«Вечерний Барнаул»: равнение на классику – две яркие премьеры представили театры Барнаула
В середине марта сразу два барнаульских театра представили публике премьеры, поставленные по классике, – роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история» и пушкинскому «Евгению Онегину». И если первая постановка вписана в формат камерной сцены Молодежного театра Алтая, то вторая перенесена на сцену театра кукол «Сказка», где одни только персонажи – сплошная поэзия.
Столкновение миров
На сцене МТА роман Гончарова поставлен под названием «Карьера & фортуна» режиссером Мариной Шелевер (барнаульскому зрителю она известна по спектаклям «Дама с комедиями» и «Чертова закуска» по рассказам Тэффи, «Старосветские помещики» по Гоголю, «Вся жизнь» по Пильняку). И если театры нашей страны, берясь за этот материал, чаще всего прибегают к инсценировке Виктора Розова, то Марина Шелевер решила представить свое видение романа (инсценировку она написала в соавторстве с Евгением Арзамасцевым, педагогом Новосибирского государственного театрального института). В итоге знаменитая история о взрослении и разочаровании получилась легкой, местами очень смешной и необычно выстроенной.
Буквально с первых минут можно было оценить удачный подбор актеров. В главных ролях здесь Александр Савин, сыгравший провинциального романтика и восторженного идеалиста Сашеньку Адуева, и Анатолий Кошкарёв, представший в образе дяди – Петра Ивановича Адуева, талантливого дельца, не переносящего бесплотных мечтаний и праздных рассуждений. По сюжету именно к Адуеву-старшему, проживающему в Петербурге, направился прямо из деревни Адуев-младший – молодой человек, мечтающий в северной столице прославиться как поэт и писатель, найти вечную любовь и неизменную дружбу. Это своего рода пушкинский Ленский, которого то и дело пытается урезонить циничный Пётр Иванович, давно выработавший систему жизненных принципов и правил, гарантирующих успех, благополучие, душевный комфорт. Контраст этих людей бросается в глаза сразу. Об их непохожести свидетельствует даже убранство комнат. Достаточно сказать, что на полке романтичного Сашеньки – бюст Пушкина, любимого поэта, стихи которого без конца декламирует молодой человек. В кабинете Адуева-старшего – бюст Гиппократа, подчеркивающий полярность мира дяди по отношению к миру племянника. И несмотря на то, что режиссер (как автор инсценировки) испытывает явную симпатию к главному герою, все же Адуев-старший выведен в спектакле более отчетливо, выпукло.
Вообще, пространство камерной сцены было устроено так, что спектакль вышел плотным, многоплановым. Вот дядя читает письмо из деревни, а на заднем плане оживают описанные в послании персонажи, напоминают ему о прошлом, спорят с ним. Параллельное существование на сцене сразу нескольких сюжетных линий, временных и пространственных пластов, привносят в постановку нужную динамику, объем. Немало в спектакле и ярких актерских работ (в нем задействованы Любовь Хотиёва, Юлия Юрьева, Алина Раченкова, Галина Чумакова, Ирина Клишевич, Евгений Быков, Виктор Синицын, Татьяна Лопатина). Но самое главное: новый спектакль на ура был принят самым сложным и важным зрителем – школьниками, которые то и дело комментировали происходящее, вместе со взрослыми смеялись до слез.
Интересно и то, что два эти произведения тесно связаны между собой. Роман Гончарова – своего рода переосмысление «Евгения Онегина», новый взгляд классика XIX века на выписанного поэтом «героя времени». А потому в спектакле МТА тоже звучит немало пушкинских строк, узнаваемых интонаций.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»