«Вечерний Барнаул»: превращение сказки – в МТА состоялась премьера «Трёх толстяков» Юрия Олеши
В Молодежном театре Алтая состоялась премьера сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Знаменитую историю перенес на сцену московский режиссер Павел Пронин, превративший действие в фантастический музыкальный спектакль.
Новая лексика
С творчеством Павла Пронина барнаульская публика уже знакома – осенью прошлого года его спектакль «Тимур и его команда» участвовал в программе IV Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Тогда же и завязались отношения МТА с этим режиссером, впоследствии предложившим для постановки сказку Юрия Олеши, которая барнаульскому театру сразу же пришлась по душе. Специально для нашей молодежной сцены Павел Пронин создал инсценировку и пригласил к сотрудничеству партнера по предыдущим работам в Екатеринбургском ТЮЗе (там Павел Пронин работал с 2019 по 2021 год) – композитора Александра Жемчужникова для написания текстов и музыки к песням и танцевальным номерам.
– Да, существует инсценировка, написанная Юрием Олешей в 1930 году по заказу МХАТа, – пояснил режиссер. – Однако материал вековой давности был рассчитан на детей постарше, в отличие от спектакля МТА, адресованного публике «8+». К тому же прошло много времени – с тех пор изменились законы восприятия, ведь нынешнее подрастающее поколение воспитано на более сложном аудиовизуальном ряде, насыщенном совсем иной лексикой. Поэтому мы понимали, что это должна быть яркая работа, в которой использовались бы разные способы воздействия на зрителя. Так мы решили превратить сказку «Три толстяка» в музыкальную историю.
В итоге «Три толстяка» стали вторым по счету музыкальным спектаклем в этом сезоне. Как признается режиссер, после мюзикла «Фауст», поставленного главрежем МТА Александром Серовым, работать с артистами над вокальными партиями было намного проще. Хотя партитуры, предложенные Александром Жемчужниковым, оказались хоть и непростым, но довольно интересным музыкальным материалом, раскрывающим вокальные возможности труппы.
Без политики
Как рассказал режиссер, сразу было решено уйти от бытового оформления сцены – никаких домиков с черепичными крышами в спектакле нет. Такая история должна быть сегодняшней и отзываться в душах юных зрителей, быть для них узнаваемой. А потому московский сценограф Ирина Сид, вдохновившись современными детскими инсталляциями, поместила действие спектакля в контекст фантастической спортивной площадки-трансформера. А тема ученого-изобретателя Гаспара Арнери, олицетворяющего идеи гуманизма и победу разума над злом, подана в стилистике стимпанка. Кроме того, в спектакле друг другу противопоставлены два мира: богачей-толстяков – бездушных толстокожих существ, и рабочих-бедняков, чьи образы решены в эстетике советского авангарда (что, безусловно, смыкается с эпохой, в которой жил Юрий Олеша).
– Несмотря на то, что «Три толстяка» считаются первой сказкой о революции в советской литературе, в нашем спектакле мы решили отказаться от каких-либо политических отсылок, потому что у нас другой зритель, а значит, и иные задачи, – прокомментировал Павел Пронин свою работу. – В спектакле мы говорим о дружбе и преданности, о том, что нужно отстаивать свои принципы, верить в добро и бороться за идеалы. И еще о том, что одной из высших человеческих ценностей является свобода. И если человек свободен в душе, то никто извне поработить его не сможет.
Два мира
Сценическое пространство спектакля – это огромная площадка, в центре которой три уходящие под потолок трубы, которые действительно напоминают конструкции, часто используемые при оформлении детских комплексов. На протяжении действия эти громадины то и дело видоизменялись – становились то цирковым закулисьем, то домом Гаспара Арнери, то обиталищем «Трех толстяков». В демонстрации двух противопоставленных друг другу миров большую роль играл свет, который «подсказывал», какие силы на сцене представлены. Спектакль получился очень музыкальным, с обилием интересных пластических решений (достаточно вспомнить походки гвардейцев и характерные ужимки трех толстяков). Удивительны и костюмы персонажей – к примеру, представителей мира богачей можно было различить не только по поролоновым складкам на одеждах, но и по специфическим наростам на теле.
Справка
По первому образованию Павел Пронин – экономист. Однако, испытывая интерес к театру, он решил попробовать себя в этой сфере и для начала поступил в ГИТИС на заочное отделение актерского факультета на курс Александра Огарева (барнаульской публике он известен по спектаклю «Жанна» на сцене Алтайского краевого театра драмы), благодаря которому Павел Пронин решил стать режиссером. В итоге он поступает на очное отделение режиссерского факультета ГИТИСа на курс Леонида Хейфеца. В 2017 году поставил в Русском театре Эстонии спектакль «Проезд Гагарина» по пьесе Грегори Берка. В Краснодарском молодежном театре выпустил спектакль «Звезды светят на потолке» по роману Юханны Тидель, в Тольяттинском театре «Колесо» – спектакли «Влюбленный город», «Пародист», «Звездный мальчик».
В спектакле задействована почти вся труппа театра – более 30 актеров. В их числе Александр Чумаков, Татьяна Синицина, Анатолий Кошкарев, Антон Нечаев, Дарья Чиж, Андрей Воробьев, Александр Пальшин, Евгений Быков, Александр Коцубенко, Виктор Синицин, Ольга Жучкова, Ирина Клишевич, Анатолий Новокрещенных и другие. Режиссер по пластике – Софья Гуржиева (Москва), художник по свету – Евгений Лисицын (Москва).
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»