«Вечерний Барнаул»: женская доля – в МТА необычной премьерой закрыли творческий сезон
На малой сцене Молодежного театра Алтая поставили «Марьино поле» – спектакль по пьесе Олега Богаева, которая в последнее время в театральном мире на слуху. Недавно постановка с таким названием была представлена в рамках фестиваля-тура «Новосибирский транзит».
Неоднозначный материал
Пьесы Олега Богаева – уральского драматурга, ученика Николая Коляды – востребованы не только в российских, но и зарубежных театрах. Внимание к ним было приковано еще с конца 1990-х годов, когда его «Русская народная почта» получила престижную премию «Антибукер». В 2018 году барнаульский режиссер Руслан Гарибов представил на сцене МТА свою версию «Русской народной почты», ставшую бенефисом заслуженного артиста РФ Валерия Лагутина. И вот спустя несколько лет в репертуаре МТА снова Богаев, но теперь уже с другой пьесой, – «Марьино поле», которую режиссеры успели оценить за широкие интерпретационные возможности – кто-то ставит ее как трагикомедию, а кто-то как фантасмагорическую историю.
Воплотить этот неоднозначный материал на сцене МТА взялась Ирина Астафьева, известная барнаульскому зрителю по спектаклю «Леха», поставленному в Алтайской драме в 2020 году. Как и прошлая работа режиссера, заявленная как sound-драма, «Марьино поле» тоже получился спектаклем богатым на музыкальные решения. Причем и в том, и в другом случае за эту часть постановки отвечала Екатерина Порсева – музыкально одаренная актриса Краевого театра драмы.
Пространство и время
Героини пьесы – три одинокие старухи из заброшенной деревни, которые решили отправиться на железнодорожную станцию встречать мужей, ушедших на войну в 1941-м. Каждая верит в то, что ее супруг выжил, а с именами в похоронках просто что-то напутали. Ирина Астафьева обозначила эту историю как «странствие», причем выстроенное по всем законам сказочного сюжета – с испытаниями, искушениями, выбором между добром и злом, встречами с нечистью. И пусть этот путь героинь показан в балаганной манере, по-хармсовски гротескно, все же происходящее на сцене вызывает, скорее, смех сквозь слезы. К тому же в самом тексте пьесы заложено немало ностальгических отсылок, которые режиссер усилила музыкальными вставками. Получилось, что эти три столетние старухи (причем возраст здесь – категория явно абстрактная, демонстрирующая, что они уже отжили свой век) совершают свое путешествие не из родной деревни до соседней станции, а преодолевая пространство и время. Поэтому на этом пути они встречают то демонов из прошлого (таких как Геббельс и Гитлер), то героев-символов времени (в их числе Левитан, киноперсонажи). Причем режиссер решила «провести» героинь по всей эпохе и поиграть с коллективной памятью, показав с помощью видеоряда как триумф советской космонавтики и достижения «Олимпиады-80», так и войну в Афганистане, катастрофу в Чернобыле. Что касается музыкальных флешбэков, то это довольно обширный набор: от песен «С чего начинается Родина» и «Есть только миг» до композиции Джо Дассена и цоевских «Перемен».
Одушевленная среда
На протяжении спектакля героини (Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина), каждая из которых воплощает определенный архетип женщины, то ссорятся, то мирятся, но при этом демонстрируют внутреннюю мощь, готовность справиться с любыми напастями, мешающими им достичь цели. Вдовья доля приучила их надеяться только на себя. Они – словно собирательный образ всех женщин, которые как в фронтовом тылу, так и в послевоенное время подняли страну, взяли на себя ответственность за всеобщее будущее. Спутницей этой тройки стала корова (Юлия Юрьева), которая служила то кормилицей, то защитницей, то Смертью, то транспортным средством, воспетым женщинами в переделанной песне: «Три старухи, три веселых друга – экипаж коровы боевой!». Пространство, в котором существовали героини, – это одушевленная среда, воплощающаяся хороводами как наваждениями, песнями, погружающими в ирреальный мир. Кстати, спектакль наполнен вокальными номерами, исполненными вживую артистами МТА, которые от постановки к постановке явно совершенствуют свое мастерство.
Тема женской доли к финалу спектакля проявилась еще отчетливее. Участь таких, как Мария – ждать возвращения мужей с войны. Сменяют друг друга эпохи, войны, при этом женщина остается в этом бушующем мире точкой стабильности
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»