«Вечерний Барнаул»: шахматная партия на сцене
На малой сцене МТА разыграли шахматную партию – именно так был подан премьерный спектакль «Дядюшкин сон». В основу взята одноименная повесть Фёдора Достоевского, в которой в трагикомичной форме представлены страсти и интриги маленького уездного городка. Премьерные показы прошли 12 и 14 апреля.
Малая сцена Молодежного театра расчерчена, точно шахматная доска, а актеры передвигаются, как фигуры. Палитра декораций и костюмов персонажей – сдержанная и практически монохромная, в лучших традициях знаменитой настольной игры. Зрители могут решить для себя, за кого они – черных или белых.
Спектакль поставлен по повести Фёдора Достоевского «Дядюшкин сон», которая выступает довольно нетипичной для автора. Читатели привыкли на страницах его книг видеть пороки людей, суровую действительность преимущественно в мрачных тонах. Выбранное произведение наоборот – ироничное, легкое, динамичное, без долгих рассуждений и погружений внутрь себя.
– «Дядюшкин сон» действительно написан в комедийном жанре и способен показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Эта повесть – сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющая водевильный сюжет. Хотелось показать автора со смешной стороны, которая остается актуальной и сейчас, – говорит режиссер-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. С ней уже знакомы как актеры нашего Молодежного театра, так и зрители краевой столицы. Она в прошлом сезоне ставила эскиз «Сказка о матросе Василии» в рамках творческой лаборатории «Жили-были…».
Действия постановки происходят в провинциальном сибирском городке XIX века, названном Мордасов. Бытует мнение, что автор списал персонажей с жителей Барнаула, так как повесть создана именно в то время, когда он находился в ссылке в наших краях.
По сюжету энергичная дама Мария Москалёва мечтает выдать свою двадцатилетнюю дочь Зину замуж. Предложение от единственного достойного жениха Павла Мозглякова девушка отклоняет, так как любит всем сердцем бедного учителя, с которым мать не разрешает даже видеться. События закручиваются в тот момент, когда в город приезжает богатый князь преклонного возраста, в котором Мария Александровна непременно видит отличного зятя. Чтобы добиться его расположения она, как опытный гроссмейстер, просчитывает ходы, управляя остальными героями, точно пешками.
Как описал в своих воспоминаниях сам Фёдор Достоевский, эта повесть – «вещичка голубиного незлобия и замечательной невинности». Именно такой посыл удалось уловить и передать зрителям режиссеру-постановщику Дарье Камошиной. Заскучать и погрузиться в размышления зритель не успевает, так как события энергично сменяют друг друга. Хотя после просмотра темы «на подумать» все-таки остаются, в частности, после восклицаний князя: «Может быть я только сейчас жить начинаю!». Если так, то что же было в прошедшие годы? Просто существование?
Светлана Молоканова
Источник: «Вечерний Барнаул»