«Вечерний Барнаул»: сказку-антиутопию про дружбу показали в Молодёжном театре Алтая
Музыкальный спектакль по мотивам знаменитой книги Юрия Олеши на сцене Молодёжного театра Алтая поставил режиссёр Павел Пронин. Работу этого режиссёра для Екатеринбургского ТЮЗа – «Тимур и его команда» – барнаульские зрители видели на Золотухинском фестивале в сентябре 2021 года. Рассказываем, как организовал вселенную трёх толстяков московский постановщик.
«Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днём…»
Спектакль начинается сценой, когда горожане разного уровня достатка стекаются на городскую площадь, где дают представление артисты циркового балаганчика дядюшки Бризака. Суок, Тибул и другие веселят собравшихся – и богатеев, поддерживающих режим трёх толстяков, и бедняков, взволнованных арестом борца за права угнетённых оружейника Просперо.
Для спектакля сочинили новый текст, приближённый к оригиналу, и музыкальные номера. Однако знаменитая песенка, которую поёт Суок про доктора и учёного Гаспара Арнери, в наличии:
«Как лететь с Земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар…»
Новая сказка МТА не только музыкальная, в ней много эффектных цирковых номеров. Режиссёр по пластике Софья Гуржиева наполнила постановку современной хореографией, и элементами физического театра, напоминающего знаменитые парады физкультурников на Красной площади, и настоящими цирковыми номерами. Артисты «Молодёжки» жонглируют, выполняют гимнастические упражнения, делают акробатические фигуры. Гимнаст Тибул идёт по натянутому канату, жаль, что не над головами зрителей, было бы ещё более эффектно!
Фантастический мир сказки
Сценограф и художник по костюмам Ира Сид придумала для спектакля эффектные сценографические чудеса, поместив действие в фантастическую спортивную площадку-трансформер, которая превращается то в городское пространство, то в лабораторию дядюшки Гаспара Арнери, то во дворец трёх толстяков. Вместе с художником по свету Евгением Лисицыным они создают волшебный мир, в котором есть место мечтам не только о свободе и равенстве, но и о других мирах и планетах. С помощью световых эффектов во время представления не только меняют время суток, но и взрывают подземелье, показывают театр теней и даже фейерверк.
Кто не работает, тот ест!
Отдельное удовольствие – яркие и необычные костюмы, которые подчёркивают остроту столкновения двух миров сказки – богачей и бедняков, «толстяков» и рабочих.
Зажравшийся правящий класс одет в фантасмагоричные стёганые наряды с утолщениями в разных выступающих местах. Выпирающие попы, животы с многочисленными складками, гипертрофированные накладные плечи – всё это делает «толстяков» отталкивающими и смешными. Грим у правящего класса тоже особый, отсылающий зрителя к трилогии «Голодные игры», где герои тоже делали себе вызывающе яркий макияж, носили необычные причёски и наряды. Толстяки, с их синяками вокруг глаз, и вовсе напоминают дворецкого Ларча из «Семейки Аддамс». В спектакле много и других отсылок. Оружейник Просперо в исполнении Андрея Воробьёва – вылитый капитан Немо, ещё один легендарный защитник угнетённых народов, Государственный канцлер повадками напоминает прохиндея Администратора из «Обыкновенного чуда», а стражи порядка двигаются как собаки-полицейские из советской сказки «Приключения Буратино».
Песни угнетённого народа
Екатеринбургский композитор Александр Жемчужников для музыкального мира спектакля создал яркие запоминающиеся мелодии и остроумные тексты, слова из которых звучат как революционные манифесты: «Берегитесь, толстяки, пришли последние деньки!», «Кто не работает, тот не ест!» и тому подобное. Да, артисты театра вновь, как и в недавней постановке «Фауст», поют. Правда, некоторые музыкальные номера ещё нуждаются в доработке – всё-таки пение не основное направление артистов этого театра, и иногда поющие фальшивят.
Революционная история для детей
Возрастной ценз спектакля 8+, так что будьте готовы к тому, что спектакль действительно детский и вопросы, которые он ставит перед зрителями, не предполагают каких-то фундаментальных ответов. Всё предельно просто: как найти в себе силы и смелость бороться с несправедливостью, что может быть важнее настоящей дружбы. В финале так и вовсе торжествует хэппи-энд и человеколюбие. Угнетатели скидывают свои уродливые наряды «толстяков», обнимаются и братаются с угнетёнными и поют песню о равенстве и дружбе. Возрастные ограничения не позволили режиссёру добавить в жизнерадостное повествование жестоких реалий революционного времени. И даже сцена расстрела, пусть и куклы, а не живой девочки, вызывает улыбку, а не страх. И Тутти не получает пулю, а поёт и марширует вместе со всеми, как в советских комедиях Григория Александрова.
Наверное, так глазами юных зрителей и должна выглядеть далёкая революция. Ведь за годы, что прошли с момента первой публикации сказки Олеши, наша жизнь сильно изменилась, а революция, о которой он писал, потерпела крах. Зато появились мифы о разных революциях. Поэтому и собирает режиссёр свой собственный миф о революции из различных фрагментов.
Вот таким мы увидели новый спектакль Молодёжного театра Алтая. На ближайшие даты – 8 и 16 июня – билетов уже нет, так что возможность составить своё собственное мнения о «Трёх толстяках» у вас появится только в новом сезоне!
Татьяна Латышева
Источник: «Вечерний Барнаул»