«Вечерний Барнаул»: право на трактовку – в МТА запели драматические артисты
В Молодёжном театре Алтая состоялась премьера мюзикла «Фауст», поставленная главным режиссёром МТА Алексеем Серовым. В её основе – музыкальная версия знаменитой средневековой легенды, созданная московским композитором Александром Шевцовым. Спектакль уже назвали самым масштабным проектом этого творческого сезона.
Музыкальная труппа
Поставить музыкальный материал на сцене драматического театра Алексей Серов решил сразу после знакомства с артистами МТА. И не только потому, что он считает труппу театра способной выйти за привычные рамки. Дело в том, что Алексей Эдуардович в прошлом – пианист, выпускник музыкального училища, в консерватории же он учился на оперного режиссёра, потом решил, что для режиссёрской профессии этого мало и окончил еще и Санкт-Петербургский театральный институт по специальности «Режиссёр драмы». Так что образование позволяет главрежу браться и не за такие эксперименты. Как признался Алексей Серов, всё началось с песенки Маргариты из этого мюзикла, которую он услышал несколько лет назад.
«Эта песенка откликнулась в моей душе, – поделился режиссёр до премьеры. – А летом мы провели среди актеров Молодежного театра кастинг и с огромной радостью поняли, что у нас есть поющие артисты на все ключевые роли в мюзикле «Фауст», и вообще выяснилось, что в МТА очень музыкальная труппа. С ней мы работали над постановкой больше года».
Чтобы артисты, и без того регулярно работающие с голосом, могли исполнить свои партии, с ними занималась практикующий консультант по вокалу в российских музыкальных постановках Александра Чопик (она известна как музыкальный руководитель спектаклей, идущих на сцене Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А. Брянцева, «Мюзик-Холла», театра «ЛДМ. Новая сцена»).
В труппе оказалось много вокально одарённых артистов. Исполнительница главной роли Анастасия Данилова ту самую «Колыбельную Маргариты» исполнила чисто, проникновенно. Однако, как считает режиссёр, ему важней было иметь дело не с играющими вокалистами, а с поющими артистами. Хотя, признаться, именно музыка здесь требовала особой подачи, так как в постановке оказалось, что ни музыкальный номер, то хит. Поэтому вопросы к поющим артистам то и дело возникали.
Эстетика средневековья
Вообще, столь многочисленная команда над спектаклем МТА работала впервые. Помимо автора, в неё вошли именитые номинанты и обладатели «Золотой маски»: хореограф Николай Андросов, сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко. И эта командная работа дала свои плоды. Яркая сценография, зрелищные танцевальные номера, удачные актёрские ансамбли, стильные многосоставные костюмы – вот чем запомнится «Фауст» на сцене МТА.
В сюжете можно заметить большие отклонения от одноименной трагедии Гёте. Но, вероятно, такова была задумка Александра Шевцова — автора либретто и стихотворных текстов к постановке. Как объясняет режиссёр, Фауст – это реальный человек, живший в XVI веке и ставший легендой.
«О нем написано более 30 литературных произведений, самым великим из которых считается роман Гёте, – рассуждает он. – Именно Гёте ввёл в сюжет Маргариту, в которую влюбляется главный герой. Театр имеет право на свою трактовку. Наш финал отличается от того, что написано в произведении немецкого писателя».
В мюзикле активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и использованию проекционной сетки, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами – нежной и возвышенной. И хотя режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, все же атрибуты современности в постановке присутствуют. И становится непонятным, почему во втором действии в руках Вагнера – завистливого ученика Фауста – вдруг появляется мобильный телефон, а Фауст и Мефистофель вступают в переписку по ватсапу. Но, вероятно, такой ход был задуман для привлечения в театр более молодой публики, ведь на афише к спектаклю значится возрастное ограничение «12+». У более старшего поколения подобные вставки вызывают недоумение.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»