«Вечерний Барнаул»: время гисторий – МТА первым в театральном мире обратился к повестям трехвековой давности

В Молодежном театре Алтая прошла творческая лаборатория «Жили-были…», в ходе которой создано четыре спектакля-эскиза на основе редчайшего материала – повестей Петровского времени XVIII века. Впервые адаптировать их к сцене взялись молодые режиссеры из Челябинска, Санкт-Петербурга и Москвы.

Четыре из девяти

За этот материал еще не брался ни один театр. Дело в том, что повести Петровского времени до сих пор не адаптированы под современный русский язык, а потому в них содержится довольно много устаревших слов, непонятных оборотов. Филологам они интересны как памятники беллетристической литературы XVIII века, историкам – как документы Петровской эпохи, содержащие множество ценных фактов. Напомнить о них миру театр решил с подачи главного режиссера МТА Алексея Серова, который для этого специально ездил в Санкт-Петербург, в Пушкинский дом.

– Мне захотелось найти какую-то необычную тему, некий коридор для режиссерских поисков, – рассказал Алексей Эдуардович. – И я обратился в Пушкинский дом, к известному фольклористу, театроведу, театральному критику Анне Некрыловой, с которой мы долго обсуждали то, какой материал мог бы быть интересным театру, и она рассказала об этих повестях, написанных три века назад. Когда-то я ставил в театре одно из сказаний святителя Димитрия Ростовского, написанное за несколько лет до появления данных произведений. И могу сказать, что меня поразили эти красивые тексты, этот непривычный язык.

В итоге пригласили четырех молодых режиссеров – Дарью Догадову (Челябинск), Дарью Камошину и Ярослава Коклюнова (Санкт-Петербург), Игоря Лебедева (Москва), которые должны были выбрать себе материал из девяти сохранившихся повестей и создать на их основе инсценировки, то есть адаптировать тексты под современный язык. В течение пяти дней они создавали эскизы, которые были предложены на суд публики в виде сказок. По итогам голосования лучший из них претендует стать полноценным спектаклем и войти в театральный репертуар.

Безумство храбрых

Кстати, та самая Анна Некрылова стала одним из экспертов лаборатории, которым предстояло оценить эскизные работы. По ее словам, ценно то, что театр обратился к позабытому материалу, напомнил публике о нашем прошлом.

– Подобные экскурсы в прошлое позволяют нам ответить на вопрос «Кто мы?», с которого начинается первое российское летописание «Повесть временных лет», – говорит Анна Фёдоровна. – Прошлое нуждается в изучении, и порой оно таит в себе немало открытий. Не случайно в заглавие повестей XVIII века вводится модное тогда слово «гистория». Тем самым авторы хотели подчеркнуть достоверность событий, их реальную подоплеку.

По словам еще одного эксперта лаборатории, театроведа, драматурга, арт-директора фестивалей Ольги Никифоровой, которая, кстати, ввела в театральный обиход термин «эскиз спектакля», речь идет о долитературной эпохе, в которой преобладает канцелярский язык, а в диалогах героев полно дидактики. Но благодаря режиссерским прочтениям получились совершенно разные работы. И если, к примеру, в «Сказке о горе-злосчастии» режиссер Дарья Догадова попыталась сохранить непривычный современному человеку язык, выдержать стиль повествования, то Дарья Камошина в «Сказке о матросе Василии» позаимствовала из текста приключенческую фабулу и на ее основе использовала множество театральных приемов – и многожанровость (от театра теней до танцевальных номеров), и интерактив.

– Творческие лаборатории очень важны как для театра, так и для зрителя, – говорит Ольга Петровна. – Это всегда раздвижение границ – режиссерских, актерских, драматургических, эстетических. Ведь зачастую театр идет протоптанной дорогой, лаборатория же позволяет узнать, что на свете есть что-то еще. Что касается конкретно данной лаборатории, то «безумству храбрых поем мы песню». Потому что переносить подобные тексты на сцену – довольно сложная задача. Большая их часть написана чиновниками (все тексты анонимны) и режиссерам нужно было как-то уйти от непонятных описаний, пространных диалогов, навязчивой дидактики.

Позабытые сюжеты

Несмотря на то, что тексты Петровского времени до сих пор не адаптированы (некоторые из них написаны на древнерусском языке), сегодня все эти хитрые словесные обороты нередко вызывают комический эффект. Не случайно зал то и дело посмеивался над всеми этими «понеже», «како», «токмо», «егда». А в «Сказе об Александре, российском дворянине» Ярослава Коклюнова и в «Сказе о немецком королевиче» Игоря Лебедева все эти устаревшие церковнославянизмы даже намеренно обыгрывались.

– Вполне возможно, что благодаря Молодежному театру Алтая театральный мир обратит внимание на все эти забытые произведения, – считает Ольга Никифорова. – Вдруг в связи с этим кто-то возьмется и за адаптацию этих текстов на современный русский язык. Ведь именно таким образом дошла до нас древнегреческая трагедия – сочинения Софокла, Еврипида, Эсхила, Аристофана ставятся в театрах до сих пор. Думаю, в первоначальном виде и Шекспир бы читался с трудом. Так что спасибо театру, что оживил сюжеты, сочиненные 300 лет назад, и привлек к ним внимание.

Справка

В повестях Петровского времени, как правило, рассказывается о новом герое. Это молодой человек, который получает за границей образование и делает успешную карьеру. Повести не были самостоятельными. Неизвестные авторы подражали переводным светским повестям. В Петровское время был свой идеал героя: это человек незнатного рода, но энергичный и предприимчивый, он добивается славы и богатства своим умом и знаниями.

Творческая лаборатория «Жили- были…» состоялась в МТА при поддержке гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

23.06.2025

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Билеты на спектакли Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина поступили в продажу

21.06.2025

84 года назад родился Валерий Золотухин

20.06.2025

Спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра»

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

17.06.2025

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

13.06.2025

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

«Катунь 24»: Ирина Лысковец рассказала об итогах сезона в Молодёжном театре Алтая

Громкие премьеры и новый главный режиссёр. Каким был этот сезон в Молодёжном театре Алтая? Расскажет директор театра Ирина Лысковец.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Билеты на спектакли Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина поступили в продажу

23 июня Молодёжный театр Алтая открыл продажи билетов на спектакли Шестого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Масштабное культурное событие состоится в Барнауле с 15 по 21 сентября.

В этом году экспертный совет отобрал в афишу спектакли театров со всей страны. В конкурсную программу вошли 12 постановок творческих коллективов из Барнаула, Лысьвы, Кудымкара, Омска, Челябинска, Прокопьевска, Кемерова, Губкина, Новосибирска и Нижневартовска. На закрытии фестиваля в качестве гостя на сцене МТА выступит Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева. Коллектив из Санкт-Петербурга представит мюзикл «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, причём одну из ролей исполнит заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

По многолетней традиции программу фестиваля дополнят образовательные семинары, лаборатории и мастер-классы от экспертов театрального дела. Их расписание станет известно позже.

Билеты на любой спектакль фестиваля можно приобрести на сайте Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

Справка

Фестиваль учреждён указом губернатора Алтайского края. Организаторами выступают Министерство культуры Алтайского края и Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина. Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

84 года назад родился Валерий Золотухин

Сегодня, 21 июня, Валерию Золотухину могло бы исполниться 84 года. Народный артист России навсегда остался в памяти работников Молодёжного театра Алтая, художественным руководителем которого он был, и, конечно, зрителей.

Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года в алтайском селе Быстрый Исток в семье председателя колхоза Сергея Илларионовича и Матрёны Федосеевны Золотухиных. В детские годы сломал ногу, выпав из окна. октора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Долгое время Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности. Окончив школу, он не только с первой попытки поступил в ГИТИС, но и был принят на факультет музыкальной комедии, где требовались навыки вокала и хореографии.

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность. Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким. В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевич – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

30 мая 2013 года решением сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания Молодёжному театру Алтая было присвоено имя народного артиста России Валерия Золотухина.

Спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра»

Организаторы Национального фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» опубликовали список спектаклей, которые вошли в лонг-лист в 2025 году. Всего было подано 111 заявок из 37 субъектов, включая исторические регионы нашей страны и дружественные страны.

В лонг-лист, сформированный Малым экспертным советом, вошло 22 постановки. Среди них – музыкальный миф «Яга» Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Премьера состоялась 14 марта 2025 года. Над проектом работали композитор Андрей Григорьев, автор либретто Мария Малухина, режиссёр-постановщик Дарья Догадова, художник-постановщик Ирина Уколова, художник по костюмам Ольга Смагина, хореограф-постановщик Ксения Малинина, художник по свету Алексей Крючков, музыкальный руководитель Елена Иващенко и репетитор-хореограф Ольга Вернигора.

Большой экспертный совет, в состав которого войдут члены Малого экспертного совета, а также еще восемь академиков современного музыкального театра из числа практиков (постановщики и руководители театров), приступит к работе 21 июня. Он сформирует шорт-лист и список персональных номинантов, который будет обнародован 10 июля на пресс-конференции в ТАСС.

Справка

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» в этом году пройдёт на территории Северо-Западного федерального округа (Калининград и Санкт-Петербург) и завершится Церемонией вручения премии 24 ноября в Санкт-Петербурге. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей России и региональных правительств.

«Катунь 24»: актёры Молодёжного театра Алтая показали представление для всех желающих на пороге театре

Персонажи спектаклей, которых в этом сезоне в Молодёжном театре Алтая показали в последний раз, вновь выступили перед зрителями. Это герои постановок «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Коварство и любовь» и «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Парад премьер пройдёт в Молодёжном театре Алтая

Последняя неделя творческого сезона 2024-2025 годов в Молодёжном театре Алтая им. В.С. Золотухина будет посвящена спектаклям, пополнившим репертуар в этом периоде. С 17 по 22 июня состоится Парад премьер.

Зрителям представят постановки «Брачная лихорадка» Антона Чехова, «Зверский детектив» Анны Старобинец, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Приключения в стране школьных ошибок» Лии Гераскиной, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой, «Яга» Андрея Григорьева и Марии Малухиной.

Отличительной особенностью Парада премьер в этом году станет трогательное прощание с героями спектаклей, отправившихся в этом сезоне в архив. 19 июня в 17:00 на крыльце здания театра появятся персонажи из постановок «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Мой папа – Питер Пэн» Керен Климовски, «Обыкновенное чудо» Евгения Швара, «Прощание в июне» Александра Вампилова, «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме. Герои списанных спектаклей будут приветствовать зрителей и в антрактах на протяжении всей недели.

После каждого показа среди гостей театра будут проводить розыгрыш сувениров и афиш с автографами. А ещё в фойе театра появилось Дерево желаний, на котором зрители смогут оставить свои отзывы, записки любимым артистам или, например, написать предложения на следующие творческие сезоны.

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар»

Показы постановки Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина на Международном открытом фестивале «Театральный бульвар» в Москве состоялись. Спектакль представили дважды – 11 и 12 июня.

Вместе с творческой командой, выступавшей на Чистых прудах, была режиссёр-постановщик спектакля Анна Зуева, театровед, драматург, арт-директор многих фестивалей Ольга Никифорова.

Также коллектив встретился с народным артистом России Евгением Мироновым. Большую поддержку оказали родственники, друзья и коллеги из Барнаула. Благодарим всех, кто был с нами!

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети