за исполнение роли Порфирия (Иудушки) в спектакле «Головлевы» в постановке Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Лучшая женская роль второго плана» – артистка Молодежного театра Алтая имени Валерия Золотухина Любовь Хотиёва за исполнение роли Анны Павловны в спектакле «Карьера & фортуна».

– «Лучшая мужская роль второго плана» – заслуженный артист России Эдуард Тимошенко за исполнение роли Бориса Семеновича Гуся-Ремонтного в спектакле Алтайского краевого театра драмы «Зойкина квартира».

– «Лучшая работа режиссера» – Александра Баргман, режиссера, поставившего в Няганском театре юного зрителя спектакль «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека. Этот же спектакль стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль».

– «Лучшая работа художника» – Алексей Лобанов за спектакль «Головлевы» Новосибирского драматического театра «Старый дом».

– «Новация» – спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола.

– «Открытие фестиваля» – спектакль «Лекарь поневоле» Альметьевского татарского государственного драматического театра.

– «Событие фестиваля» – постановка «Электра» Кемеровского театра для детей и молодежи.

– «Лучший дуэт» – артисты Молодежного театра Алтая Анатолий Кошкарев и Александр Савин, исполнившие роли Петра и Александра Адуевых в спектакле «Карьера & фортуна».

– «За творческую фантазию» – спектакль «Приключения супер-Толика» Глазовского драматического театра «Парафраз».

– «За яркое воплощение женского характера» – заслуженная артистка Карелии Виктория Федорова за исполнение роли Вассы Железновой в спектакле «Васса» в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

26.02.2024

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

22.02.2024

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

19.02.2024

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

16.02.2024

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

14.02.2024

Режим работы кассы в праздничный день

Подарок для влюблённых

12.02.2024

«Учительский клуб МТА» открыт

Экскурсия памяти Валерия Золотухина пройдёт в Молодёжном театре Алтая

30 марта – день памяти Валерия Золотухина, художественного руководителя Молодёжного театра Алтая с 2003 по 2013 годы. В этот день состоится экскурсия. На ней можно поближе познакомиться с жизнью народного артиста России, его творчеством, вкладом в развитие МТА.

Экскурсию проведёт Виктор Захаров, артист и режиссёр-постановщик Молодёжного театра Алтая. Он поделится интересными фактами и историями о Валерии Сергеевиче, которые накопились за годы знакомства и работы с ним. Пришедшие узнают, где находилась гримёрка артиста, где расположено любимое место в зрительном зале, увидят личные вещи и памятные предметы Валерия Золотухина.

Погружаемся в прошлое 30 марта в 14:00. Телефон кассы: 503-503.

Приходите в МТА смотреть и обсуждать спектакли

В марте у зрителей Молодёжного театра Алтая будет возможность поделиться впечатлениями и обсудить ключевые моменты из постановок с театральным педагогом. Можно говорить обо всём, что зацепило, впечатлило, вызвало невероятные эмоции. На таких встречах в нашем театре действует только одно правило – неправильных мнений нет.

Задержитесь в зале после показов следующих спектаклей:
3 марта – «Вождь краснокожих»;
8 марта – «Сказка о царе Салтане»;
10 марта – «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
17 марта – «Золушка»;
23 марта – «Сказка о царе Салтане»;
26 марта – «Ноябрьский зов»;
27 марта – «Сказка о царе Салтане»;
30 марта – «Цветик-семицветик»;
31 марта – «Огниво».

Телефон кассы театра: 503-503.

Представители МТА стартовали в ежегодной спартакиаде работников театрально-концертных учреждений

В Барнауле стартовала ежегодная спартакиада работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. 19 февраля провели турнир по стрельбе. Честь МТА отстаивали артисты Ирина Клишевич, Светлана Лепихина и Александр Пальшин, заведующий радиоцехом Алексей Немчинов. В стрельбе из положения лёжа в общей сложности они набрали 142 балла.

Через неделю соревнования продолжатся – впереди команды ждут турниры по лыжным гонкам, настольному теннису, плаванию и волейболу.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая

Спектакль о жестокости подростков и травле в школах ставят в Молодёжном театре Алтая. За основу создатели взяли книгу «Чучело», фильм по которой стал советской классикой.

История о травле в школе в спектакле МТА начнётся с задания учительницы посмотреть советский фильм «Чучело». Ребята скажут, что картина давно устарела и выйдут во двор… Чтобы накинуться на изгоя-одноклассника.

Сюжет повести «Чучело» Владимира Железнякова вписан в ткань спектакля о современных детях. Линия будет прежней – новенькая девочка придёт в класс и столкнётся с жестокой травлей.

Жертвами травли часто становятся дети, которые подвергаются насилию – физическому или эмоциональному в собственной семье. На примере новенькой Лены режиссёр и актёры исследуют тему школьного буллинга, пытаясь заглянуть в суть проблемы: почему группа людей начинает так отчаянно ненавидеть тех, кто слабее, кто оступился или не похож на остальных.

Премьера спектакля «Чучело» состоится 1 марта. Сейчас идут репетиции. Важно найти нужную интонацию, и она не должна быть назидательной. Скорее это разговор со зрителями, с юными и не очень, о том, как вовремя рассмотреть в себе ненависть, как научиться защищать себя и видеть в другом живого человека.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Режим работы кассы в праздничный день

23 февраля касса Молодёжного театра Алтая работать не будет. В другие дни вы можете купить билеты в обычном режиме – с 10:00 до 19:00 в будние дни и с 10:00 до 18:00 в выходные. Телефон для справок: 503-503.

Если вам нужно приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Подарок для влюблённых

Партнёр Молодёжного театра Алтая сеть спа-салонов «ТвойТай» предлагает уникальную возможность для влюблённых. Записываясь на совместный визит, проходящий в одной комнате, вы получите скидку 15%. Можете выбрать любую комбинацию программ или воспользоваться готовыми программами «Рай для двоих» и «Идеальное свидание».

Запись осуществляется только в будние дни с 10:00 до 16:00. Подарите своей второй половинке незабываемые моменты гармонии души и тела.

«Учительский клуб МТА» открыт

11 февраля состоялась первая встреча «Учительского клуба МТА-2024».

Записались на участие в программе 56 педагогов. Что неожиданно и весьма приятно — интерес проявили не только учителя общеобразовательных школ, но и педагоги учебных заведений среднего и высшего звена, представители допобразования из Барнаула, Новоалтайска, Логовского, Павловска, Сросток, Шелаболихи, Рубцовска.

Новый проект МТА развивает направление «Театральная педагогика» и призван объединить педагогов, которым интересен театр как искусство и как повод для разговора со своими учениками.

Члены клуба посмотрели спектакль МТА «Бременские музыканты», обсудили увиденное с педагогом-организатором Ольгой Ивановной Старковой. Руководитель отдела театральной педагогики Марина Альбертовна Стригунова рассказала об истории развития этого направления в МТА и о ближайших планах Клуба. Завершилась встреча одной из самых мощных и эмоциональных театральных игр для всех возрастов под названием «Я играю в театр».

Совместных планов у руководителей и участников Учительского клуба МТА громадьё, настроение боевое, глаза горят.

Начало положено! Следующая встреча состоится уже 29 февраля.

Афиша
Новости
Соцсети