«Вечерний Барнаул»: женская доля – в МТА необычной премьерой закрыли творческий сезон

На малой сцене Молодежного театра Алтая поставили «Марьино поле» – спектакль по пьесе Олега Богаева, которая в последнее время в театральном мире на слуху. Недавно постановка с таким названием была представлена в рамках фестиваля-тура «Новосибирский транзит».

Неоднозначный материал

Пьесы Олега Богаева – уральского драматурга, ученика Николая Коляды – востребованы не только в российских, но и зарубежных театрах. Внимание к ним было приковано еще с конца 1990-х годов, когда его «Русская народная почта» получила престижную премию «Антибукер». В 2018 году барнаульский режиссер Руслан Гарибов представил на сцене МТА свою версию «Русской народной почты», ставшую бенефисом заслуженного артиста РФ Валерия Лагутина. И вот спустя несколько лет в репертуаре МТА снова Богаев, но теперь уже с другой пьесой, – «Марьино поле», которую режиссеры успели оценить за широкие интерпретационные возможности – кто-то ставит ее как трагикомедию, а кто-то как фантасмагорическую историю.

Воплотить этот неоднозначный материал на сцене МТА взялась Ирина Астафьева, известная барнаульскому зрителю по спектаклю «Леха», поставленному в Алтайской драме в 2020 году. Как и прошлая работа режиссера, заявленная как sound-драма, «Марьино поле» тоже получился спектаклем богатым на музыкальные решения. Причем и в том, и в другом случае за эту часть постановки отвечала Екатерина Порсева – музыкально одаренная актриса Краевого театра драмы.

Пространство и время

Героини пьесы – три одинокие старухи из заброшенной деревни, которые решили отправиться на железнодорожную станцию встречать мужей, ушедших на войну в 1941-м. Каждая верит в то, что ее супруг выжил, а с именами в похоронках просто что-то напутали. Ирина Астафьева обозначила эту историю как «странствие», причем выстроенное по всем законам сказочного сюжета – с испытаниями, искушениями, выбором между добром и злом, встречами с нечистью. И пусть этот путь героинь показан в балаганной манере, по-хармсовски гротескно, все же происходящее на сцене вызывает, скорее, смех сквозь слезы. К тому же в самом тексте пьесы заложено немало ностальгических отсылок, которые режиссер усилила музыкальными вставками. Получилось, что эти три столетние старухи (причем возраст здесь – категория явно абстрактная, демонстрирующая, что они уже отжили свой век) совершают свое путешествие не из родной деревни до соседней станции, а преодолевая пространство и время. Поэтому на этом пути они встречают то демонов из прошлого (таких как Геббельс и Гитлер), то героев-символов времени (в их числе Левитан, киноперсонажи). Причем режиссер решила «провести» героинь по всей эпохе и поиграть с коллективной памятью, показав с помощью видеоряда как триумф советской космонавтики и достижения «Олимпиады-80», так и войну в Афганистане, катастрофу в Чернобыле. Что касается музыкальных флешбэков, то это довольно обширный набор: от песен «С чего начинается Родина» и «Есть только миг» до композиции Джо Дассена и цоевских «Перемен».

Одушевленная среда

На протяжении спектакля героини (Наталья Сляднева, Анастасия Воскобойник, Виктория Проскурина), каждая из которых воплощает определенный архетип женщины, то ссорятся, то мирятся, но при этом демонстрируют внутреннюю мощь, готовность справиться с любыми напастями, мешающими им достичь цели. Вдовья доля приучила их надеяться только на себя. Они – словно собирательный образ всех женщин, которые как в фронтовом тылу, так и в послевоенное время подняли страну, взяли на себя ответственность за всеобщее будущее. Спутницей этой тройки стала корова (Юлия Юрьева), которая служила то кормилицей, то защитницей, то Смертью, то транспортным средством, воспетым женщинами в переделанной песне: «Три старухи, три веселых друга – экипаж коровы боевой!». Пространство, в котором существовали героини, – это одушевленная среда, воплощающаяся хороводами как наваждениями, песнями, погружающими в ирреальный мир. Кстати, спектакль наполнен вокальными номерами, исполненными вживую артистами МТА, которые от постановки к постановке явно совершенствуют свое мастерство.

Тема женской доли к финалу спектакля проявилась еще отчетливее. Участь таких, как Мария – ждать возвращения мужей с войны. Сменяют друг друга эпохи, войны, при этом женщина остается в этом бушующем мире точкой стабильности

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Новости

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

Афиша
Новости
Соцсети