«Вечерний Барнаул»: в МТА поставили полуторачасовую оперу, в которой не поют

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Мария I Стюарт», поставленная по пьесе Фридриха Шиллера режиссером Максимом Соколовым. Реальная история 400-летней давности передана в масштабах античной трагедии. Следуя древнегреческим традициям, режиссер вывел на сцену хор, артисты которого не поют, а скорее вздыхают, шепчут, издают гул, похожий на электрические разряды.

На реальных событиях

Поработать с этим материалом, рассказывающим о природе власти, неизбежности интриг и иррациональности в принятии судьбоносных решений, Максим Соколов мечтал давно. Его эта пьеса привлекала прежде всего своей документальностью, ведь она посвящена одному из самых известных монархических конфликтов в мировой истории – противостоянию двух правительниц: королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор. Действие пьесы разворачивается спустя 19 лет после заточения Марии, за три дня до ее казни.

– То есть по сути, опираясь на закон, одна женщина отрубила голову другой женщине, – говорит режиссер в одном из своих интервью. – И хотя все симпатии Шиллера явно на стороне Марии – героини, которая не говорит возвышенных монологов об общественном благе, в отличие от Елизаветы, прикрывающей личную месть заботой о народе, все же их конфликт не столь однозначен.

Как предполагает режиссер, та же Мария Стюарт, впутанная в политические и религиозные интриги, неспроста была свержена с шотландского трона и искала защиты в Англии. А Елизавета, подписавшая приказ о казни своей родственницы, впоследствии вошла в историю как прекрасная правительница и добродетельный человек (она даже поддерживала шекспировский театр и была знакома с великим драматургом). Для того, чтобы понять этот пласт истории, Максиму Соколову пришлось изучить множество документов – письма обеих королев, исследования и свидетельства эпохи. Примерять этот материал к сцене он начал еще в августе вместе с художником Анастасией Юдиной в пространстве Эрмитажа, куда во время пандемии пускали ограниченными группами.

За основу текстовой части режиссер взял пьесу Шиллера в переводе Бориса Пастернака (а в финальной сцене – Владимира Лихачёва), а также использовал фрагменты из «Двадцати сонетов Марии Стюарт» Иосифа Бродского.

Ребусы сценографии

Пространство сцены оформлено так, что мыслительная работа над спектаклем начинается еще до его начала, – предложенные режиссером знаки хочется разгадывать, как ребус. Сама сцена – огромная зеркальная комната, содержимое которой, преломляясь, тут же множится, путая зрителей, где реальность истинная, а где ложная, отраженная. В самом центре этого сияющего мира – застывший черный столб дыма как знак катастрофы, вечно полыхающего пожара, взрыва. Здесь же – бесформенная статуя, явно «пожившая» в веках и окончательно утратившая внятные черты. Ее поверхность украшена граффити, что заставляет предположить, что авторитет прообраза этого изваяния давно рухнул, из-за чего наличие скульптуры на сцене расценивается как знак вневременного контекста. Но наибольшее удивление вызывает распятая фигура, словно подвешенная под потолком. Нетрудно догадаться, что в этой позе, олицетворяющей страдание, томится наверху Мария Стюарт. И выносливостью актрисы Юлии Юрьевой, исполняющей роль шотландской королевы, невозможно не восхититься.

Выступает в спектакле хор, которым на протяжении всего действия дирижирует (или, как в античности, выполняет роль корифея) Евгений Гутчин. Причем звуковая партитура постановки – вовсе не музыка, а объемная акустическая среда, сложный саунд-дизайн, сочиненный Владимиром Бочаровым (Новосибирск).

Если учесть, что согласно древнегреческой традиции задача хора – помочь автору раскрывать главные смыслы, то у Максима Соколова из этих рядов можно услышать вздохи (словно мир задыхается и героям истории не хватает воздуха), стоны, комментарии, а порой и просто кашу из звуков, воплощающую шум окружающего мира. Да и сам режиссер, определяя жанр постановки как опера, явно хотел дать понять, что артисты хора здесь не второстепенные персонажи и их задача – не только создавать фон спектаклю. Большую часть своих партий они исполняют стоя на котурнах – платформах высотой с локоть, на которых выступали актеры античности. Тем самым они словно возвышаются над схваткой, отстраняются от оценок происходящего. Что интересно, в финале истории режиссер поставил на котурны и Марию, возвысив тем самым ее над другими персонажами.

Вопреки всем ожиданиям, режиссер отказался подавать события XVI века как костюмированную историю. Нет здесь ни помпезных залов, ни кринолинов, ни светских манер. Наоборот, окружение королевы, облаченное в черные одежды, напоминает, скорее, офисный планктон, чем английскую элиту. Да и сама Елизавета в исполнении Ирины Клишевич носит исключительно мужской костюм и лишена каких-либо половых признаков. К тому же ее, и без того сгорбленную под тяжестью событий, словно притягивает к земле (ее свита вместе с ней то и дело падает на пол, ползает). В отличие от Марии Стюарт – птицы совсем другого полета, которая лишь к середине спектакля спускается с небес на землю, где она тоже не намерена пресмыкаться.

Кстати, все действие на сцене присутствуют две Марии Стюарт – королева-взрослая и королева-ребенок (ее сыграла Татьяна Брянцева, воспитанница школы-студии МТА). Она словно персонаж из другого измерения, который расхаживает между героями, корректирует их жесты. И даже после казни Марии юная королева со сцены не исчезла – именно она совершила в финале одно из главных ритуальных действий спектакля – сложила руки Елизавете, словно та умерла, хотя ее исторический прототип скончался спустя 16 лет после описанных событий.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

23.06.2025

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Билеты на спектакли Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина поступили в продажу

21.06.2025

84 года назад родился Валерий Золотухин

20.06.2025

Спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра»

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Громкие премьеры и новый главный режиссёр. Каким был этот сезон в Молодёжном театре Алтая? Расскажет директор театра Ирина Лысковец.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Билеты на спектакли Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина поступили в продажу

23 июня Молодёжный театр Алтая открыл продажи билетов на спектакли Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Масштабное культурное событие состоится в Барнауле с 15 по 21 сентября.

В этом году экспертный совет отобрал в афишу спектакли театров со всей страны. В конкурсную программу вошли 12 постановок творческих коллективов из Барнаула, Лысьвы, Кудымкара, Омска, Челябинска, Прокопьевска, Кемерова, Губкина, Новосибирска и Нижневартовска. На закрытии фестиваля в качестве гостя на сцене МТА выступит Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева. Коллектив из Санкт-Петербурга представит мюзикл «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, причём одну из ролей исполнит заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

По многолетней традиции программу фестиваля дополнят образовательные семинары, лаборатории и мастер-классы от экспертов театрального дела. Их расписание станет известно позже.

Билеты на любой спектакль фестиваля можно приобрести на сайте Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

Справка

Фестиваль учреждён указом губернатора Алтайского края. Организаторами выступают Министерство культуры Алтайского края и Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина. Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

84 года назад родился Валерий Золотухин

Сегодня, 21 июня, Валерию Золотухину могло бы исполниться 84 года. Народный артист России навсегда остался в памяти работников Молодёжного театра Алтая, художественным руководителем которого он был, и, конечно, зрителей.

Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года в алтайском селе Быстрый Исток в семье председателя колхоза Сергея Илларионовича и Матрёны Федосеевны Золотухиных. В детские годы сломал ногу, выпав из окна. октора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Долгое время Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности. Окончив школу, он не только с первой попытки поступил в ГИТИС, но и был принят на факультет музыкальной комедии, где требовались навыки вокала и хореографии.

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность. Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким. В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевич – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

30 мая 2013 года решением сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания Молодёжному театру Алтая было присвоено имя народного артиста России Валерия Золотухина.

Спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра»

Организаторы Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» опубликовали список спектаклей, которые вошли в лонг-лист в 2025 году. Всего было подано 111 заявок из 37 субъектов, включая исторические регионы нашей страны и дружественные страны.

В лонг-лист, сформированный Малым экспертным советом, вошло 22 постановки. Среди них – музыкальный миф «Яга» Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Премьера состоялась 14 марта 2025 года. Над проектом работали композитор Андрей Григорьев, автор либретто Мария Малухина, режиссёр-постановщик Дарья Догадова, художник-постановщик Ирина Уколова, художник по костюмам Ольга Смагина, хореограф-постановщик Ксения Малинина, художник по свету Алексей Крючков, музыкальный руководитель Елена Иващенко и репетитор-хореограф Ольга Вернигора.

Большой экспертный совет, в состав которого войдут члены Малого экспертного совета, а также еще восемь академиков современного музыкального театра из числа практиков (постановщики и руководители театров), приступит к работе 21 июня. Он сформирует шорт-лист и список персональных номинантов, который будет обнародован 10 июля на пресс-конференции в ТАСС.

Справка

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» в этом году пройдёт на территории Северо-Западного федерального округа (Калининград и Санкт-Петербург) и завершится Церемонией вручения премии 24 ноября в Санкт-Петербурге. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей России и региональных правительств.

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

Персонажи спектаклей, которых в этом сезоне в Молодёжном театре Алтая показали в последний раз, вновь выступили перед зрителями. Это герои постановок «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коварство и любовь» и «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети