«Вечерний Барнаул»: в репертуаре МТА появился необычный спектакль, обозначенный как «волшебная трагедия»
Н а сцене Молодежного театра Алтая состоялась премьера необычного спектакля. В его основе – пронзительная пьеса молодого драматурга Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн» (12+). Для ее сценического воплощения сцена МТА была превращена в интересное пространство: зрители находились прямо на поворотном круге, с помощью которого им и предложили совершить путешествие в мир повзрослевших детей.
В прошлом году пьеса Керен Климовски одержала победу сразу на нескольких драматургических конкурсах. А этим летом по итогам лаборатории новой режиссуры и современной драматургии «#Всмысле», которая проходила в МТА с участием магистрантов школы-студии МХАТ, стала лидером голосования и была рекомендована к постановке на барнаульской сцене. И вот уже в сентябре 29-летний режиссер из Польши Бениамин Коц, представивший ее в рамках лаборатории, приступил к репетициям, чтобы превратить эскизную работу в полноценный спектакль.
То ли зрителей взволновала тема, поднятая в спектакле, то ли заинтересовала необычная форма подачи материала, но билеты на все показы были раскуплены задолго до премьерной даты. Вся эта публика не только была рассажена по местам, но и восседала на мягких напольных подушках и даже стояла, а точнее, в буквальном смысле следовала за действием при малейшем повороте круга (сам спектакль разыгрывался на статичной площадке, лишь актеры изредка нарушали границы подвижного зрительского круга). Из «зрительного зала» все происходящее на «сцене» выглядело весьма необычно – словно путешествие по самым важным вехам из жизни героев.
По сюжету пьесы отец – безработный актер – рассказывает своему сыну Даньке, что он и есть Питер Пэн – герой их любимой детской сказки, тот самый вечный мальчишка, умеющий летать. Именно поэтому он иногда опаздывает, отсутствует или забывает переодеть сына в школу. Спектакль выстроен так, что взрослый человек (Андрей Воробьёв) вспоминает свое детство и очень сожалеет, что не может поговорить с собой – семилетним мальчуганом (Роман Чистяков) и дать совет. Этот совет напрямую касается взаимоотношений с отцом (Владимир Кулигин) – человеком-праздником, который «был создан для больших событий, но не для каждодневной жизни». Эта история – игра отца и сына, вымысел и правда, сказка и реальность, которая в финале зайдет слишком далеко. Но в то же время режиссер выстроил свой спектакль так, что начинаешь всем выходкам чудаковатого отца давать чудесное объяснение. До тех пор, пока на сцену не выходит мама (Анастасия Лоскутова) – уставшая от жизни женщина, постоянно озабоченная тем, где раздобыть деньги и как прокормить семью. В такие моменты отец-праздник перестает быть героем, а его прекрасные фантазии тут же обесцениваются. Но как только появляется учительница (Юлия Юрьева), которой отец возвращает радость жизни, вновь начинаешь верить в его дар.
Что касается оформления необычной сцены, то на ней был изобретательно показан мир семилетнего человека. Огромная покосившаяся раковина, словно указывающая на неустроенный быт взрослых, толстенная паутина во весь потолок, демонстрирующая величину Данькиных страхов. Сам мальчуган предстает перед нами в одеждах на вырост – с громадными плечами, длиннющими рукавами. Как будто он, окунувшись в полную проблем и непонимания школьную жизнь, примеряет на себя мир взрослых, который ему не по плечу. Да и взрослый Данька, судя по одежде, так и не смог окончательно повзрослеть.
Что важно, в ходе этого спектакля в какой-то момент срабатывает один волшебный трюк, невероятной силы эффект, во время которого зрители вдруг начинают ставить себя на место маленького героя. Того самого, с которым так хочется поговорить, но он, увы, не слышит. Вероятно, поэтому ближе к концу из зала начинают звучать реплики участия и сочувствия, а кто-то и в самом Даньке начинает узнавать себя. И все как один словно сами в детей превратились.
Постановочная группа: режиссер – Бениамин Коц (Польша), художник-постановщик – Лёша Силаев (Санкт-Петербург), художник по свету – Эмиль Авраменко (Москва), композитор и саунд-дизайнер – Алексей Востриков (Санкт-Петербург).
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»