«Вечерний Барнаул»: в МТА поставили полуторачасовую оперу, в которой не поют

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Мария I Стюарт», поставленная по пьесе Фридриха Шиллера режиссером Максимом Соколовым. Реальная история 400-летней давности передана в масштабах античной трагедии. Следуя древнегреческим традициям, режиссер вывел на сцену хор, артисты которого не поют, а скорее вздыхают, шепчут, издают гул, похожий на электрические разряды.

На реальных событиях

Поработать с этим материалом, рассказывающим о природе власти, неизбежности интриг и иррациональности в принятии судьбоносных решений, Максим Соколов мечтал давно. Его эта пьеса привлекала прежде всего своей документальностью, ведь она посвящена одному из самых известных монархических конфликтов в мировой истории – противостоянию двух правительниц: королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор. Действие пьесы разворачивается спустя 19 лет после заточения Марии, за три дня до ее казни.

– То есть по сути, опираясь на закон, одна женщина отрубила голову другой женщине, – говорит режиссер в одном из своих интервью. – И хотя все симпатии Шиллера явно на стороне Марии – героини, которая не говорит возвышенных монологов об общественном благе, в отличие от Елизаветы, прикрывающей личную месть заботой о народе, все же их конфликт не столь однозначен.

Как предполагает режиссер, та же Мария Стюарт, впутанная в политические и религиозные интриги, неспроста была свержена с шотландского трона и искала защиты в Англии. А Елизавета, подписавшая приказ о казни своей родственницы, впоследствии вошла в историю как прекрасная правительница и добродетельный человек (она даже поддерживала шекспировский театр и была знакома с великим драматургом). Для того, чтобы понять этот пласт истории, Максиму Соколову пришлось изучить множество документов – письма обеих королев, исследования и свидетельства эпохи. Примерять этот материал к сцене он начал еще в августе вместе с художником Анастасией Юдиной в пространстве Эрмитажа, куда во время пандемии пускали ограниченными группами.

За основу текстовой части режиссер взял пьесу Шиллера в переводе Бориса Пастернака (а в финальной сцене – Владимира Лихачёва), а также использовал фрагменты из «Двадцати сонетов Марии Стюарт» Иосифа Бродского.

Ребусы сценографии

Пространство сцены оформлено так, что мыслительная работа над спектаклем начинается еще до его начала, – предложенные режиссером знаки хочется разгадывать, как ребус. Сама сцена – огромная зеркальная комната, содержимое которой, преломляясь, тут же множится, путая зрителей, где реальность истинная, а где ложная, отраженная. В самом центре этого сияющего мира – застывший черный столб дыма как знак катастрофы, вечно полыхающего пожара, взрыва. Здесь же – бесформенная статуя, явно «пожившая» в веках и окончательно утратившая внятные черты. Ее поверхность украшена граффити, что заставляет предположить, что авторитет прообраза этого изваяния давно рухнул, из-за чего наличие скульптуры на сцене расценивается как знак вневременного контекста. Но наибольшее удивление вызывает распятая фигура, словно подвешенная под потолком. Нетрудно догадаться, что в этой позе, олицетворяющей страдание, томится наверху Мария Стюарт. И выносливостью актрисы Юлии Юрьевой, исполняющей роль шотландской королевы, невозможно не восхититься.

Выступает в спектакле хор, которым на протяжении всего действия дирижирует (или, как в античности, выполняет роль корифея) Евгений Гутчин. Причем звуковая партитура постановки – вовсе не музыка, а объемная акустическая среда, сложный саунд-дизайн, сочиненный Владимиром Бочаровым (Новосибирск).

Если учесть, что согласно древнегреческой традиции задача хора – помочь автору раскрывать главные смыслы, то у Максима Соколова из этих рядов можно услышать вздохи (словно мир задыхается и героям истории не хватает воздуха), стоны, комментарии, а порой и просто кашу из звуков, воплощающую шум окружающего мира. Да и сам режиссер, определяя жанр постановки как опера, явно хотел дать понять, что артисты хора здесь не второстепенные персонажи и их задача – не только создавать фон спектаклю. Большую часть своих партий они исполняют стоя на котурнах – платформах высотой с локоть, на которых выступали актеры античности. Тем самым они словно возвышаются над схваткой, отстраняются от оценок происходящего. Что интересно, в финале истории режиссер поставил на котурны и Марию, возвысив тем самым ее над другими персонажами.

Вопреки всем ожиданиям, режиссер отказался подавать события XVI века как костюмированную историю. Нет здесь ни помпезных залов, ни кринолинов, ни светских манер. Наоборот, окружение королевы, облаченное в черные одежды, напоминает, скорее, офисный планктон, чем английскую элиту. Да и сама Елизавета в исполнении Ирины Клишевич носит исключительно мужской костюм и лишена каких-либо половых признаков. К тому же ее, и без того сгорбленную под тяжестью событий, словно притягивает к земле (ее свита вместе с ней то и дело падает на пол, ползает). В отличие от Марии Стюарт – птицы совсем другого полета, которая лишь к середине спектакля спускается с небес на землю, где она тоже не намерена пресмыкаться.

Кстати, все действие на сцене присутствуют две Марии Стюарт – королева-взрослая и королева-ребенок (ее сыграла Татьяна Брянцева, воспитанница школы-студии МТА). Она словно персонаж из другого измерения, который расхаживает между героями, корректирует их жесты. И даже после казни Марии юная королева со сцены не исчезла – именно она совершила в финале одно из главных ритуальных действий спектакля – сложила руки Елизавете, словно та умерла, хотя ее исторический прототип скончался спустя 16 лет после описанных событий.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

12.02.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

06.02.2025

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

04.02.2025

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

01.02.2025

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

30.01.2025

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

29.01.2025

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется секретарь/помощник руководителя. Кандидат должен уметь работать с офисными программами на уровне уверенного пользователя ПК, иметь опыт в делопроизводстве, быть готовым к работе с людьми.

Резюме принимают по почте tyz-22@bk.ru, телефон: 503-501.

Новый просветительский проект запускает Молодёжный театр Алтая

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина стартует новый просветительский проект «проТЕКСТ». Первая встреча будет посвящена Уильяму Шекспиру.

«проТЕКСТ» – серия лекториев. Сегодня на Шекспира, завтра на Пушкина, послезавтра на Малухину. Жизнь и творчество авторов, по чьим произведениям ставят спектакли в МТА, не менее интересны и загадочны, чем биографии их героев. Театральный педагог Алексей Мансков в необычном формате дискуссий представит биографии известных и малоизвестных личностей. Зрители смогут поспорить со спикером и высказать свои догадки о влиянии событий в жизни автора на его произведения. Если в споре не родится истина, то познавательно будет точно.

На встречи проекта будут приглашать особенных гостей, которым тоже можно адресовать вопросы о постановках по произведениям тех или иных авторов, узнать практически эксклюзивные факты и даже закулисные тайны.

Лекция о Уильяме Шекспире состоится 26 февраля, начало в 18:30. Телефон кассы театра: 503-503.

Билеты на «Безумный день, или Женитьба Фигаро» со скидкой

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина в очередной раз проводит акцию «ТЕАТРомания». Теперь со скидкой можно приобрести билеты на спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше.

Акция приурочена к 22 февраля, когда во всём мире отмечается День приманивания хорошего настроения. МТА тоже решил его отпраздновать и подарить зрителям скидку 30%. Она действительна до 22 февраля до 17:00 и доступна при покупке как в кассе, так и онлайн на сайте театра.

Телефон кассы театра: 503-503, билеты онлайн – тут.

Билеты на премьерные показы спектакля «Яга» можно купить по Пушкинской карте

В Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина полным ходом идёт работа над новым спектаклем. В марте в репертуар войдёт музыкальный миф «Яга» автора либретто Марии Малухиной и композитора Андрея Григорьева.

Это история становления могущественной колдуньи, полная судьбоносных и знаковых моментов. В спектакле мы посмотрим на известную героиню славянских сказок с другой стороны: не как на искаженный образ истинного зла, а как на девушку, одарённую не только удивительными способностями, но и добрым справедливым сердцем. Режиссёр спектакля – Дарья Догадова.

Премьера постановки состоится 14 и 15 марта. Уже сейчас можно выбрать места онлайн или забронировать в кассе театра по телефону 503-503. Билеты можно оплатить Пушкинской картой. Телефон для коллективных заявок: 503-536.

Обменные гастроли Молодёжного театра Алтая и Новосибирского молодёжного «Глобуса» завершены

30 января состоялась торжественная церемония закрытия обменных гастролей Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина и Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Барнаульцы показали в соседнем регионе «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло, гости отыграли на сцене МТА спектакль «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко.

Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова отметила, что для зрителей обоих городов обменные гастроли стали приятным сюрпризом и отличной возможностью познакомиться ближе с репертуаром соседей – сильных и ярких театральных коллективов.

Директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец подчеркнула, что опыт обменных гастролей важен для любого театра, как «отдушина, которая задаёт вектор развития и вдохновляет на новые свершения».

Татьяна Людмилина, директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», особо выделила бесценный вклад и поддержку Министерства культуры Алтайского края в реализации проекта обменных гастролей отметила и поблагодарила наш театр и зрителей за душевный приём.

МТА выражает благодарность за плодотворную совместную работу и бесценный опыт обменных гастролей коллегам из «Глобуса». Мы всегда рады новым проектам и способам творческого сотрудничества.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая завершил гастроли в Новосибирском «Глобусе» «Удивительным путешествием кролика Эдварда»

30 января Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина завершил свою часть обменных гастролей с Новосибирским академическим молодёжным театром «Глобус». Зрителям показали спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло.

На закрытии обменных гастролей в «Глобусе» к зрителям обратился заместитель директора театра Юрий Яшкин: «На протяжении трёх дней для новосибирского зрителя наши коллеги показывали замечательные спектакли, такие как «Маскарад» и «Фауст». Мы завершаем эту часть гастролей ярким и трогательным спектаклем «Удивительное путешествие кролика Эдварда», который никого не оставит равнодушным, и каждый сможет уйти с массой впечатлений после просмотра. Мы очень рады вас видеть сегодня и надеемся, что каждое посещение нашего театра – незабываемое и неповторимое».

На большой сцене «Глобуса» юным зрителям открылась история одного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, которого сделали из тончайшего фарфора и одевали в изысканные шёлковые костюмчики. Но во время морского путешествия со своей хозяйкой Абилин и её родителями кролик упал за борт и оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его и принёс жене. Так началось нелегкое приключение Эдварда. Он попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На долю кролика выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его сердце: он учился отвечать любовью на любовь.

Гастроли – важная часть жизни театра. Это новые знакомства и впечатления. Спектакли «Маскарад», «Фауст» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тепло приняли новосибирские зрители. Поздравляем творческие команды с успешными гастролями в Новосибирске и Барнауле, выражаем благодарность Новосибирскому академическому молодёжному театру «Глобус» за плодотворное сотрудничество.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая представил «Фауста» в Новосибирском «Глобусе»

29 января на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина представил мюзикл «Фауст» Александра Шевцова. Показ состоялся в рамках обменных гастролей двух творческих коллективов.

Жители и гости Новосибирска увидели мюзикл, где ученый-чернокнижник заключает сделку с нечистой силой для поиска истины. «Фауст» известного московского композитора Александра Шевцова показывает всю трагедию учёного, договорившегося с дьяволом и продавшем ему душу ради того, чтобы получить все земные наслаждения и знания мира.

В постановке активно используются зрелищные спецэффекты благодаря игре света и проекции, а костюмы и оформление сцены выдержано в эстетике средневековья: местами зловещей, а местами возвышенной. Несмотря на то, что режиссёр довольно часто погружал героев во вневременной контекст, спектакль сопровождают и детали современности, которые удивляют зрителей не меньше средневековых чудес.

Фото: Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети