«Вечерний Барнаул»: «Судьба Гран-при была бесспорной» – итоги IV молодёжного театрального фестиваля им. Валерия Золотухина

В субботу, 25 сентября, были подведены итоги IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. Валерия Золотухина. Перед оглашением результатов и вручением наград к журналистам вышли те, кто целую неделю был сердцем фестиваля, оценивая и обсуждая показанные работы. Члены жюри не только отсматривали по два спектакля в день и вели многочасовые обсуждения, общаясь с театральными коллективами, но и давали мастер-классы для пишущих о театре.

«Я благодарна членам жюри за их стойкость, все дни фестивальной недели были очень плодотворными», – отметила директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Каждому из членов жюри фестиваль запомнился чем-то своим. Председатель жюри IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина театровед Елена Ковальская призналась, что благодаря фестивалю узнала, как богат театр России.

«В программе было три театра, благодаря которым я узнала о существовании таких городов, как Глазов, Альметьевск и Нягань. Участники фестиваля через свои спектакли показывают, чем живут, болеют и интересуются люди, живущие в разных городах нашей страны. Ведь театр такое мирообъемлющее искусство, и в спектаклях, как в капле воды, отражается мировоззрение людей. Мы увидели одиннадцать разных мировоззрений, разных картин мира, это было большое и интересное путешествие по стране. Интересное вдвойне, ведь театр даёт возможность путешествовать, не выезжая из города, что особенно важно в пандемию», – поделилась Елена Ковальская.

Кристина Матвиенко, куратор программ, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска», на вопрос, были ли члены жюри строги к конкурсантам, ответила, что по-другому они работать не умеют.

«Диалог между нами был интересный. Мы не были ангажированы, у нас нет никаких долгосрочных отношений с театрами-участниками. Но мы старались доносить свою критику неавторитарно и пытались при обсуждении уйти от дидактичной манеры. Возможно, не все были согласны с нашими выводами, но право остаться при своём мнении у нас есть. Во время диалога с создателями и актёрами некоторые системы ценностей мне были не близки, но что-то менялось в процессе общения и у них, и у нас», – отметила Кристина Матвиенко.

Критик и продюсер Красноярской краевой филармонии Антон Алексеев выразил точку зрения многих барнаульцев, что наличие своего фестиваля делает театр лучше. Ведь с его помощью можно знакомить зрителей с типами постановок и режиссёрских подходов, которых у нас нет, и в дальнейшем реализовать на своей площадке.

«Я надеюсь, что МТА и зрители, посмотрев что-то в рамках этой фестивальной недели, будут давать запрос на более концептуальные постановочные решения. Судя по реакции зрителей, которые смотрели фестивальные работы, он был важен и полезен. Я давно не встречал такого зрительского участия в том, что актёры пытаются рассказать и показать», – рассказал Антон Алексеев.

Исследователь театра Юлия Клейман отметила, что фестиваль принёс ей яркие впечатления от актёрских работ.

«Не буду лукавить, что у театров – участников фестиваля нет проблем с репертуаром. Спектакли были разного уровня. Но вот актёрские работы и актёрские индивидуальности удивили, ведь порой они решали более сложные задачи, чем те, что требовал режиссёр. Хотелось бы, чтобы режиссёры не боялись, что зрители не поймут то, что они предложат – разный театральный язык, разную драматургию, что актёры не справятся с задачами. Зритель способен идти за сложной игрой, включать воображение. Я надеюсь, что фестиваль будет развиваться и будут более разнообразные спектакли, ориентированные на молодую аудиторию», – поделилась Юлия Клейман.

Главным достижением театрального фестиваля все члены жюри назвали полные залы зрителей (насколько это возможно при 50% наполняемости залов, разрешенной ограничениями) и востребованность у горожан.

«Фестиваль делается не для столичных экспертов-гастролёров, он работает для города и жителей, – напомнила председатель жюри Елена Ковальская. – Если нам чего и не хватило в этот раз, то обратной связи со зрителями. Да, полные залы и ощутимый голод по театру – это достижение, но хотелось бы знать более развёрнутое мнение зрителей».

Именно поэтому в качестве генеральной идеи для следующего фестиваля председатель жюри предложила организовать программу по подготовке профессионального зрителя.

В столице Елена Ковальская и Кристина Матвиенко курируют «Школу современного зрителя и слушателя» в «Электротеатре Станиславский» и руководят магистратурой «Социальный театр» в РАТИ (ГИТИС). В рамках этой магистратуры есть дисциплина «Школьная театральная педагогика» – воспитание театральными методами.

«Театр, который работает с молодёжью, должен готовить зрителей к восприятию, ведь театр – это сложный язык, его не сразу схватишь. Его нужно изучать через упражнения, тренинги и обсуждения. Есть занятия, которые учат понимать этот язык, готовят к обсуждению. Вооружённый такой программой театр начинает работать на развитие аудитории. Если городу и фестивалю это будет интересно, можно попробовать организовать эту программу», – предложила Елена Ковальская.

Ну и, конечно, главной интригой было то, как распределили награды. Юлия Клейман поделилась, что больше всего члены жюри спорили по поводу актёрских работ, ведь количество ярких исполнителей на этот раз было велико.

«Немного было женских ролей, а вот мужских – в каждом спектакле очень ярко сделанные роли, разные фактуры. Такого артиста, который получил главную мужскую роль, я давно не встречала – удивительный актёрский типаж. Очень сильное впечатление произвела его работа. Впрочем, кто получит Гран-при, у нас тоже не было сомнений», – до последнего держала интригу Юлия Клейман.

Церемония награждения победителей фестиваля прошла в Малом зале без зрителей и даже без некоторых победителей, ведь многие театры-участники разъехались раньше. География участников фестиваля широка, а путь домой долог! Те, кто не смог получить призы лично, получит их по почте!

Импровизированный парад участников устроили всё в той же буф-стилистике актёры Молодёжного театра Алтая. Разодетые в наряды циркачей, мимов и актёров площадного театра, они размахивали табличками с названиями театров-участников, всем своим видом показывая, как им хочется получить награду.

В результате, места распределились следующим образом:

«Лучшая мужская роль второго плана» – Виталий Шенгиреев за исполнение роли Вани Кудряша в спектакле «Гроза» А. Островского Няганского театра юного зрителя;

«Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Юрьева за исполнение роли учительницы в спектакле «Мой папа – Питер Пэн» К. Климовски Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина;

«Лучшая работа художника» – Александр Мохов, Мария Лукка и Наталья Наумова за художественное оформление спектакля «Эзоп» Г. Фигейредо Альметьевского татарского государственного драматического театра;

«Лучший актёрский ансамбль» – Глазовский драматический театр «Парафраз» за спектакль «Сейчас не до любви» Г. Фигейредо;

«Новация» – Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр» за спектакль «В Москву – разгонять тоску» Н. Коляды;

«Надежда сцены» – Владислав Гетце за исполнение роли Влада/Мишки Квакина в спектакле «Тимур и его команда» П. Пронина Екатеринбургского театра юного зрителя.

«Надежда сцены» – Тамара Данилова за исполнение роли Софьи в спектакле «Обыкновенная история» И. Гончарова Кемеровского театра для детей и молодёжи;

«Лучшая женская роль» – Елена Адушева за исполнение роли матери в спектакле «И разыгрались же кони в поле…» по рассказам В. Шукшина Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. Получить лично приз Елена не смогла – театр находился на обменных гастролях в Липецке, и за актрису приз получила директор театра Любовь Березина.

«Лучшая мужская роль» – Сергей Басов за исполнение роли Ивана Антоновича Расплюева в спектакле «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. Именно его работа так восхитила жюри!

Гран-при фестиваля достался спектаклю «Мой папа – Питер Пэн» К. Климовски Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина! Спектакль, снискавший любовь местной публики, которая ходит на него по нескольку раз, признан самой сильной работой на фестивале. Валерий Сергеевич гордился бы своими воспитанниками!

А завершился фестиваль показом спектакля «Горка» Московского театра на Таганке. Пьеса драматурга Алексея Житковского признана лучшей на фестивале «Кульминация» в 2018 году. Режиссер – Данил Чащин, номинант на «Золотую маску» 2019 года. Его спектакли идут в МХТ имени Чехова, Театре наций, Театре им. Ермоловой и других российских театрах. В Барнауле Данил поставил трагикомедию «Интуиция» на сцене театра драмы.

История про ежедневный подвиг маленького человека – воспитательницы детского сада Насти, которая пытается построить горку на участке, организовать покупку подарков на Новый год, подготовить утренник, помочь оставленному родителями мальчику-мигранту и не сойти с ума за небольшую зарплату – в каждом из зрителей вызвала ностальгические воспоминания о детстве и грусть из-за собственных проблем.

«В этой двойственности и узнаваемости я вижу много юмора, но также и повод для размышления. Для меня этот спектакль про то, как опасны недобровольность и принуждение и как важно сохранить в себе человеческое», – цитирует режиссёра сайт Театра на Таганке.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

08.08.2022

МТА требуется помощник режиссёра

05.08.2022

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

29.07.2022

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

15.07.2022

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

13.07.2022

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

05.07.2022

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

МТА требуется помощник режиссёра

Молодёжный театр Алтая ищет помощника режиссёра. Если вы активны, обладаете хорошими организационными навыками, оперативно реагируете на поставленные задачи, коммуникабельны, устойчивы к стрессу, то это вакансия для вас.

Обязанность помощника режиссёра – участие в организации, планировании и проведении новых и уже представленных спектаклей и творческих проектов. Специалист должен выполнять поручения режиссёра-постановщика, вызывать артистов и технические службы на репетиции, организовывать дисциплину, вести показы спектаклей и так далее.

Опыт работы помощником или ассистентом режиссёра обязателен. Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

МТА вошёл в топ-10 достопримечательностей региона

Аналитики сервиса «Яндекс. Путешествия» составили рейтинг достопримечательностей, слава которых выходит за пределы городов, где они находятся. Получилось больше двух тысяч объектов. В Алтайском крае больше всего таких достопримечательностей в Барнауле. В топ-10 попал и Молодёжный театр Алтая.

Первый театральный сезон начался в 1958 году со спектакля «Именем революции» по пьесе Михаила Шатрова. Произошло это в Доме культуры Меланжевого комбината. Его построили в конце 1930-х годов в стиле сталинского классицизма. В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал до 2011 года, пока не вернулся в отреставрированное здание ДК. Фирменное название «Молодёжный театр Алтая» появилось в 2000 году. 10 лет – С 2003 по 2013 годы – художественным руководителем театра был народный артист России Валерий Золотухин, чьё имя театр сейчас и носит.

Осенью театр откроет юбилейный, 65-й творческий сезон. В сентябре взрослым здесь можно посмотреть спектакли «Мой папа – Питер Пэн», «Марьино поле», «Фауст», «Крахмальная, 92», «Свободная пара», «Камедыя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Для детей готовят показы сказок «Три толстяка», «Цветик-семицветик», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане». Подростков приглашают на спектакль «Временно недоступен».

Справка

Для рейтинга исследователи отобрали достопримечательности, которые соответствуют двум критериям. Первый – у объекта есть страница в «Википедии». Второй – пользователи из других городов задали про него не менее 500 запросов с сентября 2020 по август 2021 года. Аналитики вывели главные категории объектов по количеству запросов. Лидируют археологические памятники (61%), за ними театры (16%), парки и сады (11%).

Молодёжный театр Алтая готовится к новому творческому сезону

Сотрудники Молодёжного театра Алтая вышли из отпуска. Директор МТА Ирина Лысковец провела общее собрание и рассказала, какие планы у театра на юбилейный, 65-й театральный сезон.

По многолетней традиции первые показы состоятся 1 сентября, в День знаний. Малышам, которые этой осенью пойдут в первый класс, представят фантастическую музыкальную сказку «Три толстяка» по роману для детей Юрия Олеши.

Премьеры тоже будут. Уже началась работа над спектаклем «Мёртвые души» по известнейшему произведению Николая Гоголя. Постановкой занимается главный режиссёр театра Алексей Серов. Он же является и автором инсценировки.

«Мёртвые души» станут одним из самых масштабных творческих проектов МТА. В репетициях занята почти вся труппа – 33 артиста. К постановке спектакля режиссёр пригласил проверенных профессионалов театрального дела, с которыми Молодёжный уже работал. В Барнаул вернутся сценограф Илья Кутянский, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, художник по свету Дмитрий Зименко и хореограф Николай Андросов. Именно эта творческая группа создала мюзикл «Фауст», премьера которого состоялась в театре весной. В этот раз к постановщикам присоединится композитор Лариса Казакова.

Премьерные показы спектакля «Мёртвые души» намечены на 7 и 8 октября.

Параллельно идёт работа над ещё одной частью образовательного проекта «Разборки с автором». На этот раз по программе «Школьные проекты МТА» в театре создадут художественную читку отрывков из исторического романа Алексея Толстого «Пётр I».

«Разборки с автором» – просветительский проект, существующий в театре с 2017 года. Он подразумевает художественное чтение текстов русских классиков по ролям с последующим совместным со зрителями анализом произведений. Это новый для Барнаула театральный формат, к тому же очень мобильный – с малой сцены он легко переносится в актовый зал школы или даже учебный класс.

Первыми в проекте «Разборки с автором» прочитали рассказы Антона Чехова «Бумажник», «Загадочная натура», «Стража под стражей», «Толстый и тонкий». Читка повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» была продолжением проекта. Очередной частью стало произведение Михаила Лермонтова – артисты МТА представили поэму «Мцыри». К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне школьникам Барнаула подготовили представление по поэзии Александра Твардовского о фронтовиках.

Работа над романом «Пётр I» приурочена к 350-летию со дня рождения императора. Режиссёр Андрей Воробьёв представит зрителям театрализованную читку произведения Алексея Толстого 7 сентября.

В Молодёжном театре Алтая открыты вакансии

Молодёжный театр Алтая ищет сотрудников. Открыты три вакансии.

Театру требуется электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования с режимом работы 1/3. Обязательно наличие среднего профессионального образования, допуска по электробезопасности до 1000 Вт и опыта работы не менее года.

МТА ищет инженера по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с высшим техническим образованием. Режим работы – будние дни с 9 до 17 часов.

Третья ставка – водитель. Требований по образованию нет, но у кандидата должны быть права категорий B и D, опыт вождения автобуса не менее года.

Телефон отдела кадров МТА: 503-504.

В МТА проходит независимая оценка качества условий оказания услуг

Дорогие зрители!

В этом году в учреждениях культуры региона проходит независимая оценка качества условий оказания услуг. Молодёжный театр Алтая не исключение.

Эксперты уже побывали в театре, проверили открытость и доступность информации о МТА, комфортность созданных для зрителей условий, доступность для инвалидов. Ещё одни важный этап – опрос посетителей.

Пожалуйста, уделите две минуты для заполнения формы по ссылке. Всего 12 вопросов, которые подразумевают ответы «да» или «нет». Это очень поможет проанализировать работу театра со стороны зрителей и сделать Молодёжный ещё лучше.

В списке проверяемых организаций мы под номером 46.

Пройти опрос

Фотограф МТА Евгения Савина стала призёром Международного конкурса театральной фотографии

Организаторы Международного конкурса театральной фотографии Theatre exposed («Театр в фотообъективе»), в котором принимала участие фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина, подвели итоги. Девушка стала призёром в одной из номинаций.

В этом году в конкурсе приняли участие более 600 человек, они состязались в двух категориях – профессионалы и любители. Свои работы фотографы заявляли в четырёх категориях: «Художественная фотография» (сцены из спектаклей), «Портретная фотография» (портреты артистов в образах и за кулисами, композиторов, режиссёров, костюмеров и так далее), «Движение в искусстве» (активное движение, балет, уличный театр, иммерсивный театр) и «Открытая категория» (театр в период пандемии, экспериментальная фотография).

В лонг-лист конкурса вошло 200 кадров, шесть из которых – авторства Евгении Савиной. В итоге жюри присудило фотографу из Барнаула второе место в номинации «Движение в искусстве» среди профессионалов за снимок, сделанный на показе хореографического факультета Алтайского государственного института культуры.

Поздравляем!

Справка

В Международное жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2022» вошли:

Юрий Мечитов (Тбилиси, Грузия) – легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога»;
Нина Аловерт (Нью-Джерси, США) – мастер балетной фотографии и театральный критик, автор и дизайнер книг и альбомов, посвящённых балетному искусству и артистам балета;
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза Shiva-club;
Елена Мартынюк (Украина-Россия) – заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства, член Европейского союза профессиональных фотохудожников;
Елена Вильт (Таллинн, Эстония) – фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Минск, Беларусь) – фотограф, художник;
Татьяна Липтуга (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного литературного музея, заслуженный работник культуры Украины;
Вера Солодова (Одесса, Украина) – директор Одесского государственного историко-краеведческого музея, заслуженный работник культуры Украины;
Макинде Адениран (Абеокут, Нигерия) – драматург, режиссёр, председатель Национальной ассоциации нигерийского театрального искусства (NANTAP Lagos state);
Ариэль Сесилио Лемус (Гавана, Куба) – фотограф,фотокорреспондент газеты Granma;
Йован Видакович (Требинье, Босния и Герцеговина) – фотограф, участник и победитель предыдущих конкурсов;
Реза Мозафари Манеш (Иран, Тегеран) – фотограф, участник и победитель конкурса.

«Толк»: барнаульская театральная семья поведала о любви, отношениях и чувствах

Они познакомились на сцене, влюбились на сцене и там же отмечали свадьбу – играя спектакль. Накануне Дня любви семьи и верности мы рассказываем о парах и их историях любви. Сегодня знакомим вас с актрисой и режиссером Молодежного театра Алтая – Ниной Таякиной и Виктором Захаровым.

Источник: «Толк»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети